Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА МИРА И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В ФИНЛЯНДИИ'

ПРОБЛЕМАТИКА МИРА И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В ФИНЛЯНДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Область наук
Ключевые слова
ФИНЛЯНДИЯ / МИРОТВОРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / МОЛОДЕЖЬ / ДНИ АХТИСААРИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Александра Александровна

В современный период проблемы разрешения конфликтов, обеспечения мира и улучшения жизни общества не теряют своей актуальности. В связи с этим представляет интерес изучение этих направлений в образовании и работе с молодежью. На основе анализа официальных документов, научных и информационных источников рассматриваются тенденции развития миротворческого образования и обучения молодых людей работе с конфликтами в Финляндии. Особое внимание уделяется трактовке современного миротворческого образования, трансформациям понимания его роли в воспитании личности в финском контексте, рассматриваются программы обучения молодежи конструктивному общению и разрешению конфликтов. Отмечаются следующие особенности финляндского подхода: связь миротворческого образования с глобальным воспитанием и проблематикой прав человека; концентрация не только на межличностных и межгрупповых отношениях, но и на разрешении международных проблем; связывание навыков разрешения конфликта с социальным капиталом, развитием гражданского общества и международным «брендом» Финляндии; активность общественных организаций в продвижении миротворческого образования. Качества, формируемые в рамках миротворческого образования, актуальны в условиях информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PEACE AND CONFLICT RESOLUTION IN THE EDUCATION SYSTEM AND YOUTH WORK IN FINLAND

Issues of conflict resolution, peacebuilding and improving social conditions haven’t currently lost their relevance. This is why the manifestation of these aspects in education and youth work is of academic interest. This article analyses the peculiarities of peace education and children and youth conflict resolution training in Finland on the basis of official documents, scientific and information sources. Special emphasis is placed on definitions of contemporary peace education, transformations of its role in character education in the Finnish context, as well as on youth programs on constructive interaction and conflict resolution. The following special features of the Finnish approach are underlined: connection of peace education to global and human rights education; increased focus not only on interpersonal and intergroup relations, but also on resolution of international issues; association of conflict resolution skills with social capital, civil society development and the international brand of Finland; the active role of NGOs in the promotion of peace education. Qualities, shaped within peace education are relevant in the context of the information age.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА МИРА И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В ФИНЛЯНДИИ»

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

ПЕТРОЭАЕ

http://saf.petrsu.ru

http://petrsu.ru

Издатель

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

№ 3(7), 2017

Е. И. Соколова Л. А. Девятникова Ю. В. Никонова Е. О. Графова А. А. Кузьменков

Р. В. Воронов М. И. Раковская

ISSN 2500-140Х

Адрес редакции

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33.

Е-mail: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет», 2012

http://saf.petrsu.ru

Главный редактор

И. М. Суворова

Редакционный совет

С. Б. Васильев Г. Н. Колесников А. Н. Петров

Редакционная коллегия

М. И.Зайцева А. Ю. Борисов Т. А. Гаврилов А. Ф. Кривоноженко

Службы поддержки

А. Г. Марахтанов А. А. Чалкин Э. М. Осипов Е. П. Копалева

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum_

http://saf.petrsu.ru http://petrsu.ru

УДК 327.3

Политические науки и регионоведение

Проблематика мира и разрешения конфликтов в системе образования и работе с молодежью в

Финляндии

ПетрГУ, alexandrasmirnova11@gmail.com Аннотация:

В современный период проблемы разрешения конфликтов, обеспечения мира и улучшения жизни общества не теряют своей актуальности. В связи с этим представляет интерес изучение этих направлений в образовании и работе с молодежью. На основе анализа официальных документов, научных и информационных источников рассматриваются тенденции развития миротворческого образования и обучения молодых людей работе с конфликтами в Финляндии. Особое внимание уделяется трактовке современного миротворческого образования,

трансформациям понимания его роли в воспитании личности в финском контексте, рассматриваются программы обучения молодежи конструктивному общению и разрешению конфликтов. Отмечаются следующие особенности финляндского подхода: связь миротворческого образования с глобальным воспитанием и проблематикой прав человека; концентрация не только на межличностных и межгрупповых отношениях, но и на разрешении международных проблем; связывание навыков разрешения конфликта с социальным капиталом, развитием гражданского общества и международным «брендом» Финляндии; активность общественных организаций в продвижении миротворческого образования. Качества, формируемые в рамках миротворческого образования, актуальны в условиях информационного общества.

Основной текст

Введение

В условиях трансформации системы международных отношений и процесса глобализации проблематика насилия, мира и трансформации конфликтов сохраняет свою актуальность. Положительные изменения невозможны без эффективной работы с детьми и молодежью. В центре внимания данной статьи находится система миротворческого образования Финляндии - государства, известного усилиями по кризисному регулированию на международной арене и продвижением медиации в общественной жизни. Основные тенденции развития финляндского миротворческого образования рассматриваются на основе анализа официальных документов, литературных и информационных источников.

На сегодняшний день проблематика медиации пользуется популярностью среди отечественных исследователей в связи с ее внедрением в работу общественных институтов (включая школы), однако

СМИРНОВА Александра

Александровна

Ключевые слова:

Финляндия; образование в духе мира; миротворческое образование; школьная медиация; разрешение конфликтов; молодежь; дни Ахтисаари

того же нельзя сказать об изучении образования в духе мира. Существенным исключением является изучение полиэтнического образования и его аспектов (см., напр.,[1] или [3]).

Одним из вызовов в развитии этого направления является то, что у международного термина "peace education" в русском языке нет общепринятого перевода. М. Х. Дзейтова в своей статье, посвященной этой проблеме, замечает, что в научной литературе чаще всего употребляется термин «воспитание в духе мира», а также используются такие термины как «педагогика мира», «миротворческое воспитание», «международное, глобальное воспитание» [2]. В отечественных исследованиях она предлагает использовать термин «миротворческое образование» и определяет его как «процесс целенаправленного обучения и воспитания, целью которого является формирование толерантной, миролюбивой личности, обладающей знаниями о других культурах и народах, умениями руководствоваться в поведении гуманистическими принципами и навыками ненасильственного, конструктивного общения» [2].

И. Харрис дал следующее определение: «Образование в духе мира - это процесс информирования людей об угрозах насилия и стратегиях построения мира. Образование в духе мира способствует пониманию способов трансформации культуры насилия в культуру мира» [26, 5].

В данной статье используются два наиболее распространенных варианта перевода «peace education» как «образование в духе мира» или «миротворческое образование», в данном исследовании они также являются взаимозаменяемыми.

Еще одним важным вызовом является то, что образовательные программы в духе мира - широкое понятие, поскольку на сегодняшний день они осуществляются в различных странах и понимаются по-разному. Г. Саломон выделил три социально-политических контекста реализации программ миротворческого образования:

- Контекст действующих межэтнических конфликтов (напр., Косово, Шри Ланка);

- Контекст ненасильственных межгрупповых трений на базе таких проблем как иммиграция (напр., Франция);

- Контекст относительного умиротворения (напр., североевропейские страны) [26, 3].

Несмотря на то, что данное деление относительно, Г. Саломон указывает, что в зависимости от

контекста разнятся цели, методы и результаты миротворческого образования.

И. Харрис также отмечает, что условия оказывают влияние на формирование содержания миротворческого образования. Так, в Японии большое внимание уделяется антиядерной проблематике, в странах «глобального Юга» на первом месте находятся проблемы социальной и экономической справедливости, индийские педагоги продвигают учения М. Ганди, а скандинавское миротворческое образование фокусируется на проблемах стран третьего мира и правах человека [15, с.15].

Содержание образования в духе мира также изменялось с течением времени. Современное движение за образование в духе мира началось в XIX веке, а первые педагоги, продвигающие идеи мира, стали преподавать в первой половине ХХ века. И. Харрис обозначил пять периодов образования в духе мира, которые характеризовались следующими нововведениями: (1) 1912 г. - проблематика интернационализма в образовании; (2) 1948 г. - внедрение образования на основе прав человека; (3) 1960-е гг. - проблематика развития; (4) 1980-е - интеграция экологических аспектов; (5) начало 21 века - распространение обучения, способствующего разрешению конфликтов [16].

Распространению образования в духе мира способствовала деятельность ООН по популяризации «культуры мира». В 1998 г. Генеральная ассамблея призвала к поощрению культуры мира на основе принципов, воплощенных в Уставе ООН и «на основе уважения прав человека, демократии и терпимости, содействия развитию, воспитания в духе мира, свободного потока информации и более широкого участия женщин в качестве комплексного подхода в целях предотвращения насилия и конфликтов, а также усилий, направленных на создание условий мира и его укрепления» [4]. Таким образом, было заявлено, что культура мира требует от граждан миротворческого образования.

Учреждением ООН, ответственным за продвижение образования в духе мира является ЮНЕСКО. Образование в духе мира в данной организации определяются как «обучение, развитие навыков и информирование, направленные на распространение культуры мира, основанной на правах человека» [29]. Помимо знаний о культуре мира, это образование нацелено на навыки анализа и предотвращения потенциальных конфликтов. Базовыми элементами миротворческого образования ЮНЕСКО признает уважение к себе и другим, а также навыки коммуникации, сотрудничества и грамотного поведения в конфликтах [29].

Таким образом, проблематика образования в духе мира расширялась на протяжении ХХ века. Если в начале педагогов и исследователей интересовали вопросы интернационализма, войны и мира, то в

последующие десятилетия эта проблематика развивалась благодаря вкладу других дисциплин (политэкономия, экология, право, психология), было расширено понятие насилия. Можно согласиться с И. Харрисом в том, что последние нововведения направлены на развитие навыков, важных для жизни в информационном обществе [15, 16]: это коммуникация, эмпатия, понимание динамики конфликтов, межкультурная грамотность и критическое мышление.

В то же время, следует заметить, что миротворческое образование по сей день сталкивается в разных странах с препятствиями политического и социального характера, а критика во многом связана с трактовкой понятия «мир». Как отмечает И. Харрис, в большинстве стран первостепенную роль в миротворческом образовании по-прежнему играют не школы, а общественные организации и движения [15, 19].

Первая часть статьи посвящена особенностям развития образования в духе мира в Финляндии, а во второй половине рассматриваются современные финские подходы к обучению молодежи медиации и разрешению конфликтов.

Особенности образования в духе мира в Финляндии

В Финляндии образование в духе мира всегда было тесно связано с другими междисциплинарными областями, такими как образование в духе международного взаимопонимания, образование в области прав человека, поликультурное образование и глобальное воспитание (global education).

Большую роль в трактовке этих терминов сыграла Рекомендация ЮНЕСКО о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (1974 г.) [6]. Исходя из трактовки Рекомендации, общим, «зонтичным термином» для обозначения всех указанных выше дисциплин стало именно воспитание в духе международного взаимопонимания.

В разделе «Изучение основных проблем человечества» миротворческому образованию отводятся следующие предметы изучения: «сохранение мира; различные типы войн, их причины и последствия; разоружение; недопущение использования науки и техники в военных целях и использование их в целях мира и прогресса; характер и последствия экономических, культурных, правовых и политических отношений между странами и значение международного права для этих отношений, особенно для сохранения мира» [6].

Пожалуй, пик популярности концепции образования в духе мира в Финляндии пришелся на период 1970-80-х гг. Помимо Рекомендации ЮНЕСКО этому способствовали обстановка холодной войны, а также «Дух Хельсинки» после конференции СБСЕ в 1975 году. Так, после подписания Заключительного акта, текст Хельсинкской декларации был разослан по финским школам. В тексте содержались такие понятия как уважение прав человека, мирное урегулирование споров, сотрудничество государств и невмешательство.

Популярность воспитания в духе международного взаимопонимания и миротворческого образования совпала с началом «моды» на междисциплинарность и групповую работу школьников. В этот период образованию в духе мира способствовала финская Ассоциация содействия ООН, работа которой была направлена на углубление знаний учителей о мире.

Наконец, можно отметить влияние внешней и внутренней политики на развитие миротворческого мышления в Финляндии. Один из основателей мирных исследований Й. Галтунг высказался об этом аспекте следующим образом: «Похоже, что из своего болезненного коллективного опыта Финляндия сделала выводы и превратила эту шоковую ситуацию в позитивную практику, в эффективную систему обеспечения мира. Нейтралитет - базовый аспект соседства с крупной державой, как и политика воздержания от провокаций и политика активного миротворчества» [12, 284]. В 1980-е гг. на образование в духе мира повлияла проблематика ядерного разоружения, которая была первостепенной для движения за мир.

Проблематика мира вошла и в государственные образовательные нормы. В Законе о базовом образовании 1983 года в качестве одной из образовательных задач указывается воспитание «миролюбивых людей» (rauhantahtoiseksi ihmiseksi). Там же указывалось, что образование и школьная деятельность должны, в том числе, способствовать развитию «навыков международного сотрудничества и продвижения мира» (раздел 2) [24]. В 1985 году в финской национальной образовательной программе важным этическим аспектом школьного образования было признано воспитание интернационализма, частью которого являлись ценности мирного урегулирования [21].

Развитию деятельности института также способствовало то, что 1986 год был провозглашен международным «годом мира» ООН. В 1981 году была учреждена премия ЮНЕСКО за воспитание в духе

мира, первым обладателем которой стала Хелена Кекконен. Были отмечены ее достижения в области дополнительного образования, а также международные образовательные проекты («ежегодная встреча в Финляндии» для работников дополнительного образования, в которых участвовали и советские педагоги). В 1986 году Кекконен стала генеральным секретарем Финского института образования в духе мира и занималась популяризацией среди молодежи идеи мира и международной солидарности.

В 1980-е годы продвижением образования в духе мира занимались как сотрудники Института исследований проблем мира в Тампере, так и общественные организации. Согласно О. Бьерстедту (цит. по [21]), материалы об образовании в духе мира публиковали Финский красный крест, ЮНИСЕФ, Финская ассоциация содействия ООН и Комиссия по делам ЮНЕСКО Финляндии.

Основной организацией Финляндии, отвечающей за развитие образования в духе мира, является Институт образования в духе мира (Rauhankasvatus instituutti), основанный в 1981 году. На сегодняшний день этот институт является единственной в Финляндии организацией, специализирующейся исключительно на миротворческом образовании. С самого основания института его задачами были методическая помощь учителям в вопросах образования в духе мира, проведение тренингов, организация стажировок и публикация образовательных материалов. Деятельность института также включает международные проекты в таких странах как ЮАР, Нигерия, Сомали и Намибия.

После окончания холодной войны на смену концепции международного мира пришла проблематика решения глобальных проблем. В Законе о базовом образовании 1998 года формулировка «стремление к миру» была заменена на более общую задачу «развития социально ответственной позиции» (раздел 2) [8].

Под влиянием изменений в системе международных отношений видение миротворческого образования расширилось и вобрало в себя новые направления. Деятельность финского Института образования в духе мира стала включать проблематику глобализации, защиты беженцев, охраны окружающей среды, защиты прав женщин, развития толерантности и другие вопросы. В 2000-е годы в сферу деятельности института были включены проблемы терроризма и мультикультурализма. С. Ахонен и А. Вирта замечают, что в деятельности института представлены не все аспекты насилия. Так на сайте организации нет информации о некоторых исторических событиях (таких как гражданская война 1918 г.), а также о проблеме насилия в школах, в том числе с использованием огнестрельного оружия [21].

В 1990-е годы Институт образования в духе мира столкнулся с экономическими трудностями из-за сокращения государственного финансирования, поэтому в некоторые периоды работу осуществляли волонтеры.

В 2008 году была создана финская Сеть образования в духе мира, в которую вошли Союз мира Финляндии (Rauhanliitto), Комитет защиты мира (Rauhanpuolustajat), Комитет ста в Финляндии, и Художники за мир. С сетью также сотрудничали Университет прикладных наук Диакония и Лютеранская церковь Финляндии. Целью сети было создание общей базы с образовательными материалами. На сегодняшний день эту функцию выполняет проект «Мировая школа» (Maailmankoulu), который направлен на методическую помощь школам в сфере образования в духе международной ответственности и мультикультурализма. Координацией проекта занимаются Институт образования в духе мира и общественные организации. Филиалы «Мировой школы» действуют в г. Турку, Хельсинки, Оулу, Коккола, Тампере и Йоэнсуу. На сайте проекта указано, что программа интегрирована в образовательную систему 6 муниципалитетов, а на портале «www.maailmankoulu.fi» регистрируется 20 000 посещений в год. На сегодняшний день предпринимаются попытки по интеграции данной программы в сферу работы с молодежью и других финских организаций и институтов. Программу спонсирует министерство иностранных дел.

В стандарте базового образования (Perusopetuksen opetussuunnitelman perusteet) 2014 года представлена проблематика мира. «Мир» включен в число поддерживаемых ценностей наряду с гуманизмом, стремлением к правде, справедливостью и равенством (раздел «Гуманизм, образование, равенство и демократия»). Он также является одним из предметов, рекомендуемых к изучению, наряду с устойчивым развитием, демократией, равенством и правами человека (раздел «Равенство, влияние и построение устойчивого мира») [23].

Современное разнообразие направлений деятельности Института образования в духе мира, свидетельствует о широкой трактовке миротворческого образования. На сайте института указано, что «образование в духе мира призывает людей размышлять о вопросах достоинства и справедливости. Оно продвигает участие в общественной жизни и активную гражданскую позицию... развитие мышления, обучения и совместной работы с помощью методов активного участия и сотрудничества» [20].

Согласно Институту образования в духе мира, миротворческое образование реализуется в школах,

при работе с молодежью, в деятельности общественных организаций и во время досуга [20]. Часто поводами для обсуждения проблем мира являются празднование Дня ООН, Дня прав человека, Дня Ахтисаари, а также объявление о присуждении Нобелевской премии мира.

Пытаясь оценить прогресс миротворческого образования в Финляндии, У. Веса пишет о противоречивых тенденциях. С одной стороны, прогресс виден в сфере преподавания истории и географии, поскольку авторы учебников стремятся отражать другие культуры, страны и регионы с большей точностью и сбалансированностью, чем ранее. На это, в частности, были направлены международные проекты по сравнению и корректированию школьных учебников. При этом наибольшего успеха в этих проектах добились североевропейские страны. С другой стороны, можно говорить и о регрессе некоторых направлений миротворческого образования. К примеру, после окончания холодной войны практически полностью исчезло преподавание проблем разоружения.

Размышляя об эффективности современного образования в духе мира, У. Веса отмечает космополитизм, большое количество иностранных контактов и хорошее знание языков в среде молодежи. В то же время, он указывает и на негативные тенденции, такие как шовинизм, национализм и агрессивное поведение [9].

Как и во многих других странах, на сегодняшний день финское образование в духе мира переместило внимание на проблематику межличностных отношений, его важной задачей стало предотвращение насилия и травли в школе [21].

Подводя итог, следует отметить, что пик популярности концепции миротворческого образования пришелся на период 1980-х гг. Этому способствовали деятельность ООН, поддержка Национального совета по образованию и включение этой проблематики в образовательные нормы, а также деятельность отдельных активистов и общественных организаций. На сегодняшний день миротворческое образование трактуется широко и является частью глобального воспитания. При этом построение мира остается важной составляющей образовательных ценностей Финляндии.

Проблематика ненасильственного разрешения конфликтов в образовании и молодежной политике

Обучение навыкам анализа и урегулирования конфликта является составляющей образования в духе мира. Данный раздел посвящен специфике финского подхода к разрешению конфликтов, и его отражению в работе с молодежью. Одной из современных тенденций молодежной политики североевропейских государств остается идея активации молодежи не только в экономической сфере, направленной на борьбу с безработицей, но и в области политики и общественной жизни.

Следует заметить, что обучение молодых людей ненасильственному разрешению конфликтов соответствует приоритетам молодежной политики Финляндии. В Законе о молодежи 2006 года среди задач перечислены такие элементы как развитие активной гражданской позиции, независимости и расширение прав молодежи. Среди ценностей указаны равенство и справедливость, солидарность, мультикультурализм, интернационализм и уважение к жизни (раздел 1) [18]. Современный закон о молодежи, принятый в 2016 году, также акцентирует внимание на молодёжном участии и влиянии на общественную жизнь, развитии независимости и чувства общности. В качестве основных положений провозглашены солидарность и интернационализм, устойчивое развитие и многодисциплинарное сотрудничество (раздел 2) [19]. Похожий подход свойственен и образовательной системе: в Законе о базовом образовании (граждан в возрасте 7-16 лет) указывается, что целью образования является развитие человеческих качеств и развитие ответственного с этической точки зрения участия гражданина в жизни общества (раздел 2) [8].

Работа с молодежью и развитие ее активности часто делегируется общественным организациям. Институт образования в духе мира организует для работников по делам молодежи тренинги по продвижению равенства и диалога, а также по противодействию дискриминации и риторике ненависти. Институт также организует тренинги и мероприятия для молодежи. Одним из ярких примеров является «Школа мира» (Rauhankoulu), которую Институт организует совместно с Союзом мира Финляндии. Школа предоставляет тренинги, обучающие школьников и молодых людей анализу проблем насилия и мира, прав человека, глобального развития и международной ответственности. Во время занятий используются драматические методы, ролевые игры и групповые обсуждения, которые направлены на развитие навыков диалога и ненасильственного урегулирования конфликтов, а также критического мышления, эмпатии и уважения к представителям других культур. Тренинги проводятся в г. Турку, Тампере, Вааса и Хельсинки. В 2015 году в Школе мира приняли участие 1040 учеников из 47 классов. Школа мира также проводит тренинги для учителей и молодежных лидеров. Деятельность школы спонсирует министерство иностранных дел.

Институт образования в духе мира также содействует молодежной политике, организуя волонтерскую работу и стажировки молодых людей в иностранных общественных организациях-партнерах.

В сфере предотвращения конфликтов среди финской молодежи наибольшее распространение получила медиация. В Финляндии деятельность по внедрению в школы обучения медиации развивается с 2000 года. Изначально этим занимался Финский Красный крест, однако с 2005 года задача развития этого направления была передана Форуму медиации Финляндии. Данная организация была создана в 2003 году для развития практики медиации в разных сферах жизни, таких как восстановительное правосудие, третейский суд, работа в местном сообществе, межличностные и международные отношения. Разработчики программы предполагают, что развитие медиации в школах будет способствовать положительным изменениям в финском обществе, но для этого необходимо создание «действенной культуры медиации» [11].

Форум медиации Финляндии работает со школами и другими учебными заведениями в рамках Национальной программы школьной медиации (Verso). Программа изначально получала финансирование от министерства образования, а с 2008 года в качестве спонсора выступали агентства, работающие под эгидой министерства социального обеспечения и здравоохранения.

Программа направлена на развитие навыков посредничества в конфликтах среди сверстников. В целевую аудиторию также входят преподаватели и администрация. Программа распространяется на общеобразовательные школы, а также профессиональные училища. Для работы с дошкольными учреждениями была разработана программа «MiniVerso». На ее основе детей в возрасте 4—6 лет учат общаться, учитывать интересы других, а также понимать и выражать свои эмоции.

Директор «Verso» М. Геллин подчеркивает, что в ее программе работа с конфликтом выступает в качестве обучающей ситуации, в рамках которой мнению и интересам детей уделяется большое внимание. Она отмечает, что развитие культуры посредничества в школах может привести к тому, что в будущем молодые люди будут активнее пользоваться услугами медиаторов и третейских судов [13]. Школьная медиация направлена не только на урегулирование конкретного конфликта, но и на профилактику негативного поведения. М. Геллин также указывает, что медиация может быть успешной в предотвращении травли на ранних стадиях, поскольку сверстники быстрее реагируют на признаки изменений в общении. По мнению директора программы, медиация препятствует маргинализации учащихся и исключению их из учебных заведений, и тем самым экономит финансовые ресурсы образовательных учреждений [14].

Исследование практики медиации, проведенное в 2008 году М. Геллин на базе 30 финских школ, показало преимущественно положительные оценки влияния медиации на ситуацию в школах. В опросе школьники указали, что практика посредничества в конфликтах формирует следующие навыки и качества:

- социальные навыки и компетенции в ситуациях социального взаимодействия;

- эмпатия, умение вникать в ситуацию и понимать взгляды конфликтующих сторон;

- ответственность за свое поведение;

- личностные качества - честность, терпение, умение мыслить, умение помочь;

- активная гражданская позиция, умение вносить вклад в общественную жизнь [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важной составляющей программы школьной медиации является мониторинг. Согласно статистике форума медиации Финляндии, ежегодно финские школьники прибегают к медиации около 10 тысяч раз, около 95% случаев заканчиваются нахождением решения, которое соблюдается участниками. На 2017 год программы медиации действовали в 700 школах и 1 100 детских садах, около 3 500 школьных сотрудников и 10 000 учащихся прошли обучение медиации, около 25 000 учащихся участвовали в успешном урегулировании конфликта [28].

Важной вехой в обучении молодежи работе с конфликтами стало празднование 10 ноября как «Дня Ахтисаари», которое началось в 2011 году. Праздник назван в честь бывшего президента Финляндии Мартти Ахтисаари, получившего в 2008 году Нобелевскую премию мира за свою тридцатилетнюю деятельность по урегулированию международных конфликтов.

Примечательно, что концепция дня Ахтисаари была сформулирована рабочей группой по созданию бренда Финляндии при министерстве иностранных дел. В 2011 году эту инициативу поддержали министерство образования и культуры, министерство иностранных дел, а также Национальный совет по образованию, которые призвали все школы принять участие. Следует заметить, что деятельность М. Ахтисаари и присуждение ему Нобелевской премии мира способствовало признанию медиации важной частью внешней политики и политики безопасности Финляндии. В 2010

году министерство иностранных дел Финляндии выпустило доклад «Медиация в целях мира -финляндское руководство» [22], а годом позже был принят План действий по медиации [7]. В предисловии к первому документу указывается, что «миссии по предотвращению конфликтов и регулированию гражданских кризисов - хороший пример финского товара-бестселлера, поскольку оно стало распространенной практикой постконфликтного восстановления со стороны международных организаций. Более того, обучение гражданских и военных специалистов кризисному регулированию стало одним из национальных брендов» [22]. В 2010 году Финляндия совместно с Турцией организовали на базе ООН «Группу друзей мирного посредничества» (Group of Friends of Mediation), в которую вошли представители правительств и региональные организации.

День Ахтисаари направлен на продвижение медиации, профилактики и мирного разрешения конфликтов, которые провозглашаются сильной стороной финского общества. Основный упор делается на образование и воспитание у школьников таких качеств как терпение, коммуникабельность, рациональность, критическое мышление и способность занять нейтральную позицию для урегулирования спора.

К этому дню ежегодно приурочены тренинги и мероприятия для школьников и молодежи, научные семинары, в которых принимает участие М. Ахтисаари. Как правило, мероприятия длятся несколько дней. В день Ахтисаари школьникам-медиаторам вручаются награды за заслуги в области посредничества и разрешения конфликтов своих сверстников, лауреатов выбирают сами учащиеся [25].

В фокус праздника входят как вопросы решения бытовых, межличностных конфликтов, так и проблемы разрешения споров на международной арене. В 2011 году министр по делам сотрудничества в целях развития Х. Хаутала связала развитие навыков медиации с улучшением жизненных условий и увеличением стабильности в мире [27]. В 2012 году Институт исследований проблем мира в Тампере (TAPRI) учредил междисциплинарную магистерскую программу «Мир, медиация и конфликтология», в центре внимания которой находятся проблемы насилия, развития и мира на международной арене.

В настоящий период в праздновании принимают участие около 400 образовательных учреждений - детских садов, общеобразовательных школ и гимназий. Школы могут сами разрабатывать необходимые методики или воспользоваться материалами сайта дней Ахтисаари (http://ahtisaaripaiva.fi). Рекомендованные упражнения (доступные на английском языке) созданы для старших классов, они делятся на блоки под названием «навыки переговоров», «навыки коммуникации и развитие эмпатии», «участие в общественной жизни», «мирное посредничество», «ролевая игра - разрешение конфликта» и «Финляндия и современные международные конфликты». Ролевая игра, обучающая разрешению конфликта, включена в список 100 мировых образовательных инноваций финского проекта HundrED (https://hundred.org). Симуляция направлена на развитие умения понимать разные позиции и комплексно анализировать конфликт, а также на выработку навыков переговоров и разрешения конфликтов посредством диалога.

В современный период дни Ахтисаари проходят при поддержке министерства иностранных дел, а их организацией занимается фонд «Инициатива по преодолению кризисов» (CMI). Эта организация была основана М. Ахтисаари в 2000 году, ее основная цель - представление услуг по предотвращению и урегулированию конфликтов в разных частях светаШ с помощью посредничества и организации диалога. Обучение молодых людей навыкам ведения переговоров, таким образом, направлено на развитие политики посредничества в мирном урегулировании.

Еще одной важной современной тенденцией является интернационализация молодёжного участия в разрешении конфликтов и построении мира. Правительство Финляндии поддерживает реализацию резолюции Совета Безопасности ООН № 2250, посвященную особому вкладу молодежи в обеспечение мира и безопасности [5], принятую в 2015 году. Резолюция стала поводом для проведения международного исследования влияния молодежных организаций на обеспечение мира и трансформацию институтов, препятствующих экономическому и политическому развитию обществ в разных частях мира [17].

Согласно сайту постоянной миссии Финляндии в ООН, представители этой страны входят в неформальное объединение «поборники молодежи» (Champions for youth), которое в том числе проводит консультации по поводу реализации резолюции. Указывается, что обеспечение образования и экономического развития будет препятствовать радикализации молодежи, а их рассмотрение в роли активных участников мирного процесса будет способствовать предотвращению конфликтов и установлению устойчивого мира [10].

Подводя итог, следует заметить, что особенностью финского подхода к проблематике урегулирования конфликтов среди молодых людей является связь этого направления с имиджем

страны, о чем свидетельствуют «дни Ахтисаари». При этом развитие навыков анализа и ненасильственного разрешения конфликтов связывается с социальным капиталом Финляндии, процветанием и развитием гражданского общества. Еще одна особенность - акцентирование внимания не только на навыках разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов, но и на важности поддержания мира на международной арене. Данный подход находит поддержку среди международной общественности (резолюция Совбеза ООН № 2250). В то же время организацию обучения разрешению конфликтов обеспечивают неправительственные организации, такие как Институт образования в духе мира, Форум медиации Финляндии и Инициатива по преодолению кризисов.

Обсуждение и заключение

В данной статье миротворческое образование было рассмотрено как сложное, неоднозначное понятие, содержание которого зависит от культурного, политического и временного контекста. Поскольку образовательные программы, содержащие в себе элементы мира и конфликтологии, осуществляются уже десятилетиями во многих странах мира, их эффективность заслуживает дальнейшего изучения.

Продвижению миротворческого образования в Финляндии способствовали деятельность ООН, общественные движения, влияние исследователей и педагогов, а также выбранный политический курс. Концепция образования в духе мира приобрела наибольшую популярность в 1980-е гг., основными институтами, занимающимися его продвижением среди учителей, стали Ассоциация содействия ООН и Институт образования в духе мира. Впоследствии содержание данного термина расширялось и приближалось к проблематике прав человека. В настоящий момент миротворческое образование неразрывно связано с глобальным воспитанием (или образованием в духе международной ответственности), поэтому не удивительно, что финский подход к обучению медиации и работе с конфликтами содержит мощный международный элемент.

При этом, можно отметить и вопросы деполитизации образования в духе мира: если в 1970-80-е гг. оно ассоциировалось с леворадикальными движениями, то современные изменения и популярность деятельности М. Ахтисаари способствуют большей умеренности движения за мир.

Одним из наиболее востребованных элементов образования в духе мира является обучение анализу и разрешению конфликтов. Данный навык связывается с индивидуальным воспитанием, развитием таких качеств как критическое мышление, навыки общения и сотрудничества, ответственность и активность. Развитие культуры медиации в Финляндии связывается с общественным прогрессом, развитием устойчивого гражданского общества, профилактики насилия и положительными изменениями на международной арене. Представляется, что осмысление возможностей миротворческого образования и обучение молодежи основам анализа и ненасильственного разрешения конфликтов особенно актуально в условиях информационного общества.

Статья подготовлена при выполнении проекта в рамках государственного задания Министерства образования и науки России 28.4306.2017/НМ «Исследование и информационно-аналитическое обеспечение процессов и мероприятий в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере науки, образования, инноваций и молодежной политики Российской Федерации в северной и арктической зонах».

Щ На сайте организации (http://cmi.fi/) указывается, что основными регионами, в которых работает СМ1, являются Ближний Восток и Северная Африка, Африка к югу от Сахары и Евразия.

Список литературы

1. Бирюкова А.С. Педагогические аспекты полиэтнической образовательной среды школы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. 2(2) C. 83-86. 2. Дзейтова М. Х. Проблемы терминологии в миротворческом образовании // [Электронный ресурс]. URL:

http://jurnal.org/articles/2006/ped9.html, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 3. Кутбиддинова Р. А. Ермасова А. А. Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С. 174-179 4. Резолюция Генеральной Ассамблеи A/RES/53/25 [Электронный ресурс]. URL:

http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/53/25, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 5.

Резолюция Совета Безопасности S/RES/2250 (2015) [Электронный ресурс]. URL:

http://www.un.org/en/sc/ctc/docs/2015/N1541309_RU.pdf , свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 6. Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод [Электронный ресурс]. URL: http://hrlibrary.umn.edu/instree/Ru3rceiv.html, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 7. Action Plan for Mediation / Ministry for Foreign Affairs of Finland [Электронный ресурс]. URL:

http://formin.finland.fi/public/download.aspx?ID=88395&GUID = {81F61C85-52AF-47D0-93DC-625299A5C4EC}, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 8. Basic Education Act 628/1998 [Электронный ресурс]. URL: https://www.fin oph.fi/en/laki/kaannokset/1998/en19980628.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 9. Education for Global Responsibility- Finnish Perspectives / Ministry of Education (2007) [Электронный ресурс]. URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/79403/opm31.pdf?sequence=1, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 10. Finland is actively part of the work on Youth, Peace and Securiy -resolution [Электронный ресурс]. URL:

http://finlandun.org/public/default.aspx?contentid=366767&nodeid = 35880&contentlan = 2&culture=en-US , свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 11. Finnish Forum for Mediation [Электронный ресурс]. URL: http://sovittelu.com/pdf/Finnish_Forum_for_Mediation.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 12. Galtung J. Peace Education: Learning to Hate War, Love Peace and, and to Do Something About It // International Review of Education. 1983. 19 (3). P. 281-287 13. Gellin M. Case of Finland; Policies to Support Mediation and Mediation Training (2012) [Электронный ресурс]. URL:

http://fra.europa.eu/sites/default/files/case_of_finland_m_gellin_nov_2012.pdf , свободный (Дата обращения -12.12.2017). 14. Gellin M. "Even a child can mediate." WHAT KIND OF LEARNING ARE RESTORATIVE PRACTICES IN SCHOOLS PRODUCING? [Электронный ресурс]. URL:

http://www.ssf-ffm.com/vertaissovittelu/pdf/Learning%20in%20mediation%20MGELLIN%202011.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 15. Harris I. History of Peace Education // Handbook on Peace Education / Ed. By G., Salomon Cairs E. London: Routledge, 2009. P. 11-21 16. Harris I. Peace Education Theory // Journal of Peace Education, 2004. 1(1), P. 5-20 17. Mapping a Sector: Bridging the Evidence Gap on Youth-Driven Peacebuilding: Findings of the Global Survey of Youth-LedOrganisations Working on Peace and Security [Электронный ресурс]. URL: http://unoy.org/wp-content/uploads/Mapping-a-Sector-Bridging-the-Evidence-Gap-on-Youth-Driven-Peacebuilding.pdf , свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 18. Nuorisolaki (27.1.2006/72) [Электронный ресурс]. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/kumotut/2006/20060072, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 19. Nuorisolaki (21.12.2016/1285) [Электронный ресурс]. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2016/20161285, свободный (Дата обращения - 12.12.2017) 20. On Peace Education / Rauhankasvatusinstituutti [Электронный ресурс]. URL:

http://rauhankasvatus.fi/en/praceeduaction/, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 21. Peace Education: Today in The Context of Yesterday. Swedish, Lithuanian and Finnish perspectives [Электронный ресурс]. URL: http://www.cicea.eu/pdfs/research_grant_2009-2010_peace_education.pdf, свободный (Дата обращения -12.12.2017). 22. Peace Mediation - Finland's Guidelines [Электронный ресурс]. URL:

http://formin.finland.fi/public/download.aspx?ID=59769&GUID = {8CA2CDB5-BA89-4928-A7C4-E8094C3B757B}, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 23. Perusopetuksen Opetussuunnitelman Perusteet (2014) [Электронный ресурс]. URL:

http://www.oph.fi/download/163777_perusopetuksen_opetussuunnitelman_perusteet_2014.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 24. Peruskoululaki (Annettu Helsingissa 27 paivana toukokuuta 1983) [Электронный ресурс]. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/1983/19830476, свободный (Дата обращения -12.12.2017). 25. Poussa L. Growing peacebuilders in Finnish schools [Электронный ресурс]. URL: http://www.finland.org.eg/public/default.aspx?contentid=292073&culture=en-US, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 26. Salomon G., Cairs E. Peace Education: Setting the Scene // Handbook on Peace Education / Ed. By G., Salomon Cairs E. London: Routledge, 2009. P. 1-11 27. The national Ahtisaari Day celebrated for the second time schools [Электронный ресурс]. URL:

http://formin.finland.fi/public/default.aspx?contentid = 256928&contentlan = 2&culture=en-US, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 28. The VERSO-programme in Finland Towards Restorative Learning Communities -Mediation in the field of Education / Finnish Forum for Mediation [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovitt elu.com/vertaissovittelu/tiedostoarkisto/The%20School%20Mediation%20Programme%20in%20Finland%2011-2 017.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017). 29. UNESCO's Work on Education for Peace and Non-Violence building peace through education [Электронный ресурс]. URL:

http://unesdoc.unesco.org/images/0016/001607/160787e.pdf, свободный (Дата обращения - 12.12.2017).

Issues of peace and conflict resolution in the education system and youth work in Finland

SMIRNOVA PetrSU, alexandrasmirnova11@gmail.com

Alexandra

Keywords: Annotation:

Finland; peace education; education Issues of conflict resolution, peacebuilding and improving social for peace; school medication; conflict conditions haven't currently lost their relevance. This is why

resolution; youth; Ahtisaari Days

the manifestation of these aspects in education and youth work is of academic interest. This article analyses the peculiarities of peace education and children and youth conflict resolution training in Finland on the basis of official documents, scientific and information sources. Special emphasis is placed on definitions of contemporary peace education, transformations of its role in character education in the Finnish context, as well as on youth programs on constructive interaction and conflict resolution. The following special features of the Finnish approach are underlined: connection of peace education to global and human rights education; increased focus not only on interpersonal and intergroup relations, but also on resolution of international issues; association of conflict resolution skills with social capital, civil society development and the international brand of Finland; the active role of NGOs in the promotion of peace education. Qualities, shaped within peace education are relevant in the context of the information age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.