Научная статья на тему 'Проблематика конфликта'

Проблематика конфликта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2366
266
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика конфликта»

Бутова О.Р.

ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА

Сегодня никому не надо доказывать, проблематика, связанная с изучением конфликта, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и полигики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связаны с проблемами взаимодействия людей.

Ориентация человека на «бесконфликтное» развитие общества делало проблематику конфликта неперспективной. Это привело не только к её фактическому исключению из области научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют её конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.

Не меньшую роль они играют и в социальной жизни человека, как в его интерперсональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, проблема конфликта проходит через разные области психологического знания.

Понятие конфликта принадлежит как обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его свом специфическим смыслом. Каждый понимает, что такое конфликт, однако от этого определения его содержание не становится более легким.

Понятие борьбы и конфликта не вполне совпадают по содержанию. Борьба, как и конфликт, включает в себя активные усилия, направленные на решение имеющейся проблемы, однако как форма социального поведения она не всегда имеет строго направленный характер и явного «противника». Эта неопределенность и стала препятствием на пути превращения этого понятия в научный термин.

Понятие же конфликта начинает занимать все более прочное место в теоретических описаниях социологов. Считается, что, с точки зрения понимания устройства общества и его структуры, социологи придерживаются одной из двух принципиальных позиций: теории функционализма и теории конфликта.

Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом /группой/ самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Говоря иначе, конфликт - ситуация, когда два или более субъекта взаимодействуют таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного их них означает шаг назад для другого или других.

Конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Это не исключает того, что-то и другое могут происходить одновременно. Более того, случается так, что объекта конфликта нет, а противоречие между субъектами конфликта остается.

Объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага, но и утверждая призрачные идеалы и идеи.

Различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может, быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта - противоречия между его оппонентами всегда проявляются отчетливо.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный фотографический снимок на определенный момент времени.

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Степень участия в конфликте может быть разной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Поэтому выделяют: основных участников конфликта, группу поддержки, других участников.

Все участники конфликта подразделяются на основных (прямых) и неосновных (косвенных). Основные участники конфликта - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.

Еще один объективный элемент конфликта его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

С точки зрения уровней социальной системы различают микро и макросреду конфликта.

Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды - это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальны группами и государствами. Хотя опосредовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды - это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальны группами и государствами. Хотя опосредовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта: физическую, общественно-психологическую и социальную. Все они проявляются как на микро, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом.

Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии, с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

Мотивы в конфликте - это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов.

Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности. Потребность - это такое состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования. Поэтому он является самым глубинным источником активности субъектов и толкает их на конфликтные действия. Потребности в безопасности, признании, идентичности, социальной принадлежности и присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам, целым обществам и государствам. По мнению Д. Бертона, только те организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести подлинное завершение конфликта.

Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Именно противоречие интересов рождает конфликт.

Е. С. Быкова

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ (СР) ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Согласно ученому, академику А.Н. Крылову, основная задача вуза - научить умению учиться. Действительно, ошибочно мнение, что высшая школа может выпустить законченного специалиста. Профессионала образует его собственная деятельность. Одна из главных задач вуза - научить студента учиться, учиться в вузе, учиться всю жизнь. Это умение учиться значительно развивается на самостоятельных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.