Научная статья на тему 'Проблематика и поэтика малой прозы К. Ишигуро (на примере сборника "Nocturnes: Five Stories of Music and Nightfall")'

Проблематика и поэтика малой прозы К. Ишигуро (на примере сборника "Nocturnes: Five Stories of Music and Nightfall") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика и поэтика малой прозы К. Ишигуро (на примере сборника "Nocturnes: Five Stories of Music and Nightfall")»

Млечина И.В. Типология романа ГДР. М.: Наука, 1985. 368 с.

Мотылева Т. Роман - свободная форма. М.: Советский писатель, 1982. 400 с.

Павлова Н.С. Мы не пыль на ветру // Вторая мировая война в литературе зарубежных стран. М.: Наука. 1985. С. 206-232.

Чикал JI.A. Концепция личности и пространственно-временная организация романа К.Вольф «Пример одного детства» // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков. Межвузов. сборник науч. трудов. Пермь, 1987. С. 90-100.

А.М. Адливанкина (Россия, Пермь) ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА МАЛОЙ ПРОЗЫ К. ИШИГУРО (НА ПРИМЕРЕ СБОРНИКА "NOCTURNES: FIVE STORIES OF MUSIC AND NIGHTFALL")

К. Ишигуро начинал свое творчество с трех рассказов, опубликованных в 1981г. Тематика их, что свойственно раннему творчеству писателя, была связана с Японией - её традициями и культурой.

Спустя почти тридцать лет, пройдя через опыт создания романов, Ишигуро вернулся к жанру малой прозы, опубликовав сборник «Nocturnes: Five Stories of Music and Nightfall» (2009). Мы не ставим своей задачей в этой статье сопоставить раннее и современное творчество писателя, хотя в дальнейшем, разумеется, мы предполагаем исследовать эти рассказы Ишигуро в контексте особенностей малой прозы современных английских писателей. Но на данном этапе мы предлагаем анализ сборника на проблемно-тематическом уровне.

Обращая внимание на название, читатель понимает, что перед ним не просто сборник рассказов, а сборник «музыкальных» произведений. С первого взгляда очевидно, что Ишигуро перешёл на иной уровень эксперимента с жанром и создал метажанр музыкальной прозы. Об этом свидетельствуют как музыкальная тематика произведений (в дальнейшем, мы абстрагируемся от термина «рассказ» и будем использовать лишь термин «произведение»), так и музыкальная интертекстуальность. Анализируемые произведения Ишигуро - о музыкантах (или героях, близких музыке) и для музыкантов и ценителей музыки. Сборник Ишигуро джазовый, на его страницах мы встречаем имена известных исполнителей и композиторов, в повествование органично входит цитирование известных произведений джазовой классики, раскрываются проблемы интерпретации музыкальных текстов этих произведений, а также приводится их анализ.

О А.М. Адливанкина, 2011

В повествование вводится множество «флэшбэков»: герои-повест-вователи часто обращаются к собственным воспоминаниям, смакуют их; постоянно появляются дополнительные персонажи, усложняя «партитуру» повествования. Нарратив Ишигуро «синкопировано» скачет: сюжетных линий много, они порой, как кажется, сумбурно переплетаются и перетекают одна в другую, мотив ведёт за собой следующий, они сливаются и трансформируются в третий. Как и джазовый музыкант, автор экспериментирует и импровизирует с темпом, темами и ритмом в своих произведениях. Можно утверждать, что композиция этих произведений построена по принципу алеаторики. Мы не случайно используем именно этот музыкальный термин для определения типа композиции, поскольку алеаторика - это метод композиции, допускающий вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани (в т.ч. нотного текста) и музыкальной формы и предполагающий неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения. Этот метод тесно связан с джазовой импровизацией и особенную реализацию получил в контексте джазовых произведений.

Алеаторика в музыке создаёт эффект перенасыщенности и сумбурности, такой же эффект создают произведения Ишигуро. Так, например, в рассказе «Звезда Эстрады» повествование перетекает из одной темы в другую, действие переходит от истории главного героя Янека к истории певца Тони Гарднера и его супруги Линди; затем - к истории юности Линди, после - к истории девушки, которая «вдохновила» Линди на поиск богатого и успешного супруга. Далее рассказ обращается к истории великих песен, к жизнеописанию матери Янека, которая была их страстной поклонницей, и так далее.

“At nineteen, she’d hitch-hiked to California, wanting to get to Hollywood. Instead, she’d found herself in the outskirts of Los Angeles, working as a waitress in a roadside diner...This diner, this regular little place off the highway. It turned out to be the best place she could have wound up. Because this was where all the ambitious girls came in, morning till night... These girls, all a little older than Lindy, had come from every part of America and had been in the LA area for at least two or three years... To these girls Meg was their big sister, their fountain of wisdom” [Ishiguro 2009: 19] (Выделено мной. -A. A).

Представленный отрывок демонстрирует синкопированность повествования и разнообразие и насыщенность сюжетных линий. Четыре маленьких истории - история Линди, история кафе, в котором она работала, история ей подруг, история «кладези мудрости» Мег - всё это умещается на пространстве одного абзаца. При этом фабула произве-

дения довольно проста: гитарист Янек знакомится с Тони Гарднером, который просит подыграть ему, пока он будет петь своей супруге сере -наду, стоя в гондоле. В конце оказывается, что эти люди, кажется, безумно любящие друг друга, разводятся. Насыщенный сюжет и упрощенная фабула - одна из особенностей этих произведений Ишигуро.

Другой особенностью является неожиданный финал: либо открытый, либо «скомканный», либо совершенно не оправдывающий ожиданий читателя. Так, например, финал произведения «Ноктюрн» (повествующего о талантливом саксофонисте, который решается на пластическую операцию ради карьеры) создаёт иллюзию «скомканности» и незавершённости, а финал «Малверн-Хиллз» (повествования о талантливом, но неизвестном гитаристе) практически «обрывается» - читателю не ясно, станет ли в итоге герой-повествователь успешным музыкантом, какой будет судьба Тило и Сони - гастролирующих музыкантов, которые были очарованы творчеством героя, но при этом разочарованы жизнью.

Жизнь музыканта в сборнике Ишигуро полна драматизма и переживаний. Герой-музыкант постоянно находится в поиске, он часто не понят и отвергнут любимым человеком или семьей. Творчество музыканта - это метания, переживания, жертвы. А творчество, которое превращается в профессию, - большая, просто невероятная, удача.

“ “If Tilo were here, ” she said, “he would say to you, never be discouraged. He would say, of course, you must go to London and try and form your band. Of course you will be successful. That is what Tilo would say to you. Because that is his way. ”

“And what would you say? ”

“I would like to say the same. Because you are young and talented. But I am not so certain. As it is, life will bring enough disappointments. If on top, you have such dreams as this ...” She smiled again and shrugged. “But

I should not say these things. I am not a good example to you. Besides, I can see you are much more like Tilo. If disappointments do come, you will carry on still. You will say, just as he does, I am so lucky. ” For a few seconds, she went on gazing at me, like she was memorising the way I looked. The breeze was blowing her hair about, making her seem older than she usually did. “I wish you much luck, ” she said finally”” [Ishiguro 2009: 122].

Соня не верит в успех талантливого гитариста, хотя ей и хотелось бы. Но реальности жизни музыканта, что известность приходит внезапно, неожиданно и не всегда к тем, к кому стоило бы.

Герой-музыкант у Ишигуро, как правило, один и в вечном противоборстве с окружающим миром. Он противопоставляется, разумеется, и

читателю. К слову, идеальный читатель у Ишигуро ещё и трансформируется в слушателя, и эта трансформация, как и композиция произведений, выводит произведения Ишигуро на уровень метажанра. Возможно, идеальный читатель должен быть и музыкантом, ведь читатель обыденный, в отличие от героя-музыканта и идеального читателя, не раскладывает музыкальное произведение на аккорды и звуки. А как уже было упомянуто выше, на страницах сборника часто встречается музыкальный анализ и музыкальная терминология.

“Our version of “The Nearness of You”—which featured my tenor all the way through—wasn’t a hundred miles from Tony Gardner territory, but I’d always been genuinely proud of it. Maybe you think you’ve heard this song done every way possible. Well, listen to ours. Listen, say, to that second chorus. Or to that moment as we come out of the middle eight, when the band go III-5 to VIx-9 while I rise up in intervals you’d never believe possible and then hold that sweet, very tender high В-flat I think there are colors there, longings and regrets, you won’t have come across before” [Ishiguro 2009: 153] (Выделено мной. - A. A.).

Этот внутренний монолог принадлежит саксофонисту Стиву, герою произведения «Ноктюрн». Стив талантлив, но абсолютно непопулярен из-за блёклой внешности. Поэтому он соглашается на пластическую операцию, хотя совершенно не хочет этого. Как он понимает впоследствии, жертву эту он приносит совсем не ради музыки, а ради пошлого и распущенного богемного мира, который вызывает у него исключительно отвращение.

Герои произведений Ишигуро часто вынуждены приносить какие-либо жертвы. Тило и Соня в «Малверн-Хиллз» пожертвовали ради музыкальной карьеры единственным сыном, который ненавидел шко-лу-интернат, воспитывавших его бабушек и дедушек, а затем возненавидел и родителей. Рэю, герою произведения «И в бурю, и в ясные дни» (кстати, одноименного с композицией Рэя Чарльза) приходится стать своеобразной «социальной жертвой», которой он не является, ради восстановления брака близких друзей - Чарли и Эмили. Ему приходится унизиться в глазах Эмили, только лишь чтоб укрепить в её сознании образ успешного и перспективного Чарли. Рэй - герой с собственной драмой: некогда Эмили предпочла ему Чарли, но при этом образ и характер этого героя создаются с помощью элементов комического, что лишь усиливает его драматизм и глубину.

“So I got down on all fours, and lowering my head towards the same magazine, sank my teeth into the pages. The taste was perfumy, and not at all unpleasant. I opened a second fallen magazine near its centre and began to repeat the procedure. The ideal technique, I began to gather, was

not unlike the one needed in those fairground games where you try to bite apples bobbing in water without using your hands. What worked best was a light, chewing motion, the jaws moving flexibly all the time: this would cause the pages to ruffle up and crease nicely. Too focused a bite, on the other hand, simply “stapled” pages together to no great effect” [Ishiguro 2009: 76].

В этом эпизоде Рэй, пытаясь создать иллюзию, что блокнот Эмили смял соседский пёс, жуёт парфюмированные страницы, стоя на четвереньках. До этого он устроил в квартире бедлам и по совету Чарли сварил бульон, запах которого напоминал запах псины. За этим занятием его застаёт Эмили, которая проникается к нему ещё большей жалостью, окончательно убеждаясь, что Рэй загубил свою жизнь. Однако помириться с супругом её вынуждает не ничтожное положение друга, а музыка - единственное, что действительно сближало и сближает Рэя и Эмили, хотя их музыкальные вкусы совсем не совпадают со вкусами Чарли. И этот парадокс усугубляет и без того изрядно депрессивный тон всего произведения. Для джазового мира (а сборник, как мы уже говорили, создан в классической джазовой традиции) характерна идея, что настоящий джазист должен быть несчастлив.

С точки зрения поэтики малой прозы Ишигуро. очевидно, что анализируемый сборник построен по канонам джазовой алеаторики, импровизации и мажорно-минорной гармонии. Им свойственна ослабленная фабула, которая ведёт к перемещению действия "внутрь"; для поэтики рассказов важно лирическое начало, реализованное в деталях портрета, пейзажа, интерьера. Произведения, безусловно, психологичны и печальны. Ведущими мотивами являются мотивы одиночества, отверженности, жертвенности, поиска себя и поиска музы, жажды известности, смены идеалов и ценностей. Эго мотивы одновременно музыкальные и социальные.

Мотив музыки и интертекстуальность выводят малую прозу Исигу-ро на новый жанровый уровень. Нарратив структурно схож со структурой джазового музыкального произведения. И если до опыта романа в жанре малой прозы Ишигуро чувствовал себя некомфортно, то сейчас новые эксперименты, игра с жанром и читателем, введение музыкальных эстетических категорий, трансформация читателя в читателя-слу-шателя и алеаторика произведений придают малым произведениям по-истине романную глубину.

Список литературы

Kazuo Ishiguro Nocturnes: Five Stories of Music and Nightfall. London: Faber and Faber, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.