Научная статья на тему 'Проблематика и периодизация ранней средневековой философии'

Проблематика и периодизация ранней средневековой философии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1636
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / АПОЛОГЕТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириченко Олег Игоревич

В статье обосновывается актуальность нового осмысления наследия первых средневековых философов, свободного от идеологических установок, господствовавших в нашем обществе на протяжении последних десятилетий. Автор приводит хронологию самого раннего этапа ранней средневековой философии (апологетики), а также классифицирует наследие апологетов по тематическому и проблемному признакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика и периодизация ранней средневековой философии»

Кириченко О.И., МГТУ, г. Майкоп

ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАННЕЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ

ФИЛОСОФИИ

В статье обосновывается актуальность нового осмысления наследия первых средневековых философов, свободного от идеологических установок, господствовавших в нашем обществе на протяжении последних десятилетий. Автор приводит хронологию самого раннего этапа ранней средневековой философии (апологетики), а также классифицирует наследие апологетов по тематическому и проблемному признакам.

Средневековая философия занимает важное место в истории развития научной мысли, но данному этапу до сих пор в учебных пособиях уделяется слишком мало внимания. Недостаток информации особенно ощутим при изучении студентами ранней средневековой философии, патристики, когда творили гак называемые «отцы Церкви», (от лат.рагег - отец), продлившейся с 1 по VIII вв. н.э. В данной публикации предлагается периодизация этого периода, в основу которой положены как тематический, так и хронологический принципы, а также классификация проблематики самого малоизученного периода ранней средневековой философии - апологетики.

Средневековая философия начинает свой отсчет с проповеди христианства. Первыми работами в рамках этой философии следует считать Евангелия и Послания Святых Апостолов. Однако необходимо отметить, что эти источники являются частью Святой Библии, поэтому их не корректно рассматривать как философские трактаты - они принадлежат к области религиозного мышления, а не научного. Эти тексты считаются непререкаемым авторитетом, на них ссылались при обосновании своей точки зрения, как на высшую инстанцию. Аргументировать свой тезис ссылкой на Писание - значило полностью подтвердить его. Поэтому Евангелия и Послания следует считать не первыми философскими трудами, которые положили начало новой, отличной от античной, философии, а эталоном, на который равнялась вся последующая философская мысль.

Первые философы, которых можно назвать средневековыми, хотя они жили в одно время с поздними античными мыслителями (стоиками, неоплатониками, эпикурейцами), в своих работах решали две проблемы: во-первых, они защищали учение Христа от нападок античных философов, а во-вторых, комментировали Писание.

В связи с этим внугри патристики выделяют два тематических направления в зависимости от характера и основных идей философских трудов:

1. Апологетика - философские работы, в которых авторы критикуют язычество и защищают христианство;

2. Догматика - философские сочинения, в которых объясняются различные положения из Библии, критикуются всевозможные еретические трактовки Писания.

Можно предложить следующую хронологическую периодизацию этого этапа развития философии:

I. Ранняя патристика (I - IV вв.). Считается, что этот этап завершился первым Вселенским собором в Никее (325 год). Для этого этапа характерно преобладание апологетических произведений, догматические установки многих авторов впоследствии были отвергнуты официальной Церковью, но это не умаляет значения их творений. Внутри этого этапа можно выделить два временных периода:

а) апостольский период - время, когда жили и творили апостолы и их ученики, которые непосредственно общались с ними. К апостольским ученикам можно отнести таких «отцов Церкви», как апостол Варнава, святой Дионисий Ареопагит, святой Климент Римский, святой Игнатий Богоносец, святой Поликарп Смирнский, святой Ерм, святой Папий;

б) постапостольский период - время с начала II века до первой четверти IV века. Основными фигурами в этот период были Татиан, Ириней Лионский, Тертулиан, Кли-

мент Александрийский, Ориген, Киприан Карфагенский, Евсевий Кесарийский. В целом данный период принято в научной литературе называть апологетикой.

II. Зрелая патристика (IV - V вв.) - в этот период на первое место выходят догматические работы, т.к. Церковь ожесточенно боролась с многочисленными еретическими учениями, появившимися в то время. Этот этап проходил на фоне вселенских соборов, на которых окончательно формировалась официальная церковная доктрина. Намечаются первые элементы раскола между западной (католической) и восточной (православной) Церковью. Наиболее характерные фигуры этого этапа: Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иероним Блаженный, Августин Блаженный.

III. Поздняя патристика (V - VIII вв.) - в этот период начинает сказываться кризис патристики, связанный с тем, что она исчерпала себя. Апологетика становится ненужной вовсе, так как уже не надо оправдывать и защищать христианство от нападок со стороны языческих философов: христианство стало официальной государственной религией. Догматика также перестает быть предметом философствования после того, как все догматы становятся официальной доктриной церкви, а на вселенских соборах обличены всевозможные ереси. Церковь вступает в период административного строения, вхождения во власть, дух свободного философствования уступает место кропотливому изучению наследия предыдущих этапов патристики. Но все равно следует отметить работы таких мыслителей того времени, как святой Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин.

Многие философские сочинения, созданные в период так называемой апологетики, долгое время были в нашей стране под запретом, что обусловило малоизученный характер деятельности апологетов. Однако, учитывая огромное значение данного периода для развития всей западной философии, нельзя оставлять без внимания их наследие, и далее предлагается проблемно-тематическая классификация этого этапа.

Прежде всею, следует обратить внимание на сложности, которые возникают при изучении этого периода. Во-первых, далеко не все тексты, упоминаемые первыми исследователями. например Евсевием Кесарийским в его «Истории Церкви» (ок. 340 г.) дошли до наших дней. Во-вторых, многие дошедшие до нас тексты, не всегда могут считаться бесспорными, так как нет никакой уверенности в том, что при последующем их переписывании они не подвергались изменениям по соображениям идеологической конъюнктуры. Но эти факторы лишь затрудняют изучение вопроса, а не делают его исследование невозможным.

Известные современной науке тексты апологетов можно классифицировать по нескольким признакам.

По жанру философские произведения делятся на послания, например, семь посланий Игнатия Богоносца, трактаты («О небесной Иерархии» Дионисия Ареопагита или «О началах» Оригена), аллегорические произведения («Пастырь» Ерма, «О Пасхе» Мелитона Сардинского).

По своей тематике сочинения делятся на апологии («К язычникам» Тертуллиана, «Против Цельса» Оригена) и догматические книги («О прескрипции против еретиков» Тертуллиана, «Стоматы» Климента Александрийского).

По временному фактору ранняя патристика (апологетика) подразделяется на апостольский и постапостольский период.

Представители поста постол ьс ко го периода делятся на несколько школ:

1. Малоазийская школа- ее представители обучались в различных городах малой Азии, чаще всего в Смирне или Эфесе. К этой школе принадлежат Ириней Лионский, Ипполит Римский. Юлий Африкан.

2. Североафриканская школа - ее цитаделью был Карфаген, один из главных культурных и духовных центров Римской империи в первые века нашей эры. Наиболее яркими представителями этой школы были Тертуллиан и Киприан Карфагенский.

3.Александрийская школа - Александрия была просветительским центром в первые века существования христианства. Эту школу представляют Пантен, Климент Александрийский, Дионисий Александрийский, Ориген.

4. Атиохийская школа - ее представители жили в Сирии или в Палестине. В нее входят Дорофей, Лукиан, Татиан, Григорий Чудотворец, Памфил.

И, наконец, представителей ранней патристики можно разделить по методологическому признаку на две группы в зависимости от того, какую роль они отдавали разуму в богословии.

Одна группа философов (Ириней, Татиан, Тертуллиан) игнорировала участие разума в деле веры, главное внимание уделялось озарению, интуиции, вере. Другая группа, наоборот, считала, что для более твердого основания веры ее нужно подкреплять доводами разума и логики. К этим мыслителям принадлежали Климент Александрийский, Ориген.

Таким образом, ранняя патристика выполнила две главные задачи, стоявшие перед ней - была осуществлена проповедь христианского учения по всей Римской империи и в ближайших сс окрестностях, а.также одержана победа в схватке с представителями античной философии.

Изучение этого периода ранней средневековой философии имеет большое значение для понимания истории развития философской мысли как Запада, так и Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.