Научная статья на тему 'Проблематика формирования специальных физических качеств на занятиях спортивными единоборствами'

Проблематика формирования специальных физических качеств на занятиях спортивными единоборствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1509
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика формирования специальных физических качеств на занятиях спортивными единоборствами»

№ 1 - 2/ 2015

УДК 37.046:001.08

С.В. Усков

К. пед. наук

Доцент кафедры физической и огневой подготовки Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

Г. Симферополь, Российская Федерация

В.В. Гринёв Преподаватель, майор полиции Кафедра физической и огневой подготовки Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

Г. Симферополь, Российская Федерация

ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНЫМИ

ЕДИНОБОРСТВАМИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы специфики и возможностей внедрения, разработанных авторами методологий и их составляющих специальной физической подготовки в единоборствах, а также направлений усовершенствования этого достаточно многогранного аспекта спортивной педагогики

Ключевые слова

Воспитание, выносливость, гибкость, качество, ловкость, методология, сила, скорость, формирование

Актуальность исследования заключалась в том, что, несмотря на наличие большого количества научных исследований, относительно физической подготовки спортсменов в различных видах спорта, в единоборствах изучение данных вопросов пока ещё проходит на недостаточном уровне. Тем более что специальная физическая подготовка претерпевает постоянный процесс усовершенствования. Поэтому существует необходимость изучения специфики и возможностей внедрения, предложенных авторами методологий и их составляющих специальной физической подготовки, а также направлений усовершенствования этого достаточно многогранного аспекта спортивной педагогики.

Раскрытые вопросы данного исследования позволят получать оптимальные результаты за минимальное время, без функциональной и психологической перегрузки спортсменов, соответственно цели этого направления спортивной тренировки.

По мнению физиологов [4] каратэ-до, бокс, спортивная борьба, рукопашный бой - это физическая работа субмаксимальной и максимальной мощности. Большие мгновенные физические напряжения в поединке на различных дистанциях сменяются полной мышечной релаксацией в интервалах боя или же изнурительной работой требующей значительных физических затрат для преодоления атакующих действий противника. Для этого спортсмен-единоборец должен обладать хорошей специальной физической подготовкой.

Правильные движения телом, сила реакции, скорость нанесения удара или выполнения броска помогают увеличить и сфокусировать потенциальную силу. Скорость, играющая важную роль в единоборствах, должна постоянно наращиваться за счет простых составных движений, которые выполняются в сочетании с движением тела. Скорость без силы

226

Международный научный журнал «Инновационная наука»

неэффективна. На скорость и силу влияет цель движения. Как в любой другой физической деятельности, большое значение имеет чувство равновесия, так как от этого зависит координация движений. Чтобы приобрести нужную силу удара или броска, необходимо следовать некоторым основным законам физики. Это сводиться к использованию веса тела в сочетании с его скоростью и перенесением в результате силы в нужную точку. Таким образом, сохраняется значительная часть биоэнергии.

Воспитание и совершенствование таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость должно осуществляться в учебно-воспитательном процессе систематически.

Специальные скоростные качества в единоборствах воспитываются в первую очередь посредством специальных методов спортивной тренировки, в которые входят:

Метод уменьшения времени, отводимого на решение двигательной задачи. Можно проводить поединки с задачей выполнить прием в короткий промежуток времени (с «форой»), в которых одному из студентов предлагается ликвидировать «преимущество» противника и победить (в течение 1 - 2 минут).

Интервальный метод. Предлагается провести несколько (3 - 5) схваток по 1 - 2 минуты в быстром темпе с интервалом 3 - 5 минут. Постепенно отрезки отдыха сокращаются, а время схваток и темп сохраняются.

Переменный метод. Предлагается вести схватку в переменном темпе «взрывами», с увеличением быстроты действий до предела на короткие промежутки времени (1 - 2 минуты). От занятия к занятию промежутки поединков с малым темпом сокращаются.

Методнарастания времени поединка. Предлагают провести короткую схватку в быстром темпе, затем от занятия к занятию время схватки понемногу увеличивают, следя за тем, чтобы быстрота не уменьшалась.

При воспитании скоростных качеств у единоборцев исследователи [2; 7] также рекомендуют использовать игровой метод спортивной тренировки.

Для развития специальных силовыхспособностей на занятиях по единоборствам применяют специальные силовые и общеразвивающие упражнения, используя снаряды и тренажеры как традиционного образца (гантели, штанги, гимнастические канаты и т.д.); так и спортивные снаряды, присущие исключительно данному виду единоборств, и позволяющие максимально целенаправленно решать задачи специальной силовой подготовки для определённых групп мышц. Например в традиционном каратэ-до используют снаряды староокинавского образца: тяси (яп. - гантели с диском на одной стороне), гетто (яп. -железные колодки-башмаки), глиняные кувшины с песком и т.д.

Для воспитания силовых качеств в единоборствах используют методы: «До отказа».При выполнении упражнений предлагается непредельное отягощение (60 - 80 % от

максимального), при котором движение может повторяться неоднократно (10 - 30 раз). Последние повторения действия выполняются на фоне усталости и с предельным напряжением. Как пример можно назвать лазание по канату. Выполнив упражнение «до отказа», занимающийся должен еще продолжить работу в уступающем режиме (спускаясь вниз), что дает дополнительную нагрузку. Данный метод предусматривает подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания на одной ноге, ходьба по лестнице, в гору и др. После небольшого отдыха выполнение упражнения может быть повторено. Выполнение упражнений для развития силы этим методом рекомендуется проводять в заключение занятий. Применение метода «до отказа» в подготовительной части приводит к накоплению усталости и не способствует качественному решению задачи основной части. В подготовительной части

227

№ 1 - 2/ 2015

метод «до отказа» может быть использован только в том случае, если в основной части от занимающихся не потребуется проявления больших усилий.

Метод предельных (больших), нагрузок.Упражнения выполняются с предельным отягощением, таким, при котором спортсмен может выполнить упражнение только 1 - 2 раза. При применении этого метода усталость наступит гораздо быстрее, чем при применении метода «до отказа». Восстановление же после выполнения упражнений происходит быстрее. После небольшого отдыха (3 - 10 минут) упражнение повторяется (делают несколько подходов). Упражнения выполняются со штангой, гирями и другими спортивными снарядами.

Метод меняющихся нагрузок.Сначала упражнение выполняется с небольшим отягощением, затем со средним и, наконец, с предельным. Могут быть и другие варианты последовательности: сначала выполняется упражнение с большим отягощением, затем с несколько меньшим; вначале упражнение с малой нагрузкой, затем с предельной, и опять с малой, но с большим количеством повторений. Данный метод применяется, когда комбинируются различные упражнения для развития силы. Например: приседания, прыжки и приседания с партнером на плечах и др.Это наиболее распространенный метод развития силы в единоборствах.

Упражнения в статическом режиме позволяют выработать способность противодействовать усилиям противника или каким-либо силам в течение какого-то времени. Способность развивать большие статические напряжения мышц вырабатывается следующими методами: Изометрический.Ученик принимает какую-либо позицию, и удерживают ее до предела (например: низкая фронтальная стойка в каратэ-до). Нужно подбирать упражнения, требующие больших усилий, чтобы занимающийся мог удержать позу не более 8 секунд. Чем больше усилий прилагает ученик, чем меньше времени может удерживать позу, тем эффективнее воздействие нагрузки.

Разновидностью этого метода является метод постановки непосильной задачи. Занимающемуся предлагают переместить непосильный вес. В этом случае требуется предельное статическое напряжение. Такие напряжения можно развивать, прилагая усилие к закрепленным предметам или партнеру, штанге очень большого веса. Следует учитывать, что подобные упражнения вызывают отрицательные эмоции, связанные с невыполнением поставленной задачи. Поэтому нужно подкреплять задание определенными мотивами, поощрением.

Уступающий метод. К соответствующим мышцам прилагается значительно большая физическая сила, чем та, которую они могут преодолеть или удержать. В результате предельно напряженная мышца растягивается. В этом случае развивается сила, иногда значительно превосходящая силу, которую мышца может развить при динамическом режиме работы. Наиболее типичными для этого метода являются упражнения с партнером (упражнения с сопротивлением), спрыгивания с высоты и др.

Данный метод весьма эффективен для развития статической силы мышц сгибателей плеча, которые оказывают сопротивление при попытке проведения болевых приемов.

Методы развития специальных силовых качеств в учебно-воспитательном процессе единоборств: удары по спортивным снарядам (боксёрский мешок, лапы, макивара и т.д.); выполнение бросков с манекеном; имитация ударов с отягощением. Вес груза должен подбираться индивидуально, приблизительно его величина должна колебаться от 0,5 до 5 килограмм; имитация ударов с преодолением силы сопротивления амортизатора. При выполнении этих упражнений силы сопротивления и отягощения не должны искажать биомеханику заданных технических действий; сочетание вышеизложенных упражнений с

228

Международный научный журнал «Инновационная наука»

ударами по спортивным снарядам; остановка ударом движущихся навстречу спортивных снарядов; проведение спарринга с более сильным и тяжелым партнером; метание ядер, камней, набивного мяча, удары кувалдой по автомобильному баллону.

Воспитание скоростно-силовых качеств на занятиях единоборствами является одним из базовых. Под скоростно-силовыми качествами исследователи понимают [2; 6] способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.

Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе «взрывного» характера относятся упражнения, как с ациклической, так и с циклической структурой движения. С.Г. Саенко [3] разделяет все упражнения для развития скоростно-силовых качеств в каратэ на три группы. Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается. Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая. Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.

Применяются комплексы методов спортивной тренировки: сопряженного воздействия, повторный, вариативного воздействия и кратковременных усилий.

«Выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё» [2, с. 463].

Чтобы совершенствовать способность выполнять физическую работу в поединке более экономно (специальная скоростно-силовая выносливость), применяются следующие методы:

Метод длительных поединков средней или ниже средней интенсивности.Даются схватки, в 2 - 6 раз превышающие по времени схватки на соревнованиях. Ученик должен, сам распределить свои силы на этот срок. Длительные поединки приводят к тому, что ученик все внимание направляет на сохранение сил до конца установленного срока, старается не применять действий, которые требуют очень больших затрат энергии. Даже если ученик в начале тренировочной схватки и не стремится экономить силы, то после определенного срока он устает и уже, не имея возможности развивать большие усилия, вынужден искать более экономичные способы выполнения действий.

Метод поединка уставшего с не уставшим является разновидностью предыдущего метода. Только в этом случае ученик, как правило, без перерыва должен биться с несколькими противниками подряд. Партнера можно менять каждую минуту (время может быть разное), ставя задачу «измотать» его.

Поединок с заданием утомить противника.В таких спаррингах тренер ставит перед учеником задачу вести борьбу так, чтобы утомить противника до невозможности продолжения борьбы. Одновременно он должен сохранять возможно большую работоспособность. Эта задача может решаться как в отдельной схватке, так и в схватках с несколькими противниками подряд. В последнем случае ставится задача так провести эти поединки, чтобы соперники в результате усталости один за другим отказывались от их продолжения.

Поединок на более короткое время до чистой победы.Эти спарринги позволяют выработать умение добиваться победы в короткий срок и за счет этого сохранять энергию для последующих схваток в соревнованиях. Обычно такие задания даются в схватках более опытных с менее опытными. Менее опытному соответственно дается задание возможно дольше про-

229

№ 1 - 2/ 2015

держаться и не дать опытному противнику выиграть схватку чисто. Могут быть проведены своеобразные соревнования между опытными бойцами: «кто меньше времени затратит на схватки с неопытными». Таким образом, вырабатывается навык борьбы, который позволяет спортсмену в схватках с менее опытными сохранять энергию и в ответственных схватках с более опытными (равными) побеждать за счет «экономии», то есть наличия большего ресурса энергии, меньшей усталости.

Тренер-преподаватель должен уметь определять недостатки выносливости у учеников и их разновидности. Чтобы определить недостаток общей выносливости (функциональных способностей деятельности систем), тренер следит за дыханием и пульсом. Если развиваются очень высокие показатели пульса и частоты дыхания при невысокой интенсивности работы и работоспособность снижается в результате недостатка этой функции организма, то следует развивать общую выносливость. Если ученик выполняет большую (интенсивную) работу, но нерационально затрачивает свои силы, излишне напряжен или скован в ходе схваток, то следует развивать специальную выносливость или способность работать экономично. Необходимо научить регулировать и, по возможности, снижать умственную, сенсорную, эмоциональную и однообразную двигательную нагрузку.

Обобщая вышесказанное можно предположить, что, выносливость нужно развивать, ориентируясь всегда на специфические требования соревнований. Поэтому при развитии скоростной выносливости, характерной для работы субмаксимальной и максимальной мощности, когда мобилизация энергии происходит преимущественно в анаэробных условиях, общая и специальная соревновательные выносливости взаимосвязаны. Достижения, связанные с выносливостью данного типа, требуют высокой аэробной и максимальной анаэробной производительности. При этом необходимо помнить, что основу для развития анаэробной возможности составляет аэробная производительность.

При планировании и организации учебно-воспитательного процесса необходимо конкретизировать каждое занятие не только в технико-тактическом плане, но и в плане совершенствования физических качеств.Обычно в основной части тренировки используется лишь повторный метод, когда поединки повторяются после минутного перерыва, причем интенсивность нагрузки не регулируется и степень функциональной нагрузки определяется лишь видом тренировки и иногда самочувствием бойца. Специальные же, заранее запланированные восстановительные процедуры, например, после вольного или условного боя, не используются. В результате развивается лишь общая, а не скоростная выносливость, соответствующая специфике трехраундового боя.

Для выработки скоростной выносливости учебно-тренировочный процесс необходимо строить таким образом, чтобы последовательно решались вначале задачи развития общей, а затем скоростной выносливости.

Ведущее правило построение тренировочных программ воспитания ловкости (координационные качества) - высокая вариативность средств и методов спортивной тренировки.

Методы развития специальной ловкости в единоборствах: работа на снарядах в динамическом режиме (например: партнёр после имитации атаки, быстрым движением поднимает боксерские лапы, спортсмен успевает нанести по ним несколько ударов); проведение поединков с разнообразными по телосложению, технике, тактике, стойке, весу, физической подготовленности, квалификации противниками; с несколькими противниками (причём в разных тактических условиях: «конвейер», «коридор», «в развёртку», «в расходку» и

230

Международный научный журнал «Инновационная наука»

т.д.) [5]; на площадках, различных по размеру и покрытиям: жестких, мягких, скользких, неровных; в ограниченном или затемнённом пространстве.

В структуре занятия единоборствами средства развития координационных способностей распределялись следующим образом. При проведении подготовительной части занятия используются общеподготовительные координационные упражнения. Широко применяются в этой части занятия упражнения, направленные на совершенствование способностей к равновесию, дифференцированию, пространственной ориентации, а также упражнения, целенаправленно воздействующие на функции вестибулярного и кинестетического анализаторов. Доля общеподготовительных координационных упражнений в этой части занятия составляла до 50 - 60 % от общего объема упражнений (до 15 минут учебного времени).

В основной части занятия ведущими средствами развития координационных способностей являются специально-подготовительные и сопряженные координационные упражнения. В первой половине основной части занятия - это акробатические, имитационные, подводящие упражнения, а также упражнения в страховке и самостраховке. Широко применялись формирующие игры-задания. При обучении техники и тактики используются упражнения, целенаправленно воздействующие и на координацию движений.

Во второй половине основной части занятия используются средства, сопряженно развивающие координационные и другие физические качества. Доля специальноподготовительных и сопряженных координационных упражнений основной части занятия составляет до 30 % от общего объема упражнений, что занимает до 20 минут учебного времени.

Важным методическим положением координационной подготовки в единоборствах является учет индивидуальных особенностей проявления координационных способностей у каждого занимающегося при обучении двигательным действиям. В этой связи целесообразно проводить деление учебной группы на три подгруппы: подгруппа слабых - имеющих низкий уровень координационной подготовленности, подгруппа средних - имеющих средний уровень развития координационных способностей, подгруппа сильных - высокий уровень развития координационных способностей. Уровень развития координационных способностей во многом определяет такую индивидуальную особенность, как моторная обучаемость, то есть способность к усвоению двигательных действий. В связи с этим, в процессе занятий по единоборствам на этапе обучения в слабой подгруппе изучаются технические действия малой сложности, в средней подгруппе - приемы средней сложности, для подгруппы с высоким уровнем развития координационных способностей необходимо предлагать технические действия высокой сложности.

В единоборствах гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает проявление силы, быстроты, выносливости, увеличивает затраты энергии и снижает экономичность работы.

Выполняемые упражнения на гибкость могут носить активный, пассивный и смешанный характер, а также выполняться в динамическом, статическом или смешанном -статодинамическом режиме.

Исследователи [2] различают два вида гибкости: активная гибкость - это амплитуда движений в результате приложения усилий собственных мышц. Развивается упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц; упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции. Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание

231

№ 1 - 2/ 2015

махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них. Пассивная гибкость - амплитуда движений в результате приложения внешних сил. Развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес и сила партнера, вес различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды.

Методы спортивной тренировки развития специальной гибкости в единоборствах:при работе в парах: спортсмен выполняет статическое положение удара ногой, партнёр

поддерживает ногу, выполняя упражнение поднимания-опускания в горизонтальной и вертикальной плоскости;при работе у опоры: спортсмен выполняет статическое положение удара ногой, одновременно производя наклоны к ударной ноге;при работе на спортивных снарядах (блоках): «...укрепите на расстоянии полтора метра один от другого два блока и пропустите через них крепкую верёвку. Прикрепите один конец верёвки к стопе, другой обеими руками тяните на себя, выпрямляя ногу вверх и в сторону. Это полезное приспособление для расслабления и растяжки ног, оно может служить также для отработки правильного рисунка удара ногами» [1, с. 227]; при работе в «полушпагате»: спортсмен выполняет статическое положения удара ногой в сторону в приседе, одновременно производя наклоны к ударной ноге и покачивания в вертикальной плоскости.

Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять возможно чаще, особенно в юношеском возрасте, когда гибкость снижается. Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной части каждого занятия.

В заключении можно сказать, что научно-методологический анализ данного исследования позволил установить определённую характерность специальной физической подготовки, как базовой для всей системы спортивной тренировки в единоборствах, позволяющей достижение высоких соревновательных результатов.

Проблема специальной физической подготовки находится в перманентном состоянии совершенствования. Исследования отдельных аспектов данного вопроса, дают возможность сложить полное представление об особенностях этого довольно специфического учебновоспитательного процесса. В дальнейших исследованиях авторы попытаются осветить вопросы структуры и взаимосвязи компонентов общей и специальной физической подготовки на различных этапах спортивного совершенствования, а также особенностей и реализации специальных двигательных способностей в основных элементах техники различных направлений единоборств.

Список использованной литературы:

1. Нишияма Х., Браун Р. Каратэ; [пер. с англ. А. Алекс]. - Х.: Рубикон, 1994 . - 240 с.

2. Озолин Н.Г. Профессия-тренер. - М.: Астрель, 2004. - 863 с.

3. Саенко В.Г. Побудова тренувального процесу спортсмешв рiзноi квалiфiкацii, яю спецiалiзуються з кюкушинкай карате: Автореф. канд. наук з фiз. виховання та спорту. - К., НУФВЮ Украни, 2008. - 22 с.

4. Смирнов В.М. Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: Владос-пресс, 2002. - 608 с.

5. Усков С.В. Специфика воспитания специальной физической подготовки на занятиях спортивными единоборствами (каратэ) /Актуальш проблеми фiзичноi культури, олiмпiйського й професшного спорту та реабштаци у навчальних закладах Украши // збiрник наукових праць. - Юровоград: КДПУ iм. В. Винниченка, 2008 р. - С. 110 - 114.

232

Международный научный журнал «Инновационная наука»

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2008. - 480 с.

7. Чуносов М.А. Специальная физическая подготовка. - Симферополь: Таврия, 2003. - 260 с.

© С.В. Усков, В.В. Гринёв, 2015

УДК 51

В.И.Цубера

студентка 4 курса факультета педагогики и психологии Кубанский государственный университет филиал в г.Славянске-на-Кубани

Г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

О.В.Игракова К.п.н., доцент факультета педагогики и психологии Кубанский государственный университет филиал в г.Славянске-на-Кубани

Г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО СЧЕТА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной проблеме использование устного счета в аспекте формирования вычислительных навыков у младших школьников. Важность проведения систематического и целенаправленного устного счета на уроках математики в начальных классах. Для эффективного формирования вычислительных навыков необходимо учителям учитывать подбор заданий для организации устного счета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова

Устный счет, вычислительный навык, математика, интерес.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования от учителя требуют умения придать учебному и воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того в ходе обучения математике необходимо развивать у учеников начальных классов личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия, так же развивать у младших школьников способность сравнивать, рассуждать, наблюдать и т. д.

Важную роль в деле развития мышления учеников на уроке математики играют систематически и целенаправленно предлагаемые учащимся учебно-познавательные задачи для устного счета.

Несмотря на нынешнее обучение компьютерных технологий и повышением компьютерной грамотности учеников, полноценно усвоить школьную программу большинству учеников трудно. Причин много, одна из них - слаборазвитые вычислительные умения и отсутствие навыков устного счета у большинства учащихся.

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.