Научная статья на тему 'Проблематика дополнительного образования детей в статьях «Вестника ТГПУ» (2010-2014)'

Проблематика дополнительного образования детей в статьях «Вестника ТГПУ» (2010-2014) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика дополнительного образования детей в статьях «Вестника ТГПУ» (2010-2014)»

ОБЗОРЫ

УДК 37

В. В. Лобанов

ПРОБЛЕМАТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СТАТЬЯХ

«ВЕСТНИКА ТГПУ» (2010-2014)

Статья, предлагаемая вниманию исследователей дополнительного образования и внешкольной работы, представляет собой обзор публикаций научного журнала «Вестник Томского государственного педагогического университета (далее - «Вестник ТГПУ»), посвященных указанной проблематике и вышедших в номерах 2010-2014 годов.

Как известно, Закон «Об образовании в Российской Федерации» характеризует образование, не сопровождающееся повышением его уровня, как дополнительное. Этот тезис вполне позволяет отнести к дополнительному образованию самые различные социальные практики, связанные с развитием личности. Уточним, что в настоящей статье обозначенная предметная область помещена в границы дополнительного образования детей, которое обладает значительными учебно-воспитательными возможностями в ракурсе его непрерывности. Представление предметной области «дополнительное образование детей» в номерах «Вестника ТГПУ» осуществлено в основном силами аспирантов и сотрудников вуза.

В этом факте нет ничего удивительного: известно, что авторы чаще склонны публиковаться в журнале своего вуза, следовательно, изучение уже вышедших статей может помочь спрогнозировать абрис тематики номеров в будущем. Кроме того, приоритетное внимание к публикациям профессорско-преподавательского состава Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) обусловлено потребностью компетентного консультирования студентов в режиме написания курсовых, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций. Благодаря обзору можно ответить на вопрос: какие сотрудники ТГПУ могут более успешно руководить студенческими исследованиями по дополнительному образованию и по каким именно аспектам?

Итак, в течение 2010-2014 гг. в журнале «Вестник ТГПУ» увидели свет 34 научные статьи по различным аспектам дополнительного образования детей. Подчеркнем, что при отборе материалов для обзора мы руководствовались не только аннотациями, но и содержанием статей. Из рассмотрения исключены работы, которые посвящены образованию «в общем», иными словами, содержащие положения, применимые к разным видам образования, а не только к дополнительному. Были проанализированы статьи, которые лишь частично затрагивают обозначенные проблемы, скажем, примерами из предметной области, что объясняет, почему в названиях и даже в некоторых текстах нет «ключевых слов».

Таблица!

Количество публикаций «Вестника ТГПУ» по проблемам дополнительного образования

детей

Год 2010 2011 2012 2013 2014

Количество статей 1 8 8 14 3

Как видно из таблицы 1, на протяжении 2010-2013 гг. представленность проблематики дополнительного образования в журнале «Вестник ТГПУ» демонстрировала существенный рост (данные 2014 года до его завершения не могут быть подвергнуты количественно-

му анализу). При этом подсчет показал, что из 34 статей авторами, не работающими в ТГПУ, написано 12 работ, 3 статьи изданы в соавторстве с преподавателями ТГПУ и 19 статей принадлежат ученым Томского педагогического вуза.

Учитывая вышеизложенное, добавим, что в период 2010-2014 годов более одной статьи по проблемам дополнительного образования детей опубликовали в «Вестнике» сотрудники вуза (в алфавитном порядке): Л. А. Беляева - 3 статьи, из них 2 в соавторстве; Л. С. Дёмина (Ерёмина) - 2 статьи в соавторстве; В. В. Лобанов - 4 статьи, из них 1 в соавторстве; В. И. Ревякина - 4 статьи, из них 1 в соавторстве; М. А. Червонный - 3 статьи в соавторстве. Проанализируем труды этих авторов в названной последовательности.

Содержание статей перечисленных сотрудников свидетельствует об устойчивости их профессиональных интересов в области дополнительного образования. Так, заведующая кафедрой общей педагогики и психологии доцент Л. А. Беляева изучает различные психолого-педагогические и организационные аспекты внеурочной активности детей. В ее статье [1] проведен компаративный анализ поведения школьников в зависимости от их приверженности к спорту. Хотя в данной работе ни разу не употребляется термин «дополнительное образование», из контекста понятно, что автор взаимодействовала с теми детьми, которые занимаются спортом не только на уроках физкультуры, но и в специализированных секциях и спортивных школах. Это прослеживается в понятийном аппарате: Л. А. Беляева пишет про учебно-тренировочные занятия, а не про уроки и описывает группу детей, а не класс. Особенно ценным следует считать внимание Ларисы Александровны к негативным эффектам данной деятельности, которые иногда замалчиваются «профильными» специалистами - апологетами, борющимися за «честь мундира». В частности, Л. А. Беляева отмечает: «Занятия спортом - фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний, причем наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях, отрицательные примеры поведения, если таковые имеются в процессе учебно-тренировочных занятий, неблагоприятный психологический климат в группе» [1, с. 165].

В 2013 году Л. А. Беляева занималась вопросами детского движения и летнего отдыха. Вместе со своей аспиранткой Е. В. Сухушиной она исследовала историю и практику Союза детских организаций Томской области «Чудо» [2], а совместно с доцентом Г. Ю. Титовой и специалистом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области И. А. Пехо-вой - актуальнейшую проблему качества детского летнего отдыха [3]. Взаимосвязь данных тем очевидна: известно, что многие детские организации имеют детские лагеря, равно как и дети, побывавшие в одном лагере, время от времени желают создать собственную организацию. На это справедливо указано в статье Е. В. Сухушиной и Л. А. Беляевой [2]: «В состав союза... входит и детско-юношеское объединение «Чудо-Юдо», которое было создано в 1995 г., .когда ребята, побывавшие в лагере актива «Чудо», хотели дальше участвовать в проектах Союза детских организаций Томской области» [2, с. 78].

В центре внимания старшего преподавателя Л. С. Дёминой - процессы социализации подростков в различных локусах дополнительного образования - от внешкольных учреждений до дворовых площадок. Судя по материалам «Вестника ТГПУ», в 2011 г. Людмила Сергеевна осуществила теоретический (компонентный и критериальный) анализ процессов социализации в экспериментальной группе из 233 подростков, обучавшихся в учреждениях дополнительного образования. Опубликовав эти результаты в соавторстве со своим научным руководителем профессором В. Н. Куровским [4], Людмила Сергеевна констатировала, что в кружках и секциях внешкольных учреждений занимаются дети со средним

и высоким уровнем социализированности. Через три года, совместно с коллегами - профессором Л. Г. Смышляевой, доцентами Г. Ю. Титовой и А. В. Смышляевым - она обобщила восьмилетний опыт ТГПУ по организации детского отдыха по месту жительства. В статье [5] авторы отмечали, что программа «Городское лето», реализуемая на педагогическом факультете ТГПУ с 2006 года и по настоящее время, базируется на разработках не только современных ученых, но и классиков педагогики, таких как С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская, И. П. Иванов.

Тема истории дополнительного образования и внешкольной работы подробно раскрыта в публикациях доцента В. В. Лобанова. Еще в 2008 г., по рекомендации профессора В. И. Ревякиной, он сконцентрировал внимание на изучении дополнительного образования через исследование инновационных опытов В. С. Пирусского - талантливого доктора, администратора, социального деятеля и педагога. В цикле статей, появившихся после исследования архивных источников, были последовательно рассмотрены многие аспекты деятельности этого выдающегося педагога на рубеже Х1Х-ХХ вв.

В частности, статья [6] проливает свет на появление первых в Сибири детских летних колоний - по существу, прототипов оздоровительных лагерей. В работе [7] Виктор Викторович проанализировал созданные томским доктором оздоровительно-образовательные программы трудового воспитания, доказал их значимость для начала XX в. и педагогическую ценность для современных организаторов дополнительного образования детей. В более поздней работе [8] освещены основные вехи биографии доктора, определившие характер и особенности его творческой активности в Сибирском регионе. Закономерно, что результаты изучения практики В. С. Пирусского в настоящее время используются доцентом В. В. Лобановым при подготовке докторской диссертации (научный консультант - профессор В. И. Ревякина).

В статьях заведующей кафедрой педагогики послевузовского образования профессора В. И. Ревякиной анализируются проблемы детского движения и дополнительного образования в основном в историко-педагогическом ключе. Валентина Ивановна является признанным лидером сообщества историков педагогики, сложившегося в Томском государственном педагогическом университете. В частности, две статьи настоящего обзора написаны под руководством В. И. Ревякиной аспирантками А. А. Геворкян [9] и Э. И. Печерица [10]. Эти работы находятся в русле научных интересов руководителя и посвящены истории и современности детских объединений в России. Авторы едины во мнении, что детские объединения являются идеальной базой для воспитания и саморазвития юного поколения: «Характеристики системы дополнительного образования наиболее близки к естественной среде... обитания детей, в которой источником активности, инициации действия выступает сам подросток, его жизненный интерес» [10, с. 113]; «Несмотря на малочисленность, в детских объединениях ХУ11-Х1Х вв. учитывался личный интерес ребенка, подростка, молодого человека» [9, с. 133].

Что касается статей самой Валентины Ивановны Ревякиной, то первой из них назовем работу [11]. В ней автор переосмысливает результаты собственных усилий по развитию сети педагогических классов в Томской области, которые легли в основание ее докторской диссертации. Ключевой идеей статьи видим то, что профильные педагогические классы, появившиеся в томских школах и внешкольных учреждениях в 1990-е годы, предвосхитили государственную реформу, нацеленную на введение профильного обучения [11, с. 197]. Следовательно, данному успешному опыту, к сожалению, незаслуженно деактуализиро-ванному введением ЕГЭ (выпускники педагогических классов до введения единого госэкзамена имели льготы при поступлении в педвуз), целесообразно вновь войти в тренд сов-

ременности, учитывая непрерывное падение качества школьного образования и старение учительского корпуса.

Историко-педагогическим характером обладает статья В. И. Ревякиной (в соавторстве с В. В. Лобановым), посвященная зарождению дополнительного образования детей в дореволюционный период. В ходе анализа архивных источников авторы установили, что «Томская область в конце XIX - начале XX в. являлась одним из ведущих отечественных центров дополнительного образования» [12, с. 203]. Эту мысль профессор Ревякина развивает в статье [13], посвященной описанию инновационных для того времени попыток томского доктора В. С. Пирусского по созданию детских внешкольных учреждений. Добавим, что деятельность В. С. Пирусского - общая область научных интересов В. И. Ревякиной и В. В. Лобанова. Наконец, современную практику самодеятельной активности подростков и юношества В. И. Ревякина проанализировала в работе [14]. Выстраивая идентичность во-лонтерства как проявления молодежных субкультур, Валентина Ивановна вносит посильный вклад в дезавуирование традиционно негативного восприятия неформальных объединений, характерного для консервативной части российского общества. В частности, она характеризует волонтерство как «движение чрезвычайной важности, способствующее формированию и закреплению базовых гражданских качеств: социальной активности, ответственности, толерантности» [14, с. 76].

В статьях первого проректора ТГПУ доцента М. А. Червонного дана интересная характеристика физико-математической подготовки школьников в Центре дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования Томского государственного педагогического университета. Совместно с доцентами А. А. Власовой и Т. В. Швалёвой он изучил и представил опыт дополнительного образования интеллектуально и академически одаренных детей [15]. Система мероприятий, организованных для повышения качества физико-математического образования школьников и учителей Томской области на основе научных разработок с участием М. А. Червонного, подтвердила свою эффективность регулярными победами подростков в академических олимпиадах по физике и математике [15, с. 192].

Разумеется, формирование перспективного плана совершенствования данного профиля образования не могло обойтись без выявления и констатации результатов такой работы в лучших учреждениях города Томска. При этом показательно, что опыт лицея при Томском политехническом университете (ТПУ) вместе с директором лицея Л. А. Чиж анализируют ученые педагогического университета - Е. А. Румбешта и М. А. Червонный. В совместной публикации этих авторов [16] отмечается, что исследовательские и академические достижения учащихся лицея в немалой степени определены организованным педагогическим сопровождением [16, с. 215], что подчеркивает потребность образовательного кластера Томска в качественном педагогическом образовании.

Результирующей публикацией М. А. Червонного по обозначенной проблеме на текущий момент следует считать статью [17] (в соавторстве с доцентами А. А. Власовой и Т. В. Швалё-вой, аспиранткой Е. И. Цвенгер). Представленная модель предлагает вариант взаимодействия системы «школа-вуз» в сфере организации и реализации профильной дополнительной подготовки детей [17, с. 15], что, по всей видимости, может положительно сказаться на обеспечении реальной непрерывности физико-математического образования в регионе.

В завершение обзора публикаций сотрудников ТГПУ назовем авторов единичных статей по дополнительному образованию детей и дадим краткую характеристику их текстам. Итак, старший преподаватель И. А. Дроздецкая, автор статьи [18] выявляет значимость внеурочной деятельности для «активного включения подростка в социокультурные связи, усвоения социального и нравственного опыта, освоения опыта творческой деятельности,

проявления инициативности, развития самостоятельности и ответственности, формирования ценностных отношений и ориентаций, навыков конструктивного взаимодействия» [18, с. 205]. Она делает вывод о необходимости комплексного психолого-социально-педагогического сопровождения и поддержки подростков для развития их толерантности через разные формы организации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

В статье старшего преподавателя ТГПУ Г. А. Добрыниной [19] основной мыслью является утверждение, что подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров могут рассматриваться как одно из средств реализации стратегии модернизации образования в целом, в том числе и дополнительного [19, с. 129]. Автор не ограничивается констатацией этой мысли, а предлагает рекомендации для ее практической реализации.

В тексте доцента Л. Г. Тимошенко [20] определены педагогические возможности традиционной русской культуры. Выраженный теоретический характер данной публикации при этом не снижает ценности осуществленного автором соотнесения средств и содержания русской культуры с формируемыми личностными качествами обучающихся [20, с. 96].

В работе аспирантки О. С. Нетесовой [21] предпринята интересная попытка описания программы и методов обучения детей и подростков основам робототехники. Подчеркнем, что элективный курс, формально не относящийся к дополнительному образованию, тем не менее, является «дополнительным» по своему духу добровольности и осознанного выбора его учащимися.

В публикации [22], принадлежащей перу аспирантки И. И. Сошенко, директора офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ, в ракурсе качества подготовки обучающихся описываются различные модели взаимодействия дополнительного, общего и высшего образования. В центре исследовательского интереса И. И. Сошенко - модели ресурного, проектного, профильного, профессионального и экспертного взаимодействия. Ее авторский анализ показал, что реализация данных моделей требует многостороннего организационно-управленческого, нормативно-правового, научно-методического и информационного сопровождения [22, с. 129], и этот вывод представляется вполне справедливым.

Наконец, среди статей «Вестника ТГПУ» за 2010-2014 году присутствуют 12 работ авторов, не являющихся сотрудниками Томского педвуза. В них затронуты проблемы методологии (З. А. Каргина [23]), истории дополнительного образования детей (статьи О. Б. Лобановой и ее соавторов [24], И. Ю. Юрочкиной [25]), его воспитательные и образовательные возможности (Р. М. Мелекесова [26], Н. В. Дмитриева [27], Л. А. Казарина [28], А. Д. Про-шутинский [29], А. Я. Хасанова и С. Г. Гильмиярова [30], Л. Г. Зенкова [31], Н. Х. Агаханов [32], Ю. А. Мартыненко [33], В. И. Попова и И. А. Королёва [34]). Указанные работы носят в основном практико-ориентированный характер либо формируют теоретическую базу для дальнейшего исследования современной образовательной практики.

Итак, изучение содержания номеров позволило установить, какие аспекты дополнительного образования находятся в центре внимания авторов, публикующих свои труды в «Вестнике ТГПУ». Выяснилось, что ученых интересуют прежде всего история дополнительного образования (эта проблематика особенно широко представлена в работах сотрудников и аспирантов ТГПУ), дополнительное образование в школе и вне школы, вопросы детского движения. В качестве перспективных направлений исследования данной проблемы можно обозначить интеграцию общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и социальных партнеров в образовательные округа (комплексы) [35], создание инклюзивной образовательной среды в учреждениях дополнительного обра-

зования для детей с ОВЗ [36]. Важным результатом проделанной информационно-аналитической работы также стало выявление авторов, способных оказать качественную консультационную поддержку студентам ТГПУ при написании курсовых и дипломных исследований по дополнительному образованию детей.

Список литературы

1. Беляева Л. А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 162-165.

2. Сухушина Е. В., Беляева Л. А. Критерии оценки деятельности детских общественных организаций, входящих в состав Союза детских организаций Томской области «Чудо» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 78-81.

3. Титова Г. Ю., Беляева Л. А., Пехова И. А. Летний детский отдых в Томской области: качество предоставляемых услуг // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 177-182.

4. Ерёмина Л. С., Куровский В. Н. Социализированность как результат процесса социализации подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10. С. 166-169.

5. Демина Л. С., Смышляева Л. Г., Титова Г. Ю., Смышляев А. В. Физкультурно-оздоровительная компонента в организации детского летнего отдыха по месту жительства // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 146-150.

6. Лобанов В. В. Историко-педагогический анализ новаторских оздоровительно-воспитательных практик В. С. Пирусско-го в Томской губернии конца XIX - начала XX века // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 60-65.

7. Лобанов В. В. Роль труда в опытах физического воспитания В. С. Пирусского // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 181-187.

8. Лобанов В. В. Памяти «Сибирского Лесгафта»: к 80-летию со дня смерти В. С. Пирусского // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 3 (144). С. 190-193.

9. Геворкян А. А. Предпосылки возникновения и развития детских и молодежных объединений в России XVIII-XIX вв. // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 130-136.

10. Печерица Э. И. Особенности формирования гражданских качеств школьников средствами поликультурного воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 112-116.

11. Ревякина В. И. Профильные классы - определяющая ступень в профессиональном самоопределении школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 197-201.

12. Лобанов В. В., Ревякина В. И. Зарождение дополнительного образования детей в дореволюционный период (на материалах Томской области) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 203-207.

13. Ревякина В. И. Социально-педагогические опыты В. С. Пирусского в Томской губернии конца XIX - первой четверти XX века // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 188-193.

14. Ревякина В. И. Гражданская значимость молодежного волонтерского движения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 73-77.

15. Червонный М. А., Власова А. А., Швалёва Т. В. Использование потенциала педагогического университета в организации дополнительного образования одаренных детей в области физики и математики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 188-193.

16. Румбешта Е. А., Червонный М. А., Чиж Л. А. Организация образования одаренных в области физики и математики детей в профильном общеобразовательном учебном учреждении - лицее // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 212-216.

17. Червонный М. А., Власова А. А., Швалева Т. В., Цвенгер Е. И. Разработка модели современного педагогического образования: создание комплекса непрерывного физико-математического образования на базе педагогического университета // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 14-18.

18. Дроздецкая И. А. Исследование толерантности в подростковой среде как ориентир для моделирования внеурочной деятельности школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 203-205.

19. Добрынина Г. А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 125-131.

20. Тимошенко Л. Г. Этнокультурное образование детей в условиях современного общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 95-98.

21. Нетесова О. С. Особенности преподавания элективного курса «Конструирование и программирование роботов» в общеобразовательной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 175-180.

22. Сошенко И. И. Интеграция неформального и формального образования: модели взаимодействия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 123-130.

23. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 5-11.

24. Лобанова О. Б., Колокольникова З. У., Соколова Е. В. Из истории социального воспитания в России первой четверти ХХ века // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 87-90.

25. Юрочкина И. Ю. Периодизация истории дополнительного образования детей в Западной Сибири (конец XIX - начало XXI века) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 154-160.

26. Мелекесова Р. М. Уровневая предпрофильная подготовка школьников в системе «школа-вуз»: теория и практика // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 66-71.

27. Дмитриева Н. В. Сотрудничество всех участников образовательного процесса как одно из условий социализации школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 145150.

28. Казарина Л. А. Реализация проектной и исследовательской деятельности учащихся // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 21-23.

29. Прошутинский А. Д. Учет и системность: профориентация и развитие творческих способностей в школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 41-44.

30. Хасанова А. Я., Гильмиярова С. Г. Взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 202-205.

31. Зенкова Л. Г. Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 195-197.

32. Агаханов Н. Х. Средовый подход как условие развития математически одаренных школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 120-124.

33. Мартыненко Ю. А. Пути формирования гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе на примерах изучения истории родного края и социально значимой деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 82-85.

34. Попова В. И., Королёва И. А. Социально-психологическое сопровождение школьников в образовательном процессе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 76-81.

35. Дубовицкая Ю. В. Стратегия развития образовательных систем ЗАТО Северск: теория, практика, основные результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 120-126.

36. Козырева В. А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 112-115.

Лобанов В. В., кандидат педагогических наук, доцент, докторант. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: danvelur@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 25.07.2014.

V. V. Lobanov

PROBLEMS OF CHILDREN EXTRA-TRAINING EDUCATION IN TOMSK PEDAGOGICAL SCIENTIFIC

REVIEW (2010-2014)

References

1. Belyaeva L. A. Investigation of the influence of physical training and sports upon the development of the emotional sphere of

teenagers personality. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 10 (112), pp. 162-165 (in Russian).

2. Suhushina E. V., Belaeva L. A. Criteria for evaluation of children's organizations, members of the union of children's organizations

of Tomsk region "Chudo". Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 78-81 (in Russian).

3. Titova G. Yu., Belyaeva L. A., Pekhova I. A. Summer children leisure in Tomsk region: service quality. Tomsk State Pedagogical

University Bulletin, 2013, no. 13 (141), pp. 177-182 (in Russian).

4. Eremina L. S., Kurovskiy V. N. The result of process of teenagers' socialization. Tomsk State Pedagogical University Bulletin,

2011, no. 10, pp. 166-169 (in Russian).

5. Demina L. S., Smishlyaeva L. G., Titova G. Y., Smishlyaev A. V. Physical training and recreational components in the children's

summer vacation residence. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 146-150 (in Russian).

6. Lobanov V. V. The historical and pedagogical analysis of the innovative practices for recreation and upbringing by V. S. Pirussky

in Tomsk province from the end of the 19-th century till the beginning of the 20-th century. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 60-65 (in Russian).

7. Lobanov V. V. The role of craft in the physical education practices by V. S. Pirussky. Tomsk State Pedagogical University Bulletin,

2013, no. 9 (137), pp. 181-187 (in Russian).

8. Lobanov V. V. In memory of "Siberian Lesgaft": the 80th anniversary of V. S. Pirussky's death. Tomsk State Pedagogical

University Bulletin, 2014, no. 3 (144), pp. 190-193 (in Russian).

9. Gevorkyan A. A. Occurrence and development preconditions of children's and youth associations in Russia in the 18th - 19th

centuries. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 2 (104), pp. 130-136 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Pecheritsa E. I. Features of citizenship qualities formation by means of school multicultural education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 4 (106), pp. 112-116 (in Russian).

11. Revyakina V. I. Profile classes as define level of pupil's professional self-determination. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 2 (117), pp. 197-201 (in Russian).

12. Lobanov V. V., Revyakina V. I. Origin of extra-training education during the pre-revolutionary period (data of Tomsk region). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 4 (119), pp. 203-207 (in Russian).

13. Revyakina V. I. Social-pedagogical practices of V. S. Pirussky in Tomsk province at the end of the 19th - the first quarter of the 20th centuries. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 9 (137), pp. 188-193 (in Russian).

14. Revyakina V. I. Civic importance of youth volunteer movement. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 73-77 (in Russian).

15. Chervonny M. A., Vlasova A. A., Shvaleva T. V. Using the potential of the pedagogical university in organization of additional education of gifted children in physics and mathematics. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 5 (120), pp. 188-193 (in Russian).

16. Rumbeshta E. A., Chervonny M. A., Chizh L. A. Organization of education for gifted students in mathematics and physics in the profile school - lyceum. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 5 (120), pp. 212-216 (in Russian).

17. Chervonny M. A., Vlasova A. A., Shvaleva T. V., Tsvenger E. I. Development of the modern pedagogical education model: creation of the complex of continuous physical and mathematical education at pedagogical university. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 14-18 (in Russian).

18. Drozdetskaya I. A. The teenagers tolerance study as a benchmark for simulation of extra-curricular school activity. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 11 (126), pp. 203-205 (in Russian).

19. Dobrynina G. A. Problems and ways of modernization of the system of additional education: management aspect. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 1 (129), pp. 125-131 (in Russian).

20. Timoshenko L. G. Ethno cultural education in the contect of the modern society. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 95-98 (in Russian).

21. Netyosova O. S. Teaching the elective course "programming and design of robots" in the school. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 9 (137), pp. 175-180 (in Russian).

22. Soshenko I. I. Integration of formal and informal education: interaction models. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, no. 6 (147), pp. 123-130 (in Russian).

23. Kargina Z. A. Modern methodological approaches in extended education of children. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 1 (103), pp. 5-11 (in Russian).

24. Lobanova O. B., Kolokolnikova Z. U., Sokolova E. V. From the history of social education in Russia in the first quarter of the twentieth century. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 5 (120), pp. 87-90 (in Russian).

25. Yurochkina I. Yu. Periodization of the history of additional education for children in Western Siberia (the end of 19th - beginning of 21st centuries). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 13 (141), pp. 154-160 (in Russian).

26. Melekesova R. M. Level preprofile training of schoolchildren in the system "secondary school - higher school": theory and practice. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, no. 12 (102), pp. 66-71 (in Russian).

27. Dmitriyeva N. V. Cooperation of all participants of educational process as one of conditions of socialization of schoolchildren. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 4 (106), pp. 145-150 (in Russian).

28. Kazarina L. A. Realization of project and research activities of students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 6 (108), pp. 21-23 (in Russian).

29. Proshutinskiy A. D. Registration and system: career guidance and development of creative abilities in school. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 6 (108), pp. 41-44 (in Russian).

30. Khasanova A. Y., Gilmiyarova S. G. The interaction between environmental and aesthetic education in the system of additional education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 2 (117), pp. 202-205 (in Russian).

31. Zenkova L. G. Ethnic and cultural background as psychological and pedagogical condition of ethnic and cultural preschool education in child's art school. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 4 (119), pp. 195-197 (in Russian).

32. Agakhanov N. H. The approach of using the surroundings as condition of developing mathematically gifted students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 1 (129), pp. 120-124 (in Russian).

33. Martynenko Y. A. The ways of forming of civic consciousness of school-teenagers in process of out-of-class work through the examples of studying local history and socially significant activities. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 82-85 (in Russian).

34. Popova V. I., Koroleva I. A. Organization of social and psychological support of pupils in the educational process. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 6 (134), pp. 76-81 (in Russian).

35. Dubovitskaya Yu.V. Strategy of development of educational systems in Seversk: theory, practice, main results. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 120-126 (in Russian).

36. Kozyreva O. A. The creation of inclusive educational environment as a social and pedagogical problem. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 112-115 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: danvelur@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.