Научная статья на тему 'Проблема жизнестойкости замещающей семьи'

Проблема жизнестойкости замещающей семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
377
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ВТОРИЧНОЕ СИРОТСТВО / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КРИЗИСА ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ / КРОВНЫЕ РОДСТВЕННИКИ / ДИСФУНКЦИИ СЕМЬИ / THE SECONDARY ORPHANHOOD / REPLACING FAMILY / INDICATORS OF CRISIS OF A REPLACING FAMILY / BLOOD RELATIVES / FAMILY DYSFUNCTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Краснова В. Г., Палкина Т. С.

В статье обсуждается проблема предупреждения вторичного сиротства. Рассматриваются показатели неблагополучия замещающей семьи, которые могут привести к ее распаду. На основе проведенного эмпирического исследования показана связь между намерениями родителей отказаться от приемного ребенка и некоторыми показателями неэффективности замещающей семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Viability problem of substitution family

This article describes the problem of secondary orphanage prevention. The trouble values of family’s substitution are considered, which can lead to the family’s breakup. On the basis of empirical survey the bond between parents’ decision to refuse child and some values of substitute family inefficiency are shown.

Текст научной работы на тему «Проблема жизнестойкости замещающей семьи»

т

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В. Г. Краснова, канд. пед. наук, доцент,

кафедра педагогики и социальной работы,

Т. С. Палкина, аспирант,

старший преподаватель, кафедра психологии,

Волгоградский государственный университет

г. Волгоград, Россия,

kachucha@mail.ru

проблема жизнестоикости

замещающей семьи*

Самая защищенная и естественная среда для развития ребенка — это биологическая семья. Если по каким-либо причинам проживание ребенка в биологической семье становится невозможным, предпочтение отдается замещающей семье, в которой ребенка воспитывают не кровные родители. Основная ее функция — заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей. В соответствии с Семейным кодексом РФ, основными формами семейного жизнеустройства осиротевших детей являются усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

Происходящая в последние годы массовая передача детей-сирот в замещающие семьи, нередко не подготовленные и не имеющие необходимого ресурсного обеспечения, а также отсутствие опыта, знаний, возможностей у лиц, занимающихся устройством детей-сирот, обусловили рост «вторичного сиротства» -

в стране. Исследование детей, возвращенных в казенное учреждение после неудачного семейного жизнеустройства, показывает явный регресс в их личностном развитии. Так, В. Н. Ос- =

лон отмечает, что дети после возврата в детский дом находились в состоянии острой травмы, обусловленной горем и утратой. Подростки пытались оправдать свое воз-

Исследование детей, возвращенных в казенное учреждение после неудачного семейного жизнеустройства, показывает явный регресс в их личностном развитии.

вращение в глазах окружающих, подменяя реальность собственными фантазиями, противоречащими очевидному. У многих наблюдались серьезные проблемы со сном, их мучили страхи, чрезмерная тревога, некоторые пытались убежать и вступить в контакт со своей бывшей компанией, снять тревогу с помощью алкоголя1. По свидетельству директора одного из детских домов, «детей зачастую приходится силой вытаскивать из машины, на которой их возвращают в учреждение». Унижение, которое они испытывают от предательства взрослых, не рассчитавших свои материальные или педагогические ресурсы, окончательно подрывает веру в людей, делает детей циничными и еще более агрессивными.

Отказ замещающих родителей от ребенка — главный показатель их несостоятельности. Этот процесс дискредитирует идею семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Можно ли предотвратить возврат детей? По каким показателям можно судить о том, что в семье назревает кризисная ситуация и ей требуется помощь специалистов? На эти вопросы мы постараемся ответить в настоящей статье.

Эффективность замещающей семейной заботы — социально-психологическая кате-

Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ и АВО № 11-13-34008а/В.

*

№ 10 (28) ОКТЯБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

гория, характеризующая способность семьи создавать необходимые условия для нормального развития и социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей, до достижения им воз- =

раста совершеннолетия2. Вопрос оценки эффективности замещающей семьи и организации ее сопровождения в настоящее время недостаточно проработан. Ряд авторов (Е. И. Николаева, О. Г. Япарова) эффективными родителями = считают тех, которые после двух лет пребывания ребенка в семье рассматривали трудности адаптации как временные и считали ребенка полноправным членом семьи.

Наибольшую прогностическую ценность, по мнению С. В. Яковенко, Е. В. Зма-новской, имеют социально-психологические показатели эффективности замещающей семейной заботы. Таковыми могут являться:

— динамика учебной успеваемости как интегральный показатель школьной адаптации;

— динамика состояния здоровья ребенка;

— отсутствие делинквентных проявлений в его поведении, которые могут повлечь санкции общества в виде «постановки на учет», уголовного или административного преследования;

— индивидуальное чувство психологической защищенности ребенка в замещающей семье, как необходимое условие и результат его реабилитации и успешной социализации3. Психологическая защищенность — относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации.

Другие авторы (В. Н. Ослон, Н. А. Па-лиева, Г. Н. Соломатина) выделяют следующие факторы неэффективности замещающей семьи: эгоистическая мотивация принимающих родителей; незнание психологических особенностей развития детей-сирот; неспособность семьи приспособиться к но-

Унижение, которое дети испытывают от предательства взрослых, не рассчитавших свои материальные или педагогические ресурсы, окончательно подрывает веру в людей, делает детей циничными и еще более агрессивными.

вым социальным ролям; чувство вины приемных родителей по отношению к приемным детям за то, что не могут любить их как собственных детей; личностные особенности = приемных родителей, в частности негибкость ролевого поведения; отсутствие удовлетворительного информационного обмена по вопросам воспитания детей-сирот; длительность институционального периода ребенка; невключение за-= мещающих семей в систему социально-психологической помощи, особенно сельских семей.

Зачастую о жизнестойкости замещающей семьи судят на основании экспертных оценок специалистов служб сопровождения и педагогов образовательных учреждений. В этом случае оцениваются такие показатели как: жилищно-бытовые условия, внешний вид ребенка, состояние здоровья, эмоциональное и физическое развитие, навыки самообслуживания, отношения в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

Анализ перечисленных факторов показывает, что некоторые из них поверхностны, ситуативны, другие требуют длительного пребывания специалиста в семье и использования комплекса сложных диагностических методик.

Целью нашего исследования явилось выявление значимых и простых в осуществлении мониторинга семьи факторов, угрожающих ее жизнестойкости и ведущих к отказу от ребенка.

В процессе анкетирования, проведенного авторами в октябре-ноябре 2011 г., было опрошено 512 замещающих родителей — жителей г. Волгограда и сельских районов Волгоградской области. Среди прочих были заданы вопросы, направленные на выявление признаков неблагополучия в семье и намерений родителей относительно приемного ребенка. На вопрос «Каковы Ваши планы относительно приемного (опекаемого) ребенка?» нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответа: «оставить ребенка в соответствии с договором», «вернуть ребенка в казенное учреждение»,

дискуссия

журнал научных публикаций

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

«никуда и никогда не отдавать», «взять еще ребенка».

Важно было выявить специфические признаки семей, намеревающихся отказаться от ребенка. Был задан вопрос: «Насколько сильно (укажите в баллах) и в какую сторону изменился образ жизни Вашей семьи, после появления ребенка?». Родителям была предложена двадцатибалльная шкала от -10 (изменился в отрицательную сторону) до +10 (изменился в положительную сторону), 0 означал, что изменений нет (рис. 1).

-10 -9 -8 -7-6-5-4-3-2-1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

в отрицательную в положительную

Рис. 1. Шкала для оценки родителями

изменений в образе жизни семьи после появления приемного ребенка

Результаты проведенного однофактор-ного анализа ответов на указанные вопросы представлены на рис. 2.

9

7

* & —"—"

*

£

1 1 0

1 £ О

вернуть ребенка в казенное учреждение оставить ребенка в семье в соответствии сдоговором взять еще ребенка никуда и никогда не отдавать

* оценка изменений в образе жизни семьи 4 5,4 6,2 7,9

Рис. 2. Взаимосвязь намерений родителей в отношении приемного ребенка с оценкой ими изменений в образе жизни их семьи

Из графика видно, что намерения родителей в отношении приемного ребенка связаны с оценкой ими изменений в образе жизни своей семьи в связи с принятием ребенка. Самые низкие оценки (в среднем 4 балла из 10 возможных) дали родители, которые выразили желание в ближайшее время вернуть ребенка.

Можно ли отсутствие изменений в семейной системе считать показателем ее неблагополучия? На первый взгляд, может показаться, что стабильность и неиз-меннность семейного уклада с появлением приемного ребенка — это залог ее жизнестойкости. Однако это не так. Включение

ребенка в новую семью должно приводить к трансформации сложившихся привычек, распорядка дня, отношений между членами семьи и т. д. Если таких изменений не происходит (оценка около 0), или родители оценивают их отрицательно, то это является сигналом, что ребенок остается чужим для семьи, не учитываются его интересы и потребности, общение и взаимодействие между родителем и ребенком остаются формальными. Подтверждение этому можно найти в работах В. Н. Ослон, А. Б. Холмогоровой: «В семьях, склонных к установлению симбиотических отношений, члены семьи оказываются настолько связанными между собой, что система может «вытолкнуть» приемного ребенка. Наличие в семье другой дисфункции связи — разобщенности — также негативно влияет на процесс интеграции ребенка-сироты, так как члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изо-ляции»4.

Далее в нашем исследовании замещающим родителям предлагалось оценить степень трудности в налаживании взаимоотношений с ребенком по пятибалльной шкале. На рис. 3 показано, что, чем выше родители оценивают сложность во взаимоотношениях с ребенком, тем выше вероятность его возврата.

1.7

3

1.5 1

О.Ь

ть на удно тру вернуть ребенка в казенное учреждение оставить ребенка в семье в соответствии с договором взять еще ребенка никуда и никогда не отдавать

—*—трудно наладить контакт с ребенком 2,7 1,8 1,7 1,3

Рис. 3. Связь намерений родителей в отношении судьбы ребенка с оценкой ими трудностей в налаживании контакта с ним

Третий показатель, связанный с планами родителей вернуть ребенка, — «негативное отношение ближайших родственников».

Было выявлено, что чем выше оценка значимости негативного влияния ближайших родственников, тем сильнее выражено желание отказаться от ребенка (рис. 4).

№ 10 (28) ОКТЯБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций *

3.S

¡X вернуть ребенка в казенное учреждение оставить ребенка в семье в соответствии с договором взять еще ребенка никуда и никогда не отдавать

—негативное отношение родственников 1,4 1,3 1,2

Рис. 4. Связь намерений родителей в отношении судьбы ребенка с оценкой ими осуждения со стороны ближайших родственников

Необходимо отметить, что в первую очередь это касается отрицательного отношения кровных детей к приемному ребенку. Опосредованно эту связь можно проследить через показатель оценки отношений с приемным ребенком (рис. 5.).

Рис. 5. Влияние отношения кровных детей к решению родителей взять приемного ребенка на показатель успешности взаимоотношений с ним

Как следует из графика, наилучшие взаимоотношения складываются в семьях, где дети поддержали решение родителей, а также в семьях, где они уже взрослые, имеют свои семьи и не живут с родителями (либо других детей в семье нет). Хотелось бы отметить, что, даже если дети изначально положительно отнеслись к приему ребенка, то впоследствии ситуация может измениться на противоположную. По мере взросления детей родители зачастую не могут удовлетворить растущие запросы и родных, и приемных детей по причине материальных затруднений5. Приемный ребенок начинает восприниматься кровными как помеха собственному благополучию, к тому же могут возникнуть непредвиденные и нежелательные проблемы взаимоотношения полов. Все это специалистам следует учитывать при подборе кандидатов в замещающие родители.

Таким образом, проведенное анкетирование позволило выявить связь между намерением замещающих родителей вернуть приемного ребенка в казенное учреждение и следующими особенностями семейной системы:

♦ дисфункции семьи, связанные с ее нежеланием и неумением менять свой образ жизни в связи с появлением приемного ребенка;

♦ длительные трудности в налаживании контакта с ребенком, неудовлетворительная оценка родителями состояния дет-ско-родительских отношений;

♦ негативное отношение близких родственников к появлению приемного ребенка, особенно непринятие его родными детьми.

Длительное совместное действие трех и более факторов риска при недостатке защитных механизмов может привести к срыву адаптации приемного ребенка и возврату его в казенное учреждение. Для специалистов, сопровождающих замещающую семью, присутствие данных факторов, острота которых может усугубляться трудностями экономического характера, может расцениваться как угроза жизнестойкости семьи и рассматриваться в качестве сигнала для оказания неотложной помощи замещающим родителям и предупреждения вторичного сиротства, 'jjjj

1. Ослон В. Н. Возвраты из замещающих семей: последствия для дальнейшего развития ребенка (по результатам эмпирического исследования) // Детский дом. 2009. № 4 (33). С. 17.

2. Яковенко С. В., Змановская Е. В. Организационные и социально-психологические особенности замещающих семей для детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011. № 12 (114). С. 218-222.

3. Там же.

4. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 79.

5. Краснова В. Г., Палкина Т С. Влияние характера мотивов замещающих родителей на оценку взаимоотношений с приемным ребенком // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сб. научных трудов по материалам заочной научно-практической конференции 30 апреля 2012 г. в 7 ч. Ч. 7 / Мин-во образования и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». 2012. С. 172-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.