ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Захарова Ж. А. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
В России с каждым годом растет число замещающих семей. Анализ опыта функционирования замещающих семей показал, что они обладают разным потенциалом: т. е. тем, от чего зависят возможности развивать и воспитывать приемного ребенка. Следовательно, чтобы педагогический потенциал был реализован и наращен, необходима продуманная система сопровождения замещающей семьи со стороны, как различных социальных институтов, так и отдельных специалистов.
Ключевые слова: педагогический потенциал, замещающие семьи, сиротство и его экономические последствия.
УДК 37.018.1 З 382
Сиротство - прямой результат урбанизации современного цивилизованного общества, миграции, социальных конфликтов, природных и техногенных катастроф, национальной и религиозной нетерпимости, сохранения атавистических этнических традиций. Этот процесс подразумевает устранение или неучастие большого круга лиц от выполнении ими своих родительских обязанностей (искаженное родительское поведение).
Дети от 0 до 18 лет, которые лишились попечения родителей по социально-экономическим причинам, составляют особую социальнодемографическую группу. В настоящее время из 800 тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, 95% - это оказавшиеся без попечения при живых родителях (6). Социальное сиротство характеризуется депривацией, дефицитом общественных и государственных институтов, призванных обеспечивать успешность социализации личности, отсутствием важного этапа формирования первоначального социального опыта в микросоциуме (семье), незащищенностью от насилия и других социальных бедствий. В силу этого проблемы сиротства издавна становились предметом обсуждения в теории, на практике.
Многочисленные исследования по вопросам семьеведения (И.А. Бобылева, А.А. Васильев, И.Ф. Дементьева, Н.П. Иванова, Н.Н. Максимов, Л.Я. Олиференко, И.И. Осипова, В.Н. Ос-
лон, Н.Ф. Рыбакова, Г. Семья, И.Н. Старостина, А.Б. Холмогорова, Л.М. Шипицина, Т.И. Шульга и др.) свидетельствуют, что содержание ребенка, особенно с раннего возраста, в казенных учреждениях, неизбежно приводит к неблагоприятным и трудно обратимым изменениям в его психологическом и социальном развитии, невзирая на то, какие бы при этом комфортные условия государством и обществом для него не создавались. В частности, доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально-волевые, духовнонравственные основы личности (5).
Семья в силу этого призвана дать ребенку самое главное и существенное в его жизни -научить от природы любить; призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную традицию. Семья для ребенка первое родное место на земле; сначала - жилище, источник тепла и питания; потом - место осознанной любви и духовного понимания. Она - лоно естественной солидарности, школа взаимного доверия и совместно организованного действования; помогает ребенку учиться верно воспринимать авторитет, благодаря чему
102
© Захарова Ж. А., 2009
человек воспитывается к внутренней свободе, осваивает начала свободного и здорового правосознания; является школой здорового чувства частной собственности, учит самостоятельности и верности, собственной инициативе и социальной взаимопомощи (7).
Поэтому, не случайно, сегодня в России приоритетным направлением в коррекционно-реабилитационной работе с семьей является сохранение ребенка в ее лоне и предотвращение его передачи на воспитание в государственное учреждение. Если же это оказывается невозможным в силу ряда объективных обстоятельств, предпочтение отдается поискам для него замещающей семьи.
Замещающая семья - это форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации (3).
В настоящее время сложились следующие типы замещающих семей:
1. Семья усыновителей - наиболее перспективная и эффективная, так как именно здесь ребенок получает статус родного ребенка со всеми вытекающими правами и обязанностями в отношении себя и своих приемных родителей.
2. Семьи опекунов /попечителей в связи с тем, что, как правило, при данной форме семейного жизнеустройства нуждающегося в защите ребенка предпочтение отдается кровным родственникам, что в свою очередь, способствует сохранению родственных связей.
3. Приемная семья - форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об их передаче на воспитание в семью, между органами опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок. При этом, ребенок не получает статус родного, со всеми вытекающими последствиями как для него, так и для приемных родителей.
4. Патронатная семья, при которой ответственность за воспитание и развитие ребенка делится между тремя сторонами: органами опеки и попечительства, учреждением (детским домом, интернатом) и патронатными родителя-ми-воспитателями. Что делает возможным оперативно регулировать отношения между приемным ребенком и замещающими взрослыми, предотвращать конфликты.
5. Гостевая семья, (хотя юридически статус таковой не закреплен, и некоторые специалисты не всегда рассматривают ее как тип замещающий семьи), но как способ познания семейного уклада, освоения семейных ролей ребенком, имеющим мало шансов оказаться в замещающей семье на длительный срок, она является ценным источником социализации подростков 14 - 17 лет.
Замещающая семья призвана решать комплекс сложнейших задач:
а) ослабление и снятие «стресса нового образа» жизни;
б) создание благоприятных условий, способствующих развитию личности в рамках возрастной нормы;
в) приобщение ребенка к культурным и духовно-нравственным ценностям как основе формирования личности и подготовки ее к будущей самостоятельной деятельности;
г) налаживание индивидуального общения приемного ребенка с окружающей средой как основание для всей последующей коррекционнопедагогической работы (2).
Известный факт, что в России с каждым годом растет число замещающих семей. Так, в частности, в Костромской области около 3тысяч семей данной категории.
Анализ опыта функционирования замещающих семей показал, что они обладают разным потенциалом: материального положения, семейной ситуации (одинокие и многодетные и т.п.), жизненного опыта, образовательного уровня, места проживания, т.е. тем, от чего зависят возможности развивать и воспитывать приемного ребенка.
Потенциал - это реальные воспитательные возможности семьи, готовность ее членов к успешному решению задач социализации приемного ребенка, способность к изменениям в соответствии с переменами во внешней среде, внутренних состояниях и внутрисемейных отношениях (3).
Принято выделять ряд потенциалов: биологический (наследственность, генетический код индивида, наследственное состояние его психики); психологический (семейный климат, тип взаимоотношений в семье, уровень интеллектуального и духовно-нравственного развития родителей); экономический (уровень доходов, наличие и характер жилья, особенности других материальных благ); социальный, который характеризуется принадлежностью к определенной этнической группе и вы-
текающими отсюда особенностями, традициями семейного воспитания; социальным статусом родителей - прирожденным (социальное происхождение, национальность) и достижимым (образование, квалификация, занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития, профессия и т. д.); педагогический (наличие у членов семьи свободного времени, характер организации досуга, наличие семейных традиций; авторитет и личный пример родителей; система и характер внутрисемейного общения и общения членов семьи с окружающей средой; уровень педагогической культуры взрослых членов семьи; распределение между родителями воспитательных функций; разнообразный диапазон воспитательного воздействия, педагогическая целесообразность организации жизни семьи; характер ее взаимосвязи с другими социальными институтами).
Потенциал семьи, с одной стороны, зависит от социально-экономических ее возможностей, а с другой, - от нравственно-психологического климата в ней, заключенного в: доверительной атмосфере между ее членами; наглядном примере родителей; совместной деятельности, труде; авторитете родителей в решении сложных и важных для ребенка проблем; опыте воспитания других детей; индивидуальном подходе к ребенку, умении быстро реагировать на ошибки и затруднения в повседневной жизнедеятельности; своевременной компенсации недостатков (1).
Для того, чтобы педагогический потенциал был реализован и наращен, необходима продуманная система поддержки (сопровождения) замещающей семьи со стороны, как различных социальных институтов, так и отдельных людей.
Особая роль в этом отводится отбору претендентов, который базируется, прежде всего, на диагностике, имеющий целью выявить из общего числа кандидатов людей, наиболее пригодных к выполнению роли приемных отца и матери.
Диагностическое обследование претендентов на роль замещающего родителя осуществляется в два этапа: пилотажный и углубленный.
При первичной диагностике претендентов на роль замещающего родителя, следует учитывать, что они по-разному относятся к обследованию. Существенное значение для формирования спокойного отношения к диагностике имеет организация данного процесса. Здесь необходимо
правильно определить очередность использования отдельных методик. Целесообразно начать с беседы, микроанкеты, выстроив доверительные отношения, помочь человеку успокоиться, снять неопределенность ситуации, а затем уже использовать психодиагностику.
Выявление личностных качеств кандидатов проводится с помощью психодиагностических методов изучения личности и межличностных взаимодействий: опросных, проективных, компьютерных, что позволяет минимизировать субъективизм в оценке.
На этапе углубленного обследования используется другой ряд диагностических методик. Отрабатывая методику подбора замещающих родителей, рекомендуется опираться на результаты теста Р. Кэтелла, цветового теста М. Люшера, многопрофильного личностного опросника ММР1 (в модификации Л. Собчик), теста «РАШ», Е.С. Шеффера и Р. К. Белла, адаптированного Т.В. Нещерт в модификации Т.В. Архиповой.
Тест Р. Кэтелла - 16-факторный опросник, являясь одним из наиболее надежных и валидных средств диагностики опросного типа, помогает получить многогранную информацию о чертах личности, которые автор называет конституционными. В первую очередь, следует обращать внимание на коммуникативные и эмоционально-волевые свойства личности, а также на характер межличностных взаимоотношений.
Использование проективного цветового теста М. Люшера позволяет оценить не только эмоциональное состояние человека, но и выявить наиболее непосредственные, неподвластные осознанию проявления индивидуальноличностных свойств. Рекомендуется использовать краткий тест с восьми цветовым рядом. Особое внимание при интерпретации обращать на то, как испытуемый отнесся к цветам «рабочей группы». Любой из основных цветов, оказавшийся на последних трех местах в ряду предпочтений, обнаруживает наличие тревоги, страха, страдания. Эти переживания обусловливаются подавлением, неудовлетворенностью субъективно значимой для испытуемого потребности. Смысл потребности вытекает из того, какой цвет оказывается на последнем месте. Кроме того, методика может быть использована и как тест отношений, если выяснять цветовые ассоциации человека со значимыми другими: муж, жена, дети, друзья, родители и т.д.
Исключить зависимость результатов от личностных особенностей и опыта психолога помогает компьютерный вариант модифицированного Л. Собчика теста ММР1, интерпретационная схема которого носит более углубленный характер (относительно американской модели, направленной на дифференциацию нормы от патологии) и ориентирована на целостный подход к личности как к единству биологических и социальных факторов.
Применение методов психологического тестирования для подбора родителей данной категории крайне важно, так как позволяет исключить психопатологию или наличие таких свойств личности, которые являются признаком непригодности к роли замещающего родителя ребенку, имеющего достаточно тяжелый жизненный опыт: психопатические черты, жестокость, подозрительность, эмоциональная нестабильность, склонность к депрессивным состояниям, замкнутость, бескомпромиссность, низкая терпимость к чужим недостаткам, низкая или чрезмерная тревожность, выраженная враждебность, низкая работоспособность, пассивность и безответственность. Все в совокупности нежелательные черты редко встречаются у одного человека, и наличие некоторых из них не является основой для категоричного отказа отдать ребенка в семью, но это повод для серьезного психологического консультирования и постоянной психологической помощи семье в дальнейшем.
Выявление характерных для кандидата установок на воспитание детей осуществляется так же с помощью различных методов: тестовых, экспериментальных.
Опросник «РARI» позволяет получить представление о том, как будут складываться отношения потенциального родителя-воспита-теля с приемными детьми. Методика ориентирована на три блока признаков, касающихся детско- родительских отношений: оптимальный эмоциональный контакт с детьми; излишняя эмоциональная дистанция; чрезмерная концентрация на ребенке. Кроме того, в методику введен блок признаков, которые определяют отношение будущего замещающего родителя к новой роли. Важно отметить, что благодаря этой методике можно выяснить если не реальное отношение, то хотя бы идеальные представления диагностируемого о взаимоотношениях с детьми, что тоже немаловажно, и получить
представление о том, какие отношения претендент намерен строить с приемным ребенком: партнерства, зависимости ребенка от взрослого или дистанцирования друг от друга. Блок вопросов об отношении к семейной роли позволяет оценить уровень конфликтности в семье и выяснить распределение в ней ролей.
Представление о педагогическом потенциале кандидата в замещающие родители специалисты могут составить так же в процессе наблюдения за его взаимодействием с кровными детьми при посещении семьи, что дает возможность уловить характерную для нее атмосферу и обстановку.
Кроме того, прежде чем принять решение о возможности создания замещающей семьи необходимо выяснить, как к этому намерению относятся близкие и члены семьи будущего замещающего родителя. Несогласие по данному вопросу кровных детей и совместно проживающих родственников, может служить основанием для отказа в создании замещающей семьи, так как велик риск возврата ребенка в государственное учреждение в будущем.
В ситуации, когда все члены потенциальной замещающей семьи имеют одинаковое мнение по вопросу принятия ребенка-сироты, следует провести ряд диагностик с каждым членом семьи, включая ближайших родственников (бабушек, дедушек, сестер и т.п.), т.к. в дальнейшем эти люди могут оказать как положительное влияние и помощь, так и сыграть отрицательную роль в ходе адаптации приемного ребенка в новых условиях (4).
Опыт диагностирования будущих приемных родителей показывает, что у 26 % мотивом создания замещающей семьи стал альтруизм (желание сделать счастливыми детей, оставшихся без попечения родителей), у 45 % претендентов - прагматизм (быть как все; дети помогут в старости; дети помогут решению материальных проблем; попытка сохранить брак). Желание иметь ребенка высказало 27 % опрошенных, и у 2 % - попытка заполнить пустоту, возникшую после смерти родного ребенка.
Анализ анкет претендентов на роль замещающего родителя, индивидуальных консультаций с ними, свидетельствует о том, что они сталкиваются в дальнейшем с многочисленными трудностями: отсутствие знаний и понимания специфики становления и развития ребен-
ка, воспитывающегося в государственном учреждении; неспособность взрослых членов семьи адекватно ориентироваться и оценивать новые условия, которые возникают в ней с появлением нового человека; непонимание необходимости применения особых подходов в воспитании депривированного ребенка, не владение методикой коррекционной работы с такими детьми.
Все это приводит к выводу, что необходимо: 1) обучение потенциальных родителей через специально организованные занятия, осуществляющиеся в индивидуальной и групповой формах. К ним можно отнести: лекции, консультации, семинары-практикумы, тренинги, на которых претенденты на роль замещающего родителя получают определенный запас знаний и умений, например, о правах и обязанности замещающих родителей и их приемных детей, влиянии генетической наследственности на поведение детей, о депривации и путях ее преодоления, о привязанности и ее влиянии на развитие ребенка, об основах воспитания приемного ребенка в условиях замещающей семьи», о методах и приемах семейного воспитания и развития приемного ребенка, об особенностях их социализации, о профилактике истощения психо-лого-педагогических ресурсов у замещающих родителей.
Во-вторых, замещающие родители нуждаются в сопровождении на протяжении, всего периода адаптации и последующей жизни приемного ребенка в замещающей семье, которое предполагает своевременную квалифицированную и адресную помощь взрослым при реали-
зации ими родительской роли и социализирующей функции.
Как свидетельствует изучение документов о досрочном прекращении функционирования замещающей семьи, те замещающие родители, которые прошли диагностическое обследование, обучение, активно взаимодействовали со специалистами, несмотря на возникновения сложностей в семье, связанных с возрастным становлением ребенка, спецификой его развития и т.п., успешно справлялись с естественным сложностями.
Таким образом, развитие педагогического потенциала замещающей семьи должно находиться в поле зрения специалистов, подразумевает отбор, предварительную подготовку и сопровождение таких семей, является одним из условий профилактики отказов от приемных детей, их возвращения в государственное учреждение.
Библиографический список
1. Арцымович Я. Н. Современная семья и ее воспитательная функция. - М., 1990.
2. Басова В. М. Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). - Кострома, 2003.
3. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. -М.,1991.
4. Захарова Ж. А. Подготовка родителей к роли замещающего родителя //Народное образование, 2008. № 4. - С. 249 - 253.
5. Захарова Ж. А., Осипова И. И. Замещающая семья. - М., 2005.
6. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья. - М., 2006.
7. Хрестоматия. Педагогика Российского зарубежья. - М., 1996.
Zacharova Z. A. DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF REPLACING FAMILY
In Russia every year the number of replacing families grows. The analysis of experience of functioning of replacing families has shown, that they possess different potential: i.e. on what opportunities to develop and bring up the reception child depend. Hence, that the pedagogical potential has been realized and grew, the thought over system of support of replacing family from the side, both various social institutes, and separate experts is necessary.
Keywords: pedagogical potential, replacing families, orphanage and its economic consequences.