УДК 82.09 (432.1)
ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ В ТАТАРСКОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПРОЗЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
© А. А. Фаттакова
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева Россия, 626247 г. Тобольск, ул. Знаменского, 58.
Тел./факс: +7 (3456) 25 15 88.
E-mail: [email protected]
В татарской литературе II половины XIX века господствующим творческим методом стал просветительский реализм, который сформировался на благодатной почве, подготовленной просветительским движением. Возрождение татарского общества, его становление на путь прогресса не мыслится просветителями без решения проблемы воспитания, образования и эмансипации женщин. Данная статья содержит анализ произведений татарских писателей-просветителей, которые уделяли особо пристальное внимание раскрытию женских образов и решению проблемы женского счастья в свете канонов просветительства.
Ключевые слова: просвещение, реализм, просветительский реализм, женский образ в литературе, семейное воспитание.
Идейное движение просвещения, сложившееся в условиях острейшего кризиса феодального строя в Европе, идеологически подготавливало и оправдывало торжество нового общественного строя; оно захватило широкие слои интеллигенции, получило выражение во всех сферах духовной жизни -в философии, социологии, политической экономии, педагогике, политических и этических учениях, определило направление развития науки, породило новые эстетические доктрины и соответствующую им художественную систему. Это движение охватило и Россию. В Татарском энциклопедическом словаре обращается внимание на временное расхождение распространения просветительства в разных странах: «Просвещение есть идейное движение совершенно конкретной эпохи (хронологические границы которой в разных странах неодинаковы) [1, с. 125]». Татарское общество также не осталось в стороне от этих новых изменений времени. Известно, что научные знания, которые проникали в татарскую среду, вступили в противоречие со средневековым мировоззрением, расшатывали его и подготовили почву для формирования рационалистического подхода к проблемам общественной жизни.
Литература нового времени, творческим методом которой стал просветительский реализм, родилась не вдруг и не на пустом месте. Она сформировалась на благодатной почве, подготовленной просветительским движением, она явилась следствием пробуждения и роста национального и общественного самосознания татарского народа. Становление просветительского реализма как метода и типа художественного мышления в татарской литературе начинается во II половине XIX века. Как отмечает профессор А. Г. Ахмадуллин, просветительский реализм - это один этап в развитии реализма, сформировавшийся на основе просветительской идеологии при условии кризиса феодальномонархистской системы литературное направление и творческий метод [2, с. 109]. Так, к первым татарским просветителям можно отнести Г. Кандалыя, М. Акъегета, З. Бигиева и т.д. Черты просветительского реализма чаще всего отражались в нравоучительных произведениях (поэмах, повестях, романах и т.д.). Сле-
дует обратить внимание на то, что и названия произведений выражали его характерное нравоучительное направление. Например «Сэлимэ, яки Гыйффэт» («Салима, или Целомудрие»),«Эсма, яки Г амэл вэ ж;эза» («Асьма, или Преступление и наказание») Р. Фахрутдинова, «Мецнэр, яки гузэл кыз Хэдичэ» («Тысячи, или красавица Хадича»)
М. Акъегета. Такую же особенность можно увидеть и в русской литературе I половины XIX века. Например, роман А. Е. Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» и В. Т. Нарежного «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова».
В этот период в татарской литературе актуализируется изображение жизни простого человека, формируется наполненная идеями возрождения татарского общества реалистическая литература. В произведениях писателей просветительского реализма впервые создаются образы образованных молодых людей, раскрытых автором с позиций просветительства. При анализе творчества этих писателей привлекает к себе особое внимание такое явление, как создание ими образов женщин. В таких произведениях жизненные конфликты связаны с судьбой женщины и одна из главных проблем связана с женским счастьем. Первоочередная задача любого общества - развитие человеческой духовности. В обществе, где нет духовности, нет и счастья, поскольку именно полная духовная гармония выступает одним из основных критериев счастливой личности. При решении данной задачи ведущая роль может принадлежать женщине, поскольку именно в ее руки вложена почетная обязанность созидания культуры, семьи, спасения человечества и общества в трудных современных социально-экономических условиях [3, с. 305].
Писатели и поэты-просветители XIX века поднимают и по-своему решают актуальную для своего времени так называемую «женскую проблему». Основным предназначением женщины является продолжение рода, воспитание подрастающего поколения. А какое воспитание может дать своему ребенку мать, не имеющая своего мировоззрения, не умеющая отстаивать свои взгляды, не знающая
культуру своего народа? Поэтому в татарской литературе XIX века особая роль уделяется проблеме воспитания и образования татарских женщин.
Образ татарской девушки занимает центральное место во многих произведениях II половины XIX века. Это - Ханифа в «Хисаметдин менла» М. Акъегета, Хадича и Зулейха в повести «Мецнэр, яки гузэл кыз Хэдичэ», Махруй в романе «Зур гена^ар» З. Бигиева, Салима из «Сэлимэ, яки Гыйффэт», Асьма из «Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза» Р. Фахрутдинова, Фатима из «Морза кызы Фатый-ма» Ф. Карими, Магитап из «Бичара кыз» Г. Ильяси, Халима из «Рэдде бичара кыз» Ф. Хали-ди и т. д. Проблема воспитания, счастья татарских женщин является одной из центральных для татарских просветителей. Однако многие из писателей пытаются решить данную проблему только на семейно-бытовом уровне: они видят будущее просвещенного, гармоничного общества в соединении судьбы татарской девушки с образованным человеком. Одним из первых данную позицию выдвинул своеобразный татарский поэт I половины 19 века Г. Кандалый. В поэме «Сэхипж;амал» («Сахипджа-мал») он, будучи лирическим героем, призывает девушку выйти замуж за образованного, способного уважать женщин, бороться за свой народ молодого менлу. Автор описывает счастливую, беззаботную картину жизни девушки, связавшую свою жизнь с интеллигентным человеком.
В этом направлении развивается и татарская проза II половины XIX века. Т ак, в повести «Хиса-метдин менла» (1886) М. Акъегета девушка Ханифа отказывается от богатого, но жестокого и неграмотного Сибгатуллы и выбирает образованного Хисаметдина менлу. Здесь наблюдается идеализация положительного героя, присущая просветительскому реализму. Ханифа - дочь хозяина гостиницы, получившая навыки чтения и письма, знакома с веяниями нового времени, она демократична, сильна характером, способна размышлять не только о своей судьбе, но и о судьбе своего народа. Ханифа борется за свое счастье и Муса Акъегет ставит ее образ в пример безмолвным и несчастным татарским девушкам. Хотя данный образ и не типичнен для своего времени, но в нем выражается идеал автора о татарских девушках.
Наивность в решении сложной проблемы присуща многим деятелям литературы XIX века таким, как М. Акъегету, З. Бигиеву - в прозе, Г. Ильяси, Ф. Халиди - в драматургии. Решающий фактор в определении жизненной дороги и судьбы личности просветители усматривали в семейном воспитании. Вот что пишет по этому поводу Ф. К. Баширов: «... романнарныц Yзэгенэ «кеше югары эхлак нор-малары кысасында яшэргэ тиеш» дигэн идея са-лынган. Бу - язучы ечен гаять дэ меhим, изге принцип. Ьэм, беренче чиратта, ул гаилэ тэрбиясе фор-масында гэYДэлэнеш ала. Семьяда алган тэрбия геройларныц матур, дерес яшэвен, иминлеген тээмин итYче канун, аларга хак юлны KYрсэтYче маяк, хэвеф-хэтэрлэрдэн, бэла-казалардан саклаучы изге кеч буларак раслана. Эгэр кем дэ булса шул кысаларны бозарга йерэксенэ икэн, ул кеше
кичекмэстэн ж;эзасын ала, каты хекемгэ дучар ителэ» («... в центре произведений просветителей лежит такая идея: «человек должен жить в рамках высоких норм нравственности»). Это - для писателя очень главный, святой принцип. Все это находит выражение, в первую очередь, в форме воспитания в семье. Правильное воспитание, данное в семье, обеспечивает красивую жизнь, благополучие героев, оно, как маяк, показывает им верную дорогу, как святая сила охраняет от опасности, несчастья. При нарушении этих правил для человека неизбежно наказание, он обречен на резкое осуждение» [4, с. 53-54]. Итак, просветители придерживались такого мнения, что дети, получившие в хорошей семье правильное воспитание, должны идти по пути воспитанных родителей. При отречении от этой дороги они нарушают «естественный порядок». Примером тому служат произведения З. Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича» (1887), «Великие грехи» (1890). В первом произведении героиня нарушает нормы и правила морали. Здесь речь идет не столько о неподчинении слову родителей, сколько о естественном человеческом сострадании, жалости, способности думать не только о своих желаниях, но и о других. Зулейха после смерти отца, оставив больную и слабую мать, убегает из дома и приезжает в Казань. Истоки ее неудач автор связывает именно с этим проступком. Героиня, в свою очередь, осознает свое преступление и сама выбирает наказание. Девушка в прощальном письме матери много раз повторяет о своем проступке. Неудачу своего путешествия она видит в том, что, проигнорировав родителей, убежала из дома, приехала в Казань. В итоге автор подводит героиню к мысли, что за грехи надо отвечать. Нет прощения девушке, которая не уважает своих родителей, эгоистично оставляет самое святое - мать. В целом в произведении еще сохраняются традиции средневековой литературы, когда дети, а особенно девушки, должны были беспрекословно подчиняться родительскому слову. Но, вместе с тем, данная позиция претерпевает некоторые изменения. Так, в произведении «Тысячи» З. Бигиев акцентирует внимание не на подчинении или неподчинении слову родителей, а на уважении к своим родителям. Зулейха не проявила уважения и была обречена на гибель, а Хадича, хотя и лишена личностных качеств и духовной самостоятельности, умеет уважать своих отца и мать, и тем самым добивается счастья. Таким образом, залогом счастливой жизни героинь служит отношение к своим родителям.
В произведении «Великие грехи» тоже рассматривается проблема воспитания, решающим фактором которого считается воздействие среды на личность. При этом выделяются два принципа, лежащие в основе данной проблемы - семейное воспитание и воспитание в школах-медресе. Имея в виду под средой прежде всего семейный круг, писатель рассматривает героев под углом воздействия на них семейного воспитания. При этом основой для него является известная просветительская мысль: каковы родители, таковы и дети. В данном
случае нам интересна главная героиня Магруй -жена почетного гражданина. Автор пишет о том, что она из хорошей семьи. Но прежде чем говорить о Магруй, надо разобраться в какой среде она воспитывалась и каково было ее отношение к родителям. «Маhруйныц атасы Гали Ваhабов - даими Казан шэhэрендэ яшэп, алыш-биреш сэYДэсе белэн шактый куп мал-акча казанган алтмыш биш яшьлэрендэге яхшы KYЦелле, тэкъва hэм юмарт бер кеше иде. Ул, гыйбадэт белэн мэшгуль диндар адэм булып, галим-голяманы hэм инсафлы шэкерт хал-кын олылап хермэт итэ, аларга hэрвакыт мадди ярдэмен курсэтэ - кыскасы, Казан шэhэренец дэYлэтле hэм мегътэбэр картларыннан санала иде. Гали Ваhабовныц хатыны Мэрьям абыстай да, яхшы ата баласы булып, алтмыш яшьлэренэ ж;итеп килгэн суфый hэм намазчыл бер хатын иде», («Отец Магруй Гали Вагапов - постоянно жил в Казани, занимаясь куплей-продажей, добился очень большого состояния в возрасте шестидесяти пяти лет, был человеком с хорошей душой, благочестивый и щедрый. Он уважает ученых и благовоспитанных шакирдов, им всегда оказывает материальную помощь - словом, считается одним из богатых старцев города Казани. И Марьям-абыстай тоже, жена Гали Вагапова - дочь достойных родителей, была благочестивой и верующей женщиной шестидесяти лет») [5, с. 76]. Исходя из вышесказанного понятно следующее: родители девушки были хорошо воспитанными людьми и подобающе заботились о единственной дочери. Следовательно, Маг-руй выросла образованной и воспитанной девушкой, уважала своих родителей. И Джигангир из почтенной семьи полюбил ее за ум, красоту и воспитанность. Вскоре после женитьбы Джигангир по торговым делам надолго уезжает в Сибирь, и тогда Магруй подвергается серьезному нравственному испытанию. Оставшись дома со старой свекровью, она от безделья знакомится с молодым человеком по имени Якуб. Девушка через некоторое время осознает, какую ошибку она допустила, связавшись с этим человеком, и хочет избавиться от него. Убив его, она оказывается в тюрьме. Через произведение красной нитью проходит мысль: дети хороших родителей по разным причинам временами могут запутаться, встать на неправильный путь. Но они не могут полностью испортиться: этого не даст сделать воспитание, полученное в семье, и нравственность, которая впиталась в душу ребенка. Следовательно, хорошее воспитание, полученное Магруй в семье, не позволяет ей нравственно разложиться и помогает понять свои ошибки.
В татарской литературе конца XIX - начала XX века, где острым было освещение проблемы человека и общества, возникает фигура Гаяза Исхакова. Размышляя о народе, нации, Г. Исхаков тоже обращается к проблеме женщин. Рассматривая в неразрывной связи национальную судьбу татарского народа с судьбой татарской женщины, эту проблему он выделил в качестве самых важных в татарской литературе.
В произведении Г. Исхаки «Осень» (1923-1938) две героини. Большую роль играют личные качества,
особенности характеров девушек, а также окружающая среда влияет на их поведение. Проанализируем жизненные устои и окружающую среду героинь.
Гульсум - дочь мурзы, у которой еще в детстве умирает мать, и ее воспитанием занимается сестра отца. Девушка о своем воспитании говорит так: «Бик тиз мине укыта башладылар, лэкин русча укыта башладылар. Минем беренче таныган кита-бым урыс китабы булды. Беренче укыганым урыс тормышы булды. Шуннан мэктэпкэ кердем. Анда да, билгеле, урыс мэктэбенэ кердем. Тирэ-юнемездэ hэммэсе урыс иде, ейдэ дэ урысча сейлилэр иде. Килгэннэр урыс була, барганнары-мыз урыс була иде, бэйрэмнэр булганда гына мин Yземезнец эллэ нинди икенче терле урыс икэнемезне... Иптэшлэрем арасында шул чынлап урыс булмавыздан хурлана да идем...» («Учить начали меня очень рано, но начали учить по-русски. Моей первой прочитанной книгой стала русская книга, о русской жизни. Потом стала ходить в школу. Окружали меня русские... Только по праздникам я чувствовала, что я другая, отличаюсь от них... Я стыдилась перед подругами, что мы и в действительности не русские») [6, с. 272]. Таким образом, Гульсум получила воспитание в семье обрусевших мурз, она с детства была разлучена с татарской жизнью. Данная среда делает девочку бесхарактерной, безвольной, она отдаляется от своих корней и традиций и не может влиться в другую среду. Гуль-сум не в силах бороться за свое счастье, не может противостоять обществу, самостоятельно принимать решения. Дочь мирзы познакомилась в Петербурге со студентом-татарином, но обрусевшая родня девушки против этих отношений, у них мечта выдать ее замуж за военного. Девушка не находит сил для борьбы за свое счастье, впоследствии выходит замуж за офице-ра-пьяницу, подчинившись судьбе.
Вторая героиня произведения Нафиса, на первый взгляд,- девушка, воспитанная по старым традициям, которая должна быть скромной, послушной, безвольной. Но все наоборот. Нафиса, родившаяся в семье развивающихся купцов, получает мусульманское воспитание и образование. Она учится писать, читать на своем родном языке. Девушка смотрит с уверенностью в будущее, развивается как волевая личность, которая сама определяет свою судьбу. После знакомства в театре с молодым человеком она влюбляется и показывает решительность, разрушив планы отца выдать ее за богатого, добивается того, что выходит замуж за любимого человека. Нафиса, как и Ханифа из произведения «Хисаметдин менла» Мусы Акъегета, борется за свое счастье и обретает его. В борьбе ей помогают национальное воспитание, знание своего места в жизни, в обществе и т. д. А Гульсум, оторванная в детстве от родной культуры и не сумевшая вписаться в русскую культуру так, чтобы считать ее родной, не может самостоятельно принимать решения и обречена на безрадостную жизнь. Чистая и крепкая любовь, вера в любимого помогают ей победить старые традиции. Вместе с тем, Нафиса с мужем задумываются о будущем своего
поколения. Чтобы спасти детей от обрусения, Ха-лиль покупает в татарской деревне вблизи Москвы «имение с маленькой землей, водой и огородом». Все это они делают с целью дать национальное воспитание детям: «В какой среде воспитываются дети, оттуда и привычки... Мы жили вместе с русскими. Вот теперь, если повезет, они свое детство проведут в нашей стране». Автор подводит читателя к такой идее: для воспитания детей в национальном духе надо, чтобы они жили в своей национальной среде. Таким образом, в образах Гульсум и Нафисы представляются две разные судьбы. Главная же мысль произведения заключается в том, что разлука с национальной средой приводит человека к несчастью.
Рассмотрим произведение «Тюбетейщица» (1900) Г. Исхаки. Здесь главной героиней является Камар. Автор стремится воспитать человека в основном при помощи жизненной поучительной ситуации. Автор в качестве цели написания произведения указал следующее: «... Камэр кеби булуныц ахыры ни булачагын ^рсэтеп, миллэтемнец ту-ташларын шул кара «бэхет» лэрдэн коткарыр ечен, аларга Камэр булуда нинди авырлыклар барлыгын белдереп, Yзлэрен саклар ечен бер тэнбиhдер» («Пишу с целью показать результат того, к чему приводит поведение, подобное Камар, пишу дабы уберечь женщин родной нации от такого «черного счастья» [6, с. 20]. Вместо того, чтобы быть самим близким человеком, делиться секретами, давать советы, удерживать от неправильных шагов, показывать правильную дорогу, уменьшается внимание матери к дочери. Кариму после смерти мужа выдают замуж за другого человека. Камар не может смириться с этим. В новой семье девушка чувствует уменьшение внимания к себе, а изменения, происходящие в девушке, мать и вовсе не замечает. И вероятно, вот это горе, которое выпало на голову подрастающей девушки, которая раньше говорила: «Я никогда не ослушаюсь матери», привело к отдалению, отчуждению от матери. Девушка связывается с приказчиком Вафой, влюбляется, не думает даже о том, что бывает и лжелюбовь. Ради любимого она не пожалела ни молодости, ни чистоты и себя довела до бедствия. Попав в тяжелое положение, Камар начинает размышлять о своей жизни, которая прожита напрасно. И нельзя уже ничего поделать. Таким образом, судьба девушки объясняется по-просветительски: в детстве не получив правильного воспитания, героиня впоследствии попадает в руки непорядочных людей и в итоге ее жизнь заканчивается трагедией.
Риза Фахрутдинов - писатель-прозаик, который продолжает традиции М. Акъегета, З. Бигиева и вносит большой вклад в укрепление реалистических принципов татарской литературы. Он известен, в первую очередь, своим романами «Салима, или целомудрие» и «Асьма, или преступление и наказание». Нам интересен роман «Асьма, ... » (1903), где Р. Фахрутдинов тщательно и широко отразил семейное воспитание и его особенности.
В романе столкновение добра и зла, воспитанности и невоспитанности, грамотности и безграмотности изображается в литературных образах. Автор защищает идею того, что каждое совершенное дело не может остаться без плода и без наказания. В основе произведения лежит следующая авторская мысль: для развития нации необходимы воспитанные, просвещенные, образованные, храбрые женщины как Асьма, победившая все препятствия жизни. Она - нравственная, воспитанная, образованная девушка, которая сумела сохранить в себе все положительные качества. Будучи идеалом автора, она выходит победителем: добивается желаемого, выходит замуж за любимого человека. Детство Асьмы проходит в благополучной среде, и воспитание, полученное в семье, помогает выйти из трудных ситуаций с честью и достоинством. Героиня романа соответствует всем требованиям эстетического идеала просветительства и не теряет лица в сложных жизненных ситуациях. В произведении образованность и нравственность - главные качества девушки, которые выступают как неразрывные части совершенной личности.
Таким образом, татарские просветители, провозглашая безграничную веру в разум человека, критикуя религиозное мракобесие, веря в идеалы Свободы, Равенства, Братства, возрождение татарского общества, становление его на путь прогрессивного развития видят в нравственном и духовном обогащении общества, в гармонизации общества через просвещение людей. Как известно, положение женщины у восточных народов, в том числе и у татарского, даже в XIX веке оставалось тяжелым: в семье ей отводилась роль послушной рабыни, в обществе она не могла реализоваться как полноценная личность. Создание образованного, высококультурного общества не мыслится просветителями без участия женщин. Поэтому в татарской литературе XIX века особое внимание уделяется проблемам воспитания и образования татарских женщин, решению проблемы женского счастья в свете канонов просветительства. Типичный женский образ в татарской литературе этого периода - это женщина, которая способна заявить о себе, ее слово имеет вес в обществе, она борется за свое счастье и добивается его. А путь, ведущий к женскому счастью, лежит через достойное воспитание, полученное в семье, образование и нравственность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Татарский энциклопедический словарь / Под ред. М. Х. Хасанова. Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. 703 с.
2. Эдэбият белеме сYзлеге / Тез.-ред. А. Г. Эхмэдуллин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1990. 238 б.
3. Шагбанова Х. С., Хуснутдинова М. С. Тумашевские чтения: Актуальные проблемы тюркологии. Тюмень: Печатник, 2009. С. 305-311.
4. Бэширов Ф. К. XX йез башы татар прозасы. Казан: Фикер, 2002. 287 б.
5. Бигиев З. Зур генаклар. Романнар hэм сэяхэтнамэ. Казан: Тат.кит.нэшр., 1991. 382 б.
6. Исхакый Г. Сайланма эсэрлэр. Казан: ТаРИХ, 2002. 480 б.
Поступила в редакцию 05.06.2010 г.