Научная статья на тему 'Первые этапы развития татарского романа и его особенности'

Первые этапы развития татарского романа и его особенности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
655
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНИЧЕСКИЙ ЭПОС / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РОМАН / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РОМАН / М. АКЪЕГЕТ / Г. ИБРАГИМОВ / ИСТОКИ ТАТАРСКОГО РОМАНА / M. AKYEGET / G. IBRAGIMOV / ROMANTIC EPOS / ENLIGHTENMENT NOVEL / LITERARY PROCESS / EDUCATIONAL NOVEL / SOURCES OF A TATAR NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Салихова Зульфия Хамзовна

Статья посвящена актуальному вопросу в современном татарском литературоведении системному исследованию процесса формирования татарского романа. Рассмотрены истоки татарского романа, а также процесс его формирования в период конца ХIХ в. начала 50-х годов ХХ вв. Анализ и системное осмысление развития жанра романа в истории татарской литературы позволяют сделать попытку хронологической периодизации, выявления отдельных этапов в развитии татарского романа. В процессе изучения эволюции жанра романа в татарской литературе данного периода можно выделить некоторые его типы: романический эпос, просветительский роман, социальный роман.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST STAGES IN THE DEVELOPMENT OF A TATAR NOVEL AND ITS PECULIARITIES

The article is dedicated to the actual issue in modern Tatar study of literature systematic research of the process of a Tatar novel forming. This work deals with the sources of a Tatar novel and also with the process of its formation during the end of the XIX early 50-s of the XX centuries. The analysis and systematic comprehension of the development of the genre of a novel in the history of Tatar literature makes it possible to give a chronological division into periods and to expose some stages in the development of a Tatar novel. During the process of study of evolution of the genre of a Tatar novel it became possible to determine some types of it: romantic epos, enlightenment novel, social novel.

Текст научной работы на тему «Первые этапы развития татарского романа и его особенности»

УДК 821.512.145-31.09

З.Х. САЛИХОВА

ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОГО РОМАНА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Ключевые слова: романический эпос, просветительский роман, литературный процесс, воспитательный роман, М. Акъегет, Г. Ибрагимов, истоки татарского романа.

Статья посвящена актуальному вопросу в современном татарском литературоведении - системному исследованию процесса формирования татарского романа. Рассмотрены истоки татарского романа, а также процесс его формирования в период конца Х1Х в. - начала 50-х годов ХХ вв. Анализ и системное осмысление развития жанра романа в истории татарской литературы позволяют сделать попытку хронологической периодизации, выявления отдельных этапов в развитии татарского романа. В процессе изучения эволюции жанра романа в татарской литературе данного периода можно выделить некоторые его типы: романический эпос, просветительский роман, социальный роман.

Z.Ch. SALICHOVA

THE FIRST STAGES IN THE DEVELOPMENT OF A TATAR NOVEL AND ITS PECULIARITIES

Key words: romantic epos, enlightenment novel, literary process, educational novel,

M. Akyeget, G. Ibragimov, sources of a Tatar novel.

The article is dedicated to the actual issue in modern Tatar study of literature - systematic research of the process of a Tatar novel forming. This work deals with the sources of a Tatar novel and also with the process of its formation during the end of the XIX - early 50-s of the XX centuries. The analysis and systematic comprehension of the development of the genre of a novel in the history of Tatar literature makes it possible to give a chronological division into periods and to expose some stages in the development of a Tatar novel. During the process of study of evolution of the genre of a Tatar novel it became possible to determine some types of it: romantic epos, enlightenment novel, social novel.

Татарская литература прошла богатый двенадцативековой путь развития. Этот путь состоит из определенных этапов, которые характеризуются исторически значимыми событиями в литературном процессе. Одним из таких явлений необходимо считать возникновение и развитие жанра романа.

Интерес к изучению проблем татарского романа возник в начале ХХ в. О его жанровом своеобразии писали Дж. Валиди «Татар эдэбиятыныщ барышы» (1912), Г. Сагди «Эдэбият ысуллары» (1912), но наиболее полно и обоснованно решить проблему романа в историческом аспекте стремился Г. Ибрагимов в книге «Эдэбият кануннары» (1919). Ученый придавал большое значение теоретическому осмыслению жанра романа, его классификации, выявлению жанровых особенностей.

Научные труды Ф. Хатипова «Эпик жанрлар» (1973), И. Нуруллина «Эдэбият дэреслэре» (1977), Х. Хайри «Язучы hэм тормыш» (1979) стали значительным шагом в теории романа в татарском литературоведении. Однако проблема происхождения и истории жанра романа все же оставалась малоизученной. Ф. Баширов, современный исследователь этой проблемы, справедливо замечает: «В имеющихся работах не поставлены со всей определенностью вопросы истории и теории романа, его формирование, национальные особенности» [1, с. 5]. Подробное изучение формирования татарского романа конца Х1Х - начала Хх вв. (1886-1917) позволили Ф. Баширову выделить следующие этапы: «Первый этап в развитии жанра романа: татарские просветительские романы» и «Второй этап в развитии жанра романа: социально-нравственное содержание эпохи и поиски новых форм» [1, с. 15].

Для полного представления процесса возникновения и развития татарского романа необходимо определить его истоки. Роман как отчетливая форма своими истоками уходит далеко в античность и наблюдается в греческой литературе. Он сыграл важную роль в формировании средневекового романа. Под влия-

нием античного романа в западной литературе получили свое развитие рыцарские романы, а в восточной - романический эпос. Восточная литература имела благотворное влияние на всю тюркоязычную литературу, в том числе и на татарскую. Первым образцом средневекового романа в татарской литературе является романический эпос Кул Гали «Кыйссаи Йусуф» (1233) [1, с. 9].

Роман, имеющий великую особенность - быть своеобразным зеркалом эпохи, развивается, эволюционирует неразрывно с историей, с общественнополитической жизнью народа. Падение Булгарского ханства, монгольское нашествие, завоевание Иваном Грозным Казанского ханства, усиление колонизаторской политики царской России в отношении татарского народа - все это стало причиной ухода романического эпоса, на место которого в татарскую литературу пришла философско-суфийская поэзия, которая долгое время, вплоть до середины XIX в., занимала ведущее место.

Вторая половина XIX в. в татарской литературе знаменуется активизацией прозы, нарушается жанровая иерархия: совершается переход от стихотворной формы, господствовавшей в предыдущие периоды, к прозаической. В татарской прозе появляются новые жанры, востребованные самим духом времени.

Произведение М. Акъегета «Хисаметдин менла» (1886) - первый просветительский роман, который сам автор определил как «национальный роман или рассказ» («Милли роман яки хикэят», слово «хикэят», обладая универсальным содержанием, употреблялось в то время по отношению к любому прозаическому произведению).

Новый взгляд на реальность, просветительские идеи, завладевшие умами прогрессивной татарской интеллигенции, вместе с проблемами национального характера ярко отразились в этом романе. Размышления автора о человеческой жизни, нравственности, будущем прогрессивном развитии татарского общества рассматриваются в сопряжении с проблемой развития национального самосознания татарского народа.

Просветительские романы З. Бигиева «Тысячи, или Красавица Хадича» (1887) и «Смертные грехи» (1890) несколько отличаются своим идейным содержанием: автор стремится доказать, что человек должен жить по установленным высоконравственным порядкам общества. Герои романов, преступившие нормы морали, получат наказание за содеянное.

Создатели просветительских романов, их еще называют романами воспитательными, своей задачей видели воспитание духовно богатой, свободолюбивой, образованной личности, страстно желающей прогрессивного развития татарского общества. Писатели могли расходиться в выборе формы воспитания: семейное воспитание, воспитание в медресе и др., но содержательное ядро воспитательного начала романа не менялось. Таким образом, просветительский роман, отражающий актуальные проблемы своего времени, выходит на передовую арену литературного процесса и является прочной основой развития новых форм романа начала XX в.

Традиции просветительской литературы, заложенные в конце XIX в., оставались ведущими вплоть до десятых годов XX в. На стыке двух веков в татарской литературе наблюдается равноправное существование восточных и западных традиций. Но начиная с 1905 г. идейно-эстетические предпочтения отдаются реалистическому изображению действительности: в татарской литературе происходит крутой поворот от Востока к Западу. Это не говорит о том, что традиции Востока перестали существовать, напротив, особенности и традиции восточной литературы явились основой композиционных построений новой татарской прозы, в том числе и романа. Содержательную основу реалистической прозы этого периода составляет идея о просвещении татарского народа, писа-

тели уверены, что путь к счастью и прогрессу лежит только через просвещение всего татарского народа. Герои просветительских произведений противоположны друг другу, в них обязательно присутствуют положительный герой (образец для подражания) и отрицательный герой (поучительный), в центре внимания авторов находится, безусловно, совершенный во всем образ передового интеллигента. Татарские просветители твердо верили, что только сила человеческого ума и знаний, а также нравственное воспитание семьи и медресе может вывести татарский народ из темноты к светлому будущему. Яркими примерами воспитательных романов начала века стали произведения Р. Фахретдинова «Асьма, или Деяние и кара» (1903), А. Биктимерова «Бедная Галия, или Счастье после страдания» (1906).

К началу десятых годов XX в. в развитии жанров татарской прозы происходит постепенный переход от норм эстетики просвещения к принципам критического реализма. Это были годы реакции, когда завоеванная демократическая свобода подверглась жестокому нападению, что, безусловно, отразилось на литературном процессе. Творческая интеллигенция, откровенно верившая в демократические преобразования общества, осталась в недоумении, пессимистические настроения завладели людьми. Выход из создавшегося положения писатели искали в разных направлениях. В поисках ответа на вопросы времени татарские писатели обратились к литературе других народов. Вышли в свет переводные романы «Жертва любви» (1909) (перевел с турецкого Нурулла Аль-Камали), Xади Килдебеков переводит роман Кнута Гамсуна «Голод» (1911). Появление переводных произведений в период идеологического кризиса стало для татарских писателей своеобразным толчком в определении творческого направления, в решении сложных проблем действительности. Интерес к историческому прошлому был еще одним направлением в поисках новых литературных развязок. У татарских писателей-романистов этот интерес проявился в обращении к истории других народов. «Туркестан» (1908) Касыйма Бикколова стал первым татарским историческим романом. Автор рассказывает о военном походе России в Среднюю Азию во второй половине XIX в., свободно использует исторические материалы о захвате Ташкента, Самарканда, объективно оценивает военную силу России и слабость армии эмира. В романе Г. Монасыпова «Уйгурка, или Первая любовь Xалима» события разворачиваются в Китае, там, где проживают уйгуры. Роман Г. Ибрагимова «Дочь степи», написанный в 1911 г. (опубликован лишь в 1924 г.), повествует о жизни казахского народа.

Годы реакции заставили писателей взглянуть на жизнь уже другими глазами. Еще вчера многие представители интеллигенции ратовали за демократические перемены, возглашали революционные лозунги, а сегодня часть их вдруг потеряла свои идеи и оказалась в тупике. Герои, находящиеся на перепутье, их психологическое состояние, отношение к жизни и к себе стали предметом изучения и анализа татарских писателей. Ф. Амирхан создал роман «На перепутье» (1912). Герой романа Xасан Арсланов, как и всё его окружение, ведет бесцельную, бесцветную жизнь, душа его находится в нравственном застое. Все, что он и его окружение делает, не имеет смыла, все их разговоры, споры о жизни неправдоподобны, наигранны. Они не готовы к серьезным испытаниям, борьбе за политические идеалы. Определение четких позиций участников политических событий эпохи выводит из их рядов «лишнего человека» [2, с. 180]. «Лишний человек» не способен противостоять трудностям и испытаниям судьбы, его жизнь скучна и однообразна, его мечты разрушены, и нет веры в будущее.

Но трудные годы реакции шли к концу, новая революционная волна всколыхнула литературный процесс. Писатели увидели сильного духом героя, идущего по тернистому пути борьбы за счастье. Внимание романистов обращается к внутрен-

нему миру, сложному внутреннему состоянию героя времени. Этот процесс ярко проявился в творчестве писателей-романтиков. Романы «Молодые сердца» (1912) Г. Ибрагимова, «На Деме» (1914) С. Джаляла, «Уйгурка, или Первая любовь Xали-ма» (1918) Г. Монасыпова стали значительным шагом в освоении принципов романтизма, который качественно обогатил татарскую литературу. Синтетическое единство романтизма и критического реализма, проявившееся в татарских романах, является той особенностью, которая способствовала дальнейшему успешному развитию реалистических романов в татарской литературе.

Важным событием в истории развития татарского романа стало произведение Г. Ибрагимова «Наши дни». Работу над романом автор завершает в 1914 г., в этом же году отдает в печать, но царская цензура находит роман опасным для читателей, поэтому полный вариант произведения был опубликован лишь в 1920 г. Герои романа, люди разных сословий общества, оказались в водовороте революционных событий 1905 года. Исторические события, коренным образом повлиявшие на судьбы людей, впервые были эпически широко и масштабно освещены в романе. Участники событий раскрываются постепенно, их понимание жизни по-новому сначала хаотичное, беспорядочное, но затем мысли героев обретают четкое политическое направление и каждый из них занимает свое место в революционном движении. Бесспорно, «Г. Ибрагимов, собрав воедино все события из жизни народа, смог создать монументальный историкореволюционный жанр романа» [2, с. 212].

Процесс развития татарского романа начала XX в. протекал в сложных условиях, когда в обществе происходили важные исторические события: первая буржуазная революция, годы реакции, Первая мировая война. Освоение нового для татарской литературы жанра романа, безусловно, в быстроменяющемся, стремительном водовороте жизни было непростым. Роман как эпический жанр требует от создателя глубокого осмысления действительности и роли личности в ней. Xу-дожественное воплощение замыслов романиста может осуществиться только спустя некоторое время. Активное развитие жанра романа в татарской литературе в этот период было просто невозможным. Но необходимо отметить, что татарский роман начала XX в. делает первые скромные шаги в постижении жанровых особенностей в процессе своего формирования.

Октябрьская революция 1917 г., гражданская война, смена общественного строя, образование нового Советского государства приносят значительные изменения в литературный процесс. И это вновь замедлило развитие татарского романа. X. Xайри, анализируя этот период, пишет: «Действительно, в двадцатые годы наша литература не отличалась богатством широкомасштабных больших романов, и даже в тридцатые годы процесс развития жанра романа шел с трудом» [8, с. 94].

Татарский роман 1920-1930-х годов был в основном представлен произведениями Г. Ибрагимова, М. Галяу, Ш. Камала.

Романы Г.Ибрагимова «Наши дни» (опубликован в 1920 г.), «Глубокие корни», «Дочь степи» (в новой редакции) определили основное направление развития жанра в новых исторических условиях. Роман «Глубокие корни» был определен критиками как первый татарский советский роман [8, с. 93]. В 1930-е годы, когда в Советском государстве начинались грандиозные преобразования, повлекшие за собой идеологизацию литературы, Ибрагимов вновь обращается к роману «Наши дни». Он перерабатывает произведение, вносит существенные композиционные изменения и, желая показать активное участие татар в революционном движении, создает яркие образы татарских революционеров. Роман «Наши дни» в новой редакции был опубликован в 1933 г.

Трагична судьба талантливого писателя М. Галяу и его романов. После октябрьской революции в конце 1920-х годов М. Галяу завершает работу над романом-дилогией «Муть» и «Мухаджиры». Опубликовать произведение в Казани автору не удается. Причиной отказа являются родство автора с просветителем-муллой Шигабутдином Марджани и ярлык мелкобуржуазного писателя. Но М. Галяу находит выход: он переводит роман-дилогию на русский язык и издает в 1930-1934 гг. в московском издательстве. Другой роман писателя «Кубулсай» (1933) тоже был подвергнут подобной участи. Только в 60-е годы ХХ в. романы опубликовали на родном языке, переведя их с русского языка.

Известный мастер татарского рассказа Ш. Камал в гуще революционных событий обращается к жанру романа. Из-под его пера выходит роман «На заре» (1927) (продолжение знаменитой повести «Чайки»). В 1937 г. он представляет на суд читателей роман «Когда рождается прекрасное» о создании коммуны в татарской деревне, формировании нового уклада жизни крестьян. Автор с большой теплотой пишет о коллективистской жизни единомышленников - кре-стьян-коммунаров. Но Ш. Камал обеспокоен тем, что когда рождается прекрасное начало в новом советском обществе, почти одновременно возникает безобразное, уродливое явление под названием «советская бюрократическая система». Мастерски метафорично автор разоблачает сущность этой системы, бездушно чинящей препятствия рождению прекрасного.

В конце 1930-х годов в процессе развития татарского романа наступает затишье. Сталинские репрессии лишили литературу и татарскую культуру целого поколения талантливых писателей, среди них были Г. Ибрагимов, М. Галяу, С. Джалял и др. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. приостановила развитие жанра романа. Осмысление трагизма войны, судьбы страны, драматизма личности в войне требует затрат времени и душевных сил. Первые татарские романы о войне появились только в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

Таким образом, анализ истории развития татарского романа, позволяет выделить следующие периоды: возникновение романа (XIII в.), просветительский роман (конец XIX в.), роман начала XX в., формирование татарского советского романа (1917-1950). Процесс развития жанра романа в каждом периоде протекал с характерными особенностями, в тесной связи с общественноисторической жизнью народа.

Литература

1. Баширов Ф.К. Формирование нового татарского романа (конец XIX - начало XX века): автореф. ... дис. канд. филол. наук / Ф.К. Баширов. Казань, 1989. 19 с.

2. Баширов Ф.К. Хх йез башы татар прозасы / Ф.К. Баширов. Казан: Фикер, 2002. 287 б.

3. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. 2 т.: XIX йез татар эдэбияты. 574 б.

4. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Казан: Тат. кит. нэшр., 1986. 3 т.: XX гасыр башы. 600 б.

5. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Казан: Тат. кит. нэшр., 1989. 4 т.: Татар совет эдэбияты (1917-1941). 568 б.

6. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Казан: Тат. кит. нэшр., 1989. 5 т.: Беек Ватан сугышы Иэм сугыштан соцгы еллар эдэбияты (1941-1960). 542 б.

7. Хатипов Ф.М. Эпик жанрлар / Ф.М. Хатипов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1973. 144 б.

8. Хайри Х.Ф. Язучы Иэм тормыш / Х.Ф. Хайри. Казан: Тат. кит. нэшр., 1979. 287 б.

9. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра / А.Я. Эсалнек. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 79 с.

САЛИХОВА ЗУЛЬФИЯ ХАМЗОВНА - старший преподаватель кафедры филологии, Набе-режночелнинский филиал Казанского государственного университета, Россия, Набережные Челны ([email protected]).

sAlICHOVA ZULFIYA CHAMZOVNA - senior teacher, Naberezhnye Chelny Branch of Kazan State University, Russia, Naberezhnye Chelny, Russia, Naberezhnye Chelny.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.