Научная статья на тему 'Проблема женского равноправия в диалектико-материалистической философии'

Проблема женского равноправия в диалектико-материалистической философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
396
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭМАНСИПАЦИЯ / ЖЕНСКОЕ РАВНОПРАВИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС / WOMEN''S RIGHTS / PERSONALITY / EMANCIPATION / SOCIO-CULTURAL STATUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безрукова Анжела Аслановна

В статье дан теоретический анализ проблемы женского равноправия в трудах классиков марксизма, отмечена специфика понимания данным философским течением проблемы эмансипации и результаты ее реализации. Подчеркивается, что многие из социалистических идей при переходе из сферы теории в плоскость практики претерпели огромную деформацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of woman equality in the dialectical materialist philosophy

The paper gives a theoretical analysis of the problem of woman equality in the works of Marxism; specific understanding of emancipation and the results of its implementation by this philosophical group has been noted. Many of socialist ideas have undergone enormous strains in the transition from the realm of theory into the plane of practice.

Текст научной работы на тему «Проблема женского равноправия в диалектико-материалистической философии»

УДК 14: 316.346. 2-055.2

ББК 87.3

Б-48

Безрукова Анжела Аслановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, т: 8(928)4700409.

ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО РАВНОПРАВИЯ В ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

(рецензирована)

В статье дан теоретический анализ проблемы женского равноправия в трудах классиков марксизма, отмечена специфика понимания данным философским течением проблемы эмансипации и результаты ее реализации. Подчеркивается, что многие из социалистических идей при переходе из сферы теории в плоскость практики претерпели огромную деформацию.

Ключевые слова: личность, эмансипация, женское равноправие, социокультурный статус.

Bezrukova Angela Aslanovna, assistant professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of MSTU, tel.: 89284700409.

PROBLEM OF WOMAN EQUALITY IN THE DIALECTICAL MATERIALIST PHILOSOPHY

(reviewed)

The paper gives a theoretical analysis of the problem of woman equality in the works of Marxism; specific understanding of emancipation and the results of its implementation by this philosophical group has been noted. Many of socialist ideas have undergone enormous strains in the transition from the realm of theory into the plane of practice.

Keywords: personality, emancipation, women's rights, socio-cultural status.

ХХ столетие получило в наследство от прошлых веков множество важных назрев-ших вопросов, включая вопрос о равноправии женщин, всегда занимавший умы лучших людей, но никогда не решавшийся в действительном укладе общественной жизни.

К этому времени в научном знании оформилась идея о социальной ценности женской демографической группы. Эта идея ориентировала общественное мнение и науки на всестороннее исследование социальных возможностей женщины и путей их использования для прогрессивного общественного развития, что нашло отражение в дальнейшем в марксистско-ленинском подходе к вопросу о социальном статусе женщин.

Со второй половины Х1Х века широкое распространение получает диалектико-ма-териалистическая философия, основателем которой является немецкий философ К. Маркс.

Специфику понимания данным философским течением проблемы эмансипации женщины определила интерпретация сущности человека как «совокупности всех общественных отношений». Выделяя сферу материального производства в качестве основной стороны общественной жизни, теоретики данного направления акцентировали свое внимание на таких проблемах как социальные последствия эксплуатации женского и детского труда при капитализме; юридическое и социально-политическое неравенство мужчины и женщины; корни и способы угнетения и закрепощения женщин в семье; социальные меры по привлечению женской социальной группы к общественно-поли-тической деятельности и способы организации женских масс в единое женское движение для борьбы за всеобщую эмансипацию и нравственный прогресс [1, с. 150].

У основателя данного философского учения К. Маркса нет специальных работ, посвященных женскому вопросу. Есть множество отдельных положений о роли и месте женщины в семье и обществе. Обобщенный труд на эту тему принадлежит перу его сторонника и популяризатора Ф. Энгельса. Его работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой он дает подробную характеристику социально-экономических корней и способов закрепощения и унижения женщины в семье. Он считает, что индивидуальная семья превратила женщину в «служанку» и «первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что в свою очередь требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества» [2, с. 77].

Анализу положения женщин и детей как наиболее жестко эксплуатируемой части населения, посвящены отдельные главы другой работы Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». В ней описаны социальные последствия капиталистической эксплуатации женского и детского труда, сформулированы основные требования рабочего движения по женскому вопросу. Это равная плата за равный труд, охрана женского труда на производстве с учетом физиологических особенностей женского организма, характеристика материнства как социальной функции женщины.

Вкратце суть марксистской концепции по женскому вопросу сводится к следующему:

1) «великие общественные перевороты невозможны без женского фермента», то есть они определили место женщины в общем потоке истории, а если быть точнее роль женщин в борьбе за победу нового общественного строя [3, с. 293].

2) «действительное равноправие мужчины и женщины может осуществиться лишь тогда, когда

будет уничтожена эксплуатация капиталом тех и других» [3, с. 294]. Речь идет о том, что считали социальное освобождение женщин возможно лишь в том случае, если проблема будет решаться во всех ее аспектах - экономическом, юридическом, политическом, нравственном. Кроме того, согласно их теории борьба за социальное освобождение женщин является частью борьбы трудящихся против политического и экономического господства капитала. Признавая и осуждая дискриминацию женщин в досоциалистических обществах, идеологи марксизма предлагали единственно верный, с их точки зрения, рецепт преодоления дискриминации женщин.

Вместе с тем такая позиция маскирует некие скрытые интересы и цели сторонников классовой идеологии, о которых в советской литературе не принято было говорить. А именно: 1) идея подчинения проблемы эмансипации женщин более «глобальным» политическим задачам революционного преобразования общества, а женского движения - целям пролетарского классового движения; 2) отрицание самой возможности существования каких бы то ни было женских интересов, отличных от интересов пролетариата в целом. Класс, а не пол, по их мнению, является причиной угнетения женщин.

Изложенное свидетельствует о том, что основоположники марксизма понимали общественную ценность женщины, выступали за расширение сфер ее социальной деятельности, указывая путь, способный обеспечить Специфику понимания данным философским течением проблемы эмансипации женщины определила интерпретация сущности человека как «совокупности всех общественных отношений».

Вместе с самой теорией марксизма, эта идея «ценности» женской социально-демографической группы получила широкое распространение в различных точках земного шара, и была взята на вооружение деятелями разных идейных и политических движений. История свидетельствует о том, что политики разных государств, в различные исторические периоды (особенно в годы суровых потрясений, революций, войн) обращались к женщинам и женскому движению с целью использования их потенциала в своих планах. Вот несколько примеров: известная деятельница США А. Дэвис, связывая женское движение с аболиционистским, писала: «Безусловно, борьба женщин должна быть в то же время и борьбой за расовое и экономическое равенство. И она должна быть борьбой за мир» [4, с. 255]. Руководитель национально-освободительного движения Индии М. Ганди в свое время также подчеркивал, что осознание женщинами общенациональных за-дач - важная предпосылка успешного освободительного движения ... без их участия движение может быть парализовано. И, наконец, В.И. Ленин категорически утверждал, что успех революции зависит от того насколько активно в нем участвуют женщины [5, с. 47].

Нет сомнения, что марксистская концепция освобождения женщины была адекватна своему времени, его очевидностям и нормам. В центре ее - тема женского труда. Но это и главный факт «из жизни женщины» второй половины XIX века. Под давлением этого факта эмансипация личностная, рассматривалась в марксизме преимущественно сквозь призму социальной революции, полного переворота жизни общества. Французский социолог Э. Морен, подводя итоги развитию идей женского равноправия, писал, что попытка рассмотреть проблему угнетения женщины с помощью категорий классового анализа является упрощением. Эта проблема сложилась в доклассовую, а может быть и в доисторическую эпоху и имеет не столько социологический, сколько антропосоциологический характер [6, с. 134].

В.И. Ленин обобщил и развил идеи марксизма о социальном освобождении женщин применительно к новой исторической эпохе. Целый ряд его работ и выступлений («Капитализм и женский труд», «Советская власть и положение женщин», «К женщинам-работницам», «О задачах женского рабочего движения в Советской республике», «Международный день работниц») специально посвящены рассмотрению проблем равенства женщин с мужчинами. Основные положения теории Ленина отражали актуальные, злободневные проблемы женщин послереволюционного времени. В.И. Ленин, справедливо считал, что женский вопрос нужно решать разносторонне: разрушить патриархальную замкнутость этих разрядов населения, которые, прежде, не выходили из узкого круга домашних, семейных забот, привлекая их к непосредственному участию в общественном производстве, сделать политику доступной для каждой трудящейся женщины [7, с. 234]; добиться того, чтобы женщина не была угнетена ее хозяйственным положением.

Привлечение женщины к разносторонней социальной деятельности В.И. Ленин рассматривал как одно из ведущих направлений общедемократического процесса в стране, утверждая, что пролетариат не может добиться полной свободы, не завоевывая свободы для женщин. Он был против обособления женщин в кругу только их «собственных специфических» интересов, настаивал на приобщении женщин к общеполитическим процессам, к активному участию во всех сферах партийной деятельности, к партийной работе на всех уровнях.

Развитие самостоятельного женского движения в конце 19 - начале 20 века и борьба женщин за свои права (а не социалистическое преобразование всего общества) считались Энгельсом Ф., А. Бебелем,

В.И. Лениным «чисто буржуазной затеей», служа-щей отвлечению женских масс от революционной борьбы. Интеллигентный Энгельс, например, в письме Л. Лафарг обозвал поборниц женских прав «полубуржуазными ослицами» [8, с. 145], а А. Коллонтай и И. Арманд уверяли женщин-работниц, что они имеют больше общих социальных интересов с мужчиной-работником, чем с «буржуазной феминисткой» [9, с. 18], что работницы не имеют никаких социальных интересов, отличных от интересов пролетариата в целом.

Поэтому Коллонтай предлагает и добивается включения в число запрещенных новой властью общественных организаций всех независимых женских организаций, за их, якобы, ненадобностью в новом обществе. Заодно были запрещены все феминистские газеты и журналы, а затем и само понятие «феминизм».

И все-таки по своему складу, образу жизни Коллонтай, конечно же, сильно тяготела к феминизму. Ее работы - это смесь марксистских и феминистских подходов, в которых задачи преобразования социальных отношений пола подчинены задачам преобразования всей системы социальных отношений.

В конечном счете, все государства советского типа использовали идеи перестройки социальных отношений между полами для расправы над личностью - любой, будь то мужчина или женщина, для формирования тотального господства. В момент сдвига в социальных отношениях между полами верх одержала третья сила - государство-партия. Такое государство стремилось полностью подчинить себе индивида, уничтожив формы его личной, интимной жизни - любовь, семью.

Верховная власть проникала во все мелочи жизни. И мужчина, и женщина были в равной мере заложниками одной и той же системы властных отношений. О «стирании» граней между полами свидетельствовала такая, казалось бы, мелочь как форма обращения к другому. Нормой языка стало обращение «товарищ». Оно не предполагало различий по признаку пола, как не предполагал их и жизненный уклад. Поэт О. Мандельштам описал то время, как «эпоху, которой нет дела до человека, которая использует его как кирпич, как цемент и строит из него, а не для него» [10, с. 182].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: социалистическая идея изначально

гуманистична. Справедливое общество, научный прообраз которого возник в умах К. Маркса и Ф. Энгельса, представлялось как общество достойное человека. Классики марксизма считали, что на смену капитализму придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

Социалистическая идея сделала немало для повышения общественной ценности деятельности женщины, создания необходимых условий ее полноценного личностного развития. Однако многое из социалистических идей, в том числе и основоположников марксизма-ленинизма при переходе из сферы теории в плоскость практики претерпело огромную деформацию.

Литература:

1. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О женском вопросе. М., 1978.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1961. Т. 21.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1961. Т. 3. С. 486.

4. Дэвис А. Женщины, раса, класс. М., 1987.

5. Тыкова А.А. Женское равноправие: цель или средство? // Неделя науки МГТИ: материалы науч.-практ. конф. Майкоп, 1998. Вып. 3. С. 85-86.

6. Benoit M., Morin E., Paillard B. La Femme majeure. Paris, 1973.

7. Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 3.

8. Энгельс Ф. Письмо Лауре Лафарг от 2 октября 1891 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 38.

С. 144-146.

9. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.

10. Мандельштам О. Гуманизм и современность // Мандельштам О. Избранное. М., 1991. Т. 2.

References:

1. MarxK., EngelsF., Lenin V.I. On the women's issue. M., 1978.

2. Engels F. The Origin ofthe family, private property and the state // K. Marx, F. Engels. Works. M, 1961. V.21.

3. Marx K., Engels F. Works. M., 1961. V. 33. P. 486. V. 3.

4. Davis A. Women, race, class. M., 1987.

5. Tykova A.A. Women's equality: the goal or a means? // Science Week of MSTU: materials of scientific conference. Maikop, 1998. Issue 3.

6. Benoit M., Morin E., Paillard B. La Femme majeure. - P. - 1973.

7. Lenin V.I. Works: in 53 vol. V. 3.V.3..

8. Engels F. A letter to Laura Lafargue dated October 2, 1891 //K. Marx, F. Engels. Works. V. 38.P. 144-146.

9. Kollontai A.M. Social foundations of women’s issue. StPb., 1909.

10. Mandelstam O. Humanism and modernity. Selected works. M., 1991. V.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.