Научная статья на тему 'Женский вопрос в России и основные подходы к его изучению в дореволюционный период'

Женский вопрос в России и основные подходы к его изучению в дореволюционный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4049
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женский вопрос в России и основные подходы к его изучению в дореволюционный период»

Н. П. Рушанина

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

На исходе XX столетия все очевидней становится возрастающая роль женщин в об щественном прогрессе Сегодня нет в мире такой сферы человеческой деятельности, в которой не принимали бы активного участия женщины, составляющие 1/2 всего и 1/3 самодеятельного населения Земли Они проявляют себя не только в производстве, биз несе, науке, искусстве, медицине и педагогике, но и в исконно мужском деле - полити ке Пример тому - И Ганди, Г Мейр, М Тэтчер, Б Бхутто, М Олбрайт и многие другие Однако, несмотря на некоторые бесспорные завоевания женский вопрос, возник ший в эпоху Просвещения, все еще далек от разрешения Положение женщины в обществе остается одной из глобальных проблем современности на решение которой направлены усилия международных организаций ООН, ЮНЕСКО, МДФЖ Поэтому изуче ние состояния женского вопроса, с учетом сегодняшних реалий и проблем, приобрета ет все большее значение

В России до начала перестройки научный интерес к проблемам феминизма практи чески отсутствовал, поскольку с позиций марксистско-ленинской идеологии женщина у нас в стране уже давно считалась свободной Вследствие этого в России, в отличие от Запада, изучение женского вопроса так и не сложилось в особую научную дисциплину Это сказалось в слабой разработанности понятийного аппарата

Прежде всего следует более четко очертить само понятие «женщины» Ряд ученых считают, что женщин как социальную общность самостоятельный субъект истории и политики не следует выделять из общей категории «народ» Вряд ли это правильно Ведь женщины, составляющие половину человечества - это реально существующая, относительно целостная и устойчивая социальная общность, которая характеризуется психологическими особенностями, самостоятельным историческим и социальным поведением, единством интересов, специфическими репродуктивными и многоролевы ми функциями, выполняемыми на протяжении всей истории цивилизации

В исследованиях по проблемам женщин широко используется понятие «феминизм» (от лат femlna - женщина) зачастую оно трактуется как теория Иногда - как движение за полное равноправие с мужчинами в общественной жизни На наш взгляд феминизм - это и теория (концепция) женского движения и само движение женщин Требует уточ нения и содержание понятия «женское движение» Оно представляет собой совмест ные действия различных социальных, демографических этнических, национальных жен ских групп, объединенных единой целью общими духовными ценностями и системой норм, регулирующих поведение Женское движение в широком смысле слова означает многообразие форм борьбы женщин за свои права и интересы В исторической рет роспективе феминизм и женское движение - фактически синонимы

Со 2 й половины XIX века и на всем протяжении дореволюционного периода истори ографии в русской прессе широко использовалось понятие «эмансипация» (от лат етапара^о), означающее уравнение женщин в правах с мужчинами освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков Сторонники сохранения патриархальных тра диций в обществе использовали это понятие исключительно в негативном значении, обозначая им карикатурный образ женщины движимой страстью к разрушению, корот ко стриженной, в очках, с сигаретой, плохо одетой, грубой пренебрегающей семейны ми обязанностями, способной на безнравственные поступки, для которой нет ничего святого

В работе мы оперируем понятием «женский вопрос», которое на наш взгляд, вклю чает в себя всестороннее осмысление через призму биологического, социокультурно

го и экономическою направлений и подходов положения женщин в обществе, в семье, их правового и социального статуса

В последние годы в научный оборот введена новая концепция тендера. В современной научной литературе стали освещаться так называемые социогендерные отношения Как отрасль социологического знания, они в нашей стране фактически еще находятся на начальном этапе развития, поэтому даже основные категории являются нередко предметом дискуссий. Термин «тендер» (букв. - «род», «пол» - от англ gender) отсутствует в русском языке, его можно трактовать как «социально закрепленные отношения полов». Тендерные исследования - это социологический анализ положения женщины во всем многообразии ее социальных ролей и психологических особенностей

Многие теоретики женского вопроса понятия «феминистские исследования», «ген дерные исследования» и «исследования по проблемам женщин» считают синонимами. Однако в научной практике преобладает традиционное понятие «исследования женских проблем».

В реформируемой России женский вопрос является чрезвычайно актуальным, его история становится достоянием как отечественной, так и международной науки. В рас поряжении современного исследователя находятся десятки монографий, сотни статей и публикаций, посвященных различным аспектам участия женщин в экономической и политической жизни страны в разные периоды ее истории. В них. как правило, не вычленяются специальные проблемы «женский вопрос», «женское движение» и т.д. Тем не менее, по проблеме существует обширная историография. Всю литературу в соответствии с динамикой развития страны можно разделить на периоды: досоветский, советский и посткоммунистический или современный. Подобная градация условна, однако она позволяет оттенить специфику каждого из этапов, а также отказаться от жесткой идеологической привязанности, свойственной советской исторической науке, периодизация которой была связана с этапами социалистического строительства.

Для историографии XIX - начала XX века был характерен плюрализм в подходах к предмету исследования. Из множества точек зрения можно выделить, по крайней мере, две основные: общедемократическую, или социокультурную, и социалистическую, или социально-экономическую' Литература либерального направления представлена дву мя группами: феминистской, написанной деятельницами этого движения либо переведенной ими. и исторической, созданной в духе социокультурного подхода российскими исследователями

Активное осознание женского вопроса в России начинается с середины XIX века, но к этому времени проблема женского равноправия уже не была чем-то новым и неожиданным для русского общестеа После Великой французской революции среди просвещенного дворянства возрос интерес к демократическим идеям и, в частности, к вопросу о положении женщин. В этот период в общественном сознании женщины восприни мались как «второе крепостное сословие» и по отношению к «женскому вопросу» определяли принадлежность человека к тому или иному политическому направлению Острота женского вопроса в те годы стала своеобразным «откликом» на развитие феминизма в Европе, истоки которого следует искать в эпохе Просвещения Лозунги свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, провозглашенные Великой Французской революцией, активизировали стремление женщин к равноправию. Французская писательница Олимпия Де Гуж в дополнение «Декларации прав человека и гражданина» в 1791 году написала «Декларацию прав женщины и гражданки», где потребовала включить женщин в категорию полноправных граждан, предоставить им гражданские и избирательные права, возможность занимать государственные посты. Женщинам было отказано в гражданском равноправии вплоть до начала XX века. Но движение за женскую свободу и независимость, получив стимул, сложилось.

Это движение, его лозунги и идеи стали называть феминизмом, а его сторонников и последовательниц Де Гуж - феминистами2.

Почти одновременно, в 1792 году. Мэри Уолстоункрафт опубликовала в Англии книгу «О подчинении женщин» В Германии в этом же году вышла работа Теодора фон Гип-пеля «Об улучшении гражданского положения женщин» Появление подобных работ в то время было далеко не случайно Сегодня становится очевидным, что зарождение и формирование феминистских теорий в значительной степени было подготовлено раз витием различных социально-философских и политических концепций В связи с этим следует отметить либеральное направление в философии Джона Локка, Джона Стюарта Милля и Жан-Жака Руссо, в рамках которого развивались основы теории прав человека Стоит выделить также влияние теории утопического социализма Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна и Шарля Фурье, впервые поведавших миру, что «расширение прав жен щины есть общий принцип всякого социального прогресса»3.

Под влиянием западноевропейского феминизма, а также тех революционных процессов, которые происходили в России в середине XIX века, формировалось новое представление о роли женщины в обществе. Женский вопрос быстро получил права гражданства в отечественной литературе. О воспитании и образовании женщин, об их положении в семье и обществе, их трудоустройстве, о пределах личной свободы и самостоятельности писали и спорили как сторонники, так и противники женской эманси пации. Но если в Западной Европе первыми теоретиками женского вопроса стали сами женщины, то в России «творцом женского вопроса" был признан М Л Михайлов, опуб ликовавший в 1860 году в «Современнике» статью «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе». Он одним из первых заговорил в России о свободе и равноправии женщин, а серия его статей на эту тему стала настоящей сенсацией, «произвела в русских умах землетрясение»" М.Л Михайлов писал о необходимости уважения к женщине, о том, что она такой же человек, как мужчина, и имеет равные с ним права на труд, на образование, на общественную деятельность. Основная его мысль - «пока женщины не будут с нами, мы будем отставать от движения» - выражала точку зрения революционных демократов

Тему женской эмансипации подхватил и вывел в круг наиболее значимых проблем Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» при всей его художественной беспомощности стал событием в русской идейно-политической жизни О влиянии романа Н.Г.Чернышевского на современников написано и сказано очень много. Для «охранителей» старых порядков он стал проповедью настоящего разврата во всех сферах жизни, для передовых людей - учебником жизни, своего рода «библией прогресса» Чернышевский первым в русской литературе указал конкретное дело, которого жаждала молодежь, и прежде всего женщины, еще только приобщавшиеся к общественной жизни -это образование как путь к освобождению от духовного рабства, труд, работа для пользы народа и для собственной экономической самостоятельности. Наконец, читательницы романа уверовали в высокое предназначение женщины в обществе и в семье, но в семье нового типа, узнали о фиктивном браке - наиболее простом и доступном спосо бе высвобождения из-под родительской власти

Н.Г Чернышевский и М.Л. Михайлов пропагандировали ценности гражданского общества: самодостаточность личности и разума, индивидуализм, правовую защищенность гражданина, труд как средство достижения личного успеха и общественною процветания Общество, где каждый сможет жить в соответствии со своими запросами и где будет решен женский вопрос, возможно построить лишь при условии уничтожения самодержавно-крепостнической системы.

В условиях самодержавной России, при гражданской незрелости, неразвитости женщин, идейными вдохновителями женского движения выступили мужчины. Но, как только идея об эмансипации вызрела и оформилась, ее подхватили, наполнили конкретным содержанием и действием женщины Одной из первых в обсуждение женского вопроса включилась МН Вернадская. В 1858 году она опубликовала в журнале «Экономический указатель» статью «Женский труд», где писала о том, что женщины привилегиро-

ванных сословий не хотят работать, стыдятся труда, лишая себя тем самым независимо сти Она отвергала бытующее представление о том, что работать могут только крестьян ки и мещанки Освобождение женщины, ее независимое положение, считала она, мо гут быть обеспечены только ее самостоятельным трудом5 Статья вызвала широкий от клик последовала целая серия публикаций о труде гувернанток прислуги и т д Их лей тмотив - женский труд не должен быть осмеян и презираем он достоин поддержки и уважения

Важнейшей составной частью женского вопроса, применительно к России, была про блема приобщения женщин к высшему образованию В 1868 году известная журнали стка и активный борец за женское равноправие, сотрудник журнала «Женский вестник» (она вела хронику женского движения на Западе) Е И Конради выступила в печати со статьей о праве женщин на высшее образование Она писала о том, что женщина имеет право и должна учиться не только потому, что она мать и воспитательница своих детей но и как член общества5 Инициатива Е И Конради была подхвачена передовыми жен щинами, требовавшими для себя высшего образования, рассматривавшими его как средство активного включения женщин в общественную жизнь

По вопросу женского образования активно выступала в печати еще одна известная деятельница женского движения России Е С Некрасова Она возглавила движение жен щин в Москве которое привело в конце концов к открытию Высших женских курсов Е С Некрасова была известна также тем. что собирала материалы о жизни выдающихся женщин России Многие ее публикации были посвящены женщинам, оставившим след в истории, литературе, искусстве - поэтессе Евдокии Ростопчиной, «кавалерист деви це» Надежде Дуровой писательницам Елизавете Кульман и Елене Ган

В этот же период в рамках женского вопроса широко обсуждалась проблема граж данских и политических прав женщин Наибольшую известность в этом вопросе завое вала критик публицист «Отечественных записок» М К Цебрикова К решению женского вопроса она подходила с революционно демократических позиций В ее понимании образование труд заработок несущие женщине экономическую независимость были только половиной свободы Полной свободы можно было добиться только свержением деспотизма7

Таким образом проблемы женской эмансипации в России находили освещение в литературном творчестве передовых женщин, причастных к этому движению Фемини стская литература ставила своей главной задачей популяризацию основных идей этого движения, освещение его истории

Проблемы женской эмансипации и женского движения были также предметом ис следований ученых Наиболее яркими образцами исторических трудов социокультур ного направления являлись работы профессора Московского императорского универ ситета В М Хвостова, исследовательницы культуры А Сологуб Чеботаревской, историка женского движения и активистки его либерального крыла Е Щепкиной и других

Для юриста В М Хвостова женская эмансипация стала предметом теоретических раз мышлений Он рассматривал идею женской эмансипации в общем контексте развития цивилизации и культуры человечества, считая вопрос о равноправии женщин «одним из самых важных социальных вопросов нашего времени, даже важнейшим, стоящим наряду с вопросом о положении рабочих классов» Он был убежден в том, что «в течение XX столетия идея женского равноправия одержит победу XX век будет веком женщин»8 ВМ Хвостов писал, что возникновение женского движения обозначило по воротный момент в истории человечества завершилась «эпоха преобладания физи ческой силы» в «культурном развитии постепенно первенствующее место заняло аль труистическое чувство и сила духовная стала выше физического насилия»9 Носитель ница духовного начала - женщина - вышла на авансцену истории

Требования женского равноправия, считал В М Хвостов, «составляли главную цель стремлений сторонников женского движения», он включал их в общий разряд требова-

ний, отстаивающих «права человека» и достоинство личности, так как они свидетельствовали об истинной демократии, немыслимой без самого широкого участия женщин в жизни общества. «Если женщина - человек, если она - личность, то она должна быть гражданкой и иметь возможность пользоваться политическими правами, чтобы отстаи вать свои интересы»10. К числу проблем, требующих незамедлительного решения в интересах женщин он относил образование. «В России казенные субсидии средних женских школ весьма невелики, поставлены эти школы во многих отношениях хуже мужских Высшее женское образование у нас представлено вообще частной инициативой и благотворительностью. Русские женщины менее образованы, чем мужчины. Если у нас считается только 30% грамотных мужчин, то процент грамотных женщин втрое ниже»11.

С вопросами образования женщин В.М. Хвостов органично связывал проблему женского труда. «Женское образование должно быть реформировано в духе большей подготовки женщин к профессиям», потому что «для них открыто гораздо меньше профессий» и ко многим из них «закон женщин не допускает». Он подчеркивал необходимость устранения дискриминации женщин и в оплате труда. «В России женщины, имеющие самостоятельный заработок, составляют 44% всего женского населения», их труд «вознаграждается ниже мужского»12. Человек прогрессивных взглядов и убеждений, В.М. Хвостов приходил к неутешительному выводу о том, что «при одинаковых обязанностях с мужчинами, женщины значительно ограничены в правах как политических, так и гражданских, в доступе к труду и вознаграждении за труд, и государство вообще меньше о них заботится, чем о мужчинах» ,3.

Вопросы любви, семьи, брака, будущего русской женщины, органично включавшиеся в проблему женской эмансипации, были в тот период предметом широкого и ожив ленного обсуждения в печати и в обществе. Всесторонне изучая женский вопрос, В М. Хвостов в своих произведениях много размышлял о месте и роли женщины в семье, о взаимоотношениях мужа и жены, о любви и браке. Он был твердо убежден в том, что женщина должна быть равна с мужчиной, жена с мужем. Но женщина не только равноправна, но и свободна в любви и браке, она вольна распоряжаться своими чувствами, своей судьбой. «Замужество вовсе не составляет удела всех женщин», -писал он. «Но и замужняя женщина, если она желает чувствовать себя самостоятельной личностью и быть готовой ко всевозможным невзгодам, должна располагать профессиональной подготовкой, наличность которой всегда позволит ей приобрести себе экономическую независимость» м. В М Хвостов был противником закрепощения женщины в семье. Он считал, что женщины вправе избирать свой собственный путь, самостоятельно строить свою жизнь, многие из них вполне способны заниматься профессиональной деятельностью, совмещая ее с материнством.

Отстаивая интересы женщин, В.М. Хвостов писал: «Свобода и образование женщинам необходимы, главным образом, для того, чтобы свои женские дела они устраивали отныне, руководствуясь своим умом, а не мужскими указаниями»15. В связи с этим он отмечал, что «женское движение нашего времени не является чем-то эфемерным и выдуманным несколькими женщинами, забывшими истинный характер своего пола». Организованное женское движение - важный фактор общественно-политической жизни страны. Его успех во многом зависит от развития демократии в самом Российском государстве, а также от инициативы, энергии и напористости женщин в отстаивании своих интересов. «Женщины прежде всего должны сами учиться и заботиться о распространении женского образования, Они должны помнить, - отмечал В.М. Хвостов, -что как истинное знание невозможно без свободы, так и свобода немыслима без знаний. А затем они должны развивать в себе социальный дух и создавать свои организации на почве стоящих совершенно определенных задач, как-то. развитие женского образования, общественной благотворительности, улучшение условий жизни трудящихся женщин, борьбы с проституцией, серьезной и систематической разработки и укрепле-

ния идеи женского равноправия Эти организации, во-первых, сплотят самих женщин, во-вторых, работа в них над определенными задачами даст им хоть отчасти и тот обще ственный опыт, отсутствие которого им теперь ставят на вид. В единении - сила»16.

Будучи сторонником женской эмансипации. В.М Хвостов считал женские проблемы общечеловеческими справедливо полагая что «освобождение женщин было бы огромным выигрышем для всего человечества», поскольку «оно привлекло бы к служению культурному развитию новый запас мало использованных сил» 17

Подобно В.М Хвостову Е Н Щепкина также заявила о себе в историографии конца XIX - начала XX века в связи с «женской темой» Первой из историков она познакомила русского читателя с биографиями знаменитых поборниц равноправия Олимпии де Гуж, Теруань де Мерикур, Клер Лакомб и кругом их воззрений. Ее героини преданы делу революции, их отличает «уважение к правам личности и гуманизм». Она писала о том, что вспышка освободительных устремлений женщин была подготовлена идеями Просвещения. «Женщина - такой же человек, как и мужчина, и потому она имеет все основания обладать той же полнотой гражданских прав и свобод, что предоставлены ему»'9. Как утверждала Е.Н.Щепкина, женщины, участвуя в революционной борьбе, ре шали задачу «нравственного перевоспитания нации» и «обновления человечества» на пути ко «всеобщему счастью», к распространению и на женскую часть общества всего того, что обещала людям «Декларация прав человека и гражданина»'9

Несомненный интерес в теоретическом наследии E.H. Щепкиной представляют лекции, прочитанные ею в 1911 - 1912 гг., а затем опубликованные. В двенадцати лекциях она изложила историю женского движения в России По мнению Е Н Щепкиной. «пер вым решительным толчком к проявлению феминизма среди русских женщин послужила отмена крепостного права»30 Эта реформа способствовала распространению радикальных идей в обществе. Неотъемлемой частью новых идей было осознание социальной ответственности за так называемых «рабов» общества, под которыми подразумевалось не только крестьянское население, но и женщины Звучали требования отмены существовавшей системы взаимоотношений между полами Традиционный образ жизни русской женщины из дворянского сословия уже не удовлетворял многих его представительниц. и они пытались найти себя в каких-либо сферах общественной деятель ности. E.H. Щепкина писала о том, что в 60-е гг XIX в «одни, как Пирогов, готовили из женщин деятельниц для просвещения и перевоспитания общества' другие искали в них товарищей для борьбы с устаревшим укладом жизни на правах равенства и братства. Те и другие считали реформу неосуществимой без участия женщин»21.

По мнению, E.H.Щепкиной, «обилие незанятых женщин очень содействовало успеху новых идей и теорий», женщины «примыкали к кружкам, шли на всякое живое дело, искали себе место и определенные роли в общественной жизни, добиваясь средств к серьезному образованию». В поисках новой жизни сотни девушек и молодых женщин покидали родительский дом Из провинции они рвались в столицы, особенно в Петербург, который в начале 60 х годов приобрел ореол «земли обетованной»: здесь была лаборатория идей, здесь много говорили и писали о женском вопросе, здесь можно было учиться, работать, утвердиться в своей независимости Е Н Щепкина так объясняла это стремление' «Подгоняла их материальная нужда, нестерпимый семейный гнет, от которого избавишься, если станешь на свои ноги, потребность в просвещении и умственном развитии, часть девушек гнала потребность просто подышать свежим воздухом»22.

Девушки и женщины, порвавшие с родными, находили применение своим силам в образовании «распространяется и сфера доступных им отраслей труда, масса женской молодежи участвует во всех течениях социально политической жизни» Однако само державие чинило женщинам всевозможные препятствия на пути их самореализации Е Н.Щепкина писала о недостаточном финансировании женских курсов, о невозможно сти для женщин поступать на государственную службу, о дискриминации в заработной

плате, о запрете в 1886 году женских производственных артелей, о «повсеместном закрытии воскресных школ, которое показало, как трудно женщине отстаивать даже право преподавать грамоту». Но несмотря на все эти препоны, - подчеркивала она, -женщины включились в профессиональную деятельность, в политику, возникло организованное женское движение»23.

Как уже отмечалось, становление движения русских женщин за свою эмансипацию происходило под влиянием западноевропейского феминизма. Особая роль в этом процессе, по мнению E.H. Щепкиной, принадлежала французским феминисткам, их лидеры вдохновляли наших соотечественниц. В России, как и на Западе, появилась целая плеяда неординарных женщин-лидеров, стали известны «вожаки» женского движения -М.В. Трубникова, Н.В. Стасова, А.П. Философова, для которых «женский вопрос» стал смыслом жизни.

Е.Н, Щепкина, являясь активисткой женского движения, осуждала при этом его крайности - отрицание самой семьи, признаки распущенности24.

Вопрос будущего русской женщины был настолько серьезен, что мимо него не мог пройти ни один теоретик, мыслитель. К их числу относился И.Ю. Русанов - представитель демократического направления, написавший работу «Революция и женский вопрос». Он отмечал огромную роль женщин в русской революции на всех ее этапах. «Эпоха хождения в народ вся проникнута женским героизмом. Каждый политический процесс всех времен русской революции пестрит женскими именами»25. Особой активностью, по его мнению, отличались девушки. «Выстрел Веры Засулич прозвучал набатным звоном для русской женской молодежи. О том деятельном участии, которое приняла женская учащаяся молодежь в революционном процессе, не приходится говорить, можно только восторгаться», - писал он. И.Ю.Русанов, анализируя причины революционной активности женщин, приходит к выводу о том, что прежде всего бесправное положение толкало их на борьбу с царизмом.

Он сделал попытку определить социальный состав участниц революционного движения. По его подсчетам в их число вошло больше 50% учительниц. «С 80-х гг. XIX века и до 1917 года число женского учебного персонала составляло цифру, колеблющуюся в разные годы от 44% до 55% всего педагогического персонала наших низших учебных заведений, Скромная труженица - женщина в скромной роли народной учительницы, чрезвычайно активно способствовала русской революции»26.

Он считал, что «женщина подготовила почву для русской революции за годы войны». Это была новая ступень в развитии женского самосознания, их гражданской активности, выразившаяся, в частности, в возрастании степени участия и роли женщин в революционной борьбе. И.Ю.Русанов убедительно и аргументированно писал в своей работе о том, что «необыкновенный рост женской рабочей армии и вместе с тем повышение уровня сознательности женщин, отлив мужчин на войну и привлечение женщин во все отрасли производства, их экономическая самостоятельность, - все это оказало сильное влияние на ход русской жизни: в нее влилась новая творческая и вместе с тем глубоко революционная сила, - проснувшаяся женщина»

Анализируя революционный аспект женского движения, И.Ю.Русанов подчеркивал: «В 1915 - 1916 гг. в связи с хозяйственной разрухой и голодовками по России прокатилась настоящая эпидемия так называемых «бабьих бунтов», которые имели громадное революционизирующее влияние на мужскую народную массу». В целом, он высоко оценил роль женщины «как стойкого борца за народное освобождение в годы буржуазно-демократических революций»28.

Свой вклад в теорию женского вопроса внесли руководительницы организованного массового феминистского движения - «Женской прогрессивной партии», «Союза равноправности женщин». Так A.A. Кальманович, лидер «Женской прогрессивной партии» в своем труде «Женское движение и его задачи Краткий исторический очерк» дает анализ женского движения в США, Англии, франции, Италии, Германии и других странах.

Она разделяет точку зрения международного феминистского движения, в соответствии с которой «эффективнее всего интересы женщин можно обеспечить, добившись для них избирательного права». Получив возможность участвовать в политической жизни, женщины освободятся от тройного гнета: «от гнета законов, признающих ее неполноправной личностью, от пожизненного закрепления как законной собственности в чужое пользование, и экономическое освобождение»29. Кроме того, задачами женского движения, по мнению A.A. Кальманович, являются объединение деятельности существующих женских организаций, выпуск женских газет и журналов, расширение женского общего и профессионального образования. Разрешить эти задачи, считает она, возможно только мирным, эволюционным путем.

В целом, сторонники социокультурного направления делали ставку на реформистские меры (вовлечение женщин в профессиональный труд, в системы власти, предоставление им реального равенства возможностей и т.п.). Важно также отметить принципиальную установку их теории - семья является величайшей ценностью общества. Практика показала жизнеспособность либерально-реформистской позиции.

Женская тема приобрела совершенно иную окраску в рамках сформировавшегося марксистского направления, которое принципиально отличалось в методологическом и идеологическом отношениях от социокультурного направления.

С начала XX века в России появляется литература социально-экономической, или марксистской школы. Позиции марксистов по женскому вопросу, в основном, опирались на выводы К. Маркса и Ф. Энгельса, изложенные ими в ранних произведениях 1840 -1850-х гг Наследник французских социалистов Карл Маркс поддерживал идею об эмансипации женщин (хотя никогда и не придавал этому вопросу слишком большого значения, считая дискриминацию женщин частным случаем дискриминации людей в антагонистических общественно-экономических формациях). Друг и последователь К. Маркса Ф. Энгельс в широко известной работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждал, что становление института частной собственности и развитие классовой структуры общества привело к «всемирно-историческому поражению женского пола», К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на неразрывную связь закрепощения женщин и частной собственности Подлинное освобождение женщин, по их мнению, связано с уничтожением частной собственности и капитализма30. Они определяли женский вопрос как часть вопроса о пролетарской революции, о ее резервах и движущих силах.

В своих произведениях К. Маркс и Ф. Энгельс убежденно доказывали неизбежность женского труда при капитализме, его прогрессивное значение. Подчеркивали, что участие женщин в общественном производстве усиливает рабочий класс и его возможности в борьбе за свое освобождение31. Они писали о том, что только в социалистическом обществе, где не будет частной собственности и эксплуатации, где производство будет существовать для рабочих (а не рабочие для производства, как это было при капитализме), вовлечение женщин в производство превратится «в источник гуманного развития»32. С целью более активного вовлечения женщин в общественно-политическую жизнь и облегчения их положения в семье, Ф. Энгельс считал необходимым добиваться политического и юридического равноправия, свободы развода и др.33 Таким образом, К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали женское движение как составную часть общей борьбы трудящихся против капитализма.

Опираясь на учение К. Маркса и Ф. Энгельса, разработку женского вопроса продолжил В.И. Ленин. Находясь в ссылке, в 1898 году, он продумывал для нелегальной партийной печати тему «Женщина и рабочее дело» Тогда же вместе с Н.К. Крупской он набросал план брошюры «Женщина-работница», в которой излагал взгляды социал-демократов по вопросам положения женщин, их вовлечения в революционную борьбу. Эта брошюра была первой марксистской работой о положении трудящихся женщин в России, Всего же известно более 50 работ, статей, выступлений, в которых он развивал

свои взгляды на женский вопрос, ставший неотъемлемой частью теории и практики революционной борьбы34

В.И. Ленин доказывал, что решение существенных аспектов женского вопроса возможно только на путях развития социалистической революции, «Женское рабочее движение, - отмечал он, - главной своей задачей ставит борьбу за экономическое и социальное равенство женщины, а не только формальное»35. Он считал, что для решения этой задачи необходимо было свергнуть господство буржуазии, взять власть в свои руки. В.И. Ленин подчеркивал необходимость превращения женского движения в со ставную часть общепролетарского движения. Он писал: «Не может быть социалистического переворота, если громадная часть трудящихся женщин не примет в нем значительного участия»36. В.И. Ленин призывал большевиков вовлекать женщин в революционную борьбу, «будить широкие массы женщин, связывать их с партией и удерживать под ее влиянием», используя «особые методы агитации и ор1анизационные фор мы»37.

Кроме работ В.И. Ленина, Н.К. Крупской, с марксистских позиций вопрос о роли и месте женщин в жизни общества в дореволюционный период освещали Г.И. Петровский, С.С. Спандарян, Г.Е. Зиновьев и другие известные деятели большевистской партии. В многочисленных статьях, опубликованных в дореволюционных социал-демократических изданиях, они развивали марксистское положение о двойном гнете, который испытывали при капитализме трудящиеся женщины, приводили примеры грубых и уродливых форм эксплуатации женского труда в царской России. Соратники В.И. Ленина, считавшие себя единственными восприемниками революционных демократов шестидесят ников, решительно отвергали справедливые обвинения кадетов в том, что РСДРП «забыла» женские интересы, призывая работниц «молчаливо нести иго своего бесправия при существующих условиях и жертвовать собой в борьбе за социализм»38. Они безапелляционно утверждали, что «только партия пролетариата, социал-демократия, поставила вопрос о положении женщины на научную почву и указала выход из рабства, единственный выход - борьбу за социализм, который призван освободить вообще человека» 39.

Развитием теории женского вопроса занимались соратницы В.И. Ленина - А И. Елизарова, И.Ф. Арманд, К.Н. Самойлова, П.Ф. Куделли и многие другие. Признанным авто ритетом среди сторонников социально-экономического, или марксистского направления по проблемам женской эмансипации, семьи и брака считалась А М Коллонтай Под водя итог своей жизни, она писала: «Главное, что сделала за жизнь, подняла в России и помогла двинуть разрешение вопроса равноправия женщин во всех областях, включая особо разрешение равноправия в сексуальной морали»40.

Вслед за классиками марксизма А.М.Коллонтай убежденно доказывала, что женский вопрос порожден только одним обстоятельством - социально-экономическим развитием, а точнее, развитием капиталистического хозяйства, втянувшего в производственный процесс и женщину. При капиталистических отношениях женщина подвергается эксплуатации в качестве наемной труженицы, поэтому ее освобождение неразрывно связано с освобождением пролетариата, и женский вопрос представляет собой лишь одну из форм классовой борьбы пролетариата.

Она активно выступала против феминисток, «направляющих женское движение на служение буржуазии». Убеждала, что сторонники социокультурного подхода к эмансипации и женскому движению искажают историю женского вопроса. Они забывают об анализе «экономических причин, уравнивающих женщину перед лицом народного хозяйства как трудовую силу с трудовой силой мужчины». Лозунги борьбы за женскую эмансипацию своих оппонентов она трактовала как составную часть освободительного движения буржуазных классов, как призыв к утверждению прав женщин имущего буржуазного класса, оставляющий за бортом пролетарок. Таким образом, она объявила войну независимому феминизму, не желавшему вливаться в социалистическое женское движение.

Вместе с тем, А М Коллонтай заимствовала у феминисток самые крайние представления о браке, семье и женском равноправии Не случайно на Западе она известна как «марксистский теоретик свободной любви» и «глашатай сексуальной революции» Одна из главных тем ее выступлений - полная свобода любви как знак освобождения от пут буржуазной морали Она утверждала что в свободном обществе удовлетворить поло вую потребность будет так же просто, как выпить стакан воды Ее слова были возведе ны в концепцию и стали называться «теорией стакана воды» С этой «теорией» не мог смириться В И Ленин, взгляды которого на брак и любовь были вполне традиционны ми Он достаточно резко критиковал А М Коллонтай Сочинения о свободной любви создали ей славу проповедника распутства И никакие ее рассуждения о некоей «проле тарской морали- которая 'грядет на смену» общечеловеческой презрительно имену емой буржуазной не могли оправдать тот левый фанатизм и экстремизм, с которым она стремилась разрушить институт семьи

АМ Коллонтай, борясь за свободу и равноправие женщин, считала их главной обузой семью и детей Она писала «Супружеские обязанности мешают женщине приобщиться к осуществлению своего главного предназначения - борьбе за равные права с мужчиной и за социальную справедливость»'" В более поздних своих сочинениях она была еще более категоричной «Семья не нужна государству, ибо отвлекает женщин от полезного обществу труда не нужна и членам семьи поскольку воспитание детей возьмет на себя государство»"' Таким образом, исходя из рассуждений А М Коллонтай возве денных в ранг высокой теории что положено пролетарке - семейный хомут или крылья вольной любви? - вывод следовал один - свободная любовь

В своих статьях и книгах А М Коллонтай постоянно возвращалась к своему любимому образу - женщине-возлюбленной, которая даже в мужских объятьях не забывает о непримиримых классовых противоречиях и о своем социальном предназначении Она писала' «В очень скором будущем женщина смелым взмахом окрепших в работе и борьбе крыльев подымется высоко в поднебесье чтобы рядом с избранником не вла стелином а равным, товарищем служить общему богу - грядущему человечеству»43 Будучи фанатичным догматиком А М Коллонтай все реалии жизни пыталась втиснуть в узкие схемы идеологических стереотипов Ее рассуждения о любви об отношениях между мужчиной и женщиной связанных общей классовой борьбой выглядят сегодня наивными Тем не менее вклад А М Коллонтай в разработку теории женского вопроса был достаточно весомым и оригинальным, его нельзя игнорировать

Сильной стороной марксистского подхода являлся анализ экономической основы общественных отношений, слабой - игнорирование реалий социокультурного порядка В условиях кризисной предреволюционной ситуации труды общедемократического и социалистического направлений о положении женщин играли такую же революцион ную роль, как и другие антиправительственные издания Литературе дооктябрьского периода по женскому вопросу было свойственно стремление нащупать основные болевые точки проблемы предложить различные пути ее решения Анализ концепций женского вопроса которые так или иначе нашли отражение в данной статье, свидетель ствует, что между ними существовали определенные различия, но в то же время в постановке конкретных проблем имелись общие точки зрения, продиктованные объективными причинами развития капитализма Дискуссия по названной теме завершилась победой социально экономического направления С тех пор в подходе к данной проблеме надолго утвердился социально экономический детерминизм растворивший ее во множестве других самых общих социальных проблем Сегодня в условиях модернизации общества и расширения демократических начал в его жизни роль женщин в этом процессе и распространение в России идей феминизма заставляют переосмыс лить теорию и практику женского вопроса, учитывая новации последнего времени

ПРИМЕЧАНИЯ

' Некоторые исследователи выделяют в качестве самостоятельного в дореволюционной историографии так называемое патриархальное направление. См.. Галиуллина Г.Р. Женский вопрос в России: региональный аспект (1900 - 1917 гг.): Дисс... канд. ист. наук. Казань, 1995.

2 См.: Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 108. 33ильберфарб И.И. Социальная философия Ш.Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX в. М., 1964. С. 76.

4 См.: Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. М., 1988. С. 49. 5См.: Вернадская М.Н. Собр. соч. СПб., 1862, С. 94.

6 См.: Тыркова А.В. Анна Павловна Философова и ее время. Пг., 1915. С. 178.

7 См.: Русская литература. 1971. №1. С. 105.

8 Хвостов В.М. Психология женщин. О равноправии женщин. М. 1911.С. 41.

9 Хвостов В. Женщина в обновленной культуре. М., 1917. С. 8. ,0 Хвостов В.М. Психология женщин... С. 58.

"Там же. С. 48, 62.

12 Хвостов В.М. Женщины и человеческое достоинство. М., 1914. С. 401. "Хвостов В.М. Психология женщин... С. 51, 52.

14 Хвостов В.М. Женщины и человеческое достоинство. С. 430.

15 Там же. С. 462.

16 Хвостов В.М. Психология женщин... С. 67, 68. ,7 Там же. С. 72.

18 Щепкина Е. Женское движение в годы Французской революции. Пг., 1921. С.28. " Там же. С. 36.

20 Щепкина Е. Из истории женской личности в России: Лекции и ст. СПб., 1914. С. 269.

21 Там же. С 270.

22 Там же. С. 303. 23Там же. С. 306.

24 Гам же С.281.

25 Русанов И.Ю. Революция и женский вопрос. М., 1917. С. 6.

26 Там же. С. 11. "Там же. С. 21.

28 Кальманович А.А. Женское движение и его задачи: Краткий ист. очерк. СПб., 1908. С. 27.

23 Там же. С. 39.

30 К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.32. С. 436.

31 К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.21. С. 162.

32 К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.23. С. 501.

33 К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.34. С. 196.

34 К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.21. С. 75, 77, 85.

35 Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О женском вопросе. М., 1978; Ленин В.И. К международному дню работниц // Полн.собр.соч. Т.40. С. 193.

36 Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц // Полн.собр. соч. Т. 37. С. 185.

37 Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Т. 2. М., 1957. С. 486.

38 Петровский Г.И. Избранные произведения. М., 1987; Сландарян С. Статьи, письма, документы. М., 1982; Зиновьев Г.Е. Сочинения, Т. 3 - 4. Борьба за большевизм. Л., 1924 и др.

39 Зиновьев Г.Е. Сочинения. Т. 4. Л,, 1924. С. 162 40Ваксберг А.И. Валькирия революции. Смоленск. 1997. С. 545. 41 Коллонтай A.M. Общество и материнство. М., 1915. С. 15. 42Коллонтай A.M. Избранные статьи и речи. М., 1972. С.87.

43 Там же. С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.