- о пресечении действий, создающих предпосылки к нарушению авторских прав, нарушителем;
- о возмещении убытков нарушителем;
- об изъятии у нарушителя и других лиц (хранителя, перевозчика, распространителя) носителя с объектом авторского права;
- о публикации судебного решения о нарушении авторского права с указанием правообладателя.
Процесс защиты авторских прав в суде состоит из следующих действий:
- формирование доказательной базы (фиксация факта нарушения авторских прав, доказывание авторства);
- отправка претензии в адрес нарушителя с требованием о прекращении нарушения авторских прав, а также требованием о выплате компенсации и в случае удовлетворения нарушителем претензионных требований, не требующих судебного урегулирования спора;
- оформление искового заявления в суд о защите авторских прав с необходимым приложением обеспечения доказательства наличия исключительных прав у истца, сбор дополнительных сведений помимо факта нарушения авторских прав) и передача его в суд;
- судебное разбирательство по иску о защите исключительных прав.
В связи с изложенным выше, имеется возможность обеспечить защиту изображения -объекта интеллектуальной собственности от угроз хищения при предоставлении доказательств прав собственности на изображение, которое можно реализовать с помощью организационных и технических методов.
Список литературы / References
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть IV) от 18.12.2006 № 230-Ф3.
2. Всемирная конвенция об авторском праве от 6.09.1952, Женева.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
5. Указ Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик «О ратификации Стокгольмского акта Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности» от 19.07.1968 № 230-Ф3 № 3104-VII.
6. Романов С.А., Лепешкин О.М., Стоянов Ю.П. Анализ методов сегментации изображений // Молодой ученый, 2010. № 6. С. 26-28.
ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА НА МУЗЫКАЛЬНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ В РФ Бродский А.А. Email: [email protected]
Бродский Артем Андреевич — магистр, кафедра гражданского права и процесса и международного частного права, Юридический институт Российский Университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация: развитие системы юрисдикционной формы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, в целом, и авторских прав, в частности, свидетельствует о внимании государства к совершенствованию форм и способов защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, однако судебная практика как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, доказывает, что, несмотря на все усилия законодателя, далеко не все проблемы защиты авторских прав в настоящее время разрешены. В статье анализируются актуальные проблемы развития законодательства Российской Федерации и правоприменительная практика в сфере авторского права на современном этапе. На примере спорных ситуаций и правовых пробелов, с которыми сталкиваются на практике правообладатели и пользователи, раскрываются имеющиеся недостатки в правовом регулировании отношений по поводу создания, использования и охраны авторских прав на музыкальные произведения.
Ключевые слова: авторское право, музыкальные произведения, лицензия, информационно-телекоммуникационные сети.
THE PROBLEM OF PROTECTING THE COPYRIGHT OF A MUSICAL WORK IN THE RUSSIAN FEDERATION Brodsky A.A.
Brodsky Artem Andreevich — Master, DEPARTMENT OF CIVIL LAW AND THE PROCESS AND INTERNATIONAL PRIVATE LAW,
LAW INSTITUTE RUSSIAN UNIVERSITY OF PEOPLES FRIENDSHIP, MOSCOW
Abstract: the development of the system ofjurisdictional form ofprotection of rights to the results of intellectual activity, in general, and copyright, in particular, shows the attention of the state to improving the forms and ways of protecting the rights to the results of intellectual activity, but the jurisprudence of both courts of general jurisdiction and arbitration courts , that, despite all the efforts of the legislator, not all problems of copyright protection are currently resolved. The article analyzes the current problems of the development of the legislation of the Russian Federation and the law enforcement practice in the field of copyright at the present stage. On the example of controversial situations and legal gaps that right holders and users face in practice, the existing shortcomings in the legal regulation of relations regarding the creation, use and copyright of musical works are revealed. Keywords: copyright, music, license, information and telecommunication networks.
УДК 34.347
В соответствии со статьей 1259 Гражданского кодекса РФ музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторских прав. Мелодия, являясь частью музыкального произведения, может быть самостоятельным объектом авторского права (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). Что касается непосредственно защиты авторских прав, то С.Я. Казанцев и О.Э. Згадзай определяют её как «совокупность мер, направленных на признание или восстановление авторских прав и защиту интересов их правообладателей при их нарушении или оспаривании» [7, с. 57]. В понятие защиты авторских прав они включают следующие правовые институты: Субъекты защиты авторских прав, то есть непосредственные носители этих прав. К ним относятся: сами авторы, их наследники, иные правопреемники, а также работодатели авторов в случае создания служебных произведений.
Авторским правом может обладать только человек, то есть гражданин (или несколько граждан в случае соавторства), за исключением некоторых случаев, согласно ранее действовавшему законодательству, имеющих силу на сегодняшний день, относящихся к признанию авторами киностудий, телестудий, издательств и др.
В свою очередь, исключительное право на использование произведения является имущественным правом. Это право может быть передано автором другому лицу/лицам. Исключительное право подразумевает право на:
- многократное воспроизведение произведения;
- на его публичный показ, в том числе по телевидению и озвучивание по радио;
- право на распространение (продажу) произведения;
- право на переработку (внесение изменений, доработок) произведения [1, с. 93].
Осуществление таких действий без согласия автора, либо лица, которому было передано
исключительное право, является нарушением авторского права.
Для защиты авторских прав на музыкальный проект необходимо решить две основные задачи [5, с. 2]:
• зафиксировать время создания;
• подтвердить творческую деятельность (рабочие материалы, включая «отбракованные» версии и т.п.).
Способы защиты авторских прав на музыкальные проекты:
• Защита названия группы как товарного знака.
• Регистрация авторских прав в РАО.
• Законодательная защита авторского права.
• Нотариальная защита авторских прав.
• Дополнительные способы защиты.
Российское авторское общество управляет правами авторов и других правообладателей. Российское авторское общество действует на основе соглашений о передаче соответствующих
полномочий и в силу государственной аккредитации. Количество таких соглашений с российскими правообладателями теперь превысило 26 000 [6, с. 21].
РАО заключило 194 соглашений о взаимном представительстве интересов с 122 иностранными организациями по авторскому праву в 70 странах мира. В связи с этим на территории России в области музыки РАО представляет интересы почти всех российских авторов и более 2 миллионов иностранных правообладателей.
С 1993 года РАО является членом Международной конфедерации авторов и композиторов (С^АС), международной неправительственной организации, объединяющей большинство иностранных организаций для управления правами на коллективной основе.
Реализуя полномочия, полученные от правообладателей, и в силу государственной аккредитации, компания вступает в лицензионные соглашения и соглашения о выплате роялти с различными категориями пользователей: театрами, концертными площадками, магазинами, ресторанами, телерадиокомпаниями и другими организациями [5, с. 3].
РАО является крупнейшей организацией среди российских обществ коллективного управления с точки зрения сборов и демонстрирует их непрерывный рост. В августе 2008 года РАО стало первой организацией, которой была предоставлена государственная аккредитация на осуществление деятельности по коллективному управлению в двух областях коллективного управления на 5 лет, а в августе 2013 года, учитывая ее отличную работу, РАО получила аккредитацию на 10 лет. В 2007 году авторские сборы составили 1,5 млрд руб., в 2015 году - 4,5 млрд руб. [7, с. 74].
В России существует достаточно эффективная система контроля в области защиты авторских и смежных прав, в том числе за деятельностью РАО и других организаций, которые управляют имущественными правами правообладателей на коллективной основе.
РАО предпринимает активные шаги для защиты прав российских и иностранных владельцев авторских прав, разъяснения прав на авторские права для пользователей, а также представления интересов правообладателей в суде.
РАО формирует обширную судебную практику для защиты авторских прав, что имеет важное значение для практической деятельности правоохранительных органов и играет огромную роль в дальнейшем развитии и совершенствовании законодательства об авторском праве.
Задача РАО - эффективно защищать интересы членов Общества.
Кому сегодня принадлежат авторские права на песни Виктора Цоя?
По информации Российского Авторского Общества, сейчас справедливость восстановлена:
- Исключительные права на творческое наследие Виктора Цоя принадлежат сыну Александру Цою в 3/4 доли и отцу музыканта Роберту Максимовичу - 1/4 доли.
Но еще недавно наследием Виктора Цоя могли распоряжаться представители компании «Музыкальное право» - сын лидера «Кино» сам заключил договор с ними в 2011 году. В обязанности ООО «Музыкальное право» входило заключение договоров на использование фонограмм музыканта. Но почти сразу у Александра возникли разногласия с представителями компании из-за нарушений ими договора и злоупотреблений с их стороны при использовании музыкального каталога. Будучи лишь посредниками между наследниками и пользователями, они по непонятной причине называли себя единственными правообладателями всего творчества Виктора Цоя.
Сведения о полученном доходе компания наследникам не предоставляла, инициировала тяжбы с пользователями без оснований и согласия Александра, запрещала использовать композиции даже сыну Виктора Цоя, например, в аранжировках группы «Симфоническое кино», сопродюсером которой он является вместе с участником группы «Кино» Юрием Каспаряном. Добровольно расторгать договор представители ООО «Музыкальное право» отказались. Тогда Александр обратился в суд.
- Решением Басманного суда от 07 июня 2017 г. договор с компанией «Музыкальное право» был признан недействительным. Теперь только Александр вправе заключать договоры на использование музыкального наследия отца [3].
На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации и в правоприменительной практике остается нерешенным ряд проблем в области авторского права музыкальные произведения, к числу которых можно отнести: распространение музыкальных произведений в информационно-телекоммуникационных сетях с нарушением авторских и (или) смежных прав; отсутствие единых критериев охраноспособности произведений (проблема объекта авторского права); распоряжение исключительными правами на произведение, созданное в соавторстве; добросовестность правообладателей при охране их личных авторских прав; срок правовой охраны авторских прав.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что в настоящее время законодательство Российской Федерации в области авторского права на музыкальные произведения испытывает наибольшую потребность в реформировании, направленном на соответствие правовых норм общественным отношениям и современному уровню передачи информации.
Данное обстоятельство обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы путем решения вышеописанных проблем с обязательным учетом прав и законных интересов всех категорий субъектов авторских правоотношений.
Список литературы / References
1. Артемьева Ю.А., Ермакова Е.П, Ковыршина Н.А., Русакова Е.П. Способы разрешения споров в разносистемных правопорядках. Учебное пособие. М., Изд. Инфотропик, 2017. 423 с.
2. 2.Бузанов В.Ю. Авторское право: сага о сроках / В.Ю. Бузанов // Российское право, 2014. № 6. С. 73-81.
3. Гаврилов Е.П. Оригинальность как критерий защиты объектов авторским правом. [Электронный ресурс] / Е.П. Гаврилов // Российская библиотека интеллектуальной собственности. Режим доступа: http://www.rbis.su/article.php?article=434/ (дата обращения: 03/01/2015).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ, 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.
5. Ермакова Е.П. Альтернативное урегулирование споров в сфере интеллектуальной собственности, 2016. С. 2.
6. Мур Ф. По инициативе ввести «налог в Интернете». 26 января 2015 г. / Ф. Мур // Информационная база Министерства культуры России.
7. Ситдикова Р.И. Добросовестность в защите авторского права / Р.И. Ситдикова // Законы России, 2010. № 9. С. 42-46.
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ Тамшов И.А. Email: [email protected]
Тамшов Иван Александрович —магистрант, кафедра финансово-правовых дисциплин и дисциплин имущественно-земельного цикла, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены современные подходы к выявлению и пресечению налоговых правонарушений. Дается характеристика современному состоянию задолженности по налогам, описываются нормативные и методические акты, внесение изменений в которые позволило улучшить систему раскрытия налоговых правонарушений. Среди основных причин, порождающих налоговые правонарушения, особую роль играет несовершенство юридической базы налогового законодательства. Формулируются практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию национального законодательства и международного сотрудничества по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений.
Ключевые слова: налоговое правонарушение, налоговый контроль, налоговая оптимизация, международное сотрудничество.
CURRENT TRENDS IN THE DETECTION AND SUPPRESSION OF OFFENSES IN THE TAX SPHERE Tamshov I.A.
Tamshov Ivan Alexandrovich — Undergraduate, DEPARTMENT OF FINANCIAL AND LEGAL DISCIPLINES AND DISCIPLINES OF THE PROPERTY AND LAND CYCLE, MOSCOW UNIVERSITY OF FINANCE AND LAW MFUA, MOSCOW