3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
3.1. ПРОБЛЕМА «ЗАПАД-ВОСТОК» НА ПРИМЕРЕ МИГРАЦИИ ИЗ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ В СТРАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ЕС)
Фролов Игорь Дмитриевич, аспирант кафедры Всемирной Истории
Место учебы: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Аннотация
Задача: Данная статья написана с целью поиска решения социокультурных проблем иммиграции в Европу, а также освещения данной тематики со стороны крупных западных печатных изданий - Le Figaro, Die Zeit, Die Welt, Washington Post. Причиной написания работы является актуальность и важность затрагиваемой в исследовании темы.
Модель: Статья была выполнена с помощью систематизации и анализа данных крупнейших российских и зарубежных средств массовой информации. Также в работе были использованы данные европейских мозговых центров и мнения ученых, специализирующихся на миграционной тематике.
Выводы: Миграционные процессы последних лет привели к укреплению арабской культуры в регионе и изменению соотношения населения. Приоритетом Европы должно стать восстановление мира на Ближнем Востоке и борьба с террористической группировкой ИГИЛ, а также работа по депортации неблагонадёжных беженцев и интеграции оставшихся в европейском регионе.
Социальные последствия: Миграционные процессы в Европе оказали колоссальное влияние на общество как в пределах ЕС, так и в остальном мире. Стремительный рост популярности правых партий, усиление антииммиграционной риторики связаны как раз с адаптационными проблемами, возникающими в ходе миграции из Ближнего Востока и Северной Африки в страны Европейского Союза.
Оригинальность/ценность: Данная работа предназначена для специалистов, занимающихся миграционными про-цессами, а также тем, кто изучает влияние культуры арабского мира на Европу.
Ключевые слова: миграция, Европейский Союз, проблема «Запад-Восток», ассимиляция, религия.
«EAST-WEST» PROBLEM ON THE EXAMPLE OF MIGRATION FROM THE MIDDLE EAST AND NORTHERN AFRICA TO THE EU COUNTRIES
Frolov Igor D., PhD student, Department of Global History Study place: Russian State University for the Humanities(RSUH)
Abstract
Objective: This article was written with the aim of finding a solution to the sociocultural problems of immigration to Europe, as well as coverage of this topic by large Western magazines and newspapers - Le Figaro, Die Zeit, Die Welt, Washington Post. The reason for writing the work is the relevance and importance of the topic covered in the study.
Materials and methods: The article was carried out using systematization and analysis of the data of the largest Russian and foreign mass media. In the paperwork was also used the data from European think tanks and the opinions of scientists specializing in migration issues.
Conclusion: The migration processes of recent years led to the strengthening of Arab culture in the region and change in the population ratio. The priority of Europe should be the restoration and maintaining of peace in the Middle East and the fight against the terrorist group ISIS, as well as the deportation of unreliable refugees and the integration of remaining in the European region.
Social consequences: Migration processes in Europe had a significant impact on society both within the EU and in the rest of the world. The rapid growth in the popularity of right-wing parties, the intensification of anti-immigration rhetoric is connected precisely with the adaptation problems arising from migration from the Middle East and North Africa to the countries of the European Union.
Value: This work is intended for specialists involved in migration processes, as well as for those who study the influence of the culture of the Arab world on Europe.
Keywords: migration, European Union, «East-West» problem, assimilation, religion.
Проблема конфликта культур и цивилизаций сопровождает человечество на протяжении нескольких веков. Противоречия возникали еще со времен Великих географических открытий и европейских конкистадоров, разрушивших великие цивилизации - ацтеков, инков и майя. В наше время ситуация характеризуется экономической проблемой «Север-Юг», где разделение происходит по уровню благосостояния стран и их жителей, а также социокультурной проблемой «Запад-Восток», которая обусловлена разницей культур, обычаев, привычек различных этносов и народов.
В данной статье будет затронута проблема конфликта западной и восточной культур, ярким примером чего, на мой взгляд, является сейчас миграционная ситуация в Европейском Союзе (ЕС).
Перед тем, как приступить к детальному описанию нынешних социокультурных проблем в странах ЕС, стоит остановиться на наиболее актуальных на текущий момент и перечислить их. Итак, наиболее важные проблемы миграции жителей Ближнего Востока и Африки в Европу:
- проблема ассимиляции;
- проблема конфликта культур;
- этноконфессиональная проблема;
- языковая проблема.
Проблема ассимиляции
Беженцы из стран Ближнего Востока, переселяясь в Европу, не желают менять свои привычки и перестраиваться под европейский стиль жизни. Наиболее ярким примером являются постоянные преступления в отношении европейских женщин со стороны мигрантов. Весь мир всколыхнула новость о массовых домогательствах по отношению к немкам со стороны беженцев во время празднования Рождества и Нового года в Кёльне в конце 2015 года. При этом стоит отметить, что во время рождественских торжеств в Германии насилию подверглись и женщины и из других городов - Гамбурга, Штутгарта, Франкфурта-на-Майне, Нюрнберга. Всего в ту ночь от нападений мигрантов пострадали 653 женщины. [6] Также среди известных случаев стоит отметить изнасилование и убийство во Фрайбурге 19-летней студентки местного университета Марии Ладербургер, которое было совершено 16-летним афганским мигрантом, жившим в приютившей его немецкой семье. Резонанс дело получило после обнародования факта о том, что отец девушки является заместителем руководителя юридического отдела Еврокомиссии. [4]
По мнению переселенцев, местные девушки ведут себя слишком вызывающе и являются объектом для нападений, при этом вызовом могут послужить короткая одежда, яркая помада и прочие элементы гардероба, считающиеся в западном мире естественными, но порицаемые на Востоке. Всё больше мусульман, прибывающих в Европу по программе переселения беженцев, считают новое место жительства враждебным и мечтают о построении в регионе общества, в основе которого будет лежать мусульманский фундаментализм. В сущности, большинство эмигрантов просто отвергает саму европейскую идентичность, предпочитая взаимодействовать внутри своих этнорелигиозных групп. По словам основателя нидерландской «Партии свободы» Герта Вилдерса, «исламская иммиграция приведет к народозамещению, покончит с европейской культурой и свободами». [3] Французская писательница Жеральдина Смит в интервью газете «Фигаро» («Le Figaro»), посвященном пощечине, которая получила официантка арабского происхождения во Франции за подачу спиртного во время Рамадана, рассказала о новом укладе жизни в её стране. В книге «Ули-
ца Жан-Пьера Тэмбо» писательница заострила внимание на проблемах ассимиляции, существующих во французском обществе. По словам Смит, женщины в Париже не могут ходить в открытой одежде - закрывать приходится даже руки, французскую молодежь всё активнее агитируют ходить в мечеть, а также распространять ислам. Дети стали ездить в школу самостоятельно, поскольку мусульманские родители не хотели, чтобы девочки ездили в автобусе вместе с мальчиками. Таким образом, существенно ухудшилось положение малообеспеченных семей, вынужденных тратить дополнительные средства на поездки детей до места обучения. В пекарне Парижа булочник обслуживает женщин только после того, как обслужит всех мужчин. Владелец пиццерии из Туниса был вынужден сменить место жительства и работы после множественных претензий от исламистов: они требовали, чтобы его жена носила платок; хотели, чтобы он закрывал заведение на время молитвы, а также продавал арабскую колу. Во время Рамадана мусульманские активисты стоят возле полок со спиртным в супермаркете, чтобы исключить возможность распития спиртного единоверцами. [14] Можно сказать, что процесс ассимиляции значительно замедляется воинствующими фундаменталистами. При этом, их притеснениям подвергаются не только европейцы, но и представители ислама, желающие интегрироваться в местную культуру.
Проблема конфликта культур
Но феномен радикального ислама в Европе - это не феномен вытеснения, как принято считать. Это феномен отсутствия у европейцев собственной культуры, стержневой и объединяющей страны и народы идеи, общих ценностей. То, что в современном западном обществе называется основами морали, на практике дает крайне негативный результат: гей-парады и марши феминисток, культ карьеризма и отсутствие традиционных семейных ценностей породили развал Старого Света как колыбели мировой цивилизации. Д. Дидро и Ш.-Л. Монтескье подменили изданием «Шарли Эбдо», В.-А. Моцарта сменила Кончита Вурст. Ценности, навязанные народам Европы в последние 30 лет, привели к кризису культуры в регионе, что, в свою очередь, дало шанс мусульманским общинам в Европе. Поэтому, прежде всего, данный конфликт возникает из-за серьезных ошибок с обеих сторон: политики чрезмерной толерантности у европейцев, разрушающей основополагающие традиционные ценности и приводящей к деградации населения, и ощущения вседозволенности мигрантов. Стоит отметить, что обе проблемы возникают из-за политического безволия властей ЕС. Руководство стран действует крайне жестко в случае проявления любых форм дискриминации, но при этом совершенно не беспокоится об отстаивании европейской культурной идентичности и противодействии навязываемым извне ценностям. К примеру, на праймериз Социалистической партии Франции кандидат Венсан Пейон сравнил положение мусульман в современной Франции с гонениями на евреев в период существования режима Виши. [13]
Этноконфессиональная проблема
Данная проблема по структуре состоит из двух частей:
Первая, заключается в том, что согласно исламу, который является доминирующей религией среди прибывающих в Европу мигрантов, семьи должны иметь от 3 до 8 детей. Европейцы же на нынешнем этапе развития в большей степени ориентированы на карьеру, причем как мужчины, так и женщины. Складывается ситуация, при которой у коренных жителей Европы
дети рождаются в позднем возрасте, а также в небольшом количестве, что, в свою очередь, ведет к изменению демографического соотношения в регионе. Вместо того, чтобы стимулировать рождаемость среди собственного населения, европейские власти пытаются заменить их мигрантами, что может привести к повторению сценария края Косово, который исторически был сербским, а в дальнейшем, вследствие высокой рождаемости среди албанцев и низкой среди южных славян, территория отошла под чужой контроль;
Вторая проблема, факт активного продвижения исламского фундаментализма. Стоит отметить, что европейские власти стараются бороться с мусульманским экстремизмом в Европе. К примеру, во Франции в 2016 г. правительство закрыло около двадцати мечетей и молитвенных домов радикализированных мусульман. [7] В той же Франции с 2011 г. действует запрет на ношение хиджабов, а с 2016 г. был введен запрет на ношение исламских закрытых купальников (буркини). [1] Тем не менее, на данный момент ислам, в котором нет признания важности многообразия мнений, а в цене преданность семье и общине, постепенно меняет правила жизни в Европе. Притеснениям от мусульман подвергаются и христиане ближневосточного происхождения: в Германии, в земле Северный Рейн-Вестфалия, в палаточном городке, расположенном неподалеку от Билефельда, четырнадцати иранцам угрожали смертью в случае сохранения приверженности христианству. [8] Европейцы, в свою очередь, начинают более негативно оценивать последствия исламизации своего региона. Например, во Франции опубликовали статистику французского центра общественного мнения (Ifop). Согласно обнародованным данным, тенденция ухудшения отношения к исламу началась с 1989 г. Тогда постройку мечетей во Франции поддерживали 33% граждан, в 2016 г. подобную инициативу поддерживали только 13%. Число противников ношения вуали увеличилось вдвое - 31% французов в 1989 г. против 63% сейчас. [10] Статистические данные подтверждаются и результатами опроса британского аналитического центра Chatham house, в ходе которого жителей европейских государств просили ответить, согласны ли они с утверждением, что «вся миграция из государств с преимущественно мусульманским населением должна быть остановлена». [9] Опрос был проведен среди жителей десяти стран - Венгрии, Бельгии, Польши, Англии, Германии, Франции, Италии, Австрии, Испании и Греции. Согласно обнародованным данным, 55% опрошенных поддерживают приостановление миграции мусульман в Европу. Среди стран-лидеров по неприятию миграции из стран с преимущественно мусульманским населением стоит отметить Польшу - за запрет миграции проголосовали более 70% поляков. В Австрии за запрет выступает 65%, в Германии - 53%, а в Италии - 51%. Жители двух стран из десяти, Британии и Испании, в большинстве своем не против подобного вида миграции - в этих странах недовольными оказались 47% и 41% респондентов соответственно. Более высокие показатели нетерпимости проявляли люди в возрасте старше 30 лет. [9]
Языковая проблема
Арабский язык становится одним из инструментов исламского влияния в Европе, вытесняя традиционные языки стран региона. Конечно, говорить об угрозе главным государственным языкам пока рано, но стоит отметить, что арабский выходит на 2 - 3 места по популярности во многих странах ЕС. К примеру, в Швеции вторым
по популярности языком является отнюдь не язык ближайших соседей - финский, а чуждый культурно и исторически арабский. К таким выводам в ходе своего исследования пришел лингвист из Стокгольмского университета М. Парквалл. Еще в 2012 г., по данным Шведского радио (Sveriges Radio), перевес был на стороне финнов -200 тыс. с родным финским против 150 тыс. с родным арабским. Долгое время финский был вторым по распространенности языком в Швеции, но обострение миграционного кризиса и приток беженцев (по статистике за 2015 г., только в Швеции 163 тыс. чел. подали заявку на предоставление убежища) обеспечили преимущество арабскому. [12] Стоит отметить, что учитывались именно носители языка, поэтому мы можем проследить и изменение соотношения народов в стране. В той же Скандинавии, в соседней Дании, арабский язык также вышел на второе место, а в стране идут дебаты по поводу возможности использования арабского языка для преподавания в датских школа. [11] Похожая ситуация произошла и во Франции: в 2016 г. министр образования страны (марокканка по национальности) предложила школьникам изучать второй иностранный язык - арабский. Представительница партии «Республиканцев» А. Женевар сказала, что предложение министра является «исламской индок-тринацией», а также заявила, что подобными действиями министр ставит под сомнение единство французского народа, сообщает радиостанция RFI. [5] Впрочем, данным фактом эксперименты над французами не ограничиваются: не так давно местные подростки из неблагополучных районов, в основном, арабского происхождения, придумали свой язык под названием «верлан». Суть его заключается в вольной трактовке французских слов, в основном, замены первого и последнего слога, также встречается произношение слова наоборот. В придуманном языке также встречается немало арабизмов. [2] «Верлан» был создан для того, чтобы речь иммигрантов-мусульман была непонятной для сотрудников правоохранительных органов.
Угроза арабской экспансии нависла над Европой. Используя инструментарий «мягкой силы» вместе с угрозами и террористическими актами, радикальные исламисты стремительно продвигаются в центр европейской цивилизации, стремясь захватить власть над умами коренных жителей Старого Света и подавить их волю. Их радикализм направлен и на соотечественников, желающих интегрироваться в европейскую семью и жить по местным законам. Впрочем, исламисты ещё не осознают бессмысленность и контрпродуктивность таких усилий, поскольку на волне стремительного роста популярности правых партий даже традиционно либеральным политикам Европы приходится вносить правки в свои программы и вырабатывать более жёсткую политику по отношению к беженцам.
Теракты, убийства, изнасилования, поджоги машин и домов, оскорбления людей открыли европейцам глаза на то, что уже давно происходит в арабском обществе - социуме, в котором женщины подвергаются постоянным притеснениям, единоверцы могут убивать друг друга по причине разной трактовки Корана, существуют строгие, навязываемые обществом, порядки. Многие политологи говорят о том, что Европа сама виновата в кризисе, который на неё обрушился, но при этом забывают о главном: все те события, которые происходят на европейском континенте сейчас, в исламском мире существуют веками. Европа, совместно с США и Россией, должна обеспечить мир, стабиль-
ность и устойчивое развитие на Ближнем Востоке за счет уничтожения террористической группировки ИГИЛ, а также снижения радикальных настроений у арабского населения за счёт культурных и образовательных обменов. Таким образом, у исламистов, основной почвой для деятельности которых является неграмотность и бедность населения, не будет шансов для навязывания деструктивной и губительной для всего цивилизованного мира идеологии. На территории европейского континента необходимо максимально ужесточить контроль над миграционными процессами из неевропейских стран, а также убрать бюрократические препоны для высылки неблагонадежных мигрантов из стран ЕС. Большим шагом вперед для европейцев станет возрождение собственной культуры за счёт возврата к традиционным ценностям, что позволит сохранить идентичность Старого Света.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 97,6%.
Список литературы:
1. Ващенко Владимир. Франция против купальников // Газета.ру, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www. gazeta.ru/social/2016/08/17/10135967.shtml (дата обращения: 06.04.2017).
2. Геворкян Карина. Мигранты уже изменили Европу. Точка невозврата пройдена // Правда.ру, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravda.ru/news/world/11-04-2016/1297970-gevorgyan-0/ (дата обращения: 06.04.2017).
5. Добров Дмитрий. Эхо «берлинской бойни»: европейские правые против мигрантов // РИА Новости, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/analytics/20161221/ 1484245868.html (дата обращения: 06.04.2017).
4. Прокошенко Сергей. Стратегия замалчивания // Русская Германия, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=19636&Itemid=1 3 (дата обращения: 06.04.2017).
6. Уроки арабского: как предложение министра образования возмутило французов // RT, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/article/305779-uroki-arabskogo-kak-predlozhenie-ministra-obrazovaniya-vozmutilo (дата обращения: 06.04.2017).
6. Auch in Nürnberg wurden Frauen an Silvester belästigt // Die Zeit, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zeit. de/gesellschaft/zeitgeschehen/2016-01/sexuelle-uebergriffe-nuernberg-silvester-belaestigung (дата обращения: 06.04.2017).
7. Cornevin Christophe. La France expulse les islamistes au compte-gouttes // Le Figaro, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lefigaro.fr/actualite-france/2016/12/01/01016-
20161201ARTFI G00362-la-france-expulse-les-islam istes-au-compte-gouttes.php?redirect_premium (дата обращения: 06.04.2017).
8. Crolly Hannelore. Muslimische Flüchtlinge bedrohen Christen mit dem Tod // Welt, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article157586994/ Muslimische-Fluechtlinge-bedrohen-Christen-mit-dem-Tod.html (дата обращения: 06.04.2017).
9. Goodwin Matthew. What Do Europeans Think About Muslim Immigration? // Chatham house, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/what-do-europeans-think-about-muslim-immigration (дата обращения: 06.04.2017).
10. Guénois Jean-Marie. Islam: une image dégradée en France et en Allemagne // Le Figaro, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lefigaro.fr/actualite-france/2016/04/28/ 01016-20160428ARTFIG00357-islam-une-image-degradee-en-france-et-en-allemagne.php (дата обращения: 06.04.2017).
11. Krarup Marie. Tal dansk i Danmark! // Politiko, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://puls.politiko.dk/tal-dansk-i-danmark/ (дата обращения: 06.04.2017).
12. Taylor Adam. Finnish was the second language of Sweden for centuries. Now Arabic is overtaking it // Washington Post, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost. com/news/worldviews/wp/2016/04/07/finnish-was-the-second-language-of-sweden-for-centuries-now-arabic-is-overtaking-it/?tid=pm_world_pop_b&utm_term=.ba9cfd4d928c (дата обращения: 06.04.2017).
13. Valentin Caroline: «La France, champ de bataille privilégié de l'islam politique» // Le Figaro, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lefigaro.fr/vox/politique/2017/02/17/31001 -20170217ARTFIG00305-caroline-valentin-la-france-champ-de-bataille-privilegie-de-l-islam-politique.php (дата обращения: 06.04.2017).
14. De Villers Vincent Tremolet. Serveuse musulmane giflée à Nice: comment les islamistes imposent un nouvel ordre moral // Le Figaro, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www. lefigaro.fr/vox/societe/2016/06/10/31003-20160610ARTFIG 00250-serveuse-giflee-a-nice-comment-les-islamistes-imposent-un-nouvel-ordre-moral.php (дата обращения: 06.04.2017).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспиранта И. Д. Фролова на тему: «Проблема «Запад-Восток» на примере миграции из Ближнего Востока и Северной Африки в страны Европейского союза (ЕС)» Представленная на рецензию статья актуальна и в теоретическом, и в практическом отношениях.
Во-первых, автор, И. Д. Фролов, со знанием дела, с опорой на хорошо подобранный и мало известный в России эмпирический и исторический материал проанализировал проблематику адаптации мигрантов-беженцев, иных выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки в государствах-членах Евросоюза. При этом им выявлена и подробно рассмотрена ключевая особенность указанной адаптации, состоящая в том, что многие мигранты, несмотря на радикальное повышение своего жизненного уровня и социального статуса посредством предоставления им западноевропейскими публичными властями разного рода социальных пособий, нормального социального жилья, широких возможностей по трудоустройству и т.п., на самом деле, рассматривают свой новый ареал жизнедеятельности, как «трофейную» территорию со всеми вытекающими отсюда последствиями, принципиально отвергают «толерантность» и «мультикультурализм», как якобы базовые ценности ЕС. При этом, рядясь в тогу беженцев, на территорию Европейского союза устремляются многочисленные радикальные исламисты, международные террористы, их сторонники и «сочувствующие», которые затем устраивают в, казалось бы, благополучных западноевропейских государствах террористические акты, глумятся над местным населением, обусловливая тем самым рост ксенофобских настроений и общую дестабилизацию системы общественных отношений. Всему этому в значительной степени потворствуют: деградация особенно на стыке XX-XXI веков витальной культуры Старого света; настойчивое, порой -ультимативно-жесткое лоббирование в публично-властных структурах интересов мусульманских диаспор; утрата западноевропейскими элитными кланами чувств самосохранения и надлежащей ответственности за судьбы «своих» (титульных) народов; изменение доли непосредственно западноевропейского населения (на основе его старения и де-факто вымирания) в пользу инородцев.
Во-вторых, автор верно констатировал, что изменение к лучшему сложившейся ситуации в практической плоскости объективно выдвигает перед руководством Евросоюза и политическими лидерами стран - членов ЕС задачи, прежде всего, по: отказу от вредных иллюзий; прекращению дефраг-ментации и началу реанимации здоровых ценностей западноевропейской культуры; свертыванию безответственной внешней политики (в кильватере такой же политики официального Вашингтона) по расшатыванию и аннигиляции неугодных «цивилизованному» Западу политических режимов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Для сравнения стоит, на наш взгляд, отметить, что проблемы, связанные с современной миграцией, обусловленные, прежде всего, глобализацией в ее Западном варианте, затрагивают и Российскую Федерацию, которая, по данным ООН,
входит в первую пятерку стран мира по числу находящихся на ее территории мигрантов из других государств. В отличие от ЕС специфика миграционных явлений и процессов в постсоветской России в немалой степени обусловлена распадом СССР, в связи с чем, в частности, большинство мигрантов прибывает в нашу страну из бывших союзных республик, многие из которых ныне являются членами СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ. При этом и у наших публичных властей отсутствуют продуманные, позитивно реализуемые «программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество» (п.13. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом России 13.06.2012). Аналогичным (как и в рамках ЕС) образом возрастают вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в связи с латентным проникновением на территорию России в рядах мигрантов членов официально запрещенных экстремистских, международных террористических организаций, пытающихся дестабилизировать внутриполитическую обстановку в стране, чему наглядным подтверждением - террористический акт, устроенный инородцами в Санкт-Петербургском метрополитене (взрыв в вагоне поезда, произошедший 03.04.2017 в 14:33 на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт»; по версии СКР, его осуществил террорист-смертник Акбаржон Джалилов, гражданин Российской Федерации с 2011 года, но - узбек по национальности и уроженец Киргизии; в этом теракте пострадали 103 человека, 16 из них погибли, в том числе - предполагаемый исполнитель теракта/). Выше изложенное не следует рассматривать как замечание к работе автора. Это - лишь рекомендация в отношении выбора перспективных, на наш взгляд, тем его будущих научных исследований.
Возвращаясь к работе И. Д. Фролова, следует признать, что ее оригинальность представлена прямой и косвенной связью предмета исследования с самой что ни на есть злободневной современностью, взвешенным подходом к формулировке
правильных промежуточных и заключительных выводов, что, несомненно, привлечет внимание к ней специалистов, разрабатывающих актуальную проблематику миграционных явлений и процессов в русле различных обществоведческих наук и учебных дисциплин. С учетом выше изложенного полагаем, что представленная на рецензию статья может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны соответствующего профиля.
Кандидат философских наук, доцент
Хмелевский С. В.
РЕЦЕНЗИЯ
На статью Фролова И. Д.: Проблема «Запад - Восток» на примере миграции из Ближнего Востока и Северной Африки в страны Европейского союза (ЕС).
Статья написана на актуальную тему и соответствует тематики журнала. Четко сформулирована цель статьи и вытекающие из нее задачи - проблемы. Раскрыта суть каждой проблемы. В заключение статьи дан доказательный вывод, что проблемы миграции могут быть решены научной политикой Европейских государств. Суть ее в толерантности мировоззрений коренных жителей и мигрантов. Надо делать взаимные уступки. Прежде чем принимать мигрантов их надо готовить. Может часть из них по мировоззрению откажется жить на новом месте, а часть окажется мировоззренческими врагами. А Европейцам (если им нужны трудовые ресурсы как будущее) вернуться к мировоззрению, ценностям прошлых веков. Политика государства - мировоззренческий компромисс в обществе.
Рекомендую статью к печати.
Профессор, проректор Уральского института экономики, управления и права, доктор исторических наук, Заслуженный работник Высшей школы России
Личман Б. В.