Тищенко Ксения Олеговна
ФРАНЦИЯ И МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС ЕС
В статье раскрываются содержание миграционного кризиса в ЕС, его количественные и качественные составляющие, проявления и специфика во Франции, позиции Республики в отношении миграционной политики на региональном уровне. Отмечается влияние нерешенных проблем в области миграции прошлых десятилетий, связанных с наплывом переселенцев из бывших французских колоний, на современную миграционную ситуацию в стране. Особое внимание уделяется роли конфликта на Ближнем Востоке как главной причине массового переселения беженцев на территорию ЕС. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/5/45.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 164-166. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
TYPOLOGY OF PHILOSOPHY HISTORY PERIODIZATION
Schastlivtsev Aleksandr Nikolaevich, Doctor in Philosophy, Associate Professor The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Branch) in Tambov
The historical type of worldview is in the basis of every method of philosophizing. The type of worldview is not aware of its transient nature from itself, and consequently identifies historical sequence with logical one. Therefore, it is possible to grasp uniqueness of each separate historical period starting the research with the most developed modern form. The paper considers historical types of worldview, studies genetic typologization as a basis of periodization and analyzes the pragmatic approach to periodization of philosophy history.
Key words and phrases: history of philosophy; historical type; consciousness; psychic; understanding; intuition; norm; interest.
УДК 94; 325.2
Исторические науки и археология
В статье раскрываются содержание миграционного кризиса в ЕС, его количественные и качественные составляющие, проявления и специфика во Франции, позиции Республики в отношении миграционной политики на региональном уровне. Отмечается влияние нерешенных проблем в области миграции прошлых десятилетий, связанных с наплывом переселенцев из бывших французских колоний, на современную миграционную ситуацию в стране. Особое внимание уделяется роли конфликта на Ближнем Востоке как главной причине массового переселения беженцев на территорию ЕС.
Ключевые слова и фразы: миграция; миграционный кризис; миграционная политика; беженцы; убежище; Европейский Союз; Ближний Восток.
Тищенко Ксения Олеговна
Российский университет дружбы народов, г. Москва tishenko. ksenia@gmail. com
ФРАНЦИЯ И МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС ЕС
Объективным процессом, ставшим последствием растущей глобализации, является интенсификация миграционных потоков, которые получили широкое распространение после окончания Второй мировой войны. Глобализация характеризуется «стремительным взаимным проникновением и усилением взаимозависимости национальных государств» [1, с. 38-39]. На сегодняшний день иммиграционный вопрос представляет собой один из главных вызовов, стоящих перед Европейским Союзом, в том числе и перед Францией, которая традиционно считается одной из самых привлекательных стран для иммигрантов. Еще до начала миграционного кризиса 2015 г. Франция занимала третье место среди европейских стран по приему мигрантов. Высокий уровень жизни развитых стран является причиной иммиграции из нестабильных стран третьего мира, где нередко происходят гражданские войны и вооруженные конфликты, представляющие опасность для жизни людей.
В 2015 г. Европейский Союз столкнулся с небывалым наплывом беженцев, что, в первую очередь, было вызвано продолжающимся кровопролитным конфликтом в Сирии. К концу года, меньше чем за восемь месяцев, в Европе оказалось больше 800 000 человек, то есть границы Евросоюза пересекали в среднем 6000 человек в день [10]. Причем число беженцев из Сирии в 2015 г. увеличилось на 66% по сравнению с предыдущим годом [2]. В отличие от миграции предыдущих лет, направлявшейся в Европу по Средиземному морю и обусловленной экономическими соображениями, современная миграция с Ближнего Востока по своему характеру является политической. Кроме того, эти мигранты обладают законным правом на международную защиту: в соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 года, любое лицо может рассчитывать на убежище от преследований или от опасностей войны [6].
Важно отметить и иное отличие современной миграции на примере Франции, которая и раньше принимала немалое количество мусульман, однако это были выходцы из ее бывших колоний (в первую очередь из стран Магриба). Многим из них не были совершенно чужды французские ценности и культура, они говорили по-французски и контактировали с французами. В то время Франция позиционировала себя как одна из самых гостеприимных стран для иммигрантов, которые были важным звеном нормального функционирования французского общества, позволяющим решить демографические проблемы в связи с кризисом рождаемости и старением населения, а также восполнить нехватку дешевой и нетребовательной рабочей силы в послевоенный период. Тогда мигранты рассматривались исключительно как «временные гости», исходя из чего политика регулирования миграционных потоков не подразумевала под собой вопроса об адаптации прибывших работников во французское общество. Однако в итоге миграция приобрела переселенческий характер, что породило возникновение целого ряда новых проблем и вызовов (трудности при интеграции, рост правонарушений
ISSN 1997-292X
№ 5 (79) 2017
165
и преступлений, нелегальная миграция, социальная и экономическая напряженность и т.д.). Теперь перспектива трудового устройства не была столь привлекательной для мигрантов по сравнению с высоким уровнем жизни европейского общества. Данное явление с долей иронии стали называть «колонизацией наоборот». К началу нового столетия эффективной миграционной политики не было выработано ни на внутреннем уровне, ни на общеевропейском. Следовательно, проблемы, связанные с миграцией, так и не были решены вплоть до нового витка миграционного кризиса в 2015 г.
Современная миграционная ситуация отличается коренным образом. Теперь в Европу, и во Францию в частности, едут беженцы из стран, разрушенных войнами и кровопролитными конфликтами. На сегодняшний момент большинство мигрантов представлено выходцами из мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока. Переселенцы обвиняют в своих бедах весь западный мир и именно поэтому полагают, что вправе требовать убежища в Европе. Нынешние мигранты отличаются настойчивым и даже агрессивным настроем, зачастую их ценности не совпадают с порядком и правилами, которым следует европейское общество. В то время как для типичного француза обычаи и образ жизни прибывших беженцев нередко представляются дикими, особенно когда речь идет об общественной и семейной жизни, а также о положении и правах женщин. Изменить мировоззрение и интегрировать современных мигрантов в принимающее общество будет куда сложнее, нежели это было с переселенцами из бывших французских колоний.
На общественное мнение во Франции также повлиял ужасающий рост террористической активности. Проблемы с мигрантами и угроза терроризма сегодня вызывают больший страх среди французов, чем вопросы безработицы, ухудшение экономического положения и т.п. Общеизвестен тот факт, что радикальные исламисты используют миграционные каналы для инфильтрации в европейские страны своих боевиков. Однако террористы прибывают не только по проложенным миграционным маршрутам - экстремистская пропаганда также активно распространяется среди потомков мигрантов второго и третьего поколений, ими был организован целый ряд беспорядков и терактов во Франции: теракт в редакции «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo) 7 января 2015 г., серия терактов в Париже и его пригородах 13 ноября 2015 г., террористический акт в Ницце 14 июля 2016 года.
Массовая миграционная волна из стран Ближнего Востока оказала колоссальное влияние на политической расклад в Европе. Необходимость реагирования на усиливающиеся миграционные потоки с Востока расколола не только французское общество, но и весь Евросоюз. Одним из символов миграционного кризиса в Европе и свидетельством того, что урегулировать его будет невероятно сложно, можно назвать проблему скопившихся в районе г. Кале беженцев, всеми силами стремящихся попасть на территорию Великобритании. После того как на британском референдуме в июне 2016 года победу одержали сторонники выхода из ЕС, число обитателей «Джунглей», как в обиходе стали называть этот лагерь беженцев, по некоторым оценкам, подскочило до 10 000 человек [3]. Соседство с трущобами, обострившаяся криминальная обстановка и антисанитария вызвали резкое недовольство среди местных жителей.
В решении не принимать беженцев на своей территории Великобритания ссылается на так называемые Дублинские соглашения, в соответствии с которыми первая страна Европейского Союза, в которую прибыл мигрант, несет ответственность за его регистрацию, снятие отпечатков пальцев и последующее рассмотрение прошения о предоставлении убежища [9].
В январе 2016 года французские власти приняли решение о сносе части «Джунглей», однако ситуация наглядно продемонстрировала тот факт, что среди стран-участниц ЕС существуют серьезные разногласия в вопросе о миграционном регулировании. Массовый приток беженцев с трудом удалось остановить путем усиления контроля над внешними границами, ввода системы распределения беженцев по ЕС и подписания крайне нестабильного соглашения с Турцией. Тем не менее, существует острая необходимость разработки более долгосрочной миграционной программы по урегулированию существующего кризиса.
Говоря о позиции Франции в отношении политики в области миграции на региональном уровне, можно отметить, что после терактов 13 ноября Франция активнее других членов Евросоюза начала продвигать меры по координации усилий по решению существующего кризиса на общеевропейском уровне. Главной мерой, по мнению Парижа, должно стать усиление контроля над внешними границами Евросоюза, что подразумевает под собой более тщательную проверку всех въезжающих в страны ЕС, надзор за нелегальным провозом мигрантов, развитие отношений с Турцией по вопросу беженцев. В то же время, Франция заняла особую позицию по вопросу сохранения внутренних границ в ЕС, свободы передвижения и выступила резко против восстановления внутренних границ в ЕС, так как Шенгенское соглашение по праву можно считать одним из важнейших достижений евроинтеграции, а его отмена поставила бы под вопрос саму идею единой Европы.
Одним из главных пунктов в проведении общеевропейской миграционной политики должна стать антитеррористическая борьба. Исходя из этого, в 2016 г. Сенат Франции опубликовал доклад о финансировании программ, связанных с миграционными проблемами и с антитеррористическими действиями в Евросоюзе. Таким образом, на урегулирование миграционного кризиса было выделено 15 млрд евро [8].
Также был рассчитан финансовый план до 2020 г. по решению миграционных проблем и обеспечению внутренней безопасности. Данным планом, в первую очередь, предусматривалось увеличение финансирования поддержки агентств по обеспечению безопасности, таких как Европол (Europol), ФРОНТЕКС (FRONTEX) и Европейский' полицейский колледж (CEPOL).
По мнению французских сенаторов, борьба с терроризмом на территории Евросоюза является недофинансированной. По их мнению, увеличение кредитов, предоставляемых Фонду внутренней безопасности или агентству ФРОНТЕКС, несомненно будет содействовать уменьшению террористической активности.
Таким образом, французское руководство одним из первых осознало невозможность решения данной проблемы в одиночку, а также необходимость создания общеевропейской программы по урегулированию миграционного кризиса в ЕС. Ближайшим партнёром Парижа на этом пути, прежде всего, является Берлин. В условиях необходимости преодоления кризиса можно говорить о возрождении франко-германского тандема, что в перспективе сыграло бы важную роль в продвижении общей европейской политики в области миграции. Поддержка, которую оказали Берлин и Париж Брюсселю при выработке общих мер, имела ключевое значение для продвижения общей европейской миграционной политики [5, с. 244].
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью заявить, что к началу ХХ1 века миграционный вопрос по праву можно причислить к одному из наиболее взрывоопасных вызовов, стоящих перед французским руководством. В новом столетии иммигранты стали составлять 8% населения Франции. Если считать иммигрантов вместе с их потомками, то цифры окажутся еще больше - около 19% [7, с. 57]. К моменту обострения миграционных проблем в 2015 г. в ЕС процесс «выздоровления» не был завершён [4, с. 64]. Евросоюз столкнулся с волной мигрантов, названной экспертами самой массовой со времен Второй мировой войны. Масштабность и характер данного явления вызвали неоднозначную реакцию в мировом сообществе. Некоторыми миграционный кризис был воспринят как начало конца европейской цивилизации. Другие полагают, что современная ситуация с беженцами является доказательством неэффективности европейских институтов и организационных структур, созданных для регулирования миграционных потоков.
Массовая миграционная волна из стран Ближнего Востока оказала колоссальное влияние на ход политической жизни в Европе. Необходимость реагирования на усиливающиеся миграционные потоки с Востока расколола не только французское общество, но и весь Евросоюз. Стало ясно, что по отдельности европейским государствам не прийти к решению миграционной проблемы. Результаты, достигнутые ЕС к 2017 году в ходе сложных многомесячных дебатов, можно назвать критически важными на пути к преодолению разногласий. Благодаря данным результатам Европа сумела справиться с теми проявлениями миграционного кризиса, которые требовали незамедлительной реакции. Урегулирование кризиса требует коллективного участия, то есть необходимо восстановить солидарность внутри европейского объединения и как можно быстрее составить долгосрочный план действий, ведь вполне очевидна эскалация ситуации в перспективе, так как эти мигранты нацелены поселиться в Европе навсегда. Руководящие круги большинства европейских стран понимают, что основные трудности и опасности еще впереди. Перед французскими властями стоит серьезный вопрос о том, насколько реализуема идея об успешной интеграции представителей арабо-мусульманской цивилизации в западном мире.
Список источников
1. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Мир и война. М.: Восток - Запад, 2011. 335 с.
2. В 2015 году во Франции на 22% возросло количество заявок на предоставление статуса беженца [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2580810 (дата обращения: 10.11.2016).
3. Закон «Джунглей»: почему сносят лагерь в Кале и что будет с мигрантами [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc. com/russian/features-37754937 (дата обращения: 26.10.2016).
4. Зверева Т. В. По следам департаментских выборов во Франции // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2015. № 2 (4). С. 56-65.
5. Зверева Т. В. Франция и урегулирование миграционного кризиса в ЕС // Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века / отв. ред.: А. В. Кузнецов, М. В. Клинова, А. К. Кудрявцев, П. П. Тимофеев. М.: ИМЭМО РАН, 2016. С. 234-244.
6. Конвенция о статусе беженцев [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ refugees.shtml (дата обращения: 12.09.2016).
7. Федоров С. М. Трудные поиски «республиканской модели» интеграции мигрантов // Миграционные проблемы в Европе и пути их решения: доклады института Европы. М., 2015. № 315. С. 54-67.
8. Ce que coûte la crise des réfugiés et la lutte contre le terrorisme à l'Europe (et ce que reçoit la France) [Электронный ресурс]. URL: http://securiteinterieurefr.blogspot.ru/2016/03/ce-que-coute-la-crise-des-refugies-et.html (дата обращения: 13.12.2016).
9. EU Legal Framework on Asylum and Irregular Immigration 'on Arrival'. State of Play [Электронный ресурс]. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2015/551333/EPRS_BRI%282015%29551333_EN.pdf (дата обращения: 26.10.2016).
10. Syria Regional Refugee Response [Электронный ресурс]. URL: http://data.unhcr.org/syrianrefugees/regional.php (дата обращения: 17.11.2016).
FRANCE AND THE EU MIGRATION CRISIS
Tishchenko Kseniya Olegovna
People's Friendship University of Russia in Moscow tishenko. ksenia@gmail. com
The article reveals the content of the migration crisis in the EU, its quantitative and qualitative components, manifestations and specifics in France, the position of the Republic in relation to migration policy at the regional level. The author considers the impact of unresolved problems in the field of migration of past decades associated with influx of migrants from former French colonies on the present migration situation in the country. Special attention is paid to the role of the conflict in the Middle East as the main reason of mass migration of the refugees to the territory of the EU.
Key words and phrases: migration; migration crisis; migration policy; refugees; asylum; The European Union; Middle East.