Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА В Г. ХАНОЙ (СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ)'

ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА В Г. ХАНОЙ (СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
355
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
загрязнение атмосферного воздуха / уровень заболеваемости / смертность / здоровье граждан / Ханой / Социалистическая Республика Вьетнам / air pollution / morbidity / mortality / health of citizens / Hanoi / the Socialist Republic of Vietnam

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — М. Т. Нгуен, Е. А. Иванцова

Загрязнение атмосферного воздуха является одной из серьезнейших проблем в крупных городских агломерациях Вьетнама. В статье представлен анализ проблемы загрязнения атмосферного воздуха, а также оценка уровня заболеваемости и смертности населения вследствие загрязнения воздуха в г. Ханой. В своих исследованиях мы оценивали качество атмосферного воздуха и степень его загрязнения в пяти центральных районах Ханоя. Установлено, что наибольший вклад в загрязнение воздуха вносит мототранспорт, на его долю приходится более 70 % от общего объема выбросов взвешенных частиц и более 95 % от общего объема всех выбросов. В результате проведенных исследований нами установлено, что в период 2019—2022 гг. концентрации загрязняющих веществ, таких как SO2, NOx и CO в атмосферном воздухе Ханоя в целом ниже годовой нормы, но иногда превышают суточные нормы, особенно в часы активного движения автотранспорта. Концентрации загрязняющих веществ в утренние и вечерние часы пик, как правило, в 1,5—5,0 раз превышают часовые нормативы. Среднегодовая концентрация взвешенных мелкодисперсных частиц (РМ10 и РМ2,5) превышала в годы исследований допустимый уровень в 2,2—4,1 раза. Расчет риска для здоровья населения, вызванного дорожным движением, показывает, что транспорт в Ханое наносит большой ущерб здоровью. Проблемы экологического состояния территории Социалистической Республики Вьетнам требуют дальнейшего всестороннего изучения и незамедлительного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF AIR POLLUTION IN HANOI, THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

Atmospheric air pollution is one of the most serious problems in large urban agglomerations of Vietnam. The article presents an analysis of the problem of atmospheric air pollution, as well as an assessment of the level of morbidity and mortality of the population due to air pollution in Hanoi. In the research, the authors assessed the quality of the atmospheric air and the degree of its pollution in five central districts of Hanoi. It has been established that motor transport makes the greatest contribution to air pollution; it accounts for more than 70% of the total volume of suspended particle emissions and more than 95 % of the total volume of all emissions. As a result of the research, we found that in the period of 2019—2022 the concentrations of pollutants such as SO2, NOx and CO in the atmospheric air of Hanoi are generally lower than the annual norm, but sometimes exceed the daily norm, especially during the hours of active traffic. Concentrations of pollutants in the morning and evening rush hours, as a rule, are 1.5—5.0 times higher than hourly standards. The average annual concentration of suspended fine particles (PM10 and PM2.5) exceeded the permissible level by 2.2—4.1 times during the years of research. The calculation of the public health risk caused by road traffic shows that transport in Hanoi causes great damage to health. The issues of the ecological state of the territory of the Socialist Republic of Vietnam require further comprehensive study and immediate solution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА В Г. ХАНОЙ (СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ)»

УДК 502.3:504.5(597) DOI: 10.24412/1728-323X-2022-4-94-98

ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА В Г. ХАНОЙ (СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ)

М. Т. Нгуен, аспирант, Волгоградский государственный университет, e-mail: saothang1086@gmail.com, г. Волгоград, Россия,

Е. А. Иванцова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор директор Института естественных наук, профессор кафедры экологии и природопользования,

Волгоградский государственный университет, e-mail: ivantsova.volgu@mail.ru, г. Волгоград, Россия

Аннотация. Загрязнение атмосферного воздуха является одной из серьезнейших проблем в крупных городских агломерациях Вьетнама. В статье представлен анализ проблемы загрязнения атмосферного воздуха, а также оценка уровня заболеваемости и смертности населения вследствие загрязнения воздуха в г. Ханой. В своих исследованиях мы оценивали качество атмосферного воздуха и степень его загрязнения в пяти центральных районах Ханоя. Установлено, что наибольший вклад в загрязнение воздуха вносит мототранспорт, на его долю приходится более 70 % от общего объема выбросов взвешенных частиц и более 95 % от общего объема всех выбросов. В результате проведенных исследований нами установлено, что в период 2019—2022 гг. концентрации загрязняющих веществ, таких как SO2, NOx и CO в атмосферном воздухе Ханоя в целом ниже годовой нормы, но иногда превышают суточные нормы, особенно в часы активного движения автотранспорта. Концентрации загрязняющих веществ в утренние и вечерние часы пик, как правило, в 1,5—5,0 раз превышают часовые нормативы. Среднегодовая концентрация взвешенных мелкодисперсных частиц (РМ10 и РМ2,5) превышала в годы исследований допустимый уровень в 2,2—4,1 раза. Расчет риска для здоровья населения, вызванного дорожным движением, показывает, что транспорт в Ханое наносит большой ущерб здоровью. Проблемы экологического состояния территории Социалистической Республики Вьетнам требуют дальнейшего всестороннего изучения и незамедлительного решения.

Annotation. Atmospheric air pollution is one of the most serious problems in large urban agglomerations of Vietnam. The article presents an analysis of the problem of atmospheric air pollution, as well as an assessment of the level of morbidity and mortality of the population due to air pollution in Hanoi. In the research, the authors assessed the quality of the atmospheric air and the degree of its pollution in five central districts of Hanoi. It has been established that motor transport makes the greatest contribution to air pollution; it accounts for more than 70 % of the total volume of suspended particle emissions and more than 95 % of the total volume of all emissions. As a result of the research, we found that in the period of 2019—2022 the concentrations of pollutants such as SO2, NOx and CO in the atmospheric air of Hanoi are generally lower than the annual norm, but sometimes exceed the daily norm, especially during the hours of active traffic. Concentrations ofpollutants in the morning and evening rush hours, as a rule, are 1.5—5.0 times higher than hourly standards. The average annual concentration of suspended fine particles (PM10 and PM2.5) exceeded the permissible level by 2.2—4.1 times during the years of research. The calculation of the public health risk caused by road traffic shows that transport in Hanoi causes great damage to health. The issues of the ecological state of the territory of the Socialist Republic of Vietnam require further comprehensive study and immediate solution.

Ключевые слова: загрязнение атмосферного воздуха, уровень заболеваемости, смертность, здоровье граждан, Ханой, Социалистическая Республика Вьетнам.

Keywords: air pollution, morbidity, mortality, health of citizens, Hanoi, the Socialist Republic of Vietnam.

Введение. Загрязнение воздуха является одной из наиболее серьезных проблем в крупных городских агломерациях, особенно в развивающихся странах. За прошедшие тридцать лет в Социалистической Республике Вьетнам наблюдаются достаточно высокие темпы технического и экономического роста, что привело к резкому обострению проблемы сохранения окружающей среды [2]. В работе Нгуена Ву Хоанг Фыона [3] выявлены ключевые техногенные факторы воздействия на окружающую среду в условиях мегаполиса, а именно: рост количества промышленных центров, увеличение объемов выбросов в атмосферный воздух, содержащих большее количество загрязняющих веществ, и объемов сбросов загрязненных сточных вод, уменьшение территорий, занимаемых зелеными насаждениями и снижение ее качественного состояния. Доклад организации Global Alliance on Health and Pollution, опубликованный в 2019 году, показывает, что из-

за загрязнения окружающей среды во Вьетнаме погибло более 71 300 человек, из которых более 50 000 человек пострадали от загрязнения воздуха. Так, по числу смертей от загрязнения окружающей среды Вьетнам занимает четвертое место в западной части тихого океана, уступая лишь Китаю, Филипинам и Японии [10]. Исследования, проведенные вьетнамскими экспертами, показали, что страна ежегодно несет экономические потери, связанные с загрязнением атмосферного воздуха, на сумму от 10,8 до 13,2 млд долларов, что эквивалентно примерно 5 % ВВП страны. Согласно статистическим данным, ежегодно около 60 000 смертей в стране вызваны различными заболеваниями, возникающими под влиянием загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта [8]. В Ханое также очень высокий уровень пылевого загрязнения мелкодисперсными частицами, которые отнесены Всемирной организацией здровоохранения к приори-

тетным загрязняющим веществам. Показатели загрязнения твердыми примесями, также известными, как РМ (Particulate Matter), здесь находятся в высоком диапазоне, превышающем ПДК в соответствии с нормативным документом QCVN 05:2013/BTNMT [5]. Эти мелкодисперсные частицы РМ10 и РМ2,5 находятся в атмосфере в виде аэрозоля, легко приникают в легкие и способны наносить значительный вред здоровью человека, увеличивая риск развития различных сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, включая астму, бронхит, рак легких. Наиболее опасными для здоровья считаются взвешенные частицы РМ2,5, которые в силу своего размера легко проникают сквозь защитные барьеры тела человека.

В задачи наших исследований входил анализ проблемы загрязнения атмосферного воздуха, оценка его качества и степени загрязнения различными поллютантами, а также оценка уровня заболеваемости и смертности населения вследствие загрязнения воздуха в г. Ханой.

Материалы и методы. В своих исследованиях мы оценивали качество атмосферного воздуха и степень его загрязнения в пяти центральных районах Ханоя. Данные мониторинга качества воздуха были получены от Центра мониторинга окружающей среды Национального агентства по окружающей среде. Они включают информацию о загрязнителях воздуха (CO, SO2, NO2, РМ2,5, РМ10) и шуме, измеряемых ежеквартально. Станции мониторинга расположены таким образом, что данные дают четкое представление о средних концентрациях загрязняющих веществ в пяти районах центра Ханоя, а именно: Бадинь, Донг Да, Хай Ба Чынг, Хоан Киеми, Тхань Суан. Характеристика риска оценивалась на основе количества случаев последствий для здоровья, связанных с загрязнением воздуха в период 2019—2021 гг. Для оценки заболеваемости вследствие загрязнения воздуха было рассчитано общее количество

дней ограниченной активности из-за воздействия РМ2,5. При расчете предполагалось, что влияние РМ2,5 на заболеваемость не имеет порога или порог равен 0. Поскольку измерение концентрации РМ2,5 не проводилось, к концентрации РМю была применена доля 0,7 для расчета концентрации РМ2,5 [8].

Результаты исследования. Наибольшее загрязнение воздуха отмечается в таких городах, как Ханой, Хошимин, Хайфонг, Дананг. Поскольку повсеместно в крупных городах наблюдается ежегодный рост (12—15 % в год) основных видов транспорта (мотоциклы и машины), происходит увеличение выбросов в атмосферу угарного газа, диоксида азота, соединений свинца и др. В утренние и вечерние часы пик некоторые улицы превращаются в сплошные транспортные заторы. Уровень шума на автомобильных трассах в дневное время превышает 80 ДБ, а в некоторых случаях достигает 90 ДБ и более. Все эти факторы негативно сказываются на здоровье населения крупных городов. Ханой — столица Вьетнама и второй по величине город страны после Хошимина. Активные процессы урбанизации с резким увеличением городского населения [7], создает мощное давление на слаборазвитую коммунальную инфраструктуру. Здесь помимо роста неконтролируемых свалок мусора и загрязнения водных источников усиливается шумовое загрязнение, происходит загрязнение атмосферного воздуха выхлопами городского транспорта и промышленных предприятий [10, 11].

Данные о выбросах загрязняющих веществ по типам транспортных средств в Ханое в 2021 году представлены в таблице 1. Наибольший вклад в загрязнение вносит мототранспорт; на его долю приходится более 70 % от общего объема выбросов взвешенных частиц и более 95 % от общего объема всех выбросов.

Установлено, что степень воздействия загрязнения воздуха на здоровье население в городской

Таблица 1

Выбросы загрязняющих веществ по типам транспортных средств в Ханое в 2021 году, т/год

Тип транспортного

Загрязняющие вещества

средства взвешенные вещества оксид серы оксиды азота (в пересчете на диоксид азота) оксид углевода летучие органические соединения

Мотоцикл 2274,58 8,10 3980,53 474 819,82 227 458,60

Автомобиль 92,17 1,34 1566,98 10 165,64 1092,94

Автобус 437,28 1,02 5153,59 2061,43 1655,40

Грузовая машина 385,74 1,06 4351,89 10 424,75 1923,74

Итого: 3189,77 11,54 15 052,98 497 471,64 232 130,66

Таблица 2

Общая смертность в результате дорожно-транспортных происшествий и загрязнения воздуха в крупных городах Вьетнама

среде в целом значительно выше, чем количество смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий (табл. 2). Следует отметить высокие показатели смертности в крупных городах Вьетнама как в результате дорожно-транспортных происшествий, так и в результате загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с другими г осударствами. Так, например, во Франции соотношение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий к смертности от дорожно-транспортного загрязнения воздуха составляет 1:3,3, в Австрии — 1:4,1, в Новой Зеландии — 1:1,4, а в столице Вьетнама Ханое — 1:14,2.

В настоящее время Вьетнам считается центром мотоиндустрии в Азии. Среди всех транспортных средств в Ханое преобладают мотоциклы (94 %), количество которых превышает 3,6 млн единиц. Городской совет Ханоя вынужден был одобрить введение запрета на мотоциклы, которые вносят наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха, к 2030 году, надеясь увеличить долю перевозок общественным транспортом. Автомобили постепенно становятся более популярными, их число в Ханое почти удвоилось за последние пять лет (с 149 333 ед. до 304 143 ед.) [11].

В результате проведенных исследований нами установлено, что за эти годы концентрации загрязняющих веществ, таких как 302, NOx и СО в атмосферном воздухе Ханоя в целом ниже годовой нормы, но иногда превышают суточные нормы, особенно в часы активного движения автотранспорта. Концентрации загрязняющих веществ в утренние и вечерние часы пик, как правило, в 1,5—5,0 раз превышают часовые нормативы.

Проблемы загрязнения взвешенными частицами в Ханое стоит очень остро, особенно мелко дисперсными, количество которых в несколь-

ко раз превышает допустимый уровень [6, 9]. Так, в период 2019—2021 гг. среднегодовая концентрация твердых частиц, согласно данным пяти автоматических станций мониторинга воздушной среды Ханоя, превышала допустимый уровень в 2,2—4,1 раза. Факторы погоды и рельефа местности, по мнению некоторых исследователей [1, 4], оказывают большое влияние, вызывая увеличение количества пыли в атмосферном воздухе.

На основании исследований установлено, что сокращение продолжительности жизни населения Ханоя из-за пылевого загрязнения тонкодисперсными частицами составляло в 2019 году 16 дней, в 2020 году — 12 дней и в 2021 году — 14 дней. Наименьший уровень пылевого загрязнения в исследуемый период наблюдался в округе Ба Динь, наибольший — в Донг Да. А, как известно, постоянное проживание в местах с повышенным уровнем РМ 2.5 со временем может привести к серьезным заболеваниям, связанным с сердечно -сосудистой и дыхательной системами организма.

Поскольку все точки мониторинга расположены рядом с улицами и обозначены как станции мониторинга загрязнения воздуха от транспорта, концентрации взвешенных считаются на 100 % связанными с транспортом. Среднегодовая концентрация РМ^ оценивается в 55 % от среднегодовой концентрации твердых частиц (что является средним по всем пунктам мониторинга).

В результате проведенных исследований установлено, что при годовом пороговом уровне 7,5 мкг/м3 расчетное число людей, умерших от причин, которые могут быть связаны с загрязнением воздуха от транспортных средств, составляло 2785 человек в 2019 году, 3007 человек в 2020 году и 3129 человек в 2021 году. Необходимо отметить, что среднее значение показателя абсолютной смертности населения городских районов Ханоя в период 2019—2021 гг. было наибольшим в районе Донг Да, который имеет самый низкий индекс качества атмосферного воздуха, наименьшим — в районе Тхань Суан. Показатель индекса качества воздуха (Лр1) в районе Донг Да в отдельные дни достигал критических значений — 354, в среднем же превышает 180, а иногда и свыше 200.

Заключение. Существующий уровень социально-экономического развития республики не обеспечивает улучшения экологической ситуации в урбанизированных системах страны [3]. В Ханое наблюдается ежегодное ухудшение состояния окружающей среды, что связано с масштабным строительством и большим количеством личного транспорта, особенно мототранспорта. Дорожное движение в значительной степени способствует

Смертность Смертность

Город Население, млн чел. в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. жителей в год от дорожно-транспортного загрязнения воздуха, на 100 тыс. жителей в год

Хайфон 0,6 30,7 157,2

Ханой 2,6 17,4 247,3

загрязнению воздуха на транспортных маршрутах города и составляет свыше 70 % от общего загрязнения, что негативно сказывается на здоровье населения. Проблема загрязнения взвешенными частицами в Ханое стоит очень остро, среднегодовая концентрация частиц РМ10 и РМ2,5 превышает допустимый уровень в 2,2—4,1 раза. Проблема загрязнения воздуха усугубляется равнинным рельефом Ханоя, а также быстроразви-вающимися промышленными зонами в соседних провинциях Хын-Йен, Бак-Нинь, Ха-Нам, Хоа-Бинь, Винь-Фук и Тхай-Нгуен, где расположено большое количество предприятий. Кроме того, температурная инверсия в период влажного сезона позволяет мелкодисперсным твердым частицам значительно более длительное время задерживаться во взвешенном состоянии в воздухе, в период же начала сухого сезона Ханой становится особенно пыльным.

Расчет риска для здоровья населения, вызванного дорожным движением, показывает, что транспорт в Ханое наносит большой ущерб здоровью. Однако в этом исследовании есть несколько неопределенностей. Во-первых, данные временных рядов о воздействии загрязнения воздуха на здоровье во Вьетнаме отсутствуют. Ис-

пользование функций доза-реакций из других исследований по всему миру может показать расхождения при применении их к ситуации в Ханое. Поскольку зависимость доза-реакции может варьироваться от популяции к популяции, в будущих исследованиях необходимо установить конкретные зависимости доза-реакция для Вьетнама. Проблемы экологического состояния урбанизированных территорий и оценка влияния антропогенных факторов на атмосферный воздух и здоровье населения требуют дальнейшего изучения.

Снижение концентрации различных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в целом требует, в первую очередь согласованных усилий административных структур различного уровня, а также привлечению к решению экологических проблем промышленного сектора производства и широкой общественности. Комплексные стратегии в транспортном планировании могут содействовать более широкому использованию общественного транспорта, использованию экологически чистых способов передвижения. Кроме того, необходимо дальнейшее развитие нормативно -законодетельного регулирования, эффективно действующей системы мониторинга и обеспечения качества атмосферного воздуха.

Библиографический список

1. Ан Фан Тхи, Шукуров И. С., Лыонг Фам Ван, Шукурова Л. И. Исследование запыленности воздуха городской среды // Вестник МГСУ. — 2020. — Том 15. — Выпуск 10. — С. 1425—1439.

2. Иванцова Е. А., Нгуен М. Т. Экологические проблемы Социалистической Республики Вьетнам // Антропогенная трансформация геопространства: природа, хозяйство, общество: материалы V международной научно-практической конференции. — Волгоград, 2019. — С. 48—53.

3. Фыонг, Нгуен Ву Хоанг. Оценка экологической ситуации крупных городов в Социалистической Республике Вьетнам: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.02.08 / Нгуен Ву Хоанг Фыонг. — Владимир, 2015. — 24 с.

4. Beard J. D., Beck C., Graham R., Packham S. C., Traphagan M., Giles R. T. et al. Winter Temperature Inversions and Emergency Department Visits for Asthma in Salt Lake County, Utah, 2003—2008 // Environmental Health Perspectives. 2012. Vol. 120. Issue 10. Pp. 1385—1390.

5. Brundtland, Gro. (19385). World Commission on environment and development. Environmental Policy and Law. 14. 26—30.

6. Do Tran Hai. О nhiem do qua trinh do thi hoa va phat trien giao thong van tai trong giai doan phat trien cong nghiep hoa, hien dai hoa // Hoi nghi moi tr'o'ng toan quo c la n thu' IV, Bo tai nguyen va Moi tr'o'ng, Ha Noi, 29/09/2015. URL: http://moitruongviet.edu.vn.

7. Fueling Vietnam's Development. World Bank Report. WB, Washington DC, 2001. 84 с.

8. Hieu, Vu Van et al. Health Risk Assessment of Mobility-Related Air Pollution in Ha Noi, Vietnam. Journal of Environmental Protection 2013 (2013): 1165—1172.

9. H'o^ng Thu. Khong khi Ha Noi 'ban hang nhaat chau A'. VnExpress, 2012. URL: https://vnexpress.net/ khong-khi-ha-noi-ban-hang-nhat-chau-a-2226380.

10. Ngan hang The gioi va Ngan hang Phat trien Chau A. Viet Nam: Bao cao dien bien moi truong. Hanoi: Trung tam Thong tin Phat trien Viet Nam, 2002. 97 с.

11. Ngoc, DoThiNhu & Duyen, Le & Sakamoto, Yosuke & Kajii, Yoshizumi & Ly, BichThuy. (2018). SOURCE APPORTIONMENT OF VOCS BY RECEPTOR MODELLING IN AN URBAN SITE IN HA NOI // Vietnam Journal of Science and Technology. 56. 88—95.

THE PROBLEM OF AIR POLLUTION IN HANOI, THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

M. T. Nguyen, Ph. D. student, Volgograd State University, e-mail: saothang1086@gmail.com, Volgograd, Russia,

E. A. Ivantsova, Ph. D. in Agricultural Sciences, Dr. Habil., Professor, Director of the Institute of Natural Sciences, Professor

of the Department of Ecology and Nature Management Volgograd State University, e-mail: ivantsova.volgu@mail.ru, Volgograd, Russia

References

1. An Fan Thi, Shukurov I. S., Lyong Fam Van, Shukurova L. I. Issledovanie zapylennosti vozduha goridskoi sredy [Investigation of the dustiness of the air of the urban environment]. VestnikMGSU. 2020. Vol. 15. No. 10. P. 1425—1439 [in Russian].

2. Ivantsova E. A., Nguen M. T. Ekologicheskie problemy Sozhialistichskoj Respybliki Vjetnam [Environmental problems of the Socialist Republic of Vietnam] Antropogennaya transformaciya geoprostranstva: priroda, hozjaistvo, obzhestvo: materialy Vmez-dynarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii. Volgograd. 2019. P. 48—53 [in Russian].

3. Fyong Nguen Vu Khoang. Ozenka ekologicheskoi situazii krupnych gorodov v Sozialisticheskoi Respubliki Vjetnam: Avtoref. dis. kand. biol. nauk. [Assessment of the ecological situation of large cities in the Socialist Republic of Vietnam] [ Thesis synopsis for Ph. D. in Biology]. Vladimir, 2015. 24 p. [in Russian].

4. Beard J. D., Beck C., Graham R., Packham S. C., Traphagan M., Giles R. T., et al. Winter Temperature Inversions and Emergency Department Visits for Asthma in Salt Lake County, Utah, 2003—2008. Environmental Health Perspectives. 2012. Vol. 120. Issue 10. P. 1385—1390.

5. Brundtland Gro. (1985). World Commission on environment and development. Environmental Policy and Law. No. 14. P. 26—30.

6. Do Trân Hai. Ô nhiêm do qua trinh dô thi hôa và phât triên giao thông vân tai trong giai doan phât triên công nghiêp hôa, hiên dai hôa // Hôi nghi môi tr'o'ng toàn quô c lâ n thü' IV, Bô tài nguyên và Môi tr'o'ng, Hà Nôi, 29/09/2015. URL: http://moitruongviet.edu.vn [in Vietnamese].

7. Fueling Vietnam's Development. World Bank Report. WB, Washington DC, 2001. 84 p.

8. Hieu Vu Van, et al. Health Risk Assessment of Mobility-Related Air Pollution in Ha Noi, Vietnam. Journal of Environmental Protection. 2013. P. 1165—1172. ,

9. H'o^ng Thu. Không khi Hà Nôi 'bân hang nhâat châu A'. VnExpress, 2012. URL: https://vnexpress.net/ khong-khi-ha-noi-ban-hang-nhat-chau-a-2226380. [in Vietnamese].

10. Ngan hang The gioi va Ngan hang Phat trien Chau A. Viet Nam: Bao cao dien bien moi truong. Hanoi: Trung tam Thong tin Phat trien Viet Nam, 2002. 97 ^ [in Vietnamese].

11. Ngoc, DoThiNhu & Duyen, Le & Sakamoto, Yosuke & Kajii, Yoshizumi & Ly, BichThuy. (2018). SOURCE APPORTIONMENT OF VOCS BY RECEPTOR MODELLING IN AN URBAN SITE IN HA NOI. Vietnam Journal of Science and Technology. No. 56. P. 88—95 [in Vietnamese].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.