https://doi.org/10.29013/EJA-21-1-25-28
Yadgarova Nigora Akmalovna, Junior researcher, Institute of Art Studies Academy of Sciences Tashkent, Uzbekistan E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF MUTUAL INFLUENCE OF REALISM AND IMPRESSIONISM IN PAINTING OF UZBEKISTAN
Abstract. The article deals with the theoretical issues of the formation and development of impressionism in the painting of Uzbekistan. The problem of mutual influence of realism and impressionism is highlighted among the topical ones. It is examined through the influence of the French and Russian counterparts on the specifics of impressionism in the painting of Uzbekistan of the twentieth century. The key role is assigned to the work of P. Benkov as the founder of Uzbek impressionism.
Keywords: impressionism, realism, painting, Uzbekistan, plain air, landscape, portrait, worldview.
Ядгарова Нигора Акмаловна, младший научный сотрудник Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан) E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ РЕАЛИЗМА И ИМПРЕССИОНИЗМА В ЖИВОПИСИ УЗБЕКИСТАНА
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования и развития импрессионизма в живописи Узбекистана. Среди актуальных выделена проблема взаимовлияния реализма и импрессионизма. Она рассмотрена через влияние французского и русского аналогов на специфику импрессионизма в живописи Узбекистана ХХ века. Ключевая роль отводится творчеству П. Бенькова как основоположнику узбекского импрессионизма.
Ключевые слова: импрессионизм, реализм, живопись, Узбекистан, пленэр, пейзаж, портрет, мировосприятие.
Формирование и развитие импрессионизма в живописи Узбекистана ранее не исследовалось в отечественном искусствознании. До настоящего времени недостаточно изучен весь комплекс проблем феномена импрессионизма, среди которых актуальны вопросы взаимовлияния реализма и импрессионизма. Что касается развития импрессионизма в Узбекистане, то его существование в контексте национального искус-
ства замалчивалось в годы советской идеологии. По убеждениям советских исследователей «импрессионизм стал основным убежищем формалистически настроенных художников» и «борьба с импрессионизмом представляла актуальную задачу критики» той эпохи [1, 53]. Показательно, что до настоящего времени фундаментальных исследований об импрессионизме в живописи Узбекистана не было.
В последние годы происходит переосмысление многих, ранее неисследованных вопросов изобразительного искусства, переоценка творчества художников Узбекистана, что отразилось в научных трудах Л. Шостко [2; 3] и Н. Ахмедо-вой [4; 5]. В частности, Н. Ахмедова отмечала, что «развитие импрессионизма в творчестве П. Бенькова, Н. Кашиной, Р. Ахмедова определяло одну из характерных тенденций среднеазиатской живописи 30-х - 80-х гг. ХХ века» [4, 36].
Импрессионизм в живописи Узбекистана имеет свою историко-художественную специфику, которую необходимо рассматривать с учетом релевантности и отличий от французского и русского вариантов этого течения. В связи с этим отметим влияние французского импрессионизма на русскую живопись, степень его специфической адаптации в новом контексте. Основную роль в формировании узбекского варианта импрессионизма сыграли русские художники, приехавшие в первой четверти ХХ столетия в республику. Они трансформировали свой художественный опыт с учетом природной и колористической среды Востока.
Как известно, при формировании импрессионизма во Франции сложились собственные, отличные от реализма художественно-эстетические принципы. Импрессионизм продолжил начатое реализмом освобождение от условностей академических норм, но вместе с этим утверждал красоту повседневной реальности, добивался живописной, световоздушной интерпретации изображения. Для импрессионистов была значима современная жизнь в её естественности, они стремились передать свои впечатления от красоты природы, солнца, света. Запечатлевая мир в постоянной колористической изменчивости, французские импрессионисты утвердили новое понимание единства человека и окружающей его среды.
Художественные открытия импрессионизма сыграли огромную роль в развитии многих национальных школ ХХ века, определенным образом они проявились и в живописи Узбекистана.
В развитии узбекского импрессионизма особое место занимает творчество П. Бенькова (1879-1949), живописные принципы которого нашли продолжение в произведениях его последователей.
Эволюция художественного метода П. Бенькова происходила поэтапно. Переход от пленэрных поисков к импрессионизму можно отметить в его многочисленных пейзажах и портретах казанского периода (1909-1929). Об изменениях в творчестве П. Бенькова в результате переезда в Среднюю Азию свидетельствуют работы бухарского и самаркандского периодов (1929-1949). Переосмыслив опыт пленэра, свои знания им-перссионизма, с которым мастер познакомился в период пребывания во Франции (1905-1908), а также воприятие новой восточной среды, П. Беньков смог создать свой оригинальный вариант импрессионизма. Его наивысшие образцы это - картины "Хауз с водоносами" (1929), "Портрет колхозника" (1939), "Письмо с фронта" (1945) и "Девушка с дутаром" (1947).
Картина «Хауз с водоносами» является одной из тех работ, в которой с определенностью проявилась импрессионистическая концепция П. Бенькова. Анализируя работу художника, изображающую легендарный водоем Бухары, невольно вспоминаются серии К. Моне, посвященные прудам и озерам Монжерона и Аржантея. Обращение к мотиву воды, желание передать в живописи ее движение было присуще и другим французским художникам-импрессионистам. Главным живописным открытием П. Бенькова в пейзаже-картине «Хауз с водоносами» была передача световоздушной среды, движение воздуха и воды, которые ускользают, видоизменяются и вибрируют в жаркий среднеазиатский полдень.
Постепенное развитие импрессионистического метода П. Бенькова подходит к кульминации в картине художника «Девушка с дутаром». Если в ранее созданных портретах художника, таких как «Портрет колхозника», «Мать героя», мож-
но было отметить несколько этюдный подход, то «Девушка с дутаром» это - новый уровень портретных задач и передачи световоздушной среды. Фигура молодой узбечки в картине «Девушка с дутаром» органично включена в окружение тенистого сада, что создает импрессионистическую атмосферу вокруг неё. Колористическое решение композиции решено с применением смелых цветовых комбинации (например, черного и розового). Эта картина П. Бенькова примечательна не только как яркий пример беньковского импрессионизма, но и как воплощение национального образа современной узбечки, актуального в тот период.
Можно заключить, что П. Беньков развил и обогатил реалистическую концепцию портрета сочетанием психологизма образа с богатой по колориту разработкой пленэрной среды. Этот оригинальный жанровый синтез портрета и пейзажа, предложенный П. Беньковым, в дальнейшем получил развитие в творчестве его последователей Ю. Елизарова и Р. Ахмедова.
Взаимовлияние реализма и импрессионизма развивалось в творчестве таких художников, как У Тансыкбаев и Н. Кашина. Их поиски формировались в сложном переплетении различных тенденций и течений, характерных для всей живописи Узбекистана ХХ века. Они, как и многие художники национальных школ Центральной Азии, прошедшие ускоренную эволюцию, перенесли в свою живопись разнообразные стилевые течения и направления.
Импрессионистическое мироощущение развивается в ранних работах У Тансыкбаева. Среди них стоит отметить «Портрет узбека» (1927) и «Автопортрет» (1935). «Портрет узбека» показывает молодого человека в национальной одежде, сидящего по-восточному за традиционным чаепитием. Работа написана на пленэре: светлая палитра, яркие колористические акценты, доминирование солнца и воздуха придают картине свежесть и подчеркивают позитивный настрой героя. После того, как она была показана на выстав-
ках в Москве и Филадельфии в 1934 году, У Тансыкбаева стали называть «главой узбекистанских колористов». «Портрет узбека» - первое значительное произведение портретного жанра, созданное молодым узбекским художником [7, 67]. Если национальную типичность этого портрета можно считать одним из первых образов узбека, то его живописное решение следует отнести к одному из ранних вариантов импрессионизма в живописи Узбекистана.
Отдельного внимания заслуживает живопись Н. Кашиной, в которой отразилось своеобразное импрессионистическое видение художника -стремление уловить и передать на холсте свежесть первого впечатления. К таким её произведениям можно отнести портрет «Девушка с бубном» (1945). Композиция с фигурой сидящей девушки, мастерски вписана в квадратный холст. Изящные изгибы тела и легкость движений гармоничны, они ритмично сочетаются с круглой формой узбекского бубна. Колорит произведения решен в тёплых тонах охристо-желтого цвета, что соответствует солнечной среде и естественному преломлению дневного света вокруг фигуры девушки. Картина написана лёгкими мазками, по свежести и прозрачности напоминающими акварельную живопись. Н. Кашина достигает эффекта первого впечатления не только с помощью колористических приемов, но и акцентируя психологическое состояние портретируемой. Картина «Девушка с бубном», обладающая многими качествами импрессионизма, отразила поиски новых возможностей этого течения в живописи Узбекистана.
Одна из сложностей изучения проблем импрессионизма связана с его неоднородной природой. Как показывает опыт изучения специфики импрессионизма в живописи Узбекистана, он имеет родство с реализмом, связан с пленэриз-мом, содержит в себе некоторые элементы этю-дизма. Такие художники как П. Беньков, работая на пленэре, смогли передать мироощущение, основанное на психологическом параллелизме
между переживаниями индивида и состоянием окружающей природы. Красота пейзажа в портретах П. Бенькова и его последователей привлекательна не потому, что соответствует заранее данному идеалу, а потому, что она важнейший аккомпанемент для передачи эмоционального состояния человека.
Анализ проблемы взаимовлияния реализма и импрессионизма в живописи Узбекистана показал ее сложность, связанную с локальной спецификой.
Взаимовлияние реализма и импрессионизма в творчестве художников Узбекистана еще раз доказывает справедливость точки зрения о том, что
реалистическая живопись может существовать без пленера, живопись на природе не может существовать вне реализма [8, 3]. Импрессионизм в своем французском варианте, сформировавшийся внутри реализма, после того, как развился до уровня самодостаточного художественного течения, стал расходится с реализмом, что проявилось не только в его тематическом многообразии или обновлении живописных методов и подходов, но и в его жанровой специфике. В анализе специфики импрессионизма национальных школ, и, в частности, Узбекистана, проявляется его стадиальная близость с реализмом, их сосуществование на протяжении нескольких десятилетий.
Список литературы:
1. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан, Фонд 2320, опись 1, дело - № 305.53 с.
2. Шостко Л. Р. Ахмедов.- М.: Советский художник, 1988.- 144 с.
3. Шостко Л. В. Павел Беньков в Узбекистане // Мир музея.- № 11. 2008.- С. 22-28.
4. Ахмедова Н. Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог.- Ташкент, 2004.- 224 с.
5. Ахмедова Н. Очарованный Востоком // Бап'а^- № 3-4. 2004.- С. 37-39.
6. Искусство Советского Узбекистана.- М.: Советский художник, 1976.- 219 с.
7. Лясковская О. Пленер в русской живописи.- М., 1966.- 190 с.
8. Беньков П. П. Воспоминания. Переписка.- Ташкент, 1981.- 240 с.
9. Герман М. Импрессионизм: основоположники и последователи.- Москва, 2017.- 352 с.
10. Лаковская В. Л. Послевоенная живопись Узбекистана.- Ташкент, 1991.- 116 с.
11. Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи.- Москва: Белый город, 2003.- 320 с.