Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОМАНАХ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА «S.N.U.F.F.», «iPhuck 10», «TRANSHUMANISM Inc.»'

ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОМАНАХ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА «S.N.U.F.F.», «iPhuck 10», «TRANSHUMANISM Inc.» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Пелевин / «S.N.U.F.F.» / «iPhuck 10» / «TRANSHUMANISM Inc.» / искусственный интеллект в литературе / гуманизм в литературе / V. Pelevin / “S.N.U.F.F.” / “iPhuck 10” / “TRANSHUMANISM Inc.” / artificial intelligence in literature / humanism in literature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Г.М. Алтынбаева

В статье проанализирован взгляд В.О. Пелевина на взаимодействие человека и искусственного интеллекта, показано, в чем писатель видит риски цифровизации; каковы допустимые границы влияния машин и сети на жизнь и будущее человека; есть ли / нужен ли выход из глобальной зависимости от деятельности искусственного интеллекта. В романах XXI в. Пелевин дает сатирический портрет современного общества, обращает внимание на пути спасения от тотальной машинной зависимости, показывает перспективы и риски «нового гуманизма» в XXI в. В результате проведенного исследования трех романов выделены пять основных сходных черт, определяющих проблему взаимоотношений человека и искусственного интеллекта в восприятии Пелевина. Тема представлена на сюжетном, проблемно-тематическом и стилистическом уровнях. Специальное внимание обращено на нравственно-философские размышления современного знакового писателя, представленные в первую очередь через героев. Материалом исследования стали романы Пелевина «S.N.U.F.F.», «iPhuck 10», «TRANSHUMANISM Inc.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Relationship between Human and Artificial Intelligence in Victor Pelevin’s Novels “S.N.U.F.F.”, “iPhuck 10”, “TRANSHUMANISM Inc.”

The article analyzes V.O. Pelevin’s view on the human and artificial intelligence interaction and highlights the risks of digitalization that the writer identifies. The article also attempts to answer two questions: what are the permissible limits of the influence machines and networks exert on human life and future and is there a way out of global dependence on artificial intelligence? Pelevin presents a satirical portrait of modern society; draws attention to the ways of salvation from total machine dependence; shows prospects and risks of the XXI century “new humanism”. The research has revealed five main similarities which identify Pelevin’s idea of the relationship between man and artificial intelligence. The theme is presented at the plot, problem-thematic and stylistic levels. Special attention is paid to Pelevin’s moral and philosophical reflections. The research is based on three Pelevin’s novels: “S.N.U.F.F.”, “iPhuck 10”, “TRANSHUMANISM Inc.”.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОМАНАХ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА «S.N.U.F.F.», «iPhuck 10», «TRANSHUMANISM Inc.»»

ПРОБЛЕМА ВЗАИМООтНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

и искусственного интеллекта в романах виктора пелевина «s.n.u.f.f.», «iphuck 10»,

«TRANSHUMANISM INC.»

Г.М. Алтынбаева

Ключевые слова: В. Пелевин, «S.N.U.F.F.», «iPhuck 10», «TRANSHUMANISM Inc.», искусственный интеллект в литературе, гуманизм в литературе.

Keywords: V. Pelevin, "S.N.U.F.F.", "iPhuck 10", "TRANSHUMANISM Inc.", artificial intelligence in literature, humanism in literature.

DOI 10.14258/filichel(2023)4-14

Когда в начале XXI в. активно заговорили об искусственном интеллекте [Пиковер, 2021; Эпштейн, 2004], не удивительно, что именно Виктор Пелевин смог отреагировать на эту проблему, потому что ему как постмодернисту всегда были интересны трансформации: антропоморфные герои, герои, живущие в виртуальном мире, контакты между человеком и машиной и др. Об этом на примере отдельных образов говорили критики и исследователи творчества Пелевина [Бенчич, 2019; Родионов, 2022; Роднянская, 2021; Хаги, 2023; Чернявская, 2013; Черняк, 2022; Янь, 2021].

Эти ожидания оправдались. «S.N.U.F.F.» (2011), «iPhuck 10» (2017), «TRANSHUMANISM Inc.» (2021)1 — три романа из пяти, вышедших за 10 лет, описывают жизнь человека в цифровом мире наступившего будущего в окружении роботов разного уровня сложности (кукла с «электронной и механической начинкой»; «самоподдерживающаяся биосинтетическая машина класса „премиум 1"» («S.N.U.F.F.». С. 71); «полностью имитирующий человека андроид» («TRANSHUMANISM Inc.». С. 103); айфаки и андрогины; «вибраторы с искусственным интеллектом и голосовым управлением, подлаживающимся под желания хозяйки» («iPhuck 10». С. 8-9); «полицейско-литературный робот» с «полным отсутствием личного физического носителя» (Там же. С. 8); виртуальный мозг и др.).

В связи с активно обсуждаемой сегодня в медиасреде проблемой влияния искусственного интеллекта на жизнь человека [Бевза, 2023;

Указана дата первой публикации романов.

ВЦИОМ, 2022; Ларина, 2023; Лыков, 2023; Петрушова, 2023] в настоящей статье обратим внимание на то, как знаковый писатель современности Виктор Пелевин художественно дает свое понимание этого вопроса.

Все три названных романа Пелевина имеют ряд сходных черт в связи с интересующей нас темой.

Во-первых, все три романа имеют заглавия, отсылающие к сфере машин и искусственного интеллекта. «Снафы» — это фильмы, которые снимают летающие камеры-роботы, «iPhuck 10» — модель новейшего гаджета, «TRANSHUMANISM Inc.» — название корпорации, производящей искусственные чипы и QQкоды («кукухи»).

Во-вторых, романы сопоставимы на сюжетном уровне. Роман «S.N.U.F.F.» — это хроника, которую ведет в своих записях главный герой Дамилола, практически не выходящий из дома, летчик-«оператор live news», дистанционно через компьютер управляющий летающей камерой с дистанционными микрофонами, названной «Хенелора», она постоянно в управляемом или автоматическом режиме снимает видео (снафы) о событиях войны с орками «для вечности» и «для новостей». У Дамилолы есть любимая — робот-женщина Кая, которую он купил в кредит. И вся жизнь Дамилолы — это, по сути, «поклонение», любовь к «Хенелоре» и Кае.

Главный герой и рассказчик романа «iPhuck 10» — искусственный интеллект Порфирий Петрович, виртуальный робот-детектив, работающий по найму, раскрывающий преступления и пишущий об этом популярные романы.

В романе «TRANSHUMANISM Inc.» описывается далекое будущее, где весь мир — сплошная нейросеть, обычные люди живут с очипован-ными мозгами, а лучшие умы (финансовая и интеллектуальная элита) человечества находятся в банках в хранилище «далеко за границей под землей в Неваде» (Виктор Пелевин. 2023. С. 45)2, т.е. «живут» в «загадочной вселенной банкиров» (с. 46), «волшебном пространстве» (c. 47), купаются «в вечном счастье» (там же), это таинственные миры, которые возникают в нейросетевых кластерах («правители <...> давно переехали мозгами в банки» (с. 44), у «банкиров была своя сеть» (с. 47), «банкиры в банке» — такие словосочетания употребляются в романе в прямом (на сюжетном уровне) и переносном (на стилистическом уровне) значении).

В-третьих, романы близки на идейном уровне. Пелевин решает вопрос о сущности нашего мира. Романы описывают реальность, в которой все меняется, но относительно.

Здесь и далее цитируются тексты следующих изданий романов: Пелевин В.О. S.N.U.F.F. М., 2012; Пелевин В.О. iPhuck 10. М., 2018; Пелевин В.О. TRANSHUMANISM Inc. М., 2023.

По определению Дамилолы, «любаяреальность является суммой информационных технологий. Это в равной степени относится к звезде, угаданной мозгом в импульсах глазного нерва, и к оркской революции, о которой сообщает программа новостей» («S.N.U.F.F.») (Виктор Пелевин. 2012. С. 13). Порфирий Петрович констатирует, что реальность состоит из «перетекающих друг в друга безличных вибраций» «в виде ложных сущностей — плотных, неизменных и обособленных друг от друга „объектов" („я", „он", „оно" и так далее)» («iPhuck 10») [Пелевин, 2018, с. 5]. Повествователь романа «TRANSHUMANISM Inc.» констатирует: «Все течет, все меняется и остается таким, как было» (Виктор Пелевин. 2023. С. 8).

В-четвертых, романы Пелевина — о человеке, его самоидентичности. Человек показан и как разработчик искусственного интеллекта, бог нового цифрового мира, и как его заложник. В «S.N.U.F.F.» повествование ведется от лица человека, в «iPhuck 10» — алгоритма, а в «TRANSHUMANISM Inc.» — это несобственно-прямая речь Атона Гольденштерна, создателя и руководителя корпорации «TRANSHUMANISM Inc.», существующего в мире не телесно, а виртуально, как мозг, продолжающий жить после телесной смерти его обладателя. Каждый из трех рассказчиков считает себя выше других.

Герой-рассказчик романа «S.N.U.F.F.» представляет себя в жанре, синтезированном из исповеди и философского трактата: «Несколько слов о себе. Меня зовут Демьян-Ландульф Дамилола Карпов. <...> Мои друзья называют меня просто Дамилола. Если говорить о моей культурной и религиозно-политической самоидентификации <...>, я пост-антихристианский мирянин-экзистенциалист, либеративный консервал, влюбленный слуга Маниту и просто свободный неангажированный человек, привыкший обо всем на свете думать своей собственной головой. Если говорить о моей работе, то я — создатель реальности. <...> Так вот, я — это одновременно глаз, нерв и вирус. А еще средство доставки глаза к цели и (перехожу на нежный шепот) две скорострельных пушки по бокам» (Виктор Пелевин. 2012. С. 12-13).

«Автопортрет» Порфирия Петровича — синтез повествования, инструкции и авторефлексии: «Алгоритм — то есть я.... <...> С известными оговорками, я и есть то, что люди прошлого называли „искусственным интеллектом". Чего они не понимали, люди прошлого — это того, что искусственный интеллект вовсе не будет роботом с лампочкой на голове, которому захочется трахнуть в провода другого робота с лампочкой, о чем прослезившееся человечество немедленно снимет многосезонный сериал. Искусственный интеллект — это

бестелесный и безличный дух, живущий в построенной человеком среде — код, свободно копирующий и переписывающий свои секвенции и большую часть времени не сосредоточенный нигде конкретно. Это ничто через букву „е" (или нечто через букву „и"), опирающееся на волну и поток, перемещающееся со скоростью света сквозь схлопывающе-еся в точку пространство в моменте, где никакого времени нет. Другими словами, моя физическая природа трудноуловима» («iPhuck 10») (Виктор Пелевин. 2018. С. 6-7).

Несобственно-прямая речь Атона Гольденштерна напоминает политическую предвыборную речь или рекламный текст: «Мозг не сможет отличить настоящие от поддельных. Вернее, электричество просто не бывает настоящим и поддельным. Смоделировать такие сигналы нелегко. Но эту задачу решили нейросети корпорации „TRANSHUMANISMInc." — единственной на планете организации, которой разрешено собирать AI когнитивностью выше трех мегатю-рингов. Соединить мозг со внешней церебральной сетью, имитирующей одновременно и тело, и мир, оказалось серьезным вызовом — но уже на третьем поколении церебральных чипов задача была решена. Остальное вы знаете. Человеческая цивилизация стала постепенно принимать знакомые нам формы... » («TRANSHUMANISM Inc.») (Виктор Пелевин. 2023. С. 33).

Пелевин показывает одновременно, как человека повсюду обслуживают слуги-биороботы (в романе «TRANSHUMANISM Inc.» они названы «холопами»), но и как человек становится слугой робота, инструктором по его обслуживанию.

В «S.N.U.F.F.» не человек Дамилола управляет роботом Каей, а Кая подчиняет себе хозяина, манипулируя его сексуальной зависимостью от нее. Дамилола признается, что поступки Каи «причиняли моему сердцу невыносимую боль». Если в начале романа мы видим, что Дамилола, хотя и постоянно замечает, но не придает значения «революционному бормотанию» Каи и интересу Каи к орку Грыму, потому что якобы «по совкупности настроек Кае приходилось жалеть ор-ков», но на самом деле потому, что их с Каей «семейный» мир его захватывал и одухотворял («Кая постоянно держала меня на границе нервного срыва — не говоря уже о моих интеллектуальных возможностях» (Виктор Пелевин. 2012. С. 153)), то в конце истории он чувствует себя «обманутым мужем», способным на убийство, но и оно оборачивается пародией: взрыв заменяется на фейерверк. В финале романа Дамило-ла признается: «Не знаю, кого из них двоих я любил сильнее — „Хенело-ру" или Каю» (Виктор Пелевин. 2012. С. 583).

Алгоритм литературно-полицейского робота Порфирия Петровича «выполняет две функции. Первая — раскрывать преступления, наказывая зло и утверждая добродетель. Вторая — писать об этом романы, незаметно подмешивая в сухой полицейский протокол яркие брызги и краски из культурной палитры человечества. <...> Полученные таким образом детективные романы цензурируютсяредакторами-людь-ми с целью сократить избыточную информацию и убрать обидную для человека правду. Наш продукт чаще всего портят, — говорит Порфи-рий Петрович, — но это неизбежно и даже необходимо. Совершенство мысли, стиля и слога унижает читателя и провоцирует разлив желчи у критика» («iPhuck 10») (Виктор Пелевин. 2018. С. 9). Героиня свое состояние («оказалось много денег, чтобы оплатить загробную роскошь на много сотен лет» (с. 401)) завещала «своему айфаку-10» (с. 400).

Если в раннем романе Пелевина «Generation „П"» писатель Вавилен Татарский становится криэйтором, то в романе «TRANSHUMANISM Inc.» место людей творческих профессий занимают филокоучи. «Стихи для поздравлений нормально писала и нейросеть-трешка, но получить их от живого филолога было, конечно, престижней» (Виктор Пелевин. 2023. С. 10), «Но вообще-то филокоуч давно отжил свое: его держали в лицее для шика, примерно как швейцара с длинной волнистой бородой» (с. 11).

При тотальном превосходстве роботов Пелевин оставляет за человеком право удивлять. Грым и Дамилола способны на такие сильные чувства, что это меняет судьбу мира, Порфирий Петрович постоянно ошибается в своем понимании человеческой натуры,

В-пятых, в романах Пелевина сатирически показана проблема гедонизма. Человек делает все (берет кредиты, идет на невероятные махинации, соглашается на эксперименты, отказываясь от физического существования и т.д.), изобретает искусственный интеллект, чтобы доставить себе удовольствие. Но в результате роботы и алгоритмы, которые по инструкции должны удовлетворять первобытные запросы человека, обходят его в эволюции и манипулируют человеческими слабостями для исполнения собственных «желаний». Пелевин, как писали критики [Родионов, 2022; Роднянская, 2021], вышел на бой с «пошлостью мира» [Бушуева, 2022], с упрощением и примитивизацией человеческого сознания и восприятия. Человек, становясь жертвой гедонизма, превращается в пародию и симуляцию самого себя.

Дамилола («S.N.U.F.F.») покупает в кредит дорогую модель робота Каю, программирует ее под себя для удовлетворения своих физических потребностей. Алгоритм Порфирий Петрович для удовольствия

клиентов является перед ними на экране в удовлетворяющем их «облике» («Алгоритм в своей основе создан людьми, и производимый им продукт рассчитан на других людей (предусмотрены даже описки, ошибки, необязательные повторения и изложение общеизвестного), поэтому неудивительно, что производимый таким образом текст кажется творением человека» («iPhuck 10») (Виктор Пелевин, 2018, с. 6). В мире «TRANSHUMANISM Inc.» нервная деятельность человека оцифрована, в чипы и QQкоды (кукухи) встроены функции в определенные моменты счастья возможности видеть себя красивым, а в обратной ситуации внешний вид усугубляется чертами уродства, контролируется усиление определенных удовольствий, но и их набор и дозировка («Маня знала, что чип работает избирательно, откликаясь на личный профайл» (Виктор Пелевин. 2023. С. 36), «кукуха ничего не знает. Она просто передает QQкод объекта в поле твоего восприятия на имплант» (Виктор Пелевин. 2023. С. 41). А кроме того, люди в романе «TRANSHUMANISM Inc.» существуют ради того, чтобы «поднять социальный индекс» (Виктор Пелевин. 2023. С. 17), «социальную мотивацию человека» [Пелевин, 2023, с. 34]. Все это ветви трансгуманизма — создание нового человека и его социальная ориентация. «Зачем их (мысли. — Г.А.) читать, когда можно сразу писать?» (Виктор Пелевин. 2023. С. 43).

Один из важнейших вопросов, звучащих в романе «TRANSHUMANISM Inc.»: «С чего начинается человек?» (Виктор Пелевин. 2023. С. 7). В тексте, в котором человека меньше всего, где человек — только функция, автор наиболее остро размышляет над проблемой всемирного гуманизма и всеобщей человечности.

Погружаясь в «техно»-мир, Пелевин от романа к роману описывает человечество сатирично и в то же время трагично, что влияет и на жанровую природу текстов Пелевина. Это постмодернистские романы, но можно проследить в них и черты антиутопии [Воробьева, 2009; Долгих, 2017; Ковтун, 2021; Черняк, 2006; Юрьева, 2009].

В романе «TRANSHUMANISM Inc.» автор обращает внимание на тотальную цифровизацию, которая включает чипизацию и пользование услугами искусственного интеллекта. И в «S.N.U.F.F.», и в «iPhuck 10», и в «TRANSHUMANISM Inc.» показано, как элита берет на себя право управлять не только желаниями рядового человека, но и его судьбой.

В конце романа «S.N.U.F.F.» Дамилола, с одной стороны, признает, что Кая — «просто резиновая кукла» (Виктор Пелевин. 2012. С. 604), с другой стороны, он остается с неразрешенным вопросом: «зачем тогда Маниту резиновая кукла по имени „человек"? И зачем Маниту пожелал, чтобы нам было больно, когда о нас гасят окурки? Увы, ответов

нет» (с. 604). Размышление о человеческой жизни как личном выборе существования с ошибками и с болью Пелевин продолжит в «iPhuck 10». В эпилоге Порфирий Петрович задается «проклятыми вопросами»: «Что есть твое сознание, человек, как не вместилище боли? И отчего самая страшная твоя боль всегда о том, что твоя боль скоро кончится? Этого не понять мне, тому, кто никогда не знал ни боли, ни радости... Какое же счастье, что меня на самом деле нет! Конечно, искусственный интеллект сильнее и умнее человека... <...> Есть одно, только одно, в чем этот разум никогда не превзойдет людей. В решимости быть. <...> Человек не решает, быть ему или нет. Он просто некоторое время есть...» (Виктор Пелевин. 2018. С. 407-408). В финале романа словами: «Жить ой. Но да» (там же, с. 413).

Один из эпиграфов к роману «TRANSHUMANISM Inc.» настраивает читателя на «философское» размышление о бытии: «Главный вопрос, который ставит перед нами будущее — это кого туда пустить» (Виктор Пелевин. 2023. С. 5). Финальные строки задают композиции романа кольцевую структуру — конец как «начало очередного программного цикла» (с. 603), «новое низвержение к узким и слепым человеческим смыслам» (с. 604): Гольденштерн наблюдает «золотую звезду его судьбы», «по условиям симуляции» это было не первый раз, так как роль этого «искусственного баночного интеллекта на бионосителе» бесконечное количество раз «заряжать ГШ-слово своей надеждой, лукавством, хитростью, завистью, злобой и торжеством» (с. 603), забывать и снова «заряжать».

Вопрос о праве человека или искусственного интеллекта в отборе человеческого материала ради сохранения генофонда и человечества в целом остается открытым. И чем восторженнее сейчас говорят о способностях роботов и возможностях нейросети, тем более остро, как мне кажется, звучит сатирический и саркастический голос Пелевина. Логическая сортировка мозгов, на которую способна машина, противопоставлена человеческой природе, порой не поддающейся никакой логике, — потому логичной машине и не обойти нелогичного, импульсивного человека. Остро стоящая проблема нового гуманизма не решена. Пелевин тоже пока не дает окончательного решения, возможно, оставляя эту задачу для следующего романа.

Анализ романов убеждает, что Пелевина не только очень интересуют искусственный интеллект и его границы, но и волнует проблема полноценного существования человека. Философские размышления, включенные в сюжет романов, в монологи героев, повествователей, — это непрерывный монолог Пелевина, связывающий его тексты в один метатекст о границах между жизнью и искусством, реальностью и вымыслом, человеком и его творениями.

Библиографический список

Бевза Д. Где проходит граница возможностей искусственного интеллекта (запись от 19.07.2023). URL: https://rg.ru/2023/07/19/gde-prohodit-granica-vozmozhnostej-iskusstvennogo-intellekta.html

Бенчич Ж. К вопросу о конце человека: постчеловек в любви // НЛО. 2019. № 5 (159).

Бушуева М. «Выйти на бой с пошлостью мира...» // Литературная газета. 2022. № 7 (6821). 16 февраля.

Воробьева А.Н. Русская антиутопия ХХ - начала XXI веков в контексте мировой антиутопии : дисс. ...докт. филол. н. Саратов, 2009.

ВЦИОМ. Искусственный интеллект: угроза или светлое будущее? (запись от 28.12.2022). URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-ugroza-ili-svetloe-budushchee

Долгих Ю. Утопия и антиутопия: научная фантастика и действительность. Киров, 2017.

Ларина Е., Овчинский В. Искусственный интеллект вновь вышел в число наиболее обсуждаемых мировых проблем (запись авторского блога от 23.07.2023). URL: https://zavtra.ru/blogs/iskusstvennij_intellekt_ vnov_vishel_v_chislo_naibolee_obsuzhdaemih_mirovih_problem

Лыков В. «Все умрут, включая детей». Как искусственный интеллект изменит интернет и почему этого боится даже Илон Маск (запись от 06.04.2023). URL: https://lenta.ru/articles/2023/04/06/evilgpt/

Неонов В. Убьет ли нас искусственный интеллект: Какие меры должно принять человечество, чтобы обезопасить себя (запись от 21.04.2023). URL: https://www.vedomosti.ru/science/future_technologies/ articles/2023/04/20/971870-ubet-li-nas-iskusstvennii-intellekt

Петрушова С. Названы риски массового использования искусственного интеллекта: почему некоторые страны хотят его запретить (запись от 19.06.2023). URL: https://www.mk.ru/social/2023/06/19/nazvany-riski-massovogo-ispolzovaniya-iskusstvennogo-intellekta-pochemu-nekotorye-strany-khotyat-ego-zapretit.html

Пиковер К. Искусственный интеллект. М., 2021. Родионов И. На дно, к звездам. Заметки об отечественной литературе 2019-2022 гг. М., 2022.

Роднянская И. Сомелье Пелевин (и соглядатаи) // Роднянская И.Б. Книжная сотня: Малоформатная литературная критика с приложением «Четырех векторов внимания». М., 2021.

Утопический дискурс в русской культуре конца XIX — XXI века: литература, живопись, кинематограф : монография / науч. ред. Н.В. Ковтун. М., 2021.

Хаги С. Пелевин и несвобода: Поэтика, политика, метафизика / пер. с англ. Т. Пирусской. М., 2023.

Чернявская Ю.А. Традиции жанра антиутопии в повести В. Пелевина «S.N.U.F.F.» // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2013. № 2 (130).

Черняк М.А. Страхи будущего в современных антиутопиях // Universum: Вестник Герценовского университета. 2006. № 8.

Черняк М.А., Наумова Л.Н. Трансформация понятия «современность» в прозе Виктора Пелевина // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44. № 7.

Эпштейн М. Гуманология: Экология человека и антропология машины // Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М., 2004.

Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы : монография. М., 2005.

Янь М. Творчество Виктора Пелевина в XXI веке : монография. Воронеж, 2021.

Список источников

Пелевин В.О. iPhuck 10. М., 2018.

Пелевин В.О. S.N.U.F.F. М., 2012.

Пелевин В.О. TRANSHUMANISM Inc. М., 2023.

References

Bevza D. Gde proxodit granicza vozmozhnostej iskusstvennogo intellekta. [Where is the artificial intelligence capabilities' limit]. URL: https:// rg.ru/2023/07/19/gde-prohodit-granica-vozmozhnostej-iskusstvennogo-intellekta.html

Benchich Zh. K voprosu o konce cheloveka:postchelovek v lyubvi. [On the question of the end of man: the postman in love]. In: NLO. 2019. No. 5 (159).

Bushueva M. «Vy'jti na boj s poshlost'yu mira...». ["To go out to fight with the world's vulgarity..."]. In: Literaturnaya Gazeta. [Literary newspaper]. 2022. No. 7 (6821). February 16.

Vorob'eva A.N. Russkaya antiutopiya XX — nachala XXI vekov v kontekste mirovoj antiutopii. [The XX — early XXI centuries Russian dystopia in the world dystopia context: dissertation]. Thesis of Doct. Philol. Diss. Saratov, 2009.

VCIOM. Iskusstvennyj intellekt: ugroza ili svetloe budushhee? [Artificial intelligence: a threat or a bright future?]. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-ugroza-ili-svetloe-budushchee

Dolgix Yu. Utopiya i antiutopiya: nauchnaya fantastika i dejstvitelnost'. [Utopia and Dystopia: Science Fiction and Reality]. Kirov, 2017.

Larina E., Ovchinskij V. Iskusstvennyj intellekt vnov' vyshel v chislo naibo-lee obsuzhdaemyh mirovyh problem. [Artificial intelligence become one of the most discussed global problems again]. URL: https://zavtra.ru/blogs/ iskusstvennij_intellekt_vnov_vishel_v_chislo_naibolee_obsuzhdaemih_ mirovih_problem

Ly'kov V. «Vse umrut, vklyuchaya detej». Kak iskusstvennyj intellekt izmenit internet i pochemu etogo boitsya dazhe Ilon Mask. ["Everyone will die, including the children". How artificial intelligence will change the Internet and why even Ilon Mask is afraid of it]. URL: https://lenta.ru/ articles/2023/04/06/evilgpt/

Neonov V. Ubjet li nas iskusstvennyj intellekt: Kakie mery dolzhno prinyat' chelovechestvo, chtoby obezopasit' sebya ["Will artificial intelligence kill us"? What measures should humanity take to protect itself?]. URL: https://www.vedomosti.ru/science/future_technologies/ articles/2023/04/20/971870-ubet-li-nas-iskusstvennii-intellekt

Petrushova S. Nazvany riski massovogo ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta: pochemu nekotorye strany xotyat ego zapretit' [The mass using of artificial intelligence risks are named: why some countries want to ban it]. URL: https://www.mk.ru/social/2023/06/19/nazvany-riski-massovogo-ispolzovaniya-iskusstvennogo-intellekta-pochemu-nekotorye-strany-khotyat-ego-zapretit.html.

Pikover K. Iskusstvennyj intellect. [Artificial intelligence]. Moscow, 2021.

Rodionov I. Na dno, k zvezdam. Zametki ob otechestvennoj literature 20192022 gg. [To the bottom, to the stars. Notes on Russian literature 2019-2022]. Moscow, 2022.

Rodnyanskaya I. Knizhnaya sotnya: Maloformatnaya literaturnaya kritika s prilozheniem «Chetyrex vektorov vnimaniya». [Book's hundred: Small-format literary criticism with the application of "Four attention vectors"]. Moscow, 2021.

Utopicheskij diskurs v russkoj kul'ture konca XIX — XXI veka: literatura, zhivopis', kinematograf. [Utopian Discourse in the late XIX-XXI centuries Russian Culture: literature, painting, cinema: monograph]. Moscow, 2021.

Xagi S. Pelevin i nesvoboda: Poe'tika, politika, metafizika. [Pelevin and Unfreedom: Poetics, Politics, Metaphysics]. Moscow, 2023.

Chernyavskaya Yu.A. Tradicii zhanra antiutopii v povesti V. Pelevina «S.N. U.F.F.». [The dystopian genre traditions in V. Pelevin's novella "S.N.U.F.F."]. In: Vestnik Tomskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. 2013. No. 2 (130).

Chernyak M.A. Straxi budusshego v sovremennyh antiutopiyah. [Fears of the future in modern dystopias]. In: Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. [UNIVERSUM: Bulletin of the Herzen University]. 2006. No. 8.

Chernyak M.A., Naumova L.N. Transformaciya ponyatiya «sovremen-nost'» vproze Viktora Pelevina. [The concept of "modernity" transformation in Victor Pelevin's prose]. In: Uchenyje zapiski Petrozavodskogogosudarstven-nogo universiteta. [Proceedings of Petrozavodsk State University]. 2022. T. 44. No. 7.

Epshtejn M. Gumanologiya: Ekologiya cheloveka i antropologiya mashiny. [Humanology: Human Ecology and Machine Anthropology]. In: Znak_ probela: O budushhem gumanitarnyh nauk. [Sign_probel: About the future of the Humanities]. Moscow, 2004.

Yurjeva L.M. Russkaya antiutopiya v kontekste mirovoj literatury. [Russian Dystopia in the World Literature's context: monograph]. Moscow, 2005.

Yan' M. Tvorchestvo Viktora Pelevina v XXI veke. [Victor Pelevin's creativity in the XXI century.]. Voronezh, 2021.

List of Sources

Pelevin V.O. iPhuck 10. Moscow, 2018.

Pelevin V.O. S.N.U.F.F. Moscow, 2012.

Pelevin V.O. TRANSHUMANISM Inc. Moscow, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.