Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ К.КАСТАНЕДЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГА В РОМАНЕ В.ПЕЛЕВИНА «TRANSHUMANISM INC.»'

КОНЦЕПЦИИ К.КАСТАНЕДЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГА В РОМАНЕ В.ПЕЛЕВИНА «TRANSHUMANISM INC.» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
251
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТОР ПЕЛЕВИН / КАРЛОС КАСТАНЕДА / «TRANSHUMANISM INC.» / «СТАЛКИНГ СТАЛКЕРОВ» / БОГ ОРЕЛ / «ДАРОВАНИЕ-ОТБОР ОСОЗНАНИЯ» / СНОВИДЧЕСКИЙ МИР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Любарский Р.В.

Творчество Карлоса Кастанеды оказало воздействие на многих русских и зарубежных писателей. Идеи Карлоса Кастанеды отразились в произведениях таких писателей и рок-поэтов, как Пауло Коэльо, Макс Фрай, Хелависа (группа «Мельница»), Егор Летов (группа «Гражданская оборона»), Андрей Лысиков (Дельфин), Борис Гребенщиков (группа «Аквариум») и др. Особенно заметно влияние философии Кастанеды на Виктора Пелевина. Предметом изучения в статье является специфика реализации концепций Карлоса Кастанеды в контексте изображения богов в постмодернистском романе Пелевина «Transhumanism Inc.». Цель данной статьи - выявить и проанализировать отражение концепций Карлоса Кастанеды «сталкинг сталкеров», «сновидческой действительности», функций бога Орла как способа конструирования образов богов в произведении Виктора Пелевина. В статье исследована «сновидческая действительность», «сталкинг сталкеров» Кастанеды как художественная модель изображения функциональной особенности бога Розенкранца. Рассмотрена концепция Кастанеды «дарования-отбора осознания» богом Орлом как способ воплощения божественной сущности Атона Гольденштерна в произведении Пелевина. Проанализирована концепция «сталкинг сталкеров» в творчестве Пелевина как изображение мнимого мира и его аспектов для сокрытия элементов подлинного мира и вызова эмоций. Сделан вывод о наличии в творчестве Пелевина данных концепций как компонентов художественной модели богов в «Transhumanism Inc.». Результаты исследования, проведенного в настоящей статье, могут быть использованы в разработке курсов по истории русской литературы конца XX - начала XXI веков, а также спецсеминаров и спецкурсов по творчеству Виктора Пелевина и русскому постмодернизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF C. CASTANEDA AS A FUNDAMENTAL ELEMENT OF THE IMAGE OF GOD IN THE NOVEL BY V.PELEVIN "TRANSHUMANISM INC."

Carlos Castaneda's work has influenced many Russian and foreign writers. The ideas of Carlos Castaneda were reflected in the works of such writers and rock poets as Paulo Coelho, Max Fry, Helavisa (group "Mill"), Egor Letov (group "Civil Defense"), Andrey Lysikov (Dolphin), Boris Grebenshchikov (group "Aquarium"), etc.The influence of Castaneda's philosophy on Victor Pelevin is especially noticeable. The subject of the study in the article is the specifics of the implementation of Carlos Castaneda's concepts in the context of the depiction of gods in Pelevin's postmodern novel "Transhumanism Inc.". The purpose of this article is to identify and analyze the reflection of Carlos Castaneda's concepts of "stalking stalkers", "dream reality", the functions of the Eagle god as a way of constructing images of gods in the work of Victor Pelevin. The article examines the "dream reality", "stalking stalkers" Castaneda as an artistic model of the image of the functional features of the god Rosencrantz. The article considers Castaneda's concept of "gift-selection of awareness" by the god Eagle as a way of embodying the divine essence of Aton Goldenstern in Pelevin's work. The concept of "stalking stalkers" in Pelevin's work is analyzed as an image of the imaginary world and its aspects for hiding elements of the real world and evoking emotions. The conclusion is made about the presence of these concepts in Pelevin's work as components of the artistic model of the gods in "Transhumanism Inc.". Russian Russian literature The results of the research carried out in this article can be used in the development of courses on the history of Russian literature of the late XX - early XXI centuries, as well as special seminars and special courses on the works of Viktor Pelevin and Russian postmodernism.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ К.КАСТАНЕДЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГА В РОМАНЕ В.ПЕЛЕВИНА «TRANSHUMANISM INC.»»

УДК 82 - 312.1

DOI 10.36622/AQMPJ.2023.80.72.009

МБОУ СОШ№57 города Брянска,

Кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы

Любарский Р.В.

Россия, г.Брянск,

тел. 89192910142

e-mail: ludmila12@rambler.ru

MBOUSecondary school No. 57 of Bryansk,

Candidate of Philology,

teacher of Russian language and literature

Lyubarsky R.V.

Russia, Bryansk,

tel. 89192910142

e-mail: ludmila1@rambler.ru

Р.В. Любарский

КОНЦЕПЦИИ К. КАСТАНЕДЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГА В РОМАНЕ В. ПЕЛЕВИНА «TRANSHUMANISM INC.»

Творчество Карлоса Кастанеды оказало воздействие на многих русских и зарубежных писателей. Идеи Карлоса Кастанеды отразились в произведениях таких писателей и рок-поэтов, как Пауло Коэльо, Макс Фрай, Хелависа (группа «Мельница»), Егор Летов (группа «Гражданская оборона»), Андрей Лысиков (Дельфин), Борис Гребенщиков (группа «Аквариум») и др. Особенно заметно влияние философии Кастанеды на Виктора Пелевина. Предметом изучения в статье является специфика реализации концепций Карлоса Кастанеды в контексте изображения богов в постмодернистском романе Пелевина «Transhumanism Inc.». Цель данной статьи - выявить и проанализировать отражение концепций Карлоса Кастанеды «сталкинг сталкеров», «сновидческой действительности», функций бога Орла как способа конструирования образов богов в произведении Виктора Пелевина. В статье исследована «сновидческая действительность», «сталкинг сталкеров» Кастанеды как художественная модель изображения функциональной особенности бога Розенкранца. Рассмотрена концепция Кастане-ды «дарования-отбора осознания» богом Орлом как способ воплощения божественной сущности Атона Голь-денштерна в произведении Пелевина. Проанализирована концепция «сталкинг сталкеров» в творчестве Пелевина как изображение мнимого мира и его аспектов для сокрытия элементов подлинного мира и вызова эмоций. Сделан вывод о наличии в творчестве Пелевина данных концепций как компонентов художественной модели богов в «Transhumanism Inc.». Результаты исследования, проведенного в настоящей статье, могут быть использованы в разработке курсов по истории русской литературы конца XX - начала XXI веков, а также спецсеминаров и спецкурсов по творчеству Виктора Пелевина и русскому постмодернизму.

Ключевые слова: Виктор Пелевин, Карлос Кастанеда, «Transhumanism Inc.», «сталкинг сталкеров», бог Орел, «дарование-отбор осознания», сновидческий мир

R.V. Lyubarsky

THE CONCEPTS OF C. CASTANEDA AS A FUNDAMENTAL ELEMENT OF THE IMAGE OF GOD IN THE NOVEL BY V. PELEVIN "TRANSHUMANISM INC."

Carlos Castaneda's work has influenced many Russian and foreign writers. The ideas of Carlos Castaneda were reflected in the works of such writers and rock poets as Paulo Coelho, Max Fry, Helavisa (group "Mill"), Egor Letov (group "Civil Defense"), Andrey Lysikov (Dolphin), Boris Grebenshchikov (group "Aquarium"), etc.The influence of Castaneda's philosophy on Victor Pelevin is especially noticeable. The subject of the study in the article is the specifics of the implementation of Carlos Castaneda's concepts in the context of the depiction of gods in Pelevin's postmodern novel "Transhumanism Inc.". The purpose of this article is to identify and analyze the reflection of Carlos Castaneda's concepts of "stalking stalkers", "dream reality", the functions of the Eagle god as a way of constructing images of gods in the work of Victor Pelevin. The article examines the "dream reality", "stalking stalkers" Castaneda as an artistic model of the image of the functional features of the god Rosencrantz. The article considers Castaneda's concept of "gift-selection of awareness" by the god Eagle as a way of embodying the divine essence of Aton Goldenstern in Pelevin's work. The concept of "stalking stalkers" in Pelevin's work is analyzed as an image of the imaginary world and its aspects for hiding elements of the real world and evoking emotions. The conclusion is made about the presence of these concepts in Pelevin's work as components of the artistic model of the gods in "Transhumanism Inc.". Russian Russian

© Любарский Р.В., 2023

literature The results of the research carried out in this article can be used in the development of courses on the history of Russian literature of the late XX - early XXI centuries, as well as special seminars and special courses on the works of Viktor Pelevin and Russian postmodernism.

Keywords: Victor Pelevin, Carlos Castaneda, "Transhumanism Inc.", "stalking of stalkers", God Eagle, "talent-selection of awareness", dream world

Одним из важнейших центральных компонентов постмодернистского пространства произведений Виктора Пелевина является бог/божество. Бог, как правило, располагается на вершине иронично выстроенной пелевинской системы мироздания и обладает определенными функциональными особенностями. В частности, он способен создавать отдельные реальности, путешествовать в них, а также управлять сознанием и жизнедеятельностью людей. К примеру, в контексте романа «T» Лев Толстой, обладая функцией создавать сновидческую реальность, осознает себя «Абсолютом» - подлинным богом. Однако, чтобы прийти к соответствующему выводу, главный герой понимает, «что нужно победить сначала себя самого, себя старого и из пепла создать себя, как нового Бога, нужно убить в себе церковного ещё сомневающегося Толстого и стать полностью ортодоксальным пророком своего учения. Но интерпретация может быть и такова, что он решил убить ложного христианского Бога, взамен поставив туда истинного. Толстой решил действовать, он заснул» [1; с. 40]. Данная особенность Толстого в художественном мире «T» играет существенную роль в переосмыслении постмодернистской концепции «смерти автора», которая «доходит до идеи "смерти бога", важная в контексте мировоззрения Толстого, с его "духовным переворотом", когда весь привычный миропорядок писателя рухнул, и он начал верить в Бога» [1; с.38].

И.В. Кабанова сближает «Абсолюта» Толстого с «Читателем» на основе метафорического отождествления книги, представляющей в романе огромную действительность, созданную графом, с жизнью, которую читает бог. Данную концепцию автор статьи сближает с буддизмом: «Итак, Читатель - Абсолют, Бог, а с точки зрения буддиста, даже слово "Бог" является излишним: самое непостижимое качество бога - то, что его нет, то, что он себя не знает. Пелевин утверждает превосходство "духовного зрения" над интеллектом, разумом, которые все от отца лжи дьявола» [2; с. 18]. Именно духовные искания, состоящие в постижении собственной сакрально-божественной сущности, приводят Толстого к осознанию себя как «Абсолюта». В свою очередь, буддийская непознаваемость своей божественной сути посредством разума реализуется в виде потери памяти графа и связанных с этим попыток осмыслить себя как части мира. С одной стороны, Толстой не помнил себя как творца сущего, с другой - сомневался в собственном существовании. К.Л. Ерофеева же, ориентируясь на изображение «Абсолюта» в романе «T», утверждает, что «у Пелевина присутствует и мысль об "обратной связи" творца и творения: люди в той же мере создают богов, как и боги - людей»[3; с. 146].

В.О. Кубышкина, помимо «Абсолюта», выделяет в произведении «T» сущность, близкую к божественной, - демиурга. Исследователь поясняет, что «неявленному Богу противопоставлен Демиург, второстепенная духовная сущность <...>. Ирония состоит в том, что Демиург, задумавший план мироустройства, не подозревает о небесной иерархии и, оказавшись в пустоте (кеноме, нижней границе Вселенной, по гностикам), мнит себя Истинным Творцом. Демиург В. Пелевина - это дух Ариэль, пишущий роман о происходящих с главным героем событиях» [4; с. 2]. О.Ю. Осьмухина затрагивает феномен божественного в романах Пелевина «Ампир V» и «Бэтман Аполло». Исследователь упоминает Дракулу, который «представлен в романе как философ, достигший предела совершенствования. Дракула уже не просто граф, он стал в мире вампиров подлинным богом, лишенным, в отличие от своих сородичей, ложного чувства всемогущества» [5; с. 83].

Вместе с тем, стоит отметить, что постмодернистская реальность Пелевина конструируется не только на основе иронии и других средств художественной выразительности, но и с помощью комбинирования разнообразных мифологических и религиозных систем. В особенности, значительное место в романах Пелевина занимает художественное моделирование шаманской мифологии Карлоса Кастанеды. Пелевин является автором статей, посвященных Кастанеде, а именно: «Икстлан-Петушки»[6], «Мой Мескалитовый Трип»[7], «Последняя шутка воина»[8]. Идеология Кастанеды нашла отражение в изображении постмодернистом богов как носителей определенного вида функциональных особенностей, взятых из кастанедовского шаманизма и переосмысленных в связи с постмодернистской стратегией.

Так, в статье «Художественное воплощение функций бога Орла из произведений К. Кастанеды в романах В. Пелевина "Бэтман Аполло" и "SNUFF"» [9] мы изучили образы «Великого Вампира»

(«Бэтман Аполло») и «Маниту» («SNUFF») в качестве носителей божественных функций кастанедов-ского бога Орла. В центре внимания статьи «Концепции Карлоса Кастанеды в романе Виктора Пелевина "Смотритель. Орден Желтого Флага (Книга 1)"» [10] - Франц-Антон Месмер, творец мира «Идиллиум», который представляет собой общепризнанного бога. На основе придуманной Пелевиным религии Франц-Антон соотносится с собственной реальностью «Идиллиум», а точнее, приравнивается к ней. Таким самым, пелевинский бог отождествляется с создателем собственной Вселенной Орлом Кастанеды.

В романе «Transhumanism Inc.» Пелевин, как и во многих своих произведениях, продолжает изображать различные реальности, существующие параллельно с обывательским миром. Подобные действительности являются производным феноменом от существующего отдельно от тела человеческого мозга, заключенного в банке. Иными словами, Пелевин вводит в повествование так называемую «баночную реальность». Как пишет автор, обыденная действительность, как в принципе и «баночная реальность», «такое же внутримозговое наваждение, как сон. Знакомый нам мир существует только внутри мозга. Запахи и цвета, вкусы и ощущения, идеи и смыслы, красота и безобразие, ненависть и любовь - их во внешнем мире нет. Все это фабрикуется человеческим мозгом из одинаковых по своей природе электрических импульсов, приходящих по нервным волокнам» [11; с. 33]. В связи с этим, «у банкиров была своя сеть, не связанная с обычной. Их таинственные миры возникали в ней-росетевых кластерах, расположение которых было строго засекречено» [11; с. 47].

Так как «баночный мир» представляет собой производное мозга каждого отдельного человека, то субъект волен менять данную реальность по своему усмотрению. Однако стоит отметить, что данный аспект означает существование каждой действительности внутри определенного сознания, а значит, в романе Пелевина воспроизводится художественная модель сновидческого мира. Главное отличие сновидческой реальности от собственно сна состоит в полном осознании субъектом сновидения как мира, существующего независимо от земной реальности. Каждый герой Пелевина воспринимает внутримозговое наваждение в качестве управляемого мира, пригодного для жизнедеятельности. При этом каждый сновидческий мир постмодерниста представляет собой следствие трансгуманизма: создание сверхчеловека равного отдельному сознанию, способного вечно жить в действительности вне физической оболочки.

Пелевинская реальность сна смоделирована на основе сновидческого мира Кастанеды. В книге «Путешествие в Икстлан» учитель автора дон Хуан Матус рассказывает о способе, благодаря которому маг (воин, видящий) сможет осуществить путешествие по сновидческому миру. Кастанеда пишет: «- Стань доступным Силе; ухватись за свои сновидения, - сказал он в ответ. - Ты называешь их снами, поскольку не властен над ними. Воин - тот, кто ищет силу, и он не зовет это сном. Сновидения для него - реальность» [12; с. 107]. Кастанедовский маг, овладевший «силой», волен модернизировать собственные сновидения так, что они буду являться отдельной реальностью. Именно сновидение предстает в произведениях мистика ведущим способом перемещения в разнообразные миры. Одним из видов сновидческого измерения является «теневой мир». «Теневой мир» служит вместилищем определенных сущностей - сгустков энергии, путешествие в которое возможно только благодаря концентрации внимания в сновидении: «...Это мир теней <...>. Я не смог удержать мое внимание сновидения на возражении эмиссара. Оно направилось к теневым существам. Внезапно я заметил, что они похожи на стадо странных доверчивых животных» [13; с. 136]. Таким образом, «мир внутри банки» Пелевина является постмодернистской проекцией кастанедовской реальности сновидения, основанной на специфической деятельности сознания.

Однако создание мира, являющегося проекцией сознания, невозможно без особого способа восприятия отдельных составляющих окружающей человека реальности. Именно благодаря фиксации в голове конкретных компонентов Вселенной у мага складывается представление о действительности, а также об их многообразии. Так Кастанеда акцентирует внимание на сновидении как на специфической форме постижения как объектов мира, так и множества реальностей. Причем постижение сновидческой действительности осуществляется с помощью сознательной деятельности: «В сновидении мы действительно можем воспринимать другие миры, которые мы способны достаточно точно описать. Но мы не сумеем описать то, что позволяет нам их воспринимать, хотя можем почувствовать, как сновидение открывает для нас иные реальности. Я бы сказал, что сновидение - это восприятие, процесс в теле и осознание в уме» [13; с. 9]. Следовательно, восприятие мирозданья посредством сновидения - это акцентирование внутрисознательных процессов на визуализированном во сне пространстве.

В романе «Transhumanism Inc.» Пелевин заимствует кастанедовский принцип восприятия отдельного мира, но преподносит его в постмодернистском ключе. Восприятие составляющих созданной пелевинским богом реальности преподносится как насмешка над финансовыми отношениями между людьми. В будущем Пелевина монетизируются даже изображения, возникающие в голове субъекта при контакте с окружающей средой. В целом, качество восприятия предмета в мире с помощью человеческого сознания зависит от определенной суммы денег. Чем больше заплачено - тем лучше восприятие: «В восемь ноль девять из зеркала на нее смотрело прелестное девичье личико, еще сохранившее следы трогательной детской пухлости, и именно эта нежная одутловатость была, пожалуй, самым очаровательным его свойством. А в восемь десять проходило что-то неуловимое - и Маня увидела толстощекую дуреху <...> потом становилось понятно, что кажущаяся толстощекость <...> из тех милых изъянов, которые делают девичью красоту только совершеннее <...>.Ага, понимала Маня, бабки вернулись» [11; с. 38].Чтобы воспринимать себя как прекрасную толстощекую девушку, пелевинская героиня Маня вынуждена вносить определенную плату. Таким образом, Пелевин, переосмысляя кастанедовское восприятие действительностей, иронизирует по поводу сложившейся системы ценностей людей, основанной на деньгах.

Связующим звеном между обыденным миром и «баночными реальностями» является бог Атон Гольденштерн («Прекрасный»). Автор упоминает секту «Свидетелей Прекрасного», которые обожествляют Атона. Как признается Иван, один из верящих в Гольденштерна, «Прекрасный один. Он - и есть мы все <...>. Свидетели бывают разные. Некоторые верят в Прекрасного как в Невыразимого. Ну типа как в бога» [11; с. 320].В романе Пелевина Гольденштерн действительно обладает божественными способностями, благодаря которым он влияет на жизнедеятельность обыкновенных людей, а также ей управляет. Атон перемещает собственное божественное сознание в человека и проживает его жизнь. В частности, сознание Атона становится частью мыслительных процессов девушки Мани. «Кукухотерапевт» Офа метафорически объясняет данный феномен перехода непосредственно этой героине: «Ты теперь таксо. Твои глаза - фары. А Прекрасный у тебя шофер. Ну или кучер. Чтобы ку-куха не перегрелась, помни, что он тобой рулит» [11; с. 97]. Присутствие «Прекрасного» в голове Мани приводит к тому, что чувства бога становятся неотличимыми от аналогичных эмоциональных процессов девушки. Причем, сам носитель божественного сознания принимает эмоции Гольденштерна как собственные.

Маня признается, что влюбилась в Офу, однако «кукухотерапевт» мгновенно объясняет ей происхождение данного чувства. Получается, влюбленность Мани явилась следствием того, что Гольденштерн «.не просто хочет любить тебя или меня. Он хочет побыть тобой, пока ты любишь меня. Или побыть мной, пока я люблю тебя. Или одновременно. И при этом ты должна оставаться моей пациенткой, а я твоим терапевтом» [11; с. 99]. С одной стороны, любовь Мани тождественна соответствующему чувству бога, а с другой - волеизъявление «Прекрасного» порождает эмоциональное влечение в голове девушки. Тем самым, Маня, будучи человеком, становится неотделимой от Гольденштерна, а точнее, его частью. Подобная особенность «Прекрасного» связана с божественной сущностью Орла Кастанеды.

В произведении «Дар Орла» Орел дарует человеку осознание - способ конструировать реальности. Кастанеда поясняет: «Дон Хуан сказал, что древние видящие смогли увидеть невообразимую Силу, являющуюся источником бытия всех существ. Эту Силу древние видящие назвали Орлом, поскольку те немногие взгляды мельком, которые позволили им увидеть эту Силу, создали у них впечатление, что она напоминает нечто похожее на бесконечно огромного черно-белого орла. Они увидели, что именно Орел наделяет осознанием. Он создает живые существа таким образом, чтобы они в процессе жизни могли обогащать осознание, полученное от него вместе с жизнью» [14; с. 49]. Кастанедовский бог представляет собой квинтэссенцию осознания. Маг Кастанеды, приобретая осознание от Орла, становится одним из компонентов его огромной сущности. При этом воин превращается в обладателя сил и способностей бога, являющегося их источником. Маг отчасти приравнивается к богу, исходя из тождественности их сил, но, по сравнению с Орлом, могущество человека-создателя миров невелико. При этом Кастанеда вводит в свои произведения такое понятие, как «команда Орла». Команда Орла является следствием его волеизъявления, принятого воином в качестве правильного и подлежащего исполнению. При демонстрации магом намерения сдвинуть точку сборки (составная часть процесса перехода в иной мир) осуществляется замена его желания на желание бога Орла в пределах индивидуального сознания воина. В итоге происходит не просто управление со

стороны бога сознанием мага, а принятие управляемым объектом команд Орла в качестве собственных.

Как пишет мистик, «дон Хуан несколько раз повторил, что управление намерением начинается с команды, данной самому себе. Затем команды повторяются до тех пор, пока не становятся командами Орла. И в этот миг, когда воин достигает внутреннего безмолвия, его точка сборки сдвигается» [15; с. 273]. Таким образом, Пелевин, изображая «Прекрасного», проецирует принцип тождественности сил кастанедовского бога и мага на менее значимые соотношения, включающие чувственную схожесть Гольденштерна и Мани. Однако дарование осознания означает перемещение части Орла во внутреннюю составляющую мага, а значит, и сути самого Орла. Пелевин художественно моделирует данный эзотерический феномен, делая Маню не только малой составляющей «Прекрасного», но и вместилищем для бога. Также постмодернист художественно осмысляет кастанедовский термин «команда Орла»: чувства Гольденштерна (желание бога) становятся чувствами Мани (ее желанием) и воспринимаются ей как собственные.

Орел Кастанеды управляет всей сферой жизнедеятельности мага. Бог руководит воином с помощью указаний, которые являются средствами воздействия. При осмыслении божественного правила осуществляется осознание главных его закономерностей, что делает волю Орла частью мыслительных процессов воина. Кастанеда пишет, что бог «растолковал, что правило бесконечно и охватывает каждую грань поведения воина. Интерпретация и накопление правила является работой видящих, чьей единственной задачей из века в век было видеть Орла, наблюдать за его бесконечным потоком <...>. Невыразимые указания Орла могут быть восприняты видящими, правильно истолкованы ими и накоплены в форме свода правил» [14; с. 162]. Пелевин использует кастанедовский принцип всеобъемлющего воздействия бога на смертного, напрямую показывая, как «Прекрасный» управляет восприятием Мани. Гольденштерн влияет на сознание девушки так, что в ее глазах бог предстает в обличии кота. Природа данной метаморфозы раскрывается в диалоге Мани с богом: «- Вы Гольден-штерн? - спросила она и ощутила отвращение к звуку своего голоса. - Вы Прекрасный? - Мяу - сказал кот. - Я Прекрасный, да» [11; с. 153]. Тем самым, как и Кастанеда, Пелевин показывает специфику божественного вмешательства в жизнь людей, реализующегося в виде определенного рода влияния на нее.

Образ бога Пелевин связывает также с другой концепцией Кастанеды, а именно со «сталкингом сталкеров» или «сталкингом». Офа, к которой влекло Маню, оказалась воплощением «Прекрасного», а точнее, им самим. Постмодернист поясняет: «Офа улыбнулась - как показалось Мане, чуть виновато. - Ты такая наивная, Маня, что просто ужас, - сказала она. - Неужели ты еще не поняла? Я и есть Гольденштерн» [11; с. 168]. Пелевин доводит манипулирование восприятием героини со стороны божественного разума до апогея. Влияние на сознание Мани с целью конструирования в ее мозге нужного богу образа (кот) эволюционирует в намеренный обман человеческого восприятия, связанного с окружающей средой. Гольденштерн по своей воле предстает перед персонажем в виде «кукухотера-певта», заставляя девушку сконцентрироваться на ложном объекте мира. Это необходимо для того, чтобы вызвать у Мани, сохранившей способность отчасти действовать самостоятельно, несмотря на божественное вмешательство в ее внутренний мир, чувства влюбленности к Офе со стороны бога, который преследует эгоистические цели, сопряженные с удовлетворением низменных потребностей. С другой стороны, если рассматривать чувства героини в качестве полностью идентичных чувствам «Прекрасного», обман восприятия с целью вызова определенных эмоциональных «порывов» бог применяет на самого себя.

Раскрытие «Прекрасным» правды об обмане восприятия Мани также явились средством для пробуждения у героини эмоций. Услышав «божественное» признание, «Маня заревела, бросила очки на пол и несколько минут с хрустом давила их подошвами. Впрочем, она уже знала, что очки Голь-денштерну не нужны - он мог показать то же самое и через имплант» [11; с. 169]. Связь контроля восприятия, в том числе и мнимого, с имплантом и ошейником, считывающим разнообразные коды («кукухой»), представляет собой часть ироничного изображения мира будущего, построенного на чрезмерной зависимости людей от технических приспособлений. Кастанеда же показывает одного из «сталкеров» - Хулиана. Хулиан прибег к помощи «сталкинга», чтобы обмануть восприятие дона Хуана и пробудить у кастанедовского учителя страх: «...бенефактор самым жутким образом продемонстрировал ему свои способности сталкера. Без какой-либо подготовки или предупреждения он столкнул дона Хуана нос к носу с неорганическим существом <...>. Почувствовав, что дон Хуан собирается бежать, он воспользовался возможностью напугать его своим союзником, который мог становиться похожим на чудовищной наружности человека. Увидев этого союзника, я едва не сошел с

ума, - продолжал дон Хуан. - Я не мог поверить своим глазам, но чудовище стояло передо мной. А немощный старик стоял рядом и хныкал, моля чудовище о пощаде» [15; с. 183].

Хулиан притворялся стариком, который молил о пощаде, чтобы отвлечь дона Хуана от реальной ситуации, состоящей в подпитывании союзника (неорганика) собственным страхом. Не имея представления о духовном взаимодействии неорганического создания и «сталкера», дон Хуан потерял концентрацию на составляющих окружающей среды и сосредоточил свое внимание на неорганике по велению Хулиана. Столкнув учителя Кастанеды с союзником, Хулиан модернизировал действительность, сделав ее зависимой в представлении дона Хуана от неорганического существа.

В сознании дона Хуана неорганик представлял собой составной элемент реальности, от которого зависит жизнедеятельность присутствующих в ней субъектов. Испытывая страх, дон Хуан не мог трезво оценивать обстановку. Следовательно, Хулиан выполнил свою задачу, связанную с привлечением дона Хуана как собственного ученика, навязав ему свою трактовку сложившейся ситуации. Кастанеда пишет о том, что Хулиан «объяснил, что чудовищный человек согласился оставить их обоих в живых при условии, что дон Хуан станем ему служить. Предчувствуя недоброе, дон Хуан спросил, в чем будет заключаться служба. Старик ответил, что это будет практически рабство, он напомнил, что жизнь дон Хуана почти закончилась несколько дней назад, когда в него стреляли» [15; с. 184].

Но кастанедовский «сталкинг сталкеров» - обман восприятия мага для того, что пробудить эмоции, дестабилизирующие его силу (концентрацию на необходимых явлениях), не является функциональной особенностью властелина реальностей, упоминаемых мистиком, - Орла. «Сталкинг» является достоянием воинов, созданных богом. Следовательно, Пелевин переосмысляет «сталкинг сталкеров», изображая бога не только носителем данной концепции, но и существом, непосредственно ее применяющим. В творчестве постмодерниста обстановка, способствующая иллюзорному представлению об объектах или субъектах реальности, создается в данной ситуации преимущественно с помощью смены облика, который воздействует на сознание героини как катализатор для проявления эмоций.

Жизнь «Прекрасного» подвержена бесконечной цикличности. Бесконечное число раз Гольденштерн становится определенным человеком и проживает его жизнь. Автор упоминает, что в прошлом бог был составным элементом не только Мани, но и других субъектов. Однако, помимо этого, Пелевин утверждает, что постоянно перемещаясь от одного человека к другому, Атон становится не только им, но и всеми людьми: «Гольденштерн притворялся Маней и множеством других людей. Он рассказывал себе запутанные истории, от которых перехватывало дух. И все, кого Маня видела, тоже были Гольденштерном, просто носили другие маски. Просыпаясь, Гольденштерн постигал, что только что был ими. А потом вспоминал себя» [11; с. 179]. Впоследствии «кукуратор», пелевинский лидер «сердоболов», узнает об этом в более упрощенном виде. Жизнь «Прекрасного» есть цикличная симуляция: «После заката симуляция переходит на фазу "имплант-фид" с новым случайно выбранным объектом нулевого таера. Переживается очередная человеческая жизнь на ускоренной перемотке» [11; с. 554]. Каждая прожитая человеческая жизнь Гольденштерна осмысляется постмодернистом в качестве «запутанных историй», симуляций в которых бог принимает непосредственное участие, переселяя собственное сознание, к примеру, в голову Мани. Причем, будучи частью человека, Антон одновременно представляет собой все сущее.

Данный аспект восходит к концепции дзена «несуществование». С точки зрения вероучения, людей и обывательского мира не существует. Сущностью всех вещей мистически осознаваемая пустота. Следовательно, Медова А.А. подчеркивает мнимость человеческого «я» и души: «Аналогично рассматривается и то, что называется душой человека или "Я": нет как таковой сущности человека, нет постоянной души, которая имела бы ценность, есть лишь поток случайных состояний его психики, каждое из которых несубстанционально и обусловлено предшествующим состоянием» [16; с. 17]. Иллюзорность человека как компонента повседневности исследователь показывает с помощью классического дзен-диалога: «Так в диалоге, приводимом Тайтаро Судзуки, император У спрашивает двадцать восьмого дзенского патриарха Бодхидхарму (в Китае он считается первым): "- Каков же основной принцип твоей священной доктрины? - Беспредельная пустота и ничего такого, что могло бы быть названо священным, Ваше Величество. - Кто же, в таком случае, стоит сейчас передо мною? - Я не знаю, Ваше Величество"» [16; с. 17]. Пустота как квинтэссенция людей способствует отрицанию индивидом собственной сути, сопряженной с окружающим миром.

Пребывание Атона в человеческом сознании заканчивается вследствие смерти, собственно, человека, после чего бог переселяется в новое. После кончины субъекта «Прекрасный» возносится, становясь на определенное мгновение всем, при этом, некем: «Он летел все выше и быстрее, поднимаясь сквозь разреженные слои бытия, пересекая границы возможного - и наступила секунда, когда он ясно пережил, как только что одновременно был глупой девочкой по имени Маня, с которой в этот раз начался его восход, ее подругой и терапевтом Офой, теткой, отцом <...>. Он был каждым из них и никем» [11; с. 181]. Атон, с одной стороны, являлся властелином мира, а с другой - данное господство представляло собой иллюзорный феномен. Поднявшийся ввысь Гольденштерн «сгорал» от «небывалой радости» и вновь возвращался к описанному выше циклу. Тем самым, Пелевин воплощает «несуществование» дзена в постоянно повторяющемся процессе вознесения бога, которое является событием, вбирающим в себя мнимое овладение божественной природой. Следовательно, Атон предстает иллюзорной составляющей повседневности.

Постоянный переход сознания Гольденштерна от одного субъекта к другому является способом увековечивания бога, а именно наделением его бессмертием. В произведениях Кастанеды после смерти воина Орел забирает отданное им осознание, которое он впоследствии поглощает. Кастанеда поясняет: «Орел пожирает осознание всех существ, живших на земле мгновение назад, а сейчас мертвых, прилетевших к клюву Орла, как бесконечный поток мотыльков, летящих на огонь, чтобы встретить своего Хозяина и Причину того, что они жили. Орел разрывает эти маленькие осколки пламени, раскладывая их, как скорняк шкурки, а затем съедает, потому что осознание является пищей Орла» [14; с.157-158].

Однако дарование и пожирание осознания является бесконечно повторяющимся феноменом - циклом перерождения мага. Неслучайно мистик утверждает, что: «каждому живому существу была дарована сила, если оно того пожелает, искать проход к свободе и пройти сквозь него. Для того видящего, который видит этот проход, и для тех существ, которые прошли сквозь него, совершенно очевидно, что Орел дал этот дар для того, чтобы увековечить осознание» [14; с. 158]. Таким образом, маг бессмертен, пока сохранено осознание - его сущность, которая переходит от одного создателя миров к другому. Однако процесс дарования-отбора Орлом осознания воину трансформируется в постмодернистском пространстве в перемещение бога Атона в голову к каждому выбранному им герою.

Пелевин художественно моделирует и внешний облик Орла Кастанеды. В «Даре Орла» мистик посредством внешних характеристик показывает истинную природу бога. Кастанеда упоминает, что «когда видящий смотрит на черноту, являющуюся Орлом, четыре вспышки света освещают его сущность» [14; с. 157]. Орел является сущностью, которая состоит из свечения, озаряющего внутреннюю божественную составляющую. Именно проявленная с помощью света сила в восприятии магов приняла форму бесконечного черно-белого орла. Пелевин превращает внешние атрибуты кастанедовского бога в одну из инкарнаций Гольденштерна. Однако постмодернист наделил своего бога также наименованием воплощения древнеегипетского бога Ра - Атоном. Так, «в период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) солнце Ра вновь появилось на сцене. Изменилось лишь имя и обличье бога. Он стал Атоном и сохранил только воплощение в виде солнечного диска» [17; с.5]. В памятнике древнеегипетской литературы - «Сказание Синухе» правитель, который умер, предстает в качестве солнечного бога. Он поднимается в небо и объединяется с солнечным диском. Следовательно, помимо кастанедовского свечения Орла, Атон Пелевина приобретает черты одноименного древнеегипетского божества. Вознесение «Прекрасного» практически идентично восхождению в небо в качестве солнца царя из «Сказания Синухе», а имя пелевинского бога отсылает к древнеегипетскому осмыслению функциональных особенностей Ра. Неслучайно Пелевин демонстрирует читателю Гольденштерна, который «уже сделался шаром желтого огня - в точности земным солнцем - огонь этот не жег и не жалил, и на него можно было смотреть не отрываясь Но, подобно магам, увидевшим в кастанедов-ском боге черно-белого орла, «кукуратор» «увидел похожую на тоненькую свечу фигурку. Это был юноша с пылающей короной на голове - прогнувшись ласточкой, он возносился к небу, и, хоть лица его не было видно, каким-то образом можно было ощутить играющую на его губах улыбку, таинственную и не по возрасту мудрую» [11; с. 355]. Тем самым, Атон Гольденштерн представляет собой синкретичный образ, вбирающий в себя черты древнеегипетского солнечного бога, Орла Кастанеды, а также одну из ведущих особенностей вероучения дзен - «несушествование».

Пелевин не ограничивается кастанедовским принципом изображения единственного бога. Постмодернист вновь переосмысляет шаманское учение Кастанеды и изображает «бога над богом». «Кукуратор» в ходе разговора с шейхом Ахмадом узнает, что, кроме Гольденштерна существуют стоящие над ним высшие создания - шайтаны (название заимствовано автором из ислама, где шайтаны - злые духи), более известные в писательской практике Пелевина в качестве управленцев мира - вампиров. Вечная жизнь этих богов изо-

бражена также посредством моделирования кастанедовского дарования-отбора осознания Орлом: «Мирские боги утверждают, что вывели нас, как своих носителей и слуг. Они тысячелетиями переселялись из одного человеческого мозга в другой. Это была болезненная и рискованная процедура. Смысл трансгуманистической революции заключался в том, чтобы дать им постоянное пристанище. Они достигли своей цели - и живут вместе с захваченным мозгом неограниченно долго. Их господству над миром не угрожает ничто» [11; с. 396]. Художественная модель кастанедовского перемещения осознания от Орла к магу - и обратно преподносится Пелевиным как способ создания идеального, усовершенствованного человека-бога, способного жить вечно, что является важным аспектом философии трансгуманизма.

Пелевин объединяет шайтанов-вампиров из ««Transhumanism Inc.» с вампирами из собственных романов «Бэтман Аполло», «Empire V» в единое художественное пространство. Как и в «Бэтман Аполло», в «Transhumanism Inc.» упоминается «Великая Мышь», являющая главой вампирского общества. При этом постмодернист приспосабливает данный образ под определенные реалии исследуемого нами произведения. Так, шейх Ахмад говорит, что «<...> "Мать Мышлений" или "Великая Мышь" ... имеет прямую связь не только с ними, но и с каждым человеческим мозгом, баночным или нет» [11; с. 398]. Представление Ахмада о «Великой Мыши», которая связана с каждым сознанием человека или вампира, в пространстве романа приобретает способность владеть умами и баночной действительности. Однако ее божественная сопряженность с мозгом иных субъектов имеет точки соприкосновения с функциональной особенностью кастанедов-ского бога. Раздающий магам осознание Орел, являющийся источником этого мистического феномена, так или иначе, связан с мозгом каждого из них.

Боги-вампиры находятся в своем отдельном мире, отличном от повседневного. Однако, чтобы описать проникновение шайтанов туда, Пелевин использует принцип падения в пропасть, взятый им из «Бэт-мана Аполло». Причем, автор сближает это явление с христианской мифологией: «Раньше люди считали, что главный штаб шайтанов спрятан под землей. Но на самом деле он находится в другом мире, так что схема условна. Шайтаны попадают туда во время ритуала, называемого "грехопадением". Как я понял, происходит это так: шайтан бросается в пропасть - видите, вот она, - и во время полета переходит на другой план реальности» [11; с. 398]. Путешествие вампира из человеческого мира в собственный сближается Пелевиным с мифом об Адаме и Еве, которые, нарушив божественный запрет, были изгнаны из Рая (божественной действительности) в реальность смертных. Данное сближение основано на общности перехода субъектов из одного измерения в другое. Однако в произведении «Бэтман Аполло» падение с обрыва приводит к перемещению в Хартланд - вампирскую обитель, располагающуюся рядом с Рублевкой и не являющуюся существующей независимо от повседневного мира действительностью. Причем, в процессе падения с вампиром происходит метаморфоза: «Вампир попадает в Хартланд, прыгая в пропасть. Во время этого прыжка он превращается в подобие огромной летучей мыши (конечно, значительно меньшего размера, чем титаническая Великая Мышь). Это и есть Древнее Тело, в котором, если верить нашей мифологии, магические черви жили на Земле за сотни миллионов лет до человека» [18; с. 15].

Путешествие в новую действительность посредством падения в бездну присутствует в кастанедов-ском произведении «Сказки о Силе». Кастанеда вместе с другим учеником - Паблито стоит у бездны в тот момент, когда их существование в мире людей подошло к завершению: «Ты на самом краю, Карлитос <...>. И ты, Паблито. Вы оба» [19; с. 274]. Чтобы переместиться в иное измерение, необходимо прыгнуть в пропасть. Кастанеда в мгновение прыжка с обрыва находится между двумя параллельными реальностями: жизнью простых смертных и Вселенной «тоналя и нагваля» - миром, созданным магом. Следовательно, падение в пропасть, по мнению дона Хуана, приведет к путешествию в реальность, существующую независимо от повседневности. Учитель Кастанеды поясняет: «Вы уже знаете, что это последняя задача, в которой мы будем вместе, - сказал он. - Вы войдете в тональ и нагваль при помощи только своей личной силы. Хе-наро и я находимся здесь только для того, чтобы попрощаться с вами» [19; с. 275]. Таким образом, описанное Пелевиным перемещение вампира между реальностями является следствием постмодернистского осмысления кастанедовского путешествия в мир «тоналя и нагваля» посредством прыжка в бездну.

Пелевин изображает единственного представителя вампиров - Розенкранца. Но под личиной Розен-кранца скрывается Рама - вампир, овладевший искусством путешествия в новую реальность (лимбо), из «Бэтмана Аполло». Розенкранц признается: «- Меня когда-то звали Рамой <...>. - Но для вас я хотел бы оставаться Розенкранцем» [11; с. 568]. В романе «Бэтман Аполло» на первом семинаре Рама узнает механизм перехода в иную реальность, для которого необходим контакт вампира с кровью человека с помощью «некронавигатора». Автор воспроизводит слова учителя Улла на одном из занятий: «Если он заряжен красной жидкостью мертвого человека, вампир класса undead может встретиться с ним в лимбо. Происходит это

не только из-за особого физиологического воздействия некронавигатора, но и потому, что малое небытие усиливает нашу чувствительность к препаратам» [11; с. 105].

В «Transhumanism Inc.» Рама (Розенкранц) предстает полноценно сформированным богом. В качестве бога Рама является создателем и манипулятором сновидческого мира, основанного на реальности сна Кастанеды. Как и кастанедовский мир, действительность вампира представляет собой производное явление определенного сознания. При этом сон мага Кастанеды идентичен отдельному измерению. Нахождение «кукуратора» в вампирской реальности обусловлено сном проекции Рамы: лидер «сердоболов» находится в мире вампира, пока видящий сон концентрирует на нем свое внимание. Рама поясняет: «Нечто вроде индивидуально выращенного удаленного тела. Спит оно тут же. Сейчас оно дрыхнет, и я свободен. Можем пообщаться. Считайте себя сном моего зеркального секретаря» [11; с. 571]. Дон Хуан, в свою очередь, рассказывает Кастанеде о важности концентрации внимания на объектах сна.

Пока Кастанеда сосредотачивается на этих объектах, они будут вполне реальными: «Истинная же цель состоит в осознании момента засыпания. А это, как ни странно, достигается не посредством установки на осознание момента засыпания, но посредством установки на устойчивую фиксацию во сне какого-либо конкретного образа. Дон Хуан рассказал, что сновидящий бросает короткие целенаправленные взгляды на все, что присутствует в сновидении. А тот объект, на котором устойчиво сфокусировано его внимание, является лишь своего рода точкой отсчета. С нее сновидящий переводит взгляд, чтобы посмотреть на другие присутствующие в сновидении объекты, как можно чаще возвращаясь обратно - к точке отсчета» [13; с. 42]. Помимо этого, Рама владеет художественно воплощенным кастанедовским «сталкингом». «Кукуратор» впервые узнает, что Атон - искусственно созданный вампирами сверхчеловек, который для обыкновенных людей является богом. Процесс «сталкинга» заключается в наделении Гольденштерна иллюзорным ощущением божественного всемогущества с сопутствующим чувством превосходства над людьми, в то время как есть иной бог (вампир Рама»), могущественнее «Прекрасного». При этом Гольденштерн ничего не знает о существовании вампиров. Так, Розенкранц поясняет: «Гольденштерн - это наша сельскохозяйственная ферма <...>. Затем, Гольденштерн - это новый человек. Достигший предела эволюции. Человек разогнанный» [11; с. 582].

Таким образом, объединяя в единое художественное пространство романы «Бэтман Аполло» и «Transhumanism Inc.» Пелевин изображает двух богов - Рама (Розенкранц) и Атон Гольденштерн как пример художественного воплощения трангуманистической концепции создания идеального человека (сверхчеловека). Однако изображение богов не обошлось без художественного моделирования концепций Кастанеды как функциональных особенностей каждого из них. В частности, Рама владеет переосмысленным в постмодернистском тексте кастанедовским «сталкингом сталкеров», а также способен создать мир сна, идентичный описанной действительности в произведениях мистика. Данные способности ставят Раму в один ряд с изображением божественных сущностей из других романов Пелевина: Маниту («SNUFF»), Великий Вампир («Бэтман Аполло»), Абсолют («T») и др. Также Пелевин с помощью моделирования каста-недовских концепций («прыжок в бездну», «дарование-отбор осознания Орлом») создает общее представление о вампирах как о сверхсуществах. Гольденштерн является синтезом функциональных особенностей бога Орла Кастанеды (дарование и отбор осознания), других концепций мистика («сталкинг»), а также элемента вероучения дзен («несуществование»). При этом кастанедовские концепции манипулирования осознанием и «сталкинг» являются ведущими приемами создания полноценного бога в романе Пелевина. Помимо этого, «Прекрасный» мифологизируется благодаря внедрению в его образ представления древних египтян о солнцеликом боге Атоне (инкарнации Ра).

Библиографический список

1.Лозовой С.В. Образ Льва Толстого в романе Виктора Пелевина «Т» //В сборнике: Лучшие научные проекты и исследования 2022. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 37-41.

2.Кабанова И.В. Троица по Пелевину: автор-герой-читатель в романе «Т»//Филологический класс. 2011. № 25. С. 15-20.

3.Ерофеева К.Л. Проблема творца и творения в художественной литературе и идеи современного креационизма// Соловьевские исследования. 2013. № 1 (37). С. 139-149.

4.Кубышкина В.О. Трансформация образа гностического демиурга в романе В. Пелевина «Т»// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 363.

5.Осьмухина О.Ю. Специфика преломления традиции романа воспитания в дилогии о вампирах В. Пелевина («Ампир V», «Бэтман Аполло») //В сборнике: Пушкинские чтения-2016. Художественные стратегии клас-

сической и новой литературы: жанр, автор, текст. материалы XXI международной научной конференции. 2016. С. 80-86.

6.Пелевин В. Икстлан-Петушки [Электронный ресурс]. URL:http://pelevin.nov.ru/rass/pe_ixt/1.html (дата обращения:30.12.2022).

7.Пелевин В.Мой Мескалитовый Трип [Электронный ресурс].URL:http://pelevin.nov.ru/rass/pe-mesc/1.html (дата обращения: 30.12.2022).

8.Пелевин В.Последняя шутка воина [Электронный ресурс].URL:http://pelevin.nov.ru/rass/pe-voin/1.html (дата обращения: 30.12.2022).

9.Любарский Р.В. Художественное воплощение функций бога Орла из произведений К. Кастанеды в романах В. Пелевина «Бэтман Аполло» и «SNUFF» //Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 2 (83). С. 130-134.

10.Любарский Р.В. Концепции Карлоса Кастанеды в романе Виктора Пелевина «Смотритель. Орден желтого флага (Книга 1)» //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2022. № 3 (74). С. 53-61.

11.Пелевин В. Transhumanism Inc. Москва: Эксмо, 2021. 608 с.

12.Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. М.:София,2013. 288 с.

13.Кастанеда К. Искусство Сновидения. М.:София,2013. 288 с.

14.Кастанеда К. Дар Орла. М.:София,2013. 288 с.

15.Кастанеда К. Огонь Изнутри. Сила Безмолвия. М.:София,2016. 512 с.

16.Медова А. А. Модальная природа сознания: на примере концепций дзен и чань буддизма // Вестник Оренбургского государственного университета.2010. № 1 (107). С. 16-22.

17.Тайны богов Египта.2012.№1. 22 с.

18.Пелевин В. Бэтман Аполло. М.:Эксмо,2013. 512 с.

19.Кастанеда К. Сказки о Силе. М.:София,2013. 288 с.

References

1. Lozovoy S.V. The image of Leo Tolstoy in Victor Pelevin's novel "T" // In the collection: The best scientific projects and research, 2022. Collection of articles of the International Research Competition. Penza, 2022. pp. 37-41.

2.Kabanova I.V. Trinity according to Pelevin: author-hero-reader in the novel "T"//Philological class. 2011. No. 25. pp. 15-20.

3.Yerofeeva K.L. The problem of the creator and creation in fiction and the ideas of modern creationism// Solovyov studies. 2013. No. 1 (37). pp. 139-149.

4. Kubyshkina V.O. Transformation of the image of the Gnostic demiurge in V. Pelevin's novel "T"// Modern problems of science and education. 2015. No. 2-1. p. 363.

5.Osmukhina O.Yu. Specifics of refraction of the tradition of the novel of upbringing in the dilogy about vampires by V. Pelevin ("Empire V", "Batman Apollo") // In the collection: Pushkin Readings-2016. Artistic strategies of classical and new literature: genre, author, text. materials of the XXI International scientific conference. 2016. pp. 8086.

6.Pelevin V. Ixtlan-Petushki [Electronic resource]. URL:http://pelevin.nov.ru/rass/pe_ixt/1.html (date of applica-tion:30.12.2022).

7. Pelevin V.My Mescalite Trip [Electronic resource].URL:http://pelevin.nov.ru/rass/pe-mesc/1.html (date of address: 12/30/2022).

8.Pelevin V.The last joke of a warrior [Electronic resource].URL:http://pelevin.nov.ru/rass/pe-voin/1.html (accessed: 12/30/2022).

9.Lyubarsky R.V. Artistic embodiment of the functions of the Eagle god from the works of K. Castaneda in V. Pelevin's novels "Batman Apollo" and "SNUFF" //Scientific notes of the Orel State University. 2019. No. 2 (83). pp. 130-134.

10. Lyubarsky R.V. Concepts of Carlos Castaneda in Victor Pelevin's novel "The Caretaker. Order of the Yellow Flag (Book 1)" // Bulletin of Tver State University. Series: Philology. 2022. No. 3 (74). pp. 53-61.

11.Pelevin V. Transhumanism Inc. Moscow: Eksmo, 2021. 608 p.

12.Castaneda С. Journey to Ixtlan. Moscow: Sofia, 2013. 288 p.

13. Castaneda С. The Art of Dreaming. Moscow: Sofia, 2013. 288 p.

14. Castaneda С. The Gift of the Eagle. Moscow: Sofia, 2013. 288 p .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Castaneda С. Fire From The Inside. The Power of Silence. Moscow: Sofia, 2016. 512 p.

16. Medova A. A. The modal nature of consciousness: on the example of the concepts of Zen and Chan Buddhism // Bulletin of Orenburg State University.2010. No. 1 (107). pp. 16-22.

17. Secrets of the gods of Egypt.2012.No.1. 22 p.

18.Pelevin V. Batman Apollo. M.:Eksmo, 2013. 512 p.

19.Castaneda С. Tales of Power. Moscow: Sofia, 2013. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.