Научная статья на тему 'Проблема взаимодействия коммерческого пиара и журналистики'

Проблема взаимодействия коммерческого пиара и журналистики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиапространство / массовые коммуникации / коммерческий пиар / журналистика / средства массовой информации / пиар-деятельность / улучшение практик в области медиа и пиара / media space / mass communications / commercial PR / journalism / mass media / PR activities / improving practices in the field of media and PR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ширяева-Бакшевникова В.Н.

В настоящее время медиа пространство демонстрирует тенденции, которые кажутся противоречащими основам классических концепций, но при этом, фактически отражают изменения в сфере массовых коммуникаций, в том числе, средств массовой информации. Одним из ключевых изменений в области профессиональной медиакоммуникации является отношение к журналистике, ранее занимавшей центральное место в структуре медиаконтента, а теперь лишившееся своей исключительности. Современная медиасфера включает в себя различные новые формы организаций и методических подходов, особенно в области пиара, который сегодня формируют до 85% содержания медиа в развитых странах. В России данная деятельность пока менее активна, однако значительная динамика развития отрасли характеризует повышение возможностей для синергии СМИ и пиара. Актуальность исследования обусловлена повышением сложности структуры российского медиа ландшафта и важностью формирования фундамента для исследования взаимодействий между журналистикой и пиар-деятельностью. Объектом исследования выступает взаимодействие пиара и журналистики. Целью исследования является раскрытие специфики понятийного аппарата и специфики основных форм взаимодействия коммерческого пиара и журналистики. Методы исследования: анализ научной литературы, статей и других источников, посвященных взаимодействию пиара и журналистики; метод синтеза и обобщения; дедуктивный метод. Научная новизна исследования: результаты исследования могут способствовать разработке рекомендаций по улучшению практик в области медиа и пиара, а также повышению качества и независимости журналистской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of interaction between commercial pr and journalism

Currently, the media space is demonstrating trends that seem to contradict the foundations of classical concepts, but at the same time, actually reflect changes in the field of mass communications, including the media. One of the key changes in the field of professional media communications is the attitude towards journalism, which previously occupied a central place in the structure of media content, but has now lost its exclusivity. The modern media sphere includes various new forms of organizations and methodological approaches, especially in the field of PR, which today forms up to 85% of media content in developed countries. In Russia, this activity is still less active, however, significant dynamics in the development of the industry are characterized by increased opportunities for synergy between media and PR. The relevance of the study is due to the increasing complexity of the structure of the Russian media landscape and the importance of forming a foundation for the study of interactions between journalism and PR activities. The object of the study is the interaction between PR and journalism. The purpose of the study is to reveal the specifics of the conceptual apparatus and the specifics of the main forms of interaction between commercial PR and journalism. Research methods: analysis of scientific literature, articles and other sources on the interaction between PR and journalism; method of synthesis and generalization; deductive method. Scientific novelty of the study: the results of the study can contribute to the development of recommendations for improving practices in the field of media and PR, as well as improving the quality and independence of journalistic work.

Текст научной работы на тему «Проблема взаимодействия коммерческого пиара и журналистики»

Ширяева-Бакшевникова В.Н.

Кандидат исторических наук, доцент ГУАП (Государственное управление аэрокосмического приборостроения)

в Санкт-Петербурге.

Проблема взаимодействия коммерческого пиара и журналистики

В современном понимании журналистика и пиар выступают социально-гуманитарными направлениями, медиатизированными за счет современных технологий. Этот подход интегрирован в основу функционирования СМИ и выступает основой для изучения взаимодействий в области пиара.

Общественно-коммуникационные инструменты определяются как комплексы действий и мероприятий, которые направлены на достижение конкретных задач через управление социальным взаимодействием [4, с. 29].

Основываясь на существующих концепциях, журналистика и пиар могут быть представлены как специфические формы общественной активности, нацеленные на создание и поддержку массовых коммуникаций, а также как институты, предназначенные для выполнения определенных общественных функций.

Взаимодействие в области журналистики и пиара характеризуется как социальная массовая коммуникация, в рамках которой движение информации происходит через каналы, способствующие образованию новых сведений. Данные процессы представляют собой ответ на современные коммуникативные тренды и предполагают развитие соответствующих институциональных практик. С изменениями в медиасфере, ускорением глобальной цифровизации, аудитория также эволюционирует, трансформируя классические атрибуты массовых коммуникаций в сторону прозрачности и интерактивности.

В современной парадигме журналистика начинает выполнять роль своеобразного медиатора, в том время, как пиар-специалисты изначально функционировали как медиаторы. В итоге, в областях журналистики и пиара можно наблюдать пересечение ключевых концепций и наличие основы для исследования взаимодействия данных видов деятельности.

Стратегия взаимодействия пиара и журналистики (медиарилейшнз) предполагает комплексное управление информацией внутри и вне организации, при фокусировании внимания на развитии связей с медиа через коммуникации со всеми уровнями социальных структур. Аналитические работы часто описывают медиарилейшнз как процесс системного информирования социума с помощью средств массовой информации, который занимает до 80% всех задач в структурах по связям с общественностью.

Основные направления медиарилейшнз включают: [1, с. 137]

- создание специальных ивентов для СМИ;

- сотрудничество в рамках партнерских проектов;

- координирование материалов;

- разработку и реализацию онлайн-медиакампаний;

- создание профессиональных текстовых материалов.

Формы взаимодействия со СМИ включают: [8, с. 46]

- неформальные встречи и беседы с редакторами, проводимые для исследования мнений журналистов по актуальным вопросам и предоставления им возможности изучить внутренние процессы компании;

- совместные конференции и семинары, в которых участвуют высокопоставленные чиновники, служащие площадками для обсуждения важных тем;

- информационное партнерство, которое выступает ключевым элементом в стратегиях современного пиара и обеспечивает полномасштабное освещение пиар-инициатив в медиа. Специалисты в области пиар часто встраивают коммерческие проекты своих клиентов в план мероприятий, связанных с профессиональными праздниками, сокращая тем самым затраты на организацию.

Классическим инструментом в сфере взаимодействия коммерческого пиара и журналистики является пресс-релиз. Независимо от использования традиционных или более неформальных форм взаимодействия с прессой, принципы проведения эффективного пресс-релиза остаются одинаковыми: [6, с. 9]

1. Начинать нужно с ключевой информации, добавляя детали и фоновую информацию в последующих абзацах. Данный формат принят в новостях и на телевидении, когда ведущие начинают с последних новостей, а затем переходят к подробностям и анализу.

2. Начальный абзац - основа сообщения, в нем должна быть представлена основная мысль. Данный абзац несет в себе главную смысло-

вую нагрузку по информативности и определяет, будет ли материал привлекать внимание.

3. Оставшаяся часть текста должна раскрывать дополнительные детали в порядке уменьшения их важности. Необходимо использовать каждый абзац для подробного освещения аспектов, упомянутых в первом абзаце.

4. Особое внимание важно уделять точности в написании имен и фамилий.

5. Необходимо стремиться к тому, чтобы текст был максимально легок для восприятия и понимания, предложения были короткими - в идеале до 20 слов. Абзацы лучше ограничивать тремя предложениями, особенно это важно для вводного абзаца. Для каждой детали важно предусмотреть отдельный абзац, располагая их в порядке убывания значимости. Данный прием учитывается редакторами при необходимости сокращения текста. При написании текста лучше всего использовать простой и доступный язык, который будет понятен аудитории без специальных знаний в специализированной области. Рекомендуется избегать сложной профессиональной терминологии.

На этапе оформления пресс-релиза важно, чтобы документ был не только содержательно насыщен, но и визуально привлекателен. Рекомендуется выбирать качественную бумагу, обеспечивать чистый и аккуратный вид печати, использовать современное печатное оборудование. Оптимально распечатать материал на одной стороне листа формата А4, обеспечив правильную нумерацию страниц и наличие колонтитулов, указывающих источник. Все контактные данные организации должны быть чётко указаны на первой странице [11, с. 154].

Другим эффективным инструментом в сфере взаимодействия коммерческого пиара и журналистики является пресс-конференция. Пресс-конференция - это современный способ напрямую общаться с журналистами, однако она требует тщательной подготовки и внимания к деталям. Важно убедиться, что информация, которую предоставляет коммерческая структура, была ясна и понятна, чтобы избежать неправильной трактовки слов. Приглашать прессу лучше всего только на действительно значимые события с целью избежать риска потери репутации за недостойные внимания мероприятия. Необходимо заранее подготовить ответы на потенциальные вопросы (в том числе, неудобные) и предусмотреть возможные отказы от ответа на некоторые из них, если это окажется необходимым.

Для успешной организации пресс-конференции необходимо принять во внимание несколько важных аспектов: [3, с. 62]

1. Выбор времени. Считается, что идеальные дни для проведения пресс-конференций - вторник, среда и четверг. Пятница, например, более рискованна, так как информация может устареть к следующему рабочему дню. Для организаций, освещающих события в непрерывном режиме, точное время меньше влияет на актуальность материала. В случаях крайней необходимости и наличия значимой информации, пресс-конференцию можно устроить в любой день и время.

2. Рассылка приглашений. Оптимально отправлять приглашения за неделю до события, используя современные средства связи и указывая наиболее значимые детали мероприятия. Для важных сообщений рекомендуется более формальное приглашение с детальным описанием целей и спикеров. В ситуациях, требующих быстрого реагирования, достаточно ограничиться звонками.

3. Планирование мероприятия. Важно иметь четко разработанный план или сценарий пресс-конференции.

4. Регистрация участников. Рекомендуется провести регистрацию журналистов, принимающих участие в событии.

5. Подтверждение участия. Накануне пресс-конференции стоит проверить, получили ли приглашенные уведомление и планируют ли они присутствовать.

Брифинг, как инструмент в сфере взаимодействия коммерческого пиара и журналистики, представляет собой короткую встречу с журналистами для передачи срочной информации, обычно в ответ на кризисные события. В отличие от пресс-конференции, брифинг не предполагает длительного обсуждения или комментариев, его задача - быстро и четко информировать о важном событии.

Прием является организованным мероприятием, где представители хозяйствующего субъекта собираются с приглашенными гостями для обсуждения деловых вопросов. Данные события бывают регулярными, как часть ежедневной работы организации, и представительскими, проводимыми по особым поводам, например, на юбилеи или значимые даты. Представительские приемы обычно проходят в специально подготовленных помещениях, которые оборудованы для комфортного общения участников. Важно оснастить эти места всеми необходимыми средствами для демонстрации и рекламы. Организаторы и персонал должны четко знать график встреч и обеспечить приятную атмосферу, которая

будет отражать внутрифирменные ценности и стиль [10, с. 1668].

Приемы могут быть как дневными, так и вечерними, оформленные в формальной или неформальной обстановке. Дневные мероприятия могут включать легкие закуски или напитки, а вечерние часто предусматривают более обширное меню, включающее коктейли и полноценные ужины. Для управления потоком гостей и их взаимодействием могут использоваться различные методы и способы, в том числе вручение именных бейджей, использование книги почетных гостей для записей и др.

Презентация представляет собой специализированное мероприятие, нацеленное на демонстрацию новой продукции, услуг, или на представление самой организации широкой публике. Применение данного инструмента обычно связано со значимыми моментами в жизни компании, например, открытие новых направлений бизнеса или ребрен-динг. Основная цель презентации - привлечь внимание к достижениям и инновациям организатора и подчеркнуть его позитивные изменения и развитие.

Пиар мероприятия способствуют вовлечению отдельных аудиторий в дискуссии по важным проблемным вопросам, формированию сообществ сторонников, а также решений, основанных на общественном мнении и обратной связи.

В современных условиях, пиар все чаще осуществляется через интернет, где правила коммуникации с аудиторией постоянно эволюционируют. Относительно новым и эффективным способом взаимодействия для пиар-специалистов и СМИ стали онлайн-пресс-конференции, которые максимально оперативно предоставляют материалы в любое время и из любой точки земного шара.

В рамках профессиональной деятельности представители коммерческих пиар-структур и журналистики действуют как союзники, организуя информационные потоки и способствуя формированию общественных настроений. Они регулярно выпускают пресс-релизы и другие материалы, обеспечивают создание новостей, которые затрагивают социальные проблемы. Отношения между пиар-подразделениями и журналистами часто аналогичны развитию личных отношений, развиваясь от момента первоначального знакомства до формирования устойчивых партнерских связей и взаимного уважения [12, с. 107].

Однако, несмотря на схожесть целей, между коммерческими пиар-структурами и журналистами существует различие в целях и особенностях работы. Нередко журналисты скептически относятся к до-

стоверности информации, которую они получают от пиар-отделов, а пиар-подразделения опасаются, что журналисты стремятся извлечь максимум выгодной для них информации из ситуаций, не беспокоясь о последствиях.

В сфере журналистики часто возникает ситуация, когда материалы могут быть предвзято изменены в интересах определенных бизнес-групп или политических объединений. Это приводит к созданию статей, которые могут быть однобокими, использовать неверную информацию, фальсифицировать факты, характеризоваться недостаточной компетенцией в юридических аспектах, а также тенденциозностью и оскорблениями в материалах.

Иногда журналисты стремятся к раскрытию данных, которые могут вызвать общественный резонанс, например скандалы или финансовые провалы. Такие темы привлекают внимание, поскольку способствуют увеличению продаж журналов и просмотров.

В отличие от этого, специалисты по коммерческому пиару предпочитают акцентировать внимание на положительных новостях от своих компаний. Главная задача таких специалистов заключается в сглаживании различий между медийными целями и интересами клиентов для обеспечения эффективных коммуникаций [7, с. 23].

Методы работы с медиа зависят от выбранных стратегий и особенностей каждого СМИ. Четкая граница между независимой и спонсируемой информацией зачастую стирается, и многое зависит от личного восприятия редакционной группы о том, что интересно их аудитории.

Отношения между журналистами и пиар-подразделениями нередко осложняются за счет различий в обязанностях и уровнях приверженности. Важно, чтобы деятельность пиар-работников была согласована с этическими нормами и не противоречила национальным юридическим нормам или социальным устоям.

Основными техниками для поддержания эффективных отношений коммерческого пиара и журналистики являются: [2, с. 453]

- анализ межличностных связей и инструменты урегулирования конфликтов;

- взаимное предоставление доступа к организационным процессам;

- стремление улучшить качество взаимодействий для обеих сторон;

- свободное выражение мыслей со стороны участников;

- обеспечение уверенности в законности и надежности действий сторон;

- формирование альянсов с командами, имеющими схожие интересы;

- сотрудничество в решении задач, актуальных для общества или бизнеса.

В качестве ключевой техники, которая пронизывает все сферы взаимодействия коммерческого пиара и журналистики - информационная открытость, поддерживающая свободу печати и способствующая взаимному уважению.

Система открытости включает в себя: [9, с. 171]

- информирование общества о важных для него событиях;

- возможность со стороны общества контролировать действия государственных структур;

- использование государственных данных для воздействия на общественные процессы;

- сбор информации от граждан для корректного и оптимального принятия решений.

В рамках профессионального взаимодействия с медиа, пиар-подразделения должны следовать четко установленным нормам:

1. Избегать исключительной зависимости от одного источника информации.

2. Обеспечивать последовательное и ясное представление позиции организации для журналистов и широкой публики.

3. Оперативно опровергать несправедливые обвинения для защиты репутации.

4. Исключать использование сведений, которые не были должным образом проверены или подтверждены.

РЯ-специалисты должны также ориентироваться на общественные запросы и интересы своих аудиторий, поддерживать адекватное отношение к медийным контактам и, при необходимости, признавать свои недоработки.

Современные тренды в практиках медийных взаимоотношений привели к устареванию некоторых ранее популярных методов, в числе которых выделяется частая рассылка пресс-релизов и использование материальных стимулов для журналистов. Тем не менее, эффективными продолжают оставаться такие стратегии как: [5, с. 86]

- привлечение внимания за счет известности бренда или компании;

- готовность платить за размещение материалов без указания на рекламный характер;

- размещение ограниченного объема рекламы в дополнение к материалу;

- организация совместных мероприятий и проектов с медийными изданиями.

Журналисты, со своей стороны, стремятся поддерживать честные и прозрачные отношения с пиар-агентствами, избегая непрофессиональных практик (притворство другой профессией, использование запугивания, прием подарков и т.д.), что может породить конфликт интересов. Они также обязаны уведомлять собеседников о записи разговоров и по возможности дублировать важные замечания в письменной форме для обеспечения точности и сохранности информации.

При подготовке к публикации аналитико-критического материала, журналисты должны уделять внимание заключительному общению с объектом критики и объяснить ему основания своих выводов, полученных в результате исследования. Особенно важно прислушиваться к заявлениям интервьюируемых о конфиденциальности определённой информации. Профессиональная этика требует от журналистов точности в представлении собранной информации и ответственности в её сборе, что подкреплено корпоративными этическими кодексами.

На глобальном уровне заметна тенденция укрепления этичных основ в отношениях между журналистами и коммерческим пиар. Специалисты по пиар играют важную роль в обеспечении сбалансированного информационного обмена.

Эффективное взаимодействие с медиа и формирование продуктивных деловых контактов с журналистами необходимы для обеспечения освещения деятельности любой организации. Основа успешного коммуникационного процесса - это взаимное доверие и уважение, как со стороны СМИ, так и со стороны деловых и социальных институтов.

Список литературы:

1. Бажанова Ю.А. Состояние, проблемы и методы маркетингового управления взаимодействием коммерческого и некоммерческого секторов экономики / Ю.А. Бажанова, Т.Д. Маслова // Петербургский экономический журнал. 2022. № 3-4. С. 133-148.

2. Заниздра В.Н. Взаимодействие политики и журналистики // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 3 (30). С. 451-454.

3. Левицкая А.Н. Проблемы межпоколенного взаимодействия в коммерческих организациях и пути их решения // Социология и право. 2021. № 2 (52). С. 53-65.

4. Мамиева Б.Ю. Манипулирование, пропаганда: грани взаимодействия в аспекте журналистики // Интернаука. 2023. № 37-2 (307). С. 28-30.

5. Новикова А.А. Арт-журналистика в современной медиасреде: между пиаром и перформансом // Век информации. 2018. № 2-1. С. 85-86.

6. О пиаре в управлении и управлении пиаром // Управленческое консультирование. 2021. № 3 (147). С. 8-9.

7. Орлова Е.И. Литература и журналистика в России (взаимодействие и исследовательские подходы) // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 18-25.

8. Сазонова А. Черный пиар - тоже пиар, или История одного нестандартного маркетингового хода // Директор по мар-

кетингу и сбыту. 2019. № 3. С. 41-49.

9. Сидорская И.В. Журналистика, связи с общественностью, реклама: разграничение vs взаимодействие // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 6. С. 155-175.

10. Цзан Ф. Взаимосвязь журналистики и пиара: феномен паблисити / Ф. Цзан // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 1667-1669.

11. Чекунова М.А. Цифровая эра: новые форматы взаимодействия журналистики и власти в современном медийном пространстве / М.А. Чекунова, В.В. Барабаш, Б.А. Булгарова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 1-2. С. 151-156.

12. Чжан Ц. Подходы к формированию аудиториии в журналистике, рекламе и пиаре // Студенческий вестник. 2021. № 15-4 (160). С. 106-107.

Bibliography

1. Bazhanova Yu.A. State, problems and methods of marketing management of the interaction of commercial and non-commercial sectors of the economy / Yu.A. Bazhanova, T.D. Maslova // St. Petersburg Economic Journal. 2022. № 3-4. P. 133-148.

2. Zanizdra V.N. Interaction of politics and journalism // Alley of Science. 2019. T. 1. № 3 (30). P. 451-454.

3. Levitskaya A.N. Problems of intergenerational interaction in commercial organizations and ways to solve them // Sociology and Law. 2021. № 2 (52). P. 53-65.

4. Mamieva B.Yu. Manipulation, propaganda: facets of interaction in the aspect of journalism // Interscience. 2023. № 37-2 (307). P. 28-30.

5. Novikova A.A. Art journalism in the modern media environment: between PR and performance // Age of Information. 2018. № 2-1. P. 85-86.

6. About PR in management and PR management // Management consulting. 2021. № 3 (147). P. 8-9.

7. Orlova E.I. Literature and journalism in Russia (interaction and research approaches) // Medi@lmanakh. 2022. № 5 (112). P. 18-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sazonova A. Black PR is also PR, or the History of one non-standard marketing move // Director of Marketing and Sales. 2019. № 3. P. 41-49.

9. Sidorskaya I.V. Journalism, public relations, advertising: differentiation vs interaction // Bulletin of Moscow University. Episode 10: Journalism. 2019. № 6. P. 155-175.

10. Tsang F. The relationship between journalism and PR: the phenomenon of publicity / F. Tsang // Innovations. The science. Education. 2021. № 32. P. 1667-1669.

11. Chekunova M.A. Digital era: new formats of interaction between journalism and government in the modern media space / M.A. Chekunova, V.V. Barabash, B.A. Bulgarova // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023. № 1-2. P. 151-156.

12. Zhang Q. Approaches to audience formation in journalism, advertising and PR // Student Bulletin. 2021. № 15-4 (160). P. 106-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.