Научная статья на тему 'СИНЕРГЕТИКА КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕДИАРИЛЕЙШНЗ'

СИНЕРГЕТИКА КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕДИАРИЛЕЙШНЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
164
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / МЕДИА / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СИНЕРГЕТИКА / ТРЕНДЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гринберг Татьяна Эдуардовна

Статья посвящена инновационным процессам в системе связей с общественностью, проявляющихся как результат взаимодействия синергетических систем журналистики и пиар. Выделяются такие инновационные явления на очередном этапе саморазвития системы пиар, как адаптация пиар-сообщения к новым каналам и форматам коммуникации, универсализация навыков и компетенций пиар-специалистов, появление «гражданского» пиар, использования новых технологий медиаисследований в пиар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGETICS OF COMMUNICATION PROCESSES IN MEDIA RELATIONS

The author evaluates public relations as a synergetic self-developing system and analyzes the development of such properties as integrativity, convergence, emergence. Integrity manifests itself in such innovative phenomena as the adaptation of PR messages to new channels and formats of communication, the universalization of the skills and competencies of PR specialists and the emergence of “sitizen” PR. Convergent manifestations expand to the impact of the current agenda on the activities of PR professionals, the achievement by the corporate media system of increasingly distinct outlines, the use of new media research technologies in PR. Emergence extends to intracorporate audiences and manifests itself in a previously uncharacteristic role for them in shaping the external image of the organization in social networks. The author also considered structural changes in the system of public relations. They are manifested in the appearance of new subsystems, for example, the time-consuming new units in PR institutions (departments for working in social media, strengthening departments of media analytics).

Текст научной работы на тему «СИНЕРГЕТИКА КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕДИАРИЛЕЙШНЗ»

Синергетика коммуникационных процессов в медиарилейшнз

Татьяна Гринберг

Статья посвящена инновационным процессам в системе связей с общественностью, проявляющихся как результат взаимодействия синергетических систем журналистики и пиар. Выделяются такие инновационные явления на очередном этапе саморазвития системы пиар, как адаптация пиар-сообщения к новым каналам и форматам коммуникации, универсализация навыков и компетенций пиар-специалистов, появление «гражданского» пиар, использования новых технологий медиаисследований в пиар. Ключевые слова: связи с общественностью, медиа, массовая коммуникация, синергетика, тренды.

© Гринберг Татьяна Эдуардовна доктор филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), gritajourn@mail.ru

Введение

Специалисты по связям с общественностью, ориентируясь на массовые аудитории, призваны встраивать корпоративные сообщения в каналы информации. Неудивительно, что эффективность этих усилий напрямую связана с пониманием изменений,происходящих в медиа. Пиар-коммуникация должна адаптироваться к этим реформированиям и встраиваться в перенаправляющиеся потоки нового ме-диапотребления, осваивать новые форматы подачи информации, стремиться вслед за журналистами туда, где сегодня сконцентрирована аудитория. Пиар-специалисты, производящие как вспомогательные для журналистов тексты (пресс-релизы, биографии, кейс-истории), так и самостоятельные, ориентированные на интересы массовой аудитории, журналистские жанровые материалы (интервью руководителей, обзорные статьи), должны ориентироваться в новых медиатрендах даже лучше, чем журналисты.

Саморазвивающимся системам, к которым в полной мере относится и журналистика, и пиар, должно быть свойственно такое качество, как открытость - возможность, способность и необходимость обмениваться с другими системами веществом, энергией, информацией (Гринберг,

2012). Изменения, которые претерпевает сегодня журналистика и сфера медиа в целом из-за высокой степени интегра-тивности медиа и пиар, демонстрируют новый уровень развития пиар как саморазвивающейся синергетической системы. Цель данной статьи - зафиксировать эволюцию, которая происходит в связях с общественностью вслед и параллельно развитию журналистики. Стоит отметить, что в сфере пиар влияние медиатрендов сказывается не только, что логично, во взаимодействии пиар и СМИ (медиари-лейшнз), но и в автономных процессах в сфере связей с общественностью. Задачи данного исследования: проследить изменения, которые произошли в синергетической системе пиар; типологизировать их и соотнести с «родовыми» трансформациями в СМИ.

Для подготовки статьи использованы методы научного анализа и синтеза, логический метод и метод моделирования.

Обзор литературы

Функционирование системы связей с общественностью как синергетической саморазвивающейся системы практически не исследованы. Это в равной степени относится и к синергетике процессов взаимодействия пиар и средств массовой информации. Но прежде чем говорить о процессах, характеризующих пиар-коммуникации в СМИ, стоит отметить принципиально важные для распространения корпоративной информации в СМИ парадигмы хрестоматийных работ в области теории коммуникации: Г. Лассуэлла (1948) - механизмы коммуникационных процессов, П. Лазарсфельда, Б. Берельсо-на, Г. Годе (1944) - теория «двухэтапной коммуникации», Дж. Клаппера (1961) _ теория «факторов-посредников»; Г. Зимме-ля (1890) и Дж. Мида (1934) - концепция взаимопонимания, П. Бергера и Т. Лукма-на (1966) - социальный конструктивизм.

Взаимодействие пиар-коммуникации с массовой коммуникацией осмыслено Дж. Грюнигом и Т. Хантом (1984) - классические модели пиар-коммуникации. Для понимания синергетических процессов как функционирования самоорганизующихся систем, к которым в полной мере относятся и социальные системы, необходима концепция теории социального действия Т. Парсонса (1975).

В настоящий момент сформировался ряд концепций связей с общественностью, из которых наиболее объективный характер носит коммуникационная концепция, к представителям которой можно отнести Дж. Грюнинга и Ф. Реппера (1992), Ф. Джефкинса (1992), Д. Ньюсома, Д.В. Терк и Д. Крукеберга (1993), российских исследователей А.Б. Зверинцева (1997), В.Т. Ганжина (1998), А.Д. Кривоносова (2002.), Л.Н. Федотову (2017), В.М. Горохова и Т.Э. Гринберг (2017), М.Г. Шилину (2011).

Достаточно большой пласт современных исследований посвящен проблемам медиарилейшнз, но преимущественно в исследованиях экономистов, социологов, культурологов и не затрагивает вопросы коммуникации и синергетического единства медиа и связей с общественностью. Механизмы функционирования сложных и сверхсложных систем разработаны физиками и математиками-синергетиками И.Р. Пригожиным (1985), Г. Хакеном (1985), Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмовым (1990, 2005); динамическая теория информации - В.С. Степиным (2007) и Д.С. Чернав-ским (2004). Л.С. Щукина (2004) предпринимает попытку синергетического осмысления рекламных процессов.

Стоит также отметить исследования, посвященные современным тенденциям развития медиа и журналистики в контекстах московской и санкт-петербургской школ журналистики (Вартанова (ред.), 2016; Вартанова, 2017; Дунас, 2016; Пую, Бодру-нова, Литвиненко, Курышева, 2013) и др.,

воплотившиеся в монографиях, статьях и диссертациях.

Интегративность

как синергетический аспект

взаимодействия пиар и медиа

Интегративность. С точки зрения синергетики одним из ключевых свойств функционирования сложных систем представляется интегративность(Чернавский, 2004), которая во взаимодействии коммуникационных процессов проявляется как раз в адаптации связей с общественностью к новым реалиям медиа. В первую очередь это касается освоения пиар-специалистами новых медиаформатов (Кач-каева, Кирия, 2012). Так, пиар-профессионалам придется все активнее задействовать механизм трансмедийного повествования историй (Transmedia storytelling) и для подготовки материалов для СМИ, и для корпоративных медиа, и для годовых отчетов компаний; «сериальность» - многоэтапные медийные проекты для продвижения компаний и брендов; edutainment -познавательно-развлекательный контент, который сегодня с успехом осваивается корпоративными медиа и будет востребован для внешних аудиторий. В практике связей с общественностью хорошо известна и успешно используется модель интегрированных коммуникаций (напр., Шарков, 2014) - стратегия комплексного использования различных форм маркетинговых коммуникаций (рекламы, связей с общественностью, стимулирования сбыта и других). С другой стороны, сегодня развивается понятие интегрированных медиаканалов - его вводит американский исследователь К. Халлахан (2010). Он выделяет «контролируемые» с точки зрения пиар-стратегии медиа (социальные сети, телеграмм-каналы, блоги, форумы) и «неконтролируемые» - традиционные СМИ, популярные блогеры, рекомендуя выбирать первые, поскольку в них исходная

информация если и меняется, то по решению того, кто ее распространяет, а не редакторов, поэтому позволяет напрямую контактировать с целевой аудиторией. Среди этих новых каналов и короткие видео в месенджерах и социальных сетях. Связи с общественностью находятся на пороге освоения технологий виртуальной реальности VR/AR. К примеру, что стоит сделать виртуальный пресс-тур для журналистов по высокотехнологичным объектам компании?

Новым проявлением в этом контексте можно назвать универсализацию пиар-деятельности. Современный пиар-специалист должен самостоятельно управлять всеми каналами коммуникации (как традиционными, так и новыми, в том числе, социальными медиа). В какой-то степени подобные навыки были востребованы рынком относительно пиар-специалиста всегда, и это обосновано интересами реализации единой коммуникационной стратегии организации. Но сегодня эта особенность начинает артикулироваться в профессиональной среде. Здесь уместна аналогия с универсализацией журналистики. Важно, что универсализация пиар, так же как и универсализация журналистики, не исключает ее специализации. Мнения экспертов разделились: одни считают именно специализацию, ориентированность в конкретных прикладных сферах деятельности признаком профессионализма; уверены, что при многозадачности, которую задают сегодня стратегические коммуникации, наиболее эффективна командная работа, однако допускают, что привлечение «универсала» менее затратно и оптимально для информационного сопровождения малых и средних предприятий1. Другие справедливо полагают, что независимо от отрасли, в которой работает специалист, появилась обоснованная необходимость владения универсальными компетенциями, например в области маркетинга или

интернет-коммуникаций, и что рынок диктует необходимость наложения алгоритмов коллективной и индивидуально-личностной профессиональной деятельности (Олешко, 2016).

Конвергентность. Связи с общественностью как часть медиасистемы наравне с журналистикой равнозависимы друг от друга: для журналистов пресс-службы являются источником информации, а пиар-специалисты заинтересованы в ее распространении. Как правило, когда заходит речь о конвергентности между журналистикой и связями с общественностью, учитывается только влияние корпоративных сообщений на повестку дня. Однако повестка средств массовой информации заставляет пиар-специалистов ответственно представлять позицию кампании в зависимости от актуальных событий и степени вовлеченности в них организации, ориентируясь на общественное мнение: «В таких отраслях, как, к примеру, туризм, политика стала фактором, определяющим выживаемость компаний. Кроме того, специалисты по пиар столкнулись с необходимостью давать четкие рекомендации первым лицам даже средних компаний по публичной реакции на резонансные события - теракты во Франции, война в Сирии или карикатуры "Шарли Эбдо"»2.

Конвергентность журналистики и связей с общественностью можно проиллюстрировать на примере понятия корпоративная медиасистема (Виноградов, 2010), под которым понимается единая организация сообщений для внешних СМИ и корпоративных медиа с целью комплексной работы как с внешними, так и с внутренними аудиториями пиар. Относительно корпоративных медиа, которые заслуживают отдельного исследования, можно сказать об их все большей журналистской профессионализации не только как сегмента СМИ, но и как инструмента корпоративного пиар; о примерах выхода этих изданий на

массовую аудиторию, о технологизации и стандартизации процессов их издания.

Качественно изменившиеся с помощью развития технологий системы оценки взаимодействия пиар и медиа сегодня позволяют определить медиаобразорганизации и ее ключевых персон, в структуру репутации включается оценка открытости компании и экспертов для журналистов, уровень качества представляемой журналистам организацией информации.

Аналитические системы, такие как «Ме-диалогия», «Скан» («Интерфакс»), Brand Analytics, позволяют сегодня достаточно полно отразить медиаусилия пиар-специалистов и оценить эффективность информационной кампании. Среди наиболее интересных возможностей - описание психологического портрета первого лица компании, составленного по материалам СМИ, а также рекомендации по публичной деятельности, по улучшению имиджа и публичного поведения первого лица компании или ее публичного образа (по материалам семинаров «Интерфакса»). Brand Analytics предлагает анализ соцсе-тей, благодаря которому можно, например, оценить присутствие организации в социальных медиа, индекс вовлеченности сообщения - показатель, который демонстрирует, насколько высокий уровень вовлечения продемонстрировали пользователи в ответ на пост, индекс поддержки автора, отражающий влияние на освещение темы отдельным автором.

Система связей с общественностью меняется структурно. Какие-то подсистемы обьединяются; к традиционным подсистемам (например, типологизированным по характеру аудитории - взаимодействие с широкой общественностью, со СМИ - ме-диарилейшнз, с властными структурами, инвесторами, членами корпорации, организации или по цели деятельности - антикризисный, политический, экономический пиар) присоединяются новые: подразде-

ления по управлению проектами в сети Интернет, медиааналитика.

Эмерджентность. Эмерджентность в саморазвивающихся системах проявляется в появлении системы новых свойств, не существующих у ее компонентов. Это свойство для системы пиар можно проиллюстрировать появлением в результате деятельности репутационных нематериальных активов. Из новых трендов, демонстрирующих эмерджентность системы пиар, можно назвать развитие «гражданского» пиар (public engagement), который проявляется, например, во вовлечении сотрудников организации в формирование корпоративного имиджа. Так, социальные сети могут стать не препятствием для соблюдения корпоративных правил, а каналом, объединяющим сотрудников организации в формировании корпоративной культуры. Например, компания «Северсталь» в социальных сетях проводитсеминары, собирает предложения сотрудников относительно корпоративных кодексов. По сути, каждый сотрудник является представителем корпоративного диджитал-агентства3.

Выводы

Те изменения, которые переживают сегодня медиастратегии связей с общественностью, логично связаны с трансформациями в сфере медиа и демонстрируют дальнейшее «движение» системы общественных связей как саморазвивающейся. Об этом говорит более устойчивое и явное проявление таких качеств саморазвивающейся системы, как интег-ративность, конвергентность, эмерджентность. В статье зафиксированы такие инновационные проявления интегративно-сти, как освоение новых технологических форматов, универсализм пиар-деятельности, использование интегрированных медиа. Обращается внимание также и на такие новые проявления конвергентности, как совершенствование корпоративной медиасистемы, влияние повестки дня на стратегические решения, принимаемые пиар-специалистами. Думается, в дальнейшем, «сцепка» медиа и связей с общественностью будет только укрепляться, а тренды журналистики почти мгновенно осваиваться пиар.

Примечания

1 Универсальный солдат, или Почему от пиарщика требуют так много // Красное слово. 2015. Ноябрь, 24. Режим доступа:// https://pr-agentstvo.com/articles/ universalnyj-soldat-ili-pochemu-ot-piarshhika-trebuyut-tak-mnogo.html (дата обращения 10.12.2017).

2 Харина Я. Тренды в PR: чему пиарщиков научил 2015 год? // Mediabitch. Независимый журнал о PR. 2015. Дек., 30. Режим доступа: http://mediabitch.ru/trendy-v-2015 (дата обращения 18.12.2017).

3 Там же. Библиография

Вартанова Е.Л. Прорывные медиатехнологии в контексте общественного запроса // МедиаАльманах. 2017. № 4. С. 8-13.

Виноградов В.Г. Корпоративные коммуникации в системе паблик рилейшнз: дис. ... канд. филол. наук, М., 2010.

Ганжин В.Т. Паблик рилейшнз. Что это значит? Введение в средоведческую ком-муникологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

ГринбергТ.Э. Коммуникационная концепция связей с общественностью: модели, технологии, синергетический эффект. М.: МедиаМир, 2012.

ДунасД.В. Развитие и современное состояние теоретических исследований журналистики и СМИ в России: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2016.

Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. 2-е изд., испр. СПб: Союз, 1997

Качкаева А.Г., Кирия И.В. Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций // Форсайт. 2012. Т. 6. № 4. С. 6-18.

Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. 2-е изд., доп. СПб: Петербургское Востоковедение, 2002.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировиде-ние. М.: КомКнига, 2005.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1990.

Медиасистема России / под. ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2016.

Олешко Е.В. Универсализация как тренд профессиональной деятельности PR-специалиста // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Филол. науки. 2016. № 7 (389). Вып 101. С. 112-119.

Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985.

Пую А.С., Бодрунова С.С., Литвиненко А.А., Курышева Ю.В. Медиакратия: современные теории и практики. СПб: Изд-во СПбГУ, 2013.

Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникативные стратегии / под. ред. В.М. Горохова, Т.Э. Гринберг. М.: Аспект Пресс, 2017.

Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и философия синергетики // Путь в будущее - наука, глобальные проблемы, мечты и надежды. Мат-лы Междунар. конф. 26-28 ноября, 2007. Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Москва.

ФедотоваЛ.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика. М.: Юрайт, 2017.

Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985.

Чернавский Д.С. Синергетика и инфомация: динамическая теория информации. М.: УРСС, 2004.

Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брен-динг. М.: Изд-во «Дашков и К°», 2014.

Шилина М.Г. Интернет-коммуникация в связях с общественностью: прагматический аспект. М.: РИЦ Северо-Восток; НИУ ВШЭ, 2011.

ЩукинаЛ.С. Перспективы использования системного и синергетического подходов в исследовании рекламных коммуникаций // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2004. № 1. С. 179-185.

Berger P.L., Luckmann T. (1966) The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Penguin Putnam Inc.

Defkins F. (1992) Public Relation. London: Pearson Educational Limited.

Grunig E.J., Hunt T. (1984) Managing Public Relations. N.Y.: Holt, Rinehart & Winston. Gruning E.J., Repper F.C. (1992) Excellance in public relation and Communication Management. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Hallahan K. (2010). Public relations media. In: Heath R.L. (ed.) Handbook of public relations. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, pp. 623-641.

Klapper G. (1961) The effects of mass communication. New York: John Johnstone. Lasswell H. (1948) The Structure and Function of Communication in Society. In: L. Bryson (ed.) The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, pp. 37-51.

Lazarsfeld P.F., Berelson B., Gaudet H. (1944) The Peoples Choice. New York: Duell, Sloan and Pearce.

Mead G. (1934) Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press. Newsom D., Turk J., Kruckeberg D. (1993) This is PR: The Realities of Public Relations. Wadsworth Publishing Company.

Parsons T. (1975) Social Systems and The Evolution of Action Theory. New York: The Free Press.

Simmel G. (1890) Über sociale Differenzierung. Leipzig: Duncker & Humblot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.