№ 4 (29), 2008
' 'Кул ътурная жизн ь Юга России " ^
Е. А. ПТИЦЫНА
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Автор анализирует проблему становления и закалки характеров героев повести «Капитанская дочка», проецируя ситуацию русских волшебных сказок на движение сюжета, который приводит к осмыслению пути человека.
Ключевые слова: А. С. Пушкин, образ Гринева, дворянская честь, положительный герой, выбор жизненного пути.
Многие пушкинские персонажи оказываются в ситуации, когда им приходится преодолевать какое-либо испытание, ниспосланное судьбой. Автора волнует, прежде всего, то, как человек проявляет себя в трудной ситуации, с честью ли выходит из нее. Чтобы доказать данное утверждение, обратимся к анализу повести «Капитанская дочка». На наш взгляд, в этом произведении представляет особый интерес проблема становления и закалки характеров в сложных испытаниях.
Рассмотрим образ Петруши Гринева. Этому герою предоставляется возможность выбрать свою судьбу. Многие исследователи сравнивают «Капитанскую дочку» с волшебной сказкой, а Петрушу с Иванушкой. В самом деле, действие повести начинается с того, что Гринев-старший провожает сына на службу. Так, в повести воспроизводится ситуация из русских волшебных сказок. «Позвал он сыновей и говорит им: "Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали"» (1). После отъезда из дома начинаются приключения и испытания.
В сказках побеждает обычно младший сын, «дурачок», положительный герой. Старшие, «умные», но отрицательные, остаются «в дураках». Но в отличие от сказки в повести только один сын - Петруша. Выбирая единственно правильный путь, он неоднократно ошибается и как бы примеряет роли старших сказочных братьев - неудачливого игрока и любителя выпить. «Тут вызвался он выучить играть меня на бильярде, <.,.> Я совершенно был убежден и с большим прилежанием принялся за учение. Зурин <...> предложил мне играть в деньги. <., > Я согласился и на то, а Зурин велел подать пуншу и уговорил меня попробовать. Я послушался его. <...> Между тем игра наша продолжалась. Чем чаще прихлебывал я от моего стакана, тем становился отважнее. <..> Между тем время прошло незаметно. Зурин взглянул на часы, положил кий и объявил мне, что я проиграл сто рублей» (2).
Увещевания Савельича и угрызения совести побуждают героя к раскаянию, он решает исправиться. Это возвращает ему благосклонность Судьбы, которая послала в лице Пугачева спасение и испытание. Последнее задано напутствием отца: «Служи верно, кому присягаешь. <...> Береги платье снову, а честь смолоду» (с. 598). Однако Петруша сразу же нарушил первый за-
прет: отдал свое «платье» (тулуп) странному вожатому, которого встретил в степи во время бурана: «Если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп». Пугачев тут же примерил подарок. «В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали» (с. 603).
Гринев не поберег «платье снову», отдал его первому встречному, следовательно, нарушил завет отца, но нарушил с благой целью, поскольку помог нуждающемуся. Это зачлось ему в будущем. Более того, когда судьба Петруши оказалась вдруг тесно связанной с судьбой государства, он сумел сохранить честь. «Послужи мне верою и правдою, - сказал Пугачев, - я тебя пожалую в фельдмаршалы и в князья». Но Гринев, несмотря на страшную опасность, повиновался одному только «чувств}' долга», «Рассуди, - отвечал он Пугачеву, - могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую». Здесь Петруша уже не отступает от отцовской заповеди «Служи верно, кому присягаешь». «Нет, - отвечал я с твердостью. - Я природный дворянин. Я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» (с. 622).
«Моя искренность поразила Пугачева» (с. 623), - добавляет Гринев. Необходимо заметить, что вышеописанная сцена обладает не только психологической, художественной верностью, но и социально-исторической. Отношение Гринева (именно как «природного дворянина») к Пугачеву не могло быть иным.
В процессе создания произведения главный герой прошел сложный путь изменения и развития как с точки зрения мотивировок его участия в пугачевском восстании, так и с точки зрения выбора имени собственного. Вспомним: от плана к плану менялись не только сюжетные ситуации, но и имя героя. От Шванвича - к Башарину, Валуеву, Буланину и, наконец, - Гриневу. Известно, что подпоручик Гринев - лицо историческое, как и Михаил Шванвич, прототип Швабрина. В официальном юридическом документе («Сентенциях» Сената, знакомство Пушкина с которыми исследователи считают одним из истоков замысла исторического произведения о пугачевском времени) каждый из пунктов дифференцированно
"Культурная жизнь Юга России " 82 ^^^^^^^^^^^^^^^^^
№ 4 (29), 2008
квалифицирует меру подследственных. В этом документе упомянуто лишь о двух дворянах. Их разделяет одна позиция. Но минимальная дистанция между ними подобна пропасти.
Восьмой пункт сообщает о Шванвиче, дво-рянине-пугачевце, который «предпочел гнусную жизнь - честной смерти», десятый - о дворянине Гриневе. На нем лежали такие же подозрения, и он испытал недоверие, арест и жизнь под караулом, но «по следствию оказался невинным». В нескольких скупых строках сведений Пушкин увидел судьбу человека, который, находясь в «сношениях» с Пугачевым, сохранил верность долгу и честь и благодаря этому был помилован обеими сторонами, хотя неоднократно мог погибнуть (3). Герой оставил незапятнанным свое имя, которое связывает его с целой чередой предшествующих и последующих поколений рода. Петром звали деда и назовут внука. Это обстоятельство вносит в текст дополнительную смысловую нагрузку: Петр означает «камень», Андрей - «мужественный». Поэтому Петр Андреевич Гринев твердо и мужественно отстаивал свои жизненные принципы и честь своего рода.
После рискованного и трудного разговора с Пугачевым Гринев уснул на голом полу, но спал спокойно, так как оправдал надежды отца и выполнил второй, основной зарок пословицы: «Береги честь смолоду». А Савельич, покидая крепость, все же предоставил Пугачеву «реестр барскому добру, раскраденному злодеями». В реестре значился и «заячий тулупчик, пожалованный твоей милости на постоялом дворе» (с. 657). Старый воспитатель хотел соблюсти полную формулу наказа и сохранить не только честь, но и платье.
Как упоминалось выше, Гриневу в романе противопоставлен Швабрин. Он тоже «природный» дворянин, но жил не по чести даже в мирное время (что видно из его отношений с Гриневым и Машей), следовательно, «потерял» свое имя гораздо раньше, и для него возможны совсем не сказочные, а реальные переодевания и чужие роли.
Поэтому мы можем говорить о том, что в повести нет социальной предопределенности, и судьба одного дворянина совсем не похожа на судьбу другого.
В заметках о Шванвиче, прототипе Швабрина, Пушкин так объяснял его поступок: он «имел малодушие пристать к Пугачеву и глупость служить ему со всеусердием» (с. 921). Швабрин был соперником Гринева не только в любви и на дуэли, но и на историческом поединке чести. Он проиграл как свое имя, так и свою честь. Хотя последнее произошло гораздо раньше, до появления в Белогорской крепости, следовательно, не сберег ее смолоду. Может быть, и не имел изначально. Мы не знаем ничего о его детстве и родителях, зато нам показан семейный уклад Гриневых. Именно семейное воспитание было решающим фактором в становлении характера Петра Гринева. Он добровольно принял традиции, общечеловеческие ценности, которые передаются через память рода из поколения в поколение. Поэтому судьбы детей и родителей в этой семье тесно связаны. За честь воздается славой, почитание предков приносит уважение потомков. Образ Швабрина создан вне корневых связей семейственности. Этим автор подчеркивает отчуждение от лучших традиций героя, не заслуживающего чести и славы.
Итак, проблема выбора жизненного пути занимает важное место в повести «Капитанская дочка». Решение ее каждым из героев повести создает движение сюжета и приводит к философскому осмыслению пути человека в этом мире.
Литература
1. Русские народные сказки / сост. В. П. Аникин. М., 1985. С. 156.
2. Пушкин А. С. Капитанская дочка // Золотой том. Собрание сочинений. М., 1993. С. 599. Далее текст цитируется по этому изданию.
3. Квашина Л. П. Мир и слово «Капитанской дочки» // Московский пушкинист. М., 1996. Т. 3. С. 202-268.
E. A. PTYTSINA. THE PROBLEM OF WAY OF LIFE CHOICE IN THE WORK «CAPTAIN'S DAUGH-TER» BY A. S. PUSHKIN
The author analyses the problem of formation and testing of the characters in the work «Captain's Daughter», projecting the situation of Russian fairy-tales on the plot, which leads to the understanding of person's way.
Key words: A. S. Pushkin, Grinev's image, noble man's honour, positive character, choice of life.