Научная статья на тему 'Проблема выбора железнодорожного либо автомобильного транспорта на рынке грузовых перевозок на современном этапе развития экономики'

Проблема выбора железнодорожного либо автомобильного транспорта на рынке грузовых перевозок на современном этапе развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТАВКА ПРОДУКЦИИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТАРИФНАЯ СТАВКА / ГРУЗООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова А.С.

В данной статье описаны причины, по которым доставка продукции железнодорожным транспортном осуществляется лишь в дальние регионы России. Также произведен сравнительный анализ затрат на доставку продукцию железнодорожным и автомобильным видами транспорта в ближние регионы и на примере ООО «Петербургская продовольственная корпорация» рассчитаны прибыли и убытки в зависимости от выбора вида транспорта. Кроме того, описано влияние тенденции увеличения тарифных ставок на выбор автомобильного или железнодорожного транспорта для перевозки грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема выбора железнодорожного либо автомобильного транспорта на рынке грузовых перевозок на современном этапе развития экономики»

система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение, а следовательно и дополнительные складские издержки.

Японская система.

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время.

Список литературы:

1. Логистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gran-dars.ru/college/logistika/logistika.html.

2. Логистика и ее виды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.

3. Глобальные системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.sernam.ru/book_kiber1.php?id=573.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЛИБО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА РЫНКЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

© Федорова А.С.1

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

В данной статье описаны причины, по которым доставка продукции железнодорожным транспортном осуществляется лишь в дальние ре-

1 Студент.

гионы России. Также произведен сравнительный анализ затрат на доставку продукцию железнодорожным и автомобильным видами транспорта в ближние регионы и на примере ООО «Петербургская продовольственная корпорация» рассчитаны прибыли и убытки в зависимости от выбора вида транспорта. Кроме того, описано влияние тенденции увеличения тарифных ставок на выбор автомобильного или железнодорожного транспорта для перевозки грузов.

Ключевые слова: доставка продукции, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, тарифная ставка, грузооборот.

Для многих понятие железнодорожная транспортировка ассоциируется с дешевыми тарифными ставками, удобством и массовостью транспортировок. В связи с этим возникают естественные вопросы о том, почему железнодорожные перевозки осуществляются лишь в дальние регионы России? Почему торговые предприятия пользуются преимущественно автомобильными перевозками в ближние регионы относительно предприятий? В статье будут даны ответы на эти вопросы на примере предприятия ООО «Петербургская продовольственная корпорация» [3].

Предприятие «ООО Петербургская продовольственная корпорация» выделяет для себя 10 экономических регионов России: Северо-запад, Санкт-Петербург, Центр, Москва, Юг, Кавказ, Волга, Урал, Сибирь, Дальний восток. Как видно на рисунке 1 доставка продукции железной дорогой осуществляется только на дальние расстояния относительно заводов предприятия, в то время как автомобильная доставка распространяется преимущественно на ближние регионы.

• Завод Железнодорожные перевозки____

и Склад Автомобильные перевозки -►

Рис. 1. Доставка продукции различными видами транспорта по регионам России

Одной из главных причин, по которой железнодорожная транспортировка осуществляется лишь на дальние расстояния, является ее низкая стоимость. Дело в том, что при большом объеме перевозок и значительном расстоянии транспортировок себестоимость перевозки 1 тонны груза на 1 километр становится относительно низкая. Кроме того, был проведен анализа объемов закупаемого товара дальним востоком у предприятия ООО «Петербургская продовольственная корпорация». Было выявлено, что, в случае железнодорожных перевозок, клиент покупает значительно больший объем продукции. Это связано с тем, что продукция по факту приобретается клиентом, но в действительности находится в пути несколько дней. Тем самым клиент тратит меньше средств на хранение данной продукции на складе и в конечном итоге выгоду получают обе стороны.

Еще одной причиной, по которой железнодорожная транспортировка осуществляется лишь на дальние расстояния, является то, при перевозках на небольшие расстояния тариф ж/д транспорта становится значительно выше автомобильного, если брать тариф в расчете на 1 тонну за 1 километр. Данный факт объясняется высокой себестоимостью «коротких» перевозок, так как они, как правило, осуществляются сборными поездами, которые имеют меньшую грузоподъемность и движутся с участковой скоростью. Договориться о снижении тарифных ставок не представляется возможности, так как ОАО «Российские железные дороги» является государственным предприятием, которое является монополией и устанавливает фиксированные тарифные ставки. На примере ООО «Петербургская продовольственная корпорация» была рассчитана разница в стоимости перевозок груза автомобильным и железнодорожным транспортом в ближние регионы России. Расчеты проводились по данным, собранным за I квартал 2016 года и результаты занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Сравнение стоимости перевозок груза автомобильным и железнодорожным транспортом в ближние регионы России

Пункт отправки Пункт назначения Оборудования для железнодорожной перевозки Вместительность грузовика, тонн Ж/д перевозки vs. автомобильные перевозки (в среднем за квартал), руб. Ж/д перевозки vs. автомобильные перевозки (в среднем за квартал), %

Санкт-Петербург Волга Контейнер (24 тонн) 20 -36 934 -44 %

Санкт-Петербург Центр Контейнер (24 тонн) 20 -58 818 -74 %

Санкт-Петербург Юг Контейнер (24 тонн) 20 -72 378 -62 %

Санкт-Петербург Волга Контейнер (30 тонн) 20+10 -32 129 -28 %

Санкт-Петербург Центр Контейнер (30 тонн) 20+10 -62 585 -60 %

Санкт-Петербург Юг Контейнер (30 тонн) 20+10 -50 978 -43 %

Санкт-Петербург Волга Термо вагон (60 тонн) 20+20+20 -66 436 -23 %

Санкт-Петербург Центр Термо вагон (60 тонн) 20+20+20 -140 499 -53 %

Санкт-Петербург Юг Термо вагон (60 тонн) 20+20+20 -109 787 -34 %

Исходя из полученных данных в таблице 1 можно сделать вывод о том, что железнодорожные перевозки в ближние регионы являются невыгодными для предприятия. Если речь идет о небольших расстояниях транспортировки, то по стоимости перевозок железнодорожный транспорт не может соперничать с автомобильным.

Таким образом, несмотря на то, что тарифные ставки на автомобильные перевозки достаточно высокие, предприятию обходится дешевле доставлять продукцию в ближние регионы именно этим видом транспорта. Кроме того, существует возможность снижения установленных перевозчиками ставок, так как они являются гибкими из-за достаточно высокой конкуренции на рынке транспортных компаний. Также к преимуществам автомобильного транспорта можно отнести: осуществление перевозок «до двери», высокую скорость доставки, обеспечение сохранности грузов, простую систему оформления документов и гибкую систему платежей.

Тем не менее, на сегодняшний день прослеживается яркая тенденция к увеличению тарифных ставок как на железнодорожную, так и на автомобильную перевозку. По данным Росстата было выявлено, что индекс тарифов на перевозку груза автомобильным и железнодорожным транспортом за 5 лет в среднем увеличился на 30 % [2]. Диаграмма, демонстрирующая рост тарифных ставок по годам, представлена на рисунке 2.

135 130 125 120 115 110 105 100

2012 2 013 2014 2015 2016

(ЯНВАРЬ-МАП)

—Железно дорожный транспорт * Автомобильный транспорт

Рис. 2. Индекс тарифов на перевозку грузов автомобильным и железнодорожным транспортом

На рисунке 2 отчетливо видно, что к 2016 году наибольший рост произошел в тарифных ставках на автомобильную перевозку грузов (15 %). Данная ситуация объясняется введением российской системы «Платон» [1]. «Платон» представляет собой систему взимания платы с грузовиков, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. С ноября 2015 года водители грузовых автомобилей обязаны платить определенную суммму за каждый пройденный километр федеральных дорог. На данный момент размер оплаты составляет 3,06 рубля. Таким образом, введение «Платона» по-

служило толчком к значительному повышению тарифных ставок на автомобильную перевозку. По некоторым данным к концу 2016 года они могут взлететь до 30 %.

Исходя из данных на рисунке 2, также видно значительное увеличение ставок на перевозку груза железнодорожным транспортом. К 2016 тариф на ж/д перевозки вырос на 9 %. Но не смотря на данный рост, доля грузопотоков автомобильных перевозок начала переходить на железнодорожный транспорт, что, опять же, связанно введением системы «Платон». Для наглядности были собраны последние данные Росстата, проанализированные в таблице 2, которые демонстрируют изменение грузооборота различных видов транспорта за май текущего и предшествующего года [4].

Таблица 2

Сравнение грузооборота различных видов транспорта в России

Год 2015 май, 2016 май, 2016 май vs.

млрд. тонно-км млрд. тонно-км 2015 май, %

Транспорт - всего 414 417 0,6 %

в том числе по видам:

железнодорожный 189,7 195,6 3,0 %

автомобильный 17,8 17,6 -1,4 %

морской 2,4 3,6 34,0 %

внутренний водный 8,0 7,4 -8,3 %

воздушный 0,4 0,5 11,6 %

трубопроводный 195,3 192,0 -1,7 %

Сравнение грузооборота различных видов транспорта в таблице 2 показало, что часть грузооборота перешла на железнодорожный транспорт (3 %), в то время как грузооборот автомобильного транспорта уменьшился на 1,4 %. Кроме того, наблюдается значительное повышение грузооборота морского (34 %) и воздушного (11,6 %) видов транспорта, что явилось результатом существенного повышения тарифных ставок на перевозку грузов ж/д и автомобильным транспортом.

Таким образом, в современных быстроменяющихся условиях существует необходимость постоянного мониторинга состояния рынка транспортных услуг. Для того, чтобы выдержать конкуренцию и остаться на плаву, предприятиям необходимо продумывать все варианты доставок, производить сравнения и рассчитывать выгодность перевозки грузов тем или иным видом транспорта.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 N1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максималь-

ную массу свыше 12 тонн» // «Собрание законодательства РФ». - 24.06.2013. -N 25. - Ст. 3165.

2. Индексы тарифов на грузовые перевозки по Российской Федерации в 1995-2015 гг. [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/ trans/tab-gruz1.htm (дата обращения: 15.07.2016).

3. Компания Кга^И^^ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.heinz.ru/ (дата обращения: 10.07.2016).

4. Транспорт в январе-мае 2016 года [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/regl/B16_01/IssWWW.exe/d05/2-1-7-1.doc (дата обращения: 20.07.2016).

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПОСТАВЩИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОСТАВОК

© Федорова А.С.1

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена вопросу повышения качества поставок путем рационального выбора поставщиков на примере предприятия ООО «Петербургская продовольственная корпорация» с применением метода анализа иерархий.

Ключевые слова поставщик, качество поставок, метод анализа иерархий, критерии выбора поставщиков.

Выбор поставщиков - это ответственная и сложная задача, так как от него зависит стабильность поставок, репутация торгового предприятия перед клиентами и ее рентабельность. В современных условиях жесткой конкуренции и экономической нестабильности данный вопрос приобретает особую значимость для предприятий, которые хотят занять достойное место на рынке. Важность можно объяснить еще тем, что транспортные затраты занимают наибольшую долю в структуре логистических затрат торгового предприятия и на их величину большое влияние оказывает выбор того или иного поставщика [1].

Был произведен анализ различных методов выбора поставщиков для предприятия и было выявлено, что наиболее распространенным среди всех является метод рейтинговых оценок. Несмотря на то, что метод рейтинговых оценок имеет свойственную ему простоту расчетов и позволяет принимать

1 Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.