Научная статья на тему 'Проблема воспроизводства жилищного фонда в России'

Проблема воспроизводства жилищного фонда в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ЖИЛИЩНАЯ СФЕРА / MODERNIZATION / HOUSING STOCK / RECONSTRUCTION / HOUSING SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева С. Ю.

В статье рассматривается проблема воспроизводства жилищного фонда в России. Подчеркивается, что гармоничное развитие жилищного фонда возможно за счет воспроизводства жилья и восстановления его ресурсов, применения новых материалов и прогрессивных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPLACEMENT HOUSING PROBLEM IN RUSSIA

The article considers the problem of reproduction of the housing stock in Russia. It is emphasized that the harmonious development of the housing stock is possible due to the reproduction of the housing and the restoration of its resources, the use of new materials and advanced technologies.

Текст научной работы на тему «Проблема воспроизводства жилищного фонда в России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ECONOMICS

Авдеева С.Ю.,

Магистрант, кафедра Организации и менеджмента в строительстве, Санкт-Петербургский государственный экономический

университет, Санкт-Петербург

ПРОБЛЕМА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема воспроизводства жилищного фонда в России. Подчеркивается, что гармоничное развитие жилищного фонда возможно за счет воспроизводства жилья и восстановления его ресурсов, применения новых материалов и прогрессивных технологий.

Ключевые слова: модернизация, жилищный фонд, реконструкция, жилищная сфера.

Avdeeva S.Y.

Master student, Department of Organization and Management in Construction, Saint-Petersburg State University of Economics, St.

Petersburg

REPLACEMENT HOUSING PROBLEM IN RUSSIA

Abstract

The article considers the problem of reproduction of the housing stock in Russia. It is emphasized that the harmonious development of the housing stock is possible due to the reproduction of the housing and the restoration of its resources, the use of new materials and advanced technologies.

Keywords: modernization, housing stock, reconstruction, housing sphere.

В сложившейся социально-экономической ситуации, в условиях экономического кризиса в России, проблемы формирования качественной жилой среды значительно обострились. Ключевыми проблемами в жилищной сфере и при воспроизводстве жилищного фонда являются: критично высокая степень физического и функционального износов жилищного фонда и ее катастрофическое нарастание; снижение объемов инвестиций в жилищное строительство, и, как следствие, недостаточность средств на капитальный ремонт и реконструкцию жилищного фонда [1]. Это фактически приводит к нарушению системы воспроизводства жилищного фонда. Возрастает противоречие между растущими потребностями человека в качественном жилье и ухудшающимися возможностями их удовлетворения. Современные рыночные отношения в жилищной сфере превратили жилье в труднодоступное для значительной части населения благо [2].

В среднем по стране износ жилищного фонда составляет около 60%. В России миллионы людей проживают в аварийных и ветхих домах. Прогнозируется, что в предстоящем десятилетии придут в негодность панельные пятиэтажные дома, построенные в 60-е годы прошлого столетия. Очевидно, что проблема реконструкции и модернизации жилого фонда становится не менее острой, чем строительство нового жилья. В данной ситуации необходима активная работа с существующим жилищным фондом, приходящим в упадок. При этом следует подчеркнуть, что сегодня реконструкция жилых домов, направленная на повышение комфортности проживания, проводится в небольших масштабах, как и в прошлые годы. Для решения проблемы обновления и преобразования жилищного фонда, например, Санкт-Петербурга, требуется ежегодно реконструировать порядка 1,5 млн. кв.м. жилья. Однако масштабы реконструкции в настоящее время явно недостаточны - так, начиная с 2009 года ее объемы неуклонно уменьшаются: с 1,1% от общей площади введенного жилья до 0,7% в 2013 году [3].

В рамках ФЦП «Жилище» действовала подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», данная программа была не эффективна, но единственное, что необходимо отметить, это то, что были проведены масштабные обследования жилищного фонда в целом по стране, которые отобразили реальную действительность. Так как реновация достаточно дорогое мероприятие (75% стоимости от нового строительства), необходимо профессиональное обоснование на данный вид затрат. Важно решить стоит ли делать капитальный ремонт или проще снести здание и построить новое. На данный момент разработано достаточно много эскизных проектов по реконструкции ветхого жилого фонда, пятиэтажек и микрорайонов. На практике данные разработки остаются лишь «бумажной архитектурной», за редким исключением в нашей стране реализуют подобное. В связи с этим назревает вопрос, почему так происходит? Явно проблема лежит именно в организационных моментах, как со стороны государства, так и со стороны жильцов. Из бюджета средства выделяются не эффективно и в тоже время собственники жилья не готовы на уровне ТСЖ решать поставленные задачи. В связи с этим требуется диалог между государством и собственниками. Естественно, что уровень дохода жильцов в каждом доме разный, но и это можно решить при помощи субсидий. Конечно, также необходимо закрепить на законодательном уровне, что делать со зданиями и какие необходимо проводить ремонтные работы с течением определенного промежутка времени [4].

Еще одним негативным моментом является, то, что в России существует большая разница в развитии городов столичного значения и регионального. Например, в Москве или Казани, достаточно быстро реализуются программы по капитальному ремонту зданий и имеются неплохие статистические показатели. В связи с этим необходимо повышать уровень жизни в целом по стране, создавать производственную базу и благоприятные экономические условия в каждом регионе, для того, чтобы не было оттока населения в мегаполисы. Следует отметить, что крупные города и города-миллионеры в ряде случаев имеют статус субъекта Российской Федерации (региона), но по своей сущности и основным характеристикам они должны быть отнесены к муниципальному уровню. Воспроизводственные процессы во многом определяются приоритетной ролью местных властей, поскольку именно они регулируют развитие жилищной сферы и определяют пропорции и объемы различных форм воспроизводства [5].

Возможным вариантом решения проблемы является привлечение инвесторов или строительных фирм, которые обладают материальной базой и специалистами на взаимовыгодных условиях.

Таким образом, существует достаточно много вариантов решения проблем в сфере воспроизводства жилищного фонда, но для реализации требуются действия, как со стороны государства, так и желание населения жить в комфортной среде и поддерживать фонд в надлежащем состоянии.

Литература

1. Селютина Л.Г. Моделирование процесса аккумуляции инвестиционных ресурсов в жилищную сферу // Экономика строительства. - 2002. - № 12. - С. 25-33.

2. Пасечнюк Н.Ю. Воспроизводство жилищного фонда и улучшение жилищных условий граждан // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - т. 39. - № 4. - С. 75-78.

3. Жилищные условия населения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.petrostat.gks.ru (дата обращения: 22.12.2014).

4. Селютина Л.Г. Современные аспекты процесса управления инвестиционной деятельностью в сфере воспроизводства жилищного фонда // Paradigmata poznani. - 2014. - № 2. - С. 28-30.

5. Селютина Л.Г., Васильева Н.В. Развитие форм воспроизводства жилищного фонда: терминологический аспект проблемы // Известия высших учебных заведений. Строительство. - 2003. - №1. - С. 114-118.

5

References

1. Seljutina L.G. Modelirovanie processa akkumuljacii investicionnyh resursov v zhilishhnuju sferu // Jekonomika stroitel'stva. -2002. - № 12. - S. 25-33.

2. Pasechnjuk N.Ju. Vosproizvodstvo zhilishhnogo fonda i uluchshenie zhilishhnyh uslovij grazhdan // Sbornik nauchnyh trudov Sworld. - 2013. - t. 39. - № 4. - S. 75-78.

3. Zhilishhnye uslovija naselenija. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.petrostat.gks.ru (data obrashhenija: 22.12.2014).

4. Seljutina L.G. Sovremennye aspekty processa upravlenija investicionnoj dejatel'nost'ju v sfere vosproizvodstva zhilishhnogo fonda // Paradigmata poznani. - 2014. - № 2. - S. 28-30.

5. Seljutina L.G., Vasil'eva N.V. Razvitie form vosproizvodstva zhilishhnogo fonda: terminologicheskij aspekt problemy // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Stroitel'stvo. - 2003. - №1. - S. 114-118.

Аксёнов А.А.

Магистрант, Минский университет управления

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОГРАММ ПО ПРОДУКТУ И ПРОИЗВОДСТВУ В УПРАВЛЕНИИ

ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация

В статье рассмотрено - использование маркетинговых программ по продукту и производству в управлении предприятием, цели, задачи и эффективность использования.

Ключевые слова: маркетинговая программа, продукт, эффективность.

Aksionov A. A.1

Master student, Minsk University of Management

USE OF MARKETING PROGRAM PRODUCT AND PRODUCTION IN ENTERPRISE MANAGEMENT

Abstract

The article - the use of marketing programs and product manufacturing in enterprise management, goals, objectives, and efficient use.

Keywords: marketing program, product, effectiveness.

Программы маркетинга - это системы взаимосвязанных задач и адресных мероприятий, определяющих действия предприятия на заданный период времени по всем блокам маркетинга. Программы дают возможность определить оптимальную структуру производства, ориентирующую на получение желаемого уровня прибыли, позволяют прогнозировать альтернативные действия для благоприятных, средних и неблагоприятных условий рынка и внешней среды, а также конкретные мероприятия, направленные на поэтапную реализацию намеченных целей и стратегий предприятия, создать информационную базу для принятия оперативных управляющих решений, контролировать эффективность мероприятий стратегии и тактики [1].

Маркетинговая деятельность включает: планирование ассортимента продукции, ценообразование, логистику, оптовую и розничную торговлю, обслуживание покупателей в торговом зале, рекламу, маркетинговые исследования.

Интеграция всех этих действий в единый процесс называется маркетинговой программой. Такие программы открывают возможности для рационального планирования, применения наиболее эффективных систем материального стимулирования, ценообразования, организации производства и труда и т.д.

При составлении программ просчитываются наиболее целесообразные варианты такой структуры производства, которая призвана оказать воздействие на формирование новых потребностей. Мероприятия программ конкретизируют выработанную стратегию в разрезе отдельных компонентов комплекса маркетинга и в зависимости от конкретной ситуации могут быть ориентированы на:

- максимум эффекта конечного результата деятельности независимо от степени риска;

- минимум риска без ожиданий большого эффекта;

- различные комбинации предыдущих двух подходов.

Программа маркетинга по продукту составляет ядро маркетинговой деятельности и служит основой для разработки проекта плана производства на текущий или перспективный период. Конечная цель программы - определение рентабельности продукции и принятие решения о целесообразности ее внедрения в производство. Стандартные программы маркетинга ограничиваются небольшим числом показателей:

- целевой рынок: географическая территория, экономические факторы;

- рыночная позиция: тенденции развития рынка, рыночные факторы, уровень конкуренции;

- характеристика продукта: тип продукта, его позиции на рынке;

- факторы внешней среды: условия товародвижения, правовые и политические уровни, рыночная инфраструктура;

- организационные факторы: ориентация фирмы, отношения между материнской и дочерней компаниями, делегированные полномочия.

Программа маркетинга по производственному отделению содержит развернутое обоснование и материалы для принятия решений о выпуске наиболее выгодных видов продукции с учетом требований конкретного рынка [2].

Конечный результат программы маркетинга по производственному отделению - определение показателя прибыли.

Маркетинговые программы разрабатываются отдельно для каждого вида товаров и сегмента рынка. Единая программа маркетинга представляет собой взаимосвязанную систему всех маркетинговых программ по отдельным рынкам и группам однородной продукции.

Программы маркетинга являются эффективным инструментом управления деятельностью предприятия в связи с тем, что полноценное использование результирующего набора программных средств обеспечивает большую прибыльность и стабильность предприятию как на текущий период, так и на перспективу. Каждая фирма вырабатывает свои подходы исходя из существующих условий, традиций, конкретных исполнителей [3].

Литература

1. Уткин Э.А. Паблик рилэйшнз, 2001. С.90.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент, 2002. С. 170.

3. Программы маркетинга [Электронный ресурс] URL: http://www.irbis.vegu.ru/repos/1044/Html/015.htm (дата обращения 1.12.2012).

References

1. Utkin E.A. Public relations, 2001. S.90.

2. Gerchikova IN Management, 2002. S.170.

3. Programmi marketinga [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.irbis.vegu.ru/repos/1044/Html/015.htm (data obrashhenija 1.12.2014).

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.