Научная статья на тему 'Проблема воспитания и технологии подготовки социальных педагогов'

Проблема воспитания и технологии подготовки социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелина Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания и технологии подготовки социальных педагогов»

Обсуждаем проблему

125

Т. ЩЕЛИНА, доцент АГПИ им. А.П. Гайдара

Системный кризис в современной России наиболее остро проявляется в сфере воспитания молодых граждан, вынужденных усваивать, а впоследствии и воспроизводить неустоявшиеся, порой противоречивые ценности и опыт. Находясь в ситуации идеологической неопределённости, сами взрослые (родители, педагоги) далеко не всегда уверены в себе, а значит, и в своей компетентности как субъектов воспитания.

Кризис переживает семья, которая те-ряетприсущие ей функции, традиции и способы воспитания. Аналогичную ситуацию переживает современная школа. В ней искусственно снижена активность детских и юношеских общественных организаций, фактически обеспечивавших опыт дружбы, сотрудничества и взаимопонимания, социально ценной и полезной деятельности. В результате в школе почти исчезло воспитание как целенаправленный процесс усвоения и воспроизводства позитивных социальных норм. Вместо него в классах возникают весьма сомнительные конкурентные и «коммерческие» отношения; в школьную среду проникают различные контркультурные влияния. Стали распространенными случаи неадаптивно переживаемых школьниками кризисов детско-подростковой социализации.

Наиболее часто встречающиеся последствия этого процесса таковы: группирование с асоциальными сверстниками; примитивные интересы и увлечения; несформи-рованность учебной деятельности; отсутствие самостоятельности и инициативности; неразвитая структура самосознания, слабая рефлексия и слабое абстрактно-логическое мышление; протестные и оппозиционные реакции, затянувшиеся до конца ранней юности (вплоть до начала обучения в вузе); несформированность полоролево-

Проблема воспитания и технологии подготовки социальных педагогов

го поведения, отсутствие навыков общения и гуманистических установок по отношению к противоположному полу; совокупность невротических, акцентуированных и патохарактерологических черт, инфантилизм при отсутствии навыков зрелого со-владающего поведения и слабости психологических защит от стрессов и трудных жизненных ситуаций.

В последнее десятилетие отмечается устойчивая тенденция к увеличению процента выпускников школ, поступающих в вузы с подобными характеристиками личности. Углубляется противоречие между требованиями к профессиональной подготовке, предъявляемыми усложняющейся общественной жизнью, и недостаточной социальной и психологической зрелостью студентов. В этих условиях обществу и системе образования необходимо в кратчайшие сроки разработать и внедрить такие методы и технологии организации педагогического процесса в современных общеобразовательных учреждениях, которые позволяли бы, интенсивно воздействуя на развитие личности, корректировать описанные негативные явления в молодёжной среде и осуществлять их профилактику в семье и школе.

Решение данной проблемы впрямую связано с целями и задачами национального проекта в области образования и требует существенного изменения содержания, психологического и методического обеспечения системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Сегодня наметилась тенденция «сокращения» освобожденных кураторов в общеобразовательных учреждениях повышенного типа (лицеи, гимназии), происходит соединение функций классного руководителя с обязанностями учителя-

126 Высшее образование в России • № 7, 2006

предметника, что вряд ли позволит решить проблему воспитания и эффективной социализации юных граждан России. Это связано, как минимум, с двумя обстоятельствами: 1) изменившейся социально-психологической характеристикой воспитанников; 2) недостаточной профессиональной и психологической готовностью педагогов к работе в новых условиях.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос о необходимости профессиональной подготовки социальных педагогов - специалистов по организации общения и взаимодействия детей, подростков, юношей и девушек, а также ускоренной и интенсивной переподготовки уже работающих специалистов общеобразовательных учреждений (заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов, классных руководителей). Опыт практического воплощения высказанной идеи имеется в ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара ».

Профессорско-преподавательскимкол-лективом психолого-педагогического факультета разработана и внедряется концепция профессиональной подготовки социальных педагогов, согласно которой целью этих специалистов является создание благоприятных условий для успешной социализации воспитанников в учебном заведении и в группе сверстников с последующей интеграцией в общество.

Разработанный в соответствии с этим учебный план по специальности «Социальная педагогика» позволяет студентам усваивать знания и умения, необходимые для реализации социального воспитания в ситуации позитивного или нарушенного развития личности и группы.

Практическая подготовка будущих специалистов обеспечивается последовательным введением в учебно-воспитательный процесс совокупности следующих универсальных, на наш взгляд, технологий социального воспитания, овладение которыми позволяет педагогам организовывать раз-

витие просоциальных групповых процессов в классе или в любом другом учебном коллективе.

Технологии знакомства, группового и ролевого структурирования способствуют бесконфликтному вхождению ребёнка в коллектив, самопринятию, познанию им себя и группы, создают возможности для поиска и нахождения в процессе группового взаимодействия социально приемлемых ролей, реализация которых обусловливает личностный рост ребёнка, его социальную компетентность, обеспечивают сплочённость группы.

Введение и создание правил и норм жизни, традиций. Данная технология предполагает знакомство с правилами жизни образовательного учреждения, его традициями, задаваемыми взрослыми (педагогами, родителями - бывшими выпускниками) и старшими сверстниками, а также создание и поддержание собственных «норм», привлечение к их реализации младших сверстников. Это обеспечивает стабилизацию отношений, преемственность в сохранении и передаче социально полезных и социально ценных способов поведения и деятельности.

Технология индивидуальных и групповых поручений обеспечивает возможность успешной самореализации ребёнка с учётом его индивидуальных интересов, способностей, достижений в учебной деятельности (особенно при кризисах адаптации к школе и переходе на многопредметное обучение); способствует развитию волевой сферы личности, повышению самооценки и самоуважения, выработке навыков сотрудничества, взаимозаменяемости, ответственности за группу; создаёт баланс между обособлением, автономностью от группы и принадлежностью к ней (профилактика эгоистического и индивидуалистического поведения, с одной стороны, и психологически зависимого, подчиняемого поведения - с другой).

Формирование актива класса и развитие самоуправления. Эти технологии способствуют освоению детьми и подростка-

Обсуждаем проблему

127

ми просоциальных способов взаимодействия в коллективе, управления группой сверстников, организации её жизнедеятельности в наиболее важных сферах; тренируют навыки принятия решений, ответственности за результат и последствия деятельности группы и своей собственной. Представительство класса в органах самоуправления школы обеспечивает психологическую идентификацию себя с классом как социальной группой, входящей в более сложную социальную систему - общешкольный коллектив.

Технология групповой персонификации пространства (психологической идентификации ученика с классом и школой) предполагает наличие фиксированной территории как основы групповой идентичности, отделение её от других, обустройство, эстетизацию и заботу о сохранности имущества, символов и т.д., специфическое эмоциональное отношение как к «своему». Это повышает интенсивность взаимодействия в первичных коллективах и между ними, способствует сплочённости группы, снижению уровня агрессивного поведения в групповом и межгрупповом взаимодействии, более интенсивному использованию общешкольных территорий и помещений.

Технология планирования, подготовки, реализации и анализа коллективных творческих дел, кроме перечисленных в названии навыков, способствует развитию отношений сотрудничества, заботы о группе, коллективе класса, школы; задаёт социально ценную направленность активности, инициативе и деятельности детей и подростков; обеспечивает их постепенное - в соответствии с возрастными задачами - усложнение и обогащение; создаёт условия ,для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения ребенка в группе, тренирует социально приемлемые и социально ценные способы их достижения.

Технология анализа педагогом (или другим значимым взрослым) коллективного творческого дела и его анализа классом формирует умения подводить итоги, оцени-

вать результат деятельности, выявлять причины успехов и неудач, трудностей и проблем, прививает навыки доброжелательного неагрессивного отношения друг к другу, «авансирования», психологической защиты новичков и слабых, поддержки друг друга.

Формирование инициативных групп, «советов дела». Эта технология обеспечивает объединение ребят по интересам, по желанию общаться и заниматься совместной деятельностью; формирует и поддерживает отношения дружбы, взаимной ответственности (представительство микрогруппы в «Совете дела») и ответственности за порученное дело, развивает навыки организатора, лидера, руководителя, дипломата, коммуникатора, стимулирует проявление творческих способностей.

Участие в жизни класса социально успешных значимых взрослых (родителей, выпускников школы, известных граждан) обеспечивает социально приемлемые, социально полезные и социально ценные способы самореализации и самоутверждения, создавая условия для идентификации с социально успешными людьми и компенсируя отчасти нарушение этих функций в семье.

Шефство старших учащихся над младшими. С одной стороны, это является основой демократических отношений, отношений взаимной заботы и ответственности (в противовес группам типа «банды» или отношениямпо типу «дедовщины»), а с другой - позволяет отчасти восполнить недостаток опыта общения с младшими и старшими сверстниками в современных семьях с одним ребёнком.

Соревнование между классами, участие в общешкольных делах, жизни микрорайона, города способствует реализации творческой активности детей и подростков, их сплочению и формированию чувства «мы», гордости за свою команду; тренирует опыт переживания побед и поражений, развивает навыки здорового соперничества и продуктивной конкуренции, причастности к ближайшему социуму, малой и большой Родине.

128 Высшее образование в России • № 7, 2006

Ведение летописи и создание музея класса воспитывает бережное отношение к традициям, углубляет процессы идентификации с классом и позволяет найти успешные способы самореализации и самоутверждения не только среди сверстников, но и среди взрослых.

Классное собрание как социально-психологическая технология работы педагога формирует навыки сбора, анализа, обобщения и систематизации информации по актуальным для школьников вопросам; развивает умения участвовать в дискуссии, вести её, формулировать и принимать решения, выстраивать возможные способы достижения целей, осуществлять обратную связь.

Один из вариантов решения проблемы совершенствования воспитательной и профилактической работы с различными категориями детей в изменившихся социальных условиях связан с обучением работающих специалистов общеобразовательных учреждений интенсивным технологиям воспитательной, профилактической и коррек-

ционной работы с детьми различных «групп риска». В рамках Центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации АГПИ им. А.П. Гайдара ведущими преподавателями психолого-педагогического факультета разработана и реализуется по договору с администрацией города Программа курсов повышения квалификации специалистов общеобразовательных учреждений города.

В целом и опыт организации профессионального образования социальных педагогов, и результаты реализации Программы курсов повышения квалификации указывают на необходимость аналогичной социально-педагогической и психолого-педагогической подготовки социальныхпартне-ров общеобразовательных учреждений -медиков, работников ПДН УВД, волонтеров из среды сверстников и родителей - с целью совершенствования их готовности к работе с социально адаптированными подростками и юношами, а также входящими в «группы риска».

Р. МИНЗАРИПОВ, проректор Казанский государственный университет

В условиях транзитного состояния российского социума необходимо выработать новую идеологию образования, пересмотреть старые обучающие технологии, создать в университетах своего рода «образовательные экспериментальные площадки» для отработки современной модели специалиста. Ее ядром выступает развитие личности, системы ее ценностных ориента-ций и мотивов деятельности, формирование способностей к самоанализу и самосовершенствованию, а не только предоставление профессионально значимых знаний и умений. Весь процесс организации высшего образования в университете следует подчи-

Гуманитарная среда

классического

университета

нить одной цели - сделать выпускника высококультурным человеком.

Респонденты проведенного при участии автора исследования1 (2003-2004 гг.) полагают, что в подготовке специалистов для рыночной экономики нужно избегать крайностей как узкой профессиональной направленности, так и широкой фундаментальной подготовки. Оптимальной и адекватной новым реалиям является модель

1 В ходе экспертного опроса о состоянии преподавания гуманитарных дисциплин в вузах и формировании специалиста нового типа было опрошено 153 преподавателя гуманитарных дисциплин; случайная выборка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.