ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА МУЗЫКИ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Рзаева Ф.И.
Рзаева Фирангиз Имамверди кызы - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыки и технология её преподавания, Азербайджанский государственный педагогический университет г. Баку, Азербайджанская Республика
Аннотация: в статье отмечается, что широта и глубина постановки проблем педагогизации высшей школы выводит на уровень создания фундаментальной теории профессиональной подготовки кадров, в том числе и музыкально-педагогических. Объектом исследования является студент, будущий педагог музыки, оптимальная действенная модель, соответствующая высоким требованиям к современному специалисту. Одним из наиболее интересующих автора аспектов данной проблемы является психологическая пригодность к профессии. Касаясь проблематики, столь тесно связанной с общими и возрастными закономерностями развития личности невозможно эффективно заниматься исследованием без использования психологических знаний. Автор особо отмечает, что на наш взгляд преподаватель без научной направленности не соответствует современным требованиям.
Ключевые слова: педагог музыки, психологическая пригодность, эмпирические представления, кадровая политика, педагогическая подготовка.
Многие десятилетия способы педагогической подготовки будущих учителей музыки в высших учебных заведениях основывались, в большинстве своем, на эмпирических представлениях, не имели фундаментальной теоретической базы. Если проблемы формирования музыканта-исполнителя нашли своё выражение во множестве научно-методических работ, теоретических исследованиях, разработках, отдельных статьях, то профессиональное воспитание педагога музыки, относительно меньше имеет наследия.
Деятельность учреждений искусства и культуры во многом определяется кадровой политикой проводимой соответствующими министерствами и ведомствами, самими учреждениями. Вуз, с затратой колоссальных материальных, временных и моральных средств, ежегодно выпускает сотни дипломированных педагогов музыки. Основная часть которых с первых же дней самостоятельной творческой деятельности занимается учительским трудом во всех звеньях целостной системы образования.
Широта и глубина постановки проблем педагогизации высшей школы выводит на уровень создания фундаментальной теории профессиональной подготовки кадров, в том числе и музыкально-педагогических. Именно отсутствие должного теоретического обеспечения и порождает столь разноречивую и непривлекательную в целом обстановку в исследуемой области.
Из общей проблемы профессиональной подготовки студентов высшего учебного заведения мы заостряем внимание на педагогической подготовке студентов музыкальных и педагогических вузов. Объектом исследования является студент, будущий педагог музыки, оптимальная действенная модель, соответствующая высоким требованиям к современному специалисту. Касаясь проблематики, столь тесно связанной с общими и возрастными закономерностями развития личности и групп - социальных объединений людей, имеющих свои закономерности функционирования, конкретные цели и задачи производимых действий, невозможно эффективно заниматься исследованием без использования психологических знаний. Базовой, в данном случае, может служить единая психологическая теория высшего образования в цело, профессиональной подготовки педагогических кадров в частности. Обе теории, основная и вытекающая из неё, находятся в стадии конкретизации и практической нацеленности на нужды образования, воспитания и обучения. В данном контексте естественными кажутся и выходы на взаимообогощающие и взаимовлияющие уровни проведения исследования с учетом сфер искусствоведения, философии, социологии, эстетики. Что же касается психологии высшей школы как система знаний, то она вбирает в себя: общую, педагогическую, социальную психологию, функции высшей нервной деятельности. Широта, комплексность, многоаспектность охвата проблемы и требования к глубине рассмотрения поставленных вопросов выводят на необходимость фундаментальности теоретической концепции профессиональной подготовки кадров как в сфере искусства в целом, так и искусстве музыкально-педагогической деятельности в частности, хотя и столь трудно поддающейся унификации.
Одним из наиболее интересующих нас аспектов данной проблемы является психологическая пригодность к профессии. Профессии не вечны, они возникают и исчезают, усовершенствуются и меняются, порой от них остаётся одно название. По сути своей профессия педагога музыки вечна, более того, многие идеалы прошлого остаются идеалами и по сей день, просто меняются "витки спирали". Что такое профессия как вид человеческой деятельности? "Это длительно существующий комплекс трудовых обязанностей, необходимых для жизни общества функций".
В общественно-полезном профессиональном труде человек реализует свои физические, психические возможности и способности, находит им творческое преломление. Это приносит ему моральное и
творческое удовлетворение. Изучение отношений "человек-профессия" выполняет целый комплекс переменных, от которых зависит конечный результат.
Психологическая пригодности к профессии есть свойство личности о котором можно судить по двум критериям: по успешности овладения профессией и по степени удовлетворения человека своим трудом. Оба критерия относительны, и, тем не менее, не взирая на их порой субъективность, только эти критерии позволяют подойти к психологической характеристике профессиональной пригодности. Ведь упорно, сознательно добываемая успешность, есть гарантия удовлетворенности, тем более, если она хоть и требует определенных усилий, но не является в тягость. Профессиональная пригодность есть свойство личности, она, как и другие личностные свойства, формируется в процессе деятельности, в учебе, в трудовой деятельности и т.д.
Исследование личности студента строится в свете проблематики психологии студенческого возраста (1723 лет), подлежащий рассмотрению период становления зрелой личности в структуре психологии взрослого человека. Выявляется необходимость превращения студента из существа реактивного в активное.
Изучение проблемы с учетом возрастных особенностей студентов выявляет ряд дополнительных трудностей, связанных с возможностями возникновения профессиональных интересов, с отношениями и взглядами молодежи на профессию педагога и взглядами молодежи на профессию педагога. Профессиональная пригодность как свойство личности, подобно другим личностным свойствам, формируется в процессе деятельности - учебе, на практике. Таким образом, вторым, наиболее интересующим нас аспектом изучения данной проблемы, является исследование психологических особенностей деятельности студентов в свете общей теории деятельности.
За последние годы в психологии среди ряда важнейших категорий, нуждающихся в дальнейшей разработке, одной из наиболее значимых является категория деятельности. Человеческая жизнь может быть рассмотрена как система сменяющих друг друга родов деятельности двуедина: это и объективное (отражаемое) явление и его отражение - как психологическое явление. Но цель деятельности, как психическое явление - это переработанная личностью, с учётом определяющей роли потребности, объективная цель.
Сознательная деятельность человека есть результат внешних условий, опосредованных внутренними усилиями. Единство деятельности и личности наиболее отчетливо проявляется в трёх группах психических явлений - умениях, навыках и поступках.
Исследуемыми основными видами деятельности студентов являются: учебная (аудиторная, внеаудиторная - обязательная и самообразовательная), общественная, научная и связанные с ними мотивы, профессиональная - в виде педагогической практики.
Немаловажную роль играют в учебных заведениях студенческие коллективы. При изучении социально-психологических предпосылок их деятельности становится возможным регулировать эффективность становления личности студента, ибо он формируется в коллективе.
В данном контексте особенно возрастает роль личности преподавателя высшей школы, каждого члена профессорско-преподавательского коллектива.
Структура деятельности преподавателя высшей школы сложна и глубока по содержанию, определяемому задачами высшего специального образования. Из всего многообразия психических явлений, включенных в деятельность преподавателя центрирующими и выражающими являются: цели, мотивы, способы.
Деятельность преподавателя теснейшим образом связана с деятельностью студентов, поэтому для их согласования по задачам, месту и времени целесообразно: определить необходимость условия успешной общей деятельности (понимание задач, чувство ответственности, рациональный объем учебного материала, эффективные методы работы и т.д.).
Для преподавателя высшей школы характерно сочетание научной и педагогической деятельности. Гармоничное сочетание научной и педагогической работы в деятельности преподавателя способствует успешности преподавания, повышению творчества. Ученый Н.И. Пирогов справедливо отмечал: "Отдалить учебное от научного в университете нельзя. Но научное без учебного всё-таки светит и греет, а учебное без научного, как бы ни было заманчива его внешность - только блестит".
Сочетание в одном лице большого ученого и педагога явление редкое. Ученый, но плохой преподаватель полезно в отдельных видах совместной работы с воспитуемым, таких как консультация. Преподаватель без научной направленности не соответствует современным требованиям. Когда отсутствует оба показателя -такой преподаватель случайный человек в коллективе вуза. К сожалению, в массе своей, педагогическим воспитанием студентов, в частности, педагогической практикой, зачастую руководят люди, относящиеся к последней категории, либо с преобладанием одной из сторон, тогда как именно суть и содержание данной дисциплины подразумевает высокое педагогической мастерство, высокий уровень теоретической подготовки, умение вести научное исследование. К последнему виду деятельности и необходимо подключить студентов-практикантов, будущих педагогов.
Вуз рассматривается как сложная социальная система, по отношению к нему следует уточнить понятие "управление". Руководить учебно -воспитательным процессом, это значит создавать оптимальные внутренние и внешние условия для успешного формирования личности будущего специалиста, рационально использовать возможности преподавания, всех форм и видов учебной, воспитательной работы.
Список литературы
1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. изд. Просвещение, М., 2004, 708 стр.
2. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. изд. Наука. М., 1970, 271 стр.
3. Кенгерлинская Т.Ф. Музыкальная педагогика. Баку, 2004, 251 стр.
4. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967, 72 стр.
5. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М., 1964, 343 стр.
6. Пирогов Н.И. Избранные педагогические произведения. М., 1953. 743 стр.
7. Суслова Н.В. Музыкальный менеджмент как парадигма мышления в музыкальном образовании и культуре. // Проблемы и перспективы подготовки педагога-музыканта. М., МГПИ, 2002, стр. 74-76.