грот ото Манускрипт • Manuscript
2021. Том 14. Выпуск 6. С. 1223-1228 | 2021. Volume 14. Issue 6. P. 1223-1228
ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru
RU
Проблема воспитания этнокультурной идентичности у актеров средствами музыки
Клименко Т. Е.
Аннотация. Цель исследования - рассмотрение формирования этнокультурной идентичности у студентов-актеров средствами русской народной песни и романса. Научная новизна работы заключается в обращении к новому ракурсу данной социокультурной проблемы, в рассмотрении влияния различных жанров народной песни и классического романса на формирование этнокультурного компонента личности студента специальности «актерское искусство» в рамках предмета «Музыкальное воспитание актера драматического театра и кино». В результате доказано, что основные свойства и структурные компоненты этнокультурной идентичности могут формироваться под воздействием характерных особенностей музыкальной семантики народно-песенных и романсовых жанров.
EN
Issue of Forming Ethnocultural Identity in Actors by Means of Music
Klimenko T. E.
Abstract. The study aims to consider formation of ethnocultural identity in student actors by means of the Russian folk song and romance. Scientific novelty of the work lies in addressing a new perspective of this sociocultural issue, in considering influence of various genres of folk song and classical romance on formation of the ethnocultural component in the personality of students pursuing a degree in "Actor's Art" as a part of the subject "Music Education of the Drama Theatre and Film Actor". As a result, it is proved that the main properties and structural components of ethnocultural identity can be formed under the influence of the features that characterise musical semantics of folk song and romance genres.
Введение
Актуальность темы. В последние годы вопросы патриотического воспитания и в этом контексте формирования у молодежи этнокультурной идентичности стали одними из наиболее обсуждаемых проблем современной педагогики. В настоящий момент противоречивые процессы, с одной стороны, ведущие к глобализации общества, к сближению культур Востока и Запада, к их взаимному проникновению и синтезу, с другой -понижение внимания к вопросам морали в современном обществе, а также полиэтничность национального состава России - лишь некоторые из внешних факторов, которые являются объективными предпосылками ослабления этнокультурной самоидентификации личности в современном российском обществе [3].
Разрешить ряд моментов, связанных с проблемами инкультурации личности, может включение в систему обучения в ссузах и вузах элементов этнокультурного образования. А. Б. Афанасьева определяет этнокультурное образование как «целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях; процесс становления личности в осмыслении синхронных и диахронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса и суперэтноса в структуре развития мировой культуры» [2, с. 192-193]. В контексте музыкального образования студентов по специальности «Актерское искусство» таким путем может быть воспитание позитивного восприятия прошлого родной страны через знакомство с образцами народно-песенного творчества, а также их преломлением в творчестве композиторов-классиков, в частности, в жанре романса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Во-первых, выявить содержание понятия этнокультурная идентичность; во-вторых, рассмотреть особенности и возможности ее формирования у студентов-актеров.
Теоретической базой статьи послужили исследования в области культурологии, психологии, теории музыкального содержания, фольклористики, музыкальной педагогики. Несмотря на многостороннее изучение
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210204
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/
разнообразных аспектов воздействия музыкального искусства на человека, чему посвящены в том числе труды классиков отечественной и зарубежной психологии (например, Э. Курта, К. Сишора, Л. Выготского, Б. Теплова, Д. Кирнарской, В. Петрушина и многих других), на настоящий момент собственно анализу влияния музыки на идентичность личности, в том числе, национальную, внимания отведено крайне мало. Как пример следует выделить диссертационное исследование О. А. Успенской «Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности» [10]. В нем автор, опираясь на достижения исследователей, рассматривает проблему идентичности как одну из центральных в современной психологии. Наряду с теоретическим рассмотрением различных аспектов влияния музыки на формирование идентичности личности, автор разрабатывает и экспериментально подтверждает модель становления идентичности личности средствами музыкального воздействия.
Некоторым отдельным аспектам данной проблемы посвящены также статьи Н. И. Кашиной «Механизмы формирования этнокультурной идентичности казаков-кадетов в процессе музыкального образования» [4], А. Е. Никитиной «Семейные фольклорные коллективы как средство формирования этнокультурной идентичности молодежи» [7], Н. В. Марочкиной «Этномузыкальное образование в формировании самоидентификации подрастающего поколения» [6].
В ходе работы были применены такие методы исследования, как:
- анализ научных трудов из различных областей гуманитарных наук, произведений русского народного и романсового песенного творчества;
- систематизация и обобщение полученных сведений;
- последующая классификация найденных сторон развития этнокультурной идентичности человека.
Практическая значимость работы заключается в том, что приведенные в ней наблюдения могут применяться в педагогической практике преподавателей музыкальных дисциплин ссузов и вузов для осознанного формирования такого важного компонента личности, как этнокультурная идентичность, а также в использовании результатов новейших научных исследований.
Значение и сущность этнокультурной идентичности
Прежде всего, обратимся к рассмотрению феномена этнокультурной идентичности. Несмотря на то, что интерес к проблемам идентичности личности зародился еще в рамках древнегреческой философии, именно в рассматриваемом аспекте проблема стала разрабатываться в трудах ученых лишь с 60-70-х годов прошлого века в связи с осмыслением этнонациональных процессов и на настоящий момент представляет собой огромный массив исследований в различных областях научного знания. Среди них можно выделить несколько направлений исследований: взаимообусловленность культуры и ментальности (М. Блок, Д. Лихачев,
A. Гуревич, Ш. Монтескье, А. Тойнби, О. Шпенглер), конструктивистский подход (Ф. Барт, С. Хантингтон, Р. Абдулатипов, В. Тишков), адаптивность и интегративность как основа специфики этнокультурной идентичности (С. Лурье, Э. Орлова, А. Флиер), генезис этнокультурной идентичности (М. Бахтин, В. Библер,
B. Вернадский, Г. Спенсер, В. Топорова) и другие. В отдельное направление можно выделить исследования, посвященные специфике русской идентичности (Т. Богатырева, Л. Гудков, И. Орлова, В. Ядов, В. Савченко). Этот далеко не полный перечень авторов и направлений изучения свидетельствует о несомненной актуальности, многогранности предмета исследования.
Основой для формирования представлений об этнокультурной идентичности стали сложные психологические и социальные механизмы, а также взаимодействие личности с окружающей ее культурной средой; это комплексное взаимодействие отражается в понятийном аппарате, а многообразие взглядов на феномен порождает различные его определения. Приведем некоторые из них. Так, В. В. Савченко определяет этнокультурную идентичность как «отождествление индивидом себя с этнической общностью, построенной на духовной близости культуры. Сущность этнокультурной идентичности может быть раскрыта через категорию "личность", позволяющую определять "этническое" через ее внутреннее содержание, прежде всего, актуализацию ценностной структуры. Этнокультурная идентичность базируется на комплексе символов, которые порождают чувство общности с этнической группой, она связана с ценностным значением, придаваемым членству в определенной этнической группе, и истоки ее возникновения прослеживаются с самых ранних этапов этногенеза и онтогенеза» [8, с. 12]. Более емкое и развернутое определение дает И. В. Малыгина, подразумевая под термином «этнокультурная идентичность» «социальнопсихологический феномен, содержание которого составляет как осознание индивидом общности с локальной группой на основе разделяемой культуры, так и осознание группой своего единства на тех же основаниях, психологическое переживание этой общности, а также индивидуальные и коллективные формы ее манифестации» [5, с. 12]. Анализируя данное явление, А. П. Садохин предлагает выделять в нем ряд типологических разновидностей этнокультурной идентичности, в число которых входят: нормальный, этноцентрический, этнодоминирующий типы, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм и амбивалентная этничность [9, с. 154-155].
Рассматривая данное явление, И. В. Малыгина отмечает, что ему свойственны специфичные внутренние (социально-психологические) и внешние (культурно-исторические) предпосылки. Внутренние заключаются в стремлении индивида к упорядочиванию личной картины мира, преодолению разобщенности между собой и внешним миром, достижению гармонии с ним. Особенностями внешних предпосылок являются нелинейность,
изменчивость, эволюционность культурных форм, которые привели к смешиванию основных исторических форм этнокультурной идентичности.
Кроме того, среди определяющих качеств И. В. Малыгина указывает на тесную связь этнонациональной идентичности и культуры. Причины этой взаимосвязи кроются в психологической составляющей, так как отнесение себя к определенной этнокультурной группе «удовлетворяет психологическую потребность человека в адаптации, поскольку позволяет ощущать себя интегрированным в окружающий мир посредством переживания сопричастия своей этнокультурной группе, как в актуальном аспекте, так и в контексте исторической преемственности и перспективы» [5, с. 13-14]. Сущностью этого единства является ощущение тождественности человека с историческим прошлым его народа, с национальным архетипом. Идентификация происходит не только по внешним психофизиологическим признакам, но и в целой системе культурных кодов, в которых и сконцентрированы индивидуальные культурно-исторические особенности каждого этноса. Носителями таких кодов могут быть мифы, легенды, исторические факты, материальные культурные артефакты, традиции и т.п. При этом важным стабилизирующим фактором становится территориальное расположение этноса.
Особенности формирования этнокультурной идентичности средствами народных и лирико-бытовых жанров у студентов-актеров
Одним из носителей культурного кода является народно-песенное творчество. В синкретическом единстве музыкального и поэтического текста, а в большинстве случаев - еще и наличии обрядового контекста, русское народное творчество является неисчерпаемым источником, с помощью которого возможно формирование различных качеств личности. Прежде всего, обращаясь к песенному фольклору, исследователи отмечают его свойство формировать духовно-патриотические взгляды человека. В процессе многовекового развития фольклорные первоисточники сложились как концентрированные сгустки духовности, народного жизненного опыта, этических и моральных норм, философской системы взглядов. В этой связи целесообразно говорить о том, что музыкальный фольклор может выступать важнейшим средством духовного, этического, эстетического, морального развития личности и заключает в себе не только важнейшие жизненные категории, но и опыт наследования, связь поколений. В современной педагогике прослеживается тенденция использования фольклора в его различных формах (не только музыкальных, но и прикладных видов деятельности) в воспитательных целях.
Академическое музыкальное воспитание, в свою очередь, является также мощным фактором в воспитательном процессе. Множество социальных и психологических исследований подтверждают формирование у музыкантов таких качеств, как толерантность и эмпатия. Выработке этих личностных качеств способствует использование в практике музыкальной, а прежде всего, вокальной подготовки драматического актера. Как известно, в современной театральной жизни все больше места отводится музыкально-драматическим постановкам, где мелодия играет не просто роль фона, но в большинстве случаев принимает на себя драматургические функции, становясь полноправным «участником» действия, отражая средствами музыкальной драматургии ключевые моменты его развития. В этом контексте и герои пьес получают вокальные характеристики, несущие музыкально-драматургическую функцию. Таким образом, сегодня музыкальное воспитание по праву занимает одно из ведущих мест в подготовке драматического актера.
Между тем, часто возникает сложная ситуация, обусловленная отсутствием у большинства абитуриентов учебных заведений начального музыкального образования. Этот факт отражается не только на сугубо профессиональном компоненте обучения, заключающемся в отсутствии базовых музыкально-теоретических знаний и вокальных навыков у практически сложившейся личности студента, но и на общем культурно-эстетическом уровне образования. Доминирование слухового опыта, основанного на популярной эстрадной музыке, основанной на ритмоинтонационных формулах европейской и американской традиций и лишенной русской этномузыкальной принадлежности, является одним из факторов, препятствующих формированию национального сознания личности студента.
В этом контексте чрезвычайно важным представляется использование в курсе вокальной подготовки актеров именно народно-песенного материала в обработке композиторов-классиков, а также таких произведений русской вокальной культуры, которые опирались бы на фольклорные первоисточники. Таким образом, наиболее демократичным и доступным для освоения на начальном уровне обучения классическим жанром являются народная песня и старинный русский романс. Отметим основные смысловые компоненты народного и классического творчества, которые способствуют формированию этнокультурной идентичности личности студента.
Особенностью музыкальной подготовки в учебных заведениях среднего и высшего уровня, в отличие от занятий дополнительного цикла для дошкольников и школьников, на которых, в основном, происходит знакомство и реконструкция форм фольклора, является концентрация внимания студента на музыкальной и содержательной сторонах фольклорных образцов. В процессе учебной деятельности студент учится считывать именно музыкально-интонационный код, поэтому нас в наибольшей степени будет интересовать именно этот аспект. Интонация, по мнению ведущих музыковедов современности (Б. Асафьев, А. Сохор, В. Холопова, В. Медушевский и др.), есть основной носитель содержания в музыке. Б. Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла», а его интонационная теория разрабатывалась в тесном сотрудничестве с актерами и базируется на сопоставлении речевых и музыкальных интонаций в контексте процессуального целого музыкальной формы [1]. Существующее в современном музыковедении разделение трактовок термина «интонация»
как наименьшей структурной музыкальной единицы, воплощенной в последовательности музыкальных тонов, и как способа выразительного воспроизведения музыкального текста, также было заложено Б. В. Асафьевым.
В предложенном в данной статье проблемном контексте нас будет интересовать второе, более широкое и многоаспектное понимание термина, поскольку именно на интонационном уровне в любом произведении содержится основная часть его содержания. Для народно-песенной интонации в этом понимании характерно родство с речевым интонированием (использование интонаций различного типа: вопросительных, утвердительных, побудительных, ласковых, молитвенных и т.д.), синкретическая связь с движением, а в ряде случаев - с обрядовой функциональностью (как правило, заключенная в ритмической регулярности, ритмоинтонационной повторности).
Как в поэтическом тексте фольклорных образцов можно отметить сконцентрированность выразительных средств, выделение характерных черт женских и мужских образов, отбор наиболее типичных, ярких свойств изображаемых личностей, так и в музыкальном отношении заметна кристаллизация наиболее типичных, жан-рово-характерных мелодических и ритмических оборотов, интонационных формул. Наиболее ярко это можно наблюдать при сопоставлении образцов архаических жанров календарно-обрядового цикла (веснянки, колядки, образцы детского фольклора) с жанрами, связанными с другими видами обрядовости (плачи, причеты), с более поздними по времени возникновения (лирические протяжные, солдатские, городские песни), либо с историческими жанрами (былины, баллады, исторические песни). Каждый из указанных жанровых комплексов обладает собственной системой интонационного кодирования и по-своему отражает систему религиозных, культурных и эстетических взглядов русского народа. К сожалению, в курсе вокальной подготовки актера невозможно охватить всю богатейшую жанровую палитру народно-песенного творчества в силу поставленных профессиональных и педагогических задач и ограниченности временного ресурса, отводимого для соответствующего курса. Как правило, для изучения студентам предлагаются обработки песен, возникших в конце XVIII - начале ХХ века (лирические, песни с социальной тематикой, сатирические, плясовые), трудовые («дубинушки») и социально-бытовые (колыбельные), наиболее соответствующие по своей музыкальной структуре методическим задачам предмета. Таким образом, главным критерием выбора репертуара является преимущественно насыщенность и развитость мелодической линии, из-за чего отсекаются такие важные для понимания специфики культурной среды жанры, как былины и исторические песни, календарно-обрядовый и детский фольклор.
Механизм формирования этнокультурной идентичности студентов-актеров основывается, на наш взгляд, на нескольких процессах. Первый - психологический, связанный с идентификацией учащегося со значимыми образами, заключенными в содержании народной песни. По мнению Н. И. Кашиной, «идентификация происходит через подражание им и установление тождества с ними» [4]. При работе над поэтическим текстом песен у студента складываются обобщенные образы-эталоны, типажи. Например, девушка благодаря системе сравнений и эпитетов наделяется такими качествами, как духовная и физическая красота, достоинство, трудолюбие; юноша - физической силой, удалью, преданностью Родине. Часто предметом народного творчества становятся исторические события, случившиеся в недавнем прошлом, а героями таких песен -исторические личности. Через знакомство с песней студент получает представление о некоторых особенностях быта, рабочего процесса и условий жизни, укладе общества и нормах поведения в различных ситуациях. В этом случае работает социокультурный и психологический механизм, в результате действия которого происходит включение человека в культурный и социальный контекст жизни этноса. Такая «идентификация задает антропологические приоритеты и нормы, формирует образы человека и человечности, которые признаются в качестве приемлемых и желательных в рамках данного сообщества» [Там же].
Как в народной песне, так и в бытовой лирике, представленной жанром романса, заключен специфический музыкальный код. В музыкально-интонационном плане можно выделить множество типичных интонационных последовательностей, в которых в обобщенном и сконцентрированном виде заключены основные эмоционально-образные формулы.
Если народная песня есть результат творчества таких социальных групп, как крестьяне и рабочие, то русский доклассический и классический романс является продуктом деятельности обеспеченных слоев общества, что, несомненно, накладывает отпечаток как на образный строй, так и на особенности непосредственно музыкальной составляющей. Прежде всего, необходимо отметить в таких произведениях акцент на внутреннем мире человека, его душевных переживаниях, что соответствует эстетическим установкам романтической эпохи. Разучивая и анализируя произведения романсового жанра, необходимо отметить отражение в них эволюции национального самосознания, которая совершалась на протяжении XIX столетия. Ее можно проследить через изменения в образно-тематической сфере от небольших бытовых сцен-зарисовок в романсах А. Варламова, А. Гурилева к социально заостренным миниатюрам А. Даргомыжского, М. Мусоргского, а затем к произведениям С. Танеева, С. Рахманинова, в которых складывается целостный образ России, русского народа в обобщенном виде. В то же время, более опосредованными становятся и интонационные формы воплощения этих образов. Если в доклассических романсах доминировали цитаты народных песен, то в произведениях композиторов конца XIX века можно наблюдать уже преломление народно-песенного мелоса в опосредованном виде, через призму личных музыкально-эстетических взглядов и индивидуального стиля.
Одна из тем, стоящих несколько особняком в авторской музыке, - это раскрытие национальной принадлежности через апеллирование к религиозным образам, что можно наблюдать, например, в романсах П. Чайковского («Был у Христа-младенца сад»), С. Рахманинова («Пред иконой», «Христос воскрес», «Воскрешения
Лазаря»). Особенностью использования подобного рода текстов на религиозную тематику в анализируемом аспекте является тот факт, что для этнокультурного самосознания русского человека XIX века специфическим является тождественность обозначений «русский» и «православный». Этому способствовала традиция даже европейцев, которые принимали крещение и получали православное имя, называть русскими, не учитывая фактическую этническую принадлежность.
Отдельно необходимо отметить использование интонационных кодов иного типа. Наиболее заметно этот аспект можно выявить на примере романсов С. Рахманинова, в которых используются звукоподражательные приемы, например, имитация колокольного звона. Этот код, который считывается любым человеком, независимо от религиозных взглядов даже в романсах, напрямую не касающихся христианской тематики, прочно ассоциируется с образом России.
Несмотря на индивидуализированное преломление образов Родины как в творчестве некоторых указанных в данной статье композиторов, так и в произведениях их современников, можно отметить одно принципиальное свойство их романсов: использование народно-песенных интонаций в качестве обобщенного музыкального образа Родины. Через идентификацию себя с фольклорными героями, композиторами, авторами произведений, восприятие и осознанное или неосознанное усвоение интонационного комплекса и происходит, на наш взгляд, формирование этнокультурного самосознания у студента.
Заключение
Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Воспитание этнокультурной идентичности является актуальной проблемой современного образования в условиях глобализации общества. Это явление, которое ранее мало осознавалось, является одним из базовых компонентов психики человека, так как позволяет формировать нравственные, социальные, культурные основы существования человека.
2. Музыкальное воздействие на формирование этнокультурной идентичности у студентов-актеров отличается относительной ограниченностью по жанровой палитре. Несмотря на это, музыкальное образование драматических актеров, наряду с традиционными учебными целями и задачами, может и должно преследовать также и важную для современного общества воспитательную цель, а именно формирование национальной идентичности. Данный процесс проявляется в:
- усвоении исторических культурных кодов;
- формировании этнокультурных ценностей, интереса к русскому фольклору;
- создании предпосылок для творческой исполнительской самореализации путем использования вокальных форм народного творчества;
- создании целостного культурного пространства через осознание национальной принадлежности;
- воспитании уважения и толерантности к иным, отличным от русской, культурам.
Перспективы дальнейшего исследования данной проблемы мы видим в разработке методов анализа психологических механизмов формирования национальной идентичности у драматических актеров и методов ее развития.
Источники | References
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
2. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. 2009. № 3. С. 192-193.
3. Иванов В. В. Искусство как средство выражения этнической идентичности: автореф. дисс. ... к. филос. н. Ставрополь, 2006. 24 с.
4. Кашина Н. И. Механизмы формирования этнокультурной идентичности казаков-кадетов в процессе музыкального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6928 (дата обращения: 26.04.2021).
5. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика: автореф. дисс. ... д. филос. н. М., 2005. 44 с.
6. Марочкина Н. В. Этномузыкальное образование в формировании самоидентификации подрастающего поколения // Фольклор и этнокультурная идентичность: материалы IV Международной школы молодых фольклористов (г. Санкт-Петербург, 7-11 ноября 2011 г.). СПб.: РИИИ, 2014. С. 174-183.
7. Никитина А. Е. Семейные фольклорные коллективы как средство формирования этнокультурной идентичности молодежи // Культурология, искусствоведение и филология: актуальные вопросы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Чебоксары, 11 февраля 2021 г.). Чебоксары: Среда, 2021. С. 54-58.
8. Савченко В. В. Этнокультурная идентичность русских в современной России: автореф. дисс. ... к. филос. н. Ставрополь, 2009. 21 с.
9. Садохин А. П. Этнология. М.: Гардарики, 2002. 256 с.
10. Успенская О. А. Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности: автореф. дисс. ... к. психол. н. М., 2005. 28 с.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Клименко Татьяна Евгеньевна1
1 Волгоградский государственный институт искусств и культуры
Klimenko Tat'yana Evgen'evna1 1 Volgograd State Institute of Arts and Culture
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 31.03.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.
Ключевые слова (keywords): этнокультурная идентичность; социальное воспитание; русский музыкальный фольклор; русский романс; национальная идея; ethnocultural identity; social education; Russian music folklore; Russian romance; national idea.