Крыжко Евгений Владимирович
ПРОБЛЕМА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ В РАМКАХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье рассматривается проблема стабилизации военно-политической ситуации в Афганистане в рамках интересов соседних государств и ведущих центров силы. Дан анализ основным позициям стран региона и США по решению вопроса афганской нестабильности, определены возможные перспективы решения проблемы для государств Центральной, Южной Азии и Ближнего Востока, учитывая их национальные интересы, обозначено геополитическое значение и пути преодоления ситуации афганского "управляемого хаоса". Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-1/25.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 1. C. 93-96. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/4-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
30. Students Confused by Conflicting Facts about Sept. 30 Coup [Электронный ресурс] // Jakarta Post. 2010. October 1. URL: http://www.thejakartapost.com/news/2010/10/01/students-confused-conflicting-'facts'-about-sept-30-coup.html (дата обращения: 12.12.2015).
31. Sulami Djoyoprawiro [Электронный ресурс]. URL: http://www.wirantaprawira.de/ypkp/sulami.htm (дата обращения: 12.12.2015).
32. Sulistyo H. Palu Arit di Ladang Tebu: Sejarah Pembantaian Massal yang Terlupakan (1965-1966). Jakarta: Kepustakaan Populer Gramedia, 2000. 292 p.
33. Suroso S. Akar dan Dalang: Pembantaian Manusia Tak Berdosa dan Penggulingan Bung Karno / ed. K. Soebagyo Toer. Jakarta: Ultimus, 2013. 264 p.
34. Suryawan N. Ladang Hitam di Pulau Dewa: Pembantaian Massal di Bali 1965. Jakarta: Percetakan Galangpress, 2007. 264 p.
35. Tan P. J. Teaching and Remembering: The Legacy of the Soeharto Era Lingers in School History Books [Электронный ресурс] // Inside Indonesia. 2011. April 17. URL: http://www.insideindonesia.org/teaching-and-remembering (дата обращения: 12.12.2015).
36. Tanter R. Witness Denied [Электронный ресурс]. URL: http://www.insideindonesia.org/witness-denied (дата обращения: 12.12.2015).
37. The Act of Killing [Электронный ресурс]. URL: http://theactofkilling.com/ (дата обращения: 12.12.2015).
38. Transitional Justice in Indonesia since the Fall of Soeharto [Электронный ресурс]. URL: http://ictj.org/sites/default/files/ICTJ-Kontras-Indonesia-Derailed-Report-2011-English_0.pdf (дата обращения: 12.12.2015).
39. Wirawan R. B. Kisah Dua Bersaudara dari Wonosobo [Электронный ресурс] // Kompasiana. 2011. January 31. URL: http://sejarah.kompasiana.com/2011/01/31/kisah-dua-bersaudara-dari-wonosobo-337327.html (дата обращения: 12.12.2015).
40. Zurbuchen М. Looking Back to Move Forward [Электронный ресурс]. URL: http://www.insideindonesia.org/looking-back-to-move-forward (дата обращения: 12.12.2015).
POLITICAL MURDERS OF 1965-1966 IN MODERN HISTORICAL INDONESIAN MEMORY
Kirchanov Maksim Valer'evich, Doctor in History Voronezh State University maksymkyrchanoff@gmail. com
The author analyzes the perception of the massacres of 1965-1966 in modern Indonesian historical memory. The study shows
that official and alternative views develop simultaneously. According to the researcher, political murders are not justified
in modern historical memory. The paper argues for the opinion that radical historiographic changes are impossible because the elites
are careful not to polarize the society.
Key words and phrases: Indonesia; political coup of 1965; political repressions; massacres; historical memory.
УДК 327
Исторические науки и археология
В статье рассматривается проблема стабилизации военно-политической ситуации в Афганистане в рамках интересов соседних государств и ведущих центров силы. Дан анализ основным позициям стран региона и США по решению вопроса афганской нестабильности, определены возможные перспективы решения проблемы для государств Центральной, Южной Азии и Ближнего Востока, учитывая их национальные интересы, обозначено геополитическое значение и пути преодоления ситуации афганского «управляемого хаоса».
Ключевые слова и фразы: Афганистан; Пакистан; США; РФ; КНР; Индия; Центральная Азия; международные отношения.
Крыжко Евгений Владимирович, к.и.н.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского jeyson1030@gmail. com
ПРОБЛЕМА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ В РАМКАХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Антитеррористическая операция в Афганистане и присоединение к ней Пакистана спровоцировали рост исламистских настроений в данных государствах. Эти тенденции с учетом межэтнических и межконфессиональных конфликтов, которые ранее носили латентную форму, могут привести к распаду Пакистана как государства. Вследствие чего Пакистан пытается установить свое влияние в Афганистане и стабилизировать обстановку в стране, используя исторически сложившиеся конфликты внутри пуштунских племен между дуррани и гильзаями.
Отечественный востоковед М. Ф. Слинкин, имеющий опыт более чем 15-летнего присутствия в Афганистане в качестве старшего переводчика, старшего референта, политического советника при высших государственных и партийных деятелях и советника советского посольства в Кабуле [6, с. 133-134], отмечал: «Вся история развития самостоятельного афганского государства с момента его возникновения и до настоящего времени отмечена упорной борьбой за независимость страны, массовыми народными движениями в защиту прав
и свобод национальных меньшинств, внутри- и межплеменными распрями, племенным сепаратизмом и никогда не утихавшими противоречиями и противоборством между пуштунами, с одной стороны, и непуштунами -с другой. Такого рода событиями была особенно насыщена афганская история XIX и XX вв.» [8, с. 53].
ИРП делает ставку на поддержку умеренного крыла в Афганистане, тем самым пытаясь стабилизировать пограничный вопрос и продемонстрировать США свой политический курс по борьбе с «Талибаном». Лавируя между внутрипуштунскими племенными конфликтами, Пакистан стремится обеспечить стабильную границу с Афганистаном и подтвердить участие в антитеррористической операции США.
С учетом наступления пятой фазы передачи афганским силам ответственности за безопасность в Афганистане и вывода к концу 2014 г. основного контингента войск союзников, возникает вопрос об итогах операции «Несокрушимая свобода» для США. Второй приход движения «Талибан» к власти не устраивает Вашингтон, и в этой позиции он стремится найти выход из сложившейся ситуации. Учитывая опыт военного присутствия СССР в Афганистане и гражданской войны в стране между пуштунским югом и непуштунским севером после вывода ограниченного контингента войск Советского Союза, вывод войск Международных сил содействия безопасности создаст очаг нестабильности и приведет к формированию «нового талибана», что не соответствует американским интересам в регионе. С другой стороны, раздел афганских территорий по этническому принципу на север - Афганский «Туркестан» и юг - «Пуштунистан», может привести к снижению интенсивности боевых действий на афганском юге и их прекращению на севере, что приведет к ослаблению позиций США в Афганистане, и как следствие - в регионе, и вступает в противоречие с реализацией ситуации «управляемого хаоса» на пересечении Центральной, Южной Азии и Ближнего Востока [2]. Создание благоприятной внутриполитической обстановки является основной американской целью в Афганистане, так как это позволит США вывести основную часть своего контингента, сведя к минимуму затраты бюджета и оставить сеть постоянных баз на афганской территории, а также в странах Центральной Азии для контроля за обстановкой в стране [5]. Сохранение Вашингтоном военного присутствия в Афганистане выступает, как краткосрочная задача американской региональной политики с перспективой трансформироваться в постоянный геополитический фактор.
С возрождением влияния пуштунов в Афганистане, возрождается идея создания «Великого Пуштуни-стана», в состав которого войдут этнические территории расселения пуштунов, проживающих в Афганистане и Пакистане, что приведет к дезинтеграции этих государств. Обладание ИРП ядерным оружием, а также вопрос его бесконтрольного распространения, является сдерживающим фактором для США в оказании официальной поддержки пуштунам-дуррани. «Талибан» в этой ситуации рассматривался Пакистаном как противовес пуштунскому сепаратизму, однако под давлением США пакистанская армия в августе 2012 г. провела серию операций по ликвидации лагерей «Талибана» на своей территории [9]. Переход пакистанской армии к активным действиям против талибов в северо-западной провинции свидетельствует о переориентации ИРП на поддержку восточных пуштунов-гильзаев во главе с Г. Хекматьяром в рамках антитеррористической политики США в Афганистане.
Пакистанский вариант «третей силы» в лице пуштунов-гильзаев противоречит интересам США в регионе, что связано с усилением влияния ИРП на афганских территориях, которое может спровоцировать вхождение объединенных пуштунских этнических территорий на правах автономии в состав Пакистана. Это затрагивает американские интересы в регионе, с учетом возросшего влияния КНР в ИРП. По данным Pew Research Center [12; 13], перспективы развития пакистано-китайского сотрудничества являются более приоритетными для населения Пакистана, в отличие от пакистано-американского.
Создание «Великого Пуштунистана» противоречит китайским интересам. Китай заинтересован в ограничении влияния США в своей пограничной зоне. Это связано с тем, что реализация идеи пуштунского государства повлечет для КНР значительные потери в экономической сфере по обеспечению энергетической безопасности страны посредством использования территорий ИРП в качестве транспортной артерии, которая соединяет западные китайские провинции с Персидским заливом и в развитие которой КНР инвестирует около 1 млрд долл. в год [11]. К тому же, появление фундаменталистских государственных образований на пакистанских территориях приведет к росту исламистского радикализма в СУАР, что представляет угрозу для безопасности Китая.
Обратный же процесс присоединения к Пакистану этнических пуштунских территорий Афганистана совпадает с интересами КНР в регионе по обеспечению своей энергетической безопасности. Контролируемая дестабилизация региона в таком контексте оказывается выгодна Пекину - как способ отвлечь внимание США от собственной экспансии и укрепить влияние в Пакистане. Китай получит выход к акваториям Ближнего Востока и трубопроводы через территории дружественных государств, а Пакистан - значительный прирост территории [10].
Для Индии создание «Великого Пуштунистана» имеет как положительные стороны, так и отрицательные. К положительным можно отнести дезинтеграцию Пакистана как регионального геополитического противника; ослабление влияния индийского соперника в лице КНР в регионе; возможность расширить свои границы за счет восточных территорий ИРП; стабилизация обстановки в направлении развития транспортного коридора в Центральную Азию, что позволит обеспечить внутреннею энергетическую безопасность за счет углеводородных ресурсов центральноазиатских республик. Однако весомое место занимают и отрицательные последствия для Индии при территориальных изменениях в Афганистане и Пакистане: возникновение исламистских государственных образований на границе, которые будут угрожать индийской государственной безопасности, а их присоединение грозит распространением исламизма внутри государства; останется
нерешенным кашмирский вопрос вследствие того, что провинция Азад Кашмир имеет автономный статус в ИРП [4], а дезинтеграция последнего подтолкнет ее к провозглашению независимости по косовскому примеру; расширение территории Пакистана за счет Афганистана изменит расстановку сил в противостоянии между государствами, что противоречит индийским интересам.
Пуштунский вопрос и возможные варианты его решения вызывают противоречивую реакцию в Иране. С одной стороны, в условиях ослабления присутствия США в регионе и, как следствие, расширения пакистанских территорий на запад, Иран получит возможность реализации своих торгово-экономических проектов в восточном направлении. С другой стороны, иранские интересы противоречат созданию «Великого Пуштунистана» в связи с угрозой усиления сепаратистских тенденций внутри Ирана и возможностью возникновения идеи образования «Великого Белуджистана». В иранской провинции Систан и Белуджистан компактно проживают около 1 млн белуджей. Белуджского вопроса как такового в Иране не существует, несмотря на активную работу антииранских сил по дестабилизации ситуации в районах, населенных белуджами, по фрагментации этнополитического состояния страны [2]. Возможный вариант рассматриваемых событий в Пакистане и Афганистане осложнит положение Ирана в плане его внешней и внутренней политики и будет способствовать развитию ядерной программы в целях обеспечения своей безопасности.
Реализация идеи создания «Великого Пуштунистана» для Российской Федерации и государств Центральной Азии создаст угрозу распространения исламистского экстремизма из Пакистана через территорию Афганистана в центральноазиатские государства, особенно в пограничные (Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), и на южный фланг российской границы. Дезинтеграция Афганистана и ИРП будет способствовать развитию сепаратистских стремлений в государствах Центральной Азии, что приведет к дестабилизации региона и окажет воздействие на региональные интересы РФ, учитывая то, что Россия выступает гарантом безопасности Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана в рамках ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности). Нарастание напряженности в центральноазиатских государствах под воздействием пакистанских и афганистанских исламистов может привести к открытию военных баз США в этих государствах. Переговоры по использованию стратегических объектов ведутся в настоящее время в рамках вывода войск НАТО с афганских территорий в 2014 г. [Там же]. В рамках реализации этого направления состоялись четыре визита в Узбекистан командующего центральным командованием ВС США генерала Л. Остина и его предшественника Дж. Мэттиса в период 2012-2015 гг. [3], переговоры в 2014 г. с заместителем госсекреторя У. Бернсом [7], а также встреча с госсекретарем Дж. Керри в 2015 г. [1], что свидетельствует о высокой активности американской стороны по формированию «теплых» отношений с И. Каримовым. Появление военных баз США у южных границ, вызывает негативную оценку со стороны РФ. Учитывая эти обстоятельства, РФ и государства Центральной Азии заинтересованы в стабилизации обстановки в Афганистане и Пакистане в современных границах.
Таким образом, проблема стабилизации военно-политической ситуации в Афганистане на современном этапе имеет определяющее геополитическое значение в регионах Центральной, Южной Азии и Ближнего Востока. Решение этой проблемы в пользу дезинтеграции ИРА и образования «Великого Пуштунистана» создаст нестабильную обстановку, которая поставит под угрозу существование Афганистана и Пакистана как государств, а также повлечет изменение расстановки сил в регионе.
Список литературы
1. Джон Керри впервые посетит Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.uz/2015/10/28/john-kerry/ (дата обращения: 14.02.2016).
2. Князев А. А. Раздел Афганистана вызовет «эффект домино» для всей Средней Азии [Электронный ресурс]. URL: http://regnum.ru/news/polit/1525282.html (дата обращения: 14.02.2016).
3. Командующий Центркома ВС США посетил Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: http://www.uzinform.com/ ru/news/20150727/22596.html (дата обращения: 14.02.2016).
4. Конституция Исламской Республики Пакистан [Электронный ресурс]. URL: http://constitutions.ru/?p=57 (дата обращения: 14.02.2016).
5. Муллоджанов П. Провал США в Афганистане и бросок «нео-талибов» в Среднюю Азию [Электронный ресурс]. URL: http://regnum.ru/news/1437438.html (дата обращения: 14.02.2016).
6. Пашковский П. И., Крыжко Е. В. Михаил Филантьевич Слинкин: вехи биографии выдающегося отечественного востоковеда // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 9 (59): в 2-х ч. Ч. I. С. 132-137.
7. Рабковский А. И. Ташкентские развилки [Электронный ресурс]. URL: http://spbvedomosti.ru/news/politika/tashkentskie_ razvilki/ (дата обращения: 14.02.2016).
8. Слинкин М. Ф. Этническая проблема в Афганистане // Культура народов Причерноморья. 2005. № 66. С. 46-60.
9. Тарасенко П. Зону племен присоединят к Пакистану // Коммерсантъ. 2012. 15 августа.
10. Усов А. Китай начал вытеснять США из Афганистана? [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php? st=1345021140 (дата обращения: 14.02.2016).
11. Akhtar S. Sino-Pakistani Relations: an Assessment [Электронный ресурс]. URL: http://issi.org.pk/wp-content/uploads/ 2014/06/1299824823_90636169.pdf (дата обращения: 14.02.2016).
12. Opinion of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.pewglobal.org/database/indicator/24/country/166/ (дата обращения: 14.02.2016).
13. Opinion of the United States [Электронный ресурс]. URL: http://www.pewglobal.org/database/indicator/1/country/166/ (дата обращения: 14.02.2016).
PROBLEM OF MILITARY AND POLITICAL STABILIZATION IN AFGHANISTAN IN THE FRAMEWORK OF THE REGION STATES' INTERESTS AT THE MODERN STAGE
Kryzhko Evgenii Vladimirovich, Ph. D. in History V. I. Vernadsky Crimean Federal University jeyson1030@gmail. com
The article examines the problem of the stabilization of the military and political situation in Afghanistan in the framework of the interests of the neighbouring states and the key centers of power. The author analyzes the basic views of the region states and the USA on how to address Afghan instability, identifies possible prospects for solving the problem for the countries of Central and Southern Asia and the Middle East considering their national interests. The paper emphasizes the geopolitical importance and ways to overcome the situation of Afghan "controlled chaos".
Key words and phrases: Afghanistan; Pakistan; The USA; The Russian Federation; The People's Republic of China; India; Central Asia; international relations.
УДК 32.321.342 Политология
Современная политическая власть существует в условиях политического рынка, в связи с этим трансформируется субъект-объектное взаимодействие между обществом и властью. Политический рынок диктует потребительское отношение к власти. Потребитель заинтересован в максимизации своей личной выгоды, поэтому развивает альтернативные, параллельные власти «самодеятельные» институты. В таких условиях политическая власть, чтобы достигнуть контроля над обществом, стремится усилить свою профессиональную составляющую (расширение свободы политических лидеров, усложнение требований к качествам профессиональных политиков), каналы взаимодействия через средства массовой коммуникации, формы политического и экономического сотрудничества.
Ключевые слова и фразы: политическая власть; политический рынок; политический контроль; инклюзия; субъект-объектное взаимодействие власти и общества; политический консюмеризм; политическое участие.
Кудлай Андрей Анатольевич, к. полит. н.
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (филиал) в г. Севастополе kudlay-8 79@yandex. ги
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК: НОВЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ
Актуальность темы обусловлена глобальными тенденциями в трансформации власти и способов политического участия в ней. Руководствуясь теорией общественного выбора, отношения между субъектами и объектами во власти приобрели ярко окрашенную субъективную природу. Максимизация личной выгоды и властвующего, и подчиненного сделала политику и властные отношения свободными от моральных принципов, упростив тем самым способы взаимодействия между участниками политического процесса.
Еще французский социальный философ XX века М. Фуко, проанализировав природу современной власти, пришел к выводу, что она функционирует непрерывно, она капиллярна, циркулирует по всему социальному телу. Такая власть построена на власти / знании, использует принуждение, чтобы получить знание, и знание для принуждения объекта власти, микротактиках и микростратегиях доминирования, она построена на расширенное воспроизводство. Фуко в своем описании устанавливает, что современная власть носит «производящий», а не отрицающий характер [9].
Следуя генеалогической концепции М. Фуко, современная власть военное насилие, силу заменяет более мягкими формами беспрерывного взгляда, создавая эффект «паноптического надзора», «власти везде», при котором объект власти находится под однонаправленным взглядом субъекта, и первый, чувствуя над собой постоянный контроль, надзирает сам за собой.
Отличительная черта такой власти - ее незаметность, она дешевле и эффективнее. Разрозненные микротехники генерируются в ней в глобальные макростратегии. Капиллярный уровень означает постоянное циркулирование власти на различных микропрактиках повседневности, затрагивая индивидов через различные формы социальной практики.
Биовласть объективирует те области, которые ранее не входили в поле зрения власти (здоровье, население, городскую жизнь, сексуальность), делая их своими ресурсами. В эпоху генных технологий одним из основных объектов такой новой природы становится геном человека, точнее, влияние социума на генетическую (биологическую) природу человека [10].
В современных условиях меняются функциональные характеристики власти, особенно это видно на примере государственной власти в условиях демократического режима, в рамках которого происходит переход