УДК 327.5
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ
МИРА В АФГАНИСТАНЕ
А. Г. Батур
Современный Афганистан не утратил геостратегического и геополитического значения, особенно с учетом разнообразных природных ресурсов, которые очень нужны региональным соседям Афганистана. Мирное решение афганского конфликта будет зависеть от согласованных действий соседних государств Азии в решении социально-экономических и межэтнических проблем Афганистана.
Ключевые слова: афганский конфликт, региональные соседи Афганистана, экономика, мирное урегулирование
Территория Афганистана представляет собой в основном сложную систему гор, поэтому многие народы невольно изолированы друг от друга, а потому имеют до сих пор значительные отличия не только в языке, культуре, но и в социально-экономическом развитии. Хребты Гиндукуша, протянувшиеся через всю страну с северо-востока на юго-запад, служат своеобразной границей зон распространения двух основных языков Афганистана: пушту и дари. Если пушту является языком титульной нации в Афганистане, то на языке дари говорят национальные меньшинства.
Важно подчеркнуть, что афганская территория издревле была перекрестком торговых путей и культурных взаимосвязей индийской, персидской и китайской цивилизаций. Например, Хайберский проход между Афганистаном и Пакистаном является одним из важнейших торговых путей, а знаменитый Шелковый путь традиционно пролегал через Афганистан. И в современном мире Афганистан не утратил геостратегического и геополитического значения, особенно с учетом разнообразных природных ресурсов, которые очень нужны региональным соседям Афганистана. Как отметил российский эксперт В.В.Карякин, внешним силам необходимо делать ставку на экономические и несиловые рычаги влияния. Дипломатия и бизнес должны быть готовы к экономическому и культурному сотрудничеству с Афганистаном [1]. Именно поэтому мирное разрешение афганского конфликта во многом может быть достигнуто при активном экономическом участии его азиатских соседей.
Недавние открытия новых месторождений полезных ископаемых на территории Афганистана стали одной из тем, которые обсуждались на встрече нового президента Афганистана Ашраф Гани с руководством КНР, куда афганский руководитель совершил свой первый зарубежный визит. По мнению российского эксперта А.И. Чихриновой, в афгано-китайских отношениях на современном этапе наиболее перспективными можно назвать инвестиционную поддержку афганской экономики, а также научно-техническое обеспечение образовательных учреждений. Особое значение для обеих сторон представляет сотрудничество в связи инициативой Си Цзиньпина по «Экономическому поясу
шелкового пути» [2]. В этом контексте и можно рассматривать разработку Китаем медной шахты Айнак, что стало крупнейшей прямой иностранной инвестицией в истории Афганистана. Китай также участвовал в строительстве электростанции стоимостью 500 млн долларов и железнодорожного пути между Таджикистаном и Пакистаном. Как отмечает российский эксперт Е.Д. Колесова, китайская государственная национальная нефтяная корпорация заключила с афганскими властями сделку, благодаря которой она станет первой иностранной компанией, которая будет разрабатывать нефтяные и газовые месторождения Афганистана. Как только огромные экономические и оборонные интересы Китая в Афганистане останутся без должного военного прикрытия Америки, китайцы непременно станут играть там все более важную роль, которая, как надеются в политических кругах Афганистана, достигнет «стратегического уровня». Китай предпочтет достичь этого по-китайски, то есть главным образом, посредством использования «мягкой силы» (дипломатии) [3]. Важная роль в стабильном развитии Афганистана отводится реализации проекта строительства стальной магистрали Туркменистан - Афганистан - Таджикистан, закладка которой состоялась в июне 2013 года. В будущем эта железная дорога имеет реальные перспективы стать значимой частью региональной и международной транзитно-транспортной инфраструктуры.
Китай рассматривает Афганистан как жизненно важную зону для обеспечения безопасности западной части своей территории. Китай крайне заинтересован, чтобы на территории Афганистана не готовились боевики и террористы для последующего использования их в Синьцзян-Уйгурском автономном округе КНР. Афганистан также является важным коридором, через который Китай может защищать свои интересы в Пакистане (традиционном союзнике Китая в конкуренции с Индией) и обеспечить себе доступ к жизненно важным природным ресурсам данного региона. Китай в особенности заинтересован в борьбе с контрабандой наркотиков, поскольку Бадахшан, афганская провинция, граничащая с китайской провинцией Синьцзян, стала главным транзитным маршрутом для афганского опиума.
Наряду с этим для Пекина первоочередной задачей также остается предотвращение просачивания в Синьцзян религиозного экстремизма, воодушевляемого Талибаном и другими экстремистскими организациями и структурами. В этой связи КНР активно проводит разведывательные мероприятия по установлению баз подготовки боевиков и террористов в Афганистане для их использования в Синьцзян-Уйгурском автономном округе [4].
По мнению китайских экспертов, главная проблема, влияющая на политическую стабильность в Афганистане, заключается в конфликте между Индией и Пакистаном по поводу провинции Кашмир, что является ключом к миру и в Афганистане. Поэтому политическими планами Республики Индии являются стабилизация Афганистана и укрепление центральной власти в Кабуле как наиважнейшие, так как это обещает снизить террористическую угрозу в регионе. Исламисты пытаются помешать укреплению индийских политических позиций в Кабуле. Действующие дипломатические миссии Индии постоянно получают
угрозы со стороны талибов и других экстремистских организаций, действующих на территории Афганистана. Однако индийская сторона делает многое для развития экономических отношений, что служит залогом позитивных трендов в политической стабилизации Афганистана.
К сожалению, союзник КНР - Исламская Республика Пакистан не особенно стремится противодействовать террористическим группировкам, угрожающим безопасности его соседей, в том числе и Китая. Отмечая интересы Пакистана, российский эксперт Д.Савченко, подчеркивала, что Пакистан является своеобразным «ключом» к урегулированию военно-политической ситуации в Афганистане. В приграничных районах Пакистана продолжают располагаться убежища и базы радикальных экстремистов и, похоже, только пакистанские военные имеют на них влияние и могут их разбить. Кроме того, Пакистан стремится стать участником любых переговоров, касающихся будущего Афганистана, и вполне способен сорвать мирное соглашение или процесс переговоров между правительством страны, силами НАТО и Талибаном [5]. В этой связи следует отметить, что попытки афганских властей вести самостоятельные переговоры с талибами постоянно проваливались. И это, прежде всего, происходило из-за пакистанской позиции. Вместе с тем, Пакистан всегда выступал за урегулирование афганского кризиса с тем, чтобы ликвидировать расположенное рядом огромное пространство нестабильности, что создает большие политические проблемы для самого Пакистана.
Как отмечает российский исследователь Т.А. Ганиев, Пакистан всегда был заинтересован в сохранении единства афганского государства, ибо в противном случае это негативно скажется на его государственном устройстве, так как приведет к обострению «пуштунской проблемы». В то же время Исламабад заинтересован в слабом афганском правительстве, которому будет не до «Великого Пуштунистана» и которое вообще будет нуждаться в поддержке крупного соседнего государства. [6] Но не только Пакистан озабочен этническими проблемами Афганистана, но и Исламская Республика Иран, как отмечают российские эксперты, постоянно осуществляет попытки (например, инициативы бывшего президента Ирана Ахмадинеджада) распространить иранское влияние через возрождение персидского национализма в регионе, вовлекая, наряду с Афганистаном, и Таджикистан (идея единого государства персоязычных народов). В рамках данной кампании оказывалась крупная финансовая и гуманитарная поддержка, направленная на развитие торговли и культурно-религиозную пропаганду против влияния ваххабитов, спонсируемых из Саудовской Аравии и Пакистана. Однако усиление движения Талибан, начало международной операции и ввод крупного контингента сил НАТО во главе с США постепенно ограничил влияние Ирана, но Тегеран не собирается полностью отказываться от попыток отстаивать и реализовывать свои политические интересы, продолжая оказывать воздействие на различные дружественные ему этнические сообщества Афганистана' [7].
Особое внимание стоит уделить региональным международным отношениям Афганистана со странами Центральной Азии. Прежде всего тесные связи
с Афганистаном этой группы стран обусловлены не только географическими (хотя Казахстан и Киргизия не имеют общих границ с Афганистаном), но и этническими факторами: «в приграничных районах Афганистана проживают значительные таджикские, туркменские и узбекские меньшинства. Не относящиеся к пуштунам этнические группы на севере страны часто объединяют в одну политическую группу - «Северный альянс» и его составляющие» [8]. Именно эти этнические группы в последние годы определяли официальную администрацию афганского государства, что вызывало негативную реакцию со стороны пуштунов.
Наиболее тесные отношения сложились между Афганистаном и Таджикистаном, причем как позитивного, так и негативного характера. Если касаться отрицательных сторон отношений, то на первый план выходит наркотрафик, который усиливает коррумпированность власти в Таджикистане. К этому надо добавить, что через таджикскую территорию в другие страны Центральной Азии (в частности, в Киргизию) проникают экстремистские группы, поэтому одно из ведущих направлений деятельности нынешнего руководства Таджикистана - это укрепление афганской границы, которая считается самой слабой в плане контроля и проникновения наркотиков на территорию Евразии в целом [9]. Что касается позитивных аспектов двусторонних отношений Афганистана и Таджикистана, то в целом Афганистан является важным рынком сбыта таджикской продукции. В частности, Таджикистан экспортирует свои энергетические ресурсы.
Новый президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев в основу своей внешней политики положил прагматические соображения относительно взаимодействий с Афганистаном. В продолжение уже начатых проектов узбекская сторона особое внимание уделяет развитию логистических схем экономических взаимодействий с Афганистаном. Так, еще в 2010 году Узбекистан завершил строительство железнодорожной линии Хайратон - Мазари - Шариф, которая открыла возможности для совершения грузовых операций на территории Афганистана [10]. Однако, Узбекистан часто пользуется своим монопольным положением при доставке грузов, лоббируя интересы своих поставщиков. Тем не менее, в скором будущем это положение изменится, когда Казахстан и Туркменистан достроят свои транспортные артерии в обход территории Узбекистана. В этой связи Туркмения активизировала свою экономическую политику по отношению к Афганистану, что объясняется стремлением повысить экспорт своего газа путем строительства газопровода ТАПИ.
Несмотря на отсутствие прямых границ с Афганистаном, Казахстан и Киргизия также заинтересованы в урегулировании афганского конфликта. Так, Казахстан на протяжении долгого периода активно оказывает поддержку Афганистану в гуманитарной и экономической сферах. В число вопросов, волнующих руководство Казахстана, входят борьба с наркотрафиком, проблемы восстановления экономики и социальной сферы жизни афганского общества. Именно поэтому Президент РК Н.А. Назарбаев предлагает усилить миссию ОБСЕ в регионе, что после вывода войск США и НАТО из Афганистана в 2014
году может способствовать развитию мирных процессов. Таким образом, по его мнению, «необходимо изменить саму парадигму борьбы с вызовами современности - сместить акцент с военно-полицейских методов в сторону ликвидации источников этих вызовов. Помочь афганцам взять на себя ответственность за стабильность в стране, перевести общество с вооруженного противостояния на созидательные рельсы - такой мы видим основную цель деятельности ОБСЕ и международной коалиции» [11].
Основная проблема, с которой столкнулись руководители Киргизии, связана с активизацией боевиков и наркоторговцев, которые проникают на территорию Киргизии, также не имеющей общих границ с Афганистаном, через Таджикистан. К сожалению, «в последние годы члены местных исламистских группировок, в основном молодые узбеки и кыргызы из южных областей, проходили подготовку в Афганистане. У кыргызской армии нет достаточных ресурсов, чтобы справиться с регулярными нападениями боевиков» [12].
Таким образом, страны Центральной Азии чрезвычайно заинтересованы в стабилизации ситуации в Афганистане, что может привести к подъёму их собственных экономик, так как геоэкономическое положение Афганистана может быть использовано центрально-азиатскими республиками для развития трансрегиональных взаимодействий с такими важными партнерами, как Индия, Пакистан и Иран. В этой связи нужно упомянуть важную инициативу президента Узбекистана, с которой он выступил еще в 2008 году - создание под эгидой ООН контактной группы «6+3» в составе полномочных представителей государств-соседей Афганистана, России, США и НАТО [13]. В основе данной инициативы лежит идея о ведущей роли самих афганцев в разрешении конфликта, но при активной поддержке других заинтересованных сторон.
Таким образом, очевидно, что ситуация в Афганистане крайне сложная, но это не означает, что не нужно искать путей выхода. Необходимо рассматривать афганский конфликт в широком контексте Ближнего и Среднего Востока, учитывая политические и социально-экономические интересы сопредельных стран.
Определяя пути и формы мирного урегулирования конфликта в Афганистане, необходимо учесть, что афганский конфликт имеет сложную многоуровневую структуру, где задействованы региональные соседи Афганистана (Китай, Пакистан, Индия Иран, республики Центральной Азии), которые, несмотря на ряд разногласий, имеют общую цель - разрешение афганского конфликта, а общей платформой для этого может стать именно социально-экономическая сфера.
Список литературы
1. В московском университете провели конференцию, посвященную вопросам развития Афганистана. URL: http://www.gumilev-center.af/archives/4068 (дата обращения: 15.05.2017).
2. Чихринова А.И. Внешнеполитические интересы России в Афганистане: современные приоритеты: дис. ... канд. полит. наук. М., 2015. С. 61.
3. Колесова Е.Д. Афганистан в геополитическом измерении безопасности Евразии. / URL: http://csef.ru/ru/oborona-i-bezopasnost/340/afganistan-v-geoponticheskom-izmerenii-bezopasnosti-evrazn-5928 (дата обращения: 15.05.2017).
4. Ганиев Т.А. Проблемы региональной безопасности и стабильности Центрально-Азиатского региона СНГ: монография. М: ВУ, 2013.
5. Андешманд М. Мы и Пакистан. Кабул, 2007.
6. Ганиев Т.А. Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан: учебник. М.:ВУ 2008.
7. Специальное страноведение. Исламская Республика Иран: учебник. / Т.А. Ганиев [и др.]. М.: ВУ, 2014.
8. Ляруэль М., Пейруз С., Аксенова В. Отношения Афганистана и стран Центральной Азии: какую роль может сыграть ЕС?: рабочий доклад 13. Марта 2013. URL: http://fride.org/descarga/WP13 Ru.pdf (дата обращения: 15.05.2017).
9. Мусина И. Афганский фактор в политике государств Центральной Азии. // Вестник КазНПУ. 2012. URL: https://articlekz.com/article/10993 (дата обращения: 15.05.2017).
10. Казиева Р. Туркменистан: Афганский вопрос, оценка перспектив и рисков // Exclusive обзорно-аналитический журнал. 2011. 19 июля.
11. Верхотуров Д. Стратегия по Афганистану: казахстанская глава. // Казахстанская правда. 2010. 30 ноября.
12. Ляруэль М., Пейруз С., Аксенова В. Указ соч.
13. Посол Узбекистана при ООН рассказал о помощи Афганистану. Центр новостей ООН. URL: http://www. un. org/russian/news/story.asp?newsID= 12 629#.WPCokfnyjIU (дата обращения: 15.05.2017).
Батур Абдул Гафар, аспирант, ghafar7862003@gmail.com, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет
THE ESTABLISHMENT OF PEACE IN AFGHANISTAN: SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS
A. G. Batur
Modern Afghanistan has not lost its geostrategic and geopolitical importance, especially considering the diverse natural resources that are much-needed by regional neighbors of Afghanistan. A peaceful solution to the Afghan conflict will depend on concerted action by neighboring Asian States in addressing socio-economic and ethnic problems of Afghanistan.
Key words: Afghan conflict, the regional neighbors of Afghanistan, the economy, peaceful settlement of Afghan conflict
Batur Abdul Gafar, postgraduate, ghafar7862003@gmail.com, Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University.