Научная статья на тему 'Проблема внедрения ювенальных технологий в политическую систему Российской Федерации'

Проблема внедрения ювенальных технологий в политическую систему Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
615
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
GOVERNMENT POLICY / JUVENILE TECHNOLOGY / MEDIATION / NATIONAL STRATEGY / PREVENTION OF CRIME / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Портнягина Елена Владимировна

За последние 10 лет в рамках государственной политики защиты интересов семьи и детства не только усилилась законотворческая деятельность, но и реализуются попытки построить эффективное взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества. Достаточно большой перечень законодательных и подзаконных актов фактически отражают процесс политико-правого развития и внедрения ювенальных технологий в России, но при этом, не носит завершенного системного характера и не имеет легитимного характера. Статья имеет исследовательский характер, выражающийся в том, что в ней проведен комплексный анализ действующего законодательства в сфере защиты прав семьи и детства. А также представлен анализ опыта Омской области в контексте реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период 2013-2017 гг. На этой основе автором разработаны рекомендации по совершенствованию как законодательного регулирования понятия ювенальных технологий, так и практики их реализации. Цель: разработать рекомендации по совершенствованию как законодательного регулирования понятия ювенальных технологий, так и практики их реализации. Метод или методология проведения работы. Комплексный анализ действующего законодательства, создающего базу для реализации ювенальных технологий на разных уровнях управления. Анализ опыта Омской области в контексте реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период 2013-2017 гг., а также анализ статистических данных, представленных официальными органами государственного управления Омкой области. Результаты. Предложения по совершенствованию как законодательного регулирования понятия ювенальных технологий, так и практики их реализации. Область применения результатов. Государственное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF JUVENILE TECHNOLOGIES INTO THE political-legal SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The legislative activity increased over the past 10 years as part of a state policy to protect the interests of family and children, as well as the attempts to build effective cooperation of public authorities with civil society institutions were realized. Sufficiently large list of laws and regulations actually reflect the process of right-oriented political development and implementation of juvenile technologies in Russia, but it doesn’t have a complete systemic nature and is not legitimate. The article has an exploratory nature, reflected in comprehensive analysis of existing legislation in the field of the protection of the rights of the family and childhood. The analysis of the experience of the Omsk region in the context of the implementation of the National Strategy of Action for Children for the period 2013-2017 was presented. On this basis the author developed recommendations for the improvement of legal regulation of the concept of juvenile technologies and their practical implementation. Objective. To develop recommendations for the improvement of legal regulation of the concept of juvenile technologies and their practical implementation. Method and methodology of work. Comprehensive analysis of the current legislation provides the basis for the implementation of juvenile technologies at different levels of governance. Analysis of the experience of the Omsk region in the context of the implementation of the National Strategy of Action for Children for the period 2013-2017, as well as analysis of statistical data provided by the authorities of public administration of the Omsk area. Results. Suggestions on how to improve the legal regulation of the concept of juvenile technologies and their practical implementation. Area of implementation. Public administration.

Текст научной работы на тему «Проблема внедрения ювенальных технологий в политическую систему Российской Федерации»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-1-12 УДК 323

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ЮВЕНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОгИй

в политическую систему российской федерации

Портнягина Е.В.

За последние 10 лет в рамках государственной политики защиты интересов семьи и детства не только усилилась законотворческая деятельность, но и реализуются попытки построить эффективное взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества. Достаточно большой перечень законодательных и подзаконных актов фактически отражают процесс политико-правого развития и внедрения ювенальных технологий в России, но при этом, не носит завершенного системного характера и не имеет легитимного характера.

Статья имеет исследовательский характер, выражающийся в том, что в ней проведен комплексный анализ действующего законодательства в сфере защиты прав семьи и детства. А также представлен анализ опыта Омской области в контексте реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период 20132017 гг. На этой основе автором разработаны рекомендации по совершенствованию как законодательного регулирования понятия ювенальных технологий, так и практики их реализации.

Цель: разработать рекомендации по совершенствованию как законодательного регулирования понятия ювенальных технологий, так и практики их реализации.

Метод или методология проведения работы. Комплексный анализ действующего законодательства, создающего базу для реализации ювенальных технологий на разных уровнях управления. Анализ опыта Омской области в контексте реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период 2013-2017 гг., а также анализ статистических данных, представленных официальными органами государственного управления Омкой области.

Результаты. Предложения по совершенствованию как законодательного регулирования понятия ювенальных технологий, так и практики их реализации.

Область применения результатов. Государственное управление.

ключевые слова: государственная политика; ювенальные технологии; медиация; национальная стратегия; профилактика правонарушений.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

OF JUVENILE TECHNOLOGIES INTO THE POLITICAL-LEGAL SYSTEM

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Portnyagina E.V.

The legislative activity increased over the past 10 years as part of a state policy to protect the interests of family and children, as well as the attempts to build effective cooperation of public authorities with civil society institutions were realized. Sufficiently large list of laws and regulations actually reflect the process of right-oriented political development and implementation of juvenile technologies in Russia, but it doesn't have a complete systemic nature and is not legitimate. The article has an exploratory nature, reflected in comprehensive analysis of existing legislation in the field of the protection of the rights of the family and childhood. The analysis of the experience of the Omsk region in the context of the implementation of the National Strategy of Action for Children for the period 2013-2017 was presented. On this basis the author developed recommendations for the improvement of legal regulation of the concept of juvenile technologies and their practical implementation.

Objective. To develop recommendations for the improvement of legal regulation of the concept of juvenile technologies and their practical implementation.

Method and methodology of work. Comprehensive analysis of the current legislation provides the basis for the implementation ofjuvenile technologies at different levels of governance. Analysis of the experience of the Omsk region in the context of the implementation of the National Strategy of Action for Children for the period 2013-2017, as well as analysis of statistical data provided by the authorities of public administration of the Omsk area.

Results. Suggestions on how to improve the legal regulation of the concept of juvenile technologies and their practical implementation.

Area of implementation. Public administration.

Keywords: government policy; juvenile technology; mediation; national strategy; prevention of crime.

Анализ деятельности органов государственного управления, а также анализ законотворческой деятельности, в том числе органов исполнительной власти подчеркивает актуальность вопроса создания благоприятной среды для развития детей и реализации дружественного отношения к ним в рамках приоритетов государственной политики. Законодательная активность, прежде всего, выражается в издании различных методических инструкций, разъяснений и Постановлений Правительства по отдельным вопросам реализации Указа Президента от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [11], а также значительное количество общественных слушаний, координационных советов, научно-практических семинаров, объединяющих усилия как органов власти государственного и муниципального уровня, так и общественности.

К числу основных нормативных актов, принятых за последние несколько лет или претерпевших серьезные изменения в рамках данного направления следует отнести: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (с изменениями на 13 июля 2015 года) [13]; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [15]; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [14]; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [11]; Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 1430-р Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ» [9].

Стоит особо отметить вышеуказанную Концепцию, так как она закрепляет внедрение медиативно-восстановительных способов и механизмов, которые являются инновационными для России и ориентированы на предупреждение и разрешение конфликтов с участием детей и подростков. При этом концепция предполагает в качестве основной идеи объединение усилий всех представителей власти и общества, образовательных организаций в решении задач внедрения данных технологий, что потребует серьезного изменения правового поля в различных сферах. Интерес представляет также Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г. ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях» [6].

Перечисленные нормативные акты отражают процесс политико-правого развития ювеналь-ных технологий, которые так и не нашли на сегодняшний день четкого законодательного за-

крепления. Это понятие заменяется такими как «дружественное правосудие», «дружественное отношение», «благоприятная среда» и др. В контексте ювенальных технологий используется понятие, получившее закрепление на законодательном уровне и в ряде подзаконных актов - «медиация». Медиативные технологии реализуются судами при реализации правосудия в отношении несовершеннолетних, социально-реабилитационными центрами, образовательными организациями, в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних. На наш взгляд, медиация включается в комплекс мер, которые охватываются ювенальными технологиями. Под ювенальными технологиями следует понимать совокупность мероприятий с использованием методов, средств, форм работы психологического, правового, медицинского сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также сопровождения семьи. [7, с. 83]

Анализ научной разработанности темы исследования показал, что проблема ювенальных технологий на уровне диссертационных исследований рассматривается лишь в контексте юве-нальных технологий в уголовном судопроизводстве. Попытка анализа модели ювенальной юстиции, построения, ювенального уголовного судопроизводства активно реализовывалась с 2007 по 2011 годы. Так, например, Марковичева Елена Викторовна в своем диссертационном исследовании «Концептуальные основы ювенального уголовного судопроизводства» подчеркивает необходимость внедрения ювенальных технологий в практику российского судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. При этом, автор также подчёркивает, что основная часть исследований в рамках данной проблематики сосредоточена на вопросах исследования криминологических, уголовных аспектов внедрения ювенальных технологий. [4]

Также стоит отметить ряд исследований в области использования медиативных технологий в России, которые получили также и законодательное закрепление. Пилотными регионами накоплен достаточно большой опыт по реализации данных технологий в системе восстановительного правосудия и работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Интерес представляет работа Елисеева Д.Б. «Роль медиации в разрешении правовых конфликтов (теоретико-правовой анализ)». Автор делает комплексный анализ правовой природы, правовых условий, принципов, особенностей медиации в Российской Федерации и за рубежом [2]

Интерес представляет также исследование Даниловой Валерии Александровны: «Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации». Автор в диссертационном

исследовании указывает на проблему внедрения ювенальных практик в российскую систему. В том числе и по причине небесспорности этих моделей управления общественными явлениями в данных сферах и в тех странах, где наиболее широко применяются правила так называемой ювенальной юстиции. [1]

Отдельные вопросы построения ювенальной юстиции рассматриваются в специализированном журнале «Вопросы ювенальной юстиции», в котором, как правило, рассматриваются вопросы теоретического и прикладного характера, анализ законодательной практики. Например, д. соц. н. Ростовская Т.К. и Ростовская И.В. в статье «Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних» используют понятие, которое отражает комплексный подход к решению проблемы прав и интересов несовершеннолетних и представляет интерес в контексте определения понятия ювенальных технологий. Авторы вводят понятие: «социальный механизм защиты прав несовершеннолетних», под которым понимают «формы, методы, способы и виды комплексного содействия несовершеннолетним со стороны государства и общества, направленные на создание условий достойной жизни и гармоничного физического и духовно-нравственного развития детей, наиболее полную реализацию их потенциала во всех сферах общественной жизни». [10]

Проблема медиации широко представлена различными сборниками научно-методических семинаров, в которых обобщается опыт регионов, которые относятся к пилотным (например, Пермь, Ростов-на Дону). [5, 8]

Таким образом, мы видим, что ювенальные технологии как предмет правового и политического исследования не представлен в научных исследованиях. Понятие ювенального правосудия, социальные механизмы, использующиеся в работе с несовершеннолетними различными институтами, а также вопросы медиации, как отдельной технологии представлены в работах юристов, социологов, психологов, педагогов. Также на наш взгляд, актуальным является рассмотрение проблемы взаимодействия всех субъектов ювенальных правоотношений в рамках реализации данных технологий в контексте политико-правового анализа. Именно данный вопрос является одной из задач в рамках исследования, представленного в статье.

Отсутствие исследования ювенальных технологий, как политико-правового института, связано также с отсутствием законодательного закрепления данного понятия. Не только многие ученые, авторы отдельных исследований, научных статей стараются избегать данного понятия, вполне объяснимо и на наш взгляд связано с непринятием обществом самого понятия «ювенальная юстиция». Анализ информационных передач, а также интернет-сайтов, показывает, что более 70% упоминаний о ювенальной юстиции носят негативный окрас. Например,

встречаются названия («Ювенальная юстиция в России - Мы против!», «ювенальная юстиция - это самое изощрённое оружие против Человечества», «ювенальная юстиция разрушает семью, наш последний оплот» и т.д).

На наш взгляд, изначально было ошибкой внедрение самого понятия «ювенальная юстиция» как средствами массовой информации, так и правозащитными организациями. Во-первых, данное понятие раскрывает лишь одно направление в комплексной политике в отношении семьи и детства, которую должны охватывать ювенальные технологии, это правосудие в первую очередь. Во-вторых, с понятием «ювенальная юстиция» у большинства представителей общественности существует стойкая негативная ассоциация, связанная с опытом других стран, когда происходило изъятие детей из вполне благополучных семей. В-третьих, остается не решенной проблема повышения эффективности деятельности органов опеки и попечительства, отсутствия четких критериев, по которым должны работать данные органы, изменения самих технологий в их работе. Множество отзывов в социальных сетях, интернет-форумах о деятельности органов опеки делятся на две части: бездействие органов опеки в случаях, когда необходимо принимать активные действия и наоборот активные действия, направленные на изъятие детей из вполне благополучных семей. В последнем случае органы опеки должны играть не карательную роль, а в контексте реализации ювенальных технологий должна измениться сама суть данного органа и в первую очередь должно прийти понимание специалистам данных органов об этой роли. Суть которой, заключается в попытке организационной, консультативной помощи семьям. Конечно, речь не идет о случаях, когда есть действительная угроза жизни или здоровью ребенка или присутствует факт насилия в семье.

Для преодоления негативного отношения к ювенальным технологиям в обществе, необходима полноценная структурированная информационная политика на всех уровнях власти, направленная в первую очередь на разъяснение целей ювенальной политики (хотя как такого направления государственной политики в России нет, и речь может идти только о реализации ювенальных технологий в деятельности органов государственного (муниципального управления) и деятельности организаций и учреждений). Государство в первую очередь должно заручиться поддержкой со стороны общества, а эта поддержка на данный момент отсутствует в связи с непониманием самой сути ювенальной системы.

Особенностью развития государственной политики в данной сфере является то, что при отсутствии системы федерального законодательства, регулирующего понятие ювенальных технологий, критериев их использования, параметры сотрудничества всех участников этой системы, ювенальные технологии активно развиваются в рамках отдельных субъектов Российской Федерации.

Толчок развитию ювенальных технологий в других субъектах РФ (не относящихся к «пилотным»), на наш взгляд, дал Указ Президента от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». В Омской области для исполнения Национальной стратегии принят Указ Губернатора от 16 января 2013 года N 3 «О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013-2017 годы. Принятие данного документа привело к усиленному вниманию и контролю по отношению к проблемам детства в регионе.

Проблемы защиты прав семьи и детства периодически поднимаются в рамках заседаний Омского областного правительства, в которых принимают участие все ведомства, в компетенцию которых входят данная сфера (Министерство образования, труда и социального развития, Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Омской области и др.). Одно из таких заседаний прошло в октябре 2015 года, в рамках Координационного совета, где были также представлены и образовательные и общественные организации. Заседание Координационного совета вызывает особый интерес, так как одним из приоритетных вопросов стало рассмотрение проблемы продвижения механизмов и технологий в решении проблем детства Омской области. Фактически речь идет о необходимости реализации ювенальных технологий всеми организациями (учреждениями) и органами государственной власти в целях защиты прав семьи и детства.

Анализ основных мероприятий, направленных на реализацию региональной стратегии действий в интересах детей, осуществляемых органами государственной власти Омской области показал, что важное место среди них занимает информационная политика, направленная на просвещение в области защиты прав детей, при этом с ориентаций не только на несовершеннолетних, но и на правовое просвещение родителей. Среди таких мероприятий можно обозначить разработку и распространение Уполномоченным при Губернаторе Омской области по правам ребенка в общеобразовательных учреждениях региона брошюр для детей и подростков «Твои права, обязанности и ответственность от 0 до 18 лет», памятки для родителей, детей и подростков «Правила безопасного поведения в Интернете». Отдельные мероприятия направлены на правовое просвещение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями (например, социально-образовательные проекты, такие как Интернет-форум «Инклюзивное образование в Омской области», промоакция «Мы вместе», телемарафон «Ребенок, который рядом с тобой», Областное родительское собрание «Защитим права детей», телекоммуникационный социально-образовательный проект «Шаг навстречу», реализуемые Министерством образования Омской области). [3]

Немаловажным направлением в контексте реализации ювенальных технологий является внедрение инновационных социальных технологий раннего выявления, диагностики кризисных ситуаций в семье и оказание поддержки семье на ранних стадиях семейного неблагополучия (создание социальных служб экстренного реагирования). По данным аппарата Правительства Омской области Управлением опеки и попечительства осваиваются современные подходы к организации межведомственного взаимодействия в системе профилактики социального сиротства, одним из которых является технология «работы со случаем», позволяющая осуществлять индивидуальный подход к каждой семье и учет ее особенностей в организации процесса помощи. [3]

Таким образом, анализ мер по реализации региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013-2017 годы показал, что из 81 направления, указанных в отчете, около 20 содержат в своих формулировках понятия: «технологии», «инновационные технологии», «внедрение комплексного подхода», «социальные технологии», «патронат», «сопровождение». Также около 25 сформулированных направлений отражают необходимость комплексного подхода к решению заявленных проблем, развития волонтёрского движения, и что немаловажно, подготовки и переподготовки кадров в учреждениях, образовательных организациях, а также государственных и муниципальных служащих. Что еще раз подчеркивает и доказывает изменения вектора государственной политики в отношении семьи и детства в сторону комплексного подхода, а именно внедрения ювенальных технологий, которые затрагивают все сферы, в которых, так или иначе, присутствуют интересы семьи и детства. Анализ данного документа также показывает, что приоритетными становятся формы сотрудничества с общественными организациями, образовательными организациями в реализации ювеналь-ных технологий.

Одним из направлений в рамках реализации ювенальных технологий и внедрения их в правовую систему России является развитие правовых консультативных служб в образовательных организациях.

В сентябре-октябре 2015 года Омский Государственный педагогический университет по заказу Министерства образования Омской области провел социологически опрос среди студентов средних профессиональных образовательных организаций. Целью было выяснение позиции студентов в отношении правовых консультативных служб.

По мнению большинства респондентов (79%) правовые консультативные службы «позволяют эффективно оказывать юридическую помощь молодежи и студентам» или «вовлекают студентов в решение важных социально-правовых проблем» - 74%. Стоит обратить внимание

на наличие общих тенденций в оценке роли ПКС вне зависимости от типа организации, наличия (отсутствия) подобных клиник, что свидетельствует о том, что для повышения уровня правовой культуры и правосознания студенческой молодежи не достаточно организовать работу подобной службы, необходимы усилия всех субъектов образовательного процесса. Несомненна роль ПКС и в формировании информационно-правовой компетентности у студентов, обучающихся по профилю «Правовое образование», «Юриспруденция» (умение самостоятельно осуществлять подбор нормативного материала и составлять (если это необходимо) документы правового характера). Но данная цель может быть достигнута только при условии комплексного подхода к процессу повышения уровня правовой культуры.

Такое направление деятельности ПКС как расширение сотрудничества и организация совместных мероприятий (круглых столов, открытых дискуссий по обсуждению политико-правовых проблем развития института ювенальных технологий в Российской Федерации с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами (КПДН, ОППН и тд.), образовательными учреждениями и общественными организациями, оказывается востребованным только при условии наличия единомышленников, готовых поддержать инициативу отдельных студентов и преподавателей.

В целом для решения обозначенных проблем, нами сформулирован ряд рекомендаций, охватывающих большинство заинтересованных субъектов «ювенальной системы»:

1) на федеральном уровне разработать комплексный законодательный акт, отражающий такие понятия как: «ювенальная система», «ювенальные технологии», «ювенальные практики»;

2) необходимость регулярного мониторинга использования медиативных (восстановительных) технологий в органах подведомственных органам государственного управления и имеющих целью организацию профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних, поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

3) органам государственного управления субъектов РФ совместно с образовательными организациями, вузами, имеющие профильные кафедры, правовые службы (юридические клиники) провести экспертно-аналитические семинары для работников органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в целях изучения и распространения положительного опыта по применению технологий восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом;

4) обеспечить в средствах массовой информации широкое освещение деятельности субъектов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних по внедрению восстановительных технологий;

5) проводить PR-мероприятия по освещению опыта работы по развитию дружественного к ребенку правосудия, восстановительных технологий, использовать для этого сайты органов государственной (муниципальной) власти Омской области, Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Омской области, комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав, а также печатные издания.

Список литературы

1. Данилова В.А. Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации: автореферат диссертации... на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М., 2013. 17 с.

2. Елисеев Д.Б. Роль медиации в разрешении правовых конфликтов (теоретико-правовой анализ): автореферат диссертации. на соискание степени кандидата юридических наук: 12.00.01. М.,2013. 33 с.

3. Информация о ходе исполнения распоряжения Губернатора Омской области от 28 февраля 2013 года № 25-р «О мерах по реализации Указа Губернатора Омской области от 16 января 2013 года № 3» по Плану первоочередных мероприятий на 2013-2014 годы по реализации региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013-2017 годы за 2014 год). URL: http://omsk.rfdeti.ru/display.php?id=27840 (дата обращения: 13.11.2015).

4. Марковичева Е.В. Концептуальные основы ювенального уголовного судопроизводства. Автореферат диссертации. на соискание степени доктора юридических наук: 12.00.09. Оренбург, 2011. 58 с.

5. Медиация: теория, практика, перспективы развития/ Сборник материалов Первой всероссийской научно-практической конференции (23-24 апреля 2015 г., Москва) / Отв. ред. О.П. Вечерина. М.: ФГБУ «ФИМ», 2015. 215 с.

6. Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г. ВК-844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях». URL: Ы*р://273-фз.рф/ akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobmauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407 (дата обращения: 13.11.2015).

7. Портнягина Е.В. Ювенальная система в Росси: политико-правовые проблемы разработки и реализации // Наука сегодня: теория, практика, инновации: коллективная монография /

в 9 томах. Т. 6. Ростов-на-Дону: Издательство Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2014. С. 83.

8. Практика медиации в России: проблемы, трудности, решения // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Практика медиации в России: проблемы, трудности, решения» / Отв. ред.: Марков И.И., Загайнова С.К. Липецк, 2015. 148 с.

9. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 1430-р Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166695/ (дата обращения: 13.11.2015).

10. Ростовская Т.К. Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювеналь-ной юстиции. 2011. №3 (35). http://juvenjust.org/index.php?showtopic=1661

11. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 13.11.2015).

12. Указ Губернатора Омской области от 16 января 2013 года N 3 «О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013-2017 годы. URL: http:// docs.cntd.ru/document/943054179 (дата обращения: 13.11.2015).

13. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (с изменениями на 13 июля 2015 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/901737405 (дата обращения: 13.11.2015).

14. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». URL: http://base.garant. ru/12177508/ (дата обращения: 13.11.2015).

15. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 13.11.2015).

References

1. Danilova V. A. Pravo napoluchenie kvalifitsirovannoy yuridicheskoy pomoshchi kakgarantiya re-alizatsii konstitutsionnykh prav i svobod nesovershennoletnikh v Rossiyskoy Federatsii [The right to qualified legal assistance, as a guarantee of the constitutional rights and freedoms of minors in the Russian Federation]. M., 2013. 17 p.

2. Eliseev D.B. Rol' mediatsii v razreshenii pravovykh konfliktov (teoretiko-pravovoy analiz) [The role of mediation in the resolution of legal conflicts (theoretical and legal analysis)]. M., 2013. 33 p.

3. Informatsiya o khode ispolneniya rasporyazheniya Gubernatora Omskoy oblasti ot 28 fevralya 2013 goda № 25-r «O merakh po realizatsii Ukaza Gubernatora Omskoy oblasti ot 16yanvarya 2013 goda № 3» po Planu pervoocherednykh meropriyatiy na 2013-2014 gody po realizatsii regional'noy strategii deystviy v interesakh detey na territorii Omskoy oblasti na 2013-2017 gody za 2014 god) [Information on the implementation of orders of the Governor of the Omsk region on February 28, 2013 № 25-p «On measures to implement the Decree of the Governor of the Omsk region on January 16, 2013 № 3» on the Plan of priority measures for 2013-2014 on the implementation of the regional strategy for action for children in the Omsk region in 2013-2017 years in 2014)]. http://omsk.rfdeti.ru/display.php?id=27840

4. Markovicheva E.V. Kontseptual'nye osnovy yuvenal'nogo ugolovnogo sudoproizvodstva [Conceptual bases of juvenile criminal justice]. Orenburg, 2011. 58 p.

5. Mediatsiya: teoriya, praktika, perspektivy razvitiya/ Sbornik materialov Pervoy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (23-24 aprelya 2015 g., Moskva) [Mediation: theory, practice, prospects of development / Collected materials of the First All-Russian scientific-practical conference (April 23-24, 2015, Moscow)] / O.P. Vecherina (ed.). M.: FGBU «FIM», 2015. 215 p.

6. Metodicheskie rekomendatsii Minobrnauki ot 18.11.2013 g. VK- 844/07 «Ob organizatsii sluzhb shkol'noy mediatsii v obrazovatel'nykh organizatsiyakh» [Guidelines from the Ministry of Education, the VK- 844/07 11.18.2013 'On the organization of school mediation services in educational institutions']. http://273-fz.rf/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407

7. Portnyagina E.V Nauka segodnya: teoriya, praktika, innovatsii [Science today: theory, practice, innovation] / V 9 tomakh. Vol. 6. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Mezhdunarodnogo issledovatel'skogo tsentra «Nauchnoe sotrudnichestvo», 2014, p. 83.

8. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Praktika mediatsii vRossii:problemy, trudnosti, resheniya» [Collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference 'The practice of mediation in Russia: problems, challenges, solutions'] /Markov I.I., Zagaynova S.K. (eds.). Lipetsk, 2015. 148 p.

9. Rasporyazhenie Pravitel 'stva RF ot 30 iyulya 2014 g. N 1430-r Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya do 2017 goda seti sluzhb mediatsii v tselyakh realizatsii vosstanovitel'nogo pravosudiya

v otnoshenii detey, v tom chisle sovershivshikh obshchestvenno opasnye deyaniya, no ne dostig-shikh vozrasta, s kotorogo nastupaet ugolovnaya otvetstvennost' v RF» [Decree of the RF Government dated July 30, 2014 N 1430-p On approval of the Concept of development up to 2017 network mediation services for the implementation of restorative justice for children, including those committed socially dangerous acts, but have not reached the age at which occurs criminal responsibility in Russia]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166695/

10. Rostovskaya T.K. Voprosy yuvenal'noy yustitsii. 2011. №3 (35). http://juvenjust.org/index. php?showtopic=1661

11. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. N 761 «O Natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody» [Presidential Decree of June 1, 2012 N 761 'On the National Action Strategy for Children 2012-2017']. http://base.garant.ru/70183566/

12. Ukaz Gubernatora Omskoy oblasti ot 16 yanvarya 2013 goda N 3 «O regional>noy strategii deystviy v interesakh detey na territorii Omskoy oblasti na 2013-2017 gody [Decree of the Governor of the Omsk region of 16 January 2013, N 3 'On a regional strategy for action on behalf of children in the territory of the Omsk Region for 2013-2017 years']. http://docs.cntd.ru/docu-ment/943054179

13. Federal'nyy zakon «Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti ipravonarusheniy nesover-shennoletnikh» ot 24 iyunya 1999 g. N 120-FZ (s izmeneniyami na 13 iyulya 2015 goda) [The Federal Law 'On Principles of Prevention of neglect and juvenile delinquency' June 24, 1999 N 120-FZ (as amended on July 13, 2015)]. http://docs.cntd.ru/document/901737405

14. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2010 g. № 193-FZ «Ob al'ternativnoyprotsedure uregulirovaniya sporov s uchastiemposrednika (protsedure mediatsii)» [Federal Law of July 27, 2010 № 193-FZ 'On alternative dispute resolution process involving a mediator (mediation procedure)']. http:// base.garant.ru/12177508/

15. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law of December 29, 2012 № 273-FZ 'On Education in the Russian Federation']. http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Портнягина Елена Владимировна, доцент кафедры правоведения, государственного и

муниципального управления, кандидат политических наук

Омский Государственный Педагогический Университет

наб. Тухачевского, 14, г. Омск, Омская обл., 644099, Российская Федерация

[email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9474-8997 DATA ABOUT THE AUTHOR

Portnyagina Elena Vladimirovna, associate Professor, Department of law, state and municipal management, PhD in political science Omsk State Pedagogical University

Tukhachevsky, 14, Omsk, Omsk region, 644099, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.