Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное образование / проектное управление / регион / экономика / стратегия / пространственное развитие / municipality / project management / region / economy / strat-egy / spatial development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулманапов Салихбек Габибулаевич

Обоснована необходимость внедрения проектного подхода в систему стратегического управления муниципальным образованием, предложен алгоритм внедрения приоритетных муниципальных проектов в управленческий процесс, раскрываются современные нормативно-правовые аспекты стратегического планирования на уровне страны и региона, а также предлагается механизм интеграции проектного подхода в систему стратегического планирования на уровне муниципального района (городского округа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдулманапов Салихбек Габибулаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of introducing a project approach into the strategic management system of a municipality is substantiated, an algorithm for introducing priority municipal projects into the management process is proposed, modern regulatory and legal aspects of strategic planning at the country and regional levels are revealed, and a mechanism for integrating the project approach into the strategic planning system at the municipal district (urban district) level is proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» [Электронный ресурс] : официальный сайт: -URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/35d/r2d8d7whira13h9qik1mt45q6vwcrabw.pdf

3. Федеральная служба государственной статистике «Социально-экономическое положение России» [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Москва: январь-сентябрь, №9, 2022 г. - URL : https://gks.ru/bgd/regl/b22 01/Main.htm

4. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1582011/#review

5. Балашев, Н.Б., Воскресенская, Л.Н., Добрынина, А.Д. Бюджетная политика как основополагающий фактор экономического роста России в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2021. - № 4. - С. 167-176. - DOI:10.26726/1812-7096-2021-4-167-176

6. Морунова, Г.В. Влияние западных санкций на бюджет Российской Федерации / Г.В. Морунова, Д.И. Тимошенко, В.А. Королева, А.А. Апте-карев. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96727/

УДК 338.26 ББК 65.012

DOI 10.24412/2412-2025-2022-4-29-37

Абдулманапов Салихбек Габибулаевич - доктор экономических наук, профессор, директор НИИ Управления, экономики, политики и социологии, руководитель Центра компетенций по проектной деятельности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Abdulmanapov Salikhbek Gabibulayevich - Doctor of Economics, Professor, Director of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Head of the Competence Center for Project Activities, Dagestan State University of National Economy

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

THE PROBLEM OF INTRODUCING PROJECT MANAGEMENT INTO THE STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM OF A MUNICIPALITY

Обоснована необходимость внедрения проектного подхода в систему стратегического управления муниципальным образованием, предложен

29

алгоритм внедрения приоритетных муниципальных проектов в управленческий процесс, раскрываются современные нормативно-правовые аспекты стратегического планирования на уровне страны и региона, а также предлагается механизм интеграции проектного подхода в систему стратегического планирования на уровне муниципального района (городского округа).

Ключевые слова: муниципальное образование, проектное управление, регион, экономика, стратегия, пространственное развитие

The necessity of introducing a project approach into the strategic management system of a municipality is substantiated, an algorithm for introducing priority municipal projects into the management process is proposed, modern regulatory and legal aspects of strategic planning at the country and regional levels are revealed, and a mechanism for integrating the project approach into the strategic planning system at the municipal district (urban district) level is proposed.

Keywords: municipality, project management, region, economy, strategy, spatial development

В условиях быстро меняющейся социально-экономической среды и постоянных вызовов, стоящих перед муниципальными образованиями, необходимость эффективного использования ограниченных бюджетных средств становится ключевой задачей для устойчивого развития муниципалитета. Это требует установления приоритета проблем с постановкой цели и ожидаемых результатов в привязке к срокам, что можно эффективно достигнуть, используя проектный подход в решении муниципальных проблем. Анализ управления социально-экономическими процессами в муниципальных образованиях Республики Дагестан показывает не интегрированность проектного подхода в систему программно-стратегического управления муниципальным образованием.

Причиной этого является частая смена руководства республики, которая приводит к запуску каждым новым руководителем региона нового подхода, исключающего подход предыдущего руководителя региона, ограниченность бюджета и отсутствие средств на цели развития муниципального образования, отсутствие достаточной подготовки кадров по проектному управлению, сложность координации деятельности различных отделов и подразделений администрации, которая требуется при проектном подходе, а также отсутствие мотивации у сотрудников администраций муниципальных образований к включению «нового» в работу. Кроме того, имеются проблемы методического обеспечения процесса внедрения проектного подхода в систему стратегического управления в муниципальном образовании.

При этом опыт других российских регионов показывает, что проектное управление позволяет эффективно решать проблемы, связанные с разработкой и реализацией стратегии развития территорий. Алгоритм внедрения проектного подхода в систему муниципального управления представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Алгоритм внедрения проектного подхода в систему муниципального управления Внедрение проектного подхода в систему стратегического управления муниципальным образованием представляют собой комплексный подход к организации работы, который позволяет эффективно решать

поставленные задачи. Определение целей и задач проекта, составление плана, формирование команды, контроль и оценка результатов, а также управление изменениями - все эти аспекты являются ключевыми при внедрении проектного управления на муниципальном уровне.

Современная система стратегического управления муниципальным образованием в Республике Дагестан основывается на традиционных методах и подходах, которые не всегда позволяют эффективно развивать территории. Часто на муниципальном уровне разрабатываются стратегии социально-экономического развития, комплексные муниципальные программы и отраслевые программы развития, но из-за ограниченности бюджетных возможностей они остаются «на бумаге», а руководство муниципальных образований занимается решением текущих проблем и задач.

Внедрение проектного управления в систему стратегического управления муниципальным образованием часто сталкивается с рядом проблем. Одной из них является отсутствие единой методологии разработки стратегии развития. В результате каждая администрация муниципалитета может использовать свой подход к формированию стратегии, что затрудняет сравнение результатов и оценку эффективности реализации проектов. Современная нормативно-правовая база по стратегическому планированию на муниципальном уровне может быть сформирован на основе нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, в частности, на основе:

- Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014года №172-ФЗ [8];

- Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [7];

- Указа Президент РФ №633 от 8 ноября 2021 года «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [5];

- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474) [6];

- «Основные направления стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года», утверждены протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 13.07.2016 № 1 [3];

- Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2017 года №132 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» [4];

- Закона Республики Дагестан от 05.12.2016 № 72 «О стратегическом планировании в Республике Дагестан» [2];

- нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативно-правовых актов.

В соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами на муниципальном уровне в качестве основных документов стратегического управления могут быть:

1. Стратегия социально-экономического развития муниципального района (городского округа);

2. Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа).

Данные стратегические документы строятся на основе положений документов стратегического планирования Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан и других актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития. В стратегических документах целесообразно определять конкурентные преимущества и экономическую специализацию муниципального района (городского округа) с учетом потенциала, проблем и перспектив развития основных отраслевых комплексов, представленных или предполагаемых к размещению на территории муниципального района (городского округа), а также перспектив инновационного, инвестиционного, пространственного развития муниципального района (городского округа), развития человеческого капитала с учетом приоритетов, целей и задач, обозначенных в документах стратегического планирования регионального уровня.

Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 23.03.2017 года №132 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» [4] рекомендует структуру Стратегии социально-экономического развития субъекта федерации, которое можно использовать и на муниципальном уровне. С учетом этого, рекомендуем следующую структуру и содержание Стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа):

1). Положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в частности, положения стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан), значимых для развития муниципального района (городского округа) Республики Дагестан, актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития, стратегических инициатив социально-экономического развития Российской Федерации (содержащихся в соответствующих федеральных проектах);

2). Раздел, содержащий приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития муниципального района (городского округа);

3). Раздел, содержащий описание целевого сценария социально-экономического развития муниципального района (городского округа);

4). Раздел, содержащий основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы муниципального района (городского округа);

5). Раздел, содержащий основные направления экономического развития муниципального района (городского округа);

6). Раздел, содержащий основные направления развития научно-инновационной сферы муниципального района (городского округа) Республики Дагестан;

7). Раздел, содержащий основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности муниципального района (городского округа);

8). Раздел, содержащий основные направления развития межмуниципальных и региональных связей муниципального района (городского округа);

9). Раздел, содержащий основные направления пространственного развития муниципального района (городского округа);

10). Раздел, содержащий сведения о кадровом обеспечении экономики муниципального района (городского округа);

11). Раздел, отражающий блок по ресурсному обеспечению реализации Стратегии;

12). Приложения.

В качестве отдельного, тринадцатого, раздела можно включить «Приоритетные муниципальные проекты». Для успешной интеграции проектного управления в систему стратегического управления муниципальным образованием необходимо определить цели и задачи данной системы, а также выработать четкую стратегию развития. Проектное управление должно быть направлено на достижение этих целей путем реализации конкретных проектов, которые приводятся отдельным разделом. Муниципалитет должен определить наиболее значимые для него проекты, которые направлены на достижение стратегических целей. При выборе приоритетных проектов необходимо учитывать потенциальную значимость результатов, доступность ресурсов и возможности успешной реализации.

Включение приоритетных муниципальных проектов в Стратегию развития муниципального района (городского округа) позволят на этапе стратегического планирования отойти от формального индикативного подхода определения ожидаемых результатов Стратегии и обозначить поэтапное решение приоритетных задач с достижением измеримого во времени результата. В связи с чем, более подробно остановимся на методических подходах внедрения системы приоритетных муниципальных проектов в стратегическое управление муниципальным образованием.

Внедрение проектного управления в систему стратегического управления муниципальным образованием сталкивается с рядом проблем, связанных с несоответствием документации требованиям проектного подхода, комплексностью и объемом документации, отсутствием единой системы документооборота, недостаточной квалификацией сотрудников и требующейся авторитарностью и контролем.

Одной из основных причин необходимости включения муниципального образования в реализацию национальных проектов является его близость к конечным потребителям услуг. Местное самоуправление имеет непосредственный доступ к информации о потребностях жителей и может эффективно определить приоритеты для реализации проектов. Более того, муниципалитеты эффективнее могут осуществлять приоре-тизацию проблем и обладают необходимыми ресурсами для успешного выполнения поставленных задач.

Для успешной реализации национальных проектов необходимо создание специальных инструментов и механизмов участия муниципального образования. Важным элементом такого механизма является формирование проектных комитетов, которые будут отвечать за координацию и контроль выполнения проектов на местном уровне. Проектные комитеты должны включать представителей различных структурных подразделений, а также экспертов и представителей местной общественности.

Успешная реализация национальных проектов на муниципальном уровне и приоритетных муниципальных проектов требует активное вовлечение местного населения в процесс принятия решений. Для этого эффективными инструментами выступают такие формы, как консультации с населением, общественные слушания и другие формы диалога с жителями, что поможет выявить наиболее значимые для жителей потребности и предложения по реализации проектов. Внедрение проектного управления на муниципальном уровне позволяет повысить прозрачность и открытость деятельности органов местного самоуправления. Проектная методология предусматривает активное вовлечение граждан и других заинтересованных сторон в процесс принятия решений. Это способствует созданию доверительных отношений между властью и населением, а также повышает качество принимаемых решений.

Программа социально-экономического развития муниципального образования является основным инструментом стратегического управления и позволяет определить приоритетные направления развития, задачи и меры по достижению целей. Однако, внедрение проектного управления в систему стратегического управления муниципальным образованием может столкнуться с некоторыми проблемами.

Во-первых, одной из основных проблем является отсутствие четкой методологии для разработки программы социально-экономического развития на основе проектного подхода. В настоящее время большинство муниципалитетов используют традиционный подход к разработке программ, в которой нет места проектам, что затрудняет интеграцию проектного управления. Для успешной реализации проектного управления необходимо разработать единые стандарты и методики, которые позволят эффективно использовать ресурсы и контролировать выполнение задач.

Во-вторых, необходима культурная трансформация в органах власти муниципалитета. Часто государственные служащие привыкли работать в условиях бюрократической системы управления, где решения принимаются иерархически. Внедрение проектного управления требует изменения менталитета и привнесения новых подходов к организации

работы. Необходимо проводить обучение персонала, повышать его компетенции в области проектного управления.

Внедрение проектного управления может столкнуться с проблемами связи и координации между различными структурными подразделениями муниципалитета. Часто каждое структурное подразделение работает самостоятельно в рамках своего функционала и не имеет достаточной информации о деятельности и функционале других. Это приводит к дублированию усилий, потере времени и ресурсов. Для успешного внедрения проектного управления необходимо установить механизмы обмена информацией и сотрудничества между различными подразделениями.

В целом, можно обозначить, что внедрение проектного управления в систему стратегического управления муниципальным образованием позволяет повысить эффективность и результативность деятельности муниципалитета. Проектное управление способствует более целенаправленному использованию ресурсов, позволяет оптимизировать бюджетные расходы и сократить издержки. Кроме того, оно способствует разработке и реализации крупных инфраструктурных проектов, которые являются основой для развития муниципальной экономики. При этом, одной из главных предпосылок внедрения проектного подхода является наличие четко сформулированной Стратегии развития муниципального образования. Без этого невозможно определить приоритетные направления деятельности и разработать эффективные проекты. Кроме того, необходимо наличие квалифицированных специалистов в области проектного управления, которые смогут осуществлять планирование, организацию и контроль выполнения проектов.

Список литературы:

1. Закон РД от 12.10.2022 года №70 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года».

2. Закон Республики Дагестан от 05.12.2016 № 72 «О стратегическом планировании в Республике Дагестан».

3. Основные направления стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, утверждены протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 13.07.2016 № 1.

4. Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 года №132 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации».

5. Указ Президент РФ №633 от 8 ноября 2021 года «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».

6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474).

7. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

8. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014года №172-ФЗ.

УДК 336.02 ББК 65.01

DOI 10.24412/2412-2025-2022-4-37-46

Гираев Везирхан Камалиевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; доцент кафедры экономической безопасности и таможенного дела, Дагестанский государственный технический университет

Giraev Vezirkhan Kamalievich - PhD in Economics, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy; Associate Professor of the Department of Economic Security and Customs Affairs, Dagestan State Technical University

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

TAX BENEFITS IN THE SYSTEM OF STIMULATING INVESTMENT PROCESSES

В складывающихся непростых условиях в мировой экономике и повышенной неопределенности на уровне национальных экономик, перед Россией актуализировался вопрос противодействия санкциям и стимулирования национальной экономики. К числу эффективных инструментов, при умелом их применении, относятся налоговые льготы. В статье проведен сравнительный анализ категориального аппарата налоговых льгот и предложен оптимальный институт налоговых льгот для применения в российской практике.

Ключевые слова: налоговая система, налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, инвестиции, налоговое стимулирование.

In the current difficult conditions in the global economy and the increased uncertainty at the level of national economies, the issue of countering sanctions and stimulating the national economy has become relevant for Russia. Effective tools, when used skillfully, include tax incentives. The article provides a comparative analysis of the categorical apparatus of tax benefits and suggests the optimal institution of tax benefits for use in Russian practice.

Keywords: tax system, tax benefits, investment tax credit, investments, tax incentives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.