УДК 37.02
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
Е. А. Якшина, А. А. Овсянникова
PROBLEM OF INFLUENCE MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE RISING GENERATION
E. A. Yakshina, A. A. Ovsyannikova
Аннотация. В данной статье предпринята попытка выявить проблемы, связанные с использованием современных информационных технологий и их влиянием на психическое развитие и формирование морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. Нами была рассмотрена роль средств массовой информации: телевидения, Интернета, а также компьютерных игр в становлении мировоззрения детей и подростков.
Ключевые слова: средства массовой информации, Интернет, телевидение, компьютерные игры, интернет-зависимость.
Abstract. This article talks the problems associated with use of modern information technologies and their impact on mental development and the formation of moral values of the younger generation. We have examined the role of the mass media: television, Internet, and computer games in the development of world children and adolescents.
Key words: media, Internet, television, computer games, internet addiction.
Современное общество - общество информационное. С его приходом появляются как новые типы отношений, новые перспективы, так и новые проблемы. Особенностью развития такого общества является интенсивный характер протекания информационных процессов: возрастают скорости и объем передаваемой информации, ускоряется ее обработка. Но беспокойство вызывает тот факт, что воздействие информационных технологий на молодое поколение сегодня во многом негативно.
Современное поколение поставлено в совершенно новые условия. Из-за сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Отсюда -возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирование мировоззрения подрастающего поколения. Кроме того, сегодня дети не представляют свою жизнь без техники: компьютеров, телевизоров, телефонов. Лучшим развлечением для них стали компьютерные игры и интернет-общение, а не реальное общение и прогулки по улице. У родителей появляется больше свободного времени для карьерного роста, для себя, пока их дети сидят перед телевизором. Но средства массовой информации, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить.
Телевидение - это, несомненно, важнейший источник информации. Оно дает возможность приобщиться к произведениям искусства как отече-
ственных, так и зарубежных деятелей культуры, узнать о последних событиях в стране и мире. Телевидение включает в себя множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания [1].
Информация с экранов телевизоров оказывает большое влияние на формирование эстетических вкусов и пропагандирует стиль жизни. Это происходит потому, что телевизор стал неотъемлемой частью быта и он есть в каждом доме. Изо дня в день вся семья проводит свободное время перед телевизором. Несмотря на то, что это совместное занятие, личное общение сводится к минимуму. Кроме того, отрицательно влияет на здоровье (а особенно на здоровье детей) то, что современные фильмы длятся несколько часов и приходится долгое время сидеть в одном положении, что приводит к ухудшению физического развития. Вдобавок многие едят во время просмотра телевизора. Увлекаясь фильмом, дети не замечают количества съеденной пищи, тем самым зарабатывают себе лишний вес и, как следствие, ожирение.
Рассмотрим влияние компьютерных игр на психику подростков. Различные головоломки развивают логику, а обучающие программы в игровой форме стимулируют интерес к учебе. Но вот всяческие «стрелялки», которые так любят дети, развивают злость, жестокость, притупляют чувство сострадания, заставляют находиться в долгом стрессовом напряжении. По мнению психологов, у детей до семилетнего возраста, а также у отдельных подростков до 12 лет виртуальный и реальный миры нередко тождественны, поэтому они, во-первых, просто не умеют отличать то, что видят на экране компьютера, от той действительности, что происходит за пределами экрана; а во-вторых, в недостаточной степени обученные отличать добро от зла, такие несовершеннолетние начинают вести себя, как компьютерные герои (в том числе и «отрицательные» персонажи) [2]. На основе проведенных исследований М. М. Гридчин утверждал в своей работе, что жестокие игровые эпизоды нередко приводят к нарастанию агрессивности поведения молодых людей [3]. Любимые игры становятся зависимостью, дети ради прохождения очередного уровня готовы на все. Так, весной 2002 г. немецкий подросток Р. Штайнхойзер убил 17 и ранил 7 человек гимназии, где он учился. При опросах свидетелей выяснилось, что любимым его занятием было участие в сетевых компьютерных играх, содержащих сцены насилия. В настоящее время в Германии ограничено распространение подобных игр.
Современному человеку невозможно представить свою жизнь без Интернета. Интернет - уникальная совокупность локальных, региональных, национальных и общемировых компьютерных сетей и универсальная технология обмена информацией. Он является важнейшим символом и главным связующим средством глобального информационного пространства. Совсем недавно эта система возникла как частная программа, но теперь стала средством информационного обмена многих и многих миллионов людей на всех континентах Земли. Интернет дает возможность получения, хранения и передачи информации практически во всех сферах человеческой деятельности [2].
Но часто, наряду с нужной, мы «натыкаемся» на вредную или даже опасную информацию для детской психики, которая испытывает наиболее сильную нагрузку. Ведь Интернет почти неподконтролен цензуре. И с этим
связаны не только его позитивные возможности, но и большие проблемы. Неконтролируемая возможность посещения вредоносных для подростка сайтов, посвященных пиротехнике, суициду, обсуждению воздействия тех или иных наркотиков, регулярное общение с онлайновыми приятелями через Интернет может впоследствии привести к фактическому знакомству, в том числе с лицами с девиантным поведением [2].
Сетевая среда способна оказывать определенное влияние даже на психическое здоровье личности. Частые переписки, по словам ученых, вызывают интернет-зависимость, а как следствие - нарастание социальной изоляции. Данная зависимость проявляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение. Для подростков, получающих доступ к Интернету, виртуальная среда иногда кажется даже более адекватной, чем реальный мир. Возможность перевоплотиться в некую бестелесную «идеальную личность» открывает для них новые ощущения, которые им хочется испытывать постоянно или очень часто [2].
События в фильмах и компьютерных играх развиваются с большой скоростью, в двух часах может уложиться целая жизнь, все это происходит без участия смотрящего, он привыкает к таким скоростям, к тому, что все должно вращаться вокруг него, и в реальности ждет того же. Отсюда зарождается пассивное отношение к жизни.
Такому ребенку не приходится утруждаться, чтобы придумать себе занятие, техника все сделает за него, а без нее он мог бы быть самодостаточным, способным обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Самодостаточный ребенок в подростковом возрасте развивается и самосовершенствуется. А что касается пассивных подростков, психологи утверждают, что у них страдает логика и воля. Они ведомы и легко поддаются чужому влиянию. Так, если сказать ребенку: «А тебе слабо закурить?», то ведомый согласится, в то время как другой найдет, что ответить, например: «А тебе слабо бросить?».
Подростки даже в школе ждут от учителей «спецэффектов». А так как они их не получают, то возникает нежелание учиться. Помимо этого педагоги столкнулись с современной системой образования, которая основана на использовании возможностей компьютера. Зачастую тексты, погруженные во Всемирную паутину, подвергаются изменениям: в них добавляется дополнительная информация или, наоборот, «вырываются» части, в результате текст в значительной мере утрачивает идею автора и выстроенную им смысловую законченность.
Возвращаясь к пассивным подросткам, следует отметить, что их поведение не меняется и во взрослой жизни. Человек чувствует себя в центре семьи, не берет на себя ответственность, а ждет заботы от супруга, не понимая, что любовь - это действие, а счастье - выбор.
В целом успех в жизни, в карьере, в семье зависит от навыков общения, которые следует получить еще в детстве, а с этим у грядущего поколения могут возникнуть проблемы, поскольку преобладает виртуальное общение.
Таким образом, средства массовой информации и глобальные сети оказывают существенное влияние на становление психики детей и подростков. Поэтому необходимо научиться извлекать из возможностей современных информационных технологий только плюсы. Для этого родители должны
очень внимательно относиться к воспитанию своих детей. Прежде чем показать фильм ребенку, родителям важно понять, есть ли в нем смысл, иначе говоря, учит ли он чему-то или же создан только с целью получения выгоды; развивает ли он или развлекает. Лучше всего смотреть фильмы вместе с детьми, обсуждать их и извлекать уроки, ведь это еще и сближает. Аналогично нужно поступать с компьютерными играми, желательно сначала родителям самим сыграть в игру, чтобы понять, что она в себе несет. Тот факт, что у ребенка может быть десять жизней и он сам может убить сотню человек, явно не повлияет на него положительно. Хорошо, если родители разовьют интерес у ребенка к занятиям спортом или музыкой, чтобы он понял, что компьютерные игры и социальные сети - не главное развлечение.
Очень важно, чтобы и государство обратило внимание на рассматриваемую проблему. Необходимо поставить рамки допустимой в сетях и на телевидении информации и выработать работающие механизмы ограничения доступа к отдельным сайтам различных возрастных категорий. Только комплексный подход к данной проблеме способен дать положительные результаты.
Список литературы
1. Зазнобина, Л. С. Как же выжить в мире СМИ / Л. С. Зазнобина // Медиаобразова-ние в школе. - 1999. - № 1. - С. 14.
2. Петров, В. П. Интернет в мировом информационном пространстве / В. П. Петров, С. В. Петров // ОБЖ. - 2008. - № 8. - С. 50.
3. Гридчин, М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь / М. М. Гридчин // Власть. - 2007. - № 9.
Якшина Евгения Александровна
студентка,
механический факультет, Омский государственный университет путей сообщения E-mail: [email protected]
Овсянникова Алена Анатольевна
студентка,
механический факультет, Омский государственный университет путей сообщения E-mail: [email protected]
Yakshina Evgeniya Aleksandrovna student,
faculty of mechanical engineering, Omsk State Transport University
Ovsyannikova Alena Anatol'evna student,
faculty of mechanical engineering, Omsk State Transport University
УДК 37.02 Якшина, Е. А.
Проблема влияния современных информационных технологий на подрастающее поколение / Е. А. Якшина, А. А. Овсянникова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). - С. 317-320.