МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х
немаловажную цель родителей - содействовать развитию у детей возможность осуществлять контроль над собой, самостоятельность и исполнять условия, предъявляемые родителями к детям и социумом [2, с. 52].
Родители достигают больше успехов в общении с детьми, если они помогают формировать самостоятельность и показывают свою значить в жизни детей.
В серии изучений, посвященных родительскому разговору и способам обучения, Э. Маккоби говорит, что дети лучше всего адаптированы в тех семьях, где родители сотрудничают с детьми, совместно решают любые задачи. Такие родители притягивают деток к совместной работе и разделяют с ними обязанности. Они принимают во внимание то, что когда младшие школьники станут подростками, то смогут принимать большую часть решений без помощи взрослых. Подготавливаясь к этому, родители уже сейчас стремятся больше рассматривать с ребятами разнообразные трудности и осуществлять с ними разговоры.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка в сферах социальных отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети». Детские дружеские отношения могут иметь множество положительных результатов.
Родительский контроль над ребенком в младшем школьном возрасте остается по-прежнему важным. Значительной составляющей наилучшего контроля считается поддержка ребенка в приобретении самостоятельности и научиться сорегуляции [1, с. 284].
Таким образом, развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми заключается в следующем: взрослые играют большую роль в социализации детей, организации их общения. Наиболее эффективное воспитание считается там, где взрослые активно сотрудничают с детьми и несет ответственность за ребенка. Среди разных стилей общения учителя демократический стиль общения гарантирует ребенку функциональную позицию сотрудничества. Главное условие развития у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми - иметь полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.
Список использованной литературы:
1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина. - М.: 1999. - С. 456.
2. Панфёров, В.Н. Психология общения. Вопросы философии. / В.Н Панфёров. - М.: 2002. - № 7. - С. 254.
3. Инициативное сотрудничество у младших школьников [Электронный ресурс] http://www.zavuch.ru.
© Степанова Л.А., 2017
УДК: 37.01
А.Ш. Танирбергенова
канд.пед.наук., доцент университета «Туран-Астана», г.Астана, КР
E-mail: [email protected] Картбаева Ж.Ж. канд.пед.наук., доцент АРГУ имени К.Жубанова, г.Актобе, КР E-mail: [email protected] Мурадили Н.
Магистрант университета «Туран-Астана» E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОПИТАНИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема влияние стилей семейного воспитания на личностные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
характеристики подростков. Представлены результаты исследования и анализ подходов учёных о влиянии стилей семейного воспитания родителей и личностных особенностей их детей. Показана их взаимосвязь, которая подтверждает предположение о том, что существующие определенные стереотипы семейного воспитания оказывают определенное влияние на развитие и становление подрастающего поколения.
Ключевые слова
Стили семейного воспитания, особенности личности, взаимосвязь, психические различия, традиции семейного воспитания, патриархальная семья, детоцентрическая семья, супружеская семья.
В своих выступлениях Президент РК Н.А.Назарбаев сказал: "Семья - это стержень казахстанского общества, основа всех новых достижений нашей страны в экономике, культуре, социальной политике. Через крепкие семейные узы из поколения в поколение передаются все самые лучшие духовно-нравственные ценности нашего народа - толерантность, трудолюбие, любовь к родной земле, уважение к старшим, гостеприимство и устремленность в будущее», - сказал и отметил что благополучие каждой казахстанской семьи - ключевая цель реализации Стратегии «Казахстан-2050». Это подчеркивает актуальность данной темы.
По мнению Н.И. Дереклеевой, «семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе» [1].
Как отмечает Э.Г. Эйдемиллер «эмоциональное отношение в семье играет важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей».[5]
В процессе общения происходят согласования взаимных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и так далее, и именно особенности общения в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка, подчеркивает Э.Г. Эйдемиллер.
Современные психологи выделяют различные типы семей. Так, Н.И. Дереклеева выделяет патриархальную, детоцентрическую, супружескую семьи.
Патриархальная семья предполагает наиболее архаичные формы отношений. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Внутрисемейные роли строго распределены, господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. В этой семье чаще всего вырастают дети с преобладанием низкой самооценки: они неуверенны в себе, в своих способностях. Н.И.Дереклеева [1] указывает, что в патриархальной семье возникают детские эмоциональные проблемы, связанные с «Я -концепцией»:
Если ребенок считает, что он «недостаточно хорош», то у него развиваются такие качества как застенчивость, стеснительность, хамелеонство.
Ощущая себя «беспомощным» ребенок ослабляет поисковую активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.
«Я чужой» - это позиция эмоционального отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями и прежде всего с матерью. Такие дети, по замечанию Н.И. Дереклеевой [1], не находят контакта и со сверстниками, они необщительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.
Дети чувствующие себя «сверхответственными», часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку или совершить проступок. Они боятся наказания и поэтому совершают порой немотивированные поступки. Такие детские проблемы нередко возникают в семьях современных богатых. Родители требуют подчинения не только на работе, но и у себя дома.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Семья детоцентрическая характеризуется возвышением частной жизни человека, чувственной стороны брака и интимности. В такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности.
К.А. Айдарбекова [2] по этому поводу говорит, что родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей, принимают этот груз на себя. Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативы, ответственности. Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться.
Как замечено Н.И. Дереклеевой, в семьях супружеского типа отношения определяются не родством и не родительством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Ученая отмечает, что особенность таких семей заключается в известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а круг общения выходит за рамки супружества. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого из них. Главные ценности семьи - сочувствие, сопереживание, отзывчивость.[1]
В научной литературе особый интерес у ученых вызывает проблема стилей и типов семейного воспитания.
И.В. Дубровина под стилем семейного воспитания понимает наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: нравственные устои семьи; традиции, на которых воспитывались сами родители; психолого-педагогическая культура родителей, их образовательный уровень; тип темперамента родителей, их совместимость и прочее.
В психологической литературе ученые выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.
По мнению Л.Б Шнейдер, попустительский стиль семейного воспитания выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Характеризуется предоставлением ребенку полной свободы действий. Взрослых в таких семьях мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам, а иногда просто не обращают на них внимание.[4]
Изучая особенности отношений в системе «родители - дети» ученые акцентируют внимание на характеристиках семьи: направленность семейного воспитания, гармоничность (негармоничность) отношения между ее членами, и характер воспитательных усилий. Т.П. Гаврилова используя данные критерии выделил три группы семей.
В семьях первой группы, как отмечает Т.П. Гаврилова, взаимоотношения между родителями и детьми строятся на здоровой нравственной основе: взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности, внутрисемейной солидарности. Возникающие подчас противоречия между родителями и детьми не носят затяжного характера и обычно разрешаются без конфликта. Отсутствие острых споров, ссор между родителями создает благоприятные условия для психического и нравственного развития детей. В семье царит оптимистический, мажорный тон. Родители хорошие труженики, пользуются уважением товарищей по работе. Все это является источником их нравственного авторитета. Между школой и семьей существует тесная связь, родители и педагоги поддерживают друг друга, действуют согласованно.
Она заключает, что при таком стиле семейных отношений, при такой организации семейного воспитания складывается активный положительный характер личности. Некоторые общие черты, которые выделяет Т.П. Гаврилова: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к сверстникам, правильные формы самоутверждения в коллективе, единство слова и дела, ответственное отношение к труду и общественной работе, уважение к старшим.[3]
Для второй группы семей характерна согласованность семейных отношений, общественную
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 2410-700Х
направленность семейного коллектива. Но в отличие от семей первой группы здесь отношение к воспитанию подростков более пассивное, хотя родители любят своих детей, доброжелательны и терпеливы с ними. Пассивная воспитательная позиция чаще всего связана с переоценкой самостоятельности и взрослости ребенка; порой же за ней кроется педагогическая несостоятельность отца и матери, их надежда на воспитательное всемогущество школы. Взаимоотношения между родителями и детьми в этих семьях можно было бы, скорее, назвать сосуществованием. «Из-за слабости контактов с подростком или из-за неправильного к нему подхода авторитет родителей не всегда высок. Пассивное отношение к воспитанию при формальном благополучии семьи нередко ведет к скрытой безнадзорности» - подчеркивает Т. П. Гаврилова.[3,стр.41]
Задача формирования положительных нравственных качеств в большей степени ложится на школу. Под влиянием школы формируется и правильная нравственная позиция подростка к семье: уважение к родителям, их труду, чуткое, заботливое отношение к близким людям. У подростков из семей данной группы наряду с положительными качествами (такими, как коллективизм, общительность, доброта, чуткость) можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, иногда лицемерие и зазнайство. Таким образом, личность подростка приобретает нередко противоречивую нравственную направленность.
Родители пользуются множеством приемов воспитания, в зависимости от ситуации, от самого ребенка, от его поведения в данный момент и от культуры, к которой он принадлежит. Оптимально, если родители ограничивают автономию ребенка и постепенно, но упорно внушают ему определенные ценности и вырабатывают «внутренние тормоза», стремясь при этом не подорвать детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе. Чтобы овладеть этим искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.
Семья покоится не только на материальном благополучии, но и на вере ее членов друг в друга и взаимной ответственности друг перед другом. Важно сохранить и лучшие ценности прошлого: уважение к родителям, людям преклонного возраста, заботу о детях и подрастающем поколении. Речь идет не только о семье, но и о здоровом климате общества, без которого невозможно говорить об успешности развития страны.
Список использованной литературы:
1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа 5-11 классы. Новое собрание. М.: «ВАКО», 2005. - 256с.
2. Айдарбекова К.А. Семья как источник развития внутреннего диалога в самосознании подростков. // Вестник Каз Н.У., сер. Психологии и 3. Социологии, №2, 2002 г, с. 56-64.
3. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Знание, 1988 - 80с.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2000-512с.
5. Эйдемиллер Э., Добрякова И., Унекольская И. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2005-336с.
© Танирбергенова А.Ш., Картбаева Ж.Ж., Мурадили Н., 2017
УДК 7.092
К.Г. Терзи, к.п.н.,доцент Московская государственная академия физической культуры
п. Малаховка, Российская Федерация
КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИЛОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ
Аннотация
В этой статье предпринята попытка классифицировать современные силовые спортивные тренажеры