МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
стремление вызвать у них заинтересованность и интерес), «Фанты» (цель: актуализация креативности, воображения, самопрезентация юмористических образов), «Яичница» (цель: способность справиться с тревожностью при выступлениях, адекватное принятие аплодисментов), «Раздвоение» (цель: обучение навыкам взаимопонимания с партнером, «подстраивания», стратегиям поведения в конфликтных ситуациях), «Паровозик» (цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов), «Различная походка» (цель: актуализация телесных ощущений от уверенности в себе), «Мечты» (цель: снятие эмоционального напряжения), Арт-терапевтическое упражнение «Я в будущем» (цель: помощь в осознании возможности преодолевать свою застенчивость), «Золотой или черный стул» (цель: формирование положительного отношения к самому себе). Блок оценки эффективности коррекционных воздействий направлен на измерение психологического содержания и динамики реакций, актуализацию позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизацию позитивной самооценки. Было проведено повторное психологическое тестирование, которое показало снижение уровня застенчивости на 25% по сравнению с результатами до психокоррекционных мероприятий. Поэтому можно заключить, что данная психокоррекционная программа будет эффективна для снижения застенчивости подростков, но требует более длительного применения.
Список использованной литературы:
1. Обухова Ю.В. Содержание эмоционально-оценочного компонента Я-концепции девушек -«гуманитариев» и «техников» в связи с особенностями их интеллекта // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. № 12/1. С. 14-17.
2. Чечулина К.С. Преодоление застенчивости учащихся старших классов в условиях специально организованного обучения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2012. 21 с.
© О.В. Григорьева, С.Г. Обухова, 2015
УДК 159-9
Кайгородова Анна Андреевна,
студентка ФГАОУ ВПО РГППУ Россия, г.Екатеринбург E-mail: filetka@yandex.ru Котова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, доцент ФГАОУ ВПО РГППУ Россия, г.Екатеринбург E-mail: 89193885388@mail.ru
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В работе представлены результаты исследования проявления агрессивности подростков в контексте стилей семейного воспитания. Выявлена взаимосвязь между стилями семейного воспитания и агрессивностью подростков.
Ключевые слова
агрессия, агрессивность, подростковый возраст, гендер, семейное воспитание, стили семейного воспитания.
Гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. Психологи и медики утверждают, что даже несколько месяцев лишения любви наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка непоправимый ущерб, всей последующей духовной жизни человека, отрицательно влияют на психическое и физическое развитие.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Теоретический анализ научной литературы показывает, что проблема агрессии активно разрабатывается в современной отечественной и зарубежной психологии. Ее актуальность обусловлена увеличением интереса специалистов к проблеме агрессии и насилия в нашей жизни. Несмотря на значительное число исследований по проблеме агрессии, ключевые вопросы, связанные с истоками агрессивности остаются открытыми.
Особый интерес исследователей вызывает вопрос о детерминации агрессивности. Западными исследователями выделяются следующие факторы, способствующие становлению агрессивного поведения: семейное воспитание, общение со сверстниками, средства массовой информации. Анализ исследований, посвященных проблемам агрессивности, позволил понимать нам семейное воспитание как одно из основных условий становления и развития агрессивности ребенка.
Гипотеза исследования - существует взаимосвязь между агрессивным поведением подростка и стилем его воспитания в семье.
Были использованы следующие диагностические методики:
Опросник Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) - Э.Г. Эйдемил-лер, В. Юстицкис [5, с.112], Методика измерения родительских установок и реакций (PARY) - П. Шеффер [1, с.130-143], Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [4, с.35-58], Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел)[2, с.384], Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» ADOR (модифицированный вариант З. Матейчик, П. Ржичан)[3, с.169-178].
В исследовании принимали участие учащиеся ГОУ НПО Свердловской области «Краснотурьинский профессиональный лицей» I-го и II-го курсов, специальностей: «Повар, кондитер» и «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в возрасте от 15 до 17 лет, а также их родители. Количество испытуемых: подростков - 40 человек (средний возраст 16 лет), родителей - 40 человек (средний возраст 40 лет), уровень образования родителей: среднее профессиональное и высшее образование.
В ходе сравнительного анализа были выявлены различия между группами мальчиков и девочек-подростков, а также группами подростков с разными стилями воспитания в семье.
Для подростков с авторитарным стилем воспитания в семье более значимыми являются: чувство вины, открытость. Индекс агрессивности, спонтанная агрессивность, автономность отца и матери имеют более высокий уровень у подростков с демократическим стилем воспитания. Застенчивость подростков с попустительским стилем воспитания в семье более выражена, чем в группе подростков с демократическим стилем семейного воспитания. Можно предположить, что несмотря на то, что подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей, родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что в силу индивидуальных психологических особенностей подросткового возраста может провоцировать проявление агрессивности со стороны подростка.
После проведения корреляционного анализа в группе родителей и во всех группах подростков, принимавших участие в исследовании, обнаружены взаимосвязи. В группе родителей выявлено 40 корреляционных взаимосвязей. Большое количество связей приходится на такую особенность родительского воспитания как избегание общения с ребенком - 6 взаимосвязей (все связи положительные).
В группе подростков 47 корреляционных взаимосвязи. Более всего высокозначимых корреляционных связей приходится на: маскулинизм-феминизм, открытость, экстраверсию-интроверсию.
Таким образом, выдвинутые гипотезы о существовании в семьях с различными стилями воспитания отличий в проявлении агрессивного поведения у подростков, взаимосвязи между агрессивным поведением подростка и стилем его воспитания в семье частично нашли свое подтверждение.
Полученные данные имеют значение для понимания закономерностей личностного развития в подростковом возрасте, отношений подростков с родителями, вносят определенный вклад в семейную психологию и научные основы детской практической психологии.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Карелин А.А. ред., Психологические тесты/ Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет).М.: 2001, Т.2., 130-143 с.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, 1999. - 384 с.
3. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности /Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер). - СПб., 2004. - 169-178 с.
4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация
опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008. — 35-58 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.А Психология и психотерапия семьи. СПб., 2003. - 112-114 с.
© А.А. Кайгородова, С.С. Котова, 2015
УДК 159.9
Обухова Юлия Владимировна
к. психол. н., преподаватель ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ
E-mail: uvobukhova@yandex.ru Юзенкова Татьяна Павловна студентка 3 курса ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: uyzenkova@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ РОДИТЕЛЕЙ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ПОЛОВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТЫ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности и внутрифункциональная структурированность когнитивного компонента Я-концепции родителей русской и армянской национальности.
Ключевые слова
Я-концепция родителя, когнитивный компонент, внутрифункциональная структурированность.
Актуальность изучения особенностей Я-концепции родителей русской и армянской национальностей обусловлена рядом причин: во-первых, запросом государства и общества на разработку обучающих психологических программ, направленных на повышение ценности и осознанности родительства; во-вторых, потребностью специалистов - этнопсихологов и сотрудников различных общин к получению знаний об особенностях национального самосознания, национальных обычаях и традициях, которые будут сказываться на восприятие себя как родителя. Под Я-концепцией родителя мы будем понимать подструктуру общей Я-концепции [2]. Объект исследования: 50 мужчин и женщин русской и армянской национальностей, имеющих детей. Цель: выявить особенности когнитивного компонента Я-концепции родителей русской и армянской национальностей. Методы: свободное самоописание «Я родитель», контент-анализ самоописаний, непараметрическая статистика. В результате проведенного исследования были выделены контент-аналитические категории: «Личность», «Способности», «Статус», «Окружение». Показателем выраженности категории выступала относительная частота их встречаемости в самоописаниях [1]. Внутрифункциональная структуророванность когнитивного компонента Я-концепции родителя определялась по величине (0,43<r<0,88) к числу корреляционных связей. Высокая структурованность - наличие более четырех корреляционных связей, умеренная - двух-трех корреляционных связей, низкая - отсутствие корреляционных связей.
В Таблице 1 представлены ведущие черты в самоописаниях мужчин и женщин русской и армянской национальностей.