ПРОБЛЕМА ВИРТУАЛИЗАЦИИ РЕАЛЬНОСТИ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА
А. Ю. Русаков
Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта
В статье автор пишет о том, что возможности информационного моделирования с помощью новых технологий, ознаменовали появление новых возможностей для усиления эффективности информационно-коммуникативного воздействия через создание виртуальной реальности. Информационно-коммуникативные технологии несут потенциал способный разрушить многие конститутивные элементы в традиционной структуре человеческого опыта, поставить его под контроль, а в перспективе и вовсе заменить его. Необходимо искать социокультурные средства направленные на совершенствование условий человеческого существования. Это должно стать главной целью развития науки.
Ключевые слова: информационное моделирование, информационно-коммуникативные технологии, современная культура, свобода, гуманизм.
In article the author writes that the opportunities of information modeling with the help of new technologies, have marked occurrence of new opportunities for amplification efficiency the information and communicative influence through creation of a virtual reality. The information-communicative technologies carry potential capable to destroy constructive elements in traditional structure of human experience, to put it under the control, and in the long term and at all to replace it. There is a danger of an environment of the man by a virtual reality as by an artificial cocoon, instead of real improvement of life of the people. It is necessary to search for social and cultural means directed on perfection of conditions of human existence. It should become an overall objective of development of a science.
Key words: information modeling, information-communicative technologies, modern culture, freedom, humanism.
Появление возможностей информационного моделирования с помощью новых технологий обусловило усиление эффективности информационно-коммуникативного воздействия через создание виртуальной реальности.
Понятие виртуального имеет крепкие позиции в истории философской мысли. Начиная с античной философии можно проследить две основные традиции понимания виртуального. Первая идет от Аристотеля и его категории потенциального, возможного, а вторая - от Платона и связана с некоей идеей
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 172-176
о должном. Предполагаемое авторство словосочетания «виртуальная реальность» принадлежит американскому исследователю Ж. Ланье, который предложил его в середине 80-х годов для обозначения появившейся новой реальности - компьютерных сетей. Именно поэтому в основе современной трактовки виртуального лежит его физическое значение - симуляция (моделирование). Соответственно, возникает актуальный вопрос о возникновении симуляционных моделей информационно-коммуникативных технологий в постиндустриальном мире.
Проблемы информатизации социально-культурной сферы 173
Начиная с конца XIX века под воздействием социально-экономических факторов идет изучение и активное использование изощренных методов информационно-коммуникативного воздействия на общественное сознание с целью не только удовлетворения уже имеющихся потребностей, но и создания новых потребностей. Представляется, что современные условия для формирования виртуальной реальности в большей степени были сформированы социально-экономическими отношениями на последнем этапе индустриальной эпохи, когда производство любой вещи как товара перестало быть главной проблемой. Главной проблемой стала организация сбыта, что породило войну «марок» или «брендов». В условиях массового производства для потребителя эта проблема предстала как ситуация выбора из многообразия «товарных знаков», что привело к невозможности рационального выбора для большинства. На современном рынке вращаются не реальные товары, а знаки и социальные статусы. Экономическая симуляция товара при помощи информационно-коммуникативных технологий начинает превалировать над производством.
В XX веке появились новые профессии: рекламиста, специалиста по связям с общественностью, психоаналитика, социолога и т.д.; совершенствуются старые: пропагандисты, агитаторы, журналисты и т.д. Цель этих профессий - усиление информационного воздействия на реципиента, создание такого «информационного дизайна» для продукта, услуги, идеи, который не только позволит максимально эффективно внедрить в сознание общества неотвратимость приобретения нового товара, услуги (для того чтобы продать товар или услугу, необходимо подготовить потребителя к осознанию их необходимости), но и изменить социальную, политическую или экономическую жизнь. Исследователи отмечают, что общество, сформированное рекламой, отказывается от рационалистического восприятия реальности. Общество потребления неотделимо от
изобилия информации, от культуры СМИ, от обеспеченности связью. Задача субъекта этой культуры - не создание идентичности, а формирование установки на активное взаимодействие с миром, которое, однако, осуществляется, по преимуществу, в процессе потребления. Английский социолог Дж. Кин пишет о том, что современные информационно-коммуникативные технологии, в частности реклама, создают представление о неотвратимости потребления рыночного товара как об определяющем элементе социальной идентификации личности. Она вытесняет из общественной жизни некоммерциализован-ные взгляды и нерыночные отношения.
В современном обществе с его интенсивными потоками информации, с его стремительной скоростью протекания всех, в том числе социальных, процессов, человек нуждается в более интенсивных, чем в традиционном обществе, способах рекреации. И это учитывают современные информационно-коммуникативные технологии, которые одним из механизмов компенсации затраченной энергии используют темы, связанные с досугом, развлечениями и свободным временем, которое выступает теперь прибежищем от принуждения, сознательно противополагая ему игровой ритм. Основным содержанием здесь становится создание иллюзорной, мифологизированной, псевдореалистической картины мира. Сам мир при этом не воспринимается объективно и служит только для осуществления желаний и нереальных имиджей, иллюзий, оторванных от действительности.
Некоторые исследователи, например М. Постер, говорят даже о наступлении эпохи информационного моделирования. Он утверждает, что для адекватного понимания социальных отношений в эпоху конвергенции вычислительной техники и техники средств связи необходимо исследование изменений в структуре коммуникационного опыта. Концентрируясь на изменениях в языковом аспекте культуры, связанных с электронным письмом, базами данных, компьютерными
сетями, он предлагает концепцию способа информации в качестве шага на пути к теории, которая была бы в состоянии расшифровать лингвистическое измерение этих новых форм социальных взаимодействий.
Термин «способ информации», подчеркивает автор, служит для периодизации прошлого в соответствии с различными способами информации и в качестве метафоры для современной культуры, придающей информации в некотором смысле фетишистское значение. Если для первой ступени производства информации (устно опосредованный обмен «лицом к лицу») характерно согласование символов, а для второй (письменный обмен, опосредованный печатью) - знаковая репрезентация, то для третьей ступени (электронно-опосредованный обмен) характерно информационное моделирование. На первой, устной, ступени субъект задается как расположение произносимого через внедрение его в совокупность межличностных отношений. На второй, печатной, ступени субъект конструируется как агент, являющийся центром рациональной/воображаемой автономии. На третьей, электронной, ступени субъект децентрализуется, рассеивается и множится в сплошной неустойчивости - предоставляя информацию о себе для самых различных баз данных, «раздваиваясь» в процессе написания текстов на компьютере благодаря зеркальному эффекту экрана, обусловленному податливостью текста, используя новые возможности коллективного авторства и игр с идентичностью, предоставляемые компьютерными сетями.
Концепция М. Постера вполне убедительна, и ее можно принять, если рассматривать с позиции социальной обусловленности способов информации. Е. Таратута в своей работе «Философия виртуальной реальности» справедливо утверждает, что виртуальная реальность, конструируемая с помощью Сети, обещает своим создателям и участникам ощущение свободы от законов физики, а также от социальности. Это обстоятельство даже в исследовательской литературе часто
трактуется как исчезновение собственно социальности. Однако этот факт, скорее, свидетельствует именно об особенностях регулярных социальных значений, конструируемых с помощью Интернета. Далее она указывает на то, что электронные системы коммуникации уже на данном этапе участвуют в производстве чрезвычайно значимых в социальном отношении значений и явлений. Помимо этого Интернет демонстрирует такие особенности социального функционирования, которые, возможно, не реализуются в обществе в общезначимом масштабе или реализуются лишь частично.
Создание виртуальной реальности возможно и без помощи современных информационных технологий и компьютерных техник, но обязательно с применением логики виртуальной реальности. Со времён Платона известно, что талантливое художественное произведение представляет собою орудие внушения смыслов, причем автор (исполнитель) и аудитория заключают своею рода молчаливый договор, согласно которому аудитория добровольно подчиняется тому эстетическому «гипнозу», которому ее подвергают; по Платону, полноценный акт художественного восприятия предполагает мимесис со стороны адресата эстетической коммуникации, то есть вживание (эмпатическое вчувствование) в мир произведения, когда воспринимающий приходит в состояние «самозабвения», отрешается от своей эмпирической личности, начиная жить интересами и страстями вымышленных персонажей, переживая за их судьбу вплоть до того, что забывает о своей собственной. Правда, это относилось только лишь к талантливым произведениям, причем не только в сфере художественной литературы, но и в политической, социальной, религиозной сферах. В периоды великих потрясений талантливые духовные и политические лидеры, внедряя свои идеи в социальную жизнь, создавали тем самым влиятельные движения за социальные изменения. Однако с определенного времени возможности формирования образов, способных повли-
Проблемы информатизации социально-культурной сферы 175
ять на действия людей, перестало быть достоянием лишь немногих особо одаренных (харизматических) индивидуумов - вполне заурядные люди в полной мере задействуют его в практике своей повседневной жизни, благодаря техническим возможностям.
Многие авторы сегодня полагают что, технологические инновации XX века в последние десятилетия привели к качественному сдвигу, вследствие которого воображение стало одним из определяющих социальных факторов, что, в свою очередь, породило множество «воображаемых миров». Так в своей книге Арджун Аппадураи. «"Современность" на просторе: культурные измерения глобализации» постоянно использует термин «работа воображения» - очевидную аллюзию фрейдовской «работы сновидения», и особо подчеркивает небывало высокое значение воображения в сегодняшней социальной жизни. Исходная посылка состоит в том, что электронные посредники кардинально меняют все поле масс-медиа и оказывают определяющее воздействие на традиционные средства коммуникации. Благодаря множественности своих форм и интенсивному пронизыванию повседневной жизни, они предоставляют новые ресурсы и новые рамки для имагинативного конструирования человеческих «я» и социальных миров.
Важным фактором изменения являются не только новые медиа-формы, но и значительное возрастание человеческой мобильности. Арджун Аппадураи, указывая на новую роль воображения, утверждает, что для того чтобы понять эту новую роль воображения в социальной жизни, мы должны свести воедино старую идею образов, особенно механически производимых образов (в смысле Франкфуртской школы), идею «воображаемого сообщества» (в смысле Андерсона) и французскую идею «воображаемого» (imaginaire) как созданного ландшафта коллективных стремлений, который столь же реален, как «коллективные представления» Эмиля Дюркгейма, опосредованные ныне сложной призмой современных медий.
В то же время «обработанная» с помощью передовых технологий информация, которая к тому же далеко не всегда является знанием, несет потенциальную угрозу. Взаимодействие человека (не всегда осознанное) с симуляциями социальных фактов, институтов постепенно погружает его в новую, не вполне субъективную и не вполне объективную реальность с характером игровой среды. Субъект в процессе общения с фактами этой виртуальной реальности (симулякрами - по Бодрийяру) получает совокупность переживаний, которые не только сопровождают, но и мотивируют его деятельность, побуждая к дальнейшему ее продолжению и углублению. Это приводит по Ж. Бодрийяру к тому, что «мы перестали соотноситься со сферой реального».
Социально-философская интерпретация взаимодействия информационно-коммуникативных технологий и общественных отношений постиндустриального общества предполагает, что создание симуляционной социально-институциональной практики ведет к тому, что социальные процессы становятся вполне прогнозируемыми и программируемыми.
По Ж. Бодрийяру, сами события в силу того, что их производят искусственным образом, их конец запрограммирован, а следствия предвидимы, аннулируют отношения между причиной и следствием. Следствия приобретают определенную автономию, делающую возможным обратное воздействие на причины. Это позволяет говорить об обратном воздействии информации на реальность и о том, что мы «входим в чистую фикцию, открываем иллюзию мира».
Помимо этих проблем существуют другие риски информационного общества, связанные с замещением духовной культуры узкопрофессиональными знаниями, деформацией досуга, ориентацией на развлекательность, вытеснением реального живого общения, изменением характера человеческого мышления от творческого к инструментальному и формализованному. В виртуальной
реальности индивид как бы перемещается в предложенный ему мир, где он чувствует себя комфортно и безопасно. При этом действительность начинает восприниматься по законам массового зрелища. При этом в качестве ведущего начинает выступать образный метод рефлексии, который характеризуется приоритетом визуального над словесным, подсознательного над сознательным и отказом от рационализма, дидактизма и осмысленности, от следования установленным формам.
Здесь остро встает вопрос об ограничении человеческой свободы. С одной стороны, виртуальность предоставляет человеку новую степень свободы. Новые информационно-коммуникативные технологии создают уникальные возможности прямого диалога между людьми, практически вне зависимости от ситуации и их физического местонахождения. Но, с другой стороны, информационно-коммуникативные технологии могут не только облегчать коммуникацию, но и вследствие своей инструментальной природы ее затруднять. По сути, происходит колонизация пространства коммуникации привычного жизненного мира передовыми технологиями. Создается угроза разрушения личности, поскольку человеческий интеллект и опыт не может действовать по образу и подобию электронно-вычислительной машины, не способной к заблуждению.
Симуляционные информационно-коммуникативные технологии несут потенциал, способный разрушить многие конститутивные элементы в традиционной структуре
человеческого опыта, поставить его под контроль, а в перспективе и вовсе заменить его. Человеческий опыт традиционно сопротивлялся попыткам ограничения своей свободы с помощью культурных регуляторов, но против современных технологических регуляторов свободы он может оказаться бессильным. Человек не может быть свободен от общества в целом, но он должен иметь возможность свободы от отдельных лиц или их групп. Но он не должен превращаться в информационный продукт, который необратимо зависит от «информационного дизайнера». Эти отдельные лица или группы в одностороннем порядке, руководствуясь своими исторически ограниченными, а также субъективно-ценностными представлениями и предпочтениями, закладывают далеко идущие пути развития личности в будущем, которое они предвидеть, в принципе, не в состоянии.
Одной из глобальных проблем современности является поиск гуманистического смысла научно-технического прогресса. Сегодня представители не только гуманитарных, но и естественных наук должны более осмотрительно находить возможности творческого поиска, выбирая те стратегии исследования, которые не противоречат гуманистическим идеалам. Не окружение человека некоей виртуальной реальностью как искусственным коконом, взамен реального улучшения жизни людей, но поиск социокультурных средств направленный на совершенствование условий человеческого существования должен стать главной целью развития науки.