Научная статья на тему 'Проблема веры и разума в философии Этьена Жильсона'

Проблема веры и разума в философии Этьена Жильсона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
692
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Verbum
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема веры и разума в философии Этьена Жильсона»

Н. Андреева

ПРОБЛЕМА ВЕРЫ И РАЗУМА В ФИЛОСОФИИ ЭТЬЕНА ЖИЛЬСОНА

Во все времена философы обращались к проблеме поиска Высшей истины. Что же первично, что главнее — вера или знание? Ответы на этот вопрос можно встретить в различных концепциях философов и теологов разных времен. Для христианского мыслителя Этьена Жильсона превалирующая тема размышления — Бог и отношение к нему в религии. Жильсон все время обращается к мыслителям Средневековья, как бы со-беседуя с ними. Больше всего внимания он уделяет томизму, считая его самой гармоничной доктриной того времени.

Неотомизм является наиболее влиятельным религиозно-философским течением в католицизме. И Жильсон, как приемник Фомы Аквинского, продолжает поднимать в своем творчестве проблемы, начатые его учителем. Основной проблемой томизма является проблема достижения гармонии между верой и разумом. Именно этому были посвящены многие его произведения. В своей работе «Разум и Откровение в Средние века» Жиль-сон разделял мыслителей того времени на приверженцев истин Откровения и тех, кто доверял лишь разуму. Историческое значение св. Фомы Аквинского Жильсон определяет тем, что он был первым христианским мыслителем, который разобрался в самой сути этого затруднения.

Для св. Фомы проблема примата веры или разума была, прежде всего, проблемой определения порядка вещей. Почва для ее разрешения подготавливалась Аквинским в его произведениях. Он предлагал размышлять, принимая вещи такими, какие они есть, не пытаясь внести собственное определение этих вещей. Истинное знание вещи, по Фоме Аквинскому, это интеллектуальное ее выражение, которое должно быть адекватно тому, какой эта вещь предстает сама по себе. Дальнейшее обращение с вещью происходит в соответствии с ее природой. Исходя из этого, св. Фома пришел к выводу, что дилемма философии и теологии должна разрешиться следующим образом: следует заниматься проблемами философии в качестве философа и проблемами теологии в качестве теолога.

Философы XX века обращаются и обращались к средневековому томизму. О поисках современных неотомистов и своих собственных Жильсон размышляет в книге «Философ и теология». В XIII веке св. Фома Аквин-ский писал, что в Божию истину необходимо сначала уверовать, а потом постараться ее понять. Жильсон вслед за св. Фомой настаивает на «абсолютной трансцендентности теологической науки» по отношению к прочим наукам, в том числе и по отношению к метафизике. Теология занимает осо-

СУММА ТЕОЛОГИИ

133

бое место среди других наук, также как и Тот, Кого она представляет. Церковь не канонизирует какую-либо конкретную философию, она лишь пытается точно определить термины своего писания.

Жильсон в своих произведениях обращается к вопросу об автономии философии и теологии. Он проводит границу между применением разума в христианской философии и теологией. Разум приводит человека к уверова-нию в Бога, к почитанию авторитета Церкви. Дальше начинается теология, а потому голос разума смолкает. Но все же философия продолжает приносить ей пользу, так как благодаря философии теология может проникнуться духом науки. Есть и оборотная сторона медали: разум получает более точное знание о том, что проповедует вера. Разум оказывается не только, созидающим фактором, поддерживающим веру, но и оружием, способным защитить истины, данные Откровением. В этом смысле разум уподобляется стене вокруг благословенных истин. Но автономность философии, даже при ее слиянии с теологией незыблема. Разум, приводя к вере в Божественную Истину, остается верен сам себе.

Результат исканий теологов, основанных на вере и использующих разум, по Жильсону, — это схоластика. Схоластика, по его мнению, это новый интеллектуальный стиль, соответствующий тому времени, когда христианская традиция, внезапно обогащенная аристотелизмом, усвоила большое количество новых научных и философских понятий. Христиане взялись за подробное изучение философии, и при этом преследовали ту же цель — содействовать искупительной миссии слова Божия. Главное значение схоластики — объединение науки божественной и науки светской.

Всегда следует признавать за другими ту свободу выбора, которой обладаешь сам, считает Жильсон. Этим качеством должен обладать томист. Томист, с точки зрения Жильсона — это свободомыслящий человек, девиз которого: «Уверуй, и думай, что хочешь». Он не жалуется на свою судьбу, даже если она связана с одиночеством и непониманием со стороны окружающих. Обучение томизму - процесс довольно сложный, не укладывающийся в какие-либо рамки, ведь творения св. Фомы это целый мир.

Христианская философия должна быть в курсе всех новейших открытий и изобретений науки. Благодаря этому она может продвинуться дальше в постижении веры. Познание природы способствует открытию новых возможностей в богопознании. Очень важно, чтобы теологи оставляли за собой контроль и инициативу в области теологии. Это поможет избежать мучительных кризисов, как в религии, так и в философии.

Жильсон считает доктрину св. Фомы основой христианской философии наших дней. С развитием томизма связано развитие важнейших направлений философии: онтологии, гносеологии, антропологии, культурологии и т.д. Будущее христианской философии напрямую зависит от понимания современниками смысла и значения философских тенденций (как прошлого, так и настоящего) и от восприятия неизменных истин Священного Писания, которые выведут человечество на новый виток истории.

© Н. Андреева, 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.