Научная статья на тему 'Проблема валидности стандартизированных опросников в исследовании индивидуально-психологических особенностей больных шизофренией'

Проблема валидности стандартизированных опросников в исследовании индивидуально-психологических особенностей больных шизофренией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
565
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ОПРОСНИКИ / ШИЗОФРЕНИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / STANDARDIZED QUESTIONNAIRES / SCHIZOPHRENIA / AGGRESSIVENESS / VALIDITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худякова Юлия Юрьевна

Представлена проблема чувствительности стандартизированных опросников в исследовании индивидуально-психологических особенностей больных шизофренией. Сделан вывод о том, что изменения психической деятельности больных шизофренией влияют и на восприятие утверждений опросников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Худякова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of validity of standardized questionnaires to study individually-psychological features of patients with schizophrenia

There is the problem of validity of standardized questionnaires to study individually-psychological features of patients with schizophrenia. The changes in mental activity of schizophrenic patients are influenced by the perception of the claims questionnaire.

Текст научной работы на тему «Проблема валидности стандартизированных опросников в исследовании индивидуально-психологических особенностей больных шизофренией»

УДК 159.9:616

Худякова Юлия Юрьевна

Республиканская клиническая психиатрическая больница Минздрава Удмуртии, г. Ижевск

JuliaYH@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ВАЛИДНОСТИ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ ОПРОСНИКОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Представлена проблема чувствительности стандартизированных опросников в исследовании индивидуально-психологических особенностей больных шизофренией. Сделан вывод о том, что изменения психической деятельности больных шизофренией влияют и на восприятие утверждений опросников.

Ключевые слова: психодиагностика, стандартизированные опросники, шизофрения, агрессивность, валидность.

Основными направлениями работы клинического психолога в учреждениях психиатрического профиля являются психодиагностика, психокоррекция и участие в психотерапевтическом процессе. В общем виде задачи психодиагностической деятельности состоят в участии клинического психолога в установлении многомерного диагноза пациентам, получающим психиатрическую помощь [5].

Целью экспериментально-психологического исследования является оценка степени и структуры нарушений психического функционирования, в частности, у больных шизофренией - исследование мыслительной деятельности, структуры и характера личностных изменений.

На практике психологическое исследование в ряде случаев воспринимается как средство объективации структуры и степени выраженности личностных изменений больных шизофренией. С этой целью активно применяются личностные опросники (MMPI, СМИЛ, ИТО, тест Кеттелла и др.), которые рассматриваются как основание доказательности, достоверности и надежности приводимых в психологическом заключении сведений об индивидуально-психологических особенностях испытуемого.

Вместе с тем, при патопсихологическом исследовании больных шизофренией обнаруживаются своеобразные изменения мышления, перцептивной деятельности и аффективно-личностных свойств [2].

Как отмечает О.К. Тихомиров, нарушения мо-тивационной сферы у больных шизофренией приводят к нарушениям личностного смысла. Личностный смысл — это то, что создает в норме пристрастность человеческого сознания и придает определенную значимость явлениям, изменяет в восприятии человека сущность, значение этих явлений [2]. Селективность информации определяется личностным смыслом, который эти предметы или явления приобретают для того или иного индивидуума. У больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями человека о них. Таким образом, нарушения личностного смысла при шизофрении, при которых уравниваются стандартные и нестандартные информативные признаки или даже последним

отдается предпочтение, ведут к нарушениям селективности информации.

По данным В.П. Критской, Т.К. Мелешко, нарушения познавательной деятельности при шизофрении происходят на всех ее уровнях, начиная от непосредственного чувственного отражения действительности, т. е. восприятия. Разные свойства окружающего мира выделяются больными несколько иначе, чем здоровыми: они по-разному «акцентируются», что приводит к снижению эффективности и «экономичности» процесса восприятия [6].

В ходе болезненного процесса у больных шизофренией снижаются продуктивность и обобщенность мыслительной деятельности, контекстуальная обусловленность речевых процессов, распадается смысловая структура слов и т. д. [4; 8].

Согласно Л.С. Выготскому, для больных шизофренией характерно нарушение функции образования понятий. У больных происходит распад абстрактных понятий и переход к конкретным и комплексным формам мышления, что приводит к патологическому изменению значения слов, расстройству метафорического мышления и понимания слов в переносном значении [3].

Указанные особенности психической деятельности больных шизофренией влияют и на восприятие утверждений опросников.

Например, больные шизофренией испытывают сложности:

- в восприятии утверждений, содержащих двойное отрицание («Я никого никогда не обманывал»);

- в восприятии смысловых оттенков, передаваемых с помощью абсолютных утверждений, утверждений, содержащих количественные, частотные наречия, абстрактные и чувственно-оттеночные выражения («никогда», «всегда», «редко», «часто» и т.д.);

- при оценке утверждений по визуально-аналоговым шкалам, использовании семантического дифференциала (например, «Прочитайте, пожалуйста, предложенные утверждения и оцените их по 5-ти балльной шкале»).

Между тем, такой популярный у практикующих психологов опросник СМОЛ содержит около 74% утверждений, содержащих количественные, частотные наречия, абстрактные и чувственно-оттеноч-

© Худякова Ю.Ю., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

99

ПСИХОЛОГИЯ

ные выражения, около 21% утверждений, содержащих двойное отрицание. Опросние ИТО - 56% и 26% утверждений соответственно. Опросник Бас-са-Дарки - 48% и 38% утверждений.

В контексте указанной проблемы рассмотрим методику Я-структурный тест G. Аттопа (ШТА), которая используется для оценки структуры личности в совокупности ее здоровых и патологически измененных аспектов, в частности шкалы центральной Я-функции - агрессии.

В концепции динамической психиатрии Г. Ам-мон рассматривает агрессию как центральную Я-функцию [1]. Агрессия понимается как степень активности отношения индивида к окружающему миру, как уровень целенаправленности и целесообразности душевной деятельности, агрессия обеспечивает способность к контактам, формированию и удержанию целей, представляет собой общий потенциал активности, которым располагает личность для решения задач адаптации и поддержания идентичности [10].

Психодинамику психических заболеваний Г. Аммон рассматривает как проявление и результат нарушения в развитии функций Я. Функции Я в своем развитии зависят от структуры отношений, прежде всего, в первичной группе, в особенности, в рамках раннего симбиоза матери и ребенка. Нарушения межличностного процесса в симбиозе приводят к структурному дефициту Я, к патологической деформации первоначально конструктивной агрессии, либо к недоразвитию Я-функции агрессии, в связи с чем, Г. Аммон выделяет конструктивный, деструктивный и дефицитарный вариант проявления агрессивных побуждений. Агрессия может терять свое приспособительное значение, становясь дезинтегрирующим и дезрегулирующим фактором [10].

Рассмотрим проявление конструктивного варианта реализации агрессии у больной параноидной шизофренией.

Пример. Диагноз: Параноидная шизофрения, непрерывная, параноидный тип ремиссии, выраженный параноидный дефект с частыми обострениями симптоматики параноидной структуры. Параноидный синдром. F 20.008

Катамнез. Пациентка поступает повторно. Находится под наблюдением психиатров в течение многих лет с диагнозом шизофрения, заболевание протекает непрерывно. Сформирован выраженный параноидный дефект. Является инвалидом II группы бессрочно. Проживает в коммунальной квартире с сестрой, тоже страдающей шизофренией. Многократно лечилась стационарно с бредовыми идеями отношения, преследования.

Настоящее поступление - через скорую помощь, которую вызвала сестра. Пациентка ночью не спала, вела себя возбужденно, злобно, заявила, что ее хотят убить и забрать у нее квартиру.

Психический статус при поступлении. Сознание не нарушено. Доступна беседе, злобная, на вопросы отвечала не по существу, громким голосом. Говорила, что ее «околдовала соседка М., потому что у нее и у сестры нет месячных, она хочет завладеть ее комнатой, и является родственницей врача, потому что так живет». Пациентка была эмоционально неустойчива, без критики.

В результате лечения стала заметно спокойнее, агрессивных тенденций нет. Обманы восприятия отрицала. Актуальность бредовых идей уменьшилась. Критики не было, мышление - паралогичное.

В отделении была спокойна, упорядочена. Держалась обособленно, время проводила бесцельно, была эмоционально уплощена. Сон - достаточный.

После лечения спокойна, упорядочена в поведении. Жалоб не предъявляла, агрессивных тенденций не было. Эмоции были уплощены. Галлюцинаторную симптоматику не выявляла, удалось добиться дезактуализации бредовых идей. Настроение было ровным, критическая оценка достаточной. Пациентка была выписана с улучшением.

Рассмотрим особенности агрессивности испытуемой на различных уровнях организации индивидуальности.

Для оценки агрессивности на конституциональном уровне организации индивидуальности была использована методика Myra-y-Lopez - миокине-тический психодиагноз (МКП, субтест «линеограм-ма»). Были выявлены положительный показатель неконтролируемой и положительный показатель контролируемой составляющих агрессивности. Определялось проявление гетероагрессивности.

На социально-психологическом уровне организации индивидуальности преимущественной формой проявлениями агрессии являлась подозрительность (по результатам опросника Басса-Дарки). Для исследовании инструментальной агрессии был использован проективный НаМ-тест. Выявились низкая степень активированности личности, низкий энергетический потенциал, малая дифференциро-ванность внутреннего мира личности, формальная общительность без стремления строить эмоционально близкие взаимоотношения, отсутствие склонности к самопроявлению, высокая инструментальная агрессивность (при не выраженной склонности к открытому агрессивному поведению), высокая раздражительность, повышенная пассивность, повышенная сензитивность, чувствительность к внешним воздействиям.

Мотивационный уровень организации индивидуальности исследовался с помощью методики оценки мотивационных склонностей «Сонди». Сексуальное влечение характеризовалось пассивностью, покорностью. Наблюдалась переполненность аффектами, с тенденцией их скрывать. Защитный механизм - вытеснение. Сфера контактов характеризовалась тенденцией к прилипанию, к застрева-

100

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

нию на том, что есть, упрямством, неспособностью перестроиться на другой тип деятельности, инфантилизмом в сфере межличностных контактов.

Психодинамический профиль по тесту Аммо-на. Определялись Я-функции агрессии, внутреннего Я-отграничения, внешнего Я-отграничения, тревоги, нарциссизма в конструктивной форме.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1) Результат диагностики агрессивности пациентов опросниковым методом приходит в противоречие с данными проективных методик, клинического наблюдения.

2) Исследование опросниковым методом не выявляет структуры психических нарушений больных шизофренией и особенности проявления агрессии.

3) Выявленная конструктивная форма реализации агрессивных побуждений пациентов, вероятно, обусловлена отрицанием своих психологических характеристик, демонстрацией внешних поведенческих алгоритмов реализации агрессии конструктивного типа, усвоенных по механизму подражания на фоне снижения критичности.

4) У больных шизофренией происходит распад абстрактных понятий и переход к конкретным и комплексным формам мышления, что приводит к патологическому изменению значения слов, расстройству метафорического мышления и понимания слов в переносном значении. Изменения мышления, перцептивной деятельности и аффективно-личностных свойств больных шизофренией влияют и на восприятие утверждений опросников. На основании вышеизложенного, инструкции и утверждения опросников должны быть предельно четко сформулированы, без метафорических выражений.

5) При использовании стандартизированного метода (опросников) для исследования индивидуально-психологических особенностей больных шизофренией представляется важным учитывать степень выраженности нарушений мыслительной деятельности.

Таким образом, к психометрическим требованиям к методике относят валидность - соответствие методики измеряемому концепту (что именно измеряет тест и насколько хорошо он это делает). Несоблюдение данного требования лишает диагностическую процедуру какого-либо познавательного значения, может осложнить задачу психолога появлением массива информации, отражающей

воздействие случайных и побочных обстоятельств. Пользователь психодиагностических методик должен быть критичным в отношении даже самых классических стандартизированных опросников при использовании их для психодиагностики больных шизофрений. В каждом конкретном случае, применительно к каждому пациенту необходимо четко осознавать ограниченность методики. Важно отдавать приоритет качественному анализу полученной информации над количественным не только при исследовании познавательной деятельности, но и при исследовании индивидуально-психологических особенностей больных шизофренией.

Библиографический список

1. Аммон Г. Динамическая психиатрия. - М.: Изд-во Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 1995. - 200 с.

2. Блейхер В.М., Крук И.В. Клиническая патопсихология. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 280 с.

3. Выготский Л.С. Нарушение понятий при шизофрении // Избранные психологические исследования. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1956. - 511 с.

4. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 416 с.

5. Клиническая психология / под ред. Б.Д. Кар-васарского. - СПб.: Питер, 2006. - 960 с.

6. Критская В.П., Мелешко Т.К., ПоляковЮ. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. - М., 1991. -256 с.

7. Очерки динамической психиатрии: Транс-культуральное исследование / под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. - СПб.: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003. - 438 с.

8. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. - М.: Медицина, 1974. - 203 с.

9. Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. - М.: «Когито-Центр», 2005. - 557 с.

10. Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне. - СПб., 1998. - 70 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.