Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ МАРКЕТИНГОМ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ'

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ МАРКЕТИНГОМ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / МИССИЯ КОМПАНИИ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОРТФЕЛЬ / STRATEGIC PLANNING / STRATEGIC MARKETING / MISSION OF THE COMPANY / BUSINESS PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Е.А.

В статье рассматривается проблема функционирования стратегического маркетинга на современном Российском рынке. Статья включает советы и рекомендации по вопросам внедрения стратегического маркетинга в современные организации на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MANAGING STRATEGIC MARKETING ON THE RUSSIAN MARKET

The article deals with the problem of the functioning of strategic marketing in the modern Russian market. The article includes tips and recommendations on the implementation of strategic marketing in modern organizations in the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ МАРКЕТИНГОМ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ»

8. Литвина Е.Д., Сидорова А.В. Стойкая неспособность по состоянию здоровья как основание для досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации // Бюллетень науки и практики 2016 №11(12). с. 378-381

УДК 339.138

Романова Е.А. студент третьего курса магистратуры Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Дмитрия Федоровича Устинова

Россия, г. Санкт-Петербург ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ МАРКЕТИНГОМ

НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Аннотация:

В статье рассматривается проблема функционирования стратегического маркетинга на современном Российском рынке. Статья включает советы и рекомендации по вопросам внедрения стратегического маркетинга в современные организации на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегический маркетинг, миссия компании, хозяйственный портфель.

Romanova E.A. third year graduate student

Dmitry Fedorovich Ustinov Baltic State Technical University " Voenmech "

Russia, St. Petersburg THE PROBLEM OF MANAGING STRATEGIC MARKETING ON

THE RUSSIAN MARKET

Annotation:

The article deals with the problem of the functioning of strategic marketing in the modern Russian market. The article includes tips and recommendations on the implementation of strategic marketing in modern organizations in the territory of the Russian Federation.

Keywords: strategic planning, strategic marketing, mission of the company, business portfolio.

Одним из важнейших элементов организации маркетинговой деятельности является построение и внедрение её стратегии. Стратегию маркетинга можно будет эффективно реализовывать тогда, когда будет существовать устойчивый и стабильный рынок. В настоящее время это условие в России отсутствует. Важной проблемой функционирования стратегического маркетинга является отсутствие фундаментальности, т.е. отсутствие квалифицированных работников в данной области, которые

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

1033

смогут работать в рамках новой системы управления. Поэтому, исходя из вышесказанного, необходимо понять и знать, как работает этот механизм, где и как его применить, как разработать стратегию. Разработка стратегий внутри предприятия является неотъемлемой его частью, в условиях рыночной экономики невозможно устоять на плаву компании без четкого плана и прогнозирования различных последствий.

В наше время большинство компаний, особенно российских организаций, не имеют определенных стратегий, планов. Причем эта проблема касается как зрелых компаний, так и новых. Большинство руководителей считают, что планирование и прогнозирование-это лишняя трата времени и сил, т.к. во внешней среде присутствует нестабильная ситуацию, которая имеет свойство стремительных изменений.

Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на программное заявление о миссии фирмы, изложение целей и задач, хозяйственный портфель и стратегию роста.

Миссию компании, в условиях современного рынка, необходимо определить в момент рождения фирмы. Во время развития, роста организации миссия зачастую терпит серьезные изменения. Она может стать неактуальной, а возможно она перестанет удовлетворять новые условия внешней и внутренней среды. Руководители должны моментально реагировать на изменение этих условий и искать пути решений из сложившейся ситуации, ставя перед собой новые цели и задачи и отвечая на вопросы: «Что представляет собой наше предприятие? Кто наши клиенты? Что ценно для клиентов? Каким будет наше предприятие? Каким оно должно быть?» Для того чтобы фирма была успешной и развивалась, необходимо ставить перед собой эти вопросы и искать на них ответы, проходя тот путь множество раз. Это является главным в управлении стратегическим маркетингом.

Изначально для того чтобы разработать стратегию, очень важно оценить текущее состояние и перспективы различных отдельных видов деятельности в организации в общем и отдельно взятых продуктов в рамках конкретных видов бизнеса, т.е. следует проанализировать хозяйственный и продуктовый портфели, проанализировать возможную перспективу отдельно взятых стратегических хозяйственных единиц, продуктов.

Для проведения стратегического анализа, следует провести исследования в той отрасли, в которой производит свою деятельность компания. Необходимо включить тот фактор, что основная единица, это та отрасль, которая в совокупности представляет группу конкурентов, производящих товары и услуги и непосредственно конкурируют друг с другом.

Всякую маркетинговую стратегию нужно детально рассматривать. Если усилить сбыт продукции, в таком случае потребуется увеличить

численность продавцов и рекламы. Для всех этих целей необходимо создать различные стратегии. Стратегические задачи надо определить конкретными целями. Например, «к концу второго года увеличить долю рынка на 15%».

Рассмотрим такое понятие как хозяйственный портфель. Это неотъемлемое понятие стратегического маркетинга. Он включает в себя всю продукцию, выпускаемую конкретной фирмой и (или) предоставляемые услуги. Необходимо провести четкий анализ каждого выпускаемого продукта и (или) услуги, данный анализ поможет выявить рентабельность компании в отношении товаров и услуг и, таким образом помочь в решении по отношению к каждому товару (что делать с ним дальше). Фирма может принимать самостоятельно решения о судьбе хозяйственного портфеля.

Стратегический маркетинг несет в себе определенный образ мышления. Создание стратегии имеет большое количество отличий от оперативного управления, но, для того, чтобы повысить эффективность стратегического планирования, нужно понимать, что данный процесс должен быть непрерывным. Все это связано с рядом конкретных особенностей процесса разработки стратегии:

- как правило, итогом разработки стратегии является установление общих направлений, продвижение по которым должно нести за собой положительный рост бизнеса компании;

- во время разработки стратегии, как правило, колоссально не хватает информации, в отличие от выбора оперативных управленческих решений;

- во время разработки стратегического решения непрерывно появляется новая информация. Из этого следует то, что цели и задачи стратегического развития меняются. Таким образом, разработка стратегий должны нести циклический характер, который, в свою очередь несет те изменения целей, задач, путей их достижения, которые были поставлены в самом начале.

Этим, разумеется, не исчерпываются особенности стратегического планирования. Однако даже краткий перечень показывает, что для организации эффективного процесса требуется серьезная и профессиональная работа.

Для того, чтобы удержать свой рынок, завладеть новой территорией необходимо найти поддержку у самих себя, а именно в виде механизма, который будет непрерывно работать внутри компании. Данная деятельность может быть организована по алгоритму, предполагающему прохождение следующих основных последовательных этапов:

1.Ситуационный анализ.

Ситуационный анализ важно проводить один или два раза ежегодно для проведения анализа, оценки деятельности фирмы и результатов ее работы. На этом этапе важно оценить современное состояние предприятия, разработать прогноз, а так же оценить возможное влияния внешней среды.

2.Формулирование целей.

Основываясь результатами первого этапа формулируются цели

деятельности фирмы. Необходимо выявить цели, оценить их, а так же установить иерархии целей.

3.Стратегическое планирование.

После проведения второго этапа, а именно формулирования целей деловой активности фирмы необходимо разработать главные направления их достижения. На данном этапе важно выявить все возможные варианты достижения целей, выбрать подходящую стратегию, создать решение о разработке тактики достижения целей.

4.Тактическое планирование

После формулировки целей и нахождения принципиальных путей движения к ним необходимо разработать детальный план конкретных мероприятий. В данном пункте необходимо выработать тактику, то есть установить причины и характер действий, определить типы и сроки работ , а так же их исполнителей.

5.Контроль выполнения планов

В процессе деятельности фирмы постоянно возникают отклонения от стратегических и тактических планов, для того, чтобы максимально ограничить себя от различных отклонений в стратегических планах, необходимо собрать данные, оценить их, а так же вынести решение о проведении ситуационного анализа.

Хотя для большинства отечественных фирм описанные действия пока имеют лишь теоретический характер, некоторые из перечисленных элементов уже стали использоваться на практике, и, очевидно, в будущем их применение расширится.

Для того чтобы разработанные программы развития бизнеса компании успешно работали, необходимо создать систему мониторинга. Ставя определенные цели, необходимо оценивать возможность их достижения, для этого так же необходимо ограничиться конкретным, небольшим числом задач. Для того чтобы мониторинг был возможен, следует установить контрольные точки и контролировать их. Внутренние коммуникации фирмы необходимо наладить так, чтобы способствовать мониторингу. По итогам мониторинга список перспектив должен корректироваться.

Изучая и анализируя материалы по выбранной теме, можно сделать вывод, что любая компания для успешного развития должна иметь свою стратегию. Любой руководитель знает, что он создает, какие услуги предоставляет, на какого потребителя нацелена его работа, за какую цену предприниматель будет продавать продукцию или услуги. Любой топ -менеджер обязан знать всю внутреннюю структуру своего бизнеса, а так же как этот бизнес сделать успешным в стратегической перспективе.

Управление стратегическим маркетингом является неотъемлемой и важнейшей частью успешного развития и функционирования любого современного предприятия. Важной миссией, которую несет это управление, является то, чтобы производить и предлагать те услуги и товары, которые необходимы клиенту, а не продавать все подряд, только потому что

компания сделала акцент на производстве конкретного товара или услуги. Именно из-за того, что большинство современных компаний пытаются диктовать исключительно свои правила игры потребителям, не обращая внимания на то, что действительно необходимо, они терпят большие убытки и, как правило, приходят к краху.

К огромному сожалению, проблемой большинства современных предприятий, до сих пор является отсутствие стратегических маркетинговых подразделений, именно из-за этого компании не могут продвигаться без препятствий на рынке. Все это связано с нежеланием руководства тратить свое время и время своей компании на создание различных подразделений, так же это связано с большим недостатком квалифицированных, компетентных в своей области работников, которые смогут внедрять инновационные разработки.

Для того чтобы еще существующие компании продолжили свою работу и смогли успешно реализовывать свою деятельность, стоит отметить для себя то, что, в первую очередь, необходимо ориентировать свою деятельность на потребителя. Благодаря выпускаемому товару или услуге следует удовлетворять потребности клиента. Управление стратегическим маркетингом редкое явление российского рынка, однако, правильно выбранная стратегия будет нести исключительно положительный результат для любого предприятия. Именно поэтому каждый руководитель компании должен задуматься о внедрении и разработке стратегий на своем предприятии. Это позволит любой компании увеличить свою прибыльность, а так же масштабы в условиях современного рынка. Все вышесказанное поможет фирмам достойно конкурировать и развиваться без страхов и излишних рисков.

Таким образом, в статье, была показана необходимость формирования и реализации стратегии маркетинга в любой компании, тем самым показав, что управление стратегического маркетинга в целом несет только положительный результат для любого предприятия.

Использованные источники:

1. Маркетинг. Учебник (для бакалавров). Под ред. И.В. Липсица. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 576 с.

2. Мур Дж. Вторая космическая. Искусство управления и стратегии будущего. - М.: Манн,Иванов и Фербер, 2012. - 208с.

3. Божук С. Г., Ковалик Л. Н., Маслова Т. Д., Розова Н. К., Тэор Т. Р. Маркетинг: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. -СПб.: 2012. - 448 с.

4. Борисов, Н.А. Организация эффективной сбытовой деятельности предприятия/ Н.А. Борисов// Менеджмент в России и за рубежом, 2012. — №5. — С.23-30

5. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры: учебник / Е.П. Голубков — М.: Дело, 2011. — 318 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.