Научная статья на тему 'Развитие механизма стратегического менеджмента в деятельности туристических организаций'

Развитие механизма стратегического менеджмента в деятельности туристических организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цопа Наталья Владимировна

Статья посвящена разработке механизма стратегического менеджмента в сфере маркетинговой деятельности туристических организаций. Предложенный в работе усовершенствованный механизм включает в себя три составляющие части. В работе теоретически обоснована каждая из трех частей механизма стратегического менеджмента. Основой механизма является алгоритм стратегического менеджмента в маркетинговой сфере туристических организаций, который включает 10 взаимосвязанных блоков. Заключительным блоком предложенного алгоритма стратегического менеджмента в маркетинговой деятельности туристических организаций является стратегический контроль, который должен проводиться на всем протяжении реализации процесса стратегического менеджмента. Работе предложен рекомендуемый алгоритм стратегического контроля для туристических организаций. Применение данного алгоритма позволяет выявить такие направления, как соответствие целей маркетинговой деятельности целям организации, достижение стратегических целей маркетинга и реализация задач, соблюдение принципов деятельности организации, эффективность маркетинговой деятельности. Заключительным элементом механизма стратегического менеджмента в сфере маркетинговой деятельности туристических организаций является предложенная шкала оценки интегрального показателя стратегического контроля. Разработанный алгоритм стратегического контроля позволит более четко проводить стратегический контроль за маркетинговой деятельностью, своевременно выявлять и устранять определенные недостатки маркетинговой деятельности, позволит повышать эффективность управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие механизма стратегического менеджмента в деятельности туристических организаций»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ

СУБЪЕКТАМИ

УДК 338.46:658.1

Цопа Наталья Владимировна,

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой технологии, организации и управления строительством,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Tsopa Natalya Vladimirovna,

Doctor of Economics, Professor,

Head of the Department of Technology, Organization and Construction Management,

V.I. Vernadsky ôimean Federal University,

Simferopol.

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

DEVELOPMENT OF MECHANISM OF STRATEGIC MANAGEMENT IN THE ACTIVITIES OF TOURIST ORGANIZATIONS

Статья посвящена разработке механизма стратегического менеджмента в сфере маркетинговой деятельности туристических организаций. Предложенный в работе усовершенствованный механизм включает в себя три составляющие части. В работе теоретически обоснована каждая из трех частей механизма стратегического менеджмента.

Основой механизма является алгоритм стратегического менеджмента в маркетинговой сфере туристических организаций, который включает 10 взаимосвязанных блоков. Заключительным блоком предложенного алгоритма стратегического менеджмента в маркетинговой деятельности туристических организаций является стратегический контроль, который должен проводиться на всем протяжении реализации процесса стратегического менеджмента.

Работе предложен рекомендуемый алгоритм стратегического контроля для туристических организаций. Применение данного алгоритма позволяет выявить такие направления, как соответствие целей маркетинговой деятельности целям организации, достижение стратегических целей маркетинга и реализация задач, соблюдение принципов деятельности организации, эффективность маркетинговой деятельности.

Заключительным элементом механизма стратегического менеджмента в сфере маркетинговой деятельности туристических организаций является предложенная шкала оценки интегрального показателя стратегического контроля.

Разработанный алгоритм стратегического контроля позволит более четко проводить стратегический контроль за маркетинговой деятельностью, своевременно выявлять и устранять определенные недостатки маркетинговой деятельности, позволит повышать эффективность управления.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, туристические организации, маркетинговая деятельность, стратегический контроль, интегральный показатель стратегического контроля.

The article is devoted to the development the strategic management mechanism in the field of marketing activities of tourism organizations. The advanced mechanism that was proposed in this work includes three components. In the article, each of the three parts of the mechanism of strategic management is theoretically grounded.

The basis of the mechanism is the algorithm of strategic management in the marketing sphere of tourism organizations, which includes 10 interconnected blocks. The final block of the proposed strategic management algorithm in marketing activities of tourist organizations is strategic control, which should be carried out throughout the implementation of the strategic management process.

The paper also proposed a recommended strategic control algorithm for tourism organizations. The use of this algorithm makes it possible to identify such areas as compliance of the goals of the marketing activities with the goals of the organization, achievement of the strategic goals of marketing and implementation of tasks, compliance with the principles of the organization's activities, and effectiveness of marketing activities.

The final element of the mechanism of strategic management in the field of marketing activities of tourism organizations is the proposed scale for evaluating the integral indicator of strategic control.

The developed algorithm of strategic control will make it possible to more accurately carry out strategic control over marketing activities, timely identify and eliminate certain shortcomings of marketing activities, and will increase the effectiveness ofmanagement.

Keywords: strategic management, tourism organizations, marketing activities, strategic control, integral indicator of strategic control.

107

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно туризму предсказывают все больший и больший рост, как в масштабах нашей страны, так и других мировых держав. На увеличение численности туристического потока существенное влияние оказывают экономические и демографические факторы, среди которых увеличение национального дохода, повышение уровня материального благосостояния населения, увеличение уровня урбанизации. Реализация механизма стратегического менеджмента направлена на обеспечение жизнеспособности туристической организации в стратегической перспективе. Одной из главных сфер туристических организаций, на которую должен быть направлен стратегический менеджмент, является сфера туристического маркетинга.

Возрастание конкуренции, коммерциализации деятельности, привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов стратегического маркетинга в практику работы туристских предприятий и привели к необходимости изучения стратегического менеджмента с учетом данных тенденций. Поэтому можно утверждать, что туристический маркетинг более чем когда превращается в насущную необходимость стратегического менеджмента, что и является актуальностью настоящего исследования.

Вопросами стратегического менеджмента в туристической сфере занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее весомый вклад внесли такие отечественные ученые как: Р. А. Фатхудинов, В.А. Квартальнов, А.Д. Чудновский, А.Н. Яндовский и многие другие [1-3, 6-15]. Среди зарубежных ученых, необходимо отметить П. Друкера, В. Гроува, С. Эндрю [4-5]. Но несмотря на весомый вклад исследователей в проблематику стратегического менеджмента в целом, а в туристической сфере в частности, до сих пор остались вопросы, которые требуют более глубокого и осмысленного изучения. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью настоящей статьи является рассмотрение теоретических аспектов стратегического менеджмента в деятельности туристических организаций, а также развития механизма стратегического менеджмента в сфере маркетинговой деятельности туристических организаций. Усовершенствованный механизм будет включать в себя алгоритм стратегического менеджмента в маркетинговой сфере, рекомендуемый алгоритм стратегического контроля, а также шкалу оценки интегрального показателя стратегического контроля. Проведенное исследование базируется на использовании системного, ситуационного и интеграционного подхода. РЕЗУЛЬТАТЫ

Главной особенностью туристского рынка является создание конкурентоспособного туристического продукта. Соответственно современные туристические организации должны руководствоваться в процессе управления результатами изучения и прогнозирования рынка, а также необходимо разрабатывать такие стратегии, тактики, методы стимулирования спроса, методы анализа и контроля, которые бы позволили реализовывать инструменты стратегического маркетинга. В данной связи, уместно рассмотреть особенности формирования теоретических и практических основ стратегического маркетинга в деятельности туристических организаций.

Теория стратегического маркетинга насчитывает множество различных подходов к определению понятия «стратегический маркетинг». В процессе данного исследования были изучены трактовки данного термина у следующих отечественных и зарубежных ученых: Ж.Ж. Ламбена, Г. Л. Багиева, Питера Р. Диксона, Д.И. Баркана, Е.П. Голубкова, И. Ансоффа, Р. А. Фатхутдинова [6-9]. В таблице 1 собраны определения некоторых из перечисленных выше авторов.

Несмотря на достаточное многообразие терминов «стратегический маркетинг», понятие «стратегический маркетинг туристической деятельности» имеет свои отличительные особенности, которые необходимо выделить.

Стратегический маркетинг туристических организаций состоит из мероприятий по анализу, разработке, реализации и контролю над установлением, укреплением и поддержанием выгодных обменов с целевыми рынками и достижению целей конкретной организации.

Целью стратегического маркетинга в туризме является: удовлетворение потребностей туристов; увеличение количества обслуженных интуристов; достижение превосходства над конкурентами; завоевание доли рынка. Управление маркетингом является составной частью стратегического процесса управления всем предприятием. Стратегический процесс управления на туристических предприятиях подразумевает, во-первых, формулировку миссии и цели предприятия, во-вторых, определение возможностей для достижения поставленной цели [10].

Используемые в настоящее время модели стратегического управления маркетинговой деятельностью включают в себя разработку маркетинговых стратегий, которые являются основным направлением сосредоточения усилий, философией бизнеса предприятия в условиях маркетинговой ориентации.

Обычно предприятиями на различных его уровнях разрабатывается целый портфель маркетинговых стратегий, которые включают в себя три группы стратегий: корпоративные маркетинговые стратегии; функциональные маркетинговые стратегии; инструментальные маркетинговые стратегии [11].

Как уже было отмечено выше, туристические предприятия имеют специфические особенности, которые заключаются в отличие туристического продукта от других потребительских товаров и услуг.

108

Таблица 1. Обобщающая таблица определений термина «стратегический маркетинг» *

Определение Автор Источник

Процесс, осуществляемый фирмой с рыночной экономикой, с целью достижения показателей, превышающих среднерыночных, путем систематического проведения политики создания товаров и услуг, обеспечивающих потребителя товарами более высокой ценности, чем у конкурентов Ж.Ж. Ламбен Стратегический маркетинг

Целенаправленная деятельность, корпорации по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами, путем удовлетворения нужд потребителей Питер Р. Диксон Страте гиче ское управление

Интегрированная функция менеджмента, преобразующая потребности покупателя в доходы предприятия Д.И. Баркан Стратегический маркетинг и политика бизнеса

Концепция ориентации любой деятельности на потребителя, в пространстве — первая стадия жизненного цикла управляемого объекта; во времени — первая функция управления. Фатхудинов Р.А. Стратегический маркетинг

Систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих компании обнаружить выбранные группы покупателей лучше, чем конкуренты, и тем самым обеспечивающих продуценту устойчивое конкурентное преимущество Багиев Г.И. Основы стратегического маркетинга

* Составлено автором

Для выбора обоснованной маркетинговой стратегии необходимо использовать совокупность научных подходов: системный, ситуационный и интеграционный.

Разработка маркетинговых стратегий является составным элементом маркетингового стратегического управления. Стратегическое управление маркетинговой деятельности туристских предприятий целесообразно проводить по рекомендуемому авторскому алгоритму, который включает 10 взаимосвязанных блоков (рис.1).

109

Продолжение рисунка

1

Блок 5

Определение целей и задач маркетинговых стратегий

ориентация на увеличение доли рынка

ориентация на повышение имиджа предприятия

£

Разработка бюджета на маркетинговые стратегии Блок 6

Метод исходя из целей и задач Метод аналогии В проценте к сумме объема продаж В проценте к сумме прибыли Паритет с конкурентами

£

Маркетинговая программа Блок 7

Функциональные маркетинговые стратегии Сегментация рынка Блок 8

Массовый маркетинг Товарно-дифференцированный маркетинг Целевой маркетинг

Блок 9

Инструментальные маркетинговые стратегии Разработка туристического продукта, выбор стратегии в зависимости от стадии жизненного цикла и матрицы ВСО

I

Выбор стратегии ценообразования на туристический продукт

стратегия общепризнанной на рынке цены стратегия заниженных цен стратегия завышенных цен

Определение каналов распространения туристического продукта

туроператоры турагенты специализированные каналы

Выбор методов стимулирования спроса

реклама личные продажи стимулирование сбыта связь с общественностью

Блок 10

Стратегический контроль

Соответствие целей маркетинговых стратегий целям предприятия; достижение целей деятельности; реализация задач, соблюдение принципов деятельности, соблюдение законодательных ограничений; реализация стратегии рекламной деятельности; эффективность деятельности туристского предприятия.

Рис. 1. Рекомендуемый алгоритм стратегического менеджмента в маркетинговой деятельности туристических организаций (Составлено автором)

110

При определении корпоративной стратегии ведения бизнеса руководству предприятия необходимо исходить из того, что первоочередной целью построения, развития и функционирования туристского предприятия является его миссия, то есть содержание его существования. Миссия туристского предприятия может определяться: кругом потребностей, которые удовлетворяются, совокупностью потребителей, реализованными услугами, конкурентными преимуществами.

После того, как установлена миссия туристского предприятия, необходимо определить цели, основными из которых могут быть цели развития и цели стабилизации. Развитие предприятия может совершаться по следующим направлениям [12-13]: экстенсивное развитие; интенсивное развитие; интеграционное развитие; диверсифицированное развитие.

Основой для исполнения мер в области управления маркетинговой деятельностью являются маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования должны стать основой для формирования и реализации маркетинговой стратегии предприятия, разработки рекламных компаний и рекламных обращений, совершения контроля над их эффективностью.

Определение целей и задач маркетинговой деятельности является одним из основных этапов стратегического управления маркетингом. Цели туристических организаций можно сформулировать следующим образом: ознакомление с новыми рынками или стабилизация на уже имеющемся рынке, оценка конкурентоспособности услуг, увеличение объема реализации услуг, привлечение новых клиентов. Задачи маркетинговой деятельности туристских организаций в основном должны сводиться к следующему: информировать туристов про новый тур; привлекать новых клиентов и стимулировать приобретение туров со стороны постоянных клиентов, поддерживать восприимчивый образ и атмосферу туристического предприятия.

Разработка маркетинговой программы — основной этап стратегического менеджмента, который включает в себя функциональные и инструментальные маркетинговые стратегии. Туристические организации могут использовать в своей деятельности три типа функциональных стратегий: массовый, то-варно-дифференцированный и целевой маркетинг. Существующая на сегодняшний день тенденция в управлении маркетингом туризма — переход от методов массового и товарно-дифференцированного маркетинга к технике целевого маркетинга, который помогает выявлять имеющиеся маркетинговые возможности. Целевой туристический маркетинг включает в себя четыре взаимосвязанных этапа: сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование тура на рынке, разработка комплекса маркетинга для каждого целевого сегмента.

До сих пор в туристической практике не отмечено четкой модели сегментации, в связи, с чем предложена новая комплексная модель сегментации, включающая два этапа: определение целевого рынка (географическая сегментация); изучение целевого рынка (психолого-поведенческая и экономическая сегментация). Проведенная на первом этапе географическая сегментация рынка, позволила выявить основные типы туристов, которые пользуются услугами туристических предприятий и на основе этого разработать матрицу целевого рынка услуг предприятий туристического бизнеса. Сегментирование по психолого-поведенческим аспектам позволяет выделить основные виды туризма, в зависимости от мотивации путешествий; определять организационную форму поездки и вид транспорта; описывать психологический портрет туриста. Сегментация по экономическому критерию помогает определить ожидаемые расходы туристов в ходе поездки [14].

После того как проведена сегментация рынка, приступают к разработке и управлению инструментальными маркетинговыми стратегиями. Инструментальные маркетинговые стратегии включают в себя так называемые «четыре Р»: product, price, place, promotion [15]. Выбор стратегии по разработанному туристическому продукту следует осуществлять в зависимости от стадии жизненного цикла туристического продукта и матрицы BCG в комплексе [14]. Стратегия ценообразования определяется исходя из целей ценообразования, причем на каждой стадии жизненного цикла туристического продукта могут использоваться различные стратегии. От количества посредников в процессе распространения туристического продукта зависит стоимость покупки тура потребителем. Продвижение и стимулирование туристических услуг направлено на создание и увеличение спроса на них.

Заключительным блоком предложенного алгоритма стратегического менеджмента в маркетинговой деятельности туристических организаций является стратегический контроль. Он должен проводиться на всем протяжении реализации процесса стратегического менеджмента, в результате чего необходимо выявить такие направления, как соответствие целей маркетинговой деятельности целям предприятия, достижение стратегических целей маркетинга и реализация задач, соблюдение принципов деятельности предприятия, эффективность маркетинговой деятельности. Рекомендуемый алгоритм стратегического контроля маркетинговой деятельности представлен на рис. 2.

При этом особое место в стратегическом контроле должно быть отведено определению эффективности деятельности туристической организации в результате реализации маркетинговой стратегии.

111

Соответствие целей маркетинговой деятельности целям организации

1. привлечение новых клиентов;

2. стабилизация положения на рынке;

3. увеличение эффективности рекламной деятельности;

4. расширение географии рекламы;

5. увеличение объема реализации услуг;

6. получение прибыли от реализации услуг.

Соответствует — 2 балла; Не полностью соответствует— 1 балл; Не соответствует — 0 баллов

Достижение стратегических целей маркетинга

1. наличие на фирме достаточного количества финансовых ресурсов;

2. наличие широкого ассортимента услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. оценка конкурентоспособности услуг;

4. увеличение известности фирмы; 5 увеличение объема реализации услуг.

Реализация задач

1.увеличение эффективности маркетинговой деятельности;

2. расширение географии рекламы;

3. привлечение новых клиентов;

4. повышение имиджа фирмы;

5. получение прибыли от реализации услуг; стабилизация положения на рынке.

Соответствует— 2 балла; Не полностью соответствует — 1 балл; Не соответствует — 0 баллов

Соответствует— 2 балла; Не полностью соответствует — 1 балл; Не соответствует — 0 баллов

Соблюдение принципов деятельности организации

1. индивидуальный подход к каждому клиенту;

2. соблюдение законодательства;

3. отсутствие штрафных санкций.

Соответствует— 2 балла; Не полностью соответствует — 1 балл; Не соответствует — 0 баллов

Реализация маркетинговых стратегий деятельности (по матрице БКГ)

1. «Звезды» (сохранение лидерства)

2. «Собаки» (выход с рынка, низкая активность)

3. «Трудные дети» (инвестирование)

4. «Дойные коровы» (получение максимальной прибыли)

«Дойные коровы» — 3 балла «Звезды» — 2 балла; «Трудные дети» — 1 балл; «Собаки» — 0 баллов

Эффективность маркетинговой деятельности (44 балла — соответствие)

Рис. 2. Рекомендуемый алгоритм стратегического контроля маркетинговой деятельности туристической организации (Составлено автором)

В данном исследовании предлагается по усовершенствованному алгоритму рассчитать интегральный показателя стратегического контроля. Для этого каждый этап рекомендуется оценивать по шкале соответствия предполагаемых целей, задач, принципов и эффективности, достигнутым в результате маркетинговой деятельности целям, задачам, принципам и полученной эффективности деятельности. Каждый этап контроля предложено оценивать в баллах. За каждое соответствие выставляется 2 балла; неполное соответствие — 1 балл; не соответствие — 0 баллов. Затем баллы суммируются, и определяется интегральный показатель стратегического контроля, определяемый как отношение суммы показателей к общему количеству показателей:

— 1=1

Интегральный показатель стратегического контроля =

к

где X. — соответствующий балл за элемент, . — количество элементов, к — общее количество показателей.

В таблице 2 предложена рекомендуемая шкала оценки интегрального показателя стратегического контроля.

Таблица 2. Шкала оценки интегрального показателя стратегического контроля *

Степень соответствия маркетинговой деятельности Балл

Соответствует более 2

Не полностью соответствует от 1до 2

Не соответствует ниже 1

* Составлено автором

Разработанный алгоритм стратегического контроля позволит более четко проводить стратегический контроль за маркетинговой деятельностью и вовремя выявлять и устранять определенные недостатки маркетинговой деятельности, что позволит сделать ее более эффективной.

112

ВЫВОДЫ

Научной новизной проведенного исследования является развитие механизма стратегического менеджмента в сфере маркетинговой деятельности туристических организаций. Усовершенствованный механизм включает в себя такие составляющие: алгоритм стратегического менеджмента в маркетинговой сфере, рекомендуемый алгоритм стратегического контроля, а также шкалу оценки интегрального показателя стратегического контроля. Применение предложенного механизма стратегического менеджмента в маркетинговой деятельности позволит туристическим организациям четко и системно описывать стратегические решения с целью долгосрочного развития, обеспечит системный подход к выбору миссии предприятия, установлению целей маркетинговой деятельности в соответствии с целями организации, выбору маркетинговых стратегий в зависимости от стратегии развития организации, а также выбору оптимальных методов расчета бюджета на маркетинговые стратегии. В дальнейшей научной разработке нуждаются инструментальные маркетинговые туристические стратегии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фатхутдинов РА. Стратегический менеджмент / RA. Фатхутдинов. — Москва: Дело, 2008. — 445 с.

2. Чудновский A^. Стратегический менеджмент в индустрии туризма / A^. Чудновский, МА. Жукова, AB. Корми-шова. — Москва: КноРус, 2014. — 151 с.

3. Яндовский A.fr Трансформация туристского бизнеса в условиях глобализации экономики: монография / A.K Яндовский. — Москва: Технология стратегического менеджмента, 2009. — 193 с.

4. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века / Питер Друкер; [пер. с англ. Н. Макаровой]. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 163 с.

5. Гроув В. Высокоэффективный менеджмент / В. Гроув, С. Эндрю. — М. Информационно-издательский дом «Фи-линъ», 1996. — 280 с.

6. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж.Ж. Ламбен. — Спб. : Наука, 1996. — 589 с.

7. Диксон П.Р. Стратегическое управление / Питер Р. Диксон. — М.: ЗAО «Бином», 1998. — 567 с.

8. Баркан Д.И. Стратегический маркетинг и политика бизнеса / Д.И. Баркан. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.

9. Фатхутдинов RA. Стратегический маркетинг / RA. Фатхутдинов. — М.: ЗAО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640 с.

10. Цопа Н.В. Теоретические подходы к исследованию стратегического управления в туризме / Н.В. Цопа // Экономика промышленности. — 2008. — № 1 (40). — С. 119-125.

11. Цопа Н.В. Особенности оценки инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуг / Н.В. Цопа // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. — 2018. — № 11. — С. 63-66.

12. Цопа Н.В. Методологические аспекты управления развитием территориальных образований / Н.В. Цопа // Экономика и экология территориальных образований. — 2017. — № 2. — С. 15-21.

13. Цопа Н.В. Подход к управлению развитием строительного предприятия / Н.В. Цопа // Экономика строительства и природопользования. — 2017. — № 4 (65). — С. 107-113.

14. Цопа Н.В. Менеджмент мiжнародного туризму (на прикладi Aвтономноï Республши Крим): Aвтореф. дис. к-та екон. наук: 08.06.02; ДонДУЭТ / Н.В. Цопа. — Донецьк, 2002. — 18 с.

15. Квартальнов ВА. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления / ВА. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 489 с.

SPISOK LITERATURY

1. Fatkhutdinov R.A. Strategicheskiy menedzhment / R.A. Fatkhutdinov. — Moskva: Delo, 2008. — 445 s.

2. Chudnovskiy A.D. Strategicheskiy menedzhment v industrii turizma /A.D. Chudnovskiy, M.A. Zhukova, A.V. Kormishova.

— Moskva: KnoRus, 2014. — 151 s.

3. Yandovskiy A.N. Transformatsiya turistskogo biznesa v usloviyakh globalizatsii ekonomiki: monografiya /A.N. Yandovskiy.

— Moskva: Tekhnologiya strategicheskogo menedzhmenta, 2009. — 193 s.

4. Druker P. Menedzhment. Vyzovy XXI veka / Piter Druker; [per. s angl. N. Makarovoy]. — Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2012. — 163 s.

5. Grouv V. Vysokoeffektivnyy menedzhment / V. Grouv, S. Endryu. — M. Informatsionno-izdatel'skiy dom «Filin», 1996. — 280 s.

6. Lamben Zh.Zh. Strategicheskiy marketing. Yevropeyskaya perspektiva / Zh.Zh. Lamben. — Spb.: Nauka, 1996. — 589 s.

7. Dikson P.R. Strategicheskoye upravleniye / Piter R. Dikson. — M.: ZAO «Binom», 1998. — 567 s.

8. Barkan D.I. Strategicheskiy marketing i politika biznesa / D.I. Barkan. — SPb: Piter, 2001. — 352 s.

9. Fatkhutdinov R.A. Strategicheskiy marketing / R.A. Fatkhutdinov. — M. : ZAO «Biznes-shkola «Intel-Sintez», 2000. — 640 s.

10. Tsopa N.V. Teoreticheskiye podkhody k issledovaniyu strategicheskogo upravleniya v turizme / N.V. Tsopa // Ekonomika promyshlennosti. — 2008. — № 1 (40). — S. 119-125.

11. Tsopa N.V. Osobennosti otsenki investitsionnoy privlekatel'nosti predpriyatiy sfery uslug / N.V. Tsopa // Vestnik obrazovatel'nogo konsortsiuma Srednerusskiy universitet. Seriya: Ekonomika i upravleniye. — 2018. — № 11. — S. 63-66.

12. Tsopa N.V. Metodologicheskiye aspekty upravleniya razvitiyem territorial'nykh obrazova-niy / N.V. Tsopa // Ekonomika i ekologiya territorial'nykh obrazovaniy. — 2017. — № 2. — S. 15-21.

13. Tsopa N.V. Podkhod k upravleniyu razvitiyem stroitel'nogo predpriyatiya / N.V. Tsopa // Ekonomika stroitel'stva i prirodopol'zovaniya. — 2017. — № 4 (65). — S. 107-113.

14. Tsopa N.V. Menedzhment mrahnarodnogo turizmu (na prikladн Avtonomnoн Respubl^i Krim): Avtoref. dis. k-ta yekon. nauk: 08.06.02; DonDUET / N.V. Tsopa. — Donets'k, 2002. — 18 s.

15. Kvartal'nov V.A. Strategicheskiy menedzhment v turizme: sovremennyy opyt upravleniya / V.A. Kvartal'nov. — M.: Finansy i statistika, 2000. — 489 s.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2018 года Статья одобрена к печати 15 января 2019 года

ИЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.