Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСЕ'

ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / УСЛОВИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бутько Ю.В., Кашепов А.В.

В статье приводится описание исследования уровня удовлетворенности трудом, а также всех социально-психологических аспектов, влияющих на этот показатель. Исследование проводилось в крупном интернет-магазине, где часть сотрудников работают в офисе, в коллективе, другая же часть сотрудников работает автономно от коллектива, в пунктах выдачи заказов, обеспечивая выдачу интернет-заказов клиентам. Была прослежена и проанализирована корреляция показателей уровня удовлетворенности трудом у двух отобранных групп респондентов. Результаты исследования могут быть использованы в целях доказательства зависимости удовлетворенности трудом сотрудников от социально-психологического климата на рабочем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бутько Ю.В., Кашепов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SATISFACTION WITH LABOR IN INTERNET BUSINESS

The article describes the study of the level of job satisfaction, as well as all socio-psychological aspects that affect this indicator. The study was conducted in a large online store where some of the employees work in the office, in the team, while the other part of the staff works autonomously from the collective, at the points of issue of orders, ensuring the delivery of Internet orders to customers. The correlation of indicators of the level of job satisfaction with two selected groups of respondents was traced and analyzed. The results of the study can be used to demonstrate the dependence of employee satisfaction on the social and psychological climate in the workplace.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСЕ»

организации, а также применение эффективных форм санации организации. При невозможности выхода из кризисного состояния за счет внутренних резервов и дальнейшего недопущения угрозы банкротства организации следует использовать реорганизацию предприятия.

Восстановление финансовой устойчивости является одним из главных инструмент финансовой стабилизации. Благодаря внутренним механизмам можно стабилизировать предприятие из антикризисного состояния.

Использованные источники:

1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 (ред. от 29.12.2014)

2. Журавлева Н.В. Совершенствование системы внутреннего диагностического контроля организаций потребительской кооперации: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.12: защищена 19.03.05.: утв. 15.07.05. - Орел, 2005. - 196 с.

УДК: 65.01

Бутько Ю.В. Кашепов А.В.

Московский педагогический государственный университет

РФ, г. Москва

ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В ИНТЕРНЕТ-

БИЗНЕСЕ

Аннотация: в статье приводится описание исследования уровня удовлетворенности трудом, а также всех социально-психологических аспектов, влияющих на этот показатель. Исследование проводилось в крупном интернет-магазине, где часть сотрудников работают в офисе, в коллективе, другая же часть сотрудников работает автономно от коллектива, в пунктах выдачи заказов, обеспечивая выдачу интернет-заказов клиентам. Была прослежена и проанализирована корреляция показателей уровня удовлетворенности трудом у двух отобранных групп респондентов. Результаты исследования могут быть использованы в целях доказательства зависимости удовлетворенности трудом сотрудников от социально-психологического климата на рабочем месте.

Ключевые слова: удовлетворенность трудом, удовлетворенность работой, психологический климат, трудовой коллектив, условия труда.

Butko Yu.V. Kashepov A. V.

Moscow State Pedagogical University Russian Federation, Moscow

THE PROBLEM OF SATISFACTION WITH LABOR IN INTERNET

BUSINESS

Annotation: the article describes the study of the level of job satisfaction, as well as all socio-psychological aspects that affect this indicator. The study was

conducted in a large online store where some of the employees work in the office, in the team, while the other part of the staff works autonomously from the collective, at the points of issue of orders, ensuring the delivery of Internet orders to customers. The correlation of indicators of the level ofjob satisfaction with two selected groups of respondents was traced and analyzed. The results of the study can be used to demonstrate the dependence of employee satisfaction on the social and psychological climate in the workplace.

Key words: satisfaction with work, job satisfaction, psychological climate, labor collective, working conditions.

Удовлетворенность трудом - один из показателей социального самочувствия работников организации1. Насчет правильного теоретического определения данного феномена нет однозначных мнений в научной литературе, в разные годы и на разных этапах изучения его описываются различные подходы2.

К примеру, в рамках теории человеческих отношений, парадигмы связки работника с группой и с коллективом удовлетворенность трудом рассматривалась как удовлетворенность психологическим климатом3.

В нашей статье главной задачей стало исследование закономерности зависимости удовлетворенности трудом от психологического климата на работе. Наиболее подходящей базой для исследования стал крупный российский интернет-магазин по продаже книг (информация о компании по просьбе руководства остается конфиденциальной). В компании сотрудники работают в разных условиях - есть сотрудники офиса, которые являются операторами контакт-центра, осуществляющего связь с клиентами, сотрудники других отделов (отдел документооборота, служба персонала, отдел обучения и т.д.), а также сотрудники пунктов самовывоза, которые обеспечивают выдачу интернет-заказов клиентам.

Для исследования были подготовлены две группы респондентов:

• группа сотрудников офиса (разные отделы); n=30 человек, возраст 22-38 лет; условное обозначение - «1-я группа»;

• группа сотрудников пунктов самовывоза; n=36 человек, возраст 18-40 лет; условное обозначение - «2-я группа».

В качестве основной методики для исследования всех аспектов удовлетворенности трудом сотрудников нами было решено использовать

1 Чернышева А.В. Удовлетворенность трудом менеджеров и исполнителей / А.В. Чернышева, А.Н. Панфилов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №1. - С. 156 - 160.

2 Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Под ред. В.Г. Андреенкова. Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. - С. 46-93.

3 Ермолаева М. В. Проблема удовлетворенности от работы в исследованиях зарубежных психологов. Новые исследования в психологии, 1980. - № 2. - С. 101-105.

опросник А.В. Батаршева1. Выбор был сделан в пользу данной методики по причине ее соответствия поставленным задачам нашего исследования, а также простоты проведения и анализа результатов. Методика позволяет рассмотреть такие компоненты удовлетворенности трудом сотрудников как уровень интереса к работе, уровень удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами и с руководством, условиями труда, уровень профессиональной ответственности сотрудника и уровень притязаний в профессиональной деятельности, а также позволяет определить предпочтение работы высокому заработку.

Полученные нами результаты приведены ниже (рис. 1 и рис. 2). Результаты подсчитаны в процентах, где 100% - это полная удовлетворенность аспектом, 0% - полная неудовлетворенность.

Мы видим, что общий уровень удовлетворенности трудом достаточно высокий - 69% (в дешифраторе к методике указан порог в 56%, показатели выше которого уже считаются высокими). При этом наибольший процент удовлетворенности состоит в таких аспектах как интерес к работе (83%), удовлетворенность профессиональными достижениями (87%) и уровень профессиональных притязаний (82%). При этом самым низким стал показатель предпочтения выполняемой работы высокому заработку - всего 55%. Низкий уровень выраженности аспекта получила удовлетворенность взаимоотношениями с руководством (61%). Другие показатели находятся в средних диапазонах.

Рисунок 1. Результаты исследования уровня удовлетворенности трудом респондентов 1-й группы

1 Фетиски Н.П. Интегральная удовлетворенность трудом / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. С.470-473.

Рисунок 2. Результаты исследования уровня удовлетворенности трудом респондентов 2-й группы

Как видно в рис. 3 общий уровень удовлетворенности трудом сотрудников 2-й группы составляет 55%, исходя из дешифратора теста, этот результат считается средним, однако находится очень близко к границе с высоким. Наиболее высокими стали показатели удовлетворения взаимоотношениями с коллективом (70%), а также предпочтение выполняемой работы высокому заработку (70%). Самым низким является показатель уровня профессиональных притязаний (47%). По другим аспектам уровень выраженности находится в диапазоне средних значений (от 50% до до 60%). Анализируя показатели по двум группам (рис. 3), мы видим, что уровень удовлетворенности по большинству аспектов труда у 2-й группы ниже, чем у 1-й. Причем наибольший разрыв составляют показатели по уровню интереса к работе, удовлетворенности достижениями, уровню притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенностью условиями труда. Незначительный разрыв в показателях уровня удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, с руководством, а также общий уровень удовлетворенности.

Рисунок 3. Сравнительный анализ результатов исследования уровня

удовлетворенности

Самый примечательный показатель по данному исследованию -предпочтение выполняемой работы высокому заработку. Результат опроса 1 -й группы - 55%, а результат опроса 2-й группы - 70%, что на 15% превышает результат 1-й. Это говорит о том, что у сотрудников, работающих удаленно и выполняющих обязанности администраторов пунктов самовывоза данное место работы не является наибольшим приоритетом в противовес высокому заработку. Об этом же говорят и такие показатели, как интерес к работе и уровень профессиональных притязаний.

Выделим наиболее ключевые вопросы и баллы, присвоенные им при анкетировании, которые наиболее ярко выражают диссонанс в удовлетворенности трудом сотрудников разных групп (таблица). Таким образом мы наглядно видим почти полярно противоположную оценку персоналом разных групп определенных аспектов, таких как интерес к работе, условия труда, стремление к развитию.

Результаты по наиболее ключевым вопросам анкетирования

Вопрос Средний процент ответов у 1-й группы Средний процент ответов у 2-1 группы

Меня редко поощряют за работу 51% 73%

В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда 69% 56%

В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое 71% 67%

То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует 83% 38%

Примечание: процент подсчитан по количеству ответов с наивысшим баллом оценки согласия с утверждением.

Использованные источники:

1. Ермолаева М. В. Проблема удовлетворенности от работы в исследованиях зарубежных психологов. Новые исследования в психологии, 1980. - № 2. -С. 101-105.

2. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Под ред. В.Г. Андреенкова. Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. - С. 46-93.

3. Фетиски Н.П. Интегральная удовлетворенность трудом / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.470-473.

4. Чернышева А.В. Удовлетворенность трудом менеджеров и исполнителей / А.В. Чернышева, А.Н. Панфилов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №1. - С. 156 - 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.