Научная статья на тему 'Анализ уровня удовлетворенности трудом спортивных тренеров'

Анализ уровня удовлетворенности трудом спортивных тренеров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
675
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Анастасия Андреевна, Юркова Ирина Геннадьевна

В работе представлены результаты эмпирического исследования уровня удовлетворенности трудом тренеров детско-юношеской спортивной школы и частного спортивного клуба единоборств. Используемые в работе методы, позволили выявить содержательные и структурные особенности удовлетворенности трудом сотрудников коммерческой и некоммерческой организации. В статье выделены доминирующие факторы и общий уровень удовлетворенности трудом среди спортивных тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мальцева Анастасия Андреевна, Юркова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня удовлетворенности трудом спортивных тренеров»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 159.9

Мальцева Анастасия Андреевна,

студентка 4курса ФГБОУ ВО «КубГУ» г. Краснодар, РФ Е-mail: nasta.malceva.94@mail.ru Юркова Ирина Геннадьевна, канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «КубГУ»

г. Краснодар, РФ Е-mail: shelig@rambler.ru

АНАЛИЗ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования уровня удовлетворенности трудом тренеров детско-юношеской спортивной школы и частного спортивного клуба единоборств. Используемые в работе методы, позволили выявить содержательные и структурные особенности удовлетворенности трудом сотрудников коммерческой и некоммерческой организации. В статье выделены доминирующие факторы и общий уровень удовлетворенности трудом среди спортивных тренеров.

Ключевые слова

Удовлетворенность трудом, факторы удовлетворенности трудом, привлекательность труда,

интегральная удовлетворенность трудом.

В работах, посвященных изучению удовлетворенности трудом, часто указывается, что более 90% респондентов отмечают, что не удовлетворены своей профессиональной деятельностью, местом работы и т.д. Глядя на эти цифры хотелось бы разобраться так ли это на самом деле.

Удовлетворенность трудом - это исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы. Степень удовлетворенности человека местом работы и выполняемой деятельностью является важнейшим составляющим компонентом в трудовой мотивации. Высокая степень удовлетворенности работников своим трудом в организации улучшает их отношение к работе и организации, способствует росту уровня трудовой и исполнительской дисциплины и как результат - производительность работников повышается. Низкая степень (неудовлетворенность трудом) проявляется в том, что чем меньше работник удовлетворен местом работы и содержанием выполняемой работы, тем слабее его связи с компанией, в которой он работает [2, с. 101; 4, с. 20].

Уровень удовлетворенности трудом в нашем исследовании рассматривался на примере профессиональной деятельности тренеров детско-юношеской спортивной школы и частного спортивного клуба единоборств. Всего в исследовании приняли участие 30 респондентов: 15 тренеров детско-юношеской спортивной школы и 15 тренеров частного спортивного клуба единоборств, со стажем работы тренером от 5 до 15 лет.

Профессиональная деятельность тренера имеет ярко выраженную специфику по сравнению с деятельностью педагога. Анализируя особенности деятельности тренера, можно сделать вывод, что степень его удовлетворенности трудом оказывает влияние не только на него самого и его отношения в коллективе, а также и на достижения его учеников - спортсменов.

Для изучения уровня удовлетворенности трудом в работе применялись следующие методы сбора данных:

эмпирические методы: методика А.В. Батершева «Интегральная удовлетворенность трудом» [1, с. 325], анкета К.Г. Казазаева «Факторы удовлетворенности» [3, с. 31], методика «Диагностика привлекательности труда» В. М. Снетков [1, с. 332].

статистическая обработка результатов тестирования, корреляционный анализ - проводилась с использованием стандартизированного пакета программ «STATISTICA 10».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Исследование проходило в 3 этапа:

- на первом этапе изучался уровень удовлетворенности привлекательности труда в группе тренеров детско-юношеской спортивной школы, выделялись основные факторы, оказывающие влияние на уровень удовлетворенности;

- на втором этапе, проводилась диагностика уровня удовлетворенности и привлекательности труда тренеров частного спортивного клуба единоборств;

- третий этап заключался в сравнительном анализе содержательных и структурных особенностей удовлетворенности трудом выделенных групп респондентов.

На первом этапе нашего исследования в результате диагностики интегральной удовлетворенности трудом в группе тренеров детско-юношеской спортивной школы было выявлено: 93% респондентов заинтересованно в своей работе; больше половины тренеров удовлетворены своими достижениями; 80% удовлетворены взаимоотношениями в коллективе, и 86% - удовлетворены взаимоотношениями с руководством. Удовлетворенность условиями труда отметили 65% респондентов (наши наблюдения подтверждают, что условия труда в детско-юношеской школе благоприятные, потому что соответствуют стандартам технических условий, так как недавно в организации была произведена аттестация рабочих мест). На основе всех составляющих, был выявлен общий показатель удовлетворенности в организации, и он составил 56%, эти данные свидетельствует о высоком уровне.

Проанализировав результаты, полученные с помощью анкеты К.Г. Казазаевой, в данной группе респондентов можно выделить несколько доминирующих факторов, которые оказывают влияние на удовлетворенность трудом. Во-первых, все респонденты (100%) выделили фактор - соответствие оплаты труда объёму выполняемой работы. Во-вторых, 80 % респондентов выбрали фактор стабильность и надежность. И в-третьих, морально-психологический климат - характерен почти для всех тренеров (73% респондентов от общего числа выбрали именно его). Отметим, что этот фактор подтверждается и результатами, полученными при диагностике интегральной удовлетворенности трудом.

Далее проводилась оценка привлекательности труда в группе тренеров детско-юношеской спортивной школы. Наиболее значимыми для данной группы респондентов выступают потребность в творческой и интересной работе, в признании личного авторитета и потребность в собственном развитии.

На втором этапе исследования анализировались содержательные особенности удовлетворенности трудом тренеров частного спортивного клуба единоборств. В результате было выявлено, что все респонденты удовлетворены условиями труда, 98% - удовлетворены своими достижениями в работе, 76% -удовлетворены взаимоотношениями с руководством, средний показатель (50% тренеров) получили такие факторы удовлетворенности как заинтересованность в своей работе и взаимоотношения в коллективе. Наименьший уровень удовлетворенности в данной группе респондентов проявился по такому фактору как предпочтение выполняемой работы высокому заработку (35% выборки). На основе всех составляющих был выявлен уровень удовлетворенности в целом в организации, и он составил 53%.

Проанализировав результаты тестирования по анкете «Интегральная удовлетворенность трудом», было выявлено, что у тренеров частного спортивного клуба доминируют несколько другие факторы, в отличие от тренеров детско-юношеской спортивной школы. Итак, фактор уровень оплаты, характерен почти для всех тренеров (83% опрошенных), стабильность надежность (67% респондентов), соответствие оплаты труда объёму выполняемой работы выбрало 60% тренеров, условия труда и оснащение - 57% респондентов.

Далее в группе тренеров частного спортивного клуба была проведена диагностика привлекательности труда. Итак, основными потребностями для данной группы респондентов являются: потребность в творческой и интересной работе, в признании, личном авторитете, в тёплых отношениях в коллективе, и потребность в благоприятных условиях труда. То есть сотрудники частного спортивного клуба, большее удовлетворение получают, если для их работы предоставлено новейшее оборудование, хорошо обставленное рабочее место, где они могли бы с удовольствием тренироваться сами, а так же тренировать своих клиентов.

Таким образом, существенных различий при анализе содержательных особенностей удовлетворенности трудом тренеров детско-юношеской спортивной школы и частного спортивного клуба единоборств не было выявлено.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

На третьем этапе нашего исследования проводился анализ структурных особенностей удовлетворённости трудом в выделенных группах респондентов. У тренеров детско-юношеской спортивной школы показатель общая удовлетворённость положительно коррелирует с интересом к работе, а у тренеров частного спортивного клуба единоборств положительно коррелирует с достижениями в работе. Аспект взаимоотношения с руководством у первой группы респондентов отрицательно коррелирует с потребность в творческой и интересной работе, а у второй группы респондентов отрицательно коррелирует с взаимоотношениями с сотрудниками.

В детско-юношеской спортивной школе потребность сотрудников в благоприятных условиях труда коррелирует с другими переменными: положительно коррелирует с потребностью в производственных успехах всех членов коллектива и с потребностью в активной жизненной позиции всех членов коллектива. Следовательно, тренеры спортивной школы, заинтересованы в своих результатах, не чем не меньше, чем заинтересованы в результатах своих партнёров по работе, что может свидетельствовать о командной ориентации, данной группы респондентов. В частном же спортивном клубе у сотрудников потребность в благоприятных условиях труда положительно коррелирует с потребностью в тёплых отношениях в коллективе.

Фактор «уровень оплаты труда» у тренеров спортивной школы положительно коррелирует с одним из аспектов удовлетворённости, а именно с взаимоотношениями с сотрудниками, и так же отрицательно коррелирует с занимаемой должностью и статусом организации. А у тренеров частного спортивного клуба этот же фактор наоборот отрицательно коррелирует с фактором удовлетворённости взаимоотношениями с сотрудниками, но положительно коррелирует с потребностью в собственном развитии.

Фактор корпоративные мероприятия у первой и у второй группы положительно коррелирует с потребностью в хорошей организации труда. Удовлетворённость взаимоотношениями с сотрудниками у тренеров частного спортивного клуба отрицательно коррелирует с фактором работа в команде, что может свидетельствовать об ориентации на индивидуализм в работе у данной группы респондентов.

Таким образом, на содержательном уровне существенные различия в удовлетворенности трудом в группах тренеров детско-юношеской спортивной школы и тренеров частного спортивного клуба единоборств не проявились, при этом выявлены различия на уровне структурных особенностей, т.е. связей в сознании конструктов-признаков друг с другом и их субъективной значимости относительно друг друга [5, с. 22].

В дальнейшем, на наш взгляд, актуальным направлением исследования, имеющего теоретическую и практическую значимость, будет выступать разработка рекомендаций по повышению уровня удовлетворенности трудом, а также по совершенствованию процедур подбора и мотивации персонала с учетом выявленных личностных особенностей сотрудников коммерческих и некоммерческих спортивных организаций.

Список использованной литературы:

1. Козлов, В.В., Фетискин, Н.П. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Н.П. Фетискин. - М., Изд-во Института Психотерапии. —2002.- C. 470 -473.

2. Малышев, К.Б. Психология управления / К.Б. Малышев. - М., Пер Сэ, 2000. - 424с.

3. Сорокоумова, Е.А. Факторы, влияющие на мотивацию / Е.А. Сорокоумова // Отдел кадров. — Минск. — 2009. — С. 35-42.

4. Скрипниченко, Л.С., Юркова И.Г. Организационное поведение - учебно-методическое пособие / Л.С. Скрипниченко, И.Г. Юркова - г. Краснодар, КубГУ. — 2015.

5. Юркова, И.Г. Представления и диспозиция личности как факторы карьерного роста (на примере работников торговых предприятий): автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01. / Юркова Ирина Геннадьевна. - M., — 2007.

© Мальцева А.А., Юркова И.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.