Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ'

ПРОБЛЕМА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДОСТАЧА ТОВАРОВ / УЩЕРБ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ НДС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донина Н.С.

В сфере услуг общественного питания на сегодняшний день действует огромное количество предприятий, сталкивающиеся с одними и теми же проблемами, которые приводят к потерям и недостачам товаров и иных материальных ценностей. В организациях для проверки сохранности и качественного состояния товаров, а также для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета необходимо осуществлять инвентаризацию. Правила проведения инвентаризации и порядок отражения ее результатов в бухгалтерском учете установлены законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. В современных условиях при обнаружении недостачи актуальным является вопрос за чей счет будет списан ущерб, так же особую трудность при списании потерь вызывает проблема восстановления ранее предъявленного к вычету НДС по недостающим товарам, ведь они уже не будут использованы в деятельности, облагаемой НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»

УДК 330

Н.С. Донина

ПРОБЛЕМА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

В сфере услуг общественного питания на сегодняшний день действует огромное количество предприятий, сталкивающиеся с одними и теми же проблемами, которые приводят к потерям и недостачам товаров и иных материальных ценностей.

В организациях для проверки сохранности и качественного состояния товаров, а также для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета необходимо осуществлять инвентаризацию.

Правила проведения инвентаризации и порядок отражения ее результатов в бухгалтерском учете установлены законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N49 .

В современных условиях при обнаружении недостачи актуальным является вопрос за чей счет будет списан ущерб, так же особую трудность при списании потерь вызывает проблема восстановления ранее предъявленного к вычету НДС по недостающим товарам, ведь они уже не будут использованы в деятельности, облагаемой НДС.

Ключевые слова: недостача товаров, ущерб, инвентаризация, естественная убыль, восстановление НДС.

В сфере услуг общественного питания на сегодняшний день действует огромное количество предприятий (рестораны, кафе, бары, закусочные и др.). Но не зависимо от типа, вида услуг и размера такой деятельности организации сталкиваются с одними и теми же проблемами, которые приводят к потерям товаров, которые возникают вследствие как естественных причин, так и по вине работников предприятий.

Организации общественного питания с потерями и недостачами при реализации, хранении, приобретении, транспортировки и использовании товаров и иных материальных ценностей сталкиваются повседневно.

В соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами любая недостача продовольственных товаров должна оформляться оправдательными документами, на основании которых и ведется учет.

Постоянное совершенствование методологии бухгалтерского учета обусловлено тем, что достоверность и полнота, а так же своевременность учетной информации определяет эффективность управления хозяйственно-финансовой деятельность экономического субъекта, способствует предотвращению нежелательных событий, снижает предпринимательские риски. [6, с. 14-27]. При этом очень важным вопросом остается организация бухгалтерского учета, требующая решения таких вопросов, как периодичность проведения инвентаризации, утверждения форм инвентаризационных ведомостей, использование регистров бухгалтерского учета. Большинство предприятий в сфере общественного питания являются малыми или даже микро предприятиями с особыми подходами к организации бухгалтерского учета, на что обращают внимание ряд специалистов. [4, с. 66-72]

Проведение инвентаризации в организациях общественного питания является одним из важных аспектов бухгалтерского учета. В соответствие с законом «О бухгалтерском учете» № 402 -ФЗ инвентаризация осуществляется на основании приказа руководителя, в результате которой проверяется сохранность и качественное состояние товаров и тары, а также уточняются учетные данные. [7, с. 66-70]

За сохранность товаров, хранящихся в специально оборудованных для этого помещениях, отвечает работник (коллектив работников), с которым заключен договор о полной материальной ответственности (договор о коллективной материальной ответственности).

При обнаружении недостачи руководительорганизации должен принять решение о том, за чей счет будет списан ущерб.

© Донина Н.С., 2015.

Недостача может возникнуть в пределах норм естественной убыли или сверх этих норм, а также в результате порчи или хищения ценностей.

Для многих предприятий характерна ситуация когда убытки от недостачи товаров и их порчи списываются на финансовые результаты организации. Это допустимо при отсутствии виновных лиц, а так же при отказе судебным постановлением о взыскании ущерба с этих лиц.

В результате естественных физико-химических процессов (выветривания, распыления, крошения) во время хранения, а так же в процессе транспортировки товар может потерять свои первичные свойства, что приводит к естественной убыли товаров.

В бухгалтерском учетесумма товарных потерь вследствие естественной убыли при перевозках рассчитывается исходя из массы товаров (нетто), и нормы естественной убыли, которая определяется на основе Приказа Минпромторга России от 01.03.2013 № 252. В соответствие с законом « о бухгалтерском учете» № 402-ФЗ такие недостачи списывают на издержки производства и обращения и относят на счет 94 «Недостачи от потери». [1, с. 12]

Немаловажным фактором, который влияет на естественную убыль товарно-материальных ценностей при их транспортировке и (или) хранении, является климат, поэтому Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли подразделяют субъекты Российской Федерации на три климатические группы:

а) холодный макроклиматический район;

б) холодный умеренно-климатический район;

в) теплый умеренно-климатический район.

Как правило, товарные потери при перевозках возникают при доставке от поставщика к организации-покупателю.

Потери в пределах норм естественной убыли при перевозках списываются по цене, установленной договором купли-продажи, то есть по цене приобретения.

Однако не все недостачи и потери можно списать в пределах норм естественной убыли.

Естественная убыль не начисляется на товары:

-принимаемые и отпускаемые на складе без взвешивании;

- учтенные в общем обороте склада, но фактически на складе не хранившиеся (транзитные операции);

- по штучным товарам;

- списанные вследствие лома, крошения, порчи, снижения качества, завеса и повреждения тары.

Для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения руководитель обязан провести проверку, созданной комиссией с участием соответствующих специалистов.

В случае если недостача произошла по вине работника или иного виновного лица, организация вправе взыскать с него материальный ущерб (ст. 1064 ГК РФ, ст. 243, 248 ТК РФ).

На рисунке 1 представлены случаи, при которых возможнополное возмещение ущерба с виновных

лиц.

Недостача так же может быть удержана с группы лиц, если с виновными лицами был заключен коллективный договор.

Трудовым кодексом Российской Федерации определен порядок взыскания ущерба с виновного работника. Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка работника, то она возмещается по распоряжению руководителя, которое может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного ущерба.

Если работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а месячный срок истек или сумма ущерба, превышает средний месячный заработок работника, то взыскание осуществляется только через суд. Однако сотрудник, виновный в причинении ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично, а так же с рассрочкой платежа такое условие допускается по соглашению сторон трудового договора. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей, но если работника, давшего такое обязательство, увольняют, и при этом он отказывается возместить указанный ущерб, то непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

В работе магазинов розничной торговли часто встречаются ситуации, когда материально -ответственные лица погашают недостачу сразу после завершения инвентаризации, но в учете это не отражают, а пробивают по кассовому чеку как выручку. Сложившаяся практика погашения в организации недостачи товаров не предполагает каких-либо бухгалтерских записей, следовательно выявленный факт хозяйственной жизни в обязательствах организации не отражается, что является нарушением.

Но бывают ситуации, когда недостача возникает по вине посредника-перевозчика. Главой 40 Гражданского кодекса РФ установлено, что экспедитор несет ответственность за порчу товара, если не

докажет, что недостача груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Рис. 1. Случаи полной материальной ответственности виновных лиц при недостаче продовольственных товаров

Высший Арбитражный суд РФ в решении по конкретному делу указал следующее: поскольку деятельность экспедитора является предпринимательской, он несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение, порчу груза независимо от своей вины, на началах риска.

Недостача товаров сверх норм естественной убыли выставляется поставщику в виде претензии, в которой выдвигаются требования на возмещение самой недостачи, и, если договором поставки были предусмотрены штрафные санкции, предъявляются требования и по их уплате.

В случае утраты транспортируемого товара, его стоимость возмещается в полном объеме. Если было обнаружено только повреждение продукции, то сумма компенсации должна покрывать цену, на которую снизилась стоимость товара. Кроме того, исполнитель возвращает отправителю средства, которые были перечислены за услугу.

Если поставщик не признает сумму штрафных санкций, то торговая организация-покупатель вправе обратиться в арбитражный суд для взыскания ущерба. Суммы полученных штрафных санкций будут представлять собой у организации-покупателя прочие доходы.

При списании потерь важным является вопрос о восстановлении ранее предъявленного к вычету НДС по недостающим товарам, ведь они уже не будут использованы в деятельности, облагаемой НДС.

В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19мая 2010 г. № 03-07-11/186 «О восстановлении налога на добавленную стоимость при обнаружении недостачи товарно-материальных ценностей» говорится о необходимости восстановления НДС по недостающим товарам, однако существует арбитражная практика, свидетельствующая об обратном.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. № А26-12323/04-211 говорится о том, что Налоговый Кодекс РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм налога, ранее предъявленных к вычету по товарам, приобретенным для использования в операциях, признаваемых объектами налогообложения, но впоследствии не использованным в этих операциях в связи с недостачей товаров. [8,с.304]

Таким образом, организация должна сама принять решение об учете «входного» НДС, предъявленного к вычету.

Все налоговые инспекторы без исключения настаивают на том, чтобы компания, обнаружив недостачу товаров на складе, восстановила ранее принятый к вычету «входной» НДС, а затем перечислила его в бюджет.

Те компании, которые решили восстановить НДС, как того требуют налоговики, при условии, что виновник недостачи не найден, должны отразить на счетах бухгалтерского учета операцию по восстановлению (на дату обнаружения недостачи по акту инвентаризации):

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - восстановлен «входной» НДС по выявленной недостаче.

Если виновник найден сразу же, как только обнаружена недостача, то восстанавливать НДС не нужно. Однако доплатить налог в бюджет все равно придется.

В бухгалтерском учете надо начислить НДС, сделав следующую запись:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начислен НДС со стоимости похищенных товаров.

Таким образом, на практике у бухгалтера есть два варианта действий:

1)восстановить НДС, соглашаясь с требованиями специалистов Минфина и ФНС, и отразить соответствующую сумму (равную покупной или остаточной стоимости недостачи сверх нормы естественной убыли, умноженной на ставку налога) по дебету счета 94 в корреспонденции с кредитом счета 68;

2)не восстанавливать НДС, ссылаясь на приведенные выше доводы, но тогда высока вероятность споров с налоговыми инспекторами.

Нами был изучен опыт Оренбургских предприятий общественного питания, на которых в процессе инвентаризации были выявлены недостачи и потери товаров в пределах норм естественной убыли и столкнувшиеся с проблемой восстановления НДС, принятого к вычету по товарам.

Рассмотрим на примере, как отражаются потери и восстановление НДС со стоимости недостающих товаров сверх норм естественной убыли.

Пример.

По данным учета торговой фирмы на складе хранится мясо кроликов в количестве 100 кг. В результате инвентаризации товарных остатков установлена недостача мяса кроликов в количестве 5 кг на сумму 1 000 руб. (без НДС) = (5 кг х 200 руб.), которое хранилось в камерах с естественной циркуляцией воздуха при температуре минус 4 град. С. Материально-ответственное лицо судом признано невиновным.

Согласно Приложению N 1 к Приказу Минсельхоза России от 28 августа 2006 г. N 269 "Об утверждении норм естественной убыли мяса кроликов и птицы в полупотрошеном и потрошеном видах при воздушном охлаждении до температуры 0 град. С - 4 град. С ниже нуля" нормы убыли для мяса для кроликов в камерах с естественной циркуляцией воздуха составляют 1,0 %.[4]

Бухгалтер данной фирмы рассчитал естественную убыль мяса кроликов:1 кг = (100 кг х 1 %); 200 руб. = (1 кг х 200 руб.)

Таким образом, потери в форме естественной убыли в пределах нормы составили 200 руб., сверх нормы . 800 руб. = (1 000 руб.- 200 руб.).

В таблице представлены бухгалтерские записи при отражении данной ситуации.

Таблица

Бухгалтерские записи по учету результатов инвентаризации на предприятиях общественного питания

№ Содержание операции Корреспондирующие счета Сумма, руб.

Дебет Кредит

1 Выявлены недостачи в процессе хранения мяса 94 41 1 000

2 Убытки от недостачи имущества включены в состав прочих расходов в пределах норм 91-2 94 200

3 Восстановлен НДС со стоимости недостающих товаров сверх норм естественной убыли 94 68-2 (800 руб. х 10 %) = 80 руб.

4 Убытки от недостачи имущества включены в состав прочих расходов сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц на основании постановления суда 91-2 94 (800 руб. + 80 руб.)= 880 руб.

Вследствие возникновения сверхнормативных потерь возникают постоянные разницы:

5 Отражено постоянное налоговое обязательство 99 68 (880 руб. х 24%) = 211 руб.

Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях важно своевременно обнаружить недостачи и принять решение об их списании, порядок которого зависит от суммы выявленных потерь и недостач, а также от причин их возникновения. Предлагаем для совершенствования организации бухгалтерского

учета и осуществления своевременного контроля рекомендуется проведение инвентаризации оформлять приказом или распоряжением, а результаты инвентаризации отражать в бухгалтерском учете согласно требованиям законодательства. Контроль за фактами хозяйственной жизни имеет ограниченный характер, так как информация об этих фактах может быть получена только в виде первичного документа, то есть когда само событие уже произошло [5,с.14-27]. Важность отражения результатов инвентаризации в учете связаны еще и с проблемами аудита, так как ряд аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств тесно связан с обеспечением достоверности показателей бухгалтерской отчетности [2, с. 257-265]; [3, с. 703-705].

Библиографический список

1.Вагапова А. Инвентаризация: порядок проведения и учёт её результатов.- //Финансовая газета,- №1, -2014. -С 12-13.

2.Воюцкая И.В. Аналитические процедуры в аудите. Сборник: Проблемы и перспективы развития учетно-аналитической и контрольной системы в условиях глобализации экономических процессов Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. 2014. С. 233-238.

3.Воюцкая И.В. Нормативная модель процесса аудита. Сборник: Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита Материалы Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Е.М. Сорокиной. Иркутск, 2014. С. 257-265.

4.Коське М.С., Мишучкова Ю.Г. Регистры бухгалтерского учета в малом бизнесе, как элемент его организации. Сборник: Проблемы и перспективы развития учетно-аналитической и контрольной системы в условиях глобализации экономических процессов Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. 2014. С. 66-72.

5.Коське М.С., Мишучкова Ю.Г., Воюцкая И.В. Внутренний контроль как трудовая функция главного бухгалтера //Международный бухгалтерский учет-№6(348) -2015- С.14-27.

6.Коське М.С., Мишучкова Ю.Г., Воюцкая И.В. Информация о затратах экономического субъекта в финансовом и управленческом учете/ Экономика и предпринимательство. - №4-1(57-1). - 2015. - С. 703-705.

7.Коське М.С., Морозова Г.В. Особенности проведения инвентаризации и отражения ее результатов на предприятиях общественного питания. - //Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в современных условиях.- 2008. - С 66-70.

8.Лихачева, Е.И. Товароведение и экспертиза мяса и мясных продуктов: Учебное пособие / Е.И. Лихачева, О.В. Юсова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 ^

ДОНИНА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Оренбургский филиал), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.