Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатизация / цифровые технологии / здравоохранение / цифровые платформы / цифровые сервисы

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Коценя Ю.А.

Статья посвящена потенциальным возможностям и ключевым противоречиям реализации проекта цифровой трансформации государственного сегмента системы здравоохранения Российской Федерации. В статье рассмотрены тенденции развития цифрового здравоохранения и оценен уровень цифровизации здравоохранения в Российской Федерации. Кроме того, выявлены проблемы и противоречия цифровой трансформации системы здравоохранения России. На заключительном этапе определены возможности и перспективы развития цифровизации российского здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Коценя Ю.А.

Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой, г. Шахты

Аннотация: Статья посвящена потенциальным возможностям и ключевым противоречиям реализации проекта цифровой трансформации государственного сегмента системы здравоохранения Российской Федерации. В статье рассмотрены тенденции развития цифрового здравоохранения и оценен уровень цифровизации здравоохранения в Российской Федерации. Кроме того, выявлены проблемы и противоречия цифровой трансформации системы здравоохранения России. На заключительном этапе определены возможности и перспективы развития цифровизации российского здравоохранения.

Ключевые слова: информатизация, цифровые технологии, здравоохранение, цифровые платформы, цифровые сервисы.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии. Лидирующие области по внедрению компьютерных технологий занимают архитектура, машиностроение, образование, банковская структура и, конечно же, медицина, которая в нашей стране остается одной из наименее компьютеризированных сфер.

В конце 2021 года Правительство Российской Федерации определило стратегию развития системы (цифровизация в медицине и здравоохранении) на ближайшие несколько лет, выделив основные направления в области цифровой трансформации. Во-первых, это создание в здравоохранении единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ, а также разработка и внедрение на федеральном уровне медицинских платформенных решений.

Благодаря реализации данных стратегических инициатив будет решен ряд стоящих перед отраслью задач:

• Обеспечение взаимодействия различных медицинских учреждений между собой и государственными системами.

• Станет возможным дистанционный лицензионный контроль медицинской деятельности.

• Обеспечение внедрения системы электронных рецептов на всей территории страны.

• Внедрение системы контроля полноты выполнения клинических рекомендаций на всех этапах лечебного процесса.

Кроме того, современные технологии в медицине позволят оптимизировать процессы управления системой здравоохранения в целом, учитывать первичные медицинские данные, активно использовать структурированные электронные медицинские документы, а также осуществить постепенный переход на электронный документооборот в отрасли.

Процесс цифровизации системы здравоохранения в нашей стране стартовал еще в 2011 году, именно в это время было сформулировано понятие «Цифровой контур здравоохранения». Конечно, не все намеченные задачи до сих пор удалось превратить в жизнь. Однако, есть и существенный прогресс в этом процессе, например, получившие повсеместное распространение электронные больничные листы, внедрение электронных справок, свидетельств о рождении и смерти. Мгновенная отправка и обмен оцифрованными рентгеновскими снимками, которые позволили ставить рентгенологу точный диагноз удаленно, что обеспечило возможность создания в период эпидемии коронавируса специализированных центров, диагностирующих пациентов с патологиями на всей территории РФ, развитие системы искусственного интеллекта, системы маршрутизации пациентов, создание порталов для врачей и пациентов, содержащие полные и достоверные сведения о здоровье, пройденных процедурах, анализах, диагнозах. Все это, безусловно, уже сегодня качественно меняет существующую систему.

Цифровые технологии повсеместно распространяются на все большее число ключевых элементов в здравоохранении - это безусловный мировой тренд, который находит отражение и в России. Более того, в нынешних реалиях, когда большой акцент делается на импортозамещение - особенно важно развивать отечественные технологии и независимые российские информационные системы, охватывающие и позволяющие решать большие блоки задач, но при этом, в отрасли имеются некоторые сложности, препятствующие повышению качества и доступности медицинской помощи и созданию единого информационного пространства.

На сегодняшний день в качестве результата автоматизации и цифровизации, проводившейся на протяжении последних лет, на федеральном и региональном уровне функционирует большое количество унаследованных информационных систем, с неупорядоченными информационными потоками и форматами данных. Такое положение вещей не позволяет иметь оперативную и достоверную информацию о системе здравоохранения как в целом, так и в разрезе регионов, и создает сложности в реализации даже базовых цифровых сервисов для граждан, таких как, например, запись на прием к врачу или доступ к результатам исследований своего здоровья, не говоря уже о том, что медицинская организация сталкивается с проблемами и в таких обеспечивающих процессах, как

управление персоналом и потоками пациентов, планирование ресурсов и ситуационная аналитика, контроль бухгалтерии и прочее.

Основной проблемой современной информационной среды медицинских организаций является то, что автоматизированные системы собирают, управляют или обрабатывают данные в разрозненной «вертикальной» среде, вследствие чего образуются островки изолированной информации. В результате порождаются следующие недостатки существующей архитектуры информационной среды:

• слабое управление данными из-за отсутствия интегрированных приложений, а также единой среды управления справочной и нормативной информацией,

• повышенная нагрузка на медицинских работников как следствие работы с несколькими системами и большим объемом ручного ввода данных,

• длительные сроки, сложности разработки и реализации «сквозных» сервисов и бизнес-процессов вследствие необходимости точечной интеграции нескольких информационных систем, реестров и регистров,

• низкие показатели доступности приложений и информационной среды как следствие использования различных вычислительных ресурсов на федеральном и региональном уровне,

• отсутствие условий для быстрого запуска цифровых продуктов, поскольку разработчики вынуждены тратить время и ресурсы на разработку служебных сервисов для своих отдельно стоящих приложений вместо того, чтобы использовать базовые компоненты и сервисы платформы.

Решение перечисленных проблем и реализация задач по цифровой трансформации отрасли возможно только в плоскости целостного взгляда на развитие цифровых систем и сервисов за счет создания национальной цифровой платформы, интеграции платформ централизованных диагностических сервисов на базе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения с единым порталом государственных услуг, супер-сервисом «Мое здоровье», а также перевод функционирующего диагностического оборудования в медицинских организациях и персональном использовании в цифровой формат и подключение к платформам централизованных диагностических сервисов, через которую будут взаимодействовать все участники системы здравоохранения.

Кроме того, цифровая трансформация невозможна без достижения высокой лояльности сотрудников к современным технологиям, изменения менталитета врачей и консервативного подхода ко внедрению информационных технологий. Это возможно благодаря видению персоналом реальных преимуществ работы с 1Т, такими как экономия собственного времени, минимизация ошибок, вызванных человеческим

фактором, автоматизация рутинных процессов, повышение эффективности работы в меньшую единицу времени.

Таким образом, анализируя проблемы цифровой трансформации системы здравоохранения России, можно прийти к выводу что данный процесс находится под контролем и воспринимается как одна из приоритетных задач, стоящих перед государством. Однако для того, чтобы процесс цифровой трансформации в данной сфере происходил эффективно, необходимо, чтобы принятие тех или иных управленческих решений было предварительно тщательно и комплексно проанализировано.

Литература

1. ЦМАКП (2018). Развитие цифровой экосистемы: прямые и косвенные эффекты для экономики. Доклад представлен на IV Санкт-Петербургском экономическом конгрессе «Форсайт Россия: новое индустриальное общество. Будущее» (СПЭК-2018). Режим доступа: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/ DBelousov/2018-03-31IT-ECO.pdf (дата обращения 22.09.2023)

2. Игнатова Т. В., Золочевская Е. Ю., Подольская Т. В. Цифровая трансформация глобального здравоохранения как драйвер развития мирового рынка лечебно-оздоровительных услуг // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 3. С. 1833-1850.

3. Лебедев Г. С., Шепетовская Н. Л., Решетников В. А. Телемедицина и механизмы ее интеграции // Национальное здравоохранение. 2021. № 2 (2). С. 21-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.