Сохраняева Т. В., Волкова Т. П.
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ КОММУНИТАРИЗМА
5.2. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ КОММУНИТАРИЗМА
Сохраняева Татьяна Вилевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии образования философского факультета
Место работы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
sokhran@gmail. com
Волкова Татьяна Павловна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Место работы: Мурманский государственный технический университет
Аннотация: аксиология образования XXI в. оформляется с учётом многих смысловых контекстов современности - различных образовательных парадигм и философских подходов к пониманию целей и смыслов образования. В качестве одного из таких контекстов выступает социальная и политическая философия коммунитаризма. В статье анализируются особенности дискурса коммунитаризма и идеи, значимые для артикуляции и осмысления целей современного образования. Рассматривается вопрос о том, насколько актуальна парадигма коммунитариз-ма для построения аксиологии современного образования.
Ключевые слова: философский коммунитаризм, политический коммунитаризм, идея общего блага, сообщество, традиция, идентичность, аксиология образования
PROBLEM OF EDUCATION AIMS IN THE CONTEXT OF COMMUNITARIANISM PARADIGM.
Sokhranyaeva Tatiana V., PhD in philosophy, associate professor, associate professor of department of philosophy of education of faculty of philosophy
Place of employment: Moscow State University named after M. V. Lomonosov
Volkova Tatiana P., PhD in philosophy, associate professor, chairperson of foreign languages department Place of employment: Murmansk State Technical University
Abstract: axiology of education of the 21st century is formed taking into consideration many semantic contexts of modernity, different educational paradigms and philosophical approaches to understanding the aims and meanings of education. Social and political philosophy of communitarianism is being one of such contexts. The article analyzes the peculiarities of the communitarianism discourse and ideas that are important for articulation and comprehension of the contemporary education aims. The issue of relevancy of the communitarianism paradigm for forming the modern education axiology is examined.
Keywords: philosophical communitarianism, political communitarianism, the idea of the common good, community, tradition, identity, axiology of education
Для концептуализации стратегии развития современного образования (независимо от конкретного национального контекста) предельно актуальной является задача определения аксиологических оснований образовательной деятельности, представлений о целях и ценностях образования. В ситуации, когда различные проявления асоциального поведения (от терроризма на одном полюсе спектра до гражданского приватизма или эскапизма - на другом) становятся всё более частыми и масштабными, угрожая стабильности социума и самим принципам гражданского общества, всё чаще подвергается сомнению и социальная эффективность системы образования как важнейшего канала социализации и инкультурации. Возникают вопросы:
- может ли современное образование формировать социально активного и ответственного субъекта?
- какая аксиология нужна современному образованию?
- какие ценности могут прийти на смену (или в дополнение к) экономическому и рыночному подходу к образованию и связанным с ним представлениям об эффективности образования?
Аксиология образования XXI в. оформляется с учётом многих социальных и смысловых контекстов со-
временности - особенностей взаимодействия универсального и партикулярного в современных образовательных практиках, различных образовательных парадигм и философских подходов к пониманию целей и смыслов образования. В качестве одного из таких контекстов выступает идейная программа коммунитариз-ма, вызывающая сегодня общественный интерес как альтернатива либеральной теории и неолиберальной политике. Коммунитаризм трактует личностную идентичность и автономию во взаимосвязи с идеей сообщества и понятием общего блага, и выдвигает принципы социальной организации и поведения, основываясь на не-либеральном понимании справедливости.
Как отмечают исследователи, этика общего блага, развиваемая в концепции коммунитаризма, «обладает значительным потенциалом для конструирования гармоничной социальной архитектуры современности» [1,24]. В связи с этим представляется интересным выявить потенциал идейной программы коммунитаризма для обоснования аксиологии образования, одного из важнейших институтов любой социальной организации. Целью ста-
тьи является анализ того, как могут трактоваться цели и задачи образования с опорой на основные идеи комму-нитаризма, и насколько актуальны эти идеи для построения аксиологии современного образования.
Коммунитаризм, оформившийся в англоамериканской философии в целом как ответ на социальную теорию Дж. Роулса, исследует процесс формирования идентичности личности как обусловленный традициями, практикой и системой ценностей определённого сообщества, трактует представления о благе, справедливости и правах индивида в соотнесении с идеей обязательств перед сообществом. Общим термином «коммунитаризм» обозначается несколько самостоятельных в теоретическом отношении подходов к осмыслению названной проблематики: философский коммунитаризм М. Сэндела, Ч. Тэйлора, этико-политическая философия А. Макинтайра, «новый» политический коммунитаризм А. Этциони, теории, связанные с дебатами об «азиатских ценностях», современный анализ «политической меритократии» Дэниэла А. Белла и др.[10]. Тем не менее, несмотря на определённые различия позиций, существует ряд общих для большинства авторов идей, которые составили концептуальный каркас течения, задали векторы исследований и дискуссий [4;5;6;14;16;], что позволяет употреблять выражение «парадигма коммунитаризма»:
1. Для современных либеральных обществ характерны усиливающийся индивидуализм, моральный релятивизм, отсутствие пространства для публичной дискуссии о благе и принципах жизни во имя общего блага.
2. Либерализм сделал невозможной подлинную добродетельную жизнь, поскольку отторг моральные суждения от сохраняющегося контекста общих практик и традиций. Либеральный индивид видит социальное взаимодействие как мотивированную личными интересами приверженность контрактной системе правил, поэтому моральное образование невозможно в рамках этоса либеральной модернити, и может быть возрождено только в сообществах, в которых ещё значимы идеи добродетели и общего блага.
3. Либерализм неверно понимает фундаментально «социальную» природу человека, тот факт, что мы «с ног до головы» являемся обусловленными существами. Не существует абстрактных осуществляющих моральный выбор рациональных индивидов, «не обременённых» общественными связями и привязанностями. Отношения с другими людьми в сообществах переживаются как составляющая процесса обретения идентичности, а не как внешнее воздействие, которое можно отбросить в соответствии с личными предпочтениями.
4. При разработке социальной теории необходимо учитывать значимость коллективов, сообществ, организаций, влияние традиции и принятых в сообществе практик. Понятие справедливости должно интерпретироваться во взаимосвязи с представлениями о заслугах индивидов перед сообществом и их вкладом в достижение общего блага.
5. Социальный капитал - установки конструктивного взаимодействия, доверие, солидарность - оказывает существенное влияние на общественное развитие, поэтому необходимо исследование ценностей, которые свойственны образу жизни действительно существующих групп, обществ, сообществ.
6. Нет никаких оснований для экстраполяции модели свободного нерегулируемого рынка на все сферы человеческих отношений и деятельности. Многие человеческие стремления и потребности не могут быть
поняты и оценены в рыночной логике.
Таким образом, в концепции коммунитаризма система координат, в которой индивиды осуществляют жизнедеятельность, должна задаваться сообществом и существующими в нём представлениями о добродетели. Не существует универсального набора ценностей; значимость ценностей определяется традициями и образом жизни данного сообщества.
Как известно, сторонники либерализма высказали много критических суждений в адрес философии коммунита-ризма, связанных с тем, что абсолютизация ценности «общего» и «сообщества» ставит под вопрос ценность и возможность реализации свободного выбора личности. Вместе с тем, философия коммунитаризма, предложив альтернативное понимание блага и справедливости, стала стимулом для осмысления идеи прав личности в более конкретных социальных контекстах, а результатом дискуссий либералов и коммунитаристов стало сближение позиций в понимании основополагающих для общественного развития ценностей.
В современных условиях коммунитаристский пафос антииндивидуализма и заботы о благе сообщества даёт исследователям основание характеризовать идейную программу коммунитаризма как «своего рода возвышенно-идеалистическое мироощущение-мировоззрение», обращающего современного человека к неутилитарным и непрагматическим ценностям жизни [2,78].
Поскольку организация и поддержание социального целого невозможны без образовательной деятельности, проблемы образования имплицитно содержатся в теориях коммунитаризма, а в политически заострённой концепции А. Этциони вопросы образования и семьи поставлены в явном виде [16].Основные идеи комму-нитаристской теории в проекции на проблемы образования исследователи этого вопроса сводят к следующим тезисам:
1 . Семья должна быть первичным моральным воспитателем детей;
2. Евоспитание характера включает в себя систематическое обучение добродетелям;
3. Нравственный облик сообщества выполняет воспитательную функцию в образовании;
4. Школы должны пропагандировать права и обязанности, присущие гражданину;
5. Общественная деятельность является важной частью образования ребенка в школе;
6. Основной целью школьной программы является обучение навыкам социальной и политической жизни;
7. Школы должны обеспечивать активное понимание общего блага;
8. Религиозные школы способны разработать и использовать свою сильную версию коммунитаристских идей;
9. Многие существующие образовательные практики сообществ отражают особенности коммунитарист-ских взглядов;
10. Школы должны принять более демократическую структуру функционирования [9; 15].
В конце 90-х годов XX века оппоненты А. Этциони указывали на то, что коммунитаристский дискурс не создаёт основу для молодежной политики, политики в области семьи и образования, поскольку не может доказать преимуществ конкретных (эмпирических) сообществ, романтизирует идею коммунального сообщества, не учитывает тенденций трансформации института семьи и др. Однако, эта критика, отчасти справедливая, не умаляет значения постановки коммуни-таристами вопроса о роли семьи и функциях школы
Сохраняева Т. В., Волкова Т. П.
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ КОММУНИТАРИЗМА
как пространства, где должны формироваться ценностные ориентации, фундаментом которых выступает идея общего блага и обоюдной ответственности личности и сообщества.
Вместе с тем, понятны и некоторые опасения и настороженность в восприятии коммунитаристского подхода к образованию. Оппоненты коммунитаризма усматривают в нём угрозу для индивидуальной автономии обучающихся, потенциальную опасность индок-тринации и внедрения доминирующих интересов общества во все образовательные проекты - от детских садов до программ образования взрослых[3,65].
Действительно, в зависимости от того, как понимается социальная общность и добродетели сообщества, доминирующими в образовании могут стать цели и ценности не только демократического (в духе педагогики Дж. Дьюи), но и выраженно авторитарного характера (например, фашистская педагогика XX в.). К тому же идея доминирования определённого сообщества может быть интерпретирована как обоснование идеологии партикуляризма. А вызовы партикуляризма, которые мы наблюдаем в последние годы, таят не меньше угроз для стабильного развития мирового сообщества, чем тенденции универсального «обезличивания» индивидов и культур под влиянием процессов глобализации. Манипулирование сознанием человека в контексте идей расового, этнического или конфессионального партикуляризма является не менее деструктивным и потенциально опасным, чем формирование индивида «без идентичности» в условиях глобализированного сообщества. И признавая всю неоднозначность последствий глобализации, отметим, что идея и практика межкультурного диалога принципиально сохраняется в глобализированном мире, тогда как при абсолютизации партикулярной системы ценностей такой диалог может быть очень затруднён.
Однако следует подчеркнуть, что, акцентируя роль сообществ, коммунитаристы подчёркивают и значение их конструктивного взаимодействия как обязательного условия функционирования сообществ разных уровней. Идея партикулярной обособленности (тем более культурного изоляционизма) не разрабатывается и не пропагандируется в контексте программы. Напротив, А. Этциони ещё в раннем «манифесте» коммунитар-ной платформы подчеркнул неприятие идеи партикуляризма [16]. А предложенное им позже коммунитар-ное видение международных отношений предполагает выстраивание политики с учётом устойчивых совместных целей государств, развитие многостороннего сотрудничества, на основе синтеза ценностей Запада и Востока, взаимных компромиссов и терпимости [7]. Позицию открытости для кросс-культурного диалога выражает и А. Макинтайр, когда, характеризуя задачи современной школы, отмечает необходимость для учащихся при осмыслении вопроса о благе сопоставлять ответы, укоренённые в мысли и практике своей традиции, с точкой зрения других, конкурирующих традиций и систем ценностей [13,12].
В целом, по мнению авторов, значение идей комму-нитаризма для формирования аксиологии современного образования определяется общим пафосом их концепции - преодоление крайностей индивидуализма как личностной установки и стратегии социального поведения, обоснование доминирующего значения идеи общего блага, утверждение неутилитарных и непрагматических подходов к социальным взаимодей-
ствиям. Конкретизируя этот тезис, обозначим некоторые проблемы аксиологии современного образования, при рассмотрении которых аргументы коммунитаризма могут иметь вес и значение.
Коммунитаристская критика либерализма стала в своё время поводом для размышлений в философии образования об ограниченности понимания целей образования преимущественно как инструментальных, оставляющего вне фокуса рассмотрения «неосязаемые» блага образованиях [12]. Нынешняя ситуация ещё более актуализирует такую постановку вопроса, поскольку современное образование формирует у индивидов всё больше навыков сложной профессиональной деятельности, но при этом всё меньше акцентирует основной смысл и результат образования -«делание» человека человеком. В этом аспекте дискурс коммунитаризма даёт аргументы для обоснования значения не-инструментальных целей образования - личностного роста как условия социально ответственной и значимой для социального целого самореализации индивида.
Идеи коммунитаризма значимы также для осмысления целей морального образования в современном контексте, а также практик социально-эмоционального обучения индивидов (программы «Values and character education»). Для философских исследований образования последних лет характерны акцентирование идеи социальной общности как ценности, - «доверие», «нормы», «общие цели» [3],включение в число приоритетных задач образования подготовку индивида как субъекта конструктивного социального действия, развитие навыков социальной коммуникации и активизма [8]. В связи с этим выдвинутая коммунитаризмом идея общего блага как ценности может быть убедительно интерпретирована с точки зрения целей образования. По словам А. Макинтайра, «целью образования, если оно не хочет быть пародией (насмешкой), должно быть одновременно развитие тех способностей, которые позволяют детям стать мыслящими и самостоятельными членами их семей и политических сообществ, и воспитание в них тех добродетелей, которые необходимы для того, чтобы вести нас к достижению наших общих и личных благ» [13,2].
Интересной с точки зрения аксиологии образования является и постановка в дискурсе коммунитаризма вопроса о школе как о варианте сообщества, в котором формируется «социальная идентичность» индивида. Эта тема может и должна быть предметом отдельного исследования, поэтому только подчеркнём, что сегодня одним из проявлений/следствий кризиса образования является то, что школа как социальный институт неудовлетворительно выполняет традиционные социальные функции. Остро стоят вопросы: как может измениться школа, чтобы быть по сути, а не только по форме одним из значимых социальных агентов? каким потенциалом для школьного образования обладают сетевые сообщества? какие нормы человеческих взаимоотношений формирует школа? Комму-нитаристские идеи сообщества, взаимной ответственности и взаимной отзывчивости (reciprocity - англ.) как принципов взаимодействия его членов получают новое звучание в этом контексте.
Отметим также, что теоретики коммунитаризма привлекли внимание общества к проблемам различных меньшинств и к вопросу о том, как трактовать в этом контексте понятия патриотизма и гражданского воспи-
тания. Следует учитывать, что в период с момента окончания Второй мировой войны и до конца 1980-х годов пропаганда национальных настроений или патриотизма рассматривалась как принципиально противоречащая либеральным принципам, что было понятным в свете эксцессов национализма в первой половине ХХ века. В этом контексте переоценка представлений о национальности и национальной идентичности стала одним из важных результатов развития философии коммунитаризма, поскольку это способствовало более глубокому пониманию проблемы гражданского образования [11,108]. Очевидно, что сегодня, когда проблема массовых миграций создаёт поля высокого напряжения в мире, дилеммы гражданского образования становятся важной проблемой теории и практики образования. Важными элементами системе ценностей современного образования должны быть и идея национального и культурного своеобразия как основы консолидации сообщества, и уравновешивающие её ценность толерантного отношения к другой культуре, установка на преодоления предрассудков и предубеждений с целью достижения общего блага, что тоже обосновывается в философии коммунитаризма.
В завершение отметим, что идеи коммунитаризма как антитеза либерализму в социальной теории дали в недавнем прошлом более глубокое и объёмное видение многих проблем и процессов, в том числе и в образовании. И хотя за прошедшие (с конца 1980-х) годы позиции коммунитаризма и либерализма по многим вопросам практики образования сблизились, сегодня идеи коммунитаризма во многих аспектах звучат актуально именно с точки зрения аксиологии образования. Поставленные ими вопросы ценности общего блага, обоюдной ответственности индивидов и сообщества, значения семьи как «первой школы», акцентирование роли культурного контекста сообщества как пространства взросления индивидов, критика рыночного подхода к оценке эффективности образования и др. могут рассматриваться как содержательный контекст формирования системы ценностей современного образования и понимания его целей.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95,71%.
Список литературы:
1. Давыдов О. Б. Очевидность блага: этика коммунитаризма // Во-просы философии. - 2017. - №4. - С.18-25.
2. Карнаш Г. Ю. Справедливость и идея сообщества // Знание. По-нимание. Умение. - 2010. - №4. - С.77-86.
3. Кожевникова М. Н. Социальная общность: проблема и миссия образования // Социум и власть. - 2015. - № 6 (56). - С.64-70.
4. Макинтайр А. После добродетели. Исследования по генеалогии морали. - М.: Академический проект, 2000.
5. Сэндел М. Справедливость: как поступать правильно? М.: Манн, Иванов и Фербер. - 2013.-352с.
6. Сэндел М.. Что нельзя купить за деньги: моральные ограничения свободного рынка. - М.: Манн, Иванов и Фербер. - 2013. -256с.
7. Этциони А. От империи к сообществу. Новый подход к междуна-родным отношениям. М.: Ладомир. - 2004. - 384 с.
8. Шалаева И. В. Парадигма коммунитаризма для открытой образовательной среды вуза // Совет ректоров. -2012. - №9. -С.37-40.
9. Arthur J., Bailey R. Schools and Community. The communitarian agenda in education. - London: Falmer, 2000.- 165p.
10. Bell Daniel.Communitarianism.The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2016 Edition), Edward N. Zalta (ed.) [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://plato.stanford.edu/archives/sum2016/entries/communit arianism.- Загл с экрана (дата обращения 10.12.2017).
11. Blake N., Smeyers P., Smith R., Standish P. The Blackwell Guide to the Philosophy of Education. - Ox-ford:Blackwell, 2008. - 414p.
12. Education in Morality / edited by J. Mark Halstead, Terence H. McLaughlin. Routledge International Studies in the Philosophy of Education - London and New York: Routledge, 1999. - 288p.
13. Maclntyre A., Dunne J. Alasdair Maclntyre on Education: In Dialogue with Joseph Dunne. Journal of Philosophy of Education.Vol. 36, No. 1, 2002, pp.1-19.
14. Sandel M. Liberalism and the Limits of Justice. - Cambridge: Cam-bridge University Press, 1982. - 191p.
15. Smith Mark K. Communitarianism and education. The encyclopedia of informal education [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.infed.org/biblio/communitarianism.htm. - Загл. с экрана (дата обращения 10.12.2017).
16. The Essential Communitarian Reader / edited by Amitai Etzioni. - Lanham, Md.: Rowman & Littlefield, 1998. - 323 p.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Сохраняевой Т. В. и Волковой Т. П. «Проблема целей образования в контексте парадигмы коммунитаризма» Рецензируемая статья посвящена интересной теме, связанной с осмыслением аксиологии современного образования, - анализируется социальная и политическая философия коммунита-ризма как одного из смысловых контекстов современности, оказывающих влияние на формирование ценностных оснований и концептуализацию стратегии образования XXI века.
В статье показывается, что идейная программа коммунита-ризма сегодня вновь вызывает общественный интерес как альтернатива либеральной теории и неолиберальной политике, рассматривающая личностную идентичность и автономию во взаимосвязи с идеей сообщества, развивающая социальную философию с опорой на идею общего блага как ценности и сопряжённого с этим понимания справедливости.
Авторами ставится задача проанализировать вопрос о том, насколько актуальны идеи коммунитаризма для построения аксиологии современного образования. В статье показано, что идеи коммунитаризма могут быть значимы для обоснования не-инструментальных целей образовательной деятельности, осмысления целей морального образования в современном контексте, в анализе значения образования для развития социального капитала, в осмыслении дилемм и задач гражданского образования, в концептуализации задач школы как одной из сфер формирования «социальной идентичности» индивида. Авторы приходят к выводу, что идеи коммунитаризма можно рассматривать как актуальный и содержательный контекст формирования аксиологии современного образования.
Представленная статья является самостоятельным исследованием. Тема проанализирована обстоятельно, на высоком профессиональном уровне. Авторы демонстрируют знание литературы, релевантной теме, убедительно аргументируют выдвигаемые положения. Стиль изложения материала соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в научных изданиях. Статья может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
Доктор философских наук, профессор кафедры философии образования МГУ имени М. В. Ломоносова
В. С. Грехнёв