ПРОБА ПЕРА / FIRST STEP
Научная статья / Research article Проблема терроризма в Республике Беларусь
А. А. Васин
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: vasinandrej1999999@gmail. com
М. Г. Новоселова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: [email protected]
К. Х. Рахимов
Центр исследований постсоветских стран, Москва, Россия ORCID: https://0000-0003-2771-1817; e-mail: [email protected]
Аннотация. Террористическая деятельность - глобальная проблема в современных реалиях международных отношений. В настоящее время терроризм развивается на различных уровнях, принимает разнообразные формы, охватывая многие регионы мира (в том числе и постсоветское пространство). Безусловно, каждая из стран СНГ в большей или меньшей степени подвержена влиянию террористической деятельности. В данной статье авторы видят своей главной целью исследовать феномен террористической деятельности на территории Республики Беларусь. Хронологические рамки исследования охватывают историческое прошлое страны и современный этап развития ситуации. В статье анализируется связанное с проблематикой терроризма законодательство Республики Беларусь и правовые основы противодействия террористической деятельности. В статье кратко изложена историческая ретроспектива на терроризм в Беларуси и приведена соответствующая статистика по террористической деятельности в Беларуси в наше время. Авторы также видят своей целью изучить опыт противодействия террористической деятельности в Республике Беларусь. Особое внимание в статье уделено различиям в подходах к терроризму в Беларуси и Российской Федерации, сравнительному анализу уровня угрозы в двух странах. Авторы приходят к выводу о том, что в целом в стране достаточно низкий уровень террористической активности, что отчасти объясняется эффективностью применяемых контртеррористических мер, развитой системой государственных инструментов противодействия терроризму, а также активным международным сотрудничеством Беларуси с другими странами по данному вопросу. Для сохранения в будущем текущего позитивного тренда представляется необходимым дальнейший контроль со стороны государства, создание новых механизмов противодействия терроризму, более активное участие в межгосударственном диалоге, в международных контртеррористических организациях и инициативах, а также поиск консенсуса с другими странами по теоретическим вопросам, связанным с трактовкой понятия террористической деятельности и ее классификацией.
Ключевые слова. Терроризм, террористическая деятельность, Республика Беларусь, противодействие терроризму, СНГ.
Для цитирования: Васин А. А., Новоселова М. Г., Рахимов К. Х. Проблема терроризма в Республике Беларусь // Постсоветские исследования. 2023;2(6):220-233.
The Problem of Terrorism in the Republic of Belarus
A. A. Vasin
RUDN University, Moscow, Russia E-mail: vasinandrej1999999@gmail. com
A. M. Novoselova
RUDN University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
K. H. Rakhimov
RUDN University, Moscow, Russia Center for Post-Soviet Studies, Moscow, Russia ORCID: https://0000-0003-2771-1817; e-mail: [email protected]
Abstract. Terrorist activity is a global problem in the contemporary realities of international relations. Currently terrorism is developing at various levels, taking various forms, covering many regions of the world (including the post-Soviet region). Each of state-members of the Commonwealth of Independent States (CIS) is more or less affected by the terrorist activities. In this article, the authors aim to explore the phenomenon of terrorist activity on the territory of the Republic of Belarus. The chronological framework of the study covers the historical past of the country and the current stage of the situation. The article analyzes the legislation of the Republic of Belarus related to the problems of terrorism and the legal framework for countering terrorist activities. The article briefly provides a historical retrospective on terrorism in Belarus as well as relevant statistics on terrorist activities in Belarus in the XXI century. The authors also see it as their goal to study the experience of countering terrorist activities in the Republic of Belarus. Particular attention is paid to the differences in approaches to terrorism in Belarus and the Russian Federation, a comparative analysis of the level of threat in the two countries. The authors come to the conclusion that, in general, the level of terrorist activity in the country is rather low, which is partly due to the effectiveness of the counter-terrorism measures applied, the developed system of state tools for countering terrorism, as well as the active international cooperation of Belarus with other countries on this issue. In order to maintain the current positive trend in the future, it is advisable to preserve control by the state, create new mechanisms to counter terrorism, more actively participate in interstate dialogue, as well as in international counter-terrorism organizations and initiatives, seek consensus with other countries on theoretical issues related to the interpretation of the concept terrorist activity and its classification.
Key words: Terrorism, terrorist activity, Republic of Belarus, countering terrorism, CIS.
For citation: Vasin A.A., Novoselova M.G., Rakhimov K.Kh. The Problem of Terrorism in the Republic of Belarus // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2023;2(6):220-233.
Темпы распространения терроризма как международного явления, расширение сетей террористических организаций, отсутствие консенсуса в мировом сообществе относительно сама понятия
террористического акта, недостаточная координация стран в противодействии международному терроризму - все эти факторы определяют актуальность освещения в научных работах проблематики, связанной с терроризмом.
Большой научный интерес представляет изучение терроризма применительно к региону Белоруссии. Это обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, Республика Беларусь и Российская Федерация имеют протяженную границу, а потому необходимо учитывать угрозу трансграничного терроризма. Кроме
того, нельзя недооценивать влияние, которое террористические акты в отдельном государстве прямо или косвенно оказывают на соседние страны (как в случае с экологическим терроризмом).
Во-вторых, Беларусь и Россия бесспорно выступают лидерами в рамках СНГ, а, значит, именно им отведена решающая роль в консолидации стран СНГ для противодействия терроризму.
В-третьих, Беларусь и Россия поддерживают отношения «стратегического партнерства», склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке на мировой арене, однако отсутствие между странами консенсуса в рамках политического дискурса о терроризме, различия в законодательстве стран по данному вопросу затрудняют налаживание сотрудничества в борьбе с
терроризмом не только в рамках двусторонних отношений, но и в масштабах всего Евразийского макрорегиона. Многие исследователи отмечают, что в настоящий момент требуется гармонизация
законодательства России и Беларуси по вопросам, связанным с терроризмом [Романовский 2018: 2].
Кроме того, необходимо отметить, что интерес представляет и изучение опыта Белоруссии по борьбе с терроризмом, поскольку в XXI в. террористические акты в стране носят единичный характер, в государстве отсутствует единая хорошо организованная террористическая сеть, что демонстрирует эффективность
политического курса государства в данной сфере.
Законодательство Республики
Беларусь в сфере противодействия терроризму
Для начала представляется необходимым проанализировать, как понятие терроризма зафиксировано в законодательстве Беларуси, а также каковы правовые основы противодействия терроризму в этой стране. Необходимо отметить, что законодательство Республики Беларусь по вопросам, связанным с терроризмом, имеет определенную региональную специфику. Так, трактовка «терроризма» в Беларуси и России в целом достаточно близка по смыслу [Муравьев 2019: 299], однако, как отмечают отдельные исследователи, в
законодательстве Беларуси понятие «террористической деятельности»
представляется более широким и расплывчатым, чем в российской правовой системе [Романовский 2018: 3].
Основу законодательства Республики Беларусь в сфере противодействия терроризму составляют:
- Конституция Республики Беларусь,
- Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г.,
- Закон «О борьбе с терроризмом» от 3 января 2002 г.,
- Декрет Президента Республики Беларусь №21 «О неотложных мерах по борьбе с терроризмом и иными особо опасными насильственными преступлениями» от 21.10.1997.,
- Концепция борьбы с терроризмом в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 658, и другие законодательные акты.
Обратимся к содержанию понятия «террористического акта» в Республике Беларусь. В рамках законодательной системы Беларуси понятие «терроризм» включает в себя ряд различных преступлений, перечисленных в Уголовном кодексе [Шидловский 2005: 74]. УК Республики Беларусь не дает точной трактовки понятия терроризма, однако статья 126 определяет акт международного терроризма как «совершение на территории иностранного государства либо на территории дипломатического
представительства, консульского
учреждения иностранного государства, находящихся на территории Республики Беларусь, взрыва, поджога, затопления, иных деяний общеопасным способом либо создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений или наступления иных тяжких последствий в целях провокации международных осложнений или войны либо дестабилизации общественного порядка в иностранном государстве»1.
Необходимо отметить, что спецификой белорусского законодательства в отношении терроризма является дифференциация террористической деятельности на преступления, совершаемые
непосредственно на территории Беларуси («террористические акты» (ст. 359 УК Республики Беларусь), «террористические акты против представителей иностранных государств» (ст. 124 УК Республики Беларусь) и на «международный терроризм» (деятельность на территории иностранного государства, ст. 126) [Шидловский 2005: 77].
1 Уголовный кодекс Республики Беларусь // Беларусь.URL: https://pravo.by/document/?guid=3871& Национальный правовой Интернет-портал р0=Ик9900275 (дата обращения: 15.12.2022). Республики
16 декабря 2002 г. Республика Беларусь присоединилась к Договору о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом, определяющий терроризм как «противоправное уголовно-наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения» [Шидловский 2005: 74]. Можно считать, что именно это определение было принято Республикой Беларусь как основа для последующего развития законодательства в данной сфере.
Более подробно трактовка термина «терроризм» была изложена в Законе Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» (3 января 2002 г.) (последние дополнения были утверждены Законом РБ от 26 октября 2012 г. № 435-З) [Романовский 2018: 2], который содержит перечисление основных признаков проявлений терроризма [Шидловский 2005: 76]. В Законе было дано определение целому ряду терминов, связанных с террористической
проблематикой (терроризм, террорист, террористическая акция, международная террористическая деятельность, заложник и др.). Терроризм был определен как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, причинения ущерба в крупном размере или наступления иных тяжких последствий, в целях устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, а равно угроза совершения указанных действий в этих же целях;
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в
1 Закон Республики Беларусь о борьбе с терроризмом от 3 января 2002 г. №77-3 // Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств. URL: https://www.cisatc.org/1289/135/155/280/7913 (дата обращения: 15.12.2022).
2 Декрет Президента Республики Беларусь от
21.10.1997 № 21 (ред. от 18.04.2001) «О неотложных мерах по борьбе с терроризмом и иными особо опасными насильственными преступлениями» //
связи с его государственной или общественной деятельностью с целью дестабилизации общественного порядка, либо воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо из мести за такую деятельность»1.
В то время как Закон «О борьбе с терроризмом» выступает своего рода основой правового регулирования противодействия террористической
деятельности, [Муравьев 2019: 301] его дополняет ряд документов (в т. ч. упомянутый выше Декрет №21 «О неотложных мерах по борьбе с терроризмом и иными особо опасными насильственными преступлениями»2) [Шидловский 2005: 76]. При этом общая парадигма борьбы с террористической деятельностью изложена в Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь от 25 июля 2013 г.3 [Муравьев 2019: 300].
Важная оставляющая правовой базы противодействия террористической
деятельности в Республике Беларусь -международные законодательные акты.
Законодательство Беларуси определяет государственные субъекты, в полномочия которых входит борьба с терроризмом. К их числу относятся Министерство обороны, органы государственной безопасности, пограничной службы и внутренних дел, а также Служба безопасности Президента Республики Беларусь [Романовский 2018: 5].
Терроризм в Беларуси: историческая ретроспектива
Как уже было сказано выше, в наше время случаи терроризма в Республике Беларусь единичны, террористическая активность не носит систематический характер. Это верно и для исторического прошлого страны. Исследователи склонны
Бизнес Инфо. URL: https://bii.by/tx.dll?d=8804&a=4 (дата обращения: 13.12.2022).
3 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 658 «Об утверждении Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21300658 (дата обращения: 15.12.2022).
объяснять относительную «скудость» истории терроризма в Беларуси в сравнении в Россией более спокойной социальной обстановкой и менее явными конфликтами на религиозной и межэтнической почве [Муравьев 2019: 299].
Рассматривая терроризм в наиболее широком смысле, мы можем утверждать, что его история в Беларуси уходит корнями еще во времена средневековья, когда он в основном принимал форму политических убийств [Калишук 2018: 1].
Впоследствии терроризм в регионе принял форму революционного терроризма, в Х1Х-ХХ вв. наблюдался рост количества политических убийств в среде правительства и среди членов госаппарата (в частности, во время восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг.). В 1905-1907 гг. на территории Беларуси наблюдалась схожая с Российской империей ситуация: активизация покушений на государственных чиновников со стороны радикальных революционных политических движений [Калишук 2018: 1]. В 1905-1907 гг. во время первой русской революции терактам подвергались полицейские чиновники белорусских губерний, инициаторами терактов в данном случае выступали боевики левых политических партий [Киселев 2008: 48]. В одной Гродненской губернии в 1906-1907 гг. в результате подобных терактов было убито 10 и ранено 13 чиновников [Киселев 2008: 49]. Именно применительно к началу XX века можно говорить о появлении на территории Беларуси террористических организаций как таковых, террор стал использоваться с целью смены устоявшегося политического и социального порядка.
После создания в 1922 г. Белорусской ССР и на протяжении всего советского периода истории Беларуси не было задокументировано данных о
террористической деятельности в регионе.
1 На остановке в Витебске взорвалась банка, начиненная гвоздями и болтами: двое раненых // Newsru. 15.09.2005. URL: https://www.newsru.com/world/15sep2005/ostt.html (дата обращения: 15.12.2022).
2 Взрыв в День независимости. На концерте в Минске
ранены около 50 человек // Lenta. 04.07.2008. URL:
Терроризм в Республике Беларусь в постсоветский период.
После распада Советского Союза в 1991 г. и создания Республики Беларусь в регионе постепенно стала активизироваться террористическая активность, что могло стать последствием политических потрясений и нестабильной социально-экономической ситуации.
11 июля 1996 г. был осуществлен один из первых терактов: в Минске террорист А. Зюльков захватил в заложники 15 детей в детском саду №511, требуя встречи с генеральным прокурором, российским адвокатом и представителями СМИ.
В 1997 г. произошел целый ряд терактов. В апреле и сентябре «Белорусская освободительная армия» осуществила серию взрывов, демонстрируя несогласие с политическим курсом руководства страны по интеграции с Российской Федерацией. В апреле того же г. организация «Новый порядок» устроила теракт в жилом доме на ул. Авакяна (г. Минск), теракт был направлен на «месть властям и милиции» страны. Еще один теракт произошел 1 октября в г. Могилеве.
Начало XXI в. также было омрачено рядом трагических эпизодов, связанных с деятельностью террористов. Так, 14 сентября 2005 г. в Витебске на ул. Фрунзе произошел теракт, в результате которого было ранено 24 человека1. 22 сентября произошел похожий теракт - в районе кафе «Эридан», пострадало 50 человек. 4 июля 2008 г. во время празднования Дня Независимости Республики Беларусь произошел взрыв в Минске2.
11 апреля 2011 г. теракт был произведен в метро г. Минска 3 . Выявленные организаторы теракта Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалёв заявили, что основной мотив совершения теракта - массовое убийство. В ходе теракта погибло 15 человек, 203 пострадали.
https://lenta.ru/articles/2008/07/04/blast/ (дата
обращения: 15.12.2022).
3 В минском метро произошел взрыв, очевидцы сообщают о пострадавших // Интерфакс. 11.04.2011. URL: https://www.interfax.ru/world/185196 (дата обращения: 15.12.2022).
При этом общее количество терактов остается достаточно ограниченным. Республика Беларусь стабильно занимает низкие позиции в международном рейтинге GTI (Global Terrorist Index) (см. табл. 1). (Для большей наглядности в таблице ниже приведены показатели и места в рейтинге GTI как Беларуси, так и Российской Федерации.) При этом заметен и позитивный тренд на дальнейшее снижение показателей. В 2012 г. индекс GTI Беларуси составил 4,3 (по десятибалльной шкале), ежегодно снижаясь, показатель упал до 0 и остается на этой позиции до текущего момента (см. рис. 1). Для большей наглядности в таблице ниже приведены показатели и места в рейтинге GTI как Беларуси, так и Российской Федерации.
Сравнение показателей России и Беларуси позволяет сделать вывод о том, что динамика развития ситуации в странах не одинакова. Несмотря на то, что у России так же, как и у Беларуси, наблюдается постепенное снижение индекса GTI, темпы снижения значительно ниже (см. рис. 3). Можно также отметить, что Россия занимает значительно более высокие позиции в рейтинге, в 2012 г. Россия вошла в топ-10 стран по уровню терроризма. Подобная статистика свидетельствует о том, что в Беларуси наблюдается значительно более благоприятная ситуация, чем в нашей стране.
Действующие террористические
организации в Республике Беларусь
Несмотря на низкую террористическую активность на территории государства все еще остаются действующие группировки, являющиеся серьезной угрозой для безопасности страны. 2 июля 2021 Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко заявил о вскрытии «спящих» террористических группировок, целью которых является насильственная смена режима в определенное время. В назначенный день
1 Лукашенко: в Беларуси вскрыты "спящие" террористические ячейки, так называемые отряды самообороны // Белта, 2021. URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-v-belarusi-vskryty-spjaschie-terroristicheskie-jachejki-tak-nazyvaemye-otijady-samooborony-448791 -2021/ (дата обращения: 16.12.2022)
2 По заявлению Генеральной прокуратуры Верховный Суд признал организацию «Отряды гражданской
организации должны начать подрывную деятельность на территории стратегически важных объектов. На данный момент самыми крупными террористическими группировками являются ОГСБ, Супрациу, NEXTA и BYPOL.
Отряды Гражданской Самообороны Беларуси или ОГСБ были созданы в сентябре 2020 г. Основной деятельностью организации являлись агитация населения для последующей вербовки и обучению методам террористической деятельности через телеграмм-каналы и чаты, сбор данных о внутренней политической ситуации и разведка местности для дальнейшего проведения террористических акций1.
8 декабря 2021 г. согласно данным телеграмм-канала Генеральная прокуратура Беларуси признала ОГСБ экстремисткой организацией. 18 августа Верховный Суд признал организацию террористической, а уже 3 сентября она вошла в официальный реестр террористических групп Комитетом государственной безопасности Белоруссии2.
Целью ОГСБ является свержение правящего режима радикальными методами, в первую очередь радикализация протестов, причинение вреда официальным лицам и уничтожение государственной
собственности. В случае с вербовкой организаторы осуществляют
идеологическую пропаганду, а также призывы к прохождению физической подготовки и открытому сопротивлению властям Белоруссии через соцсети. Основной деятельностью отрядов стало планирование случаев теракта, заблаговременно пресечённых правоохранительными
органами Республики. 1 июля 2021 г. на белорусского журналиста Г. Азарёнка состоялось покушение с применением физической силы и огнестрельного оружия. Покушение было прервано оперативниками
самообороны Беларуси» террористической // Генеральная прокуратура Республики Беларусь, 2021. URL:
https://prokuratura.gov.by/ru/media/novosti/zashchita-
sotsialnykh-prav-grazhdan/bezopasnost-
zhiznedeyatelnosti-naseleniya/po-zayavleniyu-
generalnoy-prokuratury-verkhovnyy-sud-priznal-
organizatsiyu-otryady-grazhdanskoy-samo/
(дата обращения: 17.12.2022).
КГБ, задержавшими преступников1. 8 июля 2021 г. двое участников ОГСБ предприняли попытку поджога лесозаготовительной техники на территории Березинского лесхоза. Благодаря внедрению оперативника спецслужб поджог был предотвращен, а участница Наталья Матвеева была задержана. 19 октября во время судебного разбирательства Матвеева полностью подтвердила свою вину2. В ночь с 26 на 27 июня 2021 г. были организованы подрывы на территории Военной части №49390 г. Вилейка Минской области. Военная база является стратегическим объектом ВМФ РФ, который обеспечивает связь с российскими военными крейсерами. Объектом террора стала антенная мачта, которую участники ОГСБ намеревались уничтожить путем детонации трех взрывных устройств. Теракт не был совершен благодаря успешным действиям сотрудников КГБ. Одну из мин удалось обезвредить, мачта не была повреждена. На месте происшествия был взят один из подрывников В. Гулевич. Его подельника, А. Глотова позже задержали в Гомельской области. При обыске у террористов были найдены огнестрельное оружие, взрывные вещества и зажигательные смеси. На допросе участники ОГСБ также рассказали, что была проведена разведка местности, также подрыв антенны должен был быть показан по видеотрансляции в
3
интернете .
На сегодняшний день были арестованы 5 участников отрядов гражданской
самообороны Белоруссии. Члены организации были осуждены: срок лишения свободы варьируется от 13 до 20 лет лишения
1 Кадры покушения на журналиста Азаренка показали в эфире СТВ // Минск Новости, 2021. URL: https://minsknews.by/kadry-pokusheniya-na-zhurnalista-azarenka-pokazali-v-efire-stv/ (дата обращения: 15.12.2022).
2 Суд по делу ОГСБ: Матвеева намеревалась поджечь технику в Березинском лесхозе // Белта, 2022. URL: https://www.belta.by/intident/view/sud-po-delu-ogsb-matveeva-namerevalas-podzhech-tehniku-v-berezinskom-leshoze-530162-2022/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 15.12.2022).
3 Объект теракта - 43-й узел связи ВМФ России //
Беларусь. Сегодня, 2021. URL:
https://www.sb.by/articles/obekt-terakta-43-y-uzel-
svyazi-vmf-rossii.html (дата обращения: 16.12.2022).
свободы в колониях общего и усиленного режима4.
Из других участников ОГСБ известен руководитель организации Д. Хромов, являющийся гражданином Украины. На сегодняшний день он имеет гражданство ФРГ и находится на территории Германии. Несмотря на введение руководителя в список террористов КГБ за распространение террора и планирование подрывной деятельности, а также вербовку в организацию, Европейские страны, в первую очередь Литва и Германия, на территории которых скрывался Д. Хромов, пока никак не реагируют. Телеграмм-канал группы ОГСБ также остается в открытом доступе и имеет статус активного сообщества5.
Другой признанной на территории Республики Беларусь террористической организацией является «Содружество» или «Супращу». Данная организация была сформирована из нескольких
экстремистских группировок весной 2021 г.; в состав «Содружества» вошли участники «Кибер-партизан», «дружин народной самообороны» и «Буслы ляцяць» С мая 2021 г. члены организации ведут деятельность, призванную уничтожить конституционный строй Белоруссии: планирование и пропаганда террористических акций, призыв к противодействию правоохранительным органам страны, поджоги и взрывы инфраструктуры, а также государственного имущества6.
Одним из самых серьезных ударов участников пришелся в период июля-ноября 2021 г. Часть содружества, ответственная за деятельность в цифровом пространстве -
4 Суд огласил обвинительный приговор по делу "ОГСБ" // Sputnik Беларусь, 2022. URL: https://sputnik.by/20221205/sud-oglasil-obvinitelnyy-prigovor-po-delu-ogsb-1069810908.html (дата обращения: 16.12.2022).
5 Минск передал в Германию материалы на террориста «ДИса» // Царьград, 2021. URL: https ://by .tsargrad.tv/news/minsk-peredal-v-germaniju-materialy-na-terrorista-disa_382455 (дата обращения: 16.12.2022)
6 Готовили свержение строя: СК о деле террористической организации "Супращу" // Sputnik Беларусь, 2022. URL: https ://sputnik.by/20220419/gotovili-sverzhenie-stroya-sk-o-dele-terroristicheskoy-organizatsii-suprats-1062128008.html (дата обращения: 15.12.2022).
«Кибер-партизаны» совершила крупные кибер-атаки на базы данных государственных структур: были взломаны сайты МВД, МЧС, СК, позже были взломаны сайты Академии управления при Президенте Республики Беларусь, ОАО «Беларуськалий» и «МогилёвТрансМаш». В руки к экстремистам попали многочисленные данные сотрудников госорганов,
спецслужащих, журналистов и политиков. Позже данная деятельность получит названия операций «Жара» и «Пекло»1.
Помимо разглашения данных, было уничтожено и государственное и частное имущество: хакеры организации взломали сеть Минтранса Беларуси и уничтожили несколько сотен видеокамер на территории Минской, Брестской, Могилевской и Гродненской областей. Сеть была нейтрализована, а множество камер были разобраны или разбиты, обработка более 125 тыс. штрафов была приостановлена. Позже нанесенный ущерб был частично возмещен, однако участников выявить не удалось2.
8 апреля 2021 г. было покушение на личную жизнь прокурора: участники организации кинули камень в квартиру прокурора, когда он находился в ней вместе с ребенком. Данные о месте жительства, должности и деятельности госслужащего позже были преданы огласке и выложены в открытый доступ. Позже двое участник, совершивших акт преступности были задержаны и осуждены3.
В деятельности «Содружества» фигурируют поджоги подрывы
инфраструктуры страны. 10 августа 2021 г. участники «Содружества» предприняли попытку подрыва объекта инфраструктуры
1 Кадры покушения на журналиста Азаренка показали в эфире СТВ // Минск Новости, 2021. URL: https://minsknews.by/kadry-pokusheniya-na-zhurnalista-azarenka-pokazali-v-efire-stv/ (дата обращения: 12.12.2022).
2 Фатальный удар по системе камер фиксации скорости и слежки. Каратели Беларуси // Telegram politics, 2021. URL: https://ru.telegram-politics.com/catalog/channels/karatelibelarusi/6457 (дата обращения: 12.12.2022).
3 «Бросили камень в окно квартиры, где проживает
сотрудник прокуратуры». Что известно по этому делу? // СТВ, 2021. URL: https://ctv.by/brosili-kamen-v-okno-
kvartiry-gde-prozhivaet-sotrudnik-prokuratury-chto-izvestno-po-etomu-delu (дата обращения: 12.12.2022).
ГО «Белорусская железная дорога». Также на железнодорожных путях была закреплена колючая проволока. 23 и 30 августа подобные случаи произошли на других участках железной дороги. В сентябре того же года преступники устроили поджог на территории войсковой части МВД Республики Беларусь, в ходе которого было уничтожено строение для стрельбы4.
В сообществе «Супращу» постоянно ведется вербовка и пропаганда населения: через телеграмм-канал публикуются призывы не только к вступлению в «Содружество», но и прохождение физической подготовки, использование огнестрельного оружия и взрывоопасных материалов, призывы к подрывам и поджогам государственного имущества. Члены организации также просили предоставить информацию о возможной дислокации военных на территории, а также неоднократно обращались к военным на прямую с целью поддержки их движения. В настоящее время организация продолжает распространяться и вести агитацию против государственного режима Республики Беларусь. 30 ноября 2021 г. Верховный суд Белоруссии признал организацию
террористическом
в области
международному
«Супращу» организацией5.
Деятельность противодействия терроризму.
Беларусь является сторонником противодействия террористической угрозе на международном уровне. Республикой Беларусь было ратифицировано
большинство соответствующий
международных конвенций, в т. ч.
4 До 16 лет лишения свободы за совершение акта терроризма. Прокуратура г. Бобруйска поддержала гособвинение в суде // Генеральная прокуратура Республики Беларусь, 2022. URL: https://prokuratura.gov.by/ru/media/novosti/nadzor-za-resheniyami-po-ugolovnym-i-grazhdanskim-delam/prokuratura-g-bobruy/ (дата обращения: 16.12.2022).
5 Шалыганов П. Белорусский суд включил «Сопротивление» в список террористических организаций // ОСН, 2021. URL: https ://www.osnmedia. ru/world/belorusskij -sud-vklyuchil-soprotivlenie-v-spisok-terroristicheskih-organizatsij/ (дата обращения: 16.12.2022).
«Конвенция ООН о борьбе с захватом заложников» от 18 декабря 1979 г.), «Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом» от 15 декабря 1997 г., «Конвенция о борьбе с финансированием терроризма» от 9 декабря 1999 г. и др. [Романовский 2018: 2] 30 сентября 1997 г. Российская Федерация и Республика Беларусь подписали соглашение об антитеррористическом сотрудничестве. В 1999 г. ряд государств, среди которых находится и Республика, подписали Договор
0 сотрудничестве в борьбе с терроризмом среди стран СНГ. Благодаря сотрудничеству государств было выявлено и согласовано понятие терроризма для более эффективной борьбы. Согласно Концепции антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ от 2013 г., «терроризм — идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий» [Каменков 2019: 40].
На сегодняшний день Республика Беларусь является членом множества международных контртеррористических организаций. 24 марта 1992 г. создана Минская группа Организации безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), основной целью которой стало мирное урегулирование Карабахского конфликта. В ноябре 2007 г. организация сформулировала «Мадридские принципы» - способ мирного решения проблемы через ряд действий: поэтапный вывод армянских вооруженных сил и демилитаризацию территорий, окружающих Нагорный Карабах, введение специального режима для Лачинского и Кельбаджарского районов, а также создание
1 Учения Коллективных сил ОДКБ // Организация Договора о коллективной безопасности, 2020. URL: https://odkb-csto.org/training/%20 (дата обращения: 15.12.2022).
2 Putin najavio nove vojne vjezbe CSTO-a // Aljazeera,
2022. URL: https://balkans.aljazeera.net/news/world/2022/8/20/putin-najavio-nove-vojne-vjezbe-csto-a (дата обращения: 17.12.2022).
транспортного коридора между Нагорным Карабахом и Арменией. К сожалению, принципы были отвергнуты ввиду обострения конфликта [Nichol 2009: 12]. В 1993 г. Белоруссия вступила в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Основной деятельностью ОДКБ стало пресечение международных актов терроризма, в первую очередь в регионе стран СНГ, а также совместные учения, прошедших с мая 2015 по октябрь 2022 гг.1,2 В 1999 г. взаимодействие государств на постсоветском пространстве укрепилось -был подписан Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом среди стран СНГ. 6 октября 2004 г. была проведена Учредительная Конференция Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), одной из стран-основательниц являлась Республика Беларусь. В 2006 г. государство поддержало принятие Глобальной
контртеррористической стратегии ООН, которая является первым глобальным документом, обобщающим подход к борьбе с терроризмом путем сочетания усилий стран на национальном, региональном и международном уровнях. С 2009 г. Республика принимает в глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, а также практически во всех инициативах ООН, связанных с пресечением любых террористических актов [Каменков 2019: 40]. 16 сентября 2022 г. во время саммита в Самарканде было принято решение о начале процедуры вступления Республики Беларусь в ШОС на правах страны-участницы3.
Реализация международных
контртеррористических инициатив,
совместная деятельность на территории стран Европы и СНГ и обмен опытом
3 Решение о начале процедуры приема Беларуси в члены ШОС принято на саммите в Самарканде // Белта, 2022. URL:
https://www.belta.by/politics/view/reshenie-o-nachale-protsedury-priema-belarusi-v-chleny-shos-prinjato-na-sammite-v-samarkande-524077-2022/ (дата обращения: 11.12.2022).
полностью раскрывают международное противодействие терроризму Беларуси.
Противодействие террористическим угрозам.
Деятельность террористических групп является актом угрозы внутренней и внешней безопасности государства на региональном и международном уровнях. Для противодействия этой угрозы создаются и совершенствуются методы превентивных мер контртерроризма:
1. Профилактика терроризма. Комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Меры включают в себя усиления надзора над особо важными объектами: в первую очередь объектов, связанных с огромным количеством людей (вокзалы, аэропорты, порты), стратегической важности, т.е. инфраструктура, связанная с обеспечением внутренней и внешней безопасности страны (военные части, здания государственной службы), экономически необходимыми ресурсами (лесхоз, АЭС, ГЭС). Для усиления надзора используют современные цифровые системы слежения и защиты (камеры наблюдения, специальные замки и двери), а также увеличение охраны и их обмундирования. Отработка спецопераций и действий оперативников в случае террористического акта также входит в состав профилактических мер. Используются данные о цифровом, психологическом и физическом противодействии преступникам в случае взятия заложников, подрывов и взлома сети. Важным аспектом профилактики является прогнозирование террористических актов на основе опыта прошлых лет. При контакте с новой угрозой эксперты анализируют действия террористов, их мотивы и цели для выявления правильной последовательности действий для минимизации ущерба1.
2. Борьба с терроризмом. При непосредственном контакте с той или иной террористической деятельностью спецслужбы предпринимают ряд действий
1 Условия возникновения террористической угрозы и меры противодействия // Центральный административный округ города Москвы, URL:
по ликвидации угрозы. В первую очередь следует выделить поиск информации о том, кому противодействуют спецслужбы, их мотивы и степень агрессии. Противником госорганов Белоруссии чаще все чаще становятся целые организации, нежели мелкие группы или одиночки. Мотив и цели организации предполагает понимание объекта, который будет атакован. Степень агрессии позволяет определить, какие именно будут действия: пропаганда и призывы к действиям, либо использование оружие и даже взрывоопасные вещества. Полученные данные используются для превентивных действий, таких как внедрение оперативников в организации и непосредственное участие в терактах, а также для усиления защиты потенциальных целей для подрыва или убийства. В случае с противодействием террористическим актам ОГСБ, оперативники несколько раз продемонстрировали успешные
превентивные меры, так как были хорошо осведомлены о задачах, поставленных перед преступниками и внедренных агентах [Шаравина 2021: 516].
3. Минимизация ущерба. После нескольких проведенных операций и доступу к информационным ресурсам террористической организации,
правоохранительные органы более ясно видят планы и дальнейшие цели для последующего террора. Благодаря этому усиливается реагирование экстренных спецслужб в случае очередного акта террора. Это также способствует ориентированию определенных кадров спецслужб (техников, инженеров, программистов) на
определенные области возможной угрозы: инфраструктуру, технику или социальные сети. Минимизация ущерба позволяет восстановить ущерб от проведенной атаки, а также выявить слабости и недочеты в системе для ликвидации возможности новых ударов в той или иной сферах деятельности общества [Пузырев 2008: 37].
Заключение. Противодействие
терроризму является одной из важных проблем Современного мира. Практически
https://cao.mos.ru/countering-extremism/the-conditions-of-occurrence-of-the-terrorist-threat-and-countermeasures/ (дата обращения: 12.12.2022).
все страны международного сообщества используют совместные усилия для обеспечения как внутренней, так и международной безопасности, что хорошо раскрывается на примере анализа антитеррористической деятельности
Республики Беларусь. Несмотря на низкий уровень угрозы, государство уделяет особое внимание данной проблеме, активно
взаимодействуя со странами СНГ, Западной Европы и даже Азии. Скорее именно благодаря такому серьезному отношению, тщательному планированию и
разнообразным подходам к борьбе с терроризмом, в стране сохраняется низкий уровень угрозы, а сама Республика является одним из наиболее эффективных примеров политики контртерроризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Будницкий О.В., Виноградов В.А., Исэров А.А., Казарцев Е.В., Кашников Б.Н., Суслов Д.В., Урнов М.Ю., Энтина Е.Г. Терроризм: недопустимость оправдания. Исторические, этические и правовые аспекты // Национальный Исследовательский Университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). 2020. С.17.
Гуриева Э.Г. Правовые вопросы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом // Специальность: 12.00.10. - "Международное право. Европейское право". 2004. С.28.
Калишук В.О. Терроризм в Республике Беларусь: истоки и современность // Региональные интеграционные процессы и Беларусь: философско-мировоззренческие основания, тенденции развития, опыт социально-политического моделирования. Белорусская политология: многообразие в единстве: междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 17-18 мая 2018 г.: тез. докл. / Ин-т филос. нац. акад. наук Беларуси, ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: А.А. Лазаревич (гл. ред.). В.Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. Гродно: ГрГУ, 2018. С. 192-195.
Каменков В. С. Образование и наука как субъекты борьбы с терроризмом // Юстиция Беларуси. 2019. № 2. С. 40-44.
Курылев К.П. Западный фланг СНГ и Прибалтика: Итоги 30 лет независимости / отв. ред. К.П. Курылев. М.: URSS. 2023. 300 с.
Курылев К.П., Курбанов Р.М. Понятие "международный терроризм" согласно конструктивистской школе международных отношений // Журнал политических исследований 3 (1), С.76-82.
Киселев А.А. Бомба для генерал-губернатора. Революционный террор и чиновники МВД белорусских губерний в 1905-1907 годах // Беларуская Думка. 2008. №6. С. 48-53.
Муравьев И.В. Правовые основы противодействия терроризму по законодательству Республики Беларусь и Российской Федерации // Правовая культура в современном обществе. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: И.А. Демидова [и др.]. 2019. С. 298-302.
Новикова А.П. и др. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде // СПб.: ООО «Издательство «Русь», 2018. 93 с.
Пузырев Д.А. В системе коллективной безопасности. Вклад Республики Беларусь в борьбу с международным терроризмом // Беларуская Думка, на мiждународнай арэне. 2008. №6. С. 36-41.
Романовский Г.Б. Правовые основы противодействия терроризму в Республике Беларусь // Наука. Общество. Государство. 2018. Т. 6. №3 (23).
Рахимов К.Х. Правовое регулирование противодействия терроризму и экстремизму в государствах Шанхайской организации сотрудничества // Евразийский юридический журнал, изд-во Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина (М.), № 2, (129). 2019. С. 67-70.
Феофанов К.А., Астишина Е.А. Международное сотрудничество стран СНГ в сфере противодействия терроризму // Цивилизационные и социальные истоки международного терроризма, Социально-гуманитарные знания. №5, 2004. С.39-54.
Шаравина А.Д. Террористическая деятельность в Республике Беларусь: суть и способы противодействия со стороны государства // Постсоветские исследования. 2021. Т.4. № 6. С. 510-516.
Шидловский А. В. Уголовно-правовая трактовка международного терроризма в Республике Беларусь в аспекте имплементации международно-правовых норм // Юстиция Беларуси. Юридический научно-практический журнал. 2005. №4. С. 74-79. Korobeev A.I., Kuchina Y.O., KniazevaN.A., KniazevaE.A. Fighting terrorism and extremism in the Russian Federation and worldwide: common issues // Department of Criminal Law and Criminology, Law School, Far Eastern Federal University, 2015. P. 265-278 Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for U.S.
Interests // Congressional Research Service. 2009. № 9. P. 11-13. Roger N. McDermott. Countering Global Terrorism: Developing The Antiterrorist Capabilities Of The Central Asian Militaries // Defense Technical Information Center. 2004. 54 p.
REFERENCES
Budnitsky O.V., Vinogradov V.A., Iserov A.A., Kazartsev E.V., Kashnikov B.N., Suslov D.V., Urnov M.Yu., Entina E.G. Terrorism: the inadmissibility of justification. Historical, ethical and legal aspects // National Research University Higher School of Economics (HSE University). 2020. P.17.
GurievaE.G. Legal issues of cooperation of the CIS member states in the fight against international
terrorism // Speciality: 12.00.10. - "International law. European Law".2004. P.28. Kalishchuk V.O. Terrorism in the Republic of Belarus: origins and modernity // Regional integration processes and Belarus: philosophical and ideological foundations, development trends, experience of socio-political modeling. Belarusian Political Science: Diversity in Unity: International Scientific and Practical Conference, Yanka Kupala State University of Grodno.
2018. P. 192-195.
Kamenkov V.S. Education and science as subjects of the fight against terrorism // Justice of Belarus.
2019. No. 2. P. 40-44.
Kurylev K.P. Western flank of the CIS and the Baltic States: Results of 30 years of independence /
otv. ed. K.P. Kurylev. Moscow: URSS. 2023. 300 p. Kurylev K.P., Kurbanov R.M. The concept of "international terrorism" according to the constructivist
school of international relations // Journal of Political Studies 3 (1), pp. 76-82. Kiselev A.A. A bomb for the Governor-General. Revolutionary terror and officials of the Ministry of Internal Affairs of the Belarusian provinces in 1905-1907 // Belaruskaya Dumka. 2008. №6. P. 48-53
MuravyevI.V. Legal bases of counteraction to terrorism according to the legislation of the Republic of Belarus and the Russian Federation // Legal culture in modern society. Collection of scientific articles of the II International Scientific and Practical Conference. Editorial Board: I.A. Demidova [et al.]. 2019. P. 298-302. Novikova A.P. and etc. Prevention of terrorism and extremism among young people // St. Petersburg:
"Rus" Publishing House LLC. 2018. - P. 93. Puzyrev D.A. In the system of collective security. Contribution of the Republic of Belarus to the fight against international terrorism // Belaruskaya Dumka, In the international arena. 2008. No. 6. P. 36-41.
Romanovsky G.B. Legal bases of counteraction to terrorism in the Republic of Belarus // Science.
Society. State. 2018. Vol. 6. No. 3 (23). Rakhimov K.Kh. Legal regulation of countering terrorism and extremism in the states of the Shanghai Cooperation Organization // Eurasian Law Journal, Moscow Publishing House. state legal acad. them. O.E. Kutafina (M.), Volume 2, No. 129, S. 67-70. FeofanovK.A., AstashinaE.A. International cooperation of the CIS countries in the field of countering terrorism // Civilizational and social origins of international terrorism, Socio-humanitarian knowledge. No. 5, 2004. P.39-54. Sharavina A.D. Terrorist activity in the Republic of Belarus: the essence and methods of counteraction by the state // Post-Soviet studies. 2021. Vol.4. No. 6. P. 510-516.
Shidlovsky A.V. Criminal-legal interpretation of international terrorism in the Republic of Belarus in the aspect of the implementation of international norms of Law // Justice of Belarus. juridical scientific and practical journal. 2005. No. 4. P. 74-79. Korobeev A.I., Kuchina Y.O., KniazevaN.A., KniazevaE.A. Fighting terrorism and extremism in the Russian Federation and worldwide: common issues // Department of Criminal Law and Criminology, Law School, Far Eastern Federal University, 2015. P. 265-278 Nichol J. Armenia, Azerbaijan, and Georgia: Political Developments and Implications for U.S.
Interests // Congressional Research Service. 2009. № 9. P. 11-13. Roger N. McDermott. Countering Global Terrorism: Developing The Antiterrorist Capabilities Of The Central Asian Militaries // Defense Technical Information Center. 2004. 54 p.
ПРИЛОЖЕНИЕ/APPENDIX
Таблица 1
Российская Федерация и Республика Беларусь в рейтинге GTI (2012-2022 гг.)25
201 L2 2014 21 316 20 18 2020 2022
РФ РБ РФ РБ РФ РБ РФ РБ РФ РБ РФ РБ
Индекс GTI 7,068 4,25 6 6,76 2,85 5,43 1,357 5,23 0 4,219 0 4,21 9 0
Место в рейтинг е 9 32 11 53 30 86 34 138 44 135 44 93
Республика Беларусь - показатель GTI (2012-2022 гг.)
26
Рисунок 1.
4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 ^^"Беларусь - показатель GTI (2012-2022 гг.)
Показатели GTI Республики Беларусь и РФ (2012-2022 гг.)
27
Il II I. I
I I
2012 2014 2016 2018 2020 2022 ■ Российская Федерация ■ Республика Беларусь
Рисунок 2
25 Global Terrorism Index. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism (2012-2022) // Institute for Economics & Peace.
26 Там же.
27 Там же.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Васин Андрей Алексеевич — Andrey A. Vasin — master's student of the
магистрант кафедры теории и истории Department of Theory and History of
международных отношений РУДН. International Relations of RUDN University.
Москва, Россия. E-mail: Moscow, Russia. E-mail:
[email protected] [email protected]
Новоселова Майя Георгиевна — Maiia G. Novoselova — master's student of
магистрант кафедры теории и истории the Department of Theory and History of
международных отношений РУДН. International Relations of RUDN University.
Москва, Россия. E-mail: [email protected] Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Рахимов Комрон Хакимджонович — Komron Kh. Rakhimov — Ph.D.,
к.и.н., ассистент кафедры теории и истории Assistant of the Department of Theory and
международных отношений РУДН, History of International Relations, RUDN
руководитель Сектора Центральной Азии University, Head of the Central Asia Sector of
Центра исследований постсоветских стран, the Center for Studies of Post-Soviet Countries,
Москва, Россия, Е-mail: rakhimov- Moscow, Russia, Е-mail: rakhimov-