Научная статья на тему 'ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СУТЬ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА'

ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СУТЬ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
473
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛОРУССИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шаравина Арина Дмитриевна

За последние десятилетия террористическая деятельность становится более глобальной проблемой, которая представляет опасность не только национальному государству, но и мировому сообществу в целом. В данной статье рассматривается проблема терроризма в рамках Республики Беларусь. В работе затронут исторический аспект развития терроризма, а также его следственно-причинные связи. Ключевым моментом в статье является описание специфики и особенностей законодательной базы Республики Беларусь по вопросам противодействия террористической деятельности. Важен тот факт, что правительство на постоянной основе ведёт работу по совершенствованию национального законодательства, нацеленного на сокращение угроз развития терроризма, так как появляются всё новые проблемы с распространением терроризма. В настоящее время данное государство принимает активное участие по борьбе с международным терроризмом. Стоит отметить, что Белоруссия является довольно активным участником всех основных договоров по проблеме распространения террористической деятельности в мире, разработанные ООН. За последние несколько лет Республика Беларусь стала площадкой проведения многих ключевых и важных мероприятий, нацеленных на поиск методов по борьбе с терроризмом. Среди таких можно считать: Международные конференции - «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху» под руководством ОБСЕ, проведённая в октябре 2018 г., а также «Борьба с терроризмом при помощи инновационных подходов и использования новых и возникающих технологий», состоявшаяся в сентябре 2019 г. Если говорить о региональном уровне, то Белоруссия в рамках СНГ активно занимается модернизацией нормативно-правовой базы по данной проблематике. Стоит обратить внимание на то, что Республика Беларусь учувствует в реализации национальных антитеррористических органов, а также спецподразделений, являясь членом ОДКБ. Также в рамках исследования были изучены террористические организации, действующие на территории государства, а также представлены наиболее значимые и крупные теракты на территории Белоруссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шаравина Арина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORIST ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS: THE ESSENCE AND METHODS OF COUNTERACTION BY THE STATE

Over the past decades, terrorist activity has become a more global problem, which poses a danger not only to the national State, but also to the world community. This article deals with the problem of terrorism within the Republic of Belarus. The paper touches on the historical aspect of the development of terrorism, as well as its causal relationships. The key point in the article is the description of the specifics and features of the legislative framework of the Republic of Belarus on countering terrorist activities. It is important that the Government is constantly working to improve national legislation aimed at reducing the threats of the development of terrorism, as new problems with the spread of terrorism are emerging. Currently, this State is actively involved in the fight against international terrorism. It is worth noting that Belarus is a fairly active participant in all the main treaties on the problem of the spread of terrorist activities in the world, developed by the UN. Over the past few years, the Republic of Belarus has become a venue for many key and important events aimed at finding methods to combat terrorism. Among these are: International conferences- "Preventing and combating terrorism in the digital age" under the leadership of the OSCE, held in October 2018, as well as" Combating terrorism through innovative approaches and the use of new and emerging technologies", held in September 2019. If we talk about the regional level, Belarus is actively engaged in the modernization of the regulatory framework on this issue within the CIS. It is worth paying attention to the fact that the Republic of Belarus participates in the implementation of national anti-terrorist bodies, as well as special one’s divisions, being a member of the CSTO. The study also examined terrorist organizations operating on the territory of the state, as well as presented the most significant and major terrorist attacks on the territory of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СУТЬ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА»

Научная статья / Research article

Террористическая деятельность в Республике Беларусь: суть и способы противодействия со стороны государства

А. Д. Шаравина

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия e-mail: 1032201991@rudn.ru

Аннотация. За последние десятилетия террористическая деятельность становится более глобальной проблемой, которая представляет опасность не только национальному государству, но и мировому сообществу в целом. В данной статье рассматривается проблема терроризма в рамках Республики Беларусь. В работе затронут исторический аспект развития терроризма, а также его следственно-причинные связи. Ключевым моментом в статье является описание специфики и особенностей законодательной базы Республики Беларусь по вопросам противодействия террористической деятельности. Важен тот факт, что правительство на постоянной основе ведёт работу по совершенствованию национального законодательства, нацеленного на сокращение угроз развития терроризма, так как появляются всё новые проблемы с распространением терроризма. В настоящее время данное государство принимает активное участие по борьбе с международным терроризмом. Стоит отметить, что Белоруссия является довольно активным участником всех основных договоров по проблеме распространения террористической деятельности в мире, разработанные ООН. За последние несколько лет Республика Беларусь стала площадкой проведения многих ключевых и важных мероприятий, нацеленных на поиск методов по борьбе с терроризмом. Среди таких можно считать: Международные конференции - «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху» под руководством ОБСЕ, проведённая в октябре 2018 г., а также «Борьба с терроризмом при помощи инновационных подходов и использования новых и возникающих технологий», состоявшаяся в сентябре 2019 г. Если говорить о региональном уровне, то Белоруссия в рамках СНГ активно занимается модернизацией нормативно-правовой базы по данной проблематике. Стоит обратить внимание на то, что Республика Беларусь учувствует в реализации национальных антитеррористических органов, а также спецподразделений, являясь членом ОДКБ. Также в рамках исследования были изучены террористические организации, действующие на территории государства, а также представлены наиболее значимые и крупные теракты на территории Белоруссии.

Ключевые слова. Республика Белоруссия, террористическая деятельность, способ противодействия, террористическая группировка.

Для цитирования: Шаравина А.Д. Террористическая деятельность в Республике Беларусь: суть и способы противодействия со стороны государства. Постсоветские исследования. 2021;4(6): 510-516.

Terrorist activity in the Republic of Belarus: the essence and methods of counteraction by the state

Arina D. Sharavina

RUDN University, Moscow, Russia e-mail: 1032201991@rudn.ru

Abstract. Over the past decades, terrorist activity has become a more global problem, which poses a danger not only to the national State, but also to the world community. This article deals with the problem of terrorism within the Republic of Belarus. The paper touches on the historical aspect of the development of terrorism, as well as its causal relationships. The key point in the article is the description of the specifics and features of the legislative framework of the Republic of

Belarus on countering terrorist activities. It is important that the Government is constantly working to improve national legislation aimed at reducing the threats of the development of terrorism, as new problems with the spread of terrorism are emerging. Currently, this State is actively involved in the fight against international terrorism. It is worth noting that Belarus is a fairly active participant in all the main treaties on the problem of the spread of terrorist activities in the world, developed by the UN. Over the past few years, the Republic of Belarus has become a venue for many key and important events aimed at finding methods to combat terrorism. Among these are: International conferences- "Preventing and combating terrorism in the digital age" under the leadership of the OSCE, held in October 2018, as well as" Combating terrorism through innovative approaches and the use of new and emerging technologies", held in September 2019. If we talk about the regional level, Belarus is actively engaged in the modernization of the regulatory framework on this issue within the CIS. It is worth paying attention to the fact that the Republic of Belarus participates in the implementation of national anti-terrorist bodies, as well as special one's divisions, being a member of the CSTO. The study also examined terrorist organizations operating on the territory of the state, as well as presented the most significant and major terrorist attacks on the territory of the Republic of Belarus.

Key words. Republic of Belarus, terrorist activity, method of counteraction, terrorist group.

For citation: Sharavina A.D. Terrorist activity in the Republic of Belarus: the essence and methods of counteraction by the state. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(6):510-516. (In Russ.)

Введение. Стоит начать с того, что Республика Беларусь на протяжении долгого времени считается одной из самых безопасных и стабильных стран в мире, но за последние несколько дней ситуация изменилась. На 2020 год, согласно Индексу глобального терроризма ^И), Беларусь занимает 135 позицию из 163 возможных, это говорит о том, что в принципе уровень терроризма в данной стране находится на низком уровне, но всё же он присутствует. 1

Каковы же причины появления и распространения терроризма в Белоруссии? На возникновение террористической деятельности в Республике Беларусь влияет множество как внешних, так и внутренних факторов.

Что касается внешних факторов, то к ним можно отнести удобное географическое расположение государства для транзита не только наркотиков, но и огнестрельного оружия, различных взрывчатых и отравляющих веществ, а также незаконных мигрантов, которые могут быть причастны к меж-

дународным террористическим организаци-ям.2

Если говорить о внутренних факторах, то их намного больше. В первую очередь стоит упомянуть развитие кризисной ситуации в экономической сфере, что в свою очередь ухудшает материальные условия жизни граждан Белоруссии. Также ещё одной причиной можно считать чрезмерную классовую разницу населения, что может быть причиной частой озлобленности, агрессивности, роста преступности и не веру в действия и решения правительства. Стоит отметить, то за последние пару лет наблюдается тенденция к разрешению конфликтных ситуация и противоречий именно силовыми методами. Ещё одним фактом, который влияет на развитие террористических организаций считается нелегальная деятельность преступных групп, которая занимается изготовлением различных самодельных взрывчатых устройств. Наиболее ключевой причиной, по моему мнению, можно считать недостаточную эффективность работы органов власти и управления, правоохранитель-

1 Индекс глобального терроризма, Режим доступа:

https://www.visionofhumanity.org/wp-

content/uploads/2020/11/GTI-2020-web-1.pdf

2 Министерство иностранных дел Республики Беларусь. Режим доступа:

https://mfa.gov.by/mulateral/global_issues/global_securit y/counter_terrorism/

ных органов, что, в свою очередь влияет на увеличения процента обеспокоенности со стороны местного населения. Также в Белоруссии существуют многочисленные диаспоры выходцев из Кавказских регионов, которые могут «подорвать» национальную безопасность республики.1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в все перечисленные аспекты, так называемые, причины могут стать серьёзной проблемой для республики Белоруссии и привести к распространению терроризма на её территории.

Террористические группировки на территории Республики Беларусь. В первую очередь, необходимо отметить тот факт, что в Белоруссии нет чётко определённых террористических группировок, имеющих определённое название или наименование. За все террористические акты, совершённые на территории Республики, ответственными являются либо группы лиц, в которых есть непосредственный лидер, либо человек, действующий в одиночку. Стоит рассмотреть несколько наиболее явных примеров террористических группировок, действующих на территории Белоруссии:

1) Террористическая группировка под предводительством Николая Автуховича, который был дважды судим за неуплату налогов в особо крупном размере и за незаконное хранение оружия. Также другими членами группировки, на сегодняшний день, являются Рязанович Любовь (организатор службы такси), Павел Сава (безработный) и Сергей Резанович (православный священник), а также некоторые другие лица. Вышеперечисленные занимались взрывами домов, а также движимого имущества сотрудников правоохранительных органов в Республике Беларусь. Они причастны к следующим эпизодам террористического характера: взрыв автомобиля сотрудника МВД с использованием тротиловой шашки, а также взрыв машины и жилого дома инспектора РОВД. В настоящее время все участники

1 Антитеррористический центр государств-участников содружества независимых государств. Режим доступа:

https://www.cisatc.org/1289/135/155/280/7913.

данной группировки задержаны и находятся в СИЗО.2

Стоит отметить, что в результате следствия в гараже Автуховича были обнаружены: автомат Калашникова, тротиловые шашки, гранаты, пистолеты, глушители, а также пятилитровые бутылки, предназначенные для организации взрывов и поджогов. Сейчас же все задержанные сотрудничают со следствием и дают показания3.

2) Террористическая группировка во главе с Игорем Олиневичем.

Игорь и ещё 3 экстремиста были задержаны на границе с Украиной. Задержанные устраивали серию нападений и поджогов на государственные органы власти Белоруссии, и после всего собирались вернуться обратно на украинскую территорию, откуда они родом. Во время задержания при них были обнаружены: огнестрельное оружие с боеприпасами, травматический пистолет, ручная граната, а также разнообразные виды холодного оружия, в числе которых перцовый баллончик и топор. Интересен тот факт, что экстремисты использовали различную компьютерную технику для связи и видеонаблюдения, а также слежения: при них были обнаружены ноутбуки, GPS - трекеры, фотоаппараты и видеорегистраторы. Участники данной группировки преследовали цель радикализации и дестабилизации ситуации в Белоруссии. На счету Олиневича и остальных несколько террористических актов: поджог здания ГАИ в Мозыре, нападения на здание управления Госкомитета судебных экспертиз в Солигорске и на районную прокуратуру. В настоящее время экстремисты задержаны. 4

Теракты. За всё существование современной Белоруссии, на её территории было совершено несколько крупных террористических актов. Стоит отметить, что несмотря на расследования, виновные за террористическую деятельность не были найдены. Ни-

2 Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Режим доступа: http://kgb.by/ru/obschaya-№т/

3 Новостной канал «Белта+», Режим доступа: https://www.belta.by/search/findTags/241

4 Антитеррористический центр государств-участников содружества независимых государств. Режим доступа: https://www.cisatc.org/1289/135/155/280/7913.

же приведён список наиболее жестоких актов нам территории Белоруссии:

1) 2001 г. - подрыв посольства России в Белоруссии с помощью ручной гранаты РГД-5. По данному делу никто не был задержан.

2) Сентябрь 2005 г. - два взрыва в г. Витебск. Первый произошёл возле автобусной остановки «Площадь Свободы» в сквере на проспекте Фрунзе в районе 19:00, а второй через несколько дней возле кафе «Эридан». В результате было ранено 52 человека. Взрыв был произведён с помощью специальной «банки», начинённой болтами, гайками и железными обрезками.

3) Июль 2008 г. - взрыв в Минске во время праздничного концерта, посвященного «Дню независимости».

4) 2011 г. - теракт Минском метрополитене, 15 человек погибло, более 400 были ранены. За данный террористический акт были осуждены и приговорены к смертной казни 2 граждан из Белоруссии. Также, стоит отметить, что их также осудили и за взрывы в 2005 г.

5) 2012 г. - ряд незначительных террористических актов.

6) 2015 г. - взрыв рядом с магазином, погиб 1 мужчина. 1

Анализируя вышеперечисленные акты террористической деятельности, можно сказать о том, что на территории Белоруссии был совершён только один крупный террористический акт, который унёс множество жизней. На современном этапе на территории Белоруссии совершаются незначительные террористические акты, совершённые немногочисленными террористическими группировками.

Способы противодействия террористической деятельности в Республике Беларусь. В первую очередь стоит отметить, что Белорусское законодательство не отличается наличием большого количества статей, посвящённых террористической деятельности на территории государства. Главным элементом обеспечения национальной безопасности в борьбе с терроризмом явля-

1 Новостной канал «Белта+», Режим доступа: https://www.belta.by/search/findTags/241

ется 6 статья Закона Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом». Многие считают, что данный акт был принят после событий 11 сентября 2001

г. как некий ответ на возросшую междуна-

2

родную террористическую угрозу.

Последние обновления были утверждены 26 октября 2012 г. Законом Республики Белоруссия №435-3, в котором более чётко были прописаны все понятия, цели, а также положения. Изначально терроризм понимался как террористический акт с действиями уголовного преступления. С изменениями в 2012 году была добавлена новая характеристика - «социально-политическое криминальное явление», которое предполагает наличие некой идеологии, а также практики применения. Ещё одним интересным фактом можно считать добавление цели терроризма, которая заключается в «воспрепятствование политической или иной общественной деятельности, провокация международных осложнений или войны, устрашение населения, дестабилизация общественного порядка». Данный пункт закреплён в законе не просто так, а с учётом некоторых дестабилизирующих факторов, так как правительство настроено на то, чтобы закрепить свой политический режим и сделать всё возможное для его сохранения.

В ст. 2 Закона РБ говорится о принципах борьбы с терроризмом. Интересен тот факт, что в данной статье не говорится ни о защите основных прав свобод граждан, ни о защите лиц, подвергшихся опасности в результате террористического акта, как например, закреплено Российском законе. Но, содержатся такие принципы, как «минимальные уступки террористу» и «информирование общественности об акте терроризма и о проведении контртеррористических операций».3

Также в Законе РБ особое внимание уделяется развитию именно международно-

2 Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом», режим доступа: http://kgb.by/ru/zakon77-3/

3 Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом», режим доступа: http://kgb.by/ru/zakon77-3/

го терроризма, который понимается как «террористическая деятельность, осуществляемая террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства, гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства, в случае, когда террорист и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств». Добавление данного понятия очень актуально в настоящее время, так как граждане одного государства могут учувствовать в террористической деятельности на территории другого. Приобретя опыт ведения военных действий, а также опыт подрывной деятельности, гражданин возвращается на свою Родину и тем самым представляет опасность для граждан и государства [Перевалов 2012: 43-50].

Ещё одним добавлением от 26 октября 2012 г. стала статья о борьбе с терроризмом в воздушном пространстве государства Беларусь. Она заключается в следующем: при наличие достоверных сведений об использовании воздушного судна с целью терроризма, а также при отсутствии ответа со стороны пилота на просьбу о принудительном приземлении, воздушное судно подвергается уничтожению.

В ст. 14 Закона РБ «О борьбе с терроризмом» говорится о процессе ведения переговоров с террористами, при этом подчёркивается, что к переговорному процессу допускаются только руководители оперативного штаба по управлению КТО. Особое внимание уделяется вопросу о выдаче террористам каких-то ни было лиц, оружия и боеприпасов, а также других средств, которые могут быть угрозой жизни и здоровью людей. Также прописан пункт о том, что переговорный процесс не может быть основанием или даже условием для освобождения террористов от ответственности [Федоров 2017].

Важным моментом в урегулировании террористической деятельности считается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2013 г. № 65, в

котором утверждается Концепция борьбы с терроризмом. В данной концепции, с целью минимизации последствий актов терроризма, предлагается «психологическая коррекция личности». 1

Интересно, что 12 мая 2016 г. было принято постановление Совета Министров Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь № 12 «О Концепции научно-технической программы Союзного государства «Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства» («ДНК-идентификация»)». В основу данной программы входит использование новых технологий в целях быстрого раскрытия террористических актов.

Стоит отметить, что Республика Беларусь ратифицировала почти все международные конвенции, относящиеся к терроризму, включая Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, Конвенцию ООН о борьбе с захватом заложников, Конвенцию о борьбе с бомбовым и финансовым терроризмом.

Заключение. В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время растёт уровень не только национального, но и международного терроризма в мире, и многие страны всеми усилиями стараются предотвратить террористические акты. Белоруссия является той страной, в которой уровень террористической деятельности считается невысоким, но несмотря на это, в связи с нестабильной ситуацией в самой стране, терроризм может получить своё дальнейшее распространение. Если говорить о способах противодействия, то на сегодняшний момент белорусское законодательство в полной мере имеет правовую основу по борьбе с террористической деятельностью.

1 Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом», режим доступа: http://kgb.by/ru/zakon77-3/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бахлова О.В. Интеграционное взаимодействие в борьбе с терроризмом как транснациональной угрозой (на примере союзного государства Беларуси и России) // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 65-70.

Калишук В. О. Терроризм в Республике Беларусь: истоки и современность, ГрГУ, 2018. - С. 192-195.

Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции, Москва: Волтерс Клувер, 2005. - 865 с.

Мисник В.Л., Миськевич А.В. Организационно-правовые основы международного сотрудничества Республики Беларусь в сфере борьбы с терроризмом // Проблемы управления (Минск). 2006. № 4 (21). С. 101-106.

Муравьев И.В. Правовые основы противодействия терроризму по законодательству Республики Беларусь и Российской Федерации // В сборнике: Правовая культура в современном обществе. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. Научное электронное текстовое издание. Редколлегия: И.А. Демидова [и др.]. 2019. С. 298-302.

Муравьёва А.А., Серафимович Я.А. Концепция борьбы с терроризмом в Республике Беларусь // В сборнике: Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Могилев, 2021. С. 253-255.

Олейник Е.Ю. Интенсификация исламистского терроризма в отражении принт-медиа Беларуси // Весшк БДУ. Серыя 4: Фшалопя. Журналютыка. Педагопка. 2016. № 3. С. 101-105.

Перевалов Д.В. Специальный комплексный административно-правовой режим обеспечения безопасности критически важных объектов в Республике Беларусь, 2012. № 8. С. 43-50.

Пиджаков А.Ю., Решецкий Ф.Н., Байрамов Ш.Б. Уголовно-правовое регулирование борьбы с терроризмом в Республике Беларусь // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2008. № 3 (32). С. 300-304.

Федоров А.В. Глобальный терроризм: национальные и международные возможности противодействия, 2017.

REFERENCES

Bahlova O.V. Integracionnoe vzaimodejstvie v bor'be s terrorizmom kak transnacional'noj ugrozoj (na primere soyuznogo gosudarstva Belarusi i Rossii) // Social'no-politicheskie nauki. 2016. № 2. S. 65-70.

Kalishuk V.O. Terrorizm v Respublike Belarus': istoki i sovremennost', GrGU, 2018. - S. 192-195.

Luneev V.V. Prestupnost' XX veka: mirovye, regional'nye i rossijskie tendencii, Moskva: Volters Kluver, 2005. - 865 s.

Misnik V.L., Mis'kevich A.V. Organizacionno-pravovye osnovy mezhdunarodnogo sotrudnichestva Respubliki Belarus' v sfere bor'by s terrorizmom // Problemy upravleniya (Minsk). 2006. № 4 (21). S. 101-106.

Murav'evI.V. Pravovye osnovy protivodejstviya terrorizmu po zakonodatel'stvu Respubliki Belarus' i Rossijskoj Federacii // V sbornike: Pravovaya kul'tura v sovremennom obshchestve. Sbornik nauchnyh statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnoe elektronnoe tekstovoe izdanie. Redkollegiya: I.A. Demidova [i dr.]. 2019. S. 298-302.

Murav'yova A.A., Serafimovich YA.A. Koncepciya bor'by s terrorizmom v Respublike Belarus' // V sbornike: Gosudarstvo i pravo: aktual'nye problemy formirovaniya pravovogo soznaniya. Sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mogilev, 2021. S. 253255.

Olejnik E.YU. Intensifikaciya islamistskogo terrorizma v otrazhenii print-media Belarusi // Vesnik BDU. Seryya 4: Filalogiya. ZHurnalistyka. Pedagogika. 2016. № 3. S. 101-105.

Perevalov D. V. Special'nyj kompleksnyj administrativno-pravovoj rezhim obespecheniya bezopas-nosti kriticheski vazhnyh ob"ektov v Respublike Belarus', 2012. № 8. S. 43-50.

Pidzhakov A.YU., Resheckij F.N., Bajramov SH.B. Ugolovno-pravovoe regulirovanie bor'by s ter-rorizmom v Respublike Belarus' // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2008. № 3 (32). S. 300-304.

Fedorov A.V. Global'nyj terrorizm: nacional'nye i mezhdunarodnye vozmozhnosti protivodej stviya, 2017.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Шаравина Арина Дмитриевна - ма- Arina D. Sharavina, Master in Interna-гистр в области международных отношений tional Relations, RUDN University. Mos-РУДН. Москва, Россия. Email: cow, Russia. Email: 1032201991@rudn.ru 1032201991@rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.