Научная статья на тему 'Проблема технологической компетентности социального педагога с позиций синергетического подхода'

Проблема технологической компетентности социального педагога с позиций синергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' TECHNOLOGICAL COMPETENCE / TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF A SOCIAL TEACHER / SYNERGETIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядвиршис Л.А.

Преобразования, происходящие в системе профессионального образования, приводят к необходимости подготовки профессионально компетентных специалистов. Это требует качественного изменения системы подготовки социальных педагогов с ориентацией на формирование у них технологической компетентности, которая трактуется через призму синергетического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF THE SOCIAL TEACHER FROM POSITIONS OF SYNERGETIC APPROACH

The changes in the system of professional education entails the training of professional, competent specialists. It demands high quality changes in the system of education of social teachers based on the development of technological competence, which is interpreted from the perspective of the synergetic approach.

Текст научной работы на тему «Проблема технологической компетентности социального педагога с позиций синергетического подхода»

УДК 37.013.42

ПРОБЛЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Л.А. Ядвиршис

Преобразования, происходящие в системе профессионального образования, приводят к необходимости подготовки профессионально компетентных специалистов. Это требует качественного изменения системы подготовки социальных педагогов с ориентацией на формирование у них технологической компетентности, которая трактуется через призму синергетического подхода.

Ключевые слова: технологическая компетентность социального педагога, синергетический подход, организационно-педагогические условия формирования технологической компетентности у студентов.

В последние годы возрос интерес исследователей к научному обоснованию преобразований, происходящих в системе профессионального образования. Одно из направлений в исследованиях, вызывающих актуальный научный интерес, - синергетический подход.

Синергетика рассматривается в науке как постнеклассическое междисисциплинарное направление исследований процессов самоорганизации в различных системах, в том числе образовательных. В связи с этим в русле наших исследований представляется продуктивным анализ формирования технологической компетентности будущих социальных педагогов с позиций синергетики.

Синергетика обращается к понятию открытости сложных социальных систем, к которым относится и образовательно-воспитательный процесс вуза. Его специфика как социально-педагогической системы состоит в том, что его функционирование тесно связано с открытой социальной средой, которая, в свою очередь, характеризуется отсутствием четких, строго очерченных, формализованных структур. Обучающемуся при этом обеспечивается свобода выбора формы обучения, возможность выбора видов самостоятельной работы, скорости и динамики образовательного процесса в целом. В условиях, когда студенты становятся полноценными субъектами своего образования, эта возможность представляется решающей.

Таким образом, социально-педагогическая система вуза объективно становится открытой для влияния извне. Образовательные контакты складываются как формализованные общественные отношения (преподаватели-студенты), неформализованные, свободно складывающиеся отношения (с друзьями, с соседями, в семье) и внеличностные отношения (с культурной средой). Все эти многообразные контакты должны учитываться в образовательном процессе вуза, так как их воздействие на обучающихся может носить противоречивый характер и препятствовать успешному функционированию социально-педагогической системы вуза.

В соответствии с общими принципами методологии синергетики следует по-иному взглянуть на образовательную систему вуза. Если представить его как сложную, открытую, нелинейную систему, то ее развитие происходит в соответствии с общими универсальными механизмами самопроизвольного возникновения, относительного устойчивого существования и саморазрушения составляющих его структур. Эти процессы сопровождаются довольно обширной системой флуктуаций, которые сообщают процессу обучения как социально-педагогической системе специфическое состояние неустойчивости [3]. Тем самым образовательный процесс вуза развертывается через неустойчивость, случайность, на основе закономерностей таких ритмов, как подъем-спад-застой-подъем. Это предъявляет новые требования к проектированию и моделированию образовательного процесса вуза как социальной системе, обладающей неустойчивой, нестабильной, спонтанной активностью.

Поскольку социально-педагогическая система вуза не только система целерациональная, но и проективная, в программу ее саморазвития заложены стратегические приоритеты:

- самосохранение или поддержание процесса функционирования;

- воспроизводство элементов для дальнейшего развития;

- динамическое равновесие с внешней (открытой) социальной средой.

В свете идей синергетики преподаватель вуза в своей деятельности должен отдавать себе отчет в ограниченности целенаправленных обучающих воздействий на студентов, согласовывать цели своей работы с тенденциями их социального развития. Отсюда важнейшим принципом социально-педагогической деятельности преподавателя вуза постепенно становится обучение, опирающееся на самоорганизующую, самосозидающую активность студентов.

На этой теоретической основе представляется возможным рассмотреть проблему формирования технологической компетентности социального педагога. Единого понимания технологической компетентности социального педагога в современной педагогической науке не существует, из чего следует, что методологическая база подобных исследований достаточно ограничена.

В современной научной литературе авторы трактуют понятие технологической компетентности по-разному: как интегративную личностную характеристикоу, включающую в себя необходимые качества личности, мотивацию, социальные, поведенческие, этические установки; как функциональную систему креативно-технологических знаний, способностей и стереотипов инструментализованной деятельности по преобразованию педагогической действительности [2, с. 33-41].

Мы представляем технологическую компетентность как сочетание личностных особенностей и качеств, позволяющих умело выполнять определенные профессиональные действия, а также как способность к высокопроизводительному труду, доскональное знание своего дела и др. По нашему мнению, обладать технологической компетентностью - значит вычленять основную задачу (проблему) и находить способы ее оптимального решения в реальной профессиональной деятельности [5, с. 11-15]. Исходя из такого понимания технологической компетентности, мы полагаем, что технологическая компетентность социального педагога - составляющая профессиональной компетентности педагога, компоненты которой обусловлены современными представлениями о социально-педагогической деятельности.

Основываясь на этих взглядах, в нашем исследовании мы рассматриваем формирование технологической компетентности социального педагога через анализ возможностей учебного процесса вуза как технологизированной системы образования, функционирующей на основе идей синергетики.

При этом мы опираемся на идею, что в процессе обучения преподавателю приходится не только планировать и осуществлять строго управляющие воздействия, но и опираться на потенциал самих студентов и учитывать специфику их микросоциума (семьи, друзей, работы), социально-воспитательные воздействия в которой носят стохастический характер. Следует учитывать, что какими бы продуманными не были управляющие воздействия в образовательном процессе вуза, судить о его эффективности возможно при наличии обратной связи, так как процесс управления образованием в сложных динамических системах протекает как совокупность нелинейных причинно-следственных зависимостей, и именно обратная связь свидетельствует о самоуправляемости социально-педагогической системы вуза.

Структура технологической компетентности социального педагога, по нашему мнению, включает четыре компонента:

1) мировоззренческий - целостное личностное самосознание, адекватная самооценка представителя культурной общности, этноса, социума;

2) когнитивный - наличие системы теоретических знаний о технологии социального воспитания;

3) операциональный - владение собственно воспитательными технологиями, методами, способами социально-педагогического взаимодействия;

4) личностный - этические и социальные позиции и установки, черты личности социального педагога, социально-психологическая компетентность в области межкультурного взаимодействия с клиентами различных типов.

Высокий уровень развития технологической компетентности социального педагога обеспечивает:

- изменение ориентации процессуальной стороны образовательного процесса с формирующего (знаниевого) на развивающий, деятельностный, личностно ориентированный;

- создание благоприятных условий по формированию личностно-ценностных мотивов профессионального образования студентов;

- целенаправленное формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов на основе синергетического подхода как совокупности универсальных способов деятельности: познавательных, творческих, организационных, коммуникативных, личностных.

Все эти параметры сформированности технологической компетентности социального педагога возможно обеспечить в условиях, когда студенты в учебном процессе выступают полноценными субъектами своего образования на основе самосозидающей активности. Такое обучение становится нелинейным и асимметричным в силу постоянно меняющихся

обстоятельств, при этом мы стараемся обеспечить оптимальное соотношение управляемости и спонтанности при освоении новых образовательных технологий.

Наиболее эффективными технологиями обучения в достижении этой цели мы считаем технологии проектирования социально-педагогической деятельности социального педагога, социально-обучающие технологии, технологии электронного и дистанционного обучения, кейс-технологии, технологии интерактивного (диалогового) обучения, деловые игры [1].

Многие формы работы предлагают сами студенты, которые объединяются в проблемные группы и становятся субъектами обучения своих товарищей. Это позволяет контролировать и корректировать учебный процесс на основе принципа воспитывающего характера контроля, который активизирует творческое и сознательное отношение студентов к учебе, стимулирует рост познавательных потребностей и интересов [4, 237].

Использование синергетического подхода в обучении студентов современным социально-педагогическим технологиям способствует обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми приемами и методами педагогического взаимодействия. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок студентов и преподавателей содействует формированию нового, более универсального профессионального образования.

The changes in the system of professional education entails the training of professional, competent specialists. It demands high quality changes in the system of education of social teachers based on the development of technological competence, which is interpreted from the perspective of the synergetic approach. The key words: technological competence of a social teacher, the synergetic approach, pedagogical conditions of the development of students' technological competence.

Список литературы:

1. Антюхов, А.В., Ретивых, М.В., Фомин, Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Учебное пособие для магистров и аспирантов. / Антюхов А.В., Ретивых М.В., Фомин Н.В. М.: Педагогическое общество России, 2013.

2. Манько, Н.Н. Технологическая компетентность педагога / Н.Н. Манько // Школьные технологии. 2002. № 5.

3. Пригожин, И. Природа, наука и новая реальность // В поисках нового мировоззрения: / Е. Пригожин и Н. Рерихи. М., 1990.

4. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд - Ростов н/Д: Феникс,

2011.

5. Ядвиршис, Л.А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально-педагогической деятельности / Л.А. Ядвиршис // Образование и общество. 2007.№ 1.

Об авторе

Ядвиршис Л. А. - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.