Научная статья на тему 'Проблема связки как организующего элемента предложения'

Проблема связки как организующего элемента предложения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗКА (СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ) / КОПУЛА (КОПУЛЯТИВНЫЙ ГЛАГОЛ) / КОНЦЕПЦИИ СВЯЗКИ В ЛОГИКЕ / КОНЦЕПЦИИ СВЯЗКИ В ЛИНГВИСТИКЕ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Александрова Марина Леонидовна

В статье автор анализирует существующие концепции связки и связочных конструкций и делает попытку определить основные проблемы, связанные с эволюцией воззрений на значение глагольной связочности, ее статус и роль, а также сущность основных подходов к ее изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution Of Views On The Constructions Of The Copula

The author analyzes the existing concepts of the copula and the constructions of the copula, and attempts to identify the main problems associated with the evolution of views on the importance of verbal copula, its status and role, and the nature of the main approaches to its study.

Текст научной работы на тему «Проблема связки как организующего элемента предложения»

лингвистические исследования

удк 81.00

М.Л. Александрова

проблема связки как организующего элемента

предложения

в статье автор анализирует существующие концепции связки и связочных конструкций и делает попытку определить основные проблемы, связанные с эволюцией воззрений на значение глагольной связочности, ее статус и роль, а также сущность основных подходов к ее изучению.

Ключевые слова: связка (связочный глагол) / копула (копулятивный глагол), концепции связки в логике, концепции связки в лингвистике, грамматический подход, лексико-грамматический подход.

M.L. Alexandrova

the evolution of views on the constructions

of the copula

The author analyzes the existing concepts of the copula and the constructions of the copula, and attempts to identify the main problems associated with the evolution of views on the importance of verbal copula, its status and role, and the nature of the main approaches to its study.

Key words: link/linking verb, copula/copula verb, the concepts of the copula in the logic, the concepts of the copula in linguistics, the grammatical approach, the lexical-grammatical approach.

З -

Значение глагольной связочности в языке неоднократно становилось объектом многих лингвистических исследований, поскольку эта проблема затрагивает вопрос как о синтаксической структуре предложения, так и вопрос о ее роли и статусе в синтаксических конструкциях именного типа. Для обозначения связочного глагольного элемента в именной конструкции в лингвистической литературе используются термины «связка»/«связочный глагол» и «копула»/«копулятивный глагол».

Впервые понятие связки возникло в логико-грамматических концепциях языка греческих мыслителей. В логической структуре предложения-суждения, представленной формулой S est P., связка «est» является постоянным компонентом и выражает отношение между субъектом и предикатом [Арутюнова 1999: 453]. Таким образом, первичным для связки являлось значение бытия, выраженное глаголом существования «быть», поскольку истинность суждения является отношением к действительности. Однако Аристотель полагал, что связка утратила «вещественное» значение и «указывает лишь на некую связь, которую, однако, нельзя мыслить без составляемых» [там же: 454]. То есть связка - синкатегорематическое слово, выполняющее две функции: выражение синтаксической соотнесенности субъекта с предикатом и утверждение истинности суждения. В лингвистике сочетанием этих функций определяется предикативное отношение. Концепции связки, сложившиеся в период античной и средневековой науки в XVII в. нашли свое отражение во всеобщих (спекулятивных) грамматиках, имеющих логические основания. Грамматисты Пор-Рояля выделяют в предложении два обязательных члена - субъект и атрибут, между которыми находится связка.

В XVIII - 1-ой половине XIX вв. такие русские языковеды, как М.В. Ломоносов, Л.-Г. Якоб, И. Орнатовский, А.Х. Востоков, И.И. Давыдов и др., продолжали развитие концепции связки, сложившейся в европей-

ских всеобщих грамматиках. Связка продолжала считаться необходимым компонентом предложения-суждения. Так, А.Х. Востоков пишет, что «всякое предложение состоит из двух частей, называемых подлежащим и сказуемым», однако, продолжает он, «между подлежащим и сказуемым должна быть связь» [Востоков 1852: 222]. Следуя общей для логизированных грамматик тенденции к унифицированному анализу глагольных и именных сказуемых, автор объединяет связку со сказуемым. Следовавший логической традиции Ф. И. Буслаев, на основании того, что «самим сказуемым обозначается уже его связь с подлежащим» [Буслаев 1959: 8], также не выделяет связку в качестве третьей самостоятельной составляющей предложения-суждения. И.И. Давыдов, анализируя состав предложения суждения, утверждал, что «сверх двух существенных элементов в предложении находится связь, которою сказуемое с подлежащим соединяется в одно целое» [Давыдов 1854: 272]. По Давыдову, данная связь выражается или глаголом «есть», или же окончанием сказуемого. Позднее, в соответствии с новыми направлениями мысли, проблема связки видоизменялась, но продолжала изучаться в рамках предикативного отношения, а также в рамках структуры и значения именного сказуемого. Таким образом, сохранив позицию только компонента составного именного сказуемого, связка выражает его грамматические значения и представлена глаголом «быть», либо его лексикализованными эквивалентами - полусвязочными глаголами.

К концу XIX в. наблюдается рост интереса грамматистов к форме и типологическим особенностям языка, посредством которого осуществляется отход от логических оснований синтаксиса. Так, бытийная связка все больше ассоциируется с лингвистической проблематикой, а именно с ее грамматическими, типологическими и семантическими основаниями. Р. Зимек утверждает, что «связку в грамматике следует понимать иначе, чем в логике: необходимо руководствоваться подлинно лингвистическим кри-

лингвистические исследования

терием» [Цит. по: Арутюнова 1999: 457]. С новой волной влияния на лингвистику логических теорий (начало XX в.), в которых связку поглотило более широкое понятие пропозициональной функции, связка была объединена с признаковым значением, то есть предикатом. Таким образом, к концу XX в. вопрос о месте связки в логике и в лингвистике не нашел своего разрешения, однако в настоящее время наблюдается тенденция к изучению связки как лингвистического явления.

На сегодняшний день еще одним спорным вопросом является вопрос о взаимодействии лексического и грамматического значений в связочном глаголе, т.е. считать ли связку единицей грамматического или лексико-грамматического плана. существуют различные точки зрения на определение сущности связочного глагола и его функций, которые могут быть сведены к двум основным подходам: грамматическому и лексико-грамматическому.

в соответствии с грамматическим подходом связка обладает лишь грамматическим значением, что исключает возможность реализации ее лексического наполнения. Подобное понимание сущности глагола-связки представляет классическую точку зрения признанных отечественных ученых (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба). Согласно данному подходу, все определения связочного глагола свидетельствуют о понимании лингвистами его роли в предложении как грамматического компонента, служащего целям организации структуры высказывания и выражению логического отношения между субъектом и именным предикатом. в результате статус связочного глагола в лингвистической литературе определяется как служебный. Служебные слова в лингвистике определяются как «лексически несамостоятельные слова, служащие для выражения различных семантико-синтаксических отношений между словами, предложениями и частями предложений, а также для выражения разных оттенков субъективной модальности».

Так, например, A.A. Потебня, считая связку особым словом, заключающим в себе предикативную связь, но важное не само по себе, а как средство присоединения атрибута к подлежащему, утверждает, что связка в противоположность вещественному имеет формальное значение, что отрицает существование логической связки. A.A. Шахматов также считает связку служебным словом, служащим «для соединения в составе одного предложения членов его между собой» [Шахматов 1941: 46]. Вслед за Шахматовым и в.в. виноградовым, грамматисты ставят связочный глагол в один ряд с такими служебными словами, как предлоги, союзы и частицы.

Классический подход, таким образом, базируется на признании за связочным глаголом лишь чисто грамматической функции соединения слов. Подобные идеи развиваются в более поздних работах отечественных и зарубежных лингвистов. Дж. Лайонз, определяя связочный глагол как «фиктивный», считает его семантически пустым: «связка - это не лексическая единица, а чисто грамматический «фиктивный» глагол» [Лайонз 1978: 367]. Автор утверждает, что связка порождается грамматическими правилами языка в случае отсутствия в предложении глагольного элемента, который обычно «несет» в себе определенные признаки.

Однако ряд лингвистов (Н.Ю. Шведова, В Н. Белоусов, Г.К. Касимова, В Н. Ярцева и др.) выражают сомнение по поводу определения связочного глагола как единственно «оформителя грамматической предикативности». Так, по мнению О.С. Ахмановой, «грамматическое значение не существует реально как таковое отдельно от лексического» [Ахманова 1957: 68].

Таким образом, в рамках лексико-грамматического подхода считается, что реализация связочного значения возможна не только традиционно признаваемым связочным глаголом «быть», но также другими, различными по лексическому содержанию глаголами. связочному глаголу свойственно указание не на существование или возник-

новение самого предмета, а на существование или появление в нем новых свойств и качеств. В этом заключается отличие предложений со связочным глаголом в именной конструкции от бытийных предложений. Н.Ю. Шведова считает значение связочного глагола опосредованным, а «собственно признак обозначается глаголом только в совместной реализации с другим словом», связочный глагол, таким образом, выполняет функцию указания на существование или появление какого-либо признака, характеризующего субъект [Шведова 1964: 323]. Связочным глаголам несвойственно называть действие, что отличает их от смысловых (знаменательных) глаголов, однако они обладают определенным, хотя в некоторых случаях и очень обобщенным, лексическим значением. Об этом свидетельствует функционирование в языке так называемых полуслужебных связок, которые в силу частого использования их в функции связочных обнаруживают высокую степень граммати-кализованности. Это означает утрату ими в значительной степени лексического значения и сохранение в своей семантике лишь указания на форму существования признака, выраженного предикативом. Выполняя функцию грамматического соединения субъекта и предиката предложения, представленного именем, такой глагол сохраняет

обобщенное лексико-грамматическое значение перехода в новое состояние или сохранение состояния.

Таким образом, как показывает анализ литературы, понятие связки / связочного глагола на протяжении нескольких веков рассматривается и логиками, и лингвистами. Логики изучают связку в рамках предикативного отношения и в рамках структуры и значения именного сказуемого. В результате чего связка была объединена с предикатом. лингвисты же изучают грамматические, типологические и семантические особенности связки. Так, к XX в. связка не находит своего места ни в логике, ни в лингвистике. Что подтверждается материалом китайского языка, где отсутствует понятие «бытия», однако широко используются связочные глаголы. Различные толкования связки порождали развитие определенных теорий, в результате чего оформились два основных подхода к определению сущности и функций связки. Сторонниками первого, классического, подхода являются многие признанные отечественные лингвисты. однако многие лингвисты выражают сомнение по поводу употребления связоч-ного/копулятивного глагола в единственно грамматической функции. Наличие сторонников у каждого подхода свидетельствует об отсутствии однозначного решения данной проблемы в настоящее время.

Литература

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. Востоков А.Х. Сокращенная русская грамматика / А.Х. Востоков. - СПб., 1852. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка / Ф.И. Буслаев. - М., 1959. Давыдов И.И. Опыт общесравнительной грамматики русского языка / И.И. Давыдов. - Спб., 1854.

Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. - М., 1941. Джон Лайонз. Введение в теоретическую лингвистику. - М.: Прогресс, 1978. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С. Ахманова - М., 1957. Шведова Н.Ю. Изменения в системе простого предложения // Изменения в системе простого и осложненного предложения / Н.Ю. Шведова. - М., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.