Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ В ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / СТРЕСС / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стригельская Ирина Юрьевна, Запрометова Светлана Андреевна, Федоров Валерий Иванович

Поведение человека в стрессовых ситуациях во многом определяется его жизненным опытом, воспитанием, характером, темпераментом, половой принадлежностью и даже генетикой. Некоторым людям изначально присуща стойкость к стрессовым факторам, в то время как другие более подвержены их влиянию. Период экзаменационной сессии всегда был связан для студентов с высоким уровнем интеллектуальных нагрузок, а влияние стресс-факторов современной окружающей среды существенно повышает данную нагрузку. В данной статье предпринята попытка проанализировать проблему стрессоустойчивости студентов 1 и 3 курса вуза в период экзаменационной сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стригельская Ирина Юрьевна, Запрометова Светлана Андреевна, Федоров Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF STRESS TOLERANCE OF STUDENTS DURING THE EXAMINATION SESSION AT THE UNIVERSITY

A person's behavior in stressful situations is largely determined by his life experience, upbringing, character, temperament, gender, and even genetics. Some people are inherently resistant to stressful factors, while others are more susceptible to their influence. The period of the examination session has always been associated for students with a high level of intellectual loads, and the influence of stress factors of the modern environment significantly increases this load. This article attempts to analyze the problem of stress resistance of 1st and 3rd year students of the university during the examination session.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ В ВУЗЕ»

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ В ВУЗЕ Ирина Юрьевна Стригельская, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Андреевна Запрометова, старший преподаватель, Валерий Иванович Федоров, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет)

Аннотация

Поведение человека в стрессовых ситуациях во многом определяется его жизненным опытом, воспитанием, характером, темпераментом, половой принадлежностью и даже генетикой. Некоторым людям изначально присуща стойкость к стрессовым факторам, в то время как другие более подвержены их влиянию. Период экзаменационной сессии всегда был связан для студентов с высоким уровнем интеллектуальных нагрузок, а влияние стресс-факторов современной окружающей среды существенно повышает данную нагрузку. В данной статье предпринята попытка проанализировать проблему стрессоустойчивости студентов 1 и 3 курса вуза в период экзаменационной сессии.

Ключевые слова: психологическая устойчивость и неустойчивость, стресс, экзаменационная сессия, стрессоустойчивость, студенты, темперамент, гендерные особенности, модель развития стрессоустойчивости.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p472-476

PROBLEM OF STRESS TOLERANCE OF STUDENTS DURING THE EXAMINATION SESSION AT THE UNIVERSITY Irina Yuryevna Strigelskayа, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Andreevna Zaprometova, the senior teacher, Valery Ivanovich Fedorov, the senior teacher, Saint-Petersburg State Institute of Technology (Technical University)

Abstract

A person's behavior in stressful situations is largely determined by his life experience, upbringing, character, temperament, gender, and even genetics. Some people are inherently resistant to stressful factors, while others are more susceptible to their influence. The period of the examination session has always been associated for students with a high level of intellectual loads, and the influence of stress factors of the modern environment significantly increases this load. This article attempts to analyze the problem of stress resistance of 1st and 3rd year students of the university during the examination session.

Keywords: psychological stability and instability, stress, examination session, stress resistance, students, temperament, gender characteristics, model of stress resistance development.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблеме психологической устойчивости человека уделяется существенное внимание со стороны психологов, психиатров, педагогов-психологов, в то время как примерно две тысячи лет назад молодого человека из общества собирателей и охотников волновали лишь добыча пропитания, защита жилья и своего племени от нападения диких животных. Современные болезни вряд ли знакомы нашим предкам. Сейчас человек имеет другие наборы симптомов и другие диагнозы, на возникновение которых оказывает влияние целый ряд факторов, таких, как, например, эмоциональный стресс, социальное положение в обществе, материальный достаток, наличие друзей и тех, кто может его выслушать и поддержать в момент сильного напряжения или переживания трудной жизненной ситуации [1].

Учебный стресс и негативные воздействия экзаменационных сессий отрицательно влияют на студентов, иногда это приводит к общей дезадаптации и психологической не-

устойчивости.

Эмоциональную устойчивость подростков исследовали П.Б. Зильберман, В.А. Ма-рищук, Л.В. Митина; нравственную устойчивость описывал в своих трудах В.Э. Чуднов-ский; устойчивость форм поведения довольно подробно рассмотрена в трудах Л.И. Божо-вич. Проблему психологической устойчивости молодежи исследовали В.П. Крупник, Е.Н. Лебедева и целый ряд других известных ученых.

Ученые выделяют следующие основные отличия психологической устойчивости от неустойчивости:

в первом случае при осознании трудности происходит поиск способа её преодоления, вследствие чего снижается уровень негативных эмоций и заметны улучшения психического состояния;

во втором случае, поиск способа преодоления трудности будет иметь хаотичный характер, усугубляющий психическое состояние и увеличивающий уровень негативных эмоций и напряжения.

Иными словами, можно сказать, что при сформированной психологической устойчивости, организм будет системно подходить к задаче, оценивая и находя действенные способы для её решения, а хаос будет лишь усугублять развитие событий.

Актуализация характерных совладающих стилей поведения определяются комплексом индивидуальных особенностей: индивидуально-типических свойств темперамента, личностной тревожности, самооценки и локуса контроля. Люди, характеризующиеся реальным восприятием себя и активным оптимизмом более стрессоустойчивы, чем субъекты с пассивным и пессимистичным психологическим типом.

Психологические типы реалиста и активного пессимиста обладают обширными качествами активности и оптимизма, они реально воспринимают себя. Типы активный пессимист, пассивный оптимист и пассивный пессимист можно охарактеризовать как пессимистичные и пассивные. Эмоциональная стабильность присуща сангвиникам и флегматикам, а нейротизмом обладают меланхолики и холерики.

Как показывает статистика, феномен стресса свойствен разным категориям населения, но особенно выражен среди молодых людей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Молодежь - это одна из незащищенных групп, в наибольшей степени подверженная влиянию стресса. Сам стресс может возникнуть от несоблюдения режима учебы и отдыха, переживания экстремальных, чрезвычайных, либо трудных жизненных ситуаций, которые приводят к дезадаптации личности, затрагивают её картину мира, либо воспринимаются самим человеком, как необычные и требуют новых способов поведения или реакций.

В целом, стрессоустойчивость представляется возможным определить как интегра-тивное психологическое образование, включающее в себя личностный компонент, определяющий развитие когнитивной, мотивационной и эмоционально-регулятивной функций и поведенческий компонент, включающий актуализацию и применение антистрессовых стратегий [1].

Для выявления проявлений стресса у студентов в период экзаменационной сессии и оценки стрессоустойчивости нами была использована методика «Тест на учебный стресс» (Ю.В. Щербатых).

На рисунках 1 и 2 представлены проранжированные средние арифметические результаты общей картины стресса с учётом отдельных проблем, которые влияют на стрес-соустойчивость студентов первых и третьих курсов.

Проявление стресса, связанного с учебой, 1 курс

Рисунок 1 - Проранжированные проявления стресса, связанные с учёбой у 1-х курсов

Проявление стресса, связанного с учебой, 3 курс

Рисунок 2 - Проранжированные проявления стресса, связанные с учёбой у 3-х курсов

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что наиболее встречающимися проявлениями стресса, связанного с учёбой, у студентов третьих курсов, как и у студентов первых курсов, являются спешка, ощущение постоянного дедлайна, дефицита времени; нарушения сна. Наименее встречающимися являются проблемы с желудочно-кишечным трактом.

На рисунке 3 представлены процентные показатели ответов студентов первых и третьих курсов на вопрос: «Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами?»

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что уровень волнения перед экзаменами у студентов первых курсов выше, чем у студентов третьих курсов. Самый низкий показатель волнения - 4 балла (ниже среднего), что говорит нам о том, что студенты не только первых, но и третьих курсов испытывают стресс.

25 24

3 курс

7 6 5 4 3

Сила волнения перед экзаменами (баллы)

Рисунок 3 - Результаты ответов студентов 1 и 3 курсов на вопрос о силе их волнения перед экзаменами

На рисунках 4 и 5 представлены проранжированные приёмы снятия стресса, которые практикуют студенты первых и третьих курсов вуза.

Рисунок 4 - Приёмы снятия стресса, практикуемые студентами третьего курса

% 100 90

О/Г "7

Рисунок 5

Приемы снятия стресса

Приёмы снятия стресса, практикуемые студентами первого курса

Исходя из данных результатов, мы можем констатировать, что наиболее частым способом снятия стресса у студентов третьих курсов является сон. Вторым по частоте способов снятия стресса является вкусная еда, а наименее встречаемым способом является алкоголь. У студентов первых курсов, так же, как и у третьих курсов, наиболее частым способом снятия стресса, является сон. Второй по частоте способ - общение с друзьями и

родными, это можно объяснить особенностями возраста испытуемых (16-17 лет - юношеский возраст), наименее встречаемым способом снятия стресса являются половые отношения.

ВЫВОДЫ

Согласно результатам исследования, молодые люди знакомы с методами преодоления стресса и считают себя достаточно психологически устойчивыми к нему, однако не спешат эти методы применять на практике, не воспринимая стрессовые ситуации всерьез.

С нашей точки зрения, наиболее эффективна модель развития стрессоустойчиво -сти студентов, предложенная М.Л. Хуторной [4]. Она включает следующие блоки: интеллектуальные испытания, учебная деятельность, предметно-профессиональное самоопределение, тренинг личностного роста, тренинг антистрессовых стратегий, психологическая саморегуляция, конструктивные механизмы личности, тестовые стратегии (дотестовые, тестовые, послетестовые), индивидуально-психологические характеристики, неконструктивные механизмы личности и этапы тренинга. Реализация данной модели будет эффективна не только в период экзаменационной сессии, но и на протяжении всего периода обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хуторная, М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Хуторная Маргарита Леонидовна Тамбов, 2007. -25 с.

REFERENCES

1. Khutornaya, M. L. (2007), Development of stress resistance of students in the conditions of intellectual tests, dissertation, Tambov.

Контактная информация: aevi-tsk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2021

УДК 159.943.8

КВАЛИФИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МВД ОБУЧЕНИЮ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ

Алексей Олегович Цыганок, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Александрович Стишак, доцент, Агадаш Мухьеддин Оруджев, доцент, Андрей Викторович

Фока, преподаватель, Сергей Шамилевич Ялышев, преподаватель Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

В статье представлена экспериментальная методика, направленная на повышение мотивации курсантов МВД к изучению темы боевые приемы борьбы предусматривающая присвоение условной квалификации по результатам испытаний рубежного контроля. Выявлено, что стремление обучаемых в присвоении права обозначить на форме, для занятий по теме, определенного вида визуального обозначения, указывающего на факт результативно пройденного испытания, повышает мотивацию обучаемых к качественному освоению приемов и действий, рекомендованных руководящими документами, совершенствованию физических качеств. Успешное прохождение всех испытаний по условиям экспериментальной методики формирует у обучаемых уверенность в практическом применении боевых приемов борьбы для служебной деятельности.

Ключевые слова: квалификация, мотивация, стимулирование, боевые приемы борьбы, физические качества, физическая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.