Научная статья на тему 'Проблема становления профессиональной Я-концепции в юношеском возрасте'

Проблема становления профессиональной Я-концепции в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
845
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РОВЕСНИКИ / АЛЬТЕРНАТИВЫ / SELF-CONCEPT / PERSONALITY / ADOLESCENCE AGE / PROFESSIONAL SELFDETERMINATION / PERSONS OF THE SAME AGE / ALTERNATIVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мираширова Наргиза Анваровна

Статья посвящена раскрытию проблемы становления личности молодежи. Характеризуется профессиональное самоопределение и формирование Я-концепции у лиц юношеского возраста. Рассматривается стратегия принятия решения при выборе профессии как важный этап в становлении человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Professional Self-Concept Formation in Adolescence

The article is devoted to disclosing an actual problem, that of formation of a youth identity. Professional self-determination and formation of self-concept in the youthful age are characterized. The decision-making strategy in choosing a career-path is highlighted as an important stage in the development of a person.

Текст научной работы на тему «Проблема становления профессиональной Я-концепции в юношеском возрасте»

► ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9 ББК 88.37

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

PROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-CONCEPT FORMATION IN ADOLESCENCE

Мираширова Наргиза Анваровна

Старший преподаватель Ташкентского Педагогического Университета имени Низами E-mail: indira.rahimova.1987@mail.ru

Mirashirova Nargiza A.

Senior lecturer at Tashkent State Pedagogical University named after Nizamiy E-mail: indira.rahimova.1987@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена раскрытию проблемы становления личности молодежи. Характеризуется профессиональное самоопределение и формирование Я-концепции у лиц юношеского возраста. Рассматривается стратегия принятия решения при выборе профессии как важный этап в становлении человека.

Ключевые слова: Я-концепция, личность, юношеский возраст, профессиональное самоопределение, ровесники, альтернативы.

Abstract. The article is devoted to disclosing an actual problem, that of formation of a youth identity. Professional self-determination and formation of self-concept in the youthful age are characterized. The decision-making strategy in choosing a career-path is highlighted as an important stage in the development of a person.

Keywords: Self-concept, personality, adolescence age, professional self-determination, persons of the same age, alternatives.

Современное общество направляет усилия на формирование гармонично развитой Личности, личности строящей не только себя, но и созидающей материальные и духовные блага. Формирование профессионала - задача первостепенная в условиях мирового экономического кризиса. ХХ в. знаменит ростом научно технического прогресса, тогда как XXI в. ознаменован развитием информационных технологий. Это определяет и всю совокупность исследований, направленных на изучение Личности в условиях роста информационных

технологий. Особую актуальность приобретают исследования, предметом которых является подготовка высококвалифицированных специалистов, работающих в области воспитания и образования подрастающего поколения.

К этой сфере относятся педагоги, психологи, социологи, воспитатели и тренеры, наставники. Работа с молодежью требует от этих специалистов необходимых навыков и умений в обработке и передачи носимого общественного опыта в форме доступной для молодежи информации. Приоритетная задача в деле подготовки специалистов-психологов становится развитие профессиональной Я-концепции будущих психологов.

Психология - наука, занимающаяся раскрытием законов и закономерностей развития психики, как свойства высокоорганизованной материи, заключающейся в субъективном отражении объективной реальности. Специалисты-психологи направляют свои усилия не только на понимание данного сложного процесса, но и на то, чтобы объяснить специфику протекания психических явлений, свойств и состояний.

Процесс становления Личности психолога сложен. Он затрагивает механизмы формирования Я-концепции под воздействием общеизвестных в психологии факторов (общение). Развитие Я-концепции, профессионально значимых личностных качеств, профессиональной Я-концепции проходит под влиянием носимых знаний психологии как науки. Иными словами, познавая науку (психологию), человек познает себя, познавая требования науки, человек познает проблемы и находит в себе резервы и потенциалы для их решения. Решая научные и житейские проблемы, человек становится Личностью и Специалистом.

По мнению А. Н. Леонтьева, «действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром» [1, с. 130]. Профессиональная деятельность психолога затрагивает все сферы его отношений с миром.

Структура личности психолога в отличие от других специалистов включает, по мнению А. Н. Леонтьева, «многообразные отношения, в которые человек вступает в действительности, является объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности» [2, с. 224].

Разрешая данные конфликты, специалист психолог становится Личностью. Так личностный рост становится фундаментом для роста профессионального, и, в свою очередь, овладение профессионально значимыми личностными качествами становится почвой для личностного роста.

Существенное значение в этом процессе отводится возрастным особенностям. Юношеский возраст - возраст личностного, профессионального самоопределения, становления профессиональной Я-концепции. Успешность профессиональной самореализации в той или иной степени зависит от зрелости личности. Личность при профессиональном самоопределении имеет возможность получения индивидуального опыта принятия решения.

Освоение профессии психолога в период юности становится знаменательным еще и тем, что лежащие в основе профессии значимые личностные качества становятся актуальными и в связи с решением возрастных задач самоопределения и развития сознательной

саморегуляции. Период юношеского возраста - период формирования активной позиции, ценностной ориентации, профессионального и личностного самоопределения.

Психология как наука и как будущая профессия в юности привлекательна тем, что она дает возможность для развития индивидуального сознания путем познания законов и закономерностей развития психики. Индивидуальное сознание, по мнению А. Н. Леонтьева, «не есть только знание, только в этом движение, отражающее движение самой реальной жизни субъекта, которое оно опосредует; <. .> только в этом движении знания обретают свою отнесенность к объективному миру и свою действенность» [2, с. 227]. В этом процессе формируются не только знания о себе, но и осознание себя. Период юности характерен именно тем, что приходят в действие механизмы самосознания, рефлексии и саморегуляции (Р. И. Суннатова) и индивидуальной мыслительной деятельности. За весь период жизненного становления именно юности свойственно воплощение в реальность своей индивидуальности.

Юность - уникальная пора развития человека. В возрастной психологии принято считать, что основным новообразованием юношеского возраста является готовность к самоопределению, которая предполагает:

• сформированность на высоком уровне психологических структур, в первую очередь самосознания;

• развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых особое место занимают нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы;

• становление предпосылок индивидуальности как результат осознания и развития способностей.

Вместе с тем психологическая готовность к взрослой жизни, стремление занять в ней достойное человеком место, предполагает не столько завершение в своем формировании психологических структур и качеств, а определенную зрелость личности, заключающейся в том, что у лиц юношеского возраста сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие субъекту возможность непрерывного роста его личности (И. В. Дубровина).

Рассматривая взросление в самом процессе становления личности, М. Д. Шарипова выделяет профессиональное самоопределение как в некотором смысле самостоятельную структуру.

В психологической науке накоплен опыт, позволяющий оценить осложнения, возникающие в процессе профессионального самоопределения, осознанного выбора профессии. Суть его состоит в том, что выбор профессии юношей (девушкой) рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия решения. Анализ ошибок при выборе профессии в процессе обдумывания своего будущего позволяет преодолеть трудности этого процесса. Этот подход правомерен, так как выбор стратегии профессионального самоопределения - один из первых самостоятельных шагов юноши в условиях высокой личной, групповой, социальной значимости.

Любое решение, даже интуитивное, принимается путем внутренней работы мозга человека: размышления, переживания, поиск и восприятие информации. Принятие

решения о выборе той или иной профессии и самореализации проходит несколько этапов: постановка проблемы - поиск компетентных лиц - поиск информации - создание образа профессии и концепции ее реализации.

Этапы принятия решения по выбору профессии:

1. Решение начать выбирать профессию, возникновение проблемы - первый этап.

2. Второй этап связан с решением вопроса о том, кто бы мог бы помочь в разрешении поставленной проблемы. На этом этапе обознается круг компетентных лиц, кто бы мог решить эту проблему.

3. Третий этап - сбор информации, отражающий существенные моменты конкретной ситуации выбора.

4. На четвертом этапе строится образ профессии, создается концепция видения проблемы. Далее следует поиск вариантов решения.

На каждом из перечисленных этапах в качестве наиболее значимых лиц для юноши выступают в той или иной степени ровесники.

При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивное решение, рискованное решение, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения [3].

Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. В случае очевидных противоречий с реальностью индивидом совершаются произвольные допуски. Критическая оценка гипотез неполноценна. Варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью. Лица юношеского возраста, демонстрирующие данный стиль, производят впечатление незрелой, инфантильной личности. Влияние межличностных отношений на выбор этого способа решения очевиден. Юноша подвержен влиянию идей окружающих.

В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рисковых решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная фрагментарная их критичность. Юноша осуществляет свой выбор в угоду референтной группы в противовес старшим (родителям), кому-то назло, либо, напротив, чтобы доказать свою уникальность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полноценной и планомерной последующей критической оценкой. Этим юношам присуще ведение спора как с ровесниками, так и со старшими. Они критически относятся к любого рода информации внешне, но внутренне у них идет большая работа по созданию необходимого образа профессии.

Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находят с некоторым трудом.

Инертное решение является результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке. Представителей этого типа отличает «застревание» на оценке возможных отрицательных последствий с принятием одного конкретного варианта. В данном варианте межличностные отношения могут как стимулировать выбор, так и, напротив, вызывать усугубление ощущения неуверенности.

Индивидуальные стили принятия решения являются отражением как индивидуально-психических, так и личностных особенностей лиц юношеского возраста. Как

инертные, так и импульсивные методы требуют коррекции, которая может осуществляться совместно с референтной группой во время доверительных бесед, при анализе сюжетов художественных произведений, обсуждении проблемных ситуаций.

Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 2. - М., 1983.

3. Гинзбург М. Р. Психология самоопределения: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1996. - 261 с.

4. Большая психологическая энциклопедия психологических тестов. - М., 2009.

5. Клищевская К. М. Профессионально значимые качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестн. Московского гос. ун-та. Сер. 14: Психология. - 1999. - № 4. - С. 76-79.

6. Бодалев А., Столин В. Общая психодиагностика. - М., 1988.

References

1. Leontiev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost. Moscow, 2005.

2. Leontiev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya: in 2 vol. Vol. 2. Moscow, 1983.

3. Ginzburg M. R. Psikhologiya samoopredeleniya. ScD dissertation (Psychology). Moscow, 1996. 261 p.

4. Bolshaya psikhologicheskaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. Moscow, 2009.

5. Klishchevskaya K. M. Professionalno znachimye kachestva kak neobkhodimye i dostatochnye usloviya prognozirovaniya uspeshnosti deyatelnosti. Vestn. Moskovsk-ogo gos. un-ta. Ser. 14: Psikhologiya. 1999, No. 4, pp. 76-79.

6. Bodalev A., Stolin V. Obshchaya psikhodiagnostika. Moscow, 1988.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.